Bio-Lessons
8. ВС РК созданы
A) 1991.30.08.
B) 1992.07.05.
C) 1991.16.12.
D) 1996.18.07.
E) 1992.25.08.
9. За разрешением в увольнение военнослужащий срочной службы обращается к
A) командиру части
B) командиру роты
C) дежурному по части
D) командиру взвода
E) непосредственному начальнику
10. Приказом по части назначаются дежурный по части, начальник караула
A) ежедневно
B) один раз в месяц
C) по необходимости
D) один раз в неделю
E) раз в три дня
11. Измерение дирекционного угла более 180˚ отсчитывают от направления сетки:
A) Восточного
B) Северного
C) Южного
D) Северо-восточного
E) Западного
12. Пара шагов для человека при движении по азимуту
A) 1,6 м
B) 1,5 м
C) 1,7 м
D) 1,4 м
E) 1,8 м
13. Ориентирование карты может быть выполнено более точно:
A) приближенно
B) с помощью компаса
СТУДЕНТЫ ИНЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ НА ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ / 10 глупых вопросов инженеру
C) с помощью визирной линейки
D) с помощью подручных средств
E) на глаз
14. Определение своего места положения, направления движения относительно окружающих предметов, форм рельефа, сторон горизонта называется
A) Магнитным склонением
B) Понятием об ориентировании
C) Ориентиром
D) Азимутом
E) Ориентированием на местности
15. На эту величину отличается обратный азимут от прямого азимута:
A) 270˚
B) 90˚
C) 180˚
D) 145˚
E) 120˚
16. Полдень. Солнце слева от вас. Прямо перед вами будет направление
A) северо-запад
B) восток
C) север
D) запад
E) юг
17. В раствор чистки ствола (РЧС) не входит
A) этиловый спирт
B) углекислый аммоний
C) вода
D) двухромовокислый калий
E) хромпик
18. Патронник у АК-74 находится:
A) в казенной части
B) в магазине
C) в ствольной коробке
D) в затворной раме с газовым поршнем
E) в затворе
19. Расположение патронов в магазине АК-74:
A) двухрядное
B) последовательное
C) шахматное
D) однорядное
E) веерное
20. Солдаты преодолевают минно-взрывные заграждения вслед за танком в колонне по одному (по два):
A) перебежками
B) бегом
C) ускоренным шагом
D) шагом
E) ползком
21. Эффективный огонь по самолетам, вертолетам и парашютистам из автомата и пулемета на дальности
A) до 350 м
B) до 500 м
C) до 750 м
D) до 450 м
E) до 600 м
22. Для исправления неправильного положения оружия подаѐтся команда
A) «Оружие – на ре-Мень!»
B) «Поправить оружие!»
C) «Оружие – за спину!»
D) «На ре-Мень!»
E) «Автомат – на Грудь!»
23. По команде «Автомат – на Грудь!» из положения «на ремень» перевод выполняется в ___ приѐма
A) 6
B) 4
C) 2
D) 5
E) 3
24. Масса АК-74 без штык-ножа, со снаряжѐнным магазином:
Вопросы увольнения военнослужащих и сотрудников
A) 5,8 кг
B) 5,9 кг
C) 6,0 кг
D) 3,6 кг
E) 3,5 кг
25. Длина шага при движении бегом:
A) 85-90 см.
B) 75-85 см.
C) 70-80 см.
D) 95-100 см.
E) 110-120 см.
26. Строевой шаг применяется:
A) В развернутом строю
B) При смыкании
C) В походном строю
D) При выходе военнослужащего из строя
E) При выполнении воинского приветствия на месте
27. По команде «Вольно!» разрешается:
A) Снизить внимание
B) Ослабить в колене ногу
C) Заправиться
D) Сходить с места
E) Разговаривать
28. Построение отделения в колонну по одному на месте по команде
A) «Отделение встать в колонну по одному!»
B) «Отделение постройся в колонну по одному!»
C) «Отделение в колонну по одному становись!»
D) «Отделение в колонну по одному стройся!»
E) «Отделение становись в колонну по одному!»
29. По предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, в движении:
A) Ждут исполнительной команды
B) Переходят на строевой шаг
C) Принимают строевую стойку
D) Продолжают движение
E) Выполняют команды оставаясь на местах
30. Время горения запала гранаты Ф-1
A) 3,2-4,2 с
B) 3,5-4,5 c
C) 4,2-5,2 с
D) 2,5-3,5 с
E) 3,5-4,2 с
31. При выполнении строевой стойки с карабином его держат в положении:
A) В правой руке свободно опущенной вниз
B) В положении «На ремень»
C) В положении «На плечо»
D) В положении «На грудь»
E) У ноги, в правой руке, приклад на земле у правой ступни
32. Выполнение команды «Автомат на — ГРУДЬ!» из положения оружия «на ремень»
A) 3 приема
B) 4 приема
C) 9 приема
D) 2 приема
E) 6 приема
33. При строевой стойке с оружием надо держать АКС 74 в положении
A) «дульной частью вверх»
B) «на ремень»
C) «дульной частью вниз », «на ремень»
D) «за спину!»
E) «автомат на грудь»
34. При движении с оружием за спиной производятся свободные действия
A) Левой рукой
B) Правой рукой
C) Обеими руками в такт шага
D) Левой рукой в такт шага
E) Движения рук не производятся
35. При выполнении строевой стойки, автомат со складывающимся прикладом, военнослужащие держат в положении:
A) В правой руке свободно опущенной вниз
B) «На ремень» дульной частью вверх
C) «К ноге»
D) «На ремень» дульной частью вниз
E) «За спину»
36. Виды стрелкового оружия, держащие у ноги:
A) АКС- 74Н
B) РПК
C) АК-74
D) Карабин и РПК
E) Карабин
37. Выполнение задач Гражданской обороны РК возложено на:
A) Органы местного самоуправления
B) Центральные органы
C) Организации
D) Формирования
E) Местные представительные и исполнительные органы
38. Общее руководство Гражданской обороной РК осуществляет
A) Министр обороны
B) Парламент
C) Центральные органы
D) Президент
E) Премьер-министр
39. Начальником штаба ГО учебного заведения является
A) Заместитель директора по ВПР
B) Преподаватель-организатор НВП
C) Директор
D) Заместитель директора по УР
E) Заместитель директора по АХЧ
40. Hачальник ГО РК
A) Президент РК
B) Премьер-министр РК
C) Министр финансов
D) Министр обороны РК
E) Министр МЧС
41. Основной поражающий фактор ЯB
A) световое излучение
B) радиоактивное заражение местности
C) ударная волна
D) проникающая радиация
E) электромагнитный импульс
42. Поражающий фактор ЯВ не оказывающий смертельного воздействие на организм человека
A) электромагнитный импульс
B) проникающая радиация
C) световое излучение
D) ударная волна
E) радиационное заражение местности
43. При __________ разрушении использование фортификационного сооружения и его восстановление практически невозможно
A) сильном
B) слабом
C) тяжѐлом
D) полном
E) среднем
44. Воздушная ударная волна поражает
A) температурой
B) давлением
C) электромагнитным излучением
D) отравляющими веществами
E) радиоактивным излучением
45. Противогаз изобрел:
A) Зимин
B) Соколов
C) Нобель
D) Судаев
E) Зелинский
46. Вскрыв индикаторную трубку с тремя зелеными кольцами, определим наличие ОВ:
A) Иприта, Азотистый люприт
B) Хлорпикрин, хлорацетофенон
C) В-газы, VХ
D) Фосгена, Синильной кислоты
E) Зарина, Зомана
47. Воздушная инженерная разведка путей движения в зонах заражения и районах разрушений, затопления и пожаров ведется со скоростью
A) 150 км/ч
B) 180 км/ч
C) 160 км/ч
D) 130 км/ч
E) 210 км/ч
48. Сооружения предназначенные для защиты населения от оружия массового поражения, а также от воздействия возможных вторичных поражающих факторов при ядерных взрывах и применении обычных средств поражения называются
A) общественными
B) производственными
C) защитными
D) смешанными
E) фортификационными
49. Для защиты попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, ОВ и бактериальных средств предназначены
A) средства коллективной защиты
B) убежища
C) противорадиационные укрытия
D) фортификационные сооружения
E) средства индивидуальной защиты
50. Для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, находящихся в воздухе и наиболее надѐжным средством является
A) защитно фильтрующая одежда
B) ватно-марлевая повязка
C) респиратор
D) противогаз
E) противопыльная тканевая маска
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
51. Условия перехода к обороне взвода при непосредственном соприкосновении с противником
A) Неудачный встречный бой
B) Упреждение в развѐртовании противника
C) Оценка значимости целей
D) Закрепление и удержание захваченных рубжей
E) Разведка целей
F) Отражение контратак превосходящих сил
G) Прикрытие фланга на угрожаемом направлении
H) Определение очерѐдности поражения
52. Достижение устойчивой и активной обороны
A) Решительная атака
B) Защита от ОМП
C) Всестороннее обеспечение
D) Непрерывная разведка
E) Выдержка, стойкость и упорство
F) Тщательная маскировка
G) Овладение занимаемой противником территории
H) Захват и уничтожение сил и средств
53. Ручные гранаты состоящие на вооружении армии Казахстана
A) ПГ-7
B) РГД-5
C) РГ-42
D) ПГ-9
E) РГН
F) Ф-1
G) РГО
H) ПГ-25
54. Устройство гранаты РГН без запала
A) Детонаторная шашка
B) Предохранительная чека
C) Ударный механизм
D) Взрывчатая смесь
E) Корпус
F) Запал УЗРГМ
G) Разрывной заряд
H) Спусковой рычаг
55. На повреждение или разрушение объекта при прохожении ударной волны сказывается
A) Связь с поверхностью
B) Размеры
C) Износ
D) Год постройки
E) Маркировка
F) Качество постройки
G) Конструкции
H) Предназначение
56. Среда возникновения и распространения ударной волны
A) Воздух
B) Магма
C) Биосфера
D) Экосфера
E) Рельеф
F) Грунт
G) Стратосфера
H) Вода
57. После первой мировой войны 17 июня 1925 года представители _____государств подписали «Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств»
A) 37
B) 43
C) 52
D) 30
E) 25
F) 47
58. К боевым химическим веществам относятся
A) Фитотоксиканты
B) Токсины
C) Дизенфицирующие вещества
D) Вирусы
E) Отравляющие вещества
F) Сильно действующие вещества
G) Психотропные вещества
H) Риккетсии
59. Шкала измерения радиации на местности отградуирована
A) мР/ч
B) Рад/с
C) Рад/ч
D) Рад
E) мг/ч
F) мг/с
G) Р/ч
60. Виды боя
A) Манѐвр
B) Охват
C) Обход
D) Наступление
E) Оборона
F) Встречный бой
G) Засада
H) Разведка
Контекстные задания
1-контекст
5 заданий с выбором одного правильного ответа
Имея различное вооружение, в карточке системы огня МСВ в обороне наносятся участки открытия огня.
61. Что означает условное обозначение
A) Рубеж открытия огня из орудий БМП
B) Граница полосы огня
C) Рубеж открытия огня из танков
D) Рубеж открытия огня из стрелкового оружия
E) Рубеж открытия огня ПТУР
62. Что означает условное обозначение
A) Рубеж открытия огня ПТУР
B) Рубеж открытия огня из танков
C) Граница полосы огня
D) Рубеж открытия огня из орудий БМП
E) Рубеж открытия огня из стрелкового оружия
63. Что означает условное обозначение
A) Рубеж открытия огня ПТУР
B) Рубеж открытия огня из орудий БМП
C) Рубеж открытия огня из стрелкового оружия
D) Рубеж открытия огня из танков
E) Граница полосы огня
64. Что означает условное обозначение
A) Рубеж открытия огня из орудий БМП
B) Граница полосы огня
C) Рубеж открытия огня из стрелкового оружия
D) Рубеж открытия огня ПТУР
E) Рубеж открытия огня из танков
65. Что означает условное обозначение
A) Граница полосы огня
B) Рубеж открытия огня из танков
C) Рубеж открытия огня из стрелкового оружия
D) Рубеж открытия огня из орудий БМП
E) Рубеж открытия огня ПТУР
Контекстные задания
2-контекст
5 заданий с выбором одного правильного ответа
В зависимости от высоты осуществления взрыва ядерные взрывы различают по видам.
66. К какому виду относится данный ядерный взрыв
A) наземный
B) надводный
C) воздушный
D) подземный
E) высотный
67. К какому виду относится данный ядерный взрыв
A) воздушный
B) подземный
C) высотный
D) надводный
E) наземный
68. К какому виду относится данный ядерный взрыв
A) надводный
B) высотный
C) воздушный
D) подземный
E) наземный
69. К какому виду относится данный ядерный взрыв
A) наземный
B) подземный
C) надводный
D) высотный
E) воздушный
70. К какому виду относится данный ядерный взрыв
A) воздушный
B) надводный
C) наземный
D) высотный
E) подземный
Тест по 1-БЛОКУ: «Начальная военная подготовка» завершен.
Источникинж подг т-1. Планконспект для проведения занятия по инженерной подготовке
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Командир роты РХБ защиты в/ч 22179
«___» _____________ 2021 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения занятия по дисциплине «Инженерной подготовке»
«___» _____________ 2021 г.
- Изучить с военнослужащими порядок и способы оборудования и маскировки позиции;
- Воспитать у военнослужащих чувство значимости маскировки своей огневой позиции.
- План-конспект для проведения занятия по инженерной подготовке;
Командир роты РХБ защиты в/ч 22179
«___» _____________ 2021 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения занятия по дисциплине «Инженерной подготовке»
с личным составом взвода специальной обработки роты РХБ защиты
«___» _____________ 2021 г.
- Изучить с военнослужащими порядок и способы оборудования и маскировки позиции;
- Воспитать у военнослужащих чувство значимости маскировки своей огневой позиции.
- План-конспект для проведения занятия по инженерной подготовке;
Командир роты РХБ защиты в/ч 22179
«___» _____________ 2021 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения занятия по дисциплине «Инженерной подготовке»
с личным составом взвода аэрозольного противодействия роты РХБ защиты
«___» _____________ 2021 г.
- Изучить с военнослужащими порядок и способы оборудования и маскировки позиции;
- Воспитать у военнослужащих чувство значимости маскировки своей огневой позиции.
- План-конспект для проведения занятия по инженерной подготовке;
Командир роты РХБ защиты в/ч 22179
«___» _____________ 2021 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения занятия по дисциплине «Инженерной подготовке»
с личным составом огнеметного взвода роты РХБ защиты
«___» _____________ 2021 г.
- Изучить с военнослужащими порядок и способы оборудования и маскировки позиции;
- Воспитать у военнослужащих чувство значимости маскировки своей огневой позиции.
- План-конспект для проведения занятия по инженерной подготовке;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Одиночный окоп для стрельбы из автомата лежа
При ведении огня из окопа в сторону одного из флангов высота бруствера окопа со стороны противника (с фронта) делается на 20 см больше, чем в секторе обстрела.
Объем вынутого грунта 0,3 м3. На устройство требуется 0,5 чел. час.
Одиночный окоп для стрельбы с колена и стоя устраивается путем доотрывки в глубину одиночного окопа для стрельбы лежа соответственно до 60 см и 110 см.
Одиночный окоп для стрельбы из автомата с колена
При отрывке окопа грунт выбрасывается вперед и в стороны, создавая бруствер высотой 40–60 см. В секторе обстрела высота бруствера уменьшается до 30 см, образуя выемку с пологими скатами – открытую бойницу.
Объем вынутого грунта при оборудовании одиночного окопа для стрельбы из автомата с колена 0,8м3; на устройство требуется 1,2 чел. час.
Объем вынутого грунта при оборудовании одиночного окопа для стрельбы из автомата стоя 1,4 м3; на устройство этого окопа требуется 1,5 чел. час.
Одиночный окоп для стрельбы из автомата стоя
Наряду с одиночными окопами устраиваются окопы на два–три человека.
Окоп на три человека имеет, как правило, ломаное начертание в плане. Для улучшения защиты стрелков от огня стрелкового оружия с фронта и с флангов бруствер окопа устраивается высотой 50–60 см, а с тыльной части и в секторах обстрела 30 см.
Окоп для трех стрелков
Объем вынутого грунта для производства окопа для двух стрелков 1,6 м3. На устройство окопа требуется 1,5 чел. час.
Окоп для двух стрелков
Объем вынутого грунта для производства окопа для трех стрелков 3,6 м3. На устройство окопа требуется 3,5 чел. час.
Окопы для пулеметов устраиваются для стрельбы лежа, с колена и стоя на дне рва.
Окоп для стрельбы из пулемета лежа имеет ровик для расчета, площадку для пулемета и бруствер со стороны фронта. В бруствере высотой 30–40 см устраивается бойница для размещения ствола пулемета во время стрельбы.
Окоп для стрельбы из пулемета лежа
Объем вынутого грунта для производства окопа для стрельбы из пулемета лежа 0,8 м3. На устройство окопа требуется 1,5 чел. час.
В окопе для стрельбы из пулемета с колена и стоя на дне рва ровик для расчета отрывается ломаного начертания в плане, и имеет глубину соответственно 60 см и 110 см.
Окоп для стрельбы из пулемета с колена
Объем вынутого грунта для производства окопа для стрельбы из пулемета с колена 1,5 м3. На устройство окопа требуется 1,5 чел. час.
Объем вынутого грунта для производства окопа для стрельбы из пулемета стоя 2,3 м3. На устройство требуется 2,5 чел. час.
Окоп для ручного противотанкового гранатомета устраивается так же, как и одиночный окоп для стрелка. Отличие его состоит в том, что со стороны, противоположной сектору обстрела из гранатомета, бруствер не насыпается.
Сооружения для наблюдения
Сооружения для наблюдения на командно-наблюдательных пунктах устраиваются открытого и закрытого типов. Сооружение для наблюдения открытого типа командира взвода (роты) устраивается в виде щели глубиной 140 см с примкнутым ходом сообщения и ячейкой для наблюдателя.
Сооружение для наблюдения открытого типа
Для производства сооружение для наблюдения открытого типа командира взвода (роты) требуется 10 чел. час. Объем вынутого грунта при этом должен составлять 5 м3.
Укрытия для личного состава
Укрытия для личного состава предназначаются для сохранения боеспособности и обеспечения защиты войск от средств поражения на позициях и в районах расположения.
Они устраиваются в виде открытых и перекрытых щелей, блиндажей и убежищ. Расположение укрытий должно обеспечивать возможность быстрого занятия подразделениями своих огневых позиций.
Щель с перекрытием из жердей, накатника или бревен в твердых грунтах
Щели, как правило, устраиваются вместимостью на отделение или расчет (экипаж).
Для устройства покрытия и одежды крутостей щелей могут применяться лесоматериалы (бревна, накатник, жерди, доски), хворост, фашины из камыша и тростника, а также различные железобетонные изделия, металлопрокат и другие подручные материалы.
При отсутствии подручных материалов и доставке на позиции элементов централизованного снабжения для устройства щелей могут использоваться бумажные земленосные мешки и элементы волнистой стали ФВС.
Щель с перекрытием из жердей, накатника или бревен представляет собой ров глубиной 150 см, шириной по дну 60 см, длиной не менее 300 см., с входом в виде аппарели или ступенек со дна траншеи или с поверхности земли. Одежда крутостей не устраивается только при возведении щели в твердых грунтах.
Для устройства перекрытия по обе стороны рва на расстоянии 50 см снимается бруствер и на выровненные площадки поперек щели укладываются бревна или накатник. Сверху насыпается слой грунта толщиной 30–40 см и маскируется подручными материалами. Перед укладкой грунта щели между бревнами закладываются травой, ветками, дернинами.
Вход в перекрытую щель закрывается матом или щитом из жердей. Объем вынутого грунта при изготовлении этой конструкции щели составляет 4 м3. На устройство щели требуется 17 чел. час., жердей 0,5 м3.
Последовательно усиливаемая щель устраивается в средних и твердых грунтах. Щель состоит из входной части и лежанки с глубиной отрывки соответственно 1,35 и 1,0 м. Входной проем щели закладывается защитной забиркой и навесным щитом из круглого леса. В торце щели устанавливается вентиляционный короб с заглушкой.
Укрытия для личного состава
Последовательно усиливаемая щель:
а – открытая щель; б – перекрытая щель без одежды крутостей; в – перекрытая щель с одеждой крутостей и защитным входом. Объем вынутого грунта 4,7 м3. На устройство требуется 29 чел. час.
При устройстве последовательно усиливаемой щели после ее отрывки сначала укладывается накат покрытия и производится его частичное обвалование грунтом, а затем устраивается наклонная одежда крутостей. При такой последовательности возведения щели обеспечивается защита укрываемого личного состава от проникающей радиации и светового излучения ядерного взрыва еще до окончания возведения сооружения.
При устройстве щели в слабых грунтах перед укладкой наката устанавливается вертикальная одежда крутостей и засыпаются грунтом пазухи котлована щели.
ИсточникНачальная военная подготовка в школах: что это такое и может ли она вернуться сейчас
Законодательное собрание Санкт-Петербурга обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой вернуть в школы начальную военную подготовку (НВП). Разбираемся, что это за занятия и в каком виде они могут вернуться в школы.
Чего хотят чиновники
Инициаторами обращения стали депутаты Заксобрания Петербурга от «Единой России». Их аргументация строится на том, что статья 12 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает «начальное получение знаний об обороне государства и гражданской обороне» в общеобразовательных учреждениях.
Сегодня основы военной службы в школах частично освещают на уроках ОБЖ, что авторам обращения кажется недостаточным. Предлагается ввести в программу «строевую, огневую и тактическую подготовку, защиту от оружия массового поражения, медицинскую, топографическую и инженерную подготовку», а также добавить иные дисциплины с учётом современных реалий.
Например, проведение регулярных учебных военных сборов и игр типа «Зарница». Преподавать новую дисциплину, по мнению депутатов, должны отставные офицеры.
По данным издания «Коммерсантъ», 39 депутатов проголосовали за инициативу, 4 — против обращения. Противники идеи утверждают, что у офицеров в отставке нет навыков работы с детьми. Также отмечается, что у школьников и так высокая нагрузка и после введения новых занятий они будут ещё больше уставать.
Инициатива вернуть НВП вызвала в соцсетях противоречивую реакцию: одни родители одобряют её и считают, что подобные занятия пойдут на пользу физическому развитию детей, другие жалуются на и без того высокую загруженность учеников и опасаются введения армейской дисциплины в школе.
Что такое НВП и как она выглядела в СССР
22 апреля 1918 года в РСФСР был принят декрет «Об обязательном обучении военному искусству» — документ предполагал, что для подростков 15–17 лет будут открыты специальные учебные пункты. А граждане 18–20 лет будут обязаны осваивать 96-часовую учебную программу и потом зачисляться в списки резервных частей. В таком виде НВП просуществовала до 1947 года, а затем была отменена.
В школах НВП появилась в 1967 году с принятием новой редакции «Закона СССР о всеобщей воинской обязанности», согласно которому допризывная подготовка стала отдельным предметом для учащихся старших классов средних школ и учреждений среднего специального образования. Начальная военная подготовка была обязательным предметом, стояла в расписании, за эту дисциплину ставили оценки. На уроки ходили и мальчики, и девочки: гендерного деления, как на уроках труда, в этом случае не было.
НВП включала в себя несколько практических и теоретических разделов. Ученики проходили строевую и огневую подготовку — учились маршировать, собирать и разбирать автомат Калашникова (эта практика еще долго применялась в ряде школ России уже на уроках ОБЖ), изучали модели ручных гранат. А еще учились оказывать первую медицинскую помощь раненым, ориентироваться на местности, оборудовать окопы и траншеи.
Также в НВП входили теоретические разделы: тактическая подготовка и изучение теории ведения боя, ознакомление с индивидуальными средствами защиты от оружия массового поражения и обучение уставу. Школьники должны были знать воинские звания и уставные порядки, состав, структуру и рода войск, порядок прохождения воинской службы.
В конце курса десятиклассников могли вывозить на учебные военные сборы в воинские части, где они на практике отрабатывали полученные знания.
Куда пропала НВП
Вышеописанная система допризывной подготовки просуществовала чуть более двух десятилетий и в октябре 1990-го была фактически отменена. Материал, который преподавали на НВП, частично распределился между ОБЖ, который заменил начальную военную подготовку в расписании, и физкультурой — на этих уроках ученики сдают нормы ГТО («Готов к труду и обороне»).
В действующем ФГОС помимо прочего прописано, что результатом уроков ОБЖ должны стать:
- знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- основы медицинских знаний, умение оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
- чувство гордости за свою Родину, ответственное отношение к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
По сути эти пункты перекочевали из советских учебников по НВП в российские по ОБЖ.
Что касается учебного оружия, то, как сообщает издание NEWS.ru, в 2017 году в российские школы поступило 157 макетов массогабаритных АК-74М (автомат Калашникова модернизированный), а уже в 2019 году — всего один.
Сейчас, согласно сайту госзакупок, школы учебное оружие не закупают. А вот всевозможные детско-юношеские патриотические организации, военно-спортивные клубы и общества продолжают приобретать такие макеты.
НВП сегодня существует в нескольких странах бывшего СССР (в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и на Украине) и, как правило, проводится по старым советским стандартам. Также школьники проходят военную подготовку, например, в Англии и Израиле. В Израиле НВП начинается с 13 лет и проводится специальной юношеской военизированной организацией.
В каком виде НВП может вернуться
Пока что возврат НВП в школы находится на этапе рассмотрения инициативы. Возможно, часть программы ОБЖ вынесут в отдельный предмет, но никаких методических материалов или программы пока не существует. Более того, даже на этапе предложения депутаты не пришли к согласию, кто именно должен учить старшеклассников военному делу.
Некоторые предлагают привлечь к этой работе отставных военных (и это вызывает больше всего вопросов), другие — работников с педагогическим опытом, третьи — непосредственных участников боевых действий.
Если будет принято решение о введении нового предмета в учебный план, школы будут обязаны включить уроки НВП в расписание. Но возможен и компромиссный вариант — НВП в в форме внеурочной деятельности: тогда как предмет она не появится, а будет скорее факультативом по желанию. Оценку за «внеурочку» также не ставят.
Источник