Состав подготовительных работ при монтаже строительных конструкций
Необходимым условием обеспечения эффективности монтажных работ, включающей повышение производительности и безопасности труда, сокращение сроков строительства при высоком качестве и рентабельности работ, является успешное выполнение комплекса работ по подготовке строительного производства.
Подготовку к производству строительно-монтажных работ начинают со стадии разработки технологической документации на монтаж конструкций. Этот этап включает проработку различных вариантов монтажа и оценку конструктивных решений на монтажную технологичность, т.е. соответствие принятым методам, определение технико-экономических показателей (ТЭП) и выбор наиболее эффективных методов монтажа.
Принятая технология монтажа уникальных сооружений существенно влияет на формирование конструктивно-компоновочного решения. Конструктивные решения с высокой степенью монтажной технологичности обеспечивают на монтаже повышение производительности труда на 10—15%.
Технология Строительного Производства 1. Раздел 1. Основные положения строительного производства.
При реконструкции действующих предприятий монтажу отдельных сооружений и крупных промышленных комплексов присущи особенности, обусловленные производством монтажных работ в условиях сложившегося генерального плана промышленного предприятия с действующей сетью промпроводок, эстакад, коммуникаций и других объектов заводской службы. Все это осложняет организацию и производство монтажных работ, затрудняет применение прогрессивных крупноблочных методов монтажа и средств механизации, применяемых в условиях нового строительства, и предъявляет особые требования к проектированию реконструкции зданий и сооружений.
Высокая плотность застройки территории предприятия создает стесненные условия для производства монтажных работ, затрудняет и порой делает невозможным рациональное складирование и укрупнение конструкций непосредственно в монтажной зоне. В этих условиях выбор наиболее эффективных методов монтажа на основе данных технико-экономического анализа и оценка монтажной технологичности возводимого сооружения становятся обязательными условиями для проектных и монтажных организаций. Целые этой совместной работы должно стать отражение выбранных методой монтажа в конструктивных формах сооружения, включая компоновку всего сооружения или его отдельных частей, членение на отправочные элементы и необходимую степень укрупнения конструкций, выбор типа монтажного соединения конструктивных элементов и разработку требований к точности заводского изготовления конструкций, назначение сборочных деталей и отверстий, необходимых для монтажа конструкций.
До начала производства работ по строительству здания или сооружения заказчик должен оформить и передать подрядной строительной организации разрешение на производство строительно-монтажных работ.
Подготовка строительного производства должна обеспечивать планомерное развертывание строительно-монтажных работ и взаимоувязанную деятельность всех участников строительства объекта.
Инженерная подготовка участка строительства стадиона в левобережной зоне г. Ростова-на-Дону
Общая организционно-техническая подготовка выполняется в соответствии с правилами о договорах подряда на капитальное строительство и включает обеспечение проектно-сметной документацией, оформление финансирования строительства, организацию поставок строительного оборудования, конструкций, материалов и других изделий.
Подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации, условий строительства, проектов производства работ (ППР) на внешнеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы.
Строительство каждого объекта допускается на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии производства работ. На этом этапе после оформления договора на строительно-монтажные работы с генеральным подрядчиком или заказчиком рассматривают равномерное обеспечение и развертывание монтажных работ, согласовывают сроки строительной готовности объекта или его частей, складских площадей, временных сооружений, а также потребных количеств электроэнергии, воды, сжатого воздуха, пара и др. В соответствии с техническими решениями ППР заказывают централизованно или изготовляют собственными силами необходимую монтажную оснастку и приспособления.
Перед монтажом строительных конструкций выполняют непосредственно на строительной площадке подготовку к производству работ, которая включает:
— сдачу-приемку геодезической разбивочной основы строительства;
— устройство постоянных и временных подъездных железнодорожных и автомобильных дорог для подачи конструкций и работы монтажных кранов;
— планировку необходимых площадей и устройство площадок складирования и укрупнительной сборки конструкций;
— подводку электроэнергии, воды, воздуха, пара к местам потребления;
— возведение временных помещений и приспособление к использованию существующих или строящихся объектов, необходимых при ведении монтажных работ;
— установку, испытание и оформление сдачи в эксплуатацию монтажных механизмов, устройство подкрановых путей, фундаментов и якорей для монтажного оборудования;
— нанесение на фундаменты разбивочных осей сооружения, подготовку фундаментов к монтажу конструкций и приемку их монтажной организацией;
— организацию связи для оперативно-диспетчерного управления производством работ и инструментального хозяйства для обеспечения бригад необходимыми средствами малой механизации, инструментом, средствами измерений и контроля, а также средствами подмащивания, ограждения и монтажной оснасткой в составе и количестве, предусмотренными нормокомплектами ППР;
— создание необходимого запаса комплектных строительных конструкций, материалов и готовых изделий.
Подготовка конструкций к монтажу заключается в проверке их качества, соответствии геометрических размеров проекту и допускам, разметке рисок для их установки. Конструкции, не соответствующие требованиям по качеству и допускам, следует отбраковывать.
Для этого организовывают входной контроль качества поставляемых конструкций, где проверяют качество внешнего (товарного) вида, соответствие их размеров и закладных деталей проекту. Например, у колонн контролируют размер от башмака до основания подкрановых балок; у ферм и подкрановых балок — их общую длину и прямолинейность (у ферм дополнительно — строительный подъем); у царг доменных печей, пылеуловителя — диаметр отверстий, эллиптичность и т.д., а также их соответствие допускам согласно действующим нормативным документам.
Монтажным работам предшествуют также работы по возведению подземной части здания и устройству внутренних подземных коммуникаций, а также обратная засыпка пазух фундаментов и траншей для коммуникаций, планировка площади и в отдельных случаях устройство «черных» бетонных полов, т.е. все строительные работы на площадке возводимого сооружения, выполнение которых обеспечивает бесперебойное ведение монтажа и благоприятные условия для работы монтажных механизмов. Эти работы выполняет генеральный подрядчик.
Большое значение для четкой организации монтажных работ имеет своевременное устройство дорог. Дороги необходимы для подачи строительных конструкций, материалов, монтажных механизмов и приспособлений на склад и в зону монтажа, а также для передвижения монтажных механизмов.
Подачу строительных конструкций и перевозку механизмов осуществляют железнодорожным и автомобильным транспортом. Типы необходимых дорог определяет монтажная организация при разработке ППР с учетом фактического наличия эксплуатируемых дорог, а их перечень и сроки строительства согласовывают с генеральным подрядчиком и заказчиком.
Различают дороги постоянные, предусмотренные в проекте строящегося объекта для его эксплуатации, и временные, прокладываемые только на период строительства. Для удешевления строительства необходимо до начала основных работ построить часть постоянных дорог, которые целесообразно использовать для подачи конструкций и передвижения монтажных механизмов.
Устройство временных дорог допускается только в случаях нецелесообразности или невозможности использования для нужд строительства постоянных существующих дорог. Все дороги, используемые в качестве временных, должны обеспечивать движение строительной техники и транспортирование максимальных по массе и габаритам строительных грузов.
Обеспечение строительства водой, теплом, паром и сжатым воздухом осуществляют, как правило, от действующих систем, сетей и установок.
При производстве монтажных работ требуется электроэнергия для работы гусеничных, рельсовых или башенных кранов, сварочных машин, электроинструмента, электролебедок и станочного оборудования в мастерских, а также для освещения рабочих мест и других целей. Важно правильно определить потребное для монтажных работ количество электроэнергии.
Потребность в электроэнергии определяют по установленной мощности работающего оборудования с учетом коэффициентов его загрузки и одновременности работы механизмов. Достаточную для практических целей точность для каждого силового токоприемника дает приблизительный способ определения расчетной активной мощности по формуле
где Kз — коэффициент загрузки; Kо — коэффициент одновременности; ηс — кпд электрической сети; ηт — кпд токоприемников.
Величину установленной мощности, указанную на марках электродвигателей, сварочных трансформаторов и другого оборудования, суммируют по отдельным группам потребителей, умножают на соответствующие коэффициенты спроса (табл. 1.1) и определяют расчетную активную мощность отдельных групп токоприемников. Расчетная активная мощность Pp, кВт, определяется как сумма отдельных расчетных мощностей токоприемников:
где tgφ определяется по коэффициенту мощности, указанному в табл. 1,1.
Расчетная активная мощность ΣQ3, квАр, определяется как сумма отдельных реактивных мощностей
По полученным данным выбирают трансформатор ближайшего большего стандартного размера.
Следует иметь ввиду, что на монтаж 1 т стальных конструкций в среднем требуется 11—14 кВтч, на монтаж 1 м3 железобетонных конструкций — 10—12 кВтч.
В процессе инженерной подготовки строительной площадки должны быть выполнены следующие мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих на монтажной площадке:
— огорожены зоны, опасные для движения, с установкой сигнальных и предупредительных ограждений и плакатов, а также указателей проходов к рабочим местам и проездов автотранспорта;
— освещены рабочие места, проезды и подходы к ним в темное время суток;
— установлена схема движения средств транспорта с хорошо видимыми дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и др.
Окончание внешнеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ в объеме, обеспечивающем строительство объекта запланированными темпами, должно быть подтверждено актом о завершении инженерной подготовки строительной площадки, составленным генподрядчиком с участием субподрядной организации и заказчика.
Инженерная подготовка строительных работ
Вопросы:
1. Создание геодезической разбивочной основы: строительная сетка, красная линия и желтая
линия.
2. Объяснить схему выноса на местность строительной сетки.
3. Объяснить схему переноса на местность основных осей зданий.
4. Подготовка площадки к строительству.
5. Геодезические инструменты и правила работы с ними.
6. Схемы теодолитного и нивелирного ходов.
7. Разбивка и закрепление строительных объектов на местности.
8. Разбивка и закрепление осей с использованием обноски.
Выводы делать студенту самостоятельно.
1.СОЗДАНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ РАЗБИВОЧНОЙ ОСНОВЫ
На стадии подготовки площадки к строительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа,
служащая для планового и высотного обоснования при выносе проекта подлежащих возведению зданий и
сооружений на местность, а также (в последующем) геодезического обеспечения на всех стадиях
строительства и после его завершения.
Геодезическую разбивочную основу для определения положения объектов строительства в плане создают
преимущественно в виде:
• строительной сетки, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности основных
зданий и сооружений и их габарит, для строительства предприятий и групп зданий и сооружений;
• красных линий — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в
планировочной структуре населенных пунктов от улиц (проездов, площадей). Красные линии, как правило,
применяются для регулирования границ застройки.
желтых линий — границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений)
зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или
техногенного характера. Желтые линии, как правило, применяются для регулирования разрывов между
зданиями и сооружениями (Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II Об архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан)
Строительную сетку выполняют в виде квадратных и прямоугольных фигур, которые подразделяют на
основные и дополнительные (рис. 1). Длина сторон основных фигур сетки 200 — 400 м, а дополнительных —20
— 40 м.
Строительную сетку обычно проектируют на строительном генеральном плане, реже— на
топографическом плане строительной площадки. При проектировании сетки определяют местоположение
пунктов, сетки на стройгенплане (топографическом плане), выбирают способ предварительной разбивки
сетки и закрепления пунктов сетки на местности.
При проектировании строительной сетки должны быть:
• обеспечены максимальные удобства для выполнения разбивочных работ;
• основные возводимые здания и сооружения расположены внутри фигур сетки;
• линии сетки параллельны основным осям возводимых зданий и расположены по возможности ближе к ним;
• обеспечены непосредственные линейные измерения по всем сторонам сетки;
• пункты сетки расположены в местах, удобных для угловых измерений с видимостью на смежные пункты, а
также в местах, обеспечивающих их сохранность и устойчивость.
Разбивку строительной сетки на местности начинают с выноса в натуру исходного
направления, для чего используют имеющуюся на площадке (или вблизи от нее) геодезическую
сеть (рис. 2).
По координатам геодезических пунктов и пунктов сетки определяют полярные координаты
Si, Sa, S3 и углы pi, р2, р3, по которым выносят на местность исходные направления сетки (АВ и
АС). Затем от исходных направлений на всей площадке разбивают строительную сетку и
закрепляют ее в местах пересечений постоянными знаками (рис. 3) с плановой точкой.
Знаки делают из заполненных бетоном отрезков труб, обрезков рельсов и т. п. Подошва знака
должна располагаться ниже границы промерзания грунта минимум на 1.0 м.
Аналогично переносят и закрепляют красную линию.
При переносе на местность основных осей строящихся объектов при наличии в качестве
плановой разбивочной основы строительной сетки применяют метод прямоугольных
координат: в этом случае в качестве линий координат принимают близлежащие стороны
строительной сетки, а их пересечение — за ноль отсчета (рис. 3,а). Положение точки 0 главных
осей Xо—Уo будет определено следующим образом: если дано, что Хо=50 и Уо=40 м, то это значит,
что она находится на расстоянии 50 м от линии X в сторону линии Хо и на расстоянии 40 м от
линии У в сторону линии Уо.
При наличии в качестве плановой разбивочной основы красной линии на стройгенплане
должны быть приведены какие-либо данные, определяющие положение будущего здания,
например точка А на красной линии (рис. 3,б), угол S между главной осью здания и красной
линией и расстояние от точки А до точки 0 пересечения главных осей.
Главные оси здания закрепляют за его контурами знаками выше приведенной конструкции.
Высотное обоснование на строительной площадке обеспечивается высотными опорными пунктами
— строительными реперами.
Обычно в качестве строительных реперов используют опорные пункты строительной сетки и
красной линии. Высотная отметка каждого строительного репера должна быть получена не менее чем
от двух реперов государственной или местного значения геодезической сети.
Рис. 1. Строительная сетка:
1 — вершины основных фигур сетки;
2 — основные оси здания;
3 — вершины дополнительных фигур сетки
Рис.3. Постоянные грунтовые знаки
а — из забетонированных отрезков
труб; б — из обрезков рельсов;
1 — плановая точка
Рис. 2.Схема выноса на местность строительной
сетки
Рис.3 Способы переноса на местность основных осей
зданий: а — на основе строительной сетки; б — на
основе красной линии; 1 — здание; 2- строительная
сетка; 3 —оси условной координатной сетки; 4 —
красная линия.
Создание геодезической разбивочной основы является функцией заказчика. Он должен не
менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику
техническую документацию на геодезическую разбивочную основу и на закрепленные на
строительной площадке пункты и знаки этой основы, в том числе:
• пункты строительной сетки, красные линии;
• оси, определяющие положение и габарит зданий и сооружений в плане, закрепленные
минимум двумя створными знаками у каждого отдельно размещаемого здания или сооружения.
В процессе строительства необходимо следить за сохранностью и устойчивостью знаков
геодезической разбивочной основы, что осуществляет строительная организация.
2. ПОДГОТОВКА ПЛОЩАДКИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ
Строительную площадку, расположенную в населенных пунктах или на территории
действующих промышленных предприятий, ограждают временным или постоянным забором.
Вне населенных мест желательно устраивать проволочное ограждение. Забор крепят к столбам,
вкопанным в землю, или к опорам, изготовленным из досок и брусьев (рис. 4).
С территории стройплощадки убирают все, что может помешать производству работ,
например, крупные валуны, кустарник. Деревья, по возможности, следует сохранить или
выкопать и перевезти на другое место. Только в крайнем случае их выкорчевывают.
До начала строительства поверхность площадки необходимо спланировать, т. е. выровнять,
для чего используют бульдозеры или грейдеры. Верхний, плодородный слой грунта толщиной
до 100 мм окучивают, грузят в автомобили-самосвалы и вывозят за пределы стройплощадки с
тем, чтобы использовать его в сельском хозяйстве.
Для того, чтобы площадку не заливали дожди, за ее пределами со сторон повышенного
рельефа местности прокладывают нагорную канаву небольшой глубины, с уклоном дна в обе
стороны от середины. Вынутый грунт укладывают на бровку в сторону стройплощадки. . По
обеим сторонам площадки желательно проложить водоотводные канавы глубиной до 0,3 м с
тем, чтобы вода из нагорной канавы стекала по ним за пределы строительной зоны.
а
б
в
Рис. 4. а) ограждение стройплощадки по деревянным стойкам: 1-стойка; 2-прогоны из брусков;
3 — доски забора; 4 -подкос; 5-опора; 6 –гвозди. б) ограждение стройплощадки металлическим
профилем по металлическим сваям. в) ограждение стройплощадки деревянным забором по
винтовым металлическим сваям.
До начала строительства объекта, подготовительные работы сводятся к проверке
выполненной части объекта и обеспечения на стройплощадке основных норм и
требований техники безопасности. Для этого прораб или мастер совместно с
инспектором по технике безопасности обязаны обойти всю стройплощадку, проверив
наличие переходов через канавы и траншеи, отсутствие оголенных электрических
проводов, качество ограждений на лесах и подмостях, расстановку предупредительных
знаков, ограждение опасных мест и т.д.
Все замеченные нарушения должны быть записаны в журнал трехступенчатого
контроля техники безопасности с указанием сроков и ответственных за их устранение,
требующихся материально-технических ресурсов и инструмента, необходимых для
устранения нарушений.
Только после приведения всего объекта в порядок, определяемый требованиями
норм и правил охраны труда можно приступать к работе.
3. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМИ
Наиболее распространенными инструментами для выполнения геодезических работ в
строительстве являются теодолит и нивелир (рис. 5). В качестве вспомогательных средств
применяют мерные ленты и рулетки, а для работы с нивелиром — специальную нивелирную
рейку, представляющую собой складывающуюся вдвое 3-метровую деревянную рейку с
нанесенными по обеим ее сторонам черной и красной краской делениями через 1 см (рис. 6).
Теодолит служит для измерения горизонтальных и вертикальных углов на местности между
имеющимися неподвижными объектами, для переноса в натуру отдельных частей и точек
зданий и сооружений с привязкой их к существующим знакам геодезической разбивочной сети.
Привязка заключается в расположении будущего здания на местности с соблюдением
требуемых расстояний от него до других, характерных, точек местности или зданий и в
ориентации его относительно стран света в точном соответствии с проектом.
Для привязки здания на местности обычно прибегают к прокладке теодолитного хода (рис. 7,
а), т. е. переносят с чертежа линии и углы между ними на местность. Для этого устанавливают
теодолит на начальную точку, от которой будут выполнять теодолитный ход, и взглядом назад,
на имеющуюся характерную точку местности, обозначенную на чертеже, снимают начальный
отсчет по неподвижному горизонтальному кругу-лимбу теодолита. Этот отсчет является условно
нулевым. Затем вращением подвижного кольца — алидады устанавливают заданный угол между
начальной точкой отсчета и требуемым направлением теодолитного хода.
По расстоянию, отмеряемому от точки стояния теодолита в направлении визирования,
провешивают прямую линию и отмечают ее конец забитым в землю колышком. После этого
переносят теодолит на полученную таким образом точку на местности и устанавливают его,
центрируя по колышку, что проверяют с помощью отвеса.
Далее взглядом назад, на первую точку стояния, берут отсчет по лимбу и затем по значению
угла из схемы разбивки определяют отсчет по алидаде, чтобы провесить следующую прямую.
Это значение устанавливают на лимбе вращением алидады и, отмерив требуемое по чертежу
расстояние от теодолита, забивают второй колышек в створе линии визирования.
Рис. 5.
Геодезические
инструменты:
а- теодолит;
б- нивелир;
в- поле зрения
трубы нивелира;
1- изображение
концов половинок
пузырька уровня;
2 -изображение
рейки
Рис. 6.
Геодезические
мерные
инструменты
а -штриховая
лента;
б -шкаловая
лента;
в- рулетка на
крестовине;
г, д -рулетка в
футляре;
е- нивелирная
рейка
Затем теодолит переносят на вторую точку и операции повторяют до тех пор, пока не будет
пройден весь теодолитный ход до последней требуемой точки. Затем обратным ходом проверяют
правильность разбивки и составляют акт на привязку осей здания. Последнюю точку,
полученную в результате теодолитного хода и являющуюся, как правило, одной из характерных
точек здания, необходимо надежно закрепить на местности и принять меры к исключению
возможности ее повреждения.
Нивелирный ход (рис. 7, б) прокладывают для посадки здания или сооружения на местность
в соответствии с заданными высотными отметками. Нивелирный ход начинают от
закрепленного на местности знака-репера с точно заданной и выверенной высотной отметкой.
Репер может быть выполнен в виде надежно вкопанного на местности столба или знака,
закрепленного на стене имеющегося здания, а также другого капитального сооружения.
Отметка репера, от которого начинают нивелирный ход, задана в чертежах и указана в
пояснительной записке.
Для прокладки нивелирного хода вначале намечают число точек стояния нивелира,
обеспечивающее минимально возможное число его перестановок. Затем нивелир устанавливают
на первой стоянке и берут два отсчета по черной шкале рейки взглядом назад, на репер и на
промежуточную точку установки рейки. Для контроля правильности одновременно снимают
отсчет по красной шкале.
Далее нивелир переносят на следующую стоянку и опять берут два отсчета по черной шкале
рейки — взглядом назад, на первую точку, и взглядом вперед, на вторую точку местности. В
процессе нивелирования число перестановок нивелира и рейки определяется протяженностью
трассы нивелирования. Для контроля правильности нивелирования выполняют обратный
нивелирный ход.
В процессе проведения геодезических работ ведут журналы нивелирной и теодолитной
съемки специальной формы, в котором четкость записи и расположение граф позволяет
значительно облегчить промежуточные вычисления и ускорить выполнение геодезических
работ.
Следует помнить, что для качественного
выполнения геодезических работ нужно бережно
обращаться с инструментами, не допускать их
загрязнения или ударов, избегать попадания на
них прямых солнечных лучей или дождя.
Прежде чем начать работу с геодезическими
инструментами, необходимо тщательно изучить
их устройство по прилагаемым инструкциям и
провести
поверку.
Непроверенными
инструментами работать запрещено.
Для правильного выполнения измерений
инструмент перед началом работы должен быть
установлен по уровню, а каждый раз прежде,
чем снять отсчет, необходимо убедиться, что
пузырек уровня находится на середине. Только в
этом случае может быть обеспечена точность
измерений и достигнуто высокое качество работ.
Рис 7. Схемы теодолитного и нивелирного
ходов: а- теодолитная привязка строящегося
здания; 6-нивенирный ход;
1, 3, 4- существующие здания; 2-строящиеся
здания; α1, α2 — заданные углы; I, II, III-стоянки
инструментов;
а, б -размеры здании; h1, h4- отсчеты по
нивелирной рейке; R — исходный репер
4. РАЗБИВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МЕСТНОСТИ
Работы по устройству всех видов сооружений начинают с геодезической разбивки. При этом
руководствуются рабочими чертежами на выполнение сооружений или составляют схемы
исходя из удобства выполнения работ.
После определения требуемых размеров зданий или сооружений приступают к выносу в
натуру проектных отметок и закреплению соответствующих разбивочных знаков. Разбивочные
знаки закрепляют на местности путем установки столбов (вне расположения зданий и
сооружений) или деревянных кольев (непосредственно на месте работ).
Разбивочными знаками обозначают наиболее характерные точки сооружений- внешние и
внутренние углы зданий, пункты начала и окончания трасс и траншей, вершины углов
поворота и т. д.
Разбивку здания начинают с прокладки теодолитного хода и отыскания одного угла здания.
От этого основного угла в последующем будут откладывать необходимые расстояния и
направления сторон здания. Поэтому точку окончания теодолитного хода надежно закрепляют
на местности колышком, верх которого отмечают карандашом или краской, присваивая ему
выбранное условное обозначение.
Направление одной из сторон здания должно быть задано в чертеже привязки как угол между
последней линией теодолитного хода и осью здания. Поэтому его определяют, центрируя
теодолит над колышком и перенося угол между последней линией теодолитного хода и осью
здания на местность, как указано в предыдущем параграфе. Вдоль линии визирования
теодолита отмеряют от точки его стоянки расстояние, равное длине оси здания, и забивают в
конце линии колышек. Этому колышку также дают условное обозначение.
Поворачивая трубу теодолита на угол 90° в направлении, перпендикулярном проложенной
оси здания, и отмеряя расстояние от точки стоянки теодолита до точки пересечения продольной
и поперечной осей здания, находят следующий угол и закрепляют его на местности забитым в
землю колышком.
Таким образом на местности получают отмеченными три угла здания из четырех.
Для нахождения четвертого теодолит переносят на один из найденных углов и с помощью
отвеса центрируют его точно над забитым колышком. Далее визированием на колышек
предыдущей стоянки снимают отсчет по лимбу. Прибавляя (или отнимая) от этого значения 90°
и устанавливая значение полученного угла на лимбе, путем поворота трубы теодолита в
направлении последнего угла здания определяют направление соответствующей оси.
Откладывая от точки стоянки теодолита расстояние в направлении линии визирования
теодолита, равное длине оси, находят четвертый угол здания и закрепляют его колышком.
Таким образом, все четыре угла определены. Всем им присваивают номера, которые пишут
на колышках.
Для проверки правильности выполнения работ производят повторное визирование
теодолитом, но уже с последнего, четвертого, угла, на первые три.
Должно быть соблюдено условие, чтобы углы между всеми осями равнялись 90°. Можно
также измерить расстояние по диагонали между несмежными углами здания, однако такой
прием менее точен, гак как при длинных диагоналях неизбежны большие погрешности
измерений.
После разбивки сооружения на местности прораб или мастер, осуществляют приемку
разбивки и проверки правильности ее выполнения.
Следует позаботиться о том, чтобы разбивочные знаки были сохранены. Для этого в
непосредственной близости, но так, чтобы не повредить их в процессе производства работ,
устанавливают дополнительные разбивочные знаки с точным обозначением на схеме
расстояний от них до основных разбивочных знаков (рис. 8).
В дальнейшем всегда будет возможность проверить соответствие проекту расстояний,
положения и размеров сооружения в плане. В процессе производства работ необходимо
обеспечить сохранность этих дополнительных разбивочных знаков.
Как правило, после разбивки здания или сооружения приходится выполнять целый
комплекс земляных работ, поскольку основную часть сооружений возводят на заглубленных в
грунт фундаментах.
Рис 8. Схема установки и закрепления на Рис 9. Вид котлована с установленной обноской
местности разбивочных знаков земляного для переноса осей здания на дно котлована:
сооружения:
1-столбы обноски;
А, В — размеры сооружения по верху;
а, в — размеры сооружения по низу;
h -глубина котлована; с1, с4 — расстояние от
постоянного
разбивочного
знака
до
соответствующего угла котлована по длине;
d1, d2-то же, по ширине; 1,4-временные
разбивочные знаки; 5,8 — постоянные разбивочные
знаки
2-горизонтальные доски обноски;
3-границы призмы обрушения;
4-гвозди для закрепления осей.
Рис.10 Разбивка и закрепление осей:
а, б – с помощью неинвентарной и инвентарной обноски; в – инвентарными скобами; 1, 5, 8 –
сплошная, угловая, створная обноски; 2 – осевая проволока; 3 – отвес; 4 – причалка; 6 –
выноски; 7 – инвентарная скоба
При этом нужно учитывать, что разбивка земляных сооружений имеет свои особенности.
Это обусловлено тем, что точки, полученные на местности, невозможно сохранить в процессе
производства земляных работ и их необходимо перенести на определенное расстояние, зависящее от
свойств грунта и выбранной схемы производства земляных работ.
Как правило, до начала земляных работ выполняют бульдозером планировку рабочей
площадки, после чего кольями намечают трассу траншеи или обозначают характерные точки и углы
котлована.
Разбивку больших по размерам котлованов производят с закреплением разбивочных знаков
при помощи обноски (рис. 9 и 10). Одновременно с разбивкой котлована она служит и для переноса в
натуру осей здания или сооружения, по которым в дальнейшем устанавливают фундаментные блоки
или другие конструкции сооружаемого объекта.
При устройстве обноски с помощью теодолита разбивают на местности главные оси здания
или сооружения. За пределами призмы обрушения грунта в землю устанавливают столбы обноски так,
чтобы глубина заделки в грунт исключала возможность их смещения. Затем к столбам с наружной
стороны, по уровню и строго параллельно осям здания, прибивают горизонтальные доски толщиной
40. 50 мм с верхней гладко оструганной гранью, на которой с помощью вбитого гвоздя закрепляют
оси будущего здания или сооружения, натягивая тонкую стальную проволоку диаметром 1. 1,5 мм.
Обноска на относительно небольших по размерам объектах может быть сплошной со специально
предусмотренными съемными досками для въезда внутрь транспорта или прерывистой. Столбы под обноску
диаметром 120. 160 мм устанавливают через 3 м в ряд параллельно основным осям. В местах прохождения
осей здания пишут около гвоздя на доске обозначение оси. При большом уклоне местности обноску делают
уступами.
Для устройства линейно протяженных сооружений, таких, как траншеи, устраивают только
поперечную обноску через 40. 50 м по длине сооружения на прямых участках, а также в местах поворота. С
целью геодезического контроля глубины отрыва траншей и котлованов заготавливают так называемые
ходовые визирки, т. е. Т-образные рейки, руководствуясь высотными отметками обноски и проектными
отметками дна котлована или траншеи.
Геодезической разбивке на местности подлежат также временные здания и сооружения, которые
должны быть на стройплощадке согласно стройгенплану. Временные сооружения размещают с учетом
максимальной комфортабельности для рабочих и удобства выполнения работ.
Инженерная подготовка строительной площадки
При проведении земляных работ, возведении зданий, сооружений, планировочных работах, благоустройстве территории разрабатывается грунт. В комплексном процессе земляных работ можно выделить три его со-ставляющие: подготовительные, основные и вспомогательные работы
Прикрепленные файлы: 1 файл
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ
Любому строительству (объекту или комплексу) предшествует подготовка площадки, направленная на обеспечение необходимых условий качественного и в установленные сроки возведения зданий и сооружений, включающая инженерную подготовку и инженерное обеспечение.
При проведении земляных работ, возведении зданий, сооружений, планировочных работах, благоустройстве территории разрабатывается грунт. В комплексном процессе земляных работ можно выделить три его составляющие: подготовительные, основные и вспомогательные работы
Подготовительные земляные работы: отвод поверхностных вод от территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод ниже проектной отметки дна котлована. При этом объем земляных работ может быть значительным и величина его зависит от параметров сооружения. Кроме того, скальные, прочные и мерзлые грунты предварительно разрыхляют специальными механизмами.
Подготовительные работы выполняются с целью повышения производительности землеройной и транспортной техники и создания благоприятных условий для рабочих при выполнении основных работ.
Основная работа состоит из следующих процессов: разработки, перемещения и укладки грунта. Проведение земляных работ, как правило, осуществляется землеройными машинами и механизмами — экскаваторами или землеройно-транспортными — бульдозерами, скреперами, грейдерами.
Перемещение грунта на большие расстояния производится автомобильным транспортом, на небольшие — землеройно-транспортными машинами и механизмами. Укладка грунта может быть выполнена с применением вышеперечисленной техники с уплотнением его и созданием проектных параметров земляного сооружения.
В процессе проведения земляных работ выполняются вспомогательные:
установка и разборка креплений вертикальных откосов выемки или насыпи,
откачивание воды из выемки (водоотлив),
выравнивание откосов, уплотнение грунта и т.п.
Перечисленный комплекс процессов, который характеризует земляные работы, обладает значительной трудоемкостью и стоимостью. Так, например, в промышленном строительстве земляные работы составляют около 15% общей стоимости возводимого объекта и около 20% трудоемкости от общего объема работ. В связи с этим стремятся сократить объемы земляных работ.
Так, при планировке площадки это достигается соблюдением нулевого баланса земляных масс, когда объем грунта из выемок полностью укладывается в полезные насыпи.
Кроме того, при проведении земляных работ применяют наиболее эффективные по стоимости и трудоемкости методы производства и механизацию. Для этого необходимо прежде всего выбрать прогрессивную технологию с применением комплекта машин, механизмов и транспорта.
Проведение земляных работ обычно осуществляется механизированным способом, однако при малых объемах, в стесненных условиях, где невозможно применение средств механизации, применяют ручной труд. Производительность ручного труда в 20-30 раз ниже механизированного, поэтому применение его должно быть обосновано.
Земляные сооружения — это инженерные сооружения, которые устраиваются в грунтовом массиве или возводятся из грунта на поверхности. Создание земляных соотружений — это тоже земляные работы.
Классификация земляных сооружений
По сроку службы (продолжительности использования) — постоянные и временные. Постоянные земляные сооружения — это составные элементы строящихся объектов и предназначены для нормальной их эксплуатации. К числу таких сооружений относятся каналы, выемки и насыпи автомобильных и железных дорог, дамбы гидротехнических сооружений, скважины для снабжения водой и т.п.
Временные земляные сооружения устраиваются при возведении заглубленной части зданий и сооружений, инженерных сетей. После этого они частично или полностью ликвидируются
По назначению — основные, вспомогательные и защитные. Комплекс этих сооружений наиболее характерен и необходим при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог, проезжая часть которых располагается в выемке или на насыпи. Так, к основным сооружениям относится дорожное полотно к защитным — нагорная канава, кавальер забанкетная канава банкет, берма и кювет, к вспомогательным — отвал и резерв грунта для ремонтно-восстановительных работ.
При инженерной подготовке выполняют комплекс процессов (работ), в общем случае наиболее характерными из которых в технологии строительного производства являются создание геодезической разбивочной основы, расчистка и планировка территории, отвод поверхностных и фунтовых вод.
В каждом конкретном случае состав указанных процессов и методы их выполнения регламентируются природно-климатическими условиями, особенностями строительной площадки, спецификой возводимых зданий и сооружений, особенностями объекта — новое строительство, расширение или реконструкция и др.
Инженерное обеспечение строительной площадки предусматривает устройство временных зданий, дорог и сетей водо-, электроснабжения и др. Площадку строительства оборудуют раздевалками-бытовками, столовой, конторой производителя работ, душевыми, санузлами, складами для хранения строительных материалов, инструмента, временными мастерскими, навесами и т. д. Под эти сооружения целесообразно использовать часть сносимых зданий, если они не попадают в габариты возводимого сооружения и не будут мешать нормальному осуществлению строительных работ, а также инвентарные здания вагонного или блочного типа.
Для транспортирования грузов следует максимально использовать существующую дорожную сеть и только при необходимости предусматривать устройство временных дорог.
В подготовительный период прокладывают линии временного водоснабжения, включая противопожарный водопровод, и электроснабжения с подводкой энергии ко всем бытовкам и местам установки электромеханизмов. Прорабская должна быть обеспечена телефонной и диспетчерской связью. На строительной площадке
оборудуют место для ремонта и стоянки землеройных и других машин и автомобилей. Площадку обязательно ограждают или обозначают соответствующими знаками и надписями.
Создание геодезической разбивочной основы
На стадии подготовки площадки к строительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа, служащая для планового и высотного обоснования при выносе проекта подлежащих возведению зданий и сооружений на местность, а также (в последующем) для геодезического обеспечения на всех стадиях строительства и после его завершения.
Геодезическую разбивочную основу для определения положения объектов строительства в плане создают преимущественно в виде: строительной сетки, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности основных зданий и сооружений и их габаритов, для строительства предприятий и групп зданий и сооружений; красных линий (или других линий регулирования застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности и габариты здания, для строительства отдельных зданий в городах и поселках.
Строительную сетку выполняют в виде квадратов и прямоугольников, которые подразделяют на основные и дополнительные (рис. 1, а). Длина сторон основных фигур сетки 100.
200 м, а дополнительных —20. 40 м.
Рис. 1а. Строительная сетка:
а — местоположение пунктов сетки; б — вынос на местность строительной сетки; 1- вершины основных фигур сетки; 2 — основные оси здания; 3 — вершины дополнительных фигур сетки.
При проектировании строительной сетки должны быть: для выполнения разбивочных работ обеспечены максимальные удобства; основные возводимые
здания и сооружения расположены внутри фигур сетки; линии сетки расположены параллельно основным осям возводимых зданий и по возможности ближе к ним; непосредственные линейные измерения.
Рис. 2. Постоянные геодезические знаки: а — из забетонированных обрезков труб; б — из стального штыря с забетонированным оголовком; в — из обрезков рельсов; 1 — плановая точка; 2 — стальная труба с крестообразным анкером, 3 — бетонный оголовок; 4 — стальная труба; 5 — граница промерзания
Разбивку строительной сетки на местности начинают с выноса в натуру исходного направления, для чего используют имеющуюся на площадке (или вблизи от нее) геодезическую сеть (рис. 1, б). По координатам геодезических пунктов и пунктов сетки определяют полярные координаты S1, S2, S3 и углы , по которым выносят на местность исходные направления сетки (АВ и АС).
Затем от исходных направлений на всей площадке разбивают строительную сетку и закрепляют ее в местах пересечений постоянными знаками (рис. 2) с плановой точкой. Знаки делают из забетонированных обрезков труб, рельсов и т. п. Основание знака (низ знака, опора знака) должно располагаться ниже границы промерзания грунта минимум на 1 м.
Аналогично переносят и закрепляют красную линию.
При переносе на местность основных осей строящихся объектов при наличии в качестве плановой разбивочной основы строительной сетки применяют метод прямоугольных координат. В этом случае в качестве линий координат принимают близлежащие стороны строительной сетки, а их пересечение — за нуль отсчета. Положение точки О главных осей хо — уо будет определено следующим образом: если дано, что хо = 50 и ;уо= 40 м, то это значит, что она находится на расстоянии 50 м. от линии х в сторону хо и на расстоянии 40 м от линии у в сторону линии уо.
При наличии в качестве плановой разбивочной основы красной линии на стройгенплане должны быть приведены какие-либо данные, определяющие положение будущего здания, угол между главной осью здания и красной линией и расстояние от точки А до точки О пересечения главных осей.
Главные оси здания закрепляют за его контурами знаками приведенной выше конструкции.
Высотное обоснование на строительной площадке обеспечивается высотными опорными пунктами — строительными реперами. Обычно в качестве строительных реперов используют опорные пункты строительной сетки и красной линии. Высотная отметка каждого строительного репера должна быть получена не менее чем от двух реперов государственной или местного значения геодезической сети.
В процессе строительства необходимо следить за сохранностью и устойчивостью знаков геодезической разбивочной основы, что осуществляет строительная организация.
При расчистке территории пересаживают зеленые насаждения, если их используют в дальнейшем, защищают их от повреждений, корчуют пни, очищают площадку от кустарника, снимают плодородный слой почвы, сносят или разбирают ненужные строения, перекладывают подземные коммуникации и в заключение производят планировку строительной площадки.
Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, обносят оградой, а стволы отдельно стоящих деревьев предохраняют от возможных повреждений, защищая отходами пиломатериалов. Деревья и кустарники, пригодные в дальнейшем для озеленения, выкапывают и пересаживают в охранную зону или на новое место.
Деревья валят с помощью механических или электрических пил. Тракторами с трелевочно-корчевальными лебедками или бульдозерами с высоко поднятыми отвалами валят деревья с корнями и корчуют пни. Отдельные пни, не поддающиеся корчевке, расщепляют взрывом.
Кусторезами расчищают территорию от кустарника. Для этой же операции применяют бульдозеры с зубьями-рыхлителями на отвале, корчеватели-собиратели. Кусторез является сменным оборудованием к гусеничному трактору.
Плодородный слой почвы, подлежащий снятию с застраиваемых площадей, срезают и перемещают в специально выделенные места, где складируют для последующего использования. Иногда его отвозят на другие площадки для озеленения. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размыва и выветривания.
Снос зданий и сооружений выполняют путем их членения на части (для последующего демонтажа) или обрушения. Деревянные строения разбирают, отбраковывая элементы для последующего их использования. При разборке каждый отделяемый сборный элемент должен предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение.
Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок.
Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса железобетонного блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъемности кранов при наибольшем вылете крюка.
Сборные железобетонные строения разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. Перед началом разборки элемент освобождают от связей. Сборные железобетонные конструкции, не поддающиеся поэлементному разделению, расчленяют как монолитные.
Снос зданий и сооружений обрушением осуществляют гидравлическими молотами, отбойными молотками, а в отдельных случаях — экскаваторами с различным навесным оборудованием — шар-бабами, клин-молотами и др. Вертикальные части строения для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушивать внутрь. Обрушение осуществляют также взрывным способом.
После расчистки производят общую планировку строительной площадки.
Отвод поверхностных и грунтовых вод
Поверхностные воды образуются из атмосферных осадков (ливневые и талые воды). Различают поверхностные воды «чужие», поступающие с повышенных соседних участков, и «свои», образующиеся непосредственно на строительной площадке.
Территория площадки должна быть защищена от поступления «чужих» поверхностных вод, для чего их перехватывают и отводят за пределы площадки. Для перехвата вод делают нагорные водоотводные канавы или обваловывание вдоль границ строительной площадки в повышенной ее части (рис. 3.4).
Водоотводные канавы должны обеспечивать пропуск ливневых и талых вод определенных расходов. Их устраивают глубиной не менее 0,5 м, шириной 0,5. 0,6 м, с высотой бровки над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,1. 0,2 м. Для предохранения лотка канавы от размыва скорость движения воды не должна превышать для песка 0,5.
0,6 м/с, для суглинка —1,2. 1,4 м/с. Канаву устраивают на расстоянии не менее 5 м от постоянной выемки и 3 м от временной.
Для предотвращения возможного заиливания продольный профиль водоотводных канав делают не менее 0,002. Стенки и дно канав укрепляют дерном, камнями, фашинами.
Источник