Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Виноградова Е.В., Мурзина О.Г., Тангиев А.М.
Урбанизация и увеличение производства привели к тому, что ежегодно в мире образуется большое количество пластиковых отходов , которые загрязняют окружающую среду . Использование их в сфере строительства поможет решить эту проблему, а также получить выгодные решения при производстве строительных материалов и смесей.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Виноградова Е.В., Мурзина О.Г., Тангиев А.М.
Cбор и переработка отходов (пластика) как социальная проблема городов. Развитие социальной политики на основе изменений социальных механизмов и использования цифровых технологий
PROSPECTS FOR THE USE OF PLASTIC WASTE IN CONSTRUCTION
Urbanization and increased production have led to the fact that every year the world generates a large amount of plastic waste, which pollutes the environment. Using them in the construction industry will help solve this problem, as well as get profitable solutions in the production of building materials and mixtures.
Дробление пластика и переработка пластика — вся правда! Бизнес на вторсырье. Деньги из мусора.
Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ ОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
Перспективы использования пластиковых отходов в строительстве
Е.В. Виноградова, О.Г. Мурзина, А.М. Тангиев Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: Урбанизация и увеличение производства привели к тому, что ежегодно в мире образуется большое количество пластиковых отходов, которые загрязняют окружающую среду. Использование их в сфере строительства поможет решить эту проблему, а также получить выгодные решения при производстве строительных материалов и смесей.
Ключевые слова: пластиковые отходы, переработка пластиковых отходов, окружающая среда, строительство, строительные материалы.
Проблема переработки пластика во всем мире стоит достаточно остро и в настоящее время на 100 % не решена. Пластиковые отходы с каждым днем все больше загрязняют окружающую среду и наносят ей непоправимый вред. Больше всего от этой проблемы страдает водная среда, пластиковые отходы загрязняют воду и отравляют обитателей экосистемы. В настоящее время существуют разработки, которые позволяют понять, что использование пластиковых отходов в гражданском строительстве значительно повысит экологическую устойчивость, а также станет надежным источником строительных материалов. Чтобы найти эффективный способ управления этими отходами, учеными исследуются различные подходы к переработке пластика [1, 2].
Урбанизация и увеличение производства различной продукции являются основными причинами большого количества отходов, которые образуются ежегодно. Вывозятся они в основном на свалки и только ограниченное их количество перерабатывается и утилизируется. Пластиковые отходы — это одни из самых крупных твердых отходов, которые представляют серьезную угрозу экологии [3, 4].
Что делают из переработанного пластика?
Повторное использование и переработка пластиковых отходов являются даже более эффективными, чем захоронение и сжигание. Таким
образом, поиск эффективных альтернативных способов утилизации пластиковых отходов внесет значительный вклад в обеспечение устойчивой окружающей среды. Переработка пластика предотвратит загрязнение и позволит использовать эти материалы в различных сферах деятельности человека, например в строительстве. Это поможет не только защитить морскую среду, но и снизить общий экологический риск, связанный с производством этого пластика [5].
В строительной отрасли пластиковые отходы можно выгодно использовать для различных целей. Например, в качестве заполнителя в цементно-асфальтовых смесях или изоляционных материалах. Несмотря на большой потенциал, использование пластиковых отходов в строительстве все еще ограничено [6].
Использование пластиковых отходов в цементных композитах открывает путь к снижению нагрузки на окружающую среду от добычи природных заполнителей. Что касается механических свойств, использование пластиковых отходов в качестве волокна в цементных композитах не оказывает отрицательного влияния на прочность на сжатие.
А также было обнаружено, что использование переработанного пластика в качестве волокон в цементных композитах контролирует пластическую усадку. Значительное улучшение термических свойств материалов на основе цемента может быть достигнуто за счет добавления переработанных пластмасс. Способность пластиковых отходов улучшать тепловые свойства материала на основе цемента можно объяснить низкой теплопроводностью [7].
Исследования показали, что использование пластика в качестве заполнителя при строительстве черновых полов и оснований дорожного покрытия улучшает сопротивление сдвигу, жесткость и несущую способность дорожного покрытия.
Использование пластиковых отходов улучшает сопротивление скольжению и трещинообразованию дорожного покрытия, что позволяет их включить и в асфальтовые смеси.
Однако был сделан вывод, что 5% — это оптимальное количество пластиковых отходов, которые можно добавлять в асфальтовые смеси без какого-либо отрицательного влияния на их вязкость. Значительно снижается уровень шума на тротуарах из асфальтобетонных смесей, содержащих переработанные пластиковые отходы. Это объясняется пластичным поведением матрицы в сочетании с высоким поглощением энергии [8].
Несколько исследований смогли заменить древесину пластиковыми отходами. Используемый материал был получен из смешанных пластиков и после переработки может использоваться как дерево. Однако в связи с высокой стоимостью переработки такого типа материала, его производство ограничивается.
Пластиковые отходы можно комбинировать с деревом для создания экологически чистой дверной панели. Они могут быть получены путем комбинирования пластика в гранулированной или порошковой форме с целлюлозным волокном или древесной мукой для образования термоформованной древесно-пластиковой смеси, которую можно использовать для дверных панелей [9].
Пластиковые отходы также можно использовать в качестве замены традиционных блочных, кирпичных или деревянных стен. Эти пластиковые стены изготавливаются путем помещения переработанного пластика в термические формы и пресс-форм блоки. Однако следует отметить, что эти типы стен нельзя использовать для несущих конструкций, они подойдут для таких стеновых конструкций, как перегородки.
Вместо традиционного кирпича, для кладки стен можно использовать пластиковые бутылки. Их соединяются вместе, вставляя горлышко каждой
бутылки в дно другой. Однако из-за низкой прочности, использовать их нужно в ограниченной степени.
Исследования показали, что при добавлении 1% измельченных пластиковых отходов в раствор при производстве бетонных блоков, в качестве частичного заменителя песка, обеспечивает хорошую ударопрочность [10].
Хотя есть несколько экологических и экономических преимуществ, связанных с использованием пластика в строительных целях, все же существуют некоторые ограничения, препятствующие его широкому использованию. Некоторые из них кратко изложены ниже:
1. В отличие от других строительных материалов, пластиковые отходы состоят из различных сортов и типов пластика, что может привести к не изотропным характеристикам при использовании в строительных целях. Кроме того, сложный состав некоторых типов пластмасс, таких как пенополистирол, делает традиционные методы переработки непригодными для повторного использования.
2. Низкая плотность. Хотя использование материалов с низкой плотностью является преимуществом в некоторых проектах, пластиковые отходы она делает непригодными для применений, где ожидаются высокие уровни вязкости.
3. Недостаточное понимание характеристик переработанного пластика, особенно долгосрочных, ограничивает использование и принятие его подрядчиками для различных строительных работ.
4. Переработка некоторых видов пластмасс требует передовых технологий, которые в настоящее время являются дорогими, что ограничивает возможность переработки этих типов материалов.
5. В настоящее время не существует стандарта, поддерживающего использование пластиковых отходов в строительстве. Хотя были
проведены обширные исследования в области строительных работ, этот вариант все еще недостаточно стандартизирован с коммерческой точки зрения.
Потенциальный доход за счет вторичной переработки пластика:
1. Более низкая стоимость строительных материалов. Поскольку пластиковые отходы считаются мусором, то они не имеют никакой ценности. Следовательно, использование таких материалов для строительных целей снизит общую стоимость строительства.
2. Снижение затрат на утилизацию отходов — захоронение и сжигание, на которые ежегодно выделяют большие суммы денег.
3. Снижение транспортных расходов. Возможность использовать пластик для строительных работ создаст возможность использовать местные пластиковые отходы, тем самым снижая высокие затраты, связанные с транспортировкой строительных материалов.
Пластмассы играют важную роль в нашем обществе, и отходы, образующиеся при их использовании, неизбежны. Поэтому для правильного обращения с пластиковыми отходами и в то же время для повышения экологической устойчивости, использование их в различных строительных целях является жизнеспособным вариантом. Несмотря на вышеупомянутые многочисленные ограничения, наряду с развитием научных исследований и технического прогресса, все еще существует большая перспектива их использования.
1. Lazarevic D., Aoustin E., Buclet N., Brandt N. Plastic waste management in the context of a European recycling society: comparing results and uncertainties in a life cycle perspective, 2010. pp. 246-259.
2. Xanthos D., Walker T.R. International policies to reduce plastic marine pollution from single-use plastics (plastic bags and microbeads): A review, 2017. pp. 17-26.
3. Andrady A.L. Assessment of environmental biodegradation of synthetic polymers, 1994. pp. 25-76.
4. Swift G. Degradable polymers and plastics in landfill sites, in: encycl, 2015. pp. 1-13.
5. Eriksen M.K., Astrup T.F. Characterisation of source-separated, rigid plastic waste and evaluation of recycling initiatives : effects of product design and source-separation system, 2019. pp. 161-172.
6. Василенков C. В России будут строить дороги из пластика // Fastmb.ru, 2016 г. URL: fastmb.ru/autonews/autonews_rus/1565-v-rossii-budut-stroit-dorogi-iz-plastika.html.
7. Mustafa M.A.-T., Hanafi I., Mahmoud R., Tayeh B.A. Effect of partial replacement of sand by plastic waste on impact resistance of concrete: experiment and simulation, 2019. pp. 519-526.
8. Yesilata B., Isiker Y., Turgut P., Thermal insulation enhancement in concretes by adding waste PET and rubber pieces, 2009, pp. 1878-1882.
9. Salim K., Houssam A., Belaid A., Brahim H. Reinforcement of building plaster by waste plastic and glass, Procedia Struct, 2019. pp. 170-176.
10. Marzouk O.Y., Dheilly R.M., Queneudec M. Valorization of postconsumer waste plastic in cementitious concrete composites, 2007. pp. 310-318.
1. Lazarevic D., Aoustin E., Buclet N., Brandt N. Plastic waste management in the context of a European recycling society: comparing results and uncertainties in a life cycle perspective, 2010. pp. 246-259.
2. Xanthos D., Walker T.R. International policies to reduce plastic marine pollution from single-use plastics (plastic bags and microbeads): A review, 2017. pp. 17-26.
3. Andrady A.L. Assessment of environmental biodegradation of synthetic polymers, 1994. pp. 25-76.
4. Swift G. Degradable polymers and plastics in landfill sites, in: encycl, 2015. pp. 1-13.
5. Eriksen M.K., Astrup T.F. Characterisation of source-separated, rigid plastic waste and evaluation of recycling initiatives : effects of product design and source-separation system, 2019. pp. 161-172.
6. Vasilenkov S. V Rossii budut stroit’ dorogi iz plastika [Plastic roads will be built in Russia]. Fastmb.ru, 2016. URL: fastmb.ru/autonews/autonews_rus/1565-v-rossii-budut-stroit-dorogi-iz-plastika.html.
7. Mustafa M.A.-T., Hanafi I., Mahmoud R., Tayeh B.A. Effect of partial replacement of sand by plastic waste on impact resistance of concrete: experiment and simulation, 2019. pp. 519-526.
8. Yesilata B., Isiker Y., Turgut P., Thermal insulation enhancement in concretes by adding waste PET and rubber pieces, 2009, pp. 1878-1882.
9. Salim K., Houssam A., Belaid A., Brahim H. Reinforcement of building plaster by waste plastic and glass, Procedia Struct, 2019. pp. 170-176.
10. Marzouk O.Y., Dheilly R.M., Queneudec M. Valorization of postconsumer waste plastic in cementitious concrete composites, 2007. pp. 310-318.
Источник cyberleninka.ruДорожное покрытие из пластика — качественные дороги и забота о природе
Переработанный пластик имеет множество сфер применения, одна из них – создание дорожных покрытий.
На планете около 40 млн км дорог, на расширение этой сети и создания новых магистралей ежегодно тратится 1,6 трлн тонн асфальта.
Частичная замена этого материала переработанным пластиком позволит решить проблему загрязнения окружающей среды и улучшит практические характеристики дорожного покрытия.
Мировой опыт
В 2002 году инженеры индийской компании KK Plastic Waste Management Ltd запатентовали технологию использования пластиковых отходов при асфальтировании дорог.
Этой фирме принадлежит завод в Бангалоре, перерабатывающий сегодня до 30 метрических тонн пластмасс в сутки.
На разработку технологии переработки ПЭТ бутылок, пластиковых стаканов и пакетов в компонент асфальтовой смеси ушло у индусов 5 лет.
Компания создала полимерную смесь KK Poly Blend, которая замещает 8% битума в составе асфальтобетонной смеси и улучшает характеристики дорожного покрытия.
Срок эксплуатации дорог, созданных на базе этого материала, увеличен в два раза. В своем штате KK Plastic Waste Management Ltd построили 2000 км дорог и переработали 8000 тонн пластиковых отходов.
Из Индии идея перекочевала в Западную Европу, один из руководителей шотландской компании MacRebur привез ее в свою страну и после 18 месяцев исследований запатентовал высокоэффективные добавки на основе переработанного пластика. Они выпускаются в виде гранул и хлопьев, которые добавляются вместе с битумом при производстве покрытия.
Модифицированная асфальтобетонная смесь становится прочнее на 60%, а полотно на ее основе служит в 10 раз дольше.
Лидерами производства пластикового асфальта в Северной Америке являются канадцы. Компания Green Mantra разработала инновационную технологию, позволяющую использовать при создании дорожного полотна до 20% переработанного пластика.
Модифицированный асфальтобетон активно используют сегодня для прокладки и ремонта дорог в Ванкувере.
Пластиковый асфальт в России
Технологии применения переработанных полимерных материалов в дорожном строительстве в России разрабатывала компания ОАО «Роснано».
Была создана программа «Инновационная дорога», в рамках которой новые покрытия должны были использованы при строительстве магистралей в Татарстане, Москве, Рязанской области.
Проект остался на стадии разработки, столкнувшись с необходимостью корректировки ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.
В России улучшают качество покрытия для дорог с помощью пластиковых добавок, разрабатываемых компанией «СИБУР Холдинг».
Полимер-битумные вяжущие выпускаются из нефтепродуктов.
Рециклинг пластика в компании не внедряется, объясняется это высокими затратами и отсутствием в стране реализованных технологий по массовому сбору полимерных отходов.
Разрабатываются технологии, аналогичные индийским и канадским, в Ярославле и Новосибирске. Планируется использование асфальтобетонных смесей на основе переработанного пластика для ремонта дорог, а в дальнейшем – для прокладки магистралей.
Для реализации проектов требуется внедрение технологий по сбору и сортировки пластиковых отходов, изменение действующего законодательства.
Технология создания дорог: компоненты и укладка
Процесс создания строительного материала для дорожного покрытия идет в несколько этапов:
- сбор, сортировка и очистка пластиковых отходов;
- измельчение полимерных материалов;
- добавление измельченного и расплавленного пластика в битум;
- нагревание смеси и нанесение ее на заполнитель при температуре 160 градусов;
- обработка битумом;
- добавление смеси с пластиком для улучшения сцепления.
В результате получается асфальтобетонная смесь, которая укладываются на подготовленное основание классическим способом. Используются асфальтоукладчики для уплотнения и создания идеально ровного полотна.
Уникальную инновационную технологию использования пластиковых отходов разрабатывает голландская компания VolkerWessels.
Она заключается в литье из переработанного пластика пустотелых плит для дорожного полотна. В пустотах планируется прокладывать городские коммуникации. Плиты на таких пластиковых дорогах будут укладываться на подушку из уплотненного песка.
Отличительная особенность технологии – использование большого количества отходов, а также быстрый монтаж.
Российские специалисты проанализировали потенциал этой системы и пришли к выводу, что подобное дорожное покрытие из пластика можно использовать в климатических условиях нашей страны только для строительства тротуаров и парковых дорожек.
Как сделать покрытие своими руками?
Поклонники традиции все делать своими руками могут воспроизвести технологию производства асфальта из пластика.
Полученный материал можно использовать для мелкого ремонта полотна на парковке возле частного дома или дачи.
Для работы потребуется собрать пластиковые бутылки, удалить пробки и этикетки.
Измельченный пластик разогревают до температуры плавления. Воскообразную массу выливают в разогретый битум, добавляют гравий и перемешивают.
Образованную смесь засыпают в яму или трещину, нагревают горелкой для укладки наплавляемой кровли и утрамбовывают.
Плюсы и минусы
Основным преимуществом использование пластиковых отходов для создания дорожного покрытия является улучшение экологической обстановки в крупных городах.
Большой потенциал потребления пластмассы дорожными компаниями – это стабильное и постоянное избавление от мусора, загрязняющего не только большие города, но и мировой океан.
Среди преимуществ дорожного покрытия с пластиком:
- увеличенная прочность;
- высокая водостойкость;
- увеличение интервалов между ремонтными работами;
- снижение эксплуатационных затрат;
- высокая прочность на растяжение;
- эксплуатация при температурах в диапазоне от -40 до +80ºС;
- хорошее сцепление с колесами автомобилей;
- повышенная устойчивость к воздействию машинного масла и топлива;
- снижение деформации покрытия и отсутствие колеи;
- минимальное количество трещин, благодаря пластичности пластика;
- продолжительный срок эксплуатации.
Внешне покрытие не отличается от традиционного асфальтобетона.
Преимущества использования покрытия из переработанного пластика для городов:
Дороги с асфальтом на основе пластиковых бутылок и других отходов улучшит социально-экономический статус города.
Среди недостатков покрытия:
- стоимость выше обычного асфальтобетонного покрытия на 3%;
- ухудшение эксплуатационных характеристик при высоких температурах;
- отсутствие нормативной базы для внедрения покрытия.
Для производства требуется большой объем пластиковых отходов – нужна система раздельной утилизации отходов.
Заключение
Дорожные покрытия на основе переработанных пластиковых отходов — одно из наиболее перспективных направлений развития строительства автомобильных дорог. Не исключено, что скоро эта сфера станет одним из стабильных каналов сбыта для бизнеса на переработке пластика.
Еще одна хорошая идея для дорожного строительства — асфальт с резиновой крошкой, о котором можно прочесть здесь.
Источник rcycle.netКак предприниматель из Волгограда строит дома из переработанного пластика
— Мне нужно было построить свой собственный дом. Я понял, что можно использовать стройматериалы из переработанного пластика. Построив детский сад, я хотел показать, что наши материалы из отходов безопасны для людей. Материалы, которые получаются из переработанного пластика, по своим характеристикам аналогичны обычным стройматериалам.
Блоки из переработанного пластика ничем не уступают тем, которые сделаны из первичного сырья. У нас есть большое преимущество: после переработки материал становится намного дешевле обычных стройматериалов. При тех же характеристиках – теплосбережении, энергосбережении, экологичной безопасности – люди выбирают более дешевый вариант.
— Где вы взяли такое количество пластика для строительства детского сада и своего дома?
— На самом деле, в Волгограде построено уже больше сотни таких домов, а не два, не три. Мы договаривались с организациями, чтобы они привозили нам пластик. Раньше они вывозили отходы на свалку, потому что их никто не перерабатывал, для компаний это была дополнительная статья расходов. Мы договорились, чтобы они привозили отходы к нам, не платя ни копейки, на них были только транспортные расходы. Организации экономили, а мы получали сырье.
— Сколько пластика нужно для строительства домов?
— Много, около 30 тонн в месяц минимум. Мы строим в месяц около четырех одноэтажных домов из этого сырья, то есть выпускаем стройматериалы, из которых будут построены четыре дома. При этом мы получаем не только материалы для строительства домов, мы производим также тротуарную плитку и черепицу. В месяц мы выпускаем тысячу квадратных метров плитки и строим три-четыре дома.
— Как называются материалы, которые получаются из переработанного пластика?
— Полистиролбетонные строительные блоки, полимерпесчаные плитки и черепица. Из переработанного пластика получается много разных материалов.
— Как отнеслись жители к детскому саду из необычных материалов?
— Все люди нормально относятся. У нас же есть сертификат на строительные материалы, подтверждающий, что они безопасны. К нам приходят клиенты от наших клиентов, по рекомендациям, которые узнали о нас через сарафанное радио. Человек построил себе дом из наших стройматериалов, прожил в нем год, понял, что в доме тепло и хорошо, чувствует он себя в нем нормально, рассказал своим друзьям, соседям.
— Как у вас складываются отношения с местными властями? Как они относятся к вашей деятельности? Сложно было согласовывать строительство, производство, открытие предприятия?
— Местные власти относятся к нам положительно, потому что понимают — нужно уменьшать образование отходов, что-то делать с ними, и если чиновники сейчас будут вставлять палки в колеса, то кто в дальнейшем будет заниматься экологией, в нашем регионе это приоритетная задача. Конечно, поддерживают. Хотя, я думаю, и в других регионах тоже поддерживают. Главное – правильно донести до чиновников, что мы хотим делать, что из этого получается.
— Какие еще экологичные проекты у вас есть? Что еще планируете внедрять?
— Сейчас у нас стартует проект Sebeco – это трансформация отходов в полезные материалы. Например, из баннеров мы делаем разные сумки, обложки, чехлы. В дальнейшем будем делать изделия из стекла. Мы минимизируем манипуляции с отходами, чтобы их можно было вернуть в жизненный цикл.
Пластиковую бутылку можно распилить на две части и из нее получится хороший стаканчик. Мой друг из Англии живет в Москве и у него есть импровизированный набор стаканов из пластиковых бутылок. Еще одно наше начинание – это арт-проект – изготовление статуй из отходов.
На данный момент мы изготовили статую самурая из резиновых покрышек, на нее ушло много времени и нужно еще три-четыре дня, чтобы закончить работу и выставить на всеобщее обозрение. Скорее всего, она будет выставлена на экологической площадке «Этномир» в Подмосковье. Там проходит большой поток посетителей. Люди увидят, что можно сделать из отходов. 15 июля самурай, наверное, уже будет выставлен в «Этномире».
Еще один наш проект – производство изделий из ПЭТ-бутылок, из них получатся трубы, уголки. У нас еще есть идеи, что можно сделать, но пока мы действуем постепенно, шаг за шагом, запускаем проект и смотрим, как он работает, потом только начинаем следующий.
— В конце мая вы приняли участие в предпринимательском форуме «Время новых возможностей 15-20» и фестивале «Сделано в Москве», которые прошли на ВДНХ. Что вы там представили? Как для вас прошел обмен опытом с коллегами?
— Мы представили там свои строительные материалы. И еще в рамках проекта «Москва без отходов» мы представили наши специальные контейнеры для сбора отходов в офисах. Они очень дешевые и практичные. Вообще на выставке только мы были с проектами по переработке отходов. Но нам было интересно посмотреть и на участников в других сферах деятельности.
Например, в научно-технической отрасли.
Так, на 3D-принтере из обычного пластика можно было напечатать всевозможные изделия. Мы обменялись опытом, чтобы в дальнейшем этот 3D-принтер работал не на чистом пластике, а на переработанном. Подумали, как можно на практике это осуществить. Оказалось: все реально!
— Ваша компания занимается переработкой пластика. Вы принимаете его только у организаций или простые жители тоже могут внести свой вклад?
— Конечно, с жителями мы тоже работаем. Многие из них привозят на наш пункт пластиковые отходы. В Волгограде мы ввели раздельный сбор, поставили контейнеры для сбора пластиковых отходов рядом с обычными контейнерами ТБО. Люди либо туда кидают пластик, либо привозят его к нам.
Например, жительница Ростова приехала и привезла нам целую машину пластика! От Ростова до Волгограда — 500 километров. Женщина просто была у нас в городе проездом, ехала она одна и загрузила до отказа свою машину пластиковыми отходами, которые собрала за несколько лет. Вот такой положительный пример.
— Насколько сложно и затратно вести экологичный образ жизни? Например, раздельно сортировать мусор.
— Не сложно и не затратно, просто к этому нужно приучить себя. Привычка – вторая натура, ты приучил себя и дальше делаешь так всегда. Привычка формируется примерно 21 день, и если за это время человек делает одни и те же манипуляции, например, сортирует мусор, то потом он даже не заметит, что уже автоматически сортирует отходы и живет более-менее экологично.
— Многие люди хотят вести экологичный образ жизни, но не знают с чего начать. Особенно если они живут не в Москве, а в небольшом городе, поселке и т.п. Что вы, исходя из своего опыта, можете им посоветовать, порекомендовать?
— Даже если люди живут вдали от крупных городов, они могут начать сортировать мусор, сминать и упаковывать пластиковые бутылки, чтобы они занимали как можно меньше места, компактно утрамбовывать их и потом привозить на пункт раздельного сбора, как это сделала женщина из Ростова. Это будет уже большим плюсом. Пусть ее пример будет стимулом для тех, кто говорит, что им лень и далеко ехать до ближайшего пункта приема мусора.
Есть и второй пример. К нам каждые выходные приезжает отец с пятилетним ребенком и привозит на наши пункты раздельного сбора пластик. Мне стало интересно, и я вышел с ними познакомиться. Мужчина рассказал, что его сын ходит в экологический детский садик и заставляет родителей дома сортировать пластиковые отходы, а потом вместе с папой едет их сдавать, смотрит, чтобы их никуда не выкинули, чтобы отходы пошли в переработку.
А живут они даже не в городе, а в 30 километрах от Волгограда, и каждую субботу к нам приезжают. Папа с сыном вместе проводят время. И сыну приятно, что папа занимается с ним, и отцу, что они вместе делают полезное дело.
Источник recyclemag.ru