Цель капитального строительства в энергетике

Содержание

Статья 16. Создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, в зоне территориального развития 1. Объекты капитального строительства в области энергетики,…

Понятие строительства и модернизации энергетических объектов: правовые пробелы и способы их восполнения Текст научной статьи по специальности «Право»

В настоящей статье автор проводит правовой анализ понятия строительства и модернизации энергетических объектов, выявляет особенности и правовые проблемы регулирования данной деятельности, предлагает возможные варианты совершенствования действующего законодательства с учетом целей Энергетической стратегии России до 2030 года.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романова Виктория Валерьевна

Источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике

Поставка энергетического оборудования как элемент договора на строительство и модернизацию энергетического оборудования

Понятие договора на строительство, модернизацию энергетических объектов и его отличия от иных договоров в электроэнергетике

Concept of construction and modernization of energy facilities: legal gaps and methods to fi ll them

Th e author analyses the concept of construction and modernization of energy facilities, reveals peculiarities and legal problems in regulation of this activity and proposes available alternatives to improve current legislation taking into account the purposes of Energy Strategy of Russia for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «Понятие строительства и модернизации энергетических объектов: правовые пробелы и способы их восполнения»

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2012. Вып. 3

ПОНЯТИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ:

ПРАВОВЫЕ ПРОБЕЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ВОСПОЛНЕНИЯ

Правовой статус объекта электроэнергетики, являющегося объектом капитального строительства, имеет особенности по сравнению с другими объектами недвижимого имущества. Данные особенности обусловлены технологическими свойствами объекта, необходимостью регистрации не только в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним, но также в реестре опасных производственных объектов, особенностями приемки в эксплуатацию, технологическими задачами по производству, передаче необходимого количества электрической энергии.

Соответственно, возникает вопрос о том, каким образом данные особенности самого объекта влияют на осуществление строительной деятельности или деятельности по модернизации?

Отношения по строительству объектов капитальному строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, которое состоит в первую очередь из Градостроительного кодекса РФ. Понятие строительства закреплено в п. 13 ст. 1 указанного Кодекса, согласно которому строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте объектов капитального строительства).1 Понятие «реконструкция» получило свое закрепление в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, площади, производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

При характеристике правового регулирования деятельности по выполнению работ В. Ф. Попондопуло справедливо отмечает, что под самой выполняемой работой понимается деятельность исполнителя, осуществляемая за плату, имеющая материальный результат, который передается заказчику. Выполняемая работа может быть направлена на создание новой вещи (например, строительство сооружений) или изменение имеющейся вещи (реконструкция), при этом в любом случае передаче заказчику подлежит овеществленный результат деятельности, отделимый от самой деятельности.2 М. И. Брагинский, В. В. Витрянский определяют строительство как особую отрасль материального производства, отличающуюся тем, что конечный продукт представляет

* Романова Виктория Валерьевна — кандидат юридических наук, соискатель кафедры коммерческого права.

1 Градостроительный кодекс РФ // Российская газета. 2004. 30 дек.

2 Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2010. С. 176-177.

собой недвижимость по ее природе.3 И. С. Шиткина, рассматривая понятие капитального строительства как одну из форм инвестиций, отмечает, что капитальное строительство является одной из основных форм воспроизводства основных фондов.

Думается, что наиболее верным является определение, увязывающее строительство с созданием материального результата, поскольку, как явствует из ст. 42 Федерального закона «Об электроэнергетике», объекты электроэнергетики могут и не быть объектами капитального строительства.4

Рассматривая правовую характеристику деятельности по строительству энергетических объектов, следует отметить, что в связи с введением саморегулирования в строительстве с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий.5 Нормы в отношении саморегулирования в области строительства, проектирования, инженерных изысканий были внесены в Градостроительный кодекс РФ.6 Осуществление работ по строительству объектов капитального строительства возможно членами соответствующей саморегулируемой организации, получившими допуск к работам. Реестр указанных саморегулируемых организаций ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.7 Деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта находится под государственным контролем, который уполномочена осуществлять Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.8

В соответствии со ст. 55_8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерством регионального развития РФ утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, среди которых в том числе: устройство наружных электрических сетей и линий связи; устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно; устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;

3 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 2-е изд., стер. М., 2008. С. 102.

4 Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

5 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Там же. 2001. № 33. Ст. 3430.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 25 июля.

7 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5612.

устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно; устройство сетей электроснабжения напряжением более 330 кВ; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 500 кВ; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением более 500 кВ; монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно; монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 35 кВ; монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно; монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением свыше 35 кВ.9

Учитывая вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод о том, что под строительством энергетического объекта в электроэнергетике понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными лицами, имеющими необходимые допуски, выдаваемые саморегулируемыми организациями в порядке, установленном законом, направленная на создание имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления на свободных земельных участках земель энергетики или на месте снесенных объектов электроэнергетики, при соблюдении соответствующих нормативно-технических требований.

В отношении правового понятия модернизации энергетического объекта ситуация отягощена тем, что понятие «модернизация» как в Градостроительном кодексе РФ, так и в Федеральном законе «Об электроэнергетике» четко не определено. При этом именно модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора страны указаны в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. в качестве основных задач, решение которых необходимо для создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.10

Помимо Энергетической стратегии России данный термин неоднократно указывается в федеральных законах, в подзаконных актах, в международных соглашениях, в частности: в Федеральном законе «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»,11 где согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 модернизация объектов атомной энергетики отнесена к видам деятельности, осуществляемым Корпорацией; в Налоговом кодексе РФ, где согласно абз. 2 п. 2 ст. 25712 к работам по модернизации основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного

9 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Российская газета. 2010. 26 апр.

10 Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

11 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» // Там же. 2007. № 49. Ст. 6078.

12 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) // Там же. 2000. № 32. Ст. 3340.

назначения оборудования, сооружения, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами; в подзаконных актах, в частности в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н,13 в в п. 26 Положения которого закреплено, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции. Данный термин активно используется и в международных соглашениях. Так, например, еще в Соглашении о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и Федеративной Республики Германия в области экономики и промышленности было закреплено, что договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию сотрудничества, в частности в создании, расширении и модернизации промышленных комплексов и предприятий.14 Модернизация энергетических объектов была включена в Долгосрочную программу развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой,15 предусмотрена Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 8 мая 2007 г.,16 Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов от 24 декабря 1992 г.,17 Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения от 22 декабря 2009 г.,18 а также в других международных соглашениях.

Читайте также:  Положению о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории российской федерации

Возникают вопросы, в чем состоит специфика понятия модернизации энергетического объекта; в чем отличие модернизации от реконструкции, от инновационной деятельности; в связи с чем в международных соглашениях термин «модернизация» указывается отдельно от терминов «реконструкция», «новое строительство»?

Определенность в данных вопросах позволит выявить, каким результатом должна подтверждаться выполненная модернизация энергетического объекта, какое законодательство применимо к регулированию деятельности по модернизации энергетических объектов, когда происходит передача прав на результат модернизации.

Следует отметить, что на отсутствие четкости в понятийном аппарате в отношении модернизации обращали внимание в своих исследованиях экономисты. На несовершенство понятийного аппарата, противоречивость понятий для отражения процессов

13 Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»» ПБУ 6/01 // Российская газета. 2001. 16 мая.

14 Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и ФРГ в области экономики и промышленности от 6 мая 1978 г. // Известия. 1978. 7 мая.

15 Долгосрочная программа развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Международный договор от 15 декабря 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 7.

16 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 8 мая 2007 г. // Там же. 2009. № 10.

17 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов от 24 декабря 1992 г. // Там же. 1994. № 6.

18 Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения от 22 декабря 2009 г. // Там же. 2010. № 5.

преобразования, отсутствие общепризнанных подходов к классификации факторов, воздействующих на качественные преобразования и приоритеты модернизации, обращали внимание и при проведении исследований в области экономики. Среди работ в сфере экономики в данной области можно отметить исследования Л. П. Пидоймо, Т. А. Баяскалановой, Е. Н. Летягиной.19 В частности, в работе Л. П. Пидоймо в качестве приоритета модернизации промышленных предприятий определены научно-технический прогресс, достижение качественно нового, необходимого уровня развития посредством направленных базисных, радикальных нововведений.20

Однако в настоящем исследовании ставится задача определиться с понятием модернизации в сфере развития энергетики с учетом целей Энергетической стратегии России до 2030 г.

Отсутствие четкого определения модернизации энергетического объекта как в законодательстве Российской Федерации, так и в международных соглашениях может повлечь самые неблагоприятные последствия для субъектов деятельности по модернизации (как российских компаний, так и иностранных), поскольку спор может коснуться самого предмета договора. Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ21 договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится в том числе условие о предмете договора. Необходимо также учитывать, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» арбитражным судам были даны разъяснения, что при рассмотрении исков кредиторов, предъявленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора.22

Исходя из отдельных положений о модернизации, содержащихся в законах, подзаконных актах, международных соглашениях, можно сделать вывод о том, что к модернизации энергетических объектов относится деятельность по изменению технологических характеристик существующих энергетических объектов с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В ходе модернизации изменения могут коснуться и конструкторских характеристик объекта, но это не является специфическим признаком модернизации.

19 Пидоймо Л. П. Модернизация промышленных предприятий: теоретико-методологические основы, приоритеты, система планирования: Дис. . д-ра экон. наук. Воронеж, 2005; Баяскаланова Т. А. Экономическое обоснование выбора варианта обновления основных производственных фондов предприятий промышленности: Автореф. дис. . канд. экон. наук. Иркутск, 2006; Летягина Е. Н. Организационно-экономический механизм технического перевооружения электроэнергетики. Н. Новгород, 2006.

20 Пидоймо Л. П. Модернизация промышленных предприятий: теоретико-методологические основы, приоритеты, система планирования. С. 387.

21 Гражданский кодекс РФ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

22 Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» // www.arbitr.ru.

Предлагаемое понятие отражает отличие модернизации от строительства нового объекта, под которым согласно Градостроительному кодексу РФ поимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). По смыслу имеющихся положений законодательства под модернизацией как деятельностью понимается деятельность в отношении уже существующего энергетического объекта.

Основное отличие модернизации от реконструкции, под которой согласно Градостроительному кодексу РФ понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, площади, производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения, заключается в следующем. По результатам реконструкции заказчик получает в обновленном виде тот же энергетический объект по технологическим характеристикам, пусть даже с измененными конструктивными габаритами. При модернизации речь идет о замене (преобразовании) в содержательной части объекта, которая осуществляется с использованием научно-технических достижений, т. е. в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью.

Модернизация неразрывно связана с результатами инновационной деятельности. Следует отметить при этом, что в отличие от модернизации инновационная деятельность была предметом исследований как в области экономики,23 так и в области права.24

Следует при этом отметить, что законодательного закрепления терминов «инновационная деятельность», «инновация» также нет. Термины «инновация», «инновационная деятельность» получили закрепление в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации за 19982000 годы»,25 согласно которому инновация определена как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Понятия инновационной деятельности, инновации получили закрепление в Модельном законе «Об инновационной деятельности», принятом на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. В данном Законе определены правовые, экономические основы регулирования инновационной деятельности в государствах — участниках СНГ. Согласно ст. 2 Модельного закона инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на

23 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982; Санта Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990; Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М., 2001; Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство. М., 2002.

24 Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ин-т. М., 2006.

25 Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации за 1998-2000 годы» // Российская газета. 1998. 19 авг.

их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом.26

Правовая характеристика инновационной деятельности очень четко дана В. Ф. По-пондопуло, который отмечает, что инновационная деятельность является рисковой деятельностью, что предопределяется и длительностью инновационного процесса, и тем, что инновационный продукт может быть ранее создан конкурентами, и т. д.27 Н. И. Михайлов справедливо указывает, что инновации являются собирательным понятием нововведений, в связи с чем предлагает учитывать, что они проявляются как научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствования или рационализация применяемых технологий.28

Основным отличием инновационной деятельности от модернизации является то, что решение о проведении инновационных разработок может приниматься при понимании того, что данная деятельность обладает повышенным риском, результат может быть не достигнут, достижение результата может затянуться на долгий период времени, а может быть получен кем-то иным в более ранние сроки.29

Однако результатом модернизации энергетического объекта должны быть не только технологические идеи, заложенные в проект и даже прошедшие необходимые утверждения, но и материальный результат в виде принятого в эксплуатацию модернизированного энергетического объекта.

Соответственно, чтобы иметь основания приступать к модернизации, результат соответствующей инновационной деятельности уже должен быть достигнут, в противном случае едва ли кто-то из заказчиков согласится на вывод из эксплуатации дорогостоящего объекта, проведение на нем работ при сомнительных перспективах того, что данный объект будет нормально функционировать.

Анализ трудов специалистов в области техники показывает, что модернизация энергетических объектов целесообразна, когда позволяет улучшить технологические характеристики объекта, уменьшить вредные выбросы в окружающую среду и осуществляется при этом в более короткие сроки по сравнению с новым строительством и за меньшую стоимость.30 Данные выводы были сделаны специалистами по результатам внедренных разработок ЛМЗ, реализованных при модернизации энергетических объектов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.31

Читайте также:  Стандарт отдела капитального строительства

26 Модельный закон об инновационной деятельности от 16 ноября 2006 // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 2007. № 39.

27 Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 596.

28 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занков-ского. С. 449.

29 Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. С. 596.

30 Лисянский А. С. Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций: Дис. СПб., 2006. С. 33.

31 Гудков Н. Н. Проектирование, модернизация и унификация мощностных рядов паровых турбин ЛМЗ, отвечающих требованиям современной теплоэнергетики. СПб., 1997; Лисянский А. С.

Так, в работе Н. Н. Гудкова на примере модернизации паровой турбины мощностью 200 МВт (ТЭС «Тахколуото», Финляндия) по замене проточной части ЦНД с сохранением наружного корпуса показано, что при принятии технического решения о возможности продления ресурса турбоагрегата наиболее эффективным способом осуществления модернизации является замена отдельных элементов или целых цилиндров, в результате чего не только увеличивается надежность оборудования, но и улучшаются служебные характеристики турбины (мощность, организация регулируемых отборов пара и т. д.). В исследовании Н. Н. Гудкова представлены примеры мероприятий по модернизации, разработанных на ЛМЗ,32 в частности замена проточной части отдельных цилиндров с сохранением наружного корпуса, организация регулируемых теплофикационных отборов, модернизация вспомогательных систем турбоустановки.33 В качестве примеров проведения подобных работ помимо замены на ТЭС «Тахколуото» (Финляндия) в данном исследовании указаны также работы по модернизации турбины К-100-90-6 на турбину мощностью 115 МВт с теплофикационным отбором на ТЭС «Скавина» (Польша), по организации теплофикационного отбора 60 Гкал/ч на турбине К-300-170 ТЭС «Агиос-Димитриос» (Греция), по замене ЦВД турбины ПТ-60-90 с изменением начального давления на 130 атм и повышением мощности до 65 МВт на ТЭС «Нефтехим-Бургас» (Болгария).

В диссертационном исследовании А. С. Лисянского также приводятся примеры модернизации, осуществленной путем внедрения основного оборудования с улучшенными технико-экономическими показателями, т. е. уже по результатам проведенных исследований и конструкторских разработок, выполненного анализа технико-экономических показателей действующего оборудования, расчетов наиболее экономически выгодных вариантов осуществления модернизации.

А. С. Лисянским предложено использовать в качестве критериев проведенной модернизации отношение показателей мощности и КПД ПТУ после модернизации к проектным показателям до модернизации; оптимизацию проточной части и конструкций ступеней с использованием 3-мерных методов расчетов и проектирования; совершенствование конструкций подшипников; повышение надежности и ремонтопригодности лопаточного аппарата, включая совершенствование методов борьбы с влиянием этажности. В данном исследовании отмечается, что модернизация должна предусматривать повышение надежности и ресурса всей турбоустановки, выбор наиболее экономически выгодных вариантов ее осуществления, а также быть комплексной. Автор обосновывает возможности многовариантной модернизации, охватывающей широкий диапазон от простого обновления узлов и компонентов до последовательной замены проточных частей цилиндров высокого, среднего, низкого давления, при сохранении статорных

Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций: Дис. . канд. техн. наук. СПб., 2006.

32 Ленинградский металлический завод — крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности. Предприятие было основано в 1857 г., паровые турбины начало выпускать в 1907 г., гидравлические — в 1924 г., газовые — в 1956 г. В январе 2004 г. ЛМЗ, а также «Завод турбинных лопаток» и «Электросила» объединились в единое юридическое лицо путем присоединения к ОАО «Силовые машины» // www.power-m.ru/company/.

33 Гудков Н. Н. Проектирование, модернизация и унификация мощностных рядов паровых турбин ЛМЗ, отвечающих требованиям современной теплоэнергетики: Дис. . канд. техн. наук. СПб., 1997. С. 22.

компонентов турбины и исходной тепловой схемы турбоустановки, и приводит примеры энергетических объектов, на которых проводилась модернизация: Эстонская электростанция, Марыйская ГЭС (Туркмения), Белоярская АЭС (Россия), Азербайджанская ГРЭС.34 Среди преимуществ модернизации А. С. Лисянский отмечает сохранение существующих габаритов главных корпусов, использование существующих фундаментов турбин, увеличение электрической мощности примерно на 10-15 %, снижение удельного расхода топлива и вредных выбросов в окружающую среду, сокращенные в 2-3 раза сроки ввода модернизированных мощностей по сравнению с новым строительством, снижение на 30-60 % удельной стоимости вводимых мощностей при модернизации по сравнению с новым строительством.35

Данные преимущества являются сильным обоснованием в отношении применения модернизации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к модернизации энергетического объекта может быть отнесена предпринимательская деятельность, направленная на совершенствование имеющегося энергетического объекта с использованием достижений науки и техники, результатом которой является получение энергетического объекта с новыми качественными характеристиками.

Учитывая, что понятие инновационной деятельности не закреплено на законодательном уровне, под достижениями науки и техники в данном случае следует понимать охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ),36 на которые согласно ст. 1226 Гражданского кодекса РФ признаются интеллектуальные права.

Когда энергетический объект является объектом капитального строительства, деятельность по модернизации должна быть соответствующим образом регламентирована. Данная регламентация может быть аналогичной регламентации строительной деятельности, включая все стадии (проектирование, изыскательские работы, строительные работы, приемка, ввод в эксплуатацию, работы в пределах гарантийного срока). Однако на сегодняшний день нормативного акта, который регламентировал бы деятельность по модернизации энергетических объектов, нет, в связи с чем было бы целесообразным, по крайней мере, введение соответствующего понятийного аппарата в действующие законодательные акты с конкретизацией применимого законодательства.

34 Лисянский А. С. Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций. С. 27-29, 33.

36 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Российская газета. 2006. 22 дек.

Капитальное строительство в электроэнергетике. Объемы капитального строительства для развития-электроэнергетики в десятой пятилетке определились из потребности ввода в действие новых энергетических мощностей, сооружения линий электропередачи и других объектов, необходимых для обеспечения заданных [c.265]. Капитальное строительство в электроэнергетике [c.59]. Капитальное строительство в электроэнергетике осуществляется, как правило, за счет капиталовложений по данной отрасли и частично по другим отраслям сельскому хозяйству, мелиорации и водному хозяйству, коммунальному хозяйству, нефтяной и газовой промышленности и т. д. [c.59].

Цель капитального строительства в энергетике

Статья 16. Создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, в зоне территориального развития

1. Объекты капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, создаются в субъектах Российской Федерации, на территориях которых созданы зоны территориального развития, в целях государственной поддержки осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов. Указанные объекты капитального строительства создаются за счет средств федерального бюджета.

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого создана зона территориального развития, вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о создании на территории данного субъекта Российской Федерации объекта капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящегося в государственной собственности Российской Федерации. В указанном обращении должно быть представлено обоснование необходимости создания такого объекта.

Таким образом, целями и приоритетами развития отрасли строительства объектов транспортной инфраструктуры являются: — обеспечение выполнения поставленных в документах стратегического планирования задач путем осуществления строительства и реконструкции объектов в плановые сроки с надлежащим качеством … 1.10. Система требований к строительству объектов капитального строительства . 1.10.1 Техническое регулирование и специальные требования к объектам капитального строительства . Градостроительное законодательство в сфере технического регулирования состоит из трех составляющих

Минстроя России от 09.04.2020 N 13809-ИФ/01 (вместе с «Методическими рекомендациями о порядке согласования проекта задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации»)

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации (пункт 9 раздела II протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 12.02.2020 N 1, пункт 5 раздела II протокола всероссийского селекторного совещания от 07.02.2020 N МХ-П16-10пр) по вопросу обеспечения участия органов и организаций государственной экспертизы в разработке государственными заказчиками заданий на проектирование по объектам капитального строительства, строительство (капитальный ремонт, реконструкция) которых осуществляется (планируется к осуществлению) в рамках национальных проектов (государственных программ) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рекомендует дать указание соответствующим государственным (муниципальным) заказчикам об обязательности направления ими заданий на проектирование в органы (организации) государственной экспертизы субъектов Российской Федерации в целях проведения проверки на предмет достаточности содержащихся в нем сведений и исходных данных для разработки проектной документации объекта капитального строительства, соответствующей требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

Также прошу довести до сведения органов (организаций) государственной экспертизы субъектов Российской Федерации о необходимости в обязательном порядке проведения вышеуказанной проверки в случае поступления от государственных (муниципальных) заказчиков соответствующего задания на проектирование, а также прилагаемые методические рекомендации о порядке согласования проекта задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, которые также целесообразно довести для учета в работе до государственных (муниципальных) заказчиков.

Первый заместитель Министра —
заместитель председателя
президиума (штаба)
Правительственной комиссии
по региональному развитию
в Российской Федерации
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗАДАНИЯ
НА АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях своевременного обеспечения работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов (государственных программ), определения экономически обоснованной сметной стоимости строительства и проектирования объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации.

Читайте также:  Приказ о выводе из эксплуатации объекта капитального строительства

2. Задание на проектирование представляет собой документ, содержащий необходимые требования к подготовке проектной документации для обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, их частей, а также исходные данные, достаточные для разработки проектной документации объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

3. Задание на проектирование подготавливается в электронной форме (за исключением случая, когда задание на проектирование содержит сведения, составляющие государственную тайну) и подписывается застройщиком (техническим заказчиком) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Примерная форма задания на проектирование приведена в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

4. Для согласования проекта задания на проектирование необходимы следующие документы и сведения, содержащиеся в них:

а) заявление о согласовании задания на проектирование, в котором указываются:

идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) — физического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) — индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика — юридического лица, органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя);

идентификационные сведения об объекте капитального строительства, строительство (реконструкция) которого предусматривается в задании на проектирование (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (номер и дата утверждения градостроительного плана земельного участка и (или) документации по планировке территории);

сведения об источнике финансирования (указывается соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и размере финансирования (в процентном отношении к полной стоимости проекта);

б) проект задания на проектирование;

в) пояснительная записка к проекту задания на проектирование, в которой указываются:

обоснование выбора проектных решений, направленных на соблюдение требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности;

характеристика места размещения объекта капитального строительства, описание земельного участка (в том числе сведения о категории земель), обоснование планировочной организации участка, схем транспортных коммуникаций и решений по благоустройству территории;

обоснование соответствия предлагаемых решений предварительным сведениям о возможности получения технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

обоснование перечня мероприятий по обеспечению выполнения требований, предъявляемых к техническим устройствам, оборудованию, зданиям, строениям и сооружениям на опасных производственных объектах, — для объектов производственного назначения;

расчет потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии, состав и основные параметры систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, тепловых сетей, сетей связи;

обоснование выбора инженерно-технических решений и основного технологического оборудования;

обоснование внешнего вида объекта капитального строительства и параметров его пространственной, планировочной и функциональной организации, основных (принципиальных) архитектурно-художественных решений с учетом стоимости, соответствия современному уровню техники и технологий и эксплуатационных расходов;

характеристика района места расположения объекта капитального строительства и условий строительства;

обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

обоснование организационно-технологической схемы, определяющей последовательность строительства зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение планируемых сроков завершения строительства (его этапов);

технологическая последовательность работ при строительстве объектов капитального строительства или их отдельных элементов;

обоснование планируемой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;

результаты прогнозной оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности, связанной с созданием объекта капитального строительства;

обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства и метода определения сметной стоимости строительства;

обоснование выбора подлежащих применению для расчета предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства укрупненных нормативов цены строительства для объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;

укрупненные расчеты стоимости отдельных видов затрат, не учтенных в ресурсно-технологической модели (использованной для расчета укрупненных нормативов цены строительства), а также затрат на реализацию решений (мероприятий), измененных по сравнению с указанной ресурсно-технологической моделью;

обоснование выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования;

г) отчетная документация о выполнении инженерных изысканий (при наличии);

д) градостроительный план земельного участка, на котором планируется размещение объекта капитального строительства (земельных участков — в случае если предлагается несколько вариантов размещения объекта капитального строительства), или проект планировки территории и проект межевания территории в случае строительства линейного объекта (при наличии).

5. Документы в целях согласования проекта задания на проектирование представляются в форме электронных документов.

При наличии в документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы в целях согласования проекта задания на проектирование представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

6. Задание на проектирование в форме электронного документа подготавливается в следующих форматах:

7. Электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, физическим лицом в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, о градостроительной деятельности, прилагается к заданию на проектирование в исходном формате.

8. В случае, когда оригинал документа, прилагаемый к проекту задания на проектирование, выдан и подписан уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на бумажном носителе, допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1) с использованием следующих режимов:

«черно-белый» (при отсутствии в документе графических изображений и (или) цветного текста);

«оттенки серого» (при наличии в документе графических изображений, отличных от цветного графического изображения);

«цветной» или «режим полной цветопередачи» (при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста).

Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла.

Сформированный электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего подготовку задания на проектирование.

9. Согласование проекта задания на проектирование осуществляется в срок, который не должен превышать 15 рабочих дней. При согласовании задания на проектирование особо опасного, технически сложного и уникального объекта капитального строительства такой срок не должен превышать 20 календарных дней.

Срок согласования проекта задания на проектирование может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 10 рабочих дней.

10. В ходе согласования проекта задания на проектирование проводится оценка:

оптимальности и достаточности основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений в целях возможности их реализации при подготовке проектной документации объекта капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта, а также с учетом результатов инженерных изысканий;

обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства;

обоснования метода определения сметной стоимости строительства;

достаточности исходных данных, предусмотренных проектом задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;

наличия перечней нормативно-технических документов, которыми предполагается руководствоваться при разработке проектной документации;

оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства;

правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованность решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

11. Результатом рассмотрения проекта задания на проектирование является заключение, содержащее оценку, предусмотренную пунктом 10 настоящих Методических рекомендаций, а также выводы о согласовании (несогласовании) проекта задания на проектирование.

12. Выдача заключения осуществляется в электронной форме в формате pdf. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 настоящих Методических рекомендаций, выдача заключения осуществляется на бумажном носителе на руки заявителю или путем направления заказного письма, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Документы, представленные на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 настоящих Методических рекомендаций, подлежат возврату заявителю.

Проблема оценки эффективности проектов в энергетике чрезвычайно актуальна, поскольку подобные проекты представляют собой сложные планы, масштаб которых может охватывать не только отдельные предприятия, но и города, а также целые регионы. … Новое строительство – строительство электросетевых объектов в целях создания новых производственных мощностей, осуществляемое на. 14. … Для оценки эффективности капитальных вложений в строительство или реконструкцию энергетических объектов предполагается учет изменения как внешних, так и внутренних факторов, большинство из которых связаны с неопределенностью.

Источники
  • https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-stroitelstva-i-modernizatsii-energeticheskih-obektov-pravovye-probely-i-sposoby-ih-vospolneniya
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122563/d61b6194b97efd647bab624100311275c6814da9/
  • https://bazanpa.ru/minstroi-rossii-pismo-n13809-if01-ot09042020-h4748464/

Рейтинг
Загрузка ...