Где используется арматура в строительстве

Содержание

Арматурой называется сортовой, длинномерный прокат в профиле таких основных классов, как А1 (гладкий профиль) и А3 (периодический профиль с насечкой).

Арматурой называется сортовой, длинномерный прокат в профиле таких основных классов, как А1 (гладкий профиль) и А3 (периодический профиль с насечкой). Строительную арматуру используют при изготовлении конструкций из железобетона, так как она нужна при усилении прочности строений. Ввиду того, что строительная арматура подразумевает выдержку больших нагрузок, при ее производстве используют особую арматурную сталь — а400, ат800, а500с, 35гс, а также а400с.

Использование арматуры А1 в строительстве

Применение арматуры происходит при армировании конструкций из железобетона, у которых имеется толстый слой бетона. Гладкая арматура используется при аналогичных работах в обычных условиях. Как правило, рифленую и гладкую арматуру 8 мм используют на химических и нефтяных заводах, а также в строительстве. Ее эксплуатация включает в себя достаточно широкий диапазон условий.

Как правильно АРМИРОВАТЬ ФУНДАМЕНТ. 10 вещей которые надо знать. ЖКВ Саморучка

Классификация строительной арматуры

  • • по материалу: неметаллическая и металлическая (стальная);
  • • по принципу работы: напрягаемая и ненапрягаемая арматура;
  • • по назначению: монтажная, рабочая и распределительная арматура;
  • • по типу установки: вязальная строительная и сварная арматура;
  • • по профилю: класс А1 (гладкая и круглая), класс А3 (периодическая).

Арматура гладкая класса А1

Производство арматуры А1 происходит из низколегированной, углеродистой и высококачественной стали гладкого либо периодического профиля, а также из холоднотянутой проволоки. В наше время промышленностью выпускаются тканые сетки с определенными ячейками, предназначенными под армирование тонкостенных конструкций из железобетона.

Кроме этого, промышленность выпускает плоские или пространственные арматурные каркасы для ригелей, а также армирования балок. Сегодня имеют место несколько видов контактов с бетоном, которые имеются у арматуры А1: сцепление и трение (контакт с помощью обетонирования стального элемента арматуры), электрохимический контакт арматуры А1 с цементным раствором. При армировании заранее напряженных конструкций, кроме штучной высокопрочной стальной арматуры, применяются стальные пучки. Кроме этого распространено применение прядей, производимых из высокопрочных проволок, а также канатов, которые состоят из прядей.

Использование стальной арматуры А1

Арматура А1 очень часто используется в самых разных областях промышленности. Ее применяют в строительстве, при транспортировке и добыче газа и нефти, на разнообразных предприятиях по нефтегазовому производству, угольной промышленности, а также для самых различных строительных целей.

Основным отличием арматуры А1 является то, что ее можно использовать даже в самых агрессивных средах, к примеру, во время работы с природным газом либо хлором. Арматура А1 используется для строительства различных жилых и промышленных зданий, как многоэтажных, так и одноэтажных. С помощью этого вида арматуры выполняется армирование стен и полов, а также изготовление различных железобетонных конструкций. Купить арматуру 10 мм по низкой цене вы можете на одной из наших металлобаз.

Зачем нужна арматура в бетоне? Как она работает?

Ведется изготовление арматуры А1 следующих классов:

  • Ат1000К;
  • Ат600;
  • Ат400С;
  • Ат800К;
  • Ат1200;
  • Ат600К;
  • Ат1000;
  • Ат500С;
  • Ат800;
  • Ат600С.

Продажа арматуры и ее стоимость

Стоимость арматуры таких распространенных диаметров, как 12 и 10 мм, варьируется в зависимости от предложения/спроса на рынке металлопроката. При этом следует отметить, что оптовая закупка (например, тонна арматуры) обходится значительно дешевле.
Кроме этого, необходимо сказать, что продажа арматуры ведется на нашем сайте. Именно здесь вы можете арматуру купить по самым низким ценам.

Источник: metall-dk.ru

Что такое трубопроводная арматура?

Ни одна труба на земле не может работать без арматуры. И речь не о каркасе для усиления бетона в ответственных конструкциях. Речь об устройстве, «на плечах» которого лежит управление потоками рабочей среды. Что такое трубопроводная арматура? Какая она бывает, и куда ее устанавливают?

Обо всем по порядку.

Классификация

Трубопроводный транспорт – лидер, среди остальных колесных и без колесных транспортных средств, по перевозке грузов. Развернутая длина всех российских магистралей составляет более 250 тысяч километров.

Для управления таким народным достоянием нужны специальные технические средства, коими и является трубопроводная арматура. Она бывает 3 видов:

  • сантехническая;
  • промышленная;
  • лабораторная.

Рабочая среда – жидкость, газ, пульпа или другое вещество, текущее по трубе.

К лабораторной арматуре относятся устройства, которые работают в ограниченных условиях без воздействия давления и высокой температуры. Всяческие бобышки, трубки, защитные оправы, нужные для выполнения точных замеров, отбора проб и других лабораторных манипуляций.

К промышленной арматуре относятся устройства, которые управляют рабочей средой. Под управлением понимается:

  • остановка;
  • перенаправление;
  • регулировка.

Регулировка среды в трубе подразумевает контроль и изменение (при необходимости) основных ее параметров (давление, температура).

Арматура делится на общепромышленную и специальную. Для каждой отрасли выпускается своя, особая трубопроводная арматура, с определенными параметрами и конструкцией. Такие устройства нужны:

  • коммунальщикам;
  • газовикам;
  • нефтяникам;
  • топливникам;
  • химикам;
  • судостроителям.

По «просьбам всех нуждающихся», заводы арматуростроения выпускают специфическую продукцию, выполняющую конкретную задачу.

Применение

Трубопроводная арматура используется в магистралях, котлах, емкостях и других устройствах промышленного назначения. Нужна для регулировки/управления жидкими и газообразными средами, такими как:

  • горячая/холодная вода (пресная и соленая);
  • водяной пар;
  • нефтепродукты;
  • дизельное топливо, бензин;
  • натуральные и синтетические масла;
  • природный и сопутствующий газы;
  • вещества химической промышленности;
  • шламы и пульпы.

Для каждой отрасли народного хозяйства, выпускаются специфические устройства, имеющие индивидуальные эксплуатационные и технические параметры. К примеру, для судостроения применяется арматура, имеющая относительно компактные габаритные размеры, обусловленные стесненными условиями. А вот для химической промышленности основной фактор – работа устройства в агрессивных средах.

Виды промышленной арматуры

Видовая классификация нужна для четкого разграничения характера работы и выполняемых функций. В соответствии с этим, различают следующие подгруппы трубопроводной арматуры.

1. Запорная (на рисунке А). Полностью отключает поток газа или жидкости. Ставится на границах участков трубопровода, перед емкостями, котлами и другими агрегатами.

2. Обратная (Б). Не дает веществу течь в другую сторону. Защищает агрегаты, насосы и станции от неблагоприятных последствий обратного тока.

3. Предохранительная (В). Защищает агрегаты и узлы, работающие под давлением. Не допускает превышения основных параметров рабочей среды, сбрасывая излишки в окружающую среду.

4. Регулирующая (Г). Служит для регулировки основных параметров, изменяя скорость подачи, напор, давление посредством изменения расхода.

5. Отключающая (Д). Перекрывает поток вещества при превышении основных параметров.

Также существуют комбинированные модели трубопроводной арматуры, которые совмещают сразу несколько функций.

Рис.2 Виды промышленной арматуры

По принципу воздействия на рабочий орган, который выполняет ту, или иную функцию регулировки, арматура бывает управляемой и автономной.

Автономность в общем понимании – характеристика системы, поведение которой не зависит от внешних факторов, а определяется ее внутренними основаниями. Применительно к арматуре – автоматическое действие от рабочей среды.

К автономной арматуре относится:

  • обратная;
  • предохранительная;
  • отключающая.

К управляемой – запорная и регулирующая. Последняя может предусматривать и автоматическое срабатывание от вещества. Для этого в ней устанавливается чувствительный датчик, который «решает» когда нужно вмешаться.

По объему поставляемых устройств на предприятия, в ведении которых находятся трубопроводные системы и магистрали, 1 и 2 место занимают запорная и обратная арматура. По конструкции эти виды являются самыми простыми и надежными.

Привод

Трубопроводная арматура выпускается с 3 типами приводных механизмов:

  • ручным;
  • механическим;
  • дистанционным.

Ручной привод выполняется в виде штурвала, рукоятки или вентиля, и зависит от типа и размера устройства. Для управления такой арматурой необходимо непосредственное участие человека.

Механический привод представлен редуктором, работающим от непосредственного воздействия персонала, а также автоматическим устройством, действующим от управляющей среды.

Управляющая среда – энергия, которая воздействует на привод, приводящий затвор в движение.

Затвор – основная деталь арматуры, непосредственно с помощью, которой устройство выполняет свое назначение.

Дистанционный привод бывает 2 типов.

1. Ручной – затвор перемещается при помощи воздействия человека на привод, расположенный удаленно от арматуры. Соединения привода с устройством в этом случае происходит посредством передачи (цепи/тросы, валы, подшипники, шестерни).

2. Автоматический. В системе присутствует командная среда, которая передается из единого диспетчерского пункта на автоматическое устройство, установленное на арматуре.

Командная среда – сигнал, приводящий в действие автоматический привод.

Познакомимся с каждым типом приводов предметно.

Ручной

При комплектации трубопроводной арматуры ручным приводным механизмом, затвор приводится в движение с помощью штурвала (маховика).

Рис.3 Варианты исполнения ручного привода

На рисунке 3 видно, что конструкции ручных механизмов отличаются. К примеру, на задвижке установлен массивный штурвал, с помощью которого можно перевести затвор в нижнее или верхнее положение, приведя в движение гайку и шпиндель. На кране и дисковом затворе имеются рукоятки, воздействуя на которые, их запорные органы перекрываются.

Выбор типа привода зависит от габаритов арматуры, принципа передачи усилия от рукоятки и характера движения затвора. На задвижке передача усилия происходит через резьбовое соединение гайки и шпинделя, а запорный орган движется перпендикулярно потоку рабочей среды от штурвала.

А вот на кране и затворе усилие передается непосредственно от рукоятки. Запорные органы здесь расположены по-другому:

  • у крана затвор шаровидной формы расположен в протоке и вращается вокруг своей оси;
  • у дискового затвора диск тоже находится в протоке и вращается вокруг своей оси, перпендикулярной потоку среды.

Чем больше диаметр проходной части арматуры, тем больше гидравлическое сопротивление, оказываемое на затвор. Отсюда вытекает необходимое усилие, которое надо приложить человеку, чтобы перекрыть трубу. При больших показателях гидравлического сопротивления, перевести затвор в положение «закрыто» ручным приводом очень трудно.

Механический

Приводы данного типа бывают с исполнительным механизмом в виде понижающего передачу редуктора и автоматического устройства.

Рис. 4 Варианты исполнения механического привода

Кроме изображенных на рисунке 4 типов механических приводов, существуют электромагнитные и гидроприводы.

Механический редуктор играет роль понижающего обороты устройства. Достоинством данного вида является возможность работать на арматуре большого диаметра без затрат на управляющую среду (энергия). Но есть и недостаток: за счет облегчения требуемой нагрузки на штурвал, возрастает количество оборотов для полного перекрытия потока. А это влечет за собой потери времени.

Принцип работы электропривода аналогичен механическому редуктору, за исключением наличия двигателя. Он воздействует на шпиндель, открывая и закрывая затвор за считаные секунды. Для снижения требуемой мощности электродвигателя, дополнительно устанавливается понижающий редуктор. Но так как на стандартном 220 В аппарате, со стандартной частотой тока в 50 ГЦ количество оборотов на валу достигает 3000, понижающий редуктор здесь необходим.

Принцип действия пневматического и гидроприводов похож, за исключением управляющей среды. В первом случае шток приводится в движение за счет давления воздуха, во втором – воды.

Шток – подвижная деталь без резьбы, передающая усилие от привода на затвор.

Читайте также:  Акт об устранение недостатков после строительства квартиры

Установка пневматического и гидроприводов осуществляется на отсечную арматуру, от которой требуется моментальное срабатывание.

Дистанционный

Этот тип привода необходим для ускорения работы магистрали, а также при установке арматуры в местах, получить быстрый доступ к которым невозможно.

При обслуживании многотысячных километражей нефте-газопроводов, проходящих через «реки и океаны», установка дистанционного привода – вынужденная необходимость.

Рис. 5 Дистанционный привод

На рисунке 5 слева изображена схема ручного дистанционного привода. При помощи маховика (1), оператор передает крутящий момент на цепную передачу (4). Через систему цепей (валов) и поворотных редукторов (3), крутящий момент передается на штурвал арматуры (5), который, в свою очередь, сообщает движение затвору, перекрывая поток.

Такая система применяется в случаях установки трубопроводной арматуры в стесненных местах (технологические люки, загроможденные трубами отсеки, производственные помещения и др.)

На рисунке справа изображен пульт управления арматурой. Распоряжение приводом в этом случае осуществляется удаленно, из кабинета диспетчера. На пульт выведены кнопки открытия/закрытия затвора, лампочки сигнализации неисправности.

Дополнительно установлены блокировочные рукоятки, при включении которых управление приводом кнопками открытия/закрытия невозможно. Эта мера безопасности используется при проведении работ на магистрали, которые сопровождаются разгерметизацией системы. Рукоятка блокировки исключает человеческий фактор, который зачастую является причиной аварий на производстве.

Автономные приводы

Приводные механизмы такого типа применяются на отсечной, обратной, защитной и предохранительной арматуре. Автономный привод может быть исполнен в виде:

  • пружины двустворчатого диска;
  • разрывной мембраны;
  • пружины затвора и др.

Принцип действия автономного привода такой: при достижении определенных параметров рабочей среды и под ее воздействием, арматура автоматически срабатывает. Например:

  • при изменении направления потока в трубе, двустворчатый диск закрывает поток;
  • при повышении давления до критической отметки разрывается мембрана;
  • при увеличении скорости потока или давления, отводится пружина затвора.

Действие данного привода происходит от воздействия среды на рабочий орган арматуры без человеческого или иного (энергия) вмешательства.

Типы арматуры

Проще всего понять, что такое трубопроводная арматура, ознакомившись с ее типами. А вот такие трубопроводные изделия используются на современных магистралях:

  • задвижки (бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем);
  • клапаны (вентили);
  • дисковые затворы;
  • обратные клапаны;
  • краны (шаровые, конусные);
  • заслонки;
  • конденсатоотводчики.

Каждый тип имеет индивидуальную конструкцию, типоразмер, принцип действия, привод, способ герметизации, и другие особенности.

Рис. 6 Типы арматуры

Материал корпусных деталей и запорных органов зависит от рабочей среды (ее основных параметров), для которой предназначен тот или иной тип арматуры.

Тип затвора

Различают несколько типов затворов:

  • лист;
  • диск;
  • клин;
  • тарелка;
  • упругая мембрана;
  • шланговый клапан

Первые 3 типа затворов устанавливаются на задвижках. Вне зависимости от вида затвора, его перемещение происходит перпендикулярно току среды. Для обеспечения определенной степени герметичности, уплотнительные поверхности задвижки изготавливаются из разных материалов.

Уплотнительная поверхность – контактная часть диска (клина) и кольца корпуса, которая обеспечивает заданную степень герметичности.

Герметичность – свойство арматуры препятствовать распространению среды в разделяемых патрубках (полостях).

Рис. 7 Клиновой затвор

Задвижка, имеющая листовой затвор, называется шиберная.

Клин от диска отличается взаимным расположением уплотнителя. Соответственно, у клина они расположены под углом друг к другу, а у диска – параллельно.

Конструкция клинового затвора может быть:

  • жесткая;
  • упругая;
  • составная.

При жестком исполнении, клин плотно входит в предусмотренное седло корпуса.

Седло – выемка в нижней части корпуса задвижки, в которой установлены уплотнительные кольца, которые могут быть литыми или запрессованными с натягом.

Упругая конструкция позволяет дискам взаимно устанавливаться в седло. Если в затворе присутствуют неточности обработки уплотнителей, упругая сердцевина позволяет сгладить этот недостаток.

Аналогичным образом работает составной клин, выполненный из двух дисков. Подвижность упругой и составной конструкции снижает качественные требования обработки (шабрения) уплотнительных поверхностей.

Шабрение – процесс обработки уплотнительных поверхностей, для придания им точной взаимной геометрии.

Для особо ответственных трубопроводов, транспортирующих опасные химические вещества, проводят прецизионную электромеханическую обработку уплотнителей. Такие затворы имеют высокий класс герметичности.

Тарельчатый

Такой тип затворов устанавливается на клапанах (вентилях). В отличие от запорного органа задвижки, тарельчатый затвор перемещается параллельно току среды.

Тарельчатый затвор долговечнее, нежели клиновый. Дело в характере движения. Если в задвижке клин перемещается по уплотнительным поверхностям колец в корпусе, то у тарелки это движение отсутствует. Из-за отсутствия трения уплотнителей, тарельчатый затвор дольше сохраняет свои геометрические параметры и заявленный класс герметичности.

Рис.8 Тарельчатый затвор

Клапаны используют для трубопроводов сравнительно небольшого диаметра (до 250-300 мм). Это обусловлено большим, нежели у задвижки, гидравлическим сопротивлением на тарелку.

Мембранный и шланговый

Мембранный клапан представляет конструкцию, запорный орган которой сделан из упругой резины, усиленной металлическими пластинами или другим упругим материалом.

Шланговый затвор выполнен вставками в проходное отверстие армированной резиновой трубки, с высокой степенью упругости. Перекрытие тока происходит за счет сжимания этой трубки посредством внешнего механического воздействия.

Мембранная и шланговая арматура используется на трубопроводах химической промышленности. Эластичная резина выполнена из агрессивно стойких материалов.

Клапаны используют для трубопроводов сравнительно небольшого диаметра (до 250-300 мм). Это обусловлено большим, нежели у задвижки, гидравлическим сопротивлением на тарелку.


Кроме перечисленных типов затворов существуют также шаровые, конусные и цилиндрические.

Класс герметичности арматуры

Этот параметр определяется после изготовления каждого конкретного устройства, опытным путем на специальном оборудовании. Регламентируется эта процедура ГОСТом 9544.

В соответствии с нормативом, затворы классифицируются по классам от А (без утечек) до G. Устройства, предназначенные для эксплуатации на ответственных объектах, соответствует классам А, АА, В, С.

Таблица 1 Нормы герметичности

Q – обозначает количество утечки (объем, измеряемый в кубических мм за секунду).

Конструктивные особенности

К основным конструктивным особенностям трубопроводной арматуры относятся:

  • конструкция корпуса;
  • конструкция патрубков;
  • формообразование корпуса.

Разберем каждый параметр подробно.

Конструкция корпуса

Трубопроводная арматура может выполнять функцию поворота магистрали. Для этого выпускаются устройства с угловым расположением патрубков. Стандартный угол составляет 90 0 . Для каждого индивидуального предприятия, по его заказу, заводы изготавливают нестандартные углы поворота.

Обыкновенная, прямолинейная арматура называется проходной. В таком устройстве центры присоединительных патрубков находятся на одной линии.

По диаметру протока арматура может быть полнопроходной и неполнопроходной. Например, если в паспорте указан диаметр условного прохода 300мм, то для неполнопроходного устройства внутренний диаметр будет равен 250мм. Для полнопроходной внутренний диаметр, соответственно, равняется 300мм.

Под внутренним диаметром понимается размер проходного сечения седел корпуса.

Не во всех полнопроходных устройствах внутренний диаметр равен заявленным параметрам в паспорте. К примеру, для задвижки, диаметром условного прохода 350мм, размер проходного сечения может быть равен от 331мм до 350мм. Такие параметры полнопроходных задвижек регламентируются стандартами арматуростроения. Данный диапазон сечения находится в допуске.

Конструкция патрубков

Патрубками называются входное и выходное отверстие арматуры. Для герметичного присоединения устройства к трубопроводу, способ крепления должен отвечать стандартам.

А вот какими способами патрубки соединяются с трубопроводом.

1. Фланец. Имеет форму диска с проточками и отверстиями для крепления болтами.

2. Цапковая гайка. Имеет внутреннюю резьбу с одной стороны, а с другой, отверстие под внутренний штуцер с клыками.

3. Муфта. Имеет внутреннюю резьбу на каждом патрубке.

4. Штуцер. Обыкновенная гладкая или ребристая трубка меньшего диаметра, нежели проходное отверстие.

5. Соединение под приварку. Патрубок имеет специальную разделку кромки для выполнения сварочных работ.

На промышленных трубопроводах самым распространенным способом крепления является соединение фланцем и под приварку. Эти два типа крепления выдерживают самые большие нагрузки, имеют отличные показатели герметичности, надежности и долговечности.

Штуцер используют для присоединения шлангов к вентилям. Для улучшения герметичности соединения используется хомут.

Муфты чаще всего встречаются на сантехнической арматуре. А вот цапковый способ имеет ограниченную сферу применения. Его устанавливают на пожарные гидранты, краны и рукава.

Формообразование

По способу формообразования корпуса, арматура бывает:

  • литая (детали изготовлены методом литья в формы);
  • литосварная (отлитые детали соединяются методом сварки);
  • штампосварная (штампованные части корпуса сварены между собой);
  • литоштампосварная.

Для соединения корпусных деталей арматуры применяется электродуговая сварка. На технологических линиях заводов-изготовителей устанавливаются специальные станки, снабженные компьютерным управлением (ЧПУ).

Штамповка корпусных деталей происходит под мощными прессами. Для этого разогретую болванку помещают в форму. Под воздействием нагрузки от пресса, болванка получает требуемые параметры.

Выбор того или иного способа формообразования зависит от марки металла.

Металл для корпусных деталей

Трубопроводная арматура изготавливается из:

  • чугуна;
  • стали;
  • латуни;
  • алюминия;
  • никеля;
  • титана.

Арматуру, применяемую в трубопроводах коммунальных систем, обычно делают из чугуна GGG40 или 50. Это серый шаровидный чугун. Кроме этого сплава в арматуростроении применяются ковкие и высокопрочные чугуны. Различные добавки в сплав обеспечивают арматуре:

  • жаростойкость;
  • кислотоупорность;
  • щелочестойкость;
  • и антифрикционные свойства.

Из чугуна делают отливки корпусов, штурвалов и затворов.

Стали

Сталь обладает лучшими (нежели чугун) прочностными характеристиками. Так как сталь пластична, ее используют для изготовления ответственных конструкций, работающих под высоким давлением.

Пластичность – характеристика металла, которая выражается в способности выравнивать силовые напряжения, вызванные внешним воздействием (давлением рабочей среды).

Для изготовления корпусных деталей используют углеродистую сталь, марки 25Л или 35Л.

Затворы, контактирующие с рабочей средой, делают из легированных сплавов с добавлением титана, никеля и хрома. Благодаря антикоррозионным свойствам этих добавок, уплотнители получают отличную сопротивляемость коррозии, механическим воздействиям и усталости.

Цветные металлы

Из латуни, меди и бронзы, в основном делают сантехнические вентили и краны. Также бронзовые и латунные сплавы применяются в криогенной арматуре, работающей при экстремально низких температурах (менее -153 0 С). С понижением температуры рабочей среды, механические и прочностные свойства латуни повышаются.

Так как латунь имеет отличные антифрикционные свойства (устойчивость к истиранию), она используется при изготовлении подвижных деталей (например, ходовой гайки).

Титан служит добавкой в легированных сталях, которые применяют для наплавок уплотнительных поверхностей.

Способ герметизации

Так как в трубопроводной арматуре присутствуют подвижные части, а система работает в условиях повышенных давлений и температур, необходимо устройство, которое ограничит рабочую среду от окружающей.

Для этого используются:

  • сальник;
  • мембрана;
  • сильфон;
  • шланг.

Устройство сальника представляет специальную камеру, через которую проходит подвижная часть (шпиндели или шток). Для предотвращения выхода рабочей среды, в сальниковой камере предусмотрен паз для укладки уплотнителя. В качестве последнего используется:

  • асбест;
  • паронит;
  • терморасширенный графит.

Для конкретной сферы эксплуатации арматуры, набивка дополнительно армируется и пропитывается. К примеру, паронит имеет 4 исполнения, приведенные в таблице 2.

Терморасширенный графит (или сокращенно – ТРГ) также имеет несколько модификаций.

В качестве армирующего вещества ТРГ используется:

  • проволока из нержавейки;
  • хлопчатобумажная нить;
  • стекловолокно;
  • лавсан;
  • инконелевая проволока.

Сильфон представляет собой длинную металлическую гофрированную трубку, внутрь которой входит шток. Гофра выдерживает значительные механические, температурные воздействия и изгибы. В основном, сильфон используют в криогенной арматуре.

Мембрана применяется при невысоких показателях давления и температуры среды. Некоторые типы арматуры имеют затвор, одновременно выполняющий роль мембраны.

В шланговой арматуре (рис. 9) герметичность системы производится за счет наличия в проходном отверстии резинового шланга. Дополнительные приспособления здесь не нужны.

Давление номинальное, рабочее и пробное

Во всех нормативных документах обозначается PN и измеряется МПа (мега Паскали). На сайтах российский производителей трубопроводной арматуры чаще всего обозначается Ру с единицей измерения в атм.

Соотносятся МПа с атм. так:

Номинальным называется максимальное давление, при котором возможна нормальная эксплуатация арматуры при температуре транспортируемого вещества 20 0 С. В таком режиме корпусные детали не подвергаются деформации, а само устройство гарантированно отслужит свой полный ресурс.

PN отражает наибольшее давление при температуре вещества только 20 0 С. Это означает, что при больших температурах, максимальное давление снижается.

Читайте также:  Принцип ценообразования в строительстве

Соотношение максимального давления от температуры можно посмотреть в таблице, приведенной ниже.

Таблица 3 Зависимость температуры от давления

Рабочее давление – это максимальное давление в трубе, при заданной температуре.

Температура и давление

Два основных параметра, по которым классифицируется трубопроводная арматура – это температура и давление рабочей среды.

По температурным диапазонам работы, трубопроводная арматура бывает:

  • обычная, диапазоном от +5 0 С до +425 0 С;
  • для высоких показателей температуры – до +600 0 С;
  • жаропрочная – более +600 0 С;
  • для холодильной техники – до -153 0 С;
  • криогенная – менее -153 0 С.

По максимальному давлению в системе, арматура подразделяется для:

  • сверхвысокого вакуума – менее 0,1 Па;
  • низкого вакуума – от 0,1 Па до 0,1 Мпа;
  • малых давлений – до 1,6 МПа;
  • средних показателей – от 2,5 до 10 МПа;
  • высокого давления – от 16 до 80 МПа;
  • сверхвысокого давления – более 100 МПа.

Группа температуры и давления зависит от металла, из которого изготовлена арматура. Для чугуна показатели ниже, чем для сплавов из углеродистой и легированной стали.

Источник: teharmatura.ru

Виды, свойства и применение арматуры

Что такое арматура?

Развитие строительной отрасли требует разработки новых материалов, отвечающих современным требованиям. Обеспечение прочности фундаментов, каркасов зданий связано с применением специальных элементов, которым посвящен материал статьи. Арматура – это неотъемлемая часть железобетона, компенсирующая растягивающие напряжения.

Для железобетонных сооружений и изделий применяют стальные элементы, объединенные каркасами, обладающими повышенной прочностью при воздействии растягивающих усилий. По виду применяемого материала существуют также неметаллические виды арматуры, используемые для специальных целей.

В различных типах железобетонных изделий применяется стальная арматура для бетона, параметры которой определяются на проектной стадии. Она отличается прочностными характеристиками, химическим составом, технологией производства, диаметром, профилем, принципом использования.

Остановимся подробно на этих конструктивных элементах. Рассмотрим, что такое арматура, ее разновидности, каковы ее свойства, область применения.

Стальная арматура – это традиционный тип материала для армирования

Необходимость применения

Рассмотрим, для чего используется, как работает арматура в фундаменте или строительной конструкции.

Бетон известен, как строительный материал, обладающий высокой прочностью, длительным ресурсом эксплуатации. Бетонный массив, сохраняя целостность, воспринимает сжимающие усилия, но восприимчив к растягивающим нагрузкам, сдвигам. Они вызывают появление трещин, нарушение целостности.

Применение армированного бетона позволило улучшить эксплуатационные характеристики объектов. Монолитный железобетонный массив включает стальные рифленые прутки, имеющие высокую степень адгезии с бетоном. При изготовлении железобетона предварительно формируется контур усиления с последующей заливкой бетонным составом. Полученная конструкция отличается комплексом характеристик:

  • Повышенной прочностью
  • Высокой степенью пластичности.
  • Устойчивостью к вибрации.
  • Стойкостью к деформациям.
  • Не восприимчивостью к коррозионным процессам.

Возведение зданий производится из бетона, усиленного арматурой. Насколько нужна арматура в бетоне? Она повышает прочностные характеристики, компенсирует воспринимаемые усилия, осуществляющие:

  • растяжение армированной конструкции;
  • сжатие железобетонного сооружения или изделия;
  • поперечный сдвиг бетонного массива.

Арматура — линейно протяженные элементы в железобетонной конструкции, предназначенные для восприятия растягивающих (главным образом) и сжимающих усилий

Армирование бетона положительно повлияло на улучшение характеристик, обеспечивая повышенную адгезию рифленых металлических стержней и бетонного массива.

Как правило, в бетоне располагаются стержни арматуры по вертикалям и горизонталям, что позволяет компенсировать перпендикулярно направленные нагрузки, действующие на железобетонную конструкцию. В изделиях, сооружениях из бетона применяются различные типы стальных прутков, отличающиеся конструктивными особенностями, свойствами.

Арматура: разновидности, области применения, ГОСТы

Арматура, также известная как арматурная сталь, — это стальной стержень или проволока, используемые с целью упрочнения и поддержания упругости бетонной конструкции.

Арматуру применяют при упрочнении железобетонных и армокаменных (армированных кирпичных либо блочных) конструкций, используемых в строительстве. Бетон — материал очень прочный при сжатии, но относительно хрупкий при растяжении. Для возмещения данного недостатка арматуру используют, чтобы бетон выдерживал растягивающие нагрузки. Арматура также используется для увеличения сопротивления бетона концентрированным нагрузкам, обеспечивая местную прочность и жесткость, распределяя их на всю площадь.

В зависимости от профиля стержневая и проволочная арматура бывает гладкой (круглого сечения) и периодического профиля. Арматура периодического профиля представляет собой стержни круглого сечения с двумя продольными ребрами и часто расположенными выступами, идущими по винтовой линии или в виде «ёлочки». Стержни периодического профиля имеют сцепление с бетоном в 2-4 раза выше, чем стержни с гладким профилем.

Стержневая арматура подразделяется на классы в зависимости от механических свойств:

а) горячекатаная (А):

  • гладкая класса А1 (А240) (круг) (ГОСТ 5781-82);
  • периодического профиля А2 (А300), А3 (А400), A400С, А500, А500С, А4 (А600), А600С, А5 (A800), A6 (A1000) (ГОСТ 5781-82). Индекс «С» указывает на возможность стыкования стержней арматуры сваркой. В обозначении стержней класса A специального назначения добавляется индекс «с» (Ас), указывающий на то, что такая арматура предназначена для использования при пониженных температурах. Особенность профиля арматуры специального назначения — чередование на его верхнем и нижнем контурах пологих полукруглых углублений и выступов;

б) термомеханически упрочненная Ат400С; Ат500С; 2т600; Ат600С; Ат600К; Ат800; Ат800К; Ат1000К; Ат1200 (ГОСТ 10884-94). Индекс «т» обозначает, что арматура подвергалась термическому или термомеханическому упрочнению. Индекс «К» указывает на повышенную стойкость к коррозионному растрескиванию;

в) упрочненная вытяжкой А400В.

Проволочная арматура подразделяется на следующие классы:

а) обыкновенная периодического профиля класса 500, 500С (Вр1) (ГОСТ 6727-80); высокопрочная гладкая класса B2 и периодического профиля класса Bp2, 1100, 1200, 1300, 1400, 1500 (ГОСТ 7348-81);

б) канатная — спиральные семипроволочные канаты К1400 (К7), К1500 (К7) и девятнадцатипроволочные К1500 (К19) (ГОСТ13840-68).

Производителями изготовляются основные типы периодического профиля (см. рисунок): кольцевой (ГОСТ 5781-82), серповидный двухсторонний (СТО АСЧМ 7-93) и серповидный четырехсторонний (ТУ 14-1-5526-2006).

Кольцевой периодический профиль стержневой арматуры с пересекающимися продольными и поперечными ребрами приводит к концентраторам напряжений в месте их пересечения, снижению пластичности, неполному использованию механических свойств и ограничивает прочность стали при многократно-повторном нагружении арматуры всех классов прочности.

Поэтому в последнее время от такого профиля арматуры отказываются и переходят на более мягкий серповидный, без пересечения продольных и поперечных ребер. Главными недостатками серповидного профиля по сравнению с кольцевым являются пониженная прочность и жесткость сцепления арматурных стержней с бетоном вследствие уменьшенной площади смятия поперечных ребер при их увеличенном шаге.

Профиль с условным названием «серповидный четырехсторонний» (ТУ 14-1-5526-2006), специально разработанный для арматуры А500СП, обладает преимуществами как кольцевого, так и серповидного двухстороннего профилей, также следует отметить, что прочность сцепления данного профиля с бетоном выше, чем у профиля по ГОСТ 5781-82. Помимо этого, он позволяет корректно определить класс прочности арматуры на поверхности стержней, исключая прокатную маркировку специальных символов, это, в свою очередь, устраняет возможность случайного попадания в конструкции арматуры низшего класса прочности.

Общая классификация

Используемая в строительной отрасли арматура – это стальные прутки, классифицируемые на различные типы. Они отличаются следующими признаками:

  • Профилем сечения.
  • Характером воспринимаемых усилий.
  • Принципом применения.
  • Назначением.
  • Особенностями распределения в бетонном массиве.
  • Способом производства.

Исходя из области использования, можно выделить поперечную и продольную арматуру

Заготовка арматуры. Классификация и свойства арматурной стали

Бетон является хрупким анизотропным материалом, обладающим высокой прочностью при сжатии и низкой при растяжении.

Для восприятия растягивающих напряжений в бетон вводят стальные стержни — арматуру. Так как сцепление гладких арматурных стержней с бетоном не очень велико, то для обеспечения надежной совместной работы бетона и стали в железобетонных конструкциях производят закрепление арматуры с помощью крюков, анкеров профилирования поверхности стержней и т. п. Вследствие высокой стоимости и дефицитности арматурной стали, ее расход при проектировании и изготовлении железобетонных конструкций стараются уменьшить. Это достигается главным образом путем применения высокоуглеродистых и легированных сталей с более высокой прочностью, а также за счет повышения степени использования прочностных свойств стали. С увеличением предела прочности арматурной стали ее сечение (диаметр стержней) при одних и тех же напряжениях в конструкции можно уменьшить.

Получить большую наружную поверхность арматуры при той же суммарной площади поперечного сечения можно путем профилирования поверхности стержней, а также заменой стержневой арматуры большим количеством стержней малого диаметра — струнной арматурой. Дальнейшее улучшение сцепления струнной арматуры с бетоном и упрощение процесса армирования конструкций достигается использованием прядевой арматуры.

Расход арматурной стали в железобетонных конструкциях в значительной мере зависит от полноты использования ее несущей способности. Вследствие малой прочности бетона на растяжение в обычных конструкциях происходит образование трещин в бетоне. Возникающие при этом напряжения в арматуре в несколько раз меньше ее предела прочности, поэтому несущая способность арматурной стали используется недостаточно. Применение в обычных железобетонных конструкциях высокопрочных сталей нецелесообразно.

Однако если до приложения эксплуатационных нагрузок в растянутых зонах железобетонных конструкций за счет натяжения арматуры предварительно сжать бетон, то опасность трещинообразования резко снизится. Такие конструкции получили название предварительно напряженных. Так как в предварительно напряженных конструкциях растяжение арматуры до момента исчезновения искусственно созданных сжимающих напряжений в бетоне не может вызвать образование трещин в нем, то использование несущей способности арматурной стали и бетона значительно возрастает.

Широко используемая в настоящее время арматура периодического профиля, а также высокопрочная и предварительно натянутая арматура, получившая название эффективной арматуры, позволяют на 30—60% снизить затраты металла, а отсюда и себестоимость сборных железобетонных конструкций.

В зависимости от технологии изготовления различают арматурную сталь горячекатаную стержневую (сокращенно: стержневая), обозначаемую индексом «А», холоднотянутую проволочную — «В», арматурные пряди — «П» и арматурные канаты — «К».

С учетом механических характеристик арматурную сталь делят на классы: A-I ÷ A-VII и B-I (низкоуглеродистую) — В-II (углеродистую). Термически упрочненную сталь дополнительно обозначают индексом «т», а упрочненную вытяжкой — «в» (например, А-IIIв, Aт-IV). Для обозначения арматурной проволоки периодического профиля к индексу «В» добавляют «р», что означает рифленая (например, Вр-II).

Количество проволок в арматурных прядях обозначают цифрой после индекса (например, П-7 — семипроволочная арматурная прядь). К индексу арматурных канатов «К» добавляют две цифры, первая из которых соответствует количеству прядей, а вторая — числу проволок в одной пряди (например, К2 х 7 — двухпрядевый канат, каждая прядь которого состоит из 7 проволок).

Стержни арматурной стали класса A-I изготавливают круглыми, гладкими, а других классов — периодического профиля. Сталь периодического профиля классов А-II и Aт-IV прокатывают с выступами: двумя продольными и поперечными, расположенными по винтовой линии, а сталь классов A-III, A-IV, A-V и Ат-VII — с поперечными выступами, размещенными «елочкой». Арматурные стали разных классов с одинаковым рисунком периодического профиля различают по проводу окрашенных концов: для классов A-IV и Aт-V — синий, Aт-VI — зеленый и Ат-VII — желтый.

В производстве сборных железобетонных конструкций и деталей используют арматурную сталь, характеристика которой приведена в таблице.

Класс стали Марка стали Диаметр, мм Наименьшее допускаемое значение, МПа Относительное удлинение, % не менее Угол загиба в холодном состоянии, град
предела текучести временного сопротивления разрыву
Горячекатанная стержневая
А-I Ст-3 6-40 240 380 25 180, с=0,5d
A-II Ст-5 10-90 300 500 19 180, c=3d
10ГТ 14-32 300 450 29
A-III 25Г2С 6-40 400 600 14 90, c=3d
35ГС
A-IV 30ХГ2С 10-32 600 900 6 45, c=5d
60ГС, 80С
20ХГ2Ц
20ХГСТ
A-V 23Х2Г2Ц 10-18 800 1050 6 45, c=5d
23Х2Г2Т
Стержневая, упрочненная вытяжкой
A-IIв Ст-5, 25Г2С, 35ГС 10-90 450 500 8 90, c=3d
A-IIIв 550 600 6 45, c=5d
Стержневая, термически упрочненная
Ат-IV 30ХГ2С 10-32 600 900 8
Ат-V 65ГС 10-40 800 1050 7
Ат-VI 10-40 1000 1200 6
Ат-VII 10-40 1200 1400 5
АтК 6 и 7 1400 1600 5 180, с=5d
9 и 9 1300 1500 4
Холоднотянутая проволочная
В-I Ст-3 3-3,5 550 22 180, с=3d (4 перегиба)
6-8 455 25
В-II 3-8 1200-1400 180, с=20-30 мм
Вр-II 3-8 1800-1300 180, с=7,5-15 мм
Арматурные пряди
П-3 4-5 1520 1900 3,5
П-7 15 1200 1500 4
Арматурные канаты
К1х7 1900
К2х19 1700
К3х3 1700-1450 1860-1630 5-6
К7х3 1750-1310 1950-1630 5-6
К7х7, 19 и 37 1900
Читайте также:  Участие в долевом строительстве многоквартирных домов документы

При проектировании предприятий по выпуску сборных железобетонных изделий следует иметь в виду, что прочностные показатели некоторых видов арматурных сталей, поставляемых металлургическими заводами, можно улучшить дополнительной ее обработкой (волочением, вытяжкой и другими способами) на месте потребления.

Арматурная сталь для обычных железобетонных конструкций должна отвечать требованиям соответствующих стандартов. Поверхность стали не должна иметь раковин, выбоин, рисок, царапин, следов обработки, окалины и смазки. Арматура, покрытая незначительной ржавчиной, тонкой пленкой окиси после газовой резки, неотслаивающейся окалиной и чернотой, допускается к применению.

Арматурную проволоку и стержни перед употреблением следует выправить. Каждая партия арматурной стали должна иметь сертификат (паспорт), в котором приводятся все основные характеристики стали (состав, прочностные показатели и т. д.). При отсутствии сертификатов сталь подвергают испытаниям на прочность по стандартной методике.

Арматурная сталь для предварительно напряженных конструкций должна обладать следующими свойствами: высокой степенью однородности структуры и не обнаруживать заметных потерь предварительного напряжения вследствие ползучести и релаксации; незначительной чувствительностью к внутрикристаллической коррозии, возникающей при воздействии на арматуру агрессивной среды (влаги, газов и др.); не должна быть хрупкой, способной к местным перенапряжениям, а также к внезапному разрыву и излому; при повышенных напряжениях – обладать некоторой пластичностью и вязкостью.

Разновидности

Рассмотрим каждую особенность. Согласно используемому профилю, применяются следующие прутки:

  • имеющие равномерно распределенные по поверхности поперечные выступы, расположенные под равным углом к продольной оси стержня. Рефленность обеспечивает сцепление с бетонным массивом;
  • имеющие круглое сечение. Они применяются как связующие стержни.

В зависимости от того, как осуществляется работа арматуры в фундаменте или железобетонном сооружении, стержни отличаются характером воспринимаемых усилий, действующих:

  • В поперечном направлении.
    Использование поперечно расположенных элементов предотвращает образование расположенных под углом трещин, являющихся результатом напряжения сдвига.
  • Продольно.
    Прутки компенсируют растягивающие усилия, обеспечивают прочность изделий на растянутых участках. Продольно расположенные элементы, также воспринимают сжимающие нагрузки, обеспечивая целостность конструкции из бетона.

Стержни усиления разделяются на виды, согласно принципу действия. Прутки могут находиться в бетоне в различном состоянии:

  • предварительно напряженном.
    Это обеспечивает уменьшение прогибов, препятствуют растрескиванию.
  • в свободном (не напряженном).
    Их применение предусматривает бетонирование в естественном состоянии без предварительного натяжения.

Арматурная сетка зачастую используется при армировании плит

Армирование бетона производится стержнями, отличающимися по назначению. Применяются следующие прутки:

  • Рабочие, воспринимающие напряжения от массы сооружения и внешние усилия.
  • Распределительные стержни, отличающиеся рифленым профилем. Это обеспечивает компенсацию усилий, целостность бетонной конструкции.
  • Монтажные элементы, с помощью которых собирается каркас усиления. Они способствуют сохранению положения стального сетчатого или пространственного контура при бетонировании.
  • Крепежные детали, выполняющие функцию анкеров. Применяются как закладные детали.
  • Конструктивные, устанавливаемые на участках, где имеется вероятность возникновения дополнительных напряжений.

При выполнении усиления каркасного и сетчатого типа рабочие прутки применяются совместно с монтажными, распределительными стержнями.

Согласно выбранному способу монтажа, применяются следующие усиления:

  • штучное армирование, устанавливаемое при сборке с использованием сварки. Используются элементы круглого сечения или прутки с рифленой поверхностью;
  • сетчатое усиление, представляющее предварительно собранную с помощью вязальной проволоки для сварки конструкцию;
  • каркасного типа. Оно отличается пространственной формой.

Можно сделать вывод о том, что возведение железобетонных конструкций невозможно без применения такого материала, как арматура

В зависимости от способа изготовления, элементы усиления применяются в виде:

  • Стержней, наиболее распространенным типом которых, являются горячекатаные прутки.
    Маркировка арматуры соответствует различным классам, отличающимся механическими характеристиками. Она может включать буквы А, В или К и цифровое обозначение, например, A400 или A500. Стержневые элементы производятся из низколегированных, насыщенных углеродом, легирующими добавками сталей. Это обеспечивает устойчивость к коррозионным процессам, пластичность, прочностные характеристики.
  • Канатов или проволоки, произведенной холоднотянутым методом.
    Элементы усиления данного вида используются в натянутом, предварительно напряженном состоянии, отличаются высокой прочностью. Особенностью канатов является повышенная прочность, высокая адгезия с бетонным массивом, надежная компенсация изгибающих усилий.

Отдельная разновидность – неметаллические прутки, произведенные из стеклопластиковых или полимерных композитов, содержащих углеродные, базальтовые или стеклянные волокна. Они восприимчивы к изгибающим усилиям, подвержены горению, не воздействуют на электромагнитные излучения. Отличается от стальных стержней:

  • Уменьшенной массой.
  • Стойкостью к коррозии.

Арматура получила широкое использование в сфере строительства

Что это такое

К трубопроводной арматуре относятся устройства, размещаемые на трубопроводах для управления потоками транспортируемых сред посредством изменения площади проходного отверстия. Под управлением подразумевается регулировка количества рабочего вещества, смешивание потоков, перераспределение, сброс и полное отключение. Рабочее вещество может быть в жидком или газообразном состоянии, в виде суспензии, порошка и т. п.

Назначение и устройство

Конструкция трубопроводной арматуры составлена из следующих элементов:

  • Полого корпуса.
  • Присоединительных патрубков.
  • Крышки.
  • Рабочего узла.
  • Привода.

В рабочий узел входят два элемента — седло и запорная деталь. Седло расположено внутри корпуса, выполнено в виде канала или отверстия, окружено уплотнительными поверхностями, при работе всегда остаётся неподвижным. Затвор является подвижной частью данного узла и совершает относительно седла возвратно-поступательные или поворотные движения. Он также оснащён уплотнительным кольцом, обеспечивающим более плотную посадку на седло и герметизацию рабочего элемента.

Для управления запорной деталью трубопроводная арматура оснащается штоком или шпинделем, проходящим через корпус либо его крышку. Место прохода этого элемента герметизируется по отношению к окружающей среде.

Сфера применения

Подобного класса устройства имеют различия по целевому назначению:

  1. Промышленного назначения — арматура устанавливаются на промышленных трубопроводных сооружениях и технологических установках. Выпускаются серийно, рассчитаны на различный диапазон диаметров и значений рабочего давления.
  2. Сантехническая — арматура монтируется на подводках к сантехническим приборам. К ним относятся различные вентили, клапаны, шаровые краны, регуляторы давления.
  3. Специальная арматура — изготавливается на заказ для работы в особых условиях, например, в экспериментальном трубопроводном оборудовании.

Область применения зависит от технических характеристик трубопроводной арматуры:

  1. Пароводяная — размещается в трубопроводах отопления и вентиляционных системах, пара- и водопроводах. Выпускается в широком диапазоне рабочих температур и давлений.
  2. Энергетическая — является разновидностью пароводяной арматуры, но с более высокими рабочими параметрами. Используется для монтажа крупного парового оборудования, турбинных установок, функционирующих при давлении от 300 атмосфер.
  3. Газовая — монтируется в системах транспортировки газообразных веществ. Обладают такие арматуры для трубопроводных систем повышенным уровнем герметичности из-за взрывоопасности рабочей среды.
  4. Нефтяная — наделена повышенной стойкостью к коррозии. Устанавливается такая арматура в трубопроводных магистралях, предназначенных для транспортировки сырой нефти и её производных.
  5. Химическая — материалы корпусных трубопроводных деталей инертны по отношению концентрированным кислотам, щелочам, другим агрессивным веществам. Используется в системах химических производств.
  6. Судовая — разработана для работы в любом положении и при качке, не боится воздействия морской воды. Используется в судостроении, для прокладки сетей морских и речных портов.
  7. Резервуарная — оснащена одним присоединительным патрубком. Такой арматурой оборудуют различные резервуары и ёмкости.

Характеристики

Среди характеристик трубопроводной арматуры выделяют следующие эксплуатационные параметры:

  • Давление и температурный диапазон рабочей среды.
  • Пропускную способность.
  • Стойкость к коррозии.
  • Время срабатывания.
  • Тип привода.

Самым важным параметром является условное давление среды при температуре 20 ºС. По этому показателю арматура подразделяется на 6 групп:

  1. До 0,1 Па — применяется для установок получения сверхвысокого и высокого вакуума.
  2. 0,1 Па — 0,1 МПа — для технологических трубопроводов, где образуется низкий и средний вакуум.
  3. 0,25-1,6 МПа — для бытовых коммуникации с малым давлением среды.
  4. 2,5-10 МПА — трубопроводы среднего давления.
  5. 16-80 МПа — для трубопроводных систем под высоким давлением.
  6. От 100 МПа — рукава и аппараты сверхвысокого давления.

В зависимости от температурного режима арматуры для трубопроводных систем бывают:

  • Обычными — до 425 ºС.
  • Для высоких температур — 450-600 ºС.
  • Жаропрочными — более 600 ºС.
  • Для холодильного оборудования — до 150 ºС.
  • Криогенной — ниже 150 ºС.

При проектировании трубопроводной системы арматура также оценивается по следующим критериям:

  • Условному диаметру прохода.
  • Значению строительной длины и высоты.
  • Конструктивным особенностям.
  • Размерам присоединительных патрубков.

Область применения

Сферы использования изделий из стали, применяемых для усиления бетона, достаточно широки:

  • строительство фундаментов, несущих стен, перекрытий жилых зданий;
  • возведение объектов промышленного профиля;
  • устройство специальных сооружений гидротехнического назначения (электрических станций, пирсов), а также находящихся под землей конструкций;
  • установка опорных колонн для различных магистралей;
  • выполнение строительных мероприятий по усилению штукатурки, выполнению стяжки;
  • производство на предприятиях ЖБИ изделий фасонной конструкции из армированного бетона (элементов перекрытий, фундаментных блоков, балок, колец);
  • обустройство аэродромных конструкций, пешеходных зон, дорожных покрытий;

Железобетон используется для строительных мероприятий в зонах с повышенной сейсмической активностью, холодными климатическими условиями.

Маркировка арматуры, применяемой для каждой из перечисленных сфер применения, различна. Она включает аббревиатуру, состоящую из определенных букв и цифр. Остановимся на этом более детально.

Специфика маркировки

Маркировка арматуры обеспечивает возможность применять стальные прутки для решения конкретных задач, связанных с усилением бетонных конструкций.

Характеристика изделия определяется толщиной используемого прута, однако главные механические свойства арматуры зависят от технологического процесса изготовления

Индивидуальное обозначение арматура содержит в виде заглавных букв:

  • А – характеризует термически упрочненную продукцию, произведенную холоднокатаным или горячекатаным методом.
  • В – соответствует стальным стержням, деформированным в холодном состоянии.
  • К – обозначение стойкости к коррозии элементов, имеющих гальваническое покрытие.
  • С – возможность применения электрической сварки для соединения прутков.
  • Т – индекс, обозначающий сталь, упрочненную термическим или механическим способом.

Цифровое обозначение арматура имеет в виде цифр, характеризующих текучесть материала, указанную в мегапаскалях. С повышением значения показателя возрастает надежность, прочностные характеристики. Термически упрочненные стальные стержни маркируются обозначением от А240 до A1000.

Прутки разделяются на классы, обозначаемые А1–А4:

  • А1 – характеризует стержни диаметром 4-40 мм, изготовленные из стали Ст3, применяемые для монтажных и распределительных прутков;
  • А2 – обозначает рифленые прутки, диаметр которых составляет 10-80 мм, произведённые из углеродистых сталей Ст5, Ст18;
  • А3 – стержни сечением 6-40 мм, изготовленные из низколегированной стали 25, 32, 35. Массово применяются для стандартных железобетонных конструкций;
  • А4 – объединяет элементы усиления рифленой, гладкой формы, диаметром 6-32 мм, содержащие легирующие добавки. Прутки изготавливаются из высокопрочных материалов 20ХГСТ, 20ХГ2Ц, 30ХГ2С, применяемых для конструкций, соединяемых с помощью сварки.

От правильного выбора маркировки элементов усиления зависит, как работает арматура в бетоне. Маркировка продукции может содержать диаметр прутка. Например, индекс А600 Т Ø20 обозначает, что это рифленый пруток диаметром 20 мм из низколегированной термоупрочненной холоднокатаной стали с текучестью 600 мегапаскалей.

Какие еще различают виды трубопроводной арматуры

В зависимости от способа герметизации

В зависимости от способа герметизации промышленной трубопроводной арматуры ее подразделяют на следующие виды:

Источник: burforum.ru

Рейтинг
Загрузка ...