В современных условиях гарантия обеспечения безопасности человека и гражданина стала одной из главных целей современного государства и основополагающим принципом развития законодательных норм. Безопасность государства, экономики зависит от множества факторов, один из которых безопасность объектов капитального строительства. В статье раскрывается многостороннее содержание понятия «безопасность», дается определение безопасности объектов капитального строительства.
Строительный контроль застройщика и допуск СРО
Застройщик обязан осуществлять строительный контроль. Это следует из положений ст. 53ГрК РФ. Также выполнение функций строительного контроля может быть поручено третьему лицу (специализированной организации).
Согласно положениям ст. 55.8ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.
Однако существует довольно распространенное мнение, что застройщик, осуществляющий строительный контроль самостоятельно (силами своих сотрудников), не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО (а это весьма ощутимые затраты). Это мнение основано на том, что в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства*(1), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». Именно потому, что в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и появилось такое мнение. Но верно ли оно? Ведь существует и другая, прямо противоположная точка зрения.
Напомним, ст. 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.
В статье мы ответим на вопрос: обязан ли застройщик, осуществляющий самостоятельно строительный контроль, иметь допуск СРО на эти работы, если само строительство ведет генподрядчик? Для этого рассмотрим, что же представляет собой строительный контроль. Как обычно, мы будем делать выводы с учетом арбитражной практики.
Строительный контроль
Что же такое строительный контроль? Что в него входит?
Согласно ч. 3 ст. 52ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 53ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом застройщик, заключая договор подряда (генподряда), также обязан проводить строительный контроль.
В соответствии с ч. 8 ст. 53ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
В силу п. 2 данного документа предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Согласно п. 3 Положения строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком.
Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком.
На подрядчика возложено проведение следующих мероприятий (п. 5 Положения):
— проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
— проверки соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
— проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
— освидетельствования работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточной приемки возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с заказчиком работ);
— приемки законченных видов (этапов) работ;
— проверки (совместно с заказчиком работ) соответствия законченного объекта строительства требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Строительный контроль, осуществляемый застройщиком.
В соответствии с п. 6 Положения застройщик проверяет:
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
— выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
— проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком);
— проверяет совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
— проводит иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
Примечание. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (п. 10 Положения).
Ближе к практике
Кроме указанного Положения существует Свод правил «Организация строительства»*(2) (далее — СП 48.13330.2011), который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).
При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.
Что говорят суды насчет строительного контроля? В Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152 ФАС МО со ссылкой на СП 48.13330.2011 указал: при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате суд признал обоснованным наложение на генподрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ.
В Постановлении ФАС ПО от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд указал, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что им не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, строительный контроль застройщика заключается в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда (но не только в этом). Застройщик вправе не осуществлять контроль самостоятельно, а привлечь для этого специализированную организацию. Подрядчик, в свою очередь, в рамках своих функций строительного контроля проверяет некоторые действия застройщика (например, предоставленную им проектную и рабочую документацию, наличие согласований и утверждений).
Допуск СРО на работы по осуществлению строительного контроля.
Выяснив, что представляет собой строительный контроль со стороны застройщика, вернемся к вопросу, обязан ли он иметь допуск СРО для самостоятельного осуществления строительного контроля.
В пункте 2 Письма Минрегиона РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 «О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля» сказано: в соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
Казалось бы, вот она — полная ясность в этом вопросе. Однако органы государственного строительного надзора привлекают застройщиков к ответственности за отсутствие свидетельства СРО о допуске к работам по строительному контролю. Рассмотрим мнение судей.
Начнем с Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-5024/2011-АК по делу N А60-7214/2011. Управление госстройнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ФГОУ «Уральский институт ГПС МЧС России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам. Институт являлся застройщиком учебного корпуса и в своих возражениях указывал на расширительное толкование судом п. 32 Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Институт ссылался на то, что согласно этому пункту работы по осуществлению строительного контроля производятся привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то есть допуски по осуществлению строительного надзора самому застройщику или заказчику при проведении работ по строительному контролю получать нет необходимости.
Суд не согласился с этим мнением и, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
Решением суда застройщик был оштрафован, причем добиться пересмотра дела ему не удалось (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. Проанализировав нормы ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также СП 48.13330.2011, суд указал: лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.
Обратите внимание! Суд отклонил ссылку застройщика на Письмо Минрегионразвития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, отметив, что документ не является нормативным правовым актом.
Важно, что рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих судей (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).
Мнение о том, что застройщик должен получить свидетельство СРО на осуществление строительного контроля, высказал и ФАС МО (Постановление от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178).
Таким образом, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, осуществляющего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами).
А.М. Ростошинский,
эксперт журнала «Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2013 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) УтвержденПриказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
*(2) СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781.
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ): Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций … 3.22 лицо, осуществляющее строительство , реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства или линейного объекта (далее — лицо, осуществляющее строительство ): Застройщик либо привлекаемое застройщиком (техническим заказчиком) иное юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) по договору строительного (генерального) подряда.
Правовые отношения при обеспечении безопасности объектов капитального строительства Текст научной статьи по специальности «Право»
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мхитарян Ю. И.
Правовые аспекты управления безопасностью на объектах капитального строительства единой сети электросвязи РФ
Повышение квалификации как фактор обеспечения компетентности персонала при строительстве телекоммуникационных объектов и сооружений связи
Текст научной работы на тему «Правовые отношения при обеспечении безопасности объектов капитального строительства»
при обеспечении безопасности объектов капитального строительства
В XXI веке в России формируется новое правовое пространство в условиях изменения конституционноправовых основ, социальных и экономических преобразований, кардинальных трансформаций сложившейся системы управления и системы ценностей. Конституционные положения и законодательство современного общества реализуют важнейшие постулаты цивилизации — государство существует для человека, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1].
В этих исторических условиях для успешного развития страны особое значение приобретает понимание закономерностей развития экономики, общества и основополагающих положений права, экономики.
Конституционные основы современного государства определяют экономические и социально значимые функции государства. Вот почему многими статьями Конституции Российской Федерации устанавливаются функции государства, подчиненные главной цели цивилизации — охране и содействию реализации прав и свобод человека.
Для XXI века характерно усиление процессов глобализации мировой экономики, изменение подходов к обеспечению национальной, государственной безопасности, а также повышение значения конкурентоспособ-
генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей,д.э.н., академик МАИ, МАКТ
ности экономик и безопасности уже не в рамках национальных, государственных границ, а в масштабе всей мировой системы.
Безопасность экономики современного государства зависит от множества факторов, в том числе от безопасности объектов капитального строительства. Необходимо отметить, что в правовом пространстве до настоящего времени не раскрыто понятие «безопасность объектов капитального строительства» [2, 3]. Вместе с тем это одно из основных понятий, широко применяемых в нормативно-правовых актах. И, конечно, область знаний, связанная с деятельностью по обеспечению безопасности, развитием территорий, отраслей, градостроительной деятельностью, не может претендовать на какую-либо завершенность и полноту, если она не располагает четкими определениями, в данном случае, четким определением понятия «безопасность объектов капитального строительства».
Содержание понятия «безопасность»
В словаре русского языка «безопасность» определяется как положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность [4].
Таблица 1. Содержание понятия «безопасность», трактуемое прикладными дисциплинами
Варианты содержания понятия Прикладное применение
Свойство не допускать ситуаций Ситуаций, опасных для людей, окружающей среды
Способность системы функционировать Выполнять заданные функции
Состояние отсутствия аварий Отсутствие происшествий при выполнении заданных функций
Условие, обеспечивающее деятельность Условия, обеспечивающие достижение чего-либо без угрозы кому-либо, чему-либо
Система обеспечивающих мероприятий Система мер, обеспечивающих достижение без угроз кому-либо, чему-либо
В прикладных дисциплинах, как правило, раскрывается одна из граней «безопасности». Так, «безопасность» в теории надежности — это свойство объекта не допускать ситуаций, опасных для людей, окружающей среды, или способность системы функционировать, не переходя в опасные состояния, угрожающие для кого-либо, наносящие ущерб чему-либо.
Пожарная безопасность — состояние объекта, исключающее возможность пожара, а в случае его возникновения — предотвращение воздействия опасных факторов пожара и обеспечение защиты [5].
Безопасность труда — состояние условий труда, исключающее воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов [6].
Безопасность производственного оборудования -свойство производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией [6].
Безопасность производственного процесса -свойство производственного процесса соответствовать требованиям безопасности труда при проведении его в условиях, установленных нормативно-технической документацией [6].
Безопасность как условие, обеспечивающее деятельность. Например, безопасность полетов является условием, обеспечивающим полеты летательных аппаратов без угрозы для экипажа, пассажиров и самого летательного аппарата, а также для населения и наземных сооружений.
Безопасность рассматривается и как система мероприятий. Так, электробезопасность — система организационных и технических мероприятий, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества [7].
По содержанию «безопасность» — емкое, многогранное понятие, а его вышеприведенные определения отражают отдельные аспекты применительно к конкретным
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в прикладном плане безопасность объекта — это способность объекта, системы выполнять заданные функции, обеспечивая отсутствие состояния аварий, недопущение ситуаций, опасных для людей, окружающей среды, постоянно реализуя систему мероприятий и условий, позволяющих осуществлять деятельность без угроз для людей, окружающей среды.
Теперь рассмотрим, как раскрывается понятие «безопасность» в действующем законодательстве. Все встречающиеся в законодательстве определения понятия «безопасность» приведены в табл. 2.
Безопасность объектов капитального строительства
«Безопасность объектов капитального строительства» — это состояние и свойства «объекта капитального строительства (здания, сооружения, строения, объектов, строительство которых не завершено)», позволяющие выполнять заданную функцию, не допуская аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности людей, окружающей среды, объекта капитального строительства, обеспечивая реализацию на постоянной основе системы мер и условий их предотвращения. Безопасность объекта капитального строитель-
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Таблица 2. Содержание понятия «безопасность» в соответствии с действующим законодательством
Название закона, нормативно-правового документа Определение содержания
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. № 117-ФЗ Безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законные интересы людей, окружающей среды и хозяйственных объектов
Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР ТС 003/2011). Принят Постановлением Правительства РФ от 15.07.10 г. № 525 (вступает в силу с 26.07.13 г.) Безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта — состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных, растений
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895 Информационная безопасность РФ — состояние защищенности ее национальных интересов в информационной среде, определяющихся совокупностью интересов личности, общества и государства
ГОСТ Р 53114-2008 «Информационная безопасность организаций» Информационная безопасность организации — состояние защищенности интересов организации в условиях угроз в информационной сфере
ГОСТ Р 53110-2008 «Система обеспечения информационной безопасности сети связи общего пользования. Общие положения» Информационная безопасность сети электросвязи — способность сети электросвязи противостоять преднамеренным и непреднамеренным дестабилизирующим воздействиям (угрозам безопасности) на входящие в состав сети средства и линии связи в процессе приема, передачи, обработки и хранения информации, что может привести к ухудшению качества услуг, предоставляемых сетью электросвязи
Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870 Понятие «безопасность» не раскрывается
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ Промышленная безопасность опасных производственных объектов -состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ Механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части
ства должна обеспечиваться на всех этапах его жизненного цикла — от начального этапа создания объекта капитального строительства до завершающего этапа его утилизации.
Объекты капитального строительства имеют большое значение во всех сферах экономики: в промышленности, транспортной сфере, энергетике, инфоком-муникациях, социальной сфере, сельском хозяйстве и т.д. С безопасностью объектов капитального строительства участники рынка сталкиваются при вводе в действие новых фондов, а также при реконструкции, расширении, ремонте и техническом перевооружении действующих объектов.
Правовые отношения обеспечения безопасности должны учитывать его многоцелевую направленность, изменение координат конституционной осно-
вы правового поля в сторону подчинения интересов государства интересам человека, гражданина, выполнения обязанностей государства перед ним, охраны и содействия реализации прав и свобод человека.
Гарантия обеспечения безопасности человека и гражданина стала одной из главных целей современного государства, основополагающим принципом развития законодательных норм. Это закономерный процесс социального, культурного, экономического и правового развития общества и государства.
Обеспечение безопасности объектов капитального строительства позволяет выполнять данную функцию, не допуская аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности людей, окружающей среды, самого объекта капитального строительства, обеспечивать реализацию на по-
РЕГУЛИРОВАНИЕ Ив САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
стоянной основе системы мер и условий для их предотвращения.
Правовые отношения при обеспечении безопасности объектов капитального строительства определяют права и обязанности участников рынка в сферах изыскания, проектирования, строительства, эксплуатации, утилизации объектов капитального строительства.
Деятельность в этих сферах осуществляется с учетом необходимости обеспечения безопасности объектов капитального строительства. В Градостроительном кодексе РФ виды работ по изысканию, проектированию, строительству, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегули-руемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность соответствует минимальным требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, получают свидетельство о допуске к заявленным работам. Правовые отношения, получившие свое развитие за счет широкого применения в стройкомплексе практики саморегулирования, — хорошая практика применения в правовом пространстве принципа, обеспечивающего со стороны государства гарантию безопасности для человека и гражданина. Они соответствуют процессам становления цивилизованного государства и проявления заботы о человеке и окружающем его мире.
В строительстве выполнение общестроительных, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, строительного контроля, работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, подтвердившими способность выполнять эти работы без причинения вреда, нарушения безопасности объектов капитального строительства.
Но здесь возникает проблема: как определить работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства? Раскрытие содержания понятия «безопасность объектов капитального строительства» помогает ее решить. Это:
=> работы, влияющие на состояние объектов капитального строительства, выполнение установленных для них функций;
=> работы, выполнение которых может привести к аварии, ситуации, опасной для жизни и деятельности людей, окружающей среды, культурного наследия.
И в данной связи главное — обеспечить реализацию на постоянной основе системы мер и условий для предотвращения аварий, опасных ситуаций. Именно эти задачи должны решаться саморегулируемыми организациями, одна из основных целей которых -предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Одно из назначений саморегулируемых организаций состоит в обеспечении реализации на постоянной основе системы мер и условий для предотвращения аварий и опасных ситуаций.
Однако такой подход, в полной мере соответствующий принципам цивилизованного общества и государства, не всем понятен и не всех устраивает. Под видом заботы о свободе для предпринимательства не прекращаются попытки дать неадекватную оценку происходящим в правовом пространстве изменениям, свести на нет вопросы обеспечения безопасности, поставить интересы бизнеса над интересами человека, гражданина, интересы получения прибавочной стоимости — над сформировавшимися общественными ценностями.
Такие попытки должны быть адекватно оценены обществом и государством. Любые попытки снизить уровень решения вопросов обеспечения безопасности ослабляют безопасность и снижают конкурентоспособность нашей страны, ее экономики.
1. В современных условиях развития мировой экономики особое значение приобретает развитие правовых отношений при обеспечении безопасности. Гарантия обеспечения безопасности человека и гражданина стала одной из главных целей современного государства и основополагающим принципом развития законодательных норм.
3. Предлагается следующее определение «безопасности объектов капитального строительства»: состояние объекта капитального строительства, позволяющее выполнять установленные для него функции, не допуская аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности
людей, окружающей среды, самого объекта капитального строительства, обеспечивая на постоянной основе систему мер и условий их осуществления.
4. В настоящее время в законодательной сфере отсутствует критерий, позволяющий определить работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.
5. Для определения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, в качестве критерия предлагается использовать наличие у выполняемой работы свойства влиять на состояние объекта капитального строительства, выполнение установленных для него функций, приводить к аварии, ситуации, опасной для жизни и деятельности людей, окружающей среды, культурного наследия.
6. Деятельность саморегулируемых организаций должна быть направлена на:
=> предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, объектам культурного наследия, состоянию объектов капитального строительства, выполнению ими заданных функций;
=> предупреждение аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности людей, состояния окружающей среды, культурного наследия, функционирования объектов капитального строительства.
7. Безопасность объектов капитального строительства должна обеспечиваться на всех стадиях его жизненного цикла: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, утилизации. ■
1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.).
2. Градостроительный Кодекс 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.
3. Единый строительный терминологический словарь. М.2012: НОСТРОЙ, 502 с.
4. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, Институт русского языка, под ред.А.П. Евгеньевой, 3-е изд. стереотипное. М.: Русский язык, 1985. Т. 1. С. 696.
5. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1-004-91.
6. ГОСТ 12.0.002-80 Межгосударственный стандарт «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения».
7. ГОСТ 12.1.019-79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты».
НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS
Подготовленный в НП СРО «СтройСвязьТелеком» комплект научно-методической документации получил высокую оценку
Полученный от Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) отзыв подтвердил научно-практическую значимость разработанных НП СРО «СтройСвязьТелеком» в 2012 г. научно-методических документов.
В 2012 г. НП СРО «СтройСвязьТелеком» разработан комплект научно-методических документов для обеспечения деятельности членов саморегулируе-мой организации в области строительства телекоммуникаций.
Данные документы не только констатируют и описывают сложившиеся правоотношения в сфере организации строительства сооружений и средств связи, но и предлагают научно обоснованные варианты дальнейшего эффективного развития отношений системы саморегулирования.
Полученный отзыв свидетельствует, что «все документы выполнены на высоком научно-методическом и профессиональном уровне, обладают научной значимостью содержания и впервые проведенных прикладных разработок, содержат в себе основополагающие методологические подходы к организации и не-
посредственному осуществлению деятельности в сфере саморегулирования организаций применительно к деятельности в сфере строительства сооружений и средств связи».
По мнению декана факультета экономики и управления МТУСИ, зав. кафедрой «Экономика связи», д.э.н., профессора Т.А. Кузовковой, «практическая значимость проведенных работ не вызывает никаких сомнений. Достоинством представленных документов является то, что они имеют эволюционный характер и подготовлены с учетом возможности их дальнейшего развития в соответствии с изменяющимися внешней и внутренней средой деятельности в рыночных условиях, нормативноправовым полем».
Применение данных методических рекомендации и использование указанных документов в своей работе позволит субъектам строительной сферы деятельности повысить эффективность управленческих решений, не допустить нарушений действующего законодательства и получить представление о путях дальнейшего развития отрасли, обеспечить более высокий уровень управления, контроля и ответственности за принимаемые решения. ■
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству , реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства , которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства ". … закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст.5612), приказываю
ВИДЫ РАБОТ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Объекты капитального строительства (ОКС), представляющие собой в соответствии с ГСК РФ здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, подразделяются в зависимости от функционального назначения и характерных признаков на следующие виды (ч. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427, от 21.12.2009 г. № 1044, от 13.04.2010 г. № 235):
- а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
- в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Общие положения о безопасности объектов капитального строительства, в частности зданий и сооружений, регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с этим законодательным актом характеристики безопасности здания или сооружения — это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности 1 .
В интересах данного издания ниже приведены основные понятия, раскрывающие сущность безопасности объектов капитального строительства.
Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных [1] [2] .
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов 1 .
Строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции 2 .
Сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений 3 .
Система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности 4 .
Механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части 3 .
Инженерная защита — комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера 6 .
Перечень видов работ по строительству , реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства , которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства . (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624). 1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства * 1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений*. 2. Подготовительные работы 2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей* 2.2.
- https://giak.alregn.ru/regionalnyj-gosudarstvennyj-stroitelnyj-nadzor/informacionnye-materialy/stroitelnyj-kontrol-zastrojshhika-i-dopusk-sro/
- https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-otnosheniya-pri-obespechenii-bezopasnosti-obektov-kapitalnogo-stroitelstva
- https://studref.com/326902/pravo/vidy_rabot_vliyayuschie_bezopasnost_obektov_kapitalnogo_stroitelstva