По вопросам экспертизы промышленной безопасности / Протокол Росстроя от 20 ноября 2007 г. № 48
Как поставить скважину на кадастровый учет — инструкция
Люди, владеющие участком с частным домом или дачей, часто нуждаются в создании собственной скважины. Это удобно, ведь объект получает собственное водоснабжение, а земля с растительностью — источник для полива. И если с технической частью трудности возникают редко, вопрос официального оформления вызывает ряд трудностей у большинства граждан. Как поставить скважину на кадастровый учет? Нужно ли это делать, и в каких случаях? Какие разновидности скважин существуют, и в чем их особенности? Рассмотрим эти нюансы подробно.
ВИД СКВАЖИН И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Организуя водоснабжение на собственном участке, люди часто принимают решение о необходимости создания скважин. При этом становится вопрос юридического оформления конструкции в государственных органах власти. Это объясняется жесткими требованиям к изготовлению скважины, которая должна соответствовать нормам законодательства. При этом необходимость регистрации зависит от типа конструкции.
При организации водоснабжения на собственном ЗУ возможно два варианта скважины:
- «На песок». Особенность такого способа заключается в бурении на малую глубину, составляющую от 20 до 50 метров. Цель работ заключается в достижении верхнего слоя воды. Особенность скважины «на песок» в том, что она имеет минимальную производительность и редко дает больше 500 л в час. При этом ресурс не превышает 5-10 лет. Цель создания заключается в обеспечении хознужд. Пи этом в законе РФ «О недрах» (статье 13) указано, что создание такого типа скважины допускается без официального оформления в государственных органах. Получать разрешение на работы, а в последующем ставить водяную скважину на кадастровый учет не требуется.
- «На известняк». Такие системы называются артезианскими. Для достижения слоя воды требуется бурение на большую глубину — от 40 до 100 метров и более. В некоторых случаях требуется углубление на 300-350 метров. Артезианская вода находится между разными слоями земли, которые сами по себе ее не содержат. Как результат, она надежно защищена от попадания осадков или прочих посторонних жидкостей. Особенность артезианской скважины — выдача исключительно чистой воды, богатой минералами и полезной для здоровья. Производительность достигает 2,5-3 тысяч литров в час. Ресурс, как правило, превышает 7-10 лет.
КАК ВОДЯНУЮ СКВАЖИНУ ТРЕБУЕТСЯ СТАВИТЬ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ?
Выше отмечалось, что необходимость регистрации оговаривается в законе «О недрах», принятом более 25 лет назад (еще в 1992-м). В нем указано, что человек вправе без юридического оформления сделать у себя на участке скважину «на песок» или колодец. Главное требование, чтобы вода извлекалась из первого водоносного слоя.
По-иному обстоит вопрос с артезианской скважиной. Вода с такой глубины относится к категории природных ресурсов и имеет высокую ценность. Это значит, что извлечение с подобной глубины требует лицензирования. Если человек сделал скважину «на известняк», но не оформил нее на законодательном уровне (не получил паспорт, не поставил на кадастровый учет), эксплуатация конструкции запрещена. Такое изделие должно быть зарегистрировано с учетом требований законодательства.
Нарушение рассмотренных требований ведет к начислению штрафов и демонтажу установленной аппаратуры. Кроме того, упомянутые санкции возможны и в ином случае. К примеру, человек оформил разрешение, как того требует законодательство, но эксплуатация проходит с нарушениями. Если последние имеют серьезный характер, возможно более серьезное наказание — вплоть до уголовной ответственности. Главное разобраться, как поставить водяную скважину на кадастровый учет, каким правилам следовать при ее создании, и что из документов может потребоваться для оформления (в том числе для СНТ).
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ ДЛЯ БУРЕНИЯ
Перед юридическим оформлением артезианской скважины (подготовкой пакета бумаг и оформлением лицензии) важно проверить соответствие земельного надела требованиям законодательства. К таковым стоит отнести:
- В радиусе до 0,3 км от места бурения не должно быть опасных источников, которые могут стать причиной заражения добываемой воды. К этой категории относятся промпредприятия, атомные электрические станции и другие потенциально опасные объекты.
- На удалении до 30 метров не должно быть построек, растительности и сооружений.
- Запрещено в радиусе до 0,2 км наличие объектов, которые несут биологические риски и повышают вероятность заражения воды. Речь идет о канализационных стоках, свалках и прочем.
- В месте создания артезианской скважины не должно быть коммуникаций, а сама почва не должна быть насыщена удобрениями на химической основе.
- Обязательное условие — ограждение участка с помощью забора. к следующему этапу — официальному оформлению.
После выполнения указанных требований переходим к следующему этапу.
СОЗДАНИЕ СКВАЖИНЫ — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
В законодательстве не предусмотрено условий, позволяющих частному лицу добывать воду путем создания скважины «на известняк». Но при определенных обстоятельствах и доказательстве важности таких работ уполномоченный орган вправе выдать разрешение. К подобным обстоятельствам стоит отнести:
- Возле места, где планируется проведение работы, отсутствует возможность получения воды из иных источников.
- Артезианская скважина уже сделана и остается вопрос ее постановки на кадастровый учет.
Процесс оформления проходит с привлечением специального органа — МПР и Э. При наличии соответствующей заявки специалисты структуры выезжают на объект для проведения исследования на месте. Они осматривают ЗУ и принимают решение — давать разрешение или нет. При отсутствии оснований для отказа, заявитель вправе переходить к сбору бумаг.
СОБИРАЕМ ДОКУМЕНТЫ
Чтобы поставить скважину на кадастровый учет потребуются такие бумаги:
- Заявление пользователя на проведение бурильных работ.
- Генплан ЗУ.
- Ситуационный план, относящийся к инфраструктурной части земельного надела.
- Бумага, подтверждающая права аренды или владения ЗУ.
- Свидетельство из ФНС.
- Кадастровый план.
- Данные из паспорта и информация о банковском счете.
ОСТАЛЬНЫЕ ШАГИ
Далее постановка на учет проходит при условии прохождения таких шагов:
- Определяем потреблением воды за 24 часа и согласовываем этот параметр с органом МПР и Э (обращаться необходимо в местную структуру).
- Добиваемся разрешения от Роспотребнадзора в создании 1-го пояса санитарного участка, имеющего размеры 600*600 см. При определенных обстоятельствах площадь области разрешается уменьшить вдвое.
- Утверждаем проектную документацию на сооружение в Облкомводе.
- Отдаем бумаги в Департамент, занимающийся вопросами земельных недр.
- Получаем разрешение на бурение (имеет вид лицензии). Документ выдается в случае позитивного решения вопроса.
После завершения работ приглашаем специалистов ля изготовления скважины. Стоит отметить, что одновременно с лицензией заявителю передается дополнительное соглашение. В нем указывается требование проверять подземные воды и выполнять обязательства перед ФНС за использованием недр земли.
КАК ПОСТАВИТЬ ВОДЯНУЮ СКВАЖИНУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ — ИНСТРУКЦИЯ
Как только конструкция готова, ее требуется правильно оформить юридически. Чтобы поставить на кадастровый учет скважину СНТ или на другом участке, проходим следующие шаги:
- Обращаемся в Департамент, занимающийся вопросами пользования земельными недрами. Специалисты этой структуры проводят геологическую экспертизу и дают результаты обследования.
- Обустраиваем санзону вокруг конструкции с требуемым радиусом, согласованным с уполномоченными органами.
- Ожидаем, пока работники Роспотребнадзора проанализируют воду на состав. Далее они делают выводы и дают заключение о возможности употребления жидкости с учетом ее потенциальной опасности или безвредности для здоровья.
- Ставим скважину на кадастровый учет и вводим ее в работу.
КАК ПОСТАВИТЬ СКВАЖИНУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ УЖЕ ПОСЛЕ ПОСТРОЙКИ (ЛЕГАЛИЗАЦИЯ)?
Бывает, когда на ЗУ скважина на «известняк» уже сделана, но лицензия не оформлена. Наличие такого нарушения требует устранения, о чем обязательно заявят работники Роспотребнадзора. Владелец такого участка получает предписание, где отражается факт нарушения требования законодательства и даются сроки для устранения проблемы. После получения такого документа человек вправе пойти двумя путями:
- Оформить лицензию на скважину (приступить к официальному оформлению).
- Сделать невозможным эксплуатацию изделия (затампонить).
Если человек не выполнил любое из рассмотренных действий, на него накладывается штраф, прописанный в законодательстве. Административное наказание вступает в силу после того, как истекает время, указанное в предписании.
ИТОГИ
Из сказанного видно, что человек вправе сделать на собственном участке два типа скважин — «на песок» или «на известняк». В последнем случае обязательным условием является официальное оформление (получение лицензии). Если проигнорировать это требования, нарушителя ожидают штрафные санкции.
объект не является составной частью объекта капитального строительства . Также существуют сводные перечни видов объектов , предложенные Управлением Росреестра по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в письме №50-700-10.1017/19 от 07.02.2019. Перечень объектов , не относящихся к объектам недвижимости … У многих на слуху понятие « артезианская скважина ». Так вот она является разновидностью водозаборных скважин , той, на которую нужно получать разрешение. Задача всех водозаборных скважин — с помощью специального оборудования поднимать воду с глубин и доставлять в колонку или в дом.
Артезианская скважина это объект капитального строительства
от 20-22 ноября 2007 года N 48
По вопросам экспертизы промышленной безопасности
В работе совещания-семинара приняли участие: начальник ФГУ «Главгосэкспертиза России» С.П.Османов, заместители начальника В.М.Вернигор, Н.В.Богомолова, В.В.Ливитина, начальники отделов объектов энергетического комплекса, промышленной безопасности, объектов горных работ, методологии и работы с филиалами, специалисты указанных отделов и специалисты филиалов Главгосэкспертизы России в области промышленной безопасности (Екатеринбургского, Казанского, Красноярского, Ростовского, Омского, Саратовского, Санкт-Петербургского, Хабаровского и Ханты-Мансийского).
Всего — 39 человек.
Работа совещания проходила в трех группах:
Группа N 1 — ответственный Морозов С.И. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазодобычи, магистрального трубопроводного транспорта и газоснабжения.
Группа N 2 — ответственный Кириенко А.П. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазоперерабатывающих, нефтехимических производств и объектам нефтепродуктообеспечения.
Группа N 3 — ответственный Вернигор В.М. — рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых и подземных работ.
В ходе совещания-семинара состоялся обмен опытом практической работы по проведению экспертизы и подготовке заключений по вопросам промышленной безопасности широкого круга производственных объектов( )различного назначения. Обсуждены также отдельные вопросы, связанные с проведением экспертизы проектной документации особо опасных производственных объектов, по которым имеется неоднозначное толкование, в частности, таких как:
— порядок проведения государственной экспертизы проектов различных категорий скважин;
— необходимость проведения экспертизы декларации промышленной безопасности;
— обоснованность требования о представлении в составе проектной документации сертификатов соответствия применяемого оборудования и разрешения Ростехнадзора на его применение;
— необходимость требования заключений и рекомендаций специализированных организаций при проверке расчетов устойчивости откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, а также нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий.
Рассмотрев и обсудив изложенные выше, а также другие вопросы в области экспертизы промышленной безопасности совещание-семинар приняло следующие решения:
1. Отметить значимость и эффективность проведения подобных совещаний с работниками филиалов Главгосэкспертизы России.
2. Считать целесообразным продолжение работы по методическому обеспечению деятельности филиалов.
3. Принять к сведению пожелания специалистов филиалов о необходимости проведения семинаров-совещаний не менее 2 раз в год.
4. Принять к сведению вопросы о необходимости доукомплектования филиалов специалистами по промбезопасности и горным работам.
5. Обобщить вопросы, поставленные участниками совещания, подготовить и довести до сведения филиалов ответы на указанные вопросы для их использования в практической работе.
МАТЕРИАЛЫ
совещания-семинара ФГУ «Главгосэкспертиза России» по экспертизе промышленной безопасности
Часть I. Ответы на вопросы специалистов филиалов ФГУ «Главгосэкспертиза России»
по экспертизе промышленной безопасности, поставленные на совещании-семинаре
Вопрос 1. Каков порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства следующих категорий скважин: параметрических, разведочных, поисково-оценочных, наблюдательных, нагнетательных, эксплуатационных, учебных, реконструируемых с зарезкой и бурением боковых стволов, реконструируемых для увеличения нефтеотдачи пластов, консервируемых, расконсервируемых, ликвидируемых, водозаборных, артезианских?
Ответ. При решении вопроса о проведении государственной экспертизы на строительство скважин ФГУ «Главгосэкспертиза России» рекомендует руководствоваться следующим.
В соответствии с п.11 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы на федеральном уровне являются опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы.
Понятие «опасного производственного объекта» приведено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Следует учитывать, что такие объекты как скважины также должны быть отнесены к объектам капитального строительства в соответствии с определениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (сооружения или объекты, строительство которых не завершено), поскольку обладают необходимыми признаками объекта капитального строительства, а именно:
являются результатом планируемого и регулируемого воздействия на природную среду, осуществляемого в общественно-полезных (производственных) целях, срок существования (полезного использования) которых не ограничен периодом строительства.
Работы, проводимые при строительстве скважин, относятся к горным работам, а с учетом потенциального наличия опасных веществ, которые существуют на газовых и нефтяных месторождениях, артезианских скважинах, пробуренных на второй и последующие водоносные горизонты, скважины являются опасными производственными объектами.
При проведении государственной экспертизы проектной документации рекомендуется пользоваться приказом МПР России от 07.02.2001 N 126, которым утверждена «Временная классификация скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей) (приложение 2 к приказу). Согласно «Временной классификации скважин. » все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.
Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт скважин подлежат государственной экспертизе на федеральном уровне, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.1, подпункт 11 «г» ст.48.1).
Проекты консервации, расконсервации и ликвидации скважин подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ.
Проведение экспертизы проектов на строительство и эксплуатацию водозаборных и артезианских скважин, пробуренных на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О недрах»).
Дополнительная информация по данному вопросу приведена в части 2 «Справочные материалы».
Вопрос 2. Как формировать раздел «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности» в заключениях государственной экспертизы, если такой раздел не предусмотрен в составе проектной документации, установленном частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ответ. Разработка раздела «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности» в составе проектной документации не предусмотрена, поскольку вопросы промышленной безопасности содержатся во всех разделах проектной документации, за исключением сметной документации и охраны окружающей среды (ОВОС). В нормативных технических документах по промышленной безопасности содержатся требования к проектированию опасных производственных объектов. Поэтому при оценке проектных решений необходимо руководствоваться требованиями нормативных технических документов по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности.
Следует отметить, что в разделе «ИТМГО и ЧС» отражаются вопросы промышленной безопасности, связанные с анализом риска, которые позволяют дать дополнительную оценку проектным решениям.
Раздел «Пожарная безопасность» не всегда содержит требования, изложенные в нормативных технических документах по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности, поэтому эти требования необходимо дополнительно отражать при подготовке раздела «Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности».
При необходимости рекомендуется применять «Отраслевые положения по проведению экспертизы промышленной безопасности» (приведены в части 2 данных материалов).
Вопрос 3. Основным критерием оценки проектных решений является соответствие требованиям технических регламентов. Является ли основанием для выдачи отрицательного заключения несоответствие, например положениям ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации?
Ответ. В соответствии с п.2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты носят рекомендательный характер и, применительно к опасным производственным объектам, подлежат применению в части не противоречащей требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Поэтому выявленные несоответствия национальным стандартам, например требованиям ГОСТ 21.101-97, могут являться основанием для выдачи отрицательного заключения в случае, если при проведении государственной экспертизы указанные несоответствия не позволяют дать положительную оценку требованиям промышленной безопасности.
Вопрос 4. Правомерны ли требования территориальных органов Ростехнадзора о проведении государственной экспертизы проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов в связи с отсутствием заключений по экологической безопасности.
Ответ. Такие требования не правомерны. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Вопрос 5. Является ли правомерным требование о необходимости выделения в составе проектной документации объектов горных работ раздела «Промышленная безопасность»?
Ответ. В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздел «Промышленная безопасность» в составе проектной документации не предусмотрен.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности по объектам ведения горных работ в составе проектно-сметной документации должны быть выделены отдельные разделы, касающиеся аспектов промышленной безопасности, например:
Вопрос 6. При проверке расчетов устойчивости углов откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, рабочих и нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий, нужно ли требовать заключение и рекомендации специализированных организаций, таких как ВНИМИ, или достаточно выполненных проектной организацией расчетов по «Правилам обеспечения устойчивости откосов на угольных разрезах» (ВНИМИ, СПб., 1998 год) и «Методических указаний по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатирующихся карьеров» (ВНИМИ, Л., 1972 год).
Ответ. В соответствии с требованиями пп.50-57 ПБ 03-498-02 «Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом» и пп.50-58 ПБ 05-619-03 «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» параметры бортов объектов открытых горных работ определяются проектом с учетом исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования. Предельные углы откосов бортов объекта открытых горных работ и бортов в целом устанавливаются проектом и могут быть скорректированы в процессе эксплуатации по данным научных исследований, при положительном заключении экспертизы по оценке устойчивости бортов и откосов карьера (п.52 ПБ 03-498-02 и п.53 ПБ 05-619-03).
Расчеты, рекомендации и заключения по устойчивости уступов, бортов и отвалов разреза в опасных зонах, по которым необходима разработка проекта, должны быть выполнены специализированной организацией (п.97 ПБ 05-619-03). Проектные решения основываются на рекомендациях и заключениях, выданных специализированными организациями (п.95 ПБ 05-619-03). Разработка проекта, а также мероприятий по обеспечению безопасности горных работ производится в соответствии с требованиями действующих правил и норм по безопасному ведению горных работ на основании рекомендаций и по конкретным видам опасных зон, а также заключений специализированных организаций (п.108 ПБ 05-619-03). Противооползневые мероприятия для обеспечения устойчивости откосов в опасных зонах на угольных предприятиях разрабатываются горнодобывающим предприятием либо специализированной организацией (п.117 ПБ 05-619-03).
Параметры системы разработки (высота и угол откоса уступов, ширина берм безопасности, предохранительных целиков и др.) при добыче поваренной соли в осадочных бассейнах и соляных озерах определяются проектом на основании рекомендаций специализированных организаций, разработанных исходя из конкретных горно-геологических условий месторождения и типа горнотранспортного оборудования (п.288 ПБ 03-498-02).
Вопрос 7. Принимать ли во внимание расчеты, выполненные по специализированным программам (буровзрывные работы, сейсмобезопасным расстояниям, по расчету водопритоков), и какие имеются утвержденные Ростехнадзором программы по шахтам, разрезам, обогатительные фабрики (ОФ).
Ответ. При рассмотрении проектной документации в качестве обосновывающих материалов допускается использование результатов расчетов, выполненных на программном обеспечении, разрешенном к применению в установленном порядке.
При выполнении расчетов с использованием программного обеспечения в составе проектной документации следует включать сертификат и разрешение на применение используемого программного обеспечения, распечатки с вводимыми исходными данными и результатами расчетов, а также результатами проверочных расчетов, пересчетов и выводимых графических материалов, если это допускается используемым программным обеспечением. В пояснительной записке следует указывать разработчика, наименование и версию применяемого программного обеспечения, номер лицензии на применение программного обеспечения, а также данные по методикам, в соответствии с которыми программным обеспечением выполняются расчеты.
Вопрос 8. По шахтам прогноз газообильности горных выработок, расчет количества воздуха для проветривания очистных и подготовительных забоев, поддерживаемых выработок и шахты в целом приводится в соответствии с действующим «Руководством по( )проектированию вентиляции угольных шахт» (Макеевка-Донбасс, 1989 год, согласовано Госгортехнадзором СССР 18.06.89; согласовано с Госстроем СССР 04.06.89; утверждено Министерством угольной промышленности СССР 15.08.89), «Временным руководством по применению эффективных способов изолированного отвода метана из выработанного пространства за пределы выемочных участков и на поверхность на пологих и наклонных пластах угольных шахт ЗАО УК «Южкузбассуголь» (второе издание, Новокузнецк, 2002 год), программой, разработанной институтом «Гипроуголь». При рассмотрении этих разделов руководствоваться ли этими методиками и программами.
Ответ. Расчеты расхода воздуха необходимо выполнять в соответствии с действующим «Руководством по проектированию вентиляции угольных шахт» (Макеевка-Донбасс, 1989 год). Данное «Руководство. » приведено в «Перечне рекомендуемых нормативных документов угольной промышленности» («Правила безопасности в угольных шахтах» (ПБ 05-618-03), утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 50, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003, регистрационный N 4737).
На базе «Руководства по проектированию вентиляции угольных шахт» разработано программное обеспечение «IRS. Вентиляция. ПЛА», которое утверждено Ростехнадзором.
В соответствии с п.7.5.2 «Акта технического расследования причин аварии, происшедшей 19.03.2007 на филиале «Шахта «Ульяновская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» с 01.10.2007 запрещено использование для расчетов проветривания выемочных участков по комбинированной схеме с использованием газоотсасывающих вентиляторов «Временных руководств по изолированному отводу метана. «, разработанных отдельными компаниями и угледобывающими предприятиями.
Вопрос 9. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации. Обязан ли заказчик представлять ее на экспертизу? Должен ли филиал ее рассматривать? Каким образом отражать правильность ее разработки в экспертном заключении?
объект не является составной частью объекта капитального строительства . Также существуют сводные перечни видов объектов , предложенные Управлением Росреестра по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в письме №50-700-10.1017/19 от 07.02.2019. Перечень объектов , не относящихся к объектам недвижимости … Силосные ямы, выгребные ямы. Водозаборные скважины , созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства , личного подсобного хозяйства, дачного строительства , садоводства.
Скважина и карьеры объекты НВОС? Да!
С 01.01.2021 года в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 внесены изменения, в которых скважины и карьеры можно отнести к объектам 1-4 категории.
Подробнее об этом здесь.
— критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории — осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;
— критерий отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории — осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки).
Постановке на учет подлежит каждая скважина — если объем добычи менее 500 куб.м. в сутки, то ОНВОС 4 категории.
Согласно подпункту б) пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»:
по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения.
Если ваш объект НВОС соответствует этому пункту — то на государственный учет должны поставить скважины в федеральный реестр.
Рекомендации в связи с эим неактуальны:
Методические рекомендации по постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность, связанная с использованием участков недр.
В связи с поступающими обращениями по вопросу отнесения артезианских скважин и рекультивируемых карьеров к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, Росприроднадзор сообщает следующее.
В соответствии с п.8 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.65 Закона № 7-ФЗ перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии ФГЭН). В соответствии с пп «б» п.6 Критериев ФГЭН в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр (за исключением участков недр местного значения) или деятельность по застройке площадей залегания полезных ископаемых, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и, в соответствии с п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).
Таким образом, объект, на котором осуществляется деятельность связанная с пользованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ и пп «б» п.6 Критериев ФГЭН.
Согласно п.7 ст. 65 Закона № 7-ФЗ региональный государственный экологический надзор организуется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в п. 6 ст. 65 Закона № 7-ФЗ. Таким образом, в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр местного значения, такой объект подлежит региональному государственному экологическому надзору и, в соответствии с п.8 ст.69 Закона № 7-ФЗ подлежит учету в региональном государственном реестре объектов НВОС.
Учитывая, что Законом 7-ФЗ государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр определен как часть государственного экологического надзора, данные положения соответствуют как требованиям Закона 7-ФЗ, так и Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», и способствуют формированию базы для целей планирования осуществления государственного экологического надзора, в том числе с учетом риск ориентированного подхода. Понятия объекта НВОС и собственно негативного воздействия определено ст. 1 Закона №7-ФЗ а именно: объект НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (абз.50 ст.1 Закона №7-ФЗ). Негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (абз.15 ст.1 Закона № 7-ФЗ). Качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (абз.13 ст.1 Закона № 7-ФЗ). Учитывая, что природные ресурсы являются компонентами окружающей среды, объекты добычи природных ресурсов непосредственно влияют на качество окружающей среды, как с точки зрения изменения баланса запасов природных ресурсов, так и с точки зрения экологических рисков, связанных с нерациональным использованием ресурсов и внесением загрязняющих веществ в природную и природно-антропогенную среду, что подчеркивает необходимость учета объектов добычи природных ресурсов в государственных реестрах объектов НВОС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии).
Критериями основные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (п.5 Критериев). Так, например, к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, относятся объекты добычи подземных вод (в т.ч. артезианские скважины), объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и рекультивируемые карьеры. Артезианская скважина — это скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод на основании лицензии на пользование недрами и находится на лицензионном участке недропользователя.
Таким образом, объектом НВОС в данном случае является собственно артезианская скважина или куст скважин, при этом границы объекта НВОС могут быть определены как границы лицензионного участка, на котором недропользователь осуществляет добычу подземных вод.
В случае, если недропользователем в соответствии с требованиями и на основании действующей лицензии на пользование недрами проводится рекультивация карьера, объектом НВОС будет являться карьер, при этом границы объекта НВОС определяются согласно границам соответствующего лицензионного участка. В случае если на лицензионном участке недропользователем на основании лицензии на пользование недрами осуществляется деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, объектом НВОС будет являться объект по добыче общераспространенных полезных ископаемых, при этом границы объекта НВОС определяются согласно границам соответствующего лицензионного участка.
Учитывая, что на вышеперечисленных объектах осуществляется хозяйственная деятельность, не указанная в разделе I, II и IV Критериев, и не соответствующая уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, перечисленные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, могут определяться как объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с положениями п.5 Критериев.
При этом, Росприроднадзор обращает внимание, что в случае если объект НВОС соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду (п. 24 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572). Таким образом, в случае, если добыча подземных вод осуществляется на объекте, предназначенном для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более), такому объекту НВОС надлежит присваивать II категорию негативного воздействия на окружающую среду.
Исходя из смысла прочитанного в указанных рекомендациях получается, что скважина является объектом негативного воздействия 3 категории!
В программу ПЭК проводимые мероприятия по скважинам не включаются, для этого есть программа контроля качества воды.
Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Добыча артезианских вод – это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Артезианские скважины зачастую обустраивают СНТ для обеспечения водой земельных участков, входящих в состав товарищества. В этом случае участники товарищества могут подключиться к коллективному водопроводу для использования артезианской воды в хозяйственно-бытовых целях. Действующее законодательство не дает определений понятий «колодец» и « скважина », поэтому данные сооружения можно рассматривать всего лишь как способы обустройства водозабора на участке.
- https://stroimprosto-msk.ru/publications/kak-postavit-skvazhinu-na-kadastrovyy-uchet-instruktsiya/
- https://docs.cntd.ru/document/902107377
- https://ecoproverka.ru/skvazhina-obekt-nvos/