Инженерная подготовка тема средства обнаружения запрещенных к проносу предметов

Инженерная подготовка тема средства обнаружения запрещенных к проносу предметов

щих показателей: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

а) категория ядерных материалов;

б) степень секретности предметов физической защиты, которая определяется актами федеральных органов исполнительной власти;

в) категория последствия несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты.

28. Выделение и документальное оформление охраняемых зон и зон ограниченного доступа на ядерном объекте производится в соответствии с требованиями к размещению и категорированию предметов физической защиты согласно приложениям № 3 и 4 соответственно. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

При создании охраняемых зон особо важная зона размещается во внутренней зоне, внутренняя зона — в защищенной зоне.

29. На ядерном объекте производится категорирование помещений, в которых размещаются предметы физической защиты, а при необходимости — категорирование зданий и сооружений. Категория помещения, здания, сооружения определяется исходя из максимальной категории находящихся в нем предметов физической защиты с учетом степени их секретности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

Лекция по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» | Охрана

30. Все входы (выходы) в категорированные здания, сооружения, помещения оборудуются средствами обнаружения и при необходимости — контроля и управления доступом, наблюдения и оценки ситуации. Аварийные выходы обеспечивают беспрепятственный выход людей в чрезвычайных ситуациях. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

31. Доступ в особо важную зону и выполнение работ в ней осуществляется с применением правила 2 лиц.

32. Необходимость выполнения правила 2 лиц и порядок его осуществления при проведении работ в категорированных помещениях, не отнесенных к особо важной зоне, а также при проверках транспортных средств, вывозимых контейнеров и емкостей на контрольно-пропускных пунктах (постах) определяются руководством ядерного объекта, а в части, касающейся организации охраны ядерного объекта войсками национальной гвардии Российской Федерации, — совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 № 127; от 18.05.2017 № 587)

33. Инженерными средствами системы физической защиты являются физические барьеры и инженерные средства охраны. Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерного объекта (стены, перекрытия, ворота, двери) , а также специально разработанные конструкции (ограждения, противотаранные устройства, решетки, контейнеры) и другие физические (в том числе естественные) препятствия. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

34. Техническими средствами системы физической защиты являются элементы и устройства, входящие в состав следующих основных функциональных систем:

Выполнение обязанностей членами экипажа по охране судна.

а) охранная сигнализация;

б) тревожно-вызывная сигнализация;

в) контроль и управление доступом;

г) наблюдение (оптико-электронное, радиолокационное или основанное на других технических принципах) и оценка ситуации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

д) оперативная связь и оповещение (в том числе средства проводной связи и радиосвязи) ;

е) защита информации;

ж) обеспечение электропитания, освещения;

з) обнаружение запрещенных к проносу предметов (ядерных материалов, взрывчатых веществ, предметов из металла) ; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

и) сбор, обработка и отображение информации. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

35. Отдельные технические средства физической защиты могут обеспечивать реализацию требований, предъявляемых к одной или нескольким функциональным системам (интегрированные системы и устройства) .

Отказ или вывод из строя какого-либо элемента комплекса инженерно-технических средств физической защиты не должен нарушать функционирование системы физической защиты в целом. С этой целью предусматриваются резервирование элементов и функций комплекса инженерно-технических средств физической защиты, а также комплектование запасными частями, принадлежностями и контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими непрерывность его функционирования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

В случае отключения основного электропитания обеспечение бесперебойной работы технических средств физической защиты производится за счет автоматического переключения на резервные источники.

Абзац. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

36. На основе анализа уязвимости ядерного объекта и оценки эффективности системы физической защиты разрабатывается техническое задание на создание (совершенствование) системы физической защиты.

Порядок проведения оценки эффективности системы физической защиты определяется ведомственными нормативными актами.

37. При создании (совершенствовании) системы физической защиты на ядерном объекте необходимо:

а) учитывать особенности объекта и действующие на нем меры ядерной, радиационной, экологической, пожарной, технической, информационной безопасности и безопасности иных видов;

б) ограничивать число лиц, имеющих доступ к предметам физической защиты, к элементам и системам, важным для обеспечения безопасности ядерного объекта или его системы физической защиты, к информации об организации, составе и функционировании системы физической защиты;

в) обеспечивать соответствие системы физической защиты требованиям, установленным в отношении ядерного объекта;

г) устанавливать требования к организационно-техническим мерам по обеспечению физической защиты в зависимости от категории предметов физической защиты.

38. Охраняемая зона по периметру оснащается инженерно-техническими средствами физической защиты, обеспечивающими обнаружение несанкционированных действий, экстренный вызов сил реагирования и представление информации для оценки ситуации, а также задерживающими продвижение нарушителя к предметам физической защиты.

В отношении мест наиболее вероятного проникновения нарушителя в охраняемую зону с использованием транспортных средств принимаются меры, исключающие или существенно затрудняющие такое проникновение (устанавливаются противотаранные устройства и др.) .

39. Для организации прохода людей и проезда транспортных средств по периметру охраняемой зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты (посты) . Контрольно-пропускные пункты (посты) располагаются с учетом организации движения транспорта и прохода людей и обеспечивают требуемую пропускную способность.

На контрольно-пропускных пунктах (постах) осуществляются контроль правомочности прохода (проезда) и идентификация проходящих лиц (проезжающих транспортных средств) , обеспечивается санкционированный доступ персонала ядерного объекта, посетителей и командированных лиц и задержание нарушителей, принимаются меры по предотвращению несанкционированного проноса и провоза ядерных материалов, ядерных установок, взрывчатых веществ, холодного и огнестрельного оружия, других запрещенных предметов.

Читайте также:  Программа инженерной подготовки в школе

Контрольно-пропускные пункты (посты) оборудуются и (или) оснащаются средствами защиты от поражения стрелковым оружием лиц, выполняющих контрольные и пропускные функции. Транспортные контрольно-пропускные пункты оборудуются противотаранными устройствами.

40. Лица, проходящие через контрольно-пропускные пункты (посты) , и их вещи досматриваются в установленном порядке, в том числе с применением средств обнаружения проноса запрещенных предметов.

41. Требования к оборудованию периметра и контрольно-пропускных пунктов (постов) охраняемой зоны, категорированных зданий, сооружений и помещений инженерными и техническими средствами физической защиты устанавливаются ведомственными нормативными актами в отношении каждого конкретного объекта с учетом перечня угроз, результатов анализа уязвимости ядерного объекта и оценки эффективности системы физической защиты, а также категории ядерного объекта и особенности выделения на нем охраняемых зон.

Для ядерных объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, указанные требования устанавливаются с учетом положений нормативного правового акта, устанавливающего требования по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и подлежат согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

42. Технические средства физической защиты подлежат сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Технические и программные средства системы физической защиты, используемые при обработке информации, составляющей государственную и служебную тайны, подлежат в установленном порядке обязательной сертификации.

43. В целях реализации мер по физической защите ядерного объекта устанавливается категория этого объекта.

Порядок установления категории ядерного объекта определяется федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими требования к физической защите, с учетом категории предметов физической защиты и их размещения по зонам.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

44. Составной частью системы физической защиты ядерных объектов является вооруженная охрана. Охрану ядерных объектов осуществляют войска национальной гвардии Российской Федерации или в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной охране подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти либо Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Командиры (руководители) воинских частей (подразделений) несут ответственность за выполнение задач по охране ядерных объектов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2017 № 587; от 05.07.2018 № 786)

Охрану мест стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками в морских портах, в которые разрешен их заход, осуществляют войска национальной гвардии Российской Федерации. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

45. В целях подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях, проверки эффективности систем физической защиты и совершенствования взаимодействия персонала ядерного объекта и сил охраны войсками национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации проводятся учения совместно с руководством ядерного объекта и командирами (руководителями) сил охраны. Порядок проведения учений определяется ведомственными нормативными актами. Уведомление руководства ядерного объекта, командиров (руководителей) сил охраны, а также заинтересованных органов и организаций о запланированных учениях производится заблаговременно. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2017 № 587; от 05.07.2018 № 786)

46. Взаимодействие в рамках системы физической защиты на охраняемом объекте осуществляется в соответствии с межведомственными нормативными актами и планами взаимодействия.

47. Управление инженерными и техническими средствами физической защиты осуществляется службой безопасности круглосуточно с центрального пункта управления, а также силами охраны с локального пункта (локальных пунктов) управления системой физической защиты. Обеспечивается доступ оператора центрального пункта управления к информации, поступающей на локальный пункт управления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

Пункты управления оборудуются защитой от поражения стрелковым оружием находящихся в них лиц. Доступ в помещения пунктов управления осуществляется с применением средств контроля и управления доступом.

В помещении центрального пункта управления должна постоянно находиться смена численностью не менее двух операторов. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

48. В целях организации управления в системе физической защиты применяются:

система двусторонней связи между локальными и центральным пунктами управления, а также между пунктами управления и силами реагирования;

средства радиосвязи в подразделениях охраны и службы безопасности объекта.

49. Оператором центрального пункта управления назначается штатный сотрудник службы безопасности ядерного объекта, на которого возлагаются соответствующие полномочия по выполнению задач в условиях штатных и чрезвычайных ситуаций. Запрещается возлагать на операторов центрального и локальных пунктов управления функции, которые могут помешать выполнению ими своих обязанностей.

Оператором локального пункта управления назначается военнослужащий (работник) сил охраны ядерного объекта. При этом локальный пункт управления размещается в караульном помещении сил охраны. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786)

50. Связанные с особенностями функционирования отдельных ядерных объектов специальные требования по физической защите (охране) определяются:

федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», осуществляющими координацию и регулирование деятельности организаций в соответствующей области, — в отношении ядерных материалов и установок, находящихся на судах (кораблях) , других плавсредствах, космических и летательных аппаратах в процессе плавания и полета соответственно; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 364)

Министерством обороны Российской Федерации — в отношении подведомственных ядерных объектов (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 786) .

51. В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований по физической защите на ядерном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними ведомственными нормативными актами, руководство ядерного объекта (для объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, — совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений) обязано принять компенсирующие организационно-технические меры. Достаточность принятых мер подтверждается оценкой эффективности системы физической защиты и согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», осуществляющими управление (координацию) деятельностью ядерного объекта, а также при необходимости с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 364; от 16.02.2013 № 127; от 18.05.2017 № 587; от 05.07.2018 № 786)

Читайте также:  Инженерная подготовка норматив 1

IV. Основные требования к организации физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании

52. Перевозка и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок по территории Российской Федерации осуществляется при условии обеспечения их физической защиты.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, государственный компетентный орган по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов выдает сертификаты-разрешения, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 364)

53. Перевозка и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок осуществляются автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным видами транспорта.

54. Перевозка и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок вне защищенной зоны осуществляются:

а) организациями, имеющими лицензию на перевозку (транспортирование) ядерных материалов, ядерных установок, выданную специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации — по распоряжению специально уполномоченного органа военного управления.

55. Охрану ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», подразделения Министерства обороны Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 364; от 16.02.2013 № 127; от 18.05.2017 № 587)

Сопровождение ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании автомобильным транспортом осуществляют Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и (или) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2014 № 125)

56. Задачи физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании соответствуют задачам физической защиты на ядерном объекте, указанным в пункте 20 настоящих Правил.

57. Для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании необходимо:

а) максимально ограничить общее время нахождения ядерных материалов, ядерных установок в пути следования;

б) свести до минимума количество перегрузок ядерных материалов, ядерных установок с одного транспортного средства на другое и время ожидания прибытия транспортного средства;

в) составлять график, расписание и маршрут движения транспортных средств с учетом условий перевозки и транспортирования;

г) исключить нанесение на транспортные средства знаков и надписей и занесение в перевозочные документы записей, свидетельствующих о характере груза и назначении транспортных средств;

д) выбирать маршрут следования транспортных средств вне районов чрезвычайного положения, неблагоприятной криминогенной обстановки, стихийного бедствия и других экстремальных ситуаций;

е) максимально ограничить круг лиц, осведомленных о маршруте, графике движения и сроках перевозки и транспортирования ядерных материалов, ядерных установок;

ж) обеспечить наличие соответствующего допуска у лиц, осуществляющих управление транспортным средством, сопровождение и охрану ядерных материалов, ядерных установок;

з) обеспечить заблаговременное уведомление грузоотправителем грузополучателя о планируемой отправке ядерных материалов, ядерных установок с указанием категории перевозки (вида транспортных средств) , ожидаемого времени прибытия груза в пункт назначения и точного места их сдачи или передачи;

и) осуществлять отправление ядерных материалов, ядерных установок только после получения от грузополучателя письменного подтверждения о готовности принять ядерные материалы, ядерные установки, о наличии у него лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации) , а в случае перевозки или транспортирования ядерных материалов, ядерных установок грузополучателем — также лицензии на перевозку (транспортирование) ядерных материалов, ядерных установок;

к) использовать средства кодирования и специальные каналы связи для передачи сообщений о перевозке или транспортирован

Источник

Средства обнаружения запрещенных к проносу. Тема №3 Средства обнаружение запрещенных к проносу (провозу). Обнаружители запрещенных к проносу предметов

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Обнаружители запрещенных к проносу предметов

Современные СКУД позволяют использовать интеграционные алгоритмы совместного функционирования пропускных устройств с обнаружителями запрещенных к проносу предметов. Следует отдельно остановиться на интеграции с противокражными системами и системами поиска средств террористической деятельности.

Принцип действия противокражной системы основан на применении специальных маркеров (радиочастотных, электромагнитных, акустомагнитных и т. д.), которые прикрепляются к защищаемому объекту. Маркер трудно обнаружить и невозможно удалить.

Кроме детекторных панелей в состав противокражной системы также входит устройство деактивации и активации маркера, которое программирует маркер на разрешение или запрещение выноса объекта. При любой попытке унести с собой маркированный объект без разрешения, если маркер активирован, включается световой и звуковой сигнал тревоги.

При этом система может включить аудиозапись, громко останавливающую недобросовестного посетителя. Для документального подтверждения факта несанкционированного выноса противокражная система может быть доукомплектована системой видеонаблюдения, которая включает видеозапись сразу же после срабатывания детекторных панелей. Если вынос разрешен, детекторные панели считывают информацию с маркера и не реагируют на разрешенный вынос.

Современные СКУД должны являться мощным средством обнаружения оружия, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ в автоматическом режиме. Следует отметить, что задача обнаружения запрещенных предметов решается в основном оперативным персоналом, использующим технические средства соответствующего назначения.

Металлоискатели предназначены для поиска оружия и взрывных устройств.

Существуют два основных типа металлодетекторов: динамические и статические. Динамические реагируют только на движущиеся металлические предметы, а статические — как на движущиеся, так и на неподвижные.

Читайте также:  Порядок выполнения норматива 1 по инженерной подготовке

По конструктивному исполнению их подразделяют на ручные, портативные приборы неселективного или слабоселективного действия, и стационарные токовихревые устройства арочного (реже стоечного) типа. Ручные металлодетекторы практически не отличаются друг от друга по принципу работы.

Арочные металлодетекторы повышенной чувствительности и общего назначения сходны по принципу действия и используемым технологиям. Применяются схемы амплитудной, фазовой или амплитудно-фазовой обработки сигнала.

Особенностью современных стационарных приборов является широкое использование процессорной техники с целью максимальной функциональной адаптации систем к окружающей (в том числе металлсодержащей) окружающей обстановке, большей помехозащищенности и надежного реагирования на скоростное движение оружия.

Отечественные металлоискатели, как правило, существенно дешевле зарубежных, однако функциональные возможности последних шире. Например, во многих детекторах имеется функция принудительного досмотра (имитация сигнала «металл» при нажатии кнопки) дает возможность спровоцировать углубленный визуальный досмотр «подозреваемого».

Рентгено-просмотровая техника. Имеется широкой выбор специализированных малодозовых рентгено-просмотровых и рентгено-телевизионных устройств (интроскопов), использующих традиционную, классическую технологию «видения в прямом, проходящем пучке» с регистрацией изменений обычной, массовой плотности.

Сейчас созданы малодозовые (с уровнем в несколько микрорентген) рентгено-просмотровые системы для контроля организованного потока людей (на основе регистрации рассеянных гамма-квантов).

Новым средством контроля являются цифровые сканирующие системы. При применении в режиме высокого разрешения допускается до 200 сканирований, а в режиме сверхнизкой дозы — до 2500 сканирований человека в год без вреда для здоровья. В настоящее время рентгенографический сканер производится в модификации для гласного и для негласного контроля в местах массового скопления людей.

Появилась новая рентгено-просмотровая техника, позволяющая контролировать не только массовую, но и электронную плотность вещества, т. е. различать материал по его атомной структуре, достигается это путем регистрации и отработки не только прямого, но и рассеянного рентгеновского излучения (с меньшей энергией). Это так называемые « двухэнергетические системы».

Практический результат их применения — возможность «видеть» обычные и пластические взрывчатые вещества. Стоимость подобных технических средств (обычно зарубежного производства) примерно в два раза превышает стоимость моноэнергетических систем.

Наибольшее распространение на пунктах контроля получили рентгеновские интроскопы. Используются две их разновидности:

с регистрацией рентгеновского излучения оптоэлектронными детекторами;

с люминесцентным экраном.

В аппаратах первого типа осуществляется сканирование контролируемого предмета рентгеновским лучом. Проходящее излучение регистрируется детекторами, информация от которых обрабатывается электронным устройством, формирующим по заданной программе теневую картину внутреннего строения предмета.

Разрешающая способность современной аппаратуры довольно высока и позволяет выявлять медную проволочку диаметром 0,1 мм. Сервисное и программное обеспечение позволяет оператору работать с изображением на экране видеомонитора. Оператор имеет возможность изменять яркость и контрастность экрана, выделять отдельные участки с увеличением и т. д. При этом изображениям различных элементов на экране видеомонитора присваиваются цвета в зависимости от среднего атомного номера вещества, из которого состоят предметы, входящие в состав объекта контроля: элементам с атомным номером менее 10 (сюда относится большинство взрывчатых веществ) соответствует оранжевый цвет; с атомным номером от 10 до 18 — зеленый; с атомным номером более 18 (большинство металлических предметов) — синий.

Интроскопы с люминесцентным экраном предназначены для широкого круга исследований спектрально-временных характеристик люминесценции самых разнообразных объектов: растворов; твердых образцов; стекла; порошков. Вместе с тем прибор позволяет проводить измерения массовой концентрации веществ. Компьютерное программное обеспечение обеспечивает управление прибором во время проведения измерений и позволяет проводить обработку результатов.

Газоанализаторы. Все взрывчатые вещества имеют специфический запах. Одни, как нитроглицерин, пахнут очень сильно, другие, как тротил, — значительно слабее, а некоторые, в частности, пластиды, очень слабо.

Современные газоанализаторы являются своеобразной приборной моделью «собачьего носа», только они не столь эффективны в отношении пластидов.

Важным технологическим звеном в процессе обнаружения взрывчатых веществ является пробоотбор. Пробоотборник — это, в сущности, малогабаритный пылесос, который задерживает пары и частицы взрывчатых веществ на сорбирующих поверхностях или в фильтре (концентратор).

Затем в процессе нагрева происходит десорбция взрывчатых веществ из концентратора и парообразные испарения подвергаются анализу. Их чувствительность позволяет надежно фиксировать штатные взрывчатые вещества типа тротила, гексогена и др. Правда, все подобные приборы достаточно дороги.

Анализаторы следов взрывчатых веществ относятся к классу сравнительно недорогих средств для экспресс-анализа следов взрывчатых веществ на поверхности предметов и используют принцип хроматографии. Следы взрывчатых веществ изменяют окраску действующего на них химического реагента.

Хроматографические детекторы паров взрывчатых веществ требуют применения высокочистых газов-носителей (аргон, азот), что создает определенные неудобства в процессе эксплуатации этих приборов. В некоторых приборах газ-носитель водород получают в самом приборе путем электрохимического разложения воды.

Обнаружители радионуклидов. Современный рынок насыщен конструктивно различными дозиметрами, радиометрами и гамма-сигнализаторами. Последние предлагаются в вариантах гласного и негласного использования.

Существенно в меньшей степени представлены гамма-сигнализаторы карманного типа с возможностью регистрации ?- и ?-излучения. Дорогостоящие высокочувствительные регистраторы радионуклидов (в том числе с криогенной техникой) и спектрометрические приборы практически не применяются.

Ядерно-физические приборы. Это сложные и сравнительно дорогие устройства, позволяющие выявлять взрывчатые вещества по наличию в них водорода и азота. Способны искать взрывчатые вещества в разнообразных условиях, в том числе и за преградой.

На данный момент применяются редко из-за своей дороговизны.

Резонансно-волновые средства поиска взрывчатых веществ. Долгое время резонансно-волновые методы поиска взрывчатых веществ (методы ядерного магнитного резонанса — ЯМР, методы ядерного квадрупольного резонанса — ЯКР) использовались в нашей стране и за рубежом только в научных лабораториях.

В последние годы в приборном воплощении реализован метод ядерного квадрупольного резонанса, позволяющий надежно выявлять бескорпусные взрывчатые вещества по прямому признаку — наличию нитрогрупп. По предварительным оценкам, такие приборы имеют чувствительность, позволяющую регистрировать взрывчатые вещества в количестве нескольких граммов при сравнительно небольшой (несколько десятков мВт) мощности возбуждающего электромагнитного поля.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...