Эксплуатация машин и механизмов в строительстве это

Статья «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» содержит:

• заработную плату работников, занятых управлением и эксплуатацией строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,69 «Расчеты по социальному страхованию»);

• амортизационные отчисления (Дт25 — Кт02 «Амортизация основных средств»);

• арендная плата за пользование арендованной специализированной строительной техникой (Дт25 — Кт60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

• затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт60 — списание услуг сторонних организаций, Кт70, 69, 10 — расходы по оплате труда задействованных работников, отчисления на социальное страхование, расходы материалов);

• затраты на проведение всех видов ремонта строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования; в случае образования резервов — отчисления на создание ремонтного фонда (Дт25 — Кт60 — расходы по оплате ремонта сторонними организациями, Дт25 — Кт23 — расходы на ремонт, осуществляемый собственными силами, если не создан ремонтный фонд или резерв, Дт25 — Кт96 — резервы предстоящих расходов и платежей — отчисления в ремонтный фонд, дальнейшее использование созданного ремонтного фонда оформляется проводками Дт96 — Кт60, 23, 70, 69, 10);

Как учитывать расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов I Литвинова. РУНО

• затраты на перебазирование строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);

• затраты на монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);

• затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату рабочих, занятых на погрузке и разгрузке, а также затраты на вывоз и ввоз грунта (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);

• прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

Операции по учету расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов (СМиМ) отражаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Также на нем отражается стоимость услуг СМиМ, оказываемых сторонними организациями.

Документальное оформление

Работа собственных и арендованных СМиМ должна оформляться первичными учетными документами, формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78. Основными первичными документами по учету использования СМиМ являются:

• рапорт о работе башенного крана (форма №ЭСМ-1 — применяется в специализированных организациях для учета работы башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам);

• путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2 — применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу);

• рапорт о выработке строительной машины (механизма) (форма №ЭСМ-З — применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу);

Урок №4. Эксплуатация строительных машин и механизмов

• рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма №ЭСМ-4 — применяется в специализированных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу);

• карта учета работы строительной машины (механизма) (форма №ЭСМ-5 — применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машиной (механизмом), а также для учета выполненного объема работ. Заполняется на основании форм №ЭСМ-1, №ЭСМ-2, №ЭСМ-3, №ЭСМ-4);

• журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма №ЭСМ-6 — применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов). Журнал ведется у заказчика строительных машин и в организациях, имеющих строительную технику на балансе);

• справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма №ЭСМ-7 — применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами). Составляется представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа форма №ЭСМ-2 или рапортов формы №ЭСМ-1, №ЭСМ-З).

Работа привлеченных СМиМ должна быть подтверждена сменными рапортами и путевыми листами, оформленными по типовым межотраслевым формам, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78. С привлеченными специализированными организациями должны быть заключены договоры на оказание услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ. Если организация привлекла к работе специализированные автотранспортные организации, то к договору должна быть приложена копия лицензии, разрешающая осуществлять транспортную деятельность. Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм: форма №4-С — применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам; форма №4-П — применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу (утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Затраты по оплате услуг сторонних организаций за предоставленные ими СМиМ относятся в дебет счета 20 «Основное производство» по данной статье расходов с распределением по конкретным строительным объектам, на которых они были использованы.

Другими первичными документами, подтверждающими необходимость ремонта и оправданность расходов, на основании которых фиксируются затраты по эксплуатации СМиМ, являются:

сменные рапорта, отчеты механиков, план ремонтных работ, смета ремонтных работ, дефектная ведомость ремонта, акт о списании израсходованных запчастей. Унифицированных форм этих документов не существует, поэтому составляются они в произвольной форме с соблюдением обязательных реквизитов (перечень обязательных реквизитов представлен в ст.

9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению.

При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, составленный по форме №ОС- 16, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 .№7, Составление акта именно по этой форме обязательно в тех случаях, если дефекты оборудования выявлены в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля за вновь вводимым оборудованием. Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете относятся к прочим расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п.

1 ст. 260 НК РФ). Причем в регистрах налогового учета организация должна сгруппировать расходы на ремонт автотранспортного средства по отдельным элементам, например стоимость запасных частей и материалов, расходы на оплату труда рабочих-ремонтников, услуги сторонних организаций (ст. 324 НК РФ).

При налогообложении прибыли можно учесть и расходы по арендованным автомобилям. Но здесь необходимо соблюсти два условия:

1. В договоре с арендодателем должно быть указано, что он не будет возмещать арендатору средства, истраченные на ремонтные работы.

2. В налоговом учете у арендодателя отремонтированные автотранспортные средства должны числиться в составе амортизируемого имущества.

Другими первичными документами, подтверждающими фактический расход топлива, на основании которых фиксируются затраты по эксплуатации СМиМ, является путевой лист (Постановление Госкомстата России от 28.11.97 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). На основании путевых листов (информации о фактически пройденных транспортом километрах и фактически израсходованном топливе) при условии нормирования топлива производится его списание.

Источник: digest.wizardsoft.ru

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Безопасность труда на строительной площадке.
Эксплуатация строительных машин, механизмов и инструментов

Таблица 4. Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших опор машин, м, для разных грунтов

Глубина выемки, м Грунт (ненасыпной)
песчанный и гравийный супесчаный суглинистый глинистый лесовидный сухой
1 1,5 1,25 1 1 1
2 3,0 2,4 2 1,5 2
3 4,0 3,6 3,25 1,75 2,5
4 5,0 4,4 4 3 3
5 6,0 5,3 4,75 3,5 3,5

Рельсовый путь башенного строительного крана выполняют в соответствии с СН 78-79. Проверяют состояние ежедневно. Нивелируют крановый путь ежемесячно, весной, в период оттаивания грунта,— не реже одного раза в пять дней, а также сразу после ливневых дождей. Результаты нивелировки заносят в специальный журнал.

Рельсовые нити в начале и в конце пути, а также стыки рельсов соединяют перемычками и присоединяют к заземлителю. Заземление необходимо выполнять, независимо от существующей системы электроснаб-жающей сети, глухозаземленной или изолированной нейтралью. Электрическое сопротивление заземления должно быть не более 10 Ом.
До начала работы крановщик обязан осмотреть машину и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале. Съемные грузозахватные приспособления и тару осматривает стропальщик.
Грузоподъемные машины могут быть допущены к подъему и перемещению только тех грузов, вес которых не превышает грузоподъемности машины. У стреловых кранов при этом учитывают положение с дополнительных опор и вылет стрелы, а у кранов с подвижным противовесом — положение противовеса. Использовать грузоподъемную машину в более тяжелом режиме чем указано в паспорте, не допускается.
Грузоподъемные машины, грузозахватным органом которых служит грейфер, можно допускать к работе только после взвешивания материала, захваченного при пробном зачерпывании, которое выполняют с горизонтальной поверхности свеженасыпанного грунта. Вес грейфера с зачерпнутым материалом не должен превышать грузоподъемности крана. Для кранов с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, он не должен превышать грузоподъемности, соответствующей вылету, при котором работает кран с грейфером.
Использовать грузоподъемные машины, механизмы подъема которых оборудованы фрикционными или кулачковыми муфтами включения, для подъема и перемещения людей, расплавленного металла, ядовитых и взрывчатых веществ, сосудов, находящихся под давлением воздуха или газа, не разрешается. Перемещать грузы над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где находятся люди, можно в исключительных случаях после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение этих работ.
Подъем и перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях. При применении для этих целей стреловых кранов работу выполняют в соответствии с проектом или технологической картой, разработанными специализированной организацией, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержатся требования к подготовке и состоянию пути и другие указания по безопасному подъему и перемещению грузов.
Условия и порядок подъема груза несколькими кранами мостового типа могут быть разработаны самим предприятием, использующим краны для этой цели. При этом нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать его грузоподъемности. Работу по подъему и перемещению груза двумя или несколькими кранами выполняют под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами или специально назначенного инженерно-технического работника.
Находящиеся в работе грузоподъемные машины снабжают крупными надписями с ясными обозначениями регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания.
Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического переосвидетельствования, установленного настоящими Правилами, к работе не допускаются. Забракованные съемные грузозахватные приспособления, а также не имеющие бирки (клейма), немаркированная и поврежденная тара не должны находиться в местах производства работ.
При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, следует применять марочную систему, при которой управление краном разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке марку или ключ, замыкающий электрическую цепь управления краном. Доступ для людей на крановые пути мостовых передвижных консольных кранов, находящихся в работе, должен быть закрыт.
Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных или других работ должен осуществляться по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ. Его подписывает начальник цеха, в котором будет выполняться работа, или его заместитель по оборудованию, а также начальник цеха или прораб, в подчинении которых находятся ремонтные рабочие. Наряд-допуск выдают после принятия всех необходимых мер для создания безопасных условий работы, а также в случаях, когда не исключена возможность наезда крана или его кабины на работающих людей и выхода рабочих на крановые пути. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале крановшики всех смен пролета, цеха, где ведется работа, а при необходимости — и крановщики смежных пролетов.
Производство каких-либо работ (строительных, малярных, обслуживание светильников) с галереи мостового крана может быть допущено при обеспечении безопасного их выполнения (принятие мер по предупреждению падения людей с крана, поражения током, выхода на крановые пути, а также установления порядка передвижения крана). Выполнять такие работы во время перемещения груза краном не разрешается.
На предприятии (стройке) должны быть разработаны способы строповки грузов, не имеющих специальных устройств (петли, цапфы, рамы), и обучены им стропальщики. В необходимых случаях графическое изображение строповки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ. Также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, поднимаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а. также способы безопасной кантовки грузов, когда такую операцию выполняют с помощью грузоподъемной машины. Подъем груза, на который не разработаны схемы строповки, должен происходить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов крана.
На предприятии (стройке) должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и крановщиком (машинистом). Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 9 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов. Допускается сигнализация голосом при работе стреловых самоходных кранов со стрелой длиной не более 10 м, а также применение двухсторонней телефонной и радиотелефонной связи.
Место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть хорошо освещено. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз, работа крана запрещается.
К лебедкам для подъема людей применяют требования, изложенные в общих разделах Правил устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Лебедки с ручным приводом должны быть снабжены безопасными рукоятками, конструкция которых допускает подъем или опускание груза только путем непрерывного вращения рукоятки, при этом скорость опускания не должна превышать 20 м/мин. Лебедки с электрическим приводом должны быть снабжены колодочным тормозом, автоматически действующем при отключении двигателя. Лебедки укрепляют на фундаменте или загружают балластом для обеспечения их устойчивости при двойной рабочей нагрузке. После установки, перед пуском в работу, а также периодически через каждые 12 мес лебедки подвергают техническому освидетельствованию.
Гидравлические и пневматические домкраты перед применением тщательно осматривают в местах соединения масло-н воздухопроводов, чтобы исключить утечку воздуха и жидкости во время эксплуатации. Винтовые и реечные домкраты обязательно оборудуют стопорными приспособлениями, предохраняющими выход рейки или винта. Освобождают домкраты из-под поднятого груза и переставляют лишь после надежного закрепления груза в поднятом положении или укладки его «а устойчивую клетку. Техническое освидетельствование домкратов проводят не реже одного раза в год, о чем делают соответствующую запись в паспорте.
К работе с ручным электрическим и механизированным инструментом допускают лиц, прошедших производственное специальное обучение по технике безопасности и имеющих соответствующие удостоверения.
Перед выдачей электроинструмента рабочему необходимо проверить: затяжку винтов, крепящие узлы и детали; исправность изоляции обмотки и отсутствие пробоя на корпус; состояние провода, питающего электроинструмент, целость его изоляции, отсутствие излома жил; исправность выключателя и зануления.
Лицам, пользующимся электроинструментом, запрещается передавать его другим лицам даже на некоторое время, разбирать и самим ремонтировать, держаться за провод, удалять руками стружку или опилки во время работы электроинструмента, работать неисправным инструментом.
В опасных (сырых) помещениях и помещениях с повышенной опасностью (влажными стенами) во избежание поражения электрическим током напряжение должно быть соответственно 12 и 42 В. При работе в них обязательно применяют защитные средства (диэлектрические перчатки, коврики, галоши).
Запрещается работать с механизированными инструментами с приставных лестниц, оставлять инструменты без надзора при работающих или присоединенных к электросети двигателях; натягивать и перегибать во время работы кабели инструментов.
Корпусы электроинструментов, работающих при напряжении выше 42 В, независимо от частоты тока, должны быть заземлены.
К работе по электро- и газосварке могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение по технике безопасности и имеющие соответствующее удостоверение.
К работе со строительными поршневыми пистолетами допускаются рабочие не моложе 20 лет, прошедшие медосмотр, имеющие квалификацию не ниже 4-го разряда и проработавшие на монтажных работах не менее 3 лет. Перед допуском к работе они должны пройти курс обучения и получить соответствующие удостоверения. Этими пистолетами рекомендуется делать не более 100 выстрелов в смену — через день.
При креплении конструкций и деталей путем забивания дюбелей с помощью монтажного пистолета в бетонные, железобетонные, кирпичные, шлакобетонные и другие строительные основания необходимо соблюдать следующие требования.
До начала работ по пристрелке прикрепляемых конструкций прораб или мастер обязан проинструктировать оператора и подсобного рабочего, оформить это записью в наряде-допуске и журнале регистрации инструктажа на рабочем месте; обеспечить рабочее место необходимым инвентарем; проверить наличие средств индивидуальной защиты; удалить не менее чем на Юм от рабочего места всех лиц, не занятых забивкой дюбелей, установить плакаты, запрещающие проход в опасную зону. При необходимости забивать дюбели в кирпичные, шлакобетонные и бетонные стены и перекрытия обязательно удаляют людей, находящихся за этими стенами.
Состояние пневматических инструментов проверяют пробным пуском их на холостом ходу без рабочего элемента. Присоединяют и рассоединяют шланги после прекращения подачи воздуха, крепят шланги на штуцерах с помощью стяжных хомутов и колец. При перерывах в работе или переходе на другое место инструмент необходимо выключить, закрыть воздушный вентиль системы и вынуть вставной элемент. Движущиеся части пневматического инструмента необходимо регулярно промывать керосином. Не разрешается работать с приставных лестниц.
Деревянные рукоятки ручных инструментов должны быть выполнены из дерева твердых пород (бук, клен, кизил), без заусениц, надежно закреплены, расклинены металлическим клином. Ручные инструменты затачивают до начала работ. Они должны быть в исправном состоянии. Во время работы не допускается удерживать руками инструмент, по которому ударяет другой рабочий. В этих случаях применяют специальные держатели длиной не менее 0,7 м. Рабочий, который ударяет кувалдой, должен стоять в стороне от того, кто удерживает инструмент.
Хранят ручные инструменты в специальных ящиках, где каждому инструменту отведено место. При транспортировке инструментов острые части их необходимо защищать чехлами или футлярами.

Читайте также:  Отказ в разрешении на строительство индивидуального жилого дома причины

Источник: ohrana-bgd.narod.ru

Учёт, распределение расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов

Предмет «Строительные машины и их эксплуатация» предусматривает комплексное изучение вопросов, относящихся к устройству, области применения, методам использования и эксплуатации машин и механизмов, при производстве строительно-монтажных работ.
В процессе освоения предмета учащийся должен ознакомиться с принципами действия, конструктивными и кинематическими схемами строительных машин и механизмов, их назначением, областью применения, технико-производственными показателями работы и способами улучшения их использования; основами эксплуатации, технического обслуживания и ремонта; свойствами и качеством эксплуатационных материалов; условиями обеспечения техники безопасности, а также с организационными формами управления парком машин строительных организаций.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Дебет счета 76-6 “Лизинговые обязательства”,
Кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
С расчетного счета перечислен долг лизингодателю:

Дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,
Кредит счета 51 “Расчетные счета”.
Принята к вычету сумма “входного” НДС, относящегося к внесенной лизинговой плате:

Дебет счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”,
Кредит счета 19-5 “Налог на добавленную стоимость при осуществлении долгосрочных вложений”.

16. Калькулирование себестоимости работы строительных машин и механизмов и принципы распределения расходов по их эксплуатации

Объектом калькулирования себестоимости работы строительных машин и механизмов является единица времени их работы (машино-смена или машино-час). Калькуляции затрат на одну машино-смену или машино-час составляются по видам строительных машин, группам однородных механизмов или крупным агрегатам и утверждаются руководителем организации.

Сумма фактических затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, учтенная на счете 25, ежемесячно списывается на затраты основного производства (объекты строительства) и другие счета потребителей услуг исходя из количества машино-смен (машино-часов) работы машин и механизмов на каждом объекте и фактической себестоимости машино-смены (машино-часа).

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов, использованных на других работах, списываются таким же порядком на соответствующие счета в зависимости от вида выполненных ими работ.

Основанием для распределения затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов служат данные первичных документов, сменных рапортов или отчетов механика. Для ежемесячного списания затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов необходимо определить фактическую себестоимость одной машино-смены (машино-часа). После этого фактическая себестои мость одной машино-смены (машино-часа) умножается на количество машино-смен (машино-часов), отработанных каждой машиной на строительном объекте.

Пример 11
Башенные краны отработали за месяц 250 машино-смен, в том числе по объектам строительства: № 1 – 200 машино-смен, № 2 – 50 машино-смен.

Расчет списания затрат на объекты строительства производится в следующем порядке:
1) определяется фактическая себестоимость одной машино-смены:

76 000:300 = 253, 33.

2) затраты, относимые на объект № 1: 253-33 ґ 250 часов = 63 333;
3) затраты, относимые на объект № 2: 253-33 ґ 50 часов = 12 667.

В зависимости от видов выполняемых строительными машинами и механизмами работ и количества машино-смен (машино-часов), учтенных по первичным оправдательным документам по учету работы строительных машин и механизмов, затраты списываются на:

Дебет счета 10 “Материалы” – при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
Дебет счета 20 “Основное производство” – при выполнении строительными машинами и механизмами строительно-монтажных работ;
Дебет счета 23 – при выполнении работ во вспомогательных и подсобных производствах;
Дебет счета 26 “Общехозяйственные расходы” – при выполнении работ, стоимость которых учтена в нормах накладных расходов (благоустройство строительных площадок и т.д.).

Учет расходов по механизмам, применяемым только во вспомогательных (подсобных) производствах (растворомешалки, бетономешалки, камнедробилки и др.) ведется непосредственно на счете 23.

Читайте также:  Кто проверяет разрешение на строительство

Затраты по эксплуатации мелких производственных механизмов и такелажного оборудования (домкратов, лебедок, электродрелей, вибраторов и др.), предусмотренные нормами накладных расходов, учитываются на счете 26.

Учет затрат организуется, как правило, по позаказному методу, при котором объектом учета затрат является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с договором, заключенным с заказчиком на производство работ, по которому ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу.

Учет затрат осуществляется на основе первичной учетной документации, оформленной в установленном порядке. Первичная документация составляется с обязательным кодированием, обеспечивающим учет по объектам строительства и видам работ (в необходимых случаях в разрезе статей и элементов затрат), а также в разрезе участков, бригад, подразделений и служб строительной организации, в соответствии с требованиями внутрипроизводственного хозрасчета.

При использовании нормированного учета затрат учет ведется раздельно в части затрат по нормам и в части затрат, представляющих собой отклонения от норм, путем документирования отклонений при их возникновении или с составлением в последующем расчетов на базе инвентаризаций или других данных.

При таком методе использование строительных машин и механизмов сверх времени, предусмотренного проектом производства работ, а также использование их на работах или в условиях, не предусмотренных таким проектом, должно оформляться соответствующими сигнальными документами. В этих документах указываются причины, вызвавшие использование машин и механизмов сверх времени, предусмотренного проектом производства работ, а также лица, по вине которых были допущены такие нарушения. Одновременно определяются меры и сроки по ликвидации и предупреждению допущенных отклонений. На основании сигнальной документации составляются отчеты (рапорты) об отклонениях от норм и представляются руководству строительной организации для принятия необходимых мер.

Фактические расходы по эксплуатации мелких машин и механизмов, на которые не составляются отдельные оправдательные документы, распределяются на основании отчета механика и данных о плановой себестоимости машино-смены.

Пример 12
Фактические расходы по эксплуатации мелких машин и механизмов за месяц составили 35 000 рублей. За этот период согласно отчету механика на объектах работали следующие виды машин и механизмов: растворонасосы (плановая себестоимость – 75 руб. за смену) – 180 машино-смен; компрессоры (плановая себестоимость – 65 руб.) – 200 машино-смен; электрокраскопульты (плановая себестоимость – 70 руб.) – 150 машино-смен. Количество отработанных машино-смен распределено по объектам строительства согласно отчету механика в следующем порядке, указанном в табл. 3.

Распределение отработанных машино-смен

Вначале необходимо определить фактическую себестоимость машино-смены (часа) по видам машин. Для этого рассчитываются:
1) плановая себестоимость работы каждой машины – для этого плановая себестоимость машино-смены умножается на количество отработанных машино-смен (гр.2 х гр.4 табл. 4.);
2) общая плановая себестоимость работы всех машин (итого по гр.3);
3) процент отклонения фактической себестоимости эксплуатации машин от плановой себестоимости (35 000:37 000 ґ 100 = 94,59 %);
4) фактическая себестоимость эксплуатации каждой машины – общая плановая себестоимость умножается на процент отклонения (гр.5 умножается на 94,59%);
5) фактическая себестоимость одной машино-смены (гр.5:гр.2).

Расчет фактической себестоимости машино-смены (часа)

Далее фактические расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов распределяются по объектам строительства (табл. 5).

Распределение расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов

Для отнесения затрат по объектам строительства исчисленную фактическую себестоимость машино-смены каждой машины (механизма) следует умножить на количество отработанных машино-смен.

По строительным агрегатам, выработку которых учитывают в натуральных измерителях (дробильные установки, экскаваторы и др.), сумму фактических затрат делят на количество полученного щебня, грунта (в кубических метрах) и т.д. Затем по исчисленной себестоимости одной натуральной единицы списывают затраты по эксплуатации этих машин на соответствующие счета или объекты строительства.

17. Документальное оформление работ строительных машин и механизмов

С целью контроля за использованием строительных машин в строительных организациях ведется оперативный учет использования машин.

Для организации оперативного и бухгалтерского учета используются формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78:
– рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1);
– путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2),
– рапорт о выработке строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-3);
– рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4);
– карта учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-5);
– журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6);
– справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ-7).

При использовании для строительных работ машин и механизмов, принадлежащих строительной организации на праве собственности, применяются формы № ЭСМ-4 и ЭСМ-6.

“Журнал учета работы строительных машин (механизмов)” (форма № ЭСМ-6) используется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов), в том числе работы башенных кранов, состоящих на балансе организации.

“Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)” (форма № ЭСМ-4) применяется для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт заполняется в одном экземпляре на каждого заказчика должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, или уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом заказчика, а при использовании документа в организациях, имеющих машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

В организациях, специализирующихся на оказании услуг по предоставлению строительных машин и механизмов, используются формы №№ ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3.

“Рапорт о выработке башенного крана” (форма № ЭСМ-1) применяется для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для начисления заработной платы машинистам. Документ выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами крана. Объем выполненных работ заполняет должностное лицо, ответственное за нормирование и расчеты, на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Результаты работы и простоев крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом. В конце декады рапорт подписывается машинистами, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчет, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию.

“Путевой лист строительной машины” (форма № ЭСМ-2) применяется для учета работы строительных машин на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, на день и декаду. Выезд и возвращение машины оформляется диспетчером, механиком, машинистом. Результаты работы и простои машины ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

“Рапорт о выработке строительной машины (механизма)” (форма № ЭСМ-3) используется для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом или уполномоченным лицом. Выдача ГСМ подтверждается подписью заправщика или машиниста (если получены талоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями ответственных лиц. Результаты работы и простоев машины (механизма) ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

Для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком (между генеральным подрядчиком и субподрядчиком), а также для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами) используется “Справка для расчетов за выполненные работы (услуги)” (форма № ЭСМ-7).

На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельная справка. Справка составляется в одном экземпляре на основании данных путевого листа (форма № ЭСМ-2) или рапортов (формы № ЭСМ-1, ЭСМ-3).

Справка в обязательном порядке заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты. Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем.

На работу мелких машин первичные документы не ведутся. По ним учитывается только календарное время нахождения их на строительных объектах. В конце месяца по этим машинам составляется отчет, в котором отражается количество отработанных каждой машиной смен в разрезе объектов строительства.

18.Анализ затрат по эксплуатации машин и механизмов.

Для оценки эффективности использование машин и механизмов определяет коэффициент эффективности пользования машин и механизмов.

К/эффективности машин и механизмов = Объем СМР : Затраты по эксплуатации машин и механизмов.

Данный показатель является относительным и показывает затраты на 1 рубль по данной статье.

Источник: www.freepapers.ru

12 Безопасность работ при эксплуатации строительных машин и механизмов

12.1 Обеспечение устойчивости строительных машин

На строительных объектах используют самые различные виды строительных машин и механизмов. Большинство строительных машин по своим техническим и эксплуатационным свойствам можно отнести к средствам повышенной опасности. В первую очередь к таким средствам относятся подъемно-транспортные, землеройные, дорожно-строительные машины, оборудование для получения и хранения сжатых газов, оборудование заводов по изготовлению железобетонных изделий и строительных материалов. В основном эксплуатация строительных машин происходит при неблагоприятных условиях производственной среды. Анализ производственного травматизма в строительных организациях показывает, что около четверти несчастных случаев происходит при эксплуатации строительных машин.

  • действие механической силы;
  • возможность поражения электрическим током;
  • неблагоприятные факторы производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, тепловое излучение и т.п.);
  • повышенные физические и нервно-психические нагрузки;
  • несоответствие оборудования рабочего места требованиям эргономики.

1) хронические отравления, возникающие в результате применения токсических материалов, при транспортировании цемента и извести, приготовлении бетона, работе с хлорированными растворами, при изготовлении красок;

2) глухота, вызванная шумом при работе камнедробильных установок, пневматического инструмента;

3) виброболезнь, вызванная вибрацией при укладке и уплотнении бетона с помощью вибраторов и виброукладчиков;

4) морская болезнь, возникающая при работе в кабинах башенных кранов при больших колебаниях башни и стрелы;

5) ослабление зрения из-за недостаточного освещения рабочего места;

Читайте также:  Рейтинг стеновых блоков для индивидуального строительства

6) простудные заболевания, обморожения, а также перегрев организма.

Действие механической силы может проявляться в следующей форме: наезд на людей, опрокидывание машины, травмирование рабочих движущимися конструкциями, частями и деталями, падения с высоты, обрушение грунта и т.д.

Машина может быть источником повышенной запыленности и загазованности в кабине и снаружи, повышенных уровней шума и вибрации. Если в машине используется электрический ток, то могут появиться условия для возникновения электротравматизма. Возможность поражения электрическим током возникает также при работе строительных машин у линий электропередач.

  • конструктивное несовершенство машин;
  • недостаточная прочность, надежность и устойчивость;
  • ошибочное или недисциплинированное поведение работающих при эксплуатации машин.

1) использованием машин и оборудования в соответствии с ППР, техническими нормами и другими документами, определяющими их технику безопасности;

2) определением и ограждением опасных зон;

3) обеспечением надежности;

4) обучением и инструктажами рабочих;

5) выполнением принятого порядка допуска к самостоятельной работе на машинах;

6) проведением технического надзора за объектами Ростехнадзора;

7) внедрением передового опыта по эксплуатации машин.

При установке передвижных, свободностоящих строительных машин и механизмов должна быть обеспечена их устойчивость, как при работе, так и в нерабочем состоянии.

Устойчивость любой строительной машины является необходимым условием безопасной ее эксплуатации. Устойчивость стационарных машин (растворо- и бетоносмесителей, дробилок, сортировок и др.) обеспечивается за счет правильной их установки на надежное основание в строго горизонтальном и вертикальном положениях. При необходимости последние крепят к фундаментам с помощью болтовых соединений (анкеров).

Одной из достаточно частых причин несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных, колесных и гусеничных строительных машин является потеря ими устойчивости – опрокидывание.

По теореме Вариньона из теоретической механики известно, что твердое тело может быть устойчивым (находится в равновесии), если сумма моментов всех сил относительно возможной опоры опрокидывания О будет равна нулю, т.е. ? М0=0; Из этого уравнения следует, что сумма моментов сил опрокидывания ? Мопр относительно опоры О, стремящейся опрокинуть машину, должна быть равна удерживающему моменту сил ? Муд относительно той же опоры, т.е. ? Мопр=? Муд.

Применительно к строительным и дорожным машинам к опрокидывающему моменту относится действие следующих сил: реакция грунта на режущую грань рабочего органа для землеройных машин, масса поднимаемого грунта (для грузоподъемных машин), динамические нагрузки на рабочем органе машин, воздействие ветра, сила инерции масс груза и машины, силы от уклона пути и др.

Удерживающий или восстанавливающий момент, который возвращает машину в устойчивое положение равновесия, включает действие сил от массы этой машины и противовеса.

Применяя теорему Вариньона к устойчивости строительных и дорожных машин, допускается исключать действие сил в связи с деформацией конструкции машины и податливостью основания (фундамента), на котором работают эти машины. В случаях, когда эта деформация велика, а податливость основания может возрастать, подобное допущение не разрешается.

Поскольку определить точно значение опрокидывающего момента часто не представляется возможным из-за непредвиденных (аварийных) нагрузок, в практике применяют коэффициент запаса устойчивости Ку, представляющий собой отношение момента удерживающих сил относительно ребра опрокидывания к моменту опрокидывающих сил:

Во всех случаях значение коэффициента устойчивости должно превышать единицу. Этот показатель позволяет оценить устойчивость машины при проектировании, исследовать влияние на устойчивость различных эксплуатационных факторов и обосновать требования техники безопасности. Устойчивость любой строительной машины является необходимым условием ее безопасной эксплуатации.

  • при действии груза (грузовая устойчивость);
  • при отсутствии груза (собственная устойчивость);
  • при внезапном снятии нагрузки на крюке;
  • при монтаже и демонтаже;
  • при погрузке (выгрузке) и при испытаниях крана.

Таким образом, должно выполняться неравенство: Кп*Мопр?Ку.р.Муд.; где Кп – коэффициент перегрузки; Ку.р. – коэффициент условий работ.

Основными факторами, приводящими к потере устойчивости башенных кранов, являются:

1) перегрузка кранов;

2) воздействие ветровой нагрузки, превышающей расчетную;

3) неудовлетворительное состояние рельсовых путей;

4) динамические воздействия на кран (например, резкое торможение).

  • не допускают подъем грузов больше нормативных;
  • выбирают нормативную высоту подъема груза и вылета стрелы;
  • правильно устраивают балластную призму подкранового пути;
  • не допускают работы людей в опасной зоне и надежно ограждают ее.

В соответствии с нормативными документами РД 50-233-81 для колесных и гусеничных машин определяют горизонтальную статическую устойчивость с номинальным грузом, устойчивость на наклонной площадке и динамическую устойчивость.

  • момент устойчивости;
  • угол устойчивости;
  • максимальная статическая нагрузка на рабочее оборудование;
  • момент и угол запаса устойчивости;
  • угол крена.

12.2 Обеспечение безопасности при оборудовании рабочих мест

По определению ГОСТ 12.1.005-88 рабочим местом (РМ) называют место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности. Во многих строительных машинах РМ оборудуют в специальных кабинах. Для обеспечения безопасности кабина должна иметь достаточные защитные свойства от действия механической силы, безопасный вход и выход, размеры и оборудование РМ должны отвечать требованиям эргономики. Кабина должна иметь необходимую обзорность.

  • достаточные размеры рабочего пространства РМ;
  • правильный выбор рабочей позы;
  • правильная организация информационного и моторного поля РМ;
  • обеспечение комфортных или допустимых условий производственной среды;
  • рациональные конструкции вспомогательных устройств и интерьер.

При управлении строительными машинами обычно встречаются две рабочие позы: «сидя» и «стоя». Рабочая поза «сидя» применяется при легкой и средней работе, не требующей свободного перемещения работающего. При проектировании рабочего места во всех случаях предпочтение отдают положению «сидя» или обеспечивают возможность чередования обоих положений: «сидя» и «стоя». Удобная поза человека в кабинах достигается регулированием положения сидения и пространства для ног. Пространство рабочего места включает информационное и моторное поле.

Информационное поле – это пространство РМ с размещенными в нем средствами отображения информации и другими источниками сведений, используемых в процессе трудовой деятельности.

Моторное поле – это пространство РМ с размещенными органами управления, в котором осуществляются двигательные действия машинистов по управлению машиной.

Для кабин автомобилей и тракторов моторное поле дают с указанием размещения отдельных органов управления машиной. Постоянное РМ машиниста оборудуют сидением со спинкой.

В кабинах машин с постоянным электроприводом напряжением 220/380 В предусматривают кондиционирование воздуха или вентиляцию.

Обзорность кабины – свойство обеспечивать машинисту наблюдение за объектами труда, частями машины и возможными препятствиями в процессе эксплуатации. Недостаточная обзорность кабины существенно снижает производительность труда и может быть причиной несчастных случаев.

    1. Общие требования по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

    Ростехнадзором России утверждены и введены в действия Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-99), Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97), Правила устройства и эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98).

    Несмотря на то, что аварии кранов происходят редко, но в отдельных случаях они сопровождаются травмированием людей, вызывают разрушение зданий и оборудования.

    В процессе производства работ имеют место несчастные случаи по организационно-техническим причинам.

    • неправильная строповка груза;
    • нарушение габаритов складирования грузов;
    • зажатие перемещаемым грузом;
    • зажатие между поворотной и неповоротной частями крана;
    • применение непригодных грузозахватных приспособлений;
    • поражение током при работе крана вблизи проводов линий электропередачи.

    Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов об авариях грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, администрация предприятия обязана немедленно уведомить руководителя органов Ростехнадзора, инспектора и вышестоящую организацию.

    • мостовые;
    • козловые;
    • башенные;
    • стреловые;
    • самоходные (автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные и др.).

    К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.

    Машинисты кранов, электромонтеры и слесари, обслуживающие грузоподъемные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана.

    • проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);
    • проверять надежность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;
    • проверять монтаж грузоподъемного механизма; испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъемных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропальщика и лица, ответственного за перемещение грузов.

    В целях повышения надежности и обеспечения безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предъявляются определенные требования к основным узлам и деталям кранов.

    Тормоза, применяемые на кранах, предназначены для быстрой останови лебедок подъема и опускания груза, механизмов опускания и подъема стрелы, механизмов передвижения грузовой тележки, механизмов поворота и перемещения крана, а также для удерживания грузов на весу и регулирования скорости их опускания.

    • по конструкции – ленточные и колодочные;
    • по способу действия – нормально закрытые (замкнутые) и нормально открытые (разомкнутые);
    • по способу управления – управляемые и автоматически действующие.

    Тормоза механизмов подъема груза должны обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения и режима работы рода привода.

    Коэффициент запаса торможения Кзт – это отношение момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создаваемому наибольшим рабочим грузом на тормозном валу. Кзт в зависимости от режима работы привода принимается равным от 1,5 до 2,5.

    Тормоза механизмов передвижения кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать удержание крана и его тележки при действии максимального допустимого ветра, а также плавную их остановку.

    Грузоподъемные краны, передвигающиеся по рельсовым путям на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами.

    Для захватывания и удержания груза при подъеме и транспортировании кранами, применяются грузозахватные органы. К ним относятся крюки, электромагниты, грейферы.

    Крюки совместно с подвижными блоками полиспаста составляют отдельный подъемный узел – крюковую блочную подвеску, соединенную при помощи каната с грузовой лебедкой крана. Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления. На кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2195-75. На пластинчатых крюках наносятся обозначения в соответствии с ГОСТ 6619-75.

    Применяемые на кранах стальные канаты должны отвечать действующим государственным стандартам, пройти испытания согласно ГОСТ 3241-80 и иметь сертификат (свидетельство), в котором кроме других сведений указывается: диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление и способ свивки, степень крутимости, маркировочная группа, диаметр проволоки, суммарное разрывное усилие, дата приемки и номер ГОСТа, в соответствие с которым изготовлен канат.

    Петля на конце каната выполняется путем заплетки свободного конца каната или путем зажима.

    Стальные тросы (канаты) в случае получения их без сертификата завода-изготовителя испытывают на изгиб, разрыв и т.п. и по результатам определяют допустимую грузоподъемность.

    Допускаемое напряжение (в кг) на растяжение грузового каната сечением S определяют по формуле:

    Источник: nashaucheba.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...