Профессия инженер: специальности и подготовка
Инженер – специалист, который занимается разработкой новых или оптимизацией существующих инженерных решений, техники, зданий и сооружений. История профессии насчитывает тысячи лет. Самыми известными инженерами являются Илон Маск, Сергей Королев, Никола Тесла, Генри Форд, Маргарет Гамильтон, Александр Попов, Владимир Зворыкин, Владимир Челомей, Игорь Спасский, Архимед и Леонардо да Винчи.
Это востребованная профессия и востребована она будет еще, как минимум, в течение нескольких десятилетий. Ни одна отрасль народного хозяйства не обходится без этих специалистов. Научно-технический прогресс требует новых, молодых специалистов с широким кругозором и качественной инженерной подготовкой.
Специализации инженеров
Профессия имеет широкий набор специализаций, задействованных в разных отраслях. Перечислим основные из них.
Инженерные войска. Что это за войска и чем они занимаются? #армия #армиярф #инженерныевойска
Инженер-конструктор
Конструктор разрабатывает целые изделия, либо же отдельные узлы, детали и механизмы. Это могут быть автомобили, бытовая техника, инструменты, средства вооружения, здания и сооружения. Конструктор создаёт чертежи в бумажном или электронном виде, а также участвует в контроле производства и испытаниях готовых изделий.
Важным моментом является то, что специалист этого профиля должен не только придумать что-то новое, но и четко понимать, какое оборудование понадобиться для производства. Или же придумать и разработать новую технологическую линию для производства. Важна и экономическая сторона разработки, которая отражена в функционально-стоимостном анализе.
Новые изделия дешевле в производстве, если они включают в себя уже готовые узлы и детали. Поэтому, если это целесообразно, конструктор должен использовать готовые части и механизмы, а не проектировать их с нуля.
Инженер-проектировщик
Это смежная специальность по отношению к предыдущей, но в ней есть ряд отличительных особенностей. Проектировщики занимаются патентоведением и исследованиями патентной чистоты проекта.
Они изучают зарубежный опыт и существующие наработки в отрасли, чтобы с одной стороны не изобретать велосипед, и с другой – чтобы применять в проектах максимально современные схемы и пути решения задач. Эти специалисты, при необходимости, составляют заявки на регистрацию изобретений и патентов. Проектировщики должны отлично владеть стандартами и методиками проектирования, знать требования отрасли, отраслевые приказы и подзаконные акты, учитывать экономические и экологические нормы проекта.
Инженер-строитель
Инженер-строитель занимается разработкой и проектированием зданий и сооружений, мостов и дорог, железнодорожных узлов, а также их возведением, ремонтом и организацией строительных работ.
Инженер-строитель может работать как в проектных организациях, так и непосредственно в строительных компаниях. Его работа может быть ограничена только созданием чертежей и эскизов нового здания, а может, наоборот, требовать ежедневного присутствия на строительной площадке. В прошлом, существовал такой обычай, что при сдаче нового моста, перед тем, как по нему пройдет первая техника, строитель становился под мост, тем самым ставя свою жизнь в качестве гаранта качественно произведенного строительства.
Инженер: плюсы, минусы, зарплата
На объектах строительства эти специалисты:
- Осуществляют надзор за работой монтажников и строителей,
- Проверяют качество стройматериалов и их соответствии СНиП,
- При необходимости подготавливают и внедряют изменения на объекте,
- Осуществляют техническую приемку готовых зданий и сооружений,
- Составляют планы исследования грунта,
- Осуществляют топографические работы на месте строительства,
- Контролируют эксплуатацию объекта строительства.
Инженер-механик
Эти специалисты занимаются конструированием и дальнейшей эксплуатацией механических систем, будь то двигатели или станки, автомобили или строительная техника. Кроме этого, в их обязанности входят разработка методик восстановления оборудования и участие в непосредственном ремонте узлов и деталей. Они же занимаются планированием технического обслуживания и профилактических работ.
Горный инженер
Специалисты этой области занимаются вопросами разработки месторождений полезных ископаемых. Они проектируют карьеры, шахты, скважины и тоннели, буровые вышки и транспортные системы для перевозки полезных ископаемых. Как правило, они же в дальнейшем следят за тем, что вся техника и сооружения на месторождении работали слажено, эффективно и безопасно.
Инженер-эколог
Профессия появилась в то время, когда люди поняли, какой вред могут наносить природе месторождения, заводы и электростанции. Это потребовало появления новой профессии, специалисты которой помогают минимизировать отходы и побочные эффекты производств.
Они подключаются на стадии проектирования систем очистки промышленных выбросов и сточных вод, следят за тем, какие материалы используются при проектировании и насколько они вредны для человека и окружающей среды. Инженеры-экологи могут заблокировать реализацию проектов, нарушающих природоохранное законодательство и приносящих вред природе и людям.
Инженер-электронщик
Как и следует из названия, электронщики занимаются разработкой всевозможных электронных устройств, начиная с часов и термометров и заканчивая сложными компьютерными и автоматизированными системами. Они могут разрабатывать как бытовую технику, так и системы связи с космическими объектами. В некоторых случаях, они занимаются и программированием разработанной ими техники.
Инженер-программист
Главная задача программистов – писать работающие программы как для компьютеров, так и для отдельных устройств, будь то бытовая техника или промышленные станки. Эти специалисты владеют языками программирования, знают, как работает техника и её отдельные части и умеют всем этим управлять. Они часто трудятся бок о бок с инженерами-электронщиками.
Инженер-технолог
Это специалисты, досконально знающие технологию производства изделий и их состав, а также особенности работы промышленного оборудования. Изучают лучший отечественный и зарубежный опыт и, по возможности, внедряют его на своем предприятии.
Технологи организуют производственный процесс и контролируют его качество на всех этапах работы. Именно, эти специалисты отвечают за готовый результат и отсутствие брака. Они работают как на небольших, так и на крупных предприятиях, где требуется инженерное сопровождение производства.
Инженер по охране труда
Специалист, занимающийся контролем рисков для жизни и здоровья на производственных участках. Следит за неукоснительным соблюдением требований безопасности и соответствием условий труда национальному законодательству. Проводит расследования при получении работниками производственных травм.
Проводит инструктажи по технике безопасности и обучает действиям в случае возникновения на предприятии внештатных и опасных ситуаций.
Квалификации инженеров
Категория | Необходимые требования |
3 | Высшее техническое образование без опыта работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в качестве техника 1 категории не менее 3 лет или же на других должностях со стажем 5 лет. |
2 | Высшее техническое образование и опыт работы в должности инженера не менее 3 лет. |
1 | Высшее техническое образование и стаж работы инженером 2 категории не менее 3 лет. |
Плюсы профессии
- Это уважаемая профессия. Строить дома, создавать новые и прогрессивные механизмы и технику всегда нужно, престижно и полезно.
- Результаты работы наглядны и близки. Как правило, между проектированием нового проекта и его реализацией на практике проходит не очень много времени. Инженер может наглядно видеть результаты своего труда и получать обратную связь от людей.
- Актуальная и востребованная профессия. Хороших инженеров зовут на высокие зарплаты, предлагают им отличные условия труда. В этой сфере есть определенный кадровый голод, поэтому работа находится как для опытных специалистов, так и для молодых.
- Огромное количество специализаций. Абитуриент может выбрать ту из них, какая больше соответствует его желаниям и возможностям.
- Большое количество бюджетных мест в вузах. В любом крупном городе можно найти подходящий университет и поступить на бюджет.
- Успешным инженерам гарантирован быстрый карьерный рост с соответствующим ростом зарплаты.
- Низкая конкуренция в инженерном деле. Вам не придется соревноваться за то, чтобы занять хорошую вакансию. Их хватит на всех выпускников, кто решил работать по специальности.
Минусы профессии
- Высокий уровень ответственности. Важно всегда помнить о качестве работы, потому что результатами труда инженера всегда пользуются конкретные люди. Здания и техника не только должны выполнять возложенные на них функции, но и быть конструктивно безопасными для людей.
- Большой объем рутины. Помимо творческой составляющей в профессии есть большой объем рутинных действий. Это создание и переделывание чертежей, написание сопроводительной документации и постоянное проведение расчетов.
- Условия труда. Инженер всегда находится на передовой, и он всегда должен контролировать производство своей продукции. Кроме удобного офиса, ему приходится постоянно посещать стройплощадки, промышленные объекты и цеха, а иногда и работать в чистом поле.
- Некоторые специалисты подвергаются воздействию вредных факторов на рабочем месте: шумам, вибрациям, вредным испарениям. С возрастом это может привести к развитию профессиональных болезней. Поэтому, люди, работающие на производстве с воздействием вредных факторов, проходят регулярный медосмотр, чтобы предотвратить нежелательные последствия.
- Заработная плана начинающего специалиста, как правило, невысока.
Качества, которыми должен обладать инженер
- Техническая грамотность. Специалист должен иметь крепкий теоретический фундамент и свободное ориентирование в основных инженерных предметах.
- Аналитические способности. Для того, чтобы изобретать новые изделия и решать производственные проблемы требуется аналитическое мышление. Это способность выявлять и устанавливать причинно-следственные связи между разными событиями, понимать закономерности и основные свойства предметов и уметь сочетать их во благо дела.
- Креативность. Творческая находчивость обязательна для хорошего инженера. Это позволяет создавать новые изделия и решать привычные задачи новыми способами.
- Пространственное мышление. Умение представлять в уме конечный результат своего труда очень важно для хорошего специалиста.
- Твердые знания о своей отрасли и специальности. Чтобы быть полезным отрасли, необходимо досконально в ней разбираться. Знать не только теорию, но и конкурентов, с которыми придется иметь дело. Кроме этого, нужно представлять регулирование в своей сфере деятельности, знать законодательство и уметь взаимодействовать с государственными органами.
- Логика. Обязательный атрибут инженера.
- Ответственность. Все разработанные конструкции и изделия должны решать поставленные перед ними задачи, а также быть безопасными в использовании.
- Обучаемость. Важно иметь навык усвояемости новых знаний, ведь технологии постоянно развиваются и меняются. Университетские знания быстро устаревают и им требуется обновление.
- Усидчивость. Поскольку, в ходе работы придется иметь дело с множеством монотонных действий, необходимо иметь концентрацию внимания и усидчивость.
Инженер должен в совершенстве владеть искусством создания чертежей, как при помощи карандаша и линейки, так и с помощью программного обеспечения ArchiCad и КОМПАС-3D. Кроме этого нужно знать ГОСТ, СНиП, ТУ и другие стандарты своей отрасли, охрану труда и технику безопасности.
Требования к здоровью
Есть ряд диагнозов и заболеваний при которых не рекомендуется работать инженером. Сюда входят:
- Заболевания сердечно-сосудистой системы,
- Психические расстройства и расстройства нервной системы,
- Алкогольная и наркотическая зависимость,
- Слабое зрение и дальтонизм,
- Вестибулярные расстройства,
- Тремор рук,
- Речевые расстройства,
- Заболевания опорно-двигательного аппарата,
- Заболевания органов дыхания.
С указанными заболеваниями медкомиссия может не разрешить вам работать инженером.
Где учиться
В университетах преподают широкий спектр инженерных специальностей.
- Авиационная и ракетно-космическая техника (24.00.00)
- Техника и технологии наземного транспорта (23.00.00)
- Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (25.00.00)
- Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта (26.00.00)
- Электроника, радиотехника и системы связи (11.00.00)
- Электро- и теплоэнергетика (13.00.00)
- Управление в технических системах (27.00.00)
- Физико-технические науки и технологии (16.00.00)
- Ядерная энергетика и технологии (14.00.00)
- Оружие и системы вооружения (17.00.00)
- Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии (12.00.00)
- Машиностроение (15.00.00)
- Техника и технологии строительства (08.00.00)
- Технологии легкой промышленности (29.00.00)
- Нанотехнологии и наноматериалы (28.00.00)
К числу лучших инженерных вузов Москвы относят:
- МАИ (Московский авиационный институт)
- МФТИ (Московский физико-технологический институт)
- НИТУ МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»)
- МИРЭА (Российский технологический университет)
- МГТУ им. Баумана (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана)
- НИУ МГСУ (Московский государственный строительный университет)
Подготовка к поступлению на инженерные специальности
Если вы мечтаете связать свою жизнь с разработкой роботов, автомобилей, проектированием зданий и сооружений, либо же с созданием новых вооружений, мы рекомендуем вам заняться несколькими вещами.
- Изучать на углубленном уровне математику и физику.
- Практиковаться в рисовании и создании чертежей.
- Найти в вашем городе, кружки, секции и центры подготовки инженерной направленности.
- Участвовать в инженерных олимпиадах и конкурсах, таких как соревнования JuniorSkills Russia, Всероссийской робототехнической олимпиаде, Всероссийском конкурсе научных работ школьников Юниор по инженерным наукам, конкурсе «Реактор».
- Записаться на лекции и программы подготовки для школьников при университетах. Подобные бесплатные лекции существуют в НИУ ВШЭ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАДИ, МГСУ и в других высших учебных заведениях.
Что же касается самого поступления, то практически все высшие учебные заведения проводят набор учащихся по результатам ЕГЭ. Как правило, требуется сдавать математику, физику и русский язык. Некоторые вузы, например, МГУ, обладают правом проведения собственных вступительных испытаний, поэтому мы рекомендуем вам заранее уточнить на сайте выбранного вами университета, какие экзамены необходимо сдать для поступления.
Работа для инженеров
Инженеры нужны во всех отраслях и на всей территории России. Наиболее престижными местами работы считаются:
Средние зарплаты
Оплата труда инженера зависит от должности и от отрасли, в которой он работает. Самые высокие зарплаты получают специалисты в области строительства и нефтегазового сектора. Руководитель группы инженеров, ведущий инженер-конструктор практически всегда получают минимум 100000 рублей.
В целом, диапазон зарплат составляет от 40000 до 230000 рублей.
ИсточникIX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В современном обществе образование не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Гораздо важнее сформировать у будущего специалиста вместе со способностью воспринимать учебный материал и потребность постоянно обновлять свои знания при помощи новых информационных технологий, быть готовым работать с ними.
На сегодняшний день проблемы активизации, оптимизации, ре- зультативности учебно-познавательной деятельности студентов учреж- дений профессионального образования являются одними из централь- ных проблем современной педагогики профессионального образования, а разработка новых технологий профессионально-ориентированного обучения рассматривается как приоритетное направление педагогиче- ских и предметно-методических исследований.
Аспекты практического использования полученных научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач.
Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.
В связи с этим важна рациональная организация преподавания точных наук, существенно опирающаяся на многообразные дидактические и инструментальные возможности современного аппаратного и программного компьютерного обеспечения [7]. Компьютеризация — необходимый фактор профессиональной подготовки специалистов на современном этапе развития высшего образования.
Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий-обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, уровня развития студенческого коллектива и т.д. [2].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность – в данном случае учебную. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, условий. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к обучаемому и своей профессии; в-пятых, – спецификой учебного предмета [5].
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Иерархичность строения мотивационной сферы подчеркивала А. К. Маркова, отмечая, что в нее входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [4]. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.
На основе результатов ряда исследований можно сказать, что мотивация профессионального обучения студентов инженерных специальностей в вузе имеет существенные различия. Это позволило определить специфику динамики, а также социально-психологических особенностей мотивации профессионального обучения студентов инженерных специальностей.
Так, для студентов первого курса наибольшее значение имеют учебно-познавательные мотивы и мотивы профессионального становления. Данный факт можно объяснить тем, что на данном этапе происходит адаптация студентов к вузу.
Необходимым условием успешного завершения данного процесса является освоение студентами методов обучения и, как следствие, формирование индивидуального стиля обучения. Высокое значение мотивов профессионального становления обусловлено тем, что представление о выбранной профессии на первом курсе во многом является иллюзорным, идеальным. Студенты первого курса пока еще не владеют достаточной объективной информацией о специфике будущей профессиональной деятельности, ее целях, задачах.
Для того, чтобы понять каких методов придерживаться при обучении будущих инженеров необходимо коснуться инженерной психологии. Данная наука занимается изучением того, как и с какими последствиями взаимодействует человек с машинами и приборами, как влияют на человека машины и приборы, что способствует быстрой утомляемости человека в процессе труда и что способствует сохранению им в течение длительного времени внимания и работоспособности. Зная всё это, можно выработать соответствующие рекомендации обучения будущих инженеров для дальнейшей работы в системе «человек-машина».
В основе исследований инженерной психологии лежит тот факт, что окружающий нас мир, процессы и явления в нём человек воспринимает через зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные органы и с той или иной степенью адекватности реагирует на воспринимаемую информацию. Именно эти два процесса — восприятие и реакция — лежат в основе нашего взаимодействия с техническими устройствами. Человек в системе «человек-машина» функционирует по-разному:
в качестве только наблюдателя, т. е. функция человека, состоит впассивном наблюдении за происходящими в машине процессами. Такойвид деятельности присущ полностью автоматическим системам, а присутствие человека необходимо для дополнительной к существующимавтоматическим средствам регистрации протекающих в системе процесссов и фиксации происходящего; иногда наблюдатель наделяется правомостановки автоматической системы, если система по каким-то причинамначинает функционировать не так, как ей положено;
в качестве корректора функционирования технического устройства, когда его параметры выходят за установленные нормы и его автоматические системы регулирования по каким-то причинам не обеспечивают поддержание заданных параметров или режимов;
в качестве управляющего функционированием технической системы, когда человек с помощью приборов определяет состояние системы и, манипулируя органами управления, поддерживает её в рабочем состоянии.
Общим для всех трёх функций человека в системе является то, что он не просто воспринимает происходящее, но реагирует на сигналы о состоянии системы и в случае надобности однозначно и правильно принимает решение о воздействии на систему, приводящем её к нормальному режиму работы.
На любой из этих стадий человек может ошибиться и оказаться в одной из следующих четырёх ситуаций:
заметить ошибку и сразу же исправить её — немедленное реагирование на ошибку;
заметить ошибку, но не исправить её, посчитав, что ошибка совершена небольшая и она не приведёт к серьёзным осложнениям, решение, которое может свидетельствовать как о большом опыте, так и о небрежности, малом опыте или недостаточной подготовке;
не заметить ошибку, но исправить результат её воздействия на систему после выполнения ею нескольких последующих операций — замедленное реагирование на ошибку;
не заметить и не исправить ошибку — отсутствие реагирования на ошибку.
Из этого следует необходимость создания условий для активного личностно-профессионального развития студентов инженерных специальностей на этапе обучения в вузе.
Привлечение новых информационных технологий в инженерное образование способствует подготовке специалистов к использованию программных средств в решении многих инженерных задач в учебной и дальнейшей трудовой деятельности.
Решение задач с использованием компьютерных систем на практических занятиях по дисциплинам «Рентгеноструктурный анализ», «Механические свойства материалов», «Инженерная графика» является наиболее эффективным способом закрепления новой информации.
Подготовку будущих инженеров следует рассматривать как процесс, в результате которого достигается наивысший уровень сформированности инженерных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств. Энергичному внедрению информационных технологий в учебный процесс способствуют исследования многих ученых, доказывающих положительную роль использования компьютера при обучении различным предметам в подготовке будущих специалистов — выпускников школ, средних учебных заведений и Вузов.
Теоретические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Н.В.Апатовой[1], А.П.Ершова[3] , М.П. Лапчика[6], B.М.Монахова [8], И. В.Роберт[9].
Профессиональная деятельность инженеров на современном этапе, которая заключаются в приоритете проектной деятельности. Таким образом, для эффективного выполнения своей работы инженеры должны проявлять индивидуальность, самостоятельность и независимость мышления. Для этого необходимо формирование у студентов — будущих инженеров профессионально значимого свойства — автономности, способствующего повышению у них в процессе профессиональной подготовки ответственности за результат обучения, развитию навыков самообучения и самоконтроля, стимулированию самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.
Глобальные изменения, затрагивающие все сферы современного общества, касаются в первую очередь стремительного развития технической сферы и, следовательно, значительно влияют на деятельность инженеров, обеспечивающую создание и обслуживание технических объектов. Повышение научно-технических и производственно-технологических потребностей общества, рост объема производства и исследований в аэрокосмической и других высокотехнологичных отраслях, значительная ответственность за качество выполняемых инженерами заказов, осуществление их профессиональной деятельности в среде с высокой степенью неопределенности и конкуренцией, изменение ее информационного обеспечения, а также увеличение ответственности за результаты деятельности и необходимость решения глобальных проблем современного общества обусловили повышение требований к качеству профессиональной подготовки студентов — будущих инженеров.
Бабанский Ю.К. Оптимизация уебно-воспитательного процесса. М: Просвещение,1982. — 192с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 512с.
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.:1970. — 156с.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. — М.: Просвещение,1983. -96с.
Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза / Ю.М. Орлов. — М.: Педагогика, 1984. — 145 с.
Очков В.Ф. Matead для студентов и инженеров. М.: Издательство МЭИ, 2001 — С.5.
Прохоров А.Ф. Конструктор и ЭВМ. -M.:Машиностроение, 1987. 272с.
Северцев В.А., Татур Ю.Г. Контроль в системе управления качеством. Вестник высшей школы, 197 8,№11 — С.16.
Чекмарев A.A., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. М: Высшая школа, 2001. — 138с.
ИсточникИнженерное направление в начальных классах. Теория и практика
Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных решений в жизни. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль своей жизни, общение в социуме, и даже судьбу. И наше благополучие в жизни зависит от собственных решений, которые мы выбрали для себя.
«Инженер – это звучит гордо!» Эта фраза была актуальна много десятилетий и актуальна в настоящее время. Хорошие инженеры требуются на многих предприятиях, но настоящих специалистов мало, грамотных инженеров скоро будет не хватать. Профессия инженера считается очень ответственной, самой нужной и необходимой.
Инженер – незаменимый сотрудник любого промышленного предприятия.
Подготовка инженерных кадров обсуждается как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. Цитата из выступления Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «…Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества.
Если недавно мы говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставить конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет…» [Путин. 2011].
Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является инженерное образование. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей.
Основными преимуществами профессии инженера являются: востребованность на рынке труда, творческая деятельность, высокая степень ответственности, постоянная высокая концентрация внимания. А значит, дети уже с начальных классов интересуются вопросами физики и математики и используют закономерности этих наук.
И самое главное, что дети интересуются различными изобретениями, новинками техники. Такие дети посещают кружки, где конструируют роботов, модели, механизмы. Зачастую выбирают технический ВУЗ и становятся инженерами.
На выбор профессии в некоторых случаях влияют родители как положительным, так и отрицательным образом. Часто дети говорят: «Хочу быть, как папа и мама!» Идти по пути своих родителей всегда интересно – родители и помогут, и подскажут, и всегда можно к ним обратиться с вопросами. Многие родители хотят и направляют детей по своим стопам.
Выбор в пользу династии может быть положительным только тогда, когда у ребенка есть интерес и склонность к профессии родителей. Быть похожим на родителей – это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и передавать его своим детям. Инженерные династии – профессиональная преемственность, которая способствует интеграции инженеров.
Династию инженеров можно считать одной из эффективных форм культурной преемственности, в которой присутствуют многие процессы профессионализации и развития семейно-родовых традиций.
На базе лицея были открыты инженерные классы в рамках регионального проекта специализированных классов. А работа по изучению инженерных специальностей начинается в лицее с начальных классов. Именно в начальной школе большая роль отводится сотрудничеству с родителями. Организация партнерских отношений лицея с родителями влияет и на профессиональную ориентацию обучающихся.
Наши родители с удовольствием участвуют в организации внеурочной деятельности, направленной на профориентацию младших школьников.
Будущие инженерные династии есть в лицее во 2 А классе, в 3 А классе. Вот так написал в своем сочинении о своих родителях, бабушке и дедушке ученик 2 класса Горбач Илья: «Мои бабушка и дедушка – радиоинженеры. Мой папа – инженер-конструктор, а моя мама – инженер-эколог.
Инженеры – это люди, которые придумывают и создают что-то новое. Инженеры делают нашу жизнь удобнее. Мне нравится что-то мастерить, изобретать, строить. Я, когда вырасту, тоже стану ИНЖЕНЕРОМ!»
Династия инженеров: дедушка, бабушка, папа, мама и будущий инженер Горбач Илья, ученик 2 А класса МАОУ «Лицей № 9»
Бабушка – Чепкасова Лидия Вильгельмовна, выпускница РТФ НЭТИ, радиоинженер и инженер-патентовед
Дедушка – Чепкасов Иван Трефильевич, выпускник РТФ НЭТИ, радиоинженер
Папа – Горбач Александр Владимирович, выпускник ПГС НГАСУ, инженер ПГС
Мама – Горбач Юлия Ивановна, выпускник ГТС НГАВТ, инженер-эколог.
Романова Анна, 3 А класс МАОУ «Лицей № 9» – будущий инженер
Мама – Романова Софья Славовна, выпускник СГУВТ, инженер по комплексному использованию и охране водных ресурсов
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебную и внеурочную деятельность, что предполагает участие родителей совместно с детьми в различных технических конкурсах, в исследовательских проектах.
Ученики 2 А класса и 3 А класса совместно с родителями подготовили проекты по теме: «Мое первое проектирование и конструирование».
Инженерно-техническая направленность актуальна в условиях стремительного развития науки, техники и производственных технологий. Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны. Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных к исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности.
Популярность научно-технических знаний среди учащихся лицея, начиная с начальной школы. Вовлечение школьников в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность формирует у младших школьников позитивное мнение о высокой роли и перспективности творческой работы в научно-технической сфере. А главное создает условия для реализации потенциала учащихся, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству.
Конструкторская деятельность, начально-техническое моделирование, исследовательские проекты младших школьников начинаются с уроков технологии и внеурочной деятельности. Особое значение имеют уроки и занятия внеурочной деятельности, которые расширяют кругозор детей, воспитывают интерес к техническому творчеству, технике. Конструирование и моделирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение, т. к. ученики знакомятся с историей развития техники и её создателями – инженерами.
Уже в начальной школе ученики лицея начинают выполнять творческие проекты. На основе полученных знаний и умений, младшие школьники самостоятельно выбирают темы проектов. Всё это приводит к тому, что дети стремятся показать окружающим свои достижения. Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и соревнованиях.
А также проводят мастер-классы на уроках технологии.
Горбач Илья и мама Юлия Ивановна проводят мастер-класс во 2 А классе. Икосаэдр.
Каждый год, в конце первой четверти ученики 2-4 классов участвуют в «Лицейском интеллектуальном марафоне». Комплексные работы марафона составлены по теме «Профессии». 2 класс – Д. Родари «Чем пахнут ремесла», 3 класс – С. Михалков «А что у вас?», 4 класс – «Профессия инженер».
Цель комплексной работы не только определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся и установить уровень овладения ключевыми компетенциями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения, но и сформулировать несложные выводы, основываясь на тексте, сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Узнать историю профессии инженер, узнать другие профессии.
Список литературы
1. Государственные образовательные стандарты. – URL: http://standart.edu.ru/
2. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы и родительские собрания в 3 – 4 классах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Платонов В.Н., Полионов И.А. Работа городской экспериментальной площадки в образовательной области «Технология» в рамках программы комплексного политехнического образования СОШ № 112. – Управление развитием образования – №1(3), 2011.
Источник