«Сноб» совместно с РЖД продолжает проект «Путь на Восток» о городах и поселках Байкало-Амурской магистрали. Первый репортаж — из Тайшета, маленького города в Иркутской области, история которого тесно связана с железной дорогой.
Тайшетцы переделывают железнодорожные вагоны в гаражи и сочетают в названиях кириллицу и латиницу: салон красоты «Bestия», магазин мебели «Айсberg». В продуктовом можно поболтать с продавщицей как со старой знакомой. Она подсчитает сумму покупок на деревянных счетах.
Городок в долине реки Тайшетка появился благодаря Транссибирской железной дороге: поезда нужно было где-то заправлять водой и углем. Через полвека Тайшет выбрали местом впадения БАМа в Транссибирскую магистраль.
«Это самое удобное место с инженерно-изыскательской точки зрения», — объясняет тайшетский историк и краевед Евгений Селезнев.
Он с энтузиазмом участвует в краеведческих баталиях. С какой улицы началось строительство города? В каком году он был основан? Официальная дата — 1897 год.
Транссибирская магистраль. Цикл «Москва — Владивосток» (1974)
Но Евгений Сергеевич уверен, что на самом деле город был основан на три года раньше: он предлагает отсчитывать не с даты, когда пришел первый поезд, тем более что торжественного въезда в город не было, а с даты, когда заложили рельсы. Есть ли у него собеседники, с которыми можно вести краеведческие споры?
«Тех, к кому я апеллирую, уже нет», — вздыхает историк. С датой основания Тайшета определились в 1950-х.
Кроме БАМа и Транссиба Тайшет известен тем, что в его окрестностях базировался Озерлаг — особый лагерь для политических заключенных, осужденных по статье 58, «враг народа».
«В положении по особым лагерям было указано, что осужденных нужно содержать в суровых климатических условиях, задействовать их на тяжелых физических работах и ограничить им контакты с внешним миром. Однако Озерный лагерь не совсем удовлетворял этим требованиям: он находился в центре нашей сибирской провинции, а работа заключенных Озерлага не отличалась такой уж жестокостью — мирное население работало в этих же условиях».
Заключенные строили железную дорогу, жилье и заводы, заготавливали строительные материалы, занимались сельским хозяйством. В Тайшете Озерлаг построил стадион и парк, они существуют и сейчас. Нередко бывший заключенный и надзиратель жили на одной лестничной площадке и дружили. «А почему бы и нет? Люди же не виноваты, что работали надзирателями».
В Озерлаге сидел Сергей Войцеховский, русский офицер, чехословацкий военачальник и один из руководителей Белого движения в Сибири. «Википедия» не знает, где именно похоронен Войцеховский. А Селезнев знает: возле больницы лагерного пункта на станции Топорок близ Тайшета.
Документальный фильм «Транссибирская магистраль»/Documentary film » TRANS-Siberian railway».
На могиле Войцеховского чехи поставили памятник. Иностранцы вообще часто интересуются могилами своих соотечественников, упокоенных в тайшетских лагерях. Японцы, например, приезжают к захоронениям своих военнопленных, которые после Второй мировой войны строили БАМ.
«Это было совершенно неэффективно, — говорит Селезнев. — Подневольный труд никогда не эффективен, со времен Римской империи. Если какого-то результата и достигали, то только за счет численности и на тяжелых физических работах».
Третьим китом экономики города в советское время были заводы. Теперь от них остались только декорации для постапокалиптических фильмов да небольшая группа активистов, лоббирующая под предводительством Селезнева установку стелы в память о самом большом заводе — по ремонту дорожно-строительных машин.
На Восточно-Сибирской железной дороге 36 старинных водоналивных башен. Только три сдвоенные. Одна из них в Тайшете.
Несколько лет назад башню выкупил тайшетский Водоканал. Зачем?
«А интересно было! Почему бы и не выкупить такой объект?» — объясняет директор Водоканала Виктор Лозицкий.
Башня закрыта и нуждается в ремонте. «Лестницы там подгнили. Но, соблюдая определенные предосторожности, можно подняться на самый верх. Если там еще не шибко всё голубя́ повредили… Я стараюсь их оттуда выжить, закрываю окна, но окна периодически ломают. Наверное, специально».
В башне две огромные емкости для воды, невероятное количество голубиного помета и дореволюционные винтовые лестницы. Окна заколочены фанерой и досками, сквозь щели пробивается солнечный свет. С тех пор как башню использовали для подачи воды в поезда, внутри ничего не изменилось.
За воротами, обильно украшенными коваными вензелями, несколько небольших цехов мастерской «Ажурная ковка». В них делают кованые мангалы, скамейки и даже букеты, варят арки и заборы, вырезают деревянные украшения. Потолок офиса подпирает металлическое дерево с двумя тысячами листочков, раскрашенных вручную. Бизнес этот, как ни странно, начинался с грузоперевозок.
«Я знаю толк в красивых вещах, я люблю красивые вещи», — говорит хозяин мастерской Дмитрий. Ковать? Нет, он не умеет. Он придумывает. Например, мангал в виде парусной яхты.
«Для себя делать не шибко интересно. А для других — да». Так и началась мастерская. Для города небольшое предприятие Дмитрия сделало металлический фонтан в виде цветка, а площадь вокруг него обставило скамейками, фонарями и урнами.
Дмитрий — радушный хозяин. Показывает свои владения, наливает чай, везет в дом, который строит на заказ, там тоже наливает чай, отправляет поплавать по речке Бирюсинке на надувной лодке, знакомит с пастухом, чтобы тот дал прокатиться на своей лошади, и снова наливает чай.
Остановившись на железнодорожном переезде, он ложится щекой на руль. У него ясные голубые глаза. Он рассказывает, что любит уехать в тайгу и что такой тайги, как в Тайшете, нет больше нигде. В тайге нужно слиться с природой и слушать тишину, пока на руку не сядет бабочка. Однажды рядом с ним приземлился сокол. Бывало, мимо проходил медведь.
Охотится ли он?
«Не могу. Когда увидишь эти глаза, разве можно убить? Вот рыбалку люблю».
Он построил дом себе, а сейчас строит по два-три коттеджа в год своим клиентам. Каждый под ключ. Каждый по индивидуальному проекту. Он и автор идей, и архитектор, и дизайнер интерьеров.
Его компания по-прежнему зарабатывает грузоперевозками и сварочной работой, но Дмитрий не любит рассказывать об этом. «Это просто работа, только из-за денег».
Он часто приговаривает: «Я знаю толк в красивых вещах».
Утром в летний выходной в школе-интернате РЖД нет никого, кроме сторожа, директора и девятиклассницы. Директор, Наталья Шелехова, проводит дополнительное занятие: через два дня ее ученице сдавать экзамен по физике.
«Если ребенок попросил, как не прийти? Наша школа профильная, специализируется как раз на физике и математике. В Тайшете трудно найти учителей, а я по образованию преподаватель физики. Так что приходится совмещать приятное с очень приятным», — смеется Шелехова.
По линии Восточно-Сибирской железной дороги много отдаленных деревень, в которых нет школ. Дети железнодорожников, живущих в этих деревнях, учатся в интернатах, учрежденных РЖД, таких как тайшетская школа-интернат номер 24. В интернате они живут с первого класса, а домой ездят на выходные. Дальше всего добираются ученики из села Чуна — 130 километров в одну сторону.
Шелехова руководит интернатом 10 лет. «После того как пришла сюда, скучать не приходится. Много командировок для повышения квалификации. Перенимала опыт и в Швеции, и в Финляндии, и в Москве, и в Петербурге».
Она может долго перечислять конкурсы, которые выиграли ее подчиненные. Например, конкурс на лучший костюм на городском параде наук. «Конкурс объявили летом, под конец августа. «Наталья Олеговна, давайте участвовать». Я сначала не хотела: если участвовать, надо побеждать. А времени на подготовку мало. Да и вообще — последняя неделя отпуска.
На следующий день прихожу в школу отговаривать своих учительниц, а они уже академические шапочки клеят и деньги на ткань для мантий собирают. Ну что поделаешь! Стала клеить вместе с ними».
Больше половины учеников интерната отличники и ударники. Ударник — значит учится без троек.
«По ЕГЭ у нас лучшие показатели в Иркутской области. В прошлом году двое наших поступили в МГУ на бюджет. Хотя, конечно, мы хотим, чтобы они шли в железнодорожные институты. Железной дороге нужны кадры».
Ученики ходят на спецкурс «Азбука железнодорожника» в младших классах и в кружок «Юный железнодорожник» в средних. Старшеклассников отправляют на сессии в Иркутский государственный университет путей сообщения.
«Если бы университету дали волю, самых способных сразу там и оставляли бы. Но дети сдают ЕГЭ, получают высокие баллы и у них глаза загораются: и в Новосибирск, и в Москву, и в Петербург. Для родителей-железнодорожников мы делаем большое дело».
Детям хочется вырваться в мегаполис. А директору?
«Когда я переехала в Тайшет из Красноярска, в первый год мне чего-то не хватало. А сейчас, когда приезжаю в город, мне эта суета уже не нужна. Лучше иметь возможность куда-нибудь съездить на выходных или в отпуск».
Она любит пословицу «везде хорошо, где нас нет». Она сама устроила два искусственных пруда с цветниками у входа в школу и сама за ними ухаживает. В ее шкафу рядом с туфлями на выход лежат садовые перчатки.
«Меня все устраивает. Как бы ни была трудна работа педагога и руководителя, утром я всегда с удовольствием иду в школу. Была бы еще одна жизнь, я бы все так же сделала».
Источник: snob.ru
По Транссибирской магистрали за 5 минут (ИНФОГРАФИКА)
Вы можете потратить почти неделю, чтобы проехать на поезде от Москвы до Владивостока. Или прочитать этот материал.
Проехать по Транссибу – самой длинной железной дороге в мире – мечтают многие путешественники как в России, так и за рубежом. Но не всем доступна столь долгая и непростая поездка. Поэтому приглашаем вас в более короткое интерактивное путешествие. А еще это бесплатно.
1. Москва
Отправляемся с Ярославского вокзала, похожего на сказочный терем. Здание выполнено в 1900-х годах по проекту Федора Шехтеля, мастера русского стиля и модерна.
Ярославский вокзал в Москве
Sergey Ashmarin (CC BY-SA 3.0)
2. Урал
Спустя сутки пути преодолеваем «хребет России».
Гора Денежкин Камень. Здесь же находится одноименный заповедник
Stolpeli3 (CC BY-SA 3.0)
Столица Урала — Екатеринбург, крупный индустриальный миллионник, родина Бориса Ельцина и русского рока.
«Городок чекистов» в Екатеринбурге
3. Тюмень
Добро пожаловать в Западную Сибирь и «нефтяную» столицу России — Тюмень (и ее церкви в необычном стиле «сибирское барокко», читайте подробнее о них тут).
Спасская Церковь в Тюмени
veta.bahareva (CC BY-SA 4.0)
4. Омск
В Омске провел четыре года ссылки Федор Достоевский. А еще тут самое короткое метро в мире — в нем всего одна станция.
Дмитрий Феоктистов / TASS
Как жители Омска используют свою единственную станцию метро? Читайте тут.
5. Обь
Строителям Транссиба пришлось возвести мост через Обь. Вокруг него и железнодорожной станции постепенно стали строить будущий город-миллионник Новосибирск.
Метромост через Обь
Фёдор Филатов (CC BY-SA 4.0)
6. Красноярск
Проезжаем через могучий Енисей и город с десятирублевой купюры. А еще тут есть чудо природы — парк «Красноярские Столбы» — и многое другое.
Читайте советы от местных о том, что посмотреть в Красноярске.
7. Байкал
Полтора часа поезд идет прямо по берегу озера, от станции Слюдянка, ничем не примечательной, кроме невероятного вокзала из белого и розового мрамора.
Кругобайкальская железная дорога
Два больших города на подступах к Байкалу — Иркутск и Улан-Удэ. Первый известен как место ссылки декабристов, а во втором — столице Бурятии есть уникальный памятник — огромная голова Ленина (которому скульпторы, кстати, придали бурятские черты лица).
8. Хинганские тоннели
После Байкала путника ждут горы. Много гор. Между станциями Архара и Известковая расположен Малый Хинганский хребет.
Один из Хинганских тоннелей
Через него на расстоянии 154 км проходит 7 тоннелей, причем самый длинный из них — более 2 км.
9. Хабаровск
Мы на самой границе с Китаем. Мост через Амур — настоящее инженерное чудо!
Хабаровский мост или «Амурское чудо»
Мы почти у цели.
10. Владивосток — Ура!
Мы добрались до конца пути! Поздравляем.
Takuya ASADA (CC BY 2.0)
Кстати, вокзал во Владивостоке — реплика московского. Так архитектурный облик Транссиба выглядит завершенным.
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен
Источник: ru.rbth.com
Самостоятельные путешествия — мой опыт.
За границу и по России — самостоятельно. Рассказы о моих поездках (с фотографиями).
Страницы
Транссибирская магистраль (часть 2). Новосибирск — Чита.
1. Восток Западной Сибири (Новосибирск – Красноярск).
2. Юг Восточной Сибири (Красноярск – Иркутск).
3. Байкал и окрестности (Иркутск – Улан-Удэ).
4. Забайкалье (Улан-Удэ – Чита).
По сути дела, эта часть Транссиба тоже начинается с памятного километрового столба.
Почти сразу же после станции Новосибирск-Главный, его можно будет увидеть справа (по ходу поезда со стороны Москвы)…
Взглянув на этот знак, несложно понять, что от Москвы мы уже проделали путь в 3336 километров.
Чтобы оказаться в Чите (расположенной на 6198 километре Транссиба), нужно проехать 2862 километра…
1. Новосибирск – Красноярск.
К востоку от Новосибирска рельеф местности ощутимо меняется (если сравнивать с Барабинской низменностью, расположенной к западу от города). Здесь начинаются небольшие возвышенности.
Тем не менее, почему-то именно тут находится станция Болотная (где болот, в принципе, уже не наблюдается).
Лесостепи уступают место более серьезным лесам.
На это как бы намекает название ещё одной станции – Тайга (хотя, здесь не заметно какой-то особенно густой тайги).
В этих же краях находится станция, прочно занимающая в алфавитном списке почетное последнее место – Яя.
Возле станции Юрга поезд пересечет реку Томь (которая протекает через несколько крупных сибирских городов — Томск, Кемерово, Новокузнецк).
При этом ни через один из этих городов Транссибирская магистраль не проходит.
Кемерово с Новокузнецком (как и основная часть Кузбасса – самого густонаселенного места в Сибири) остаются южнее магистрали.
А Томск (который до появления железной дороги был важным городом на Сибирском тракте) – оказался севернее. Ему не повезло – железную дорогу строили по кратчайшему пути, а мост через Обь – в самом удобном для этого месте (где и появился потом город Новониколаевск).
Новониколаевск (названный, как нетрудно догадаться, в честь правящего тогда Николая II ), в ходе борьбы с наследием проклятого царизма был переименован в Новосибирск.
Ну, хоть не приняли другие предлагаемые варианты названия города (такие, например, как Новореспубликанск, Сибкрайгород, Ленинзнаменск-на-Оби, Пионерград или Партизанополь). И то ладно!
Следующий город на нашем пути, Мариинск, избежал подобной участи. Хотя и имел неблагонадежное название (правда, не столь явное).
Его назвали в честь императрицы Марии Александровны – жены Александра II . Но, тем не менее, имя этому городу не меняли…
Ближе к Красноярску возвышенности начинают превращаться в горы. Здесь проходит водораздел между бассейнами рек Обь и Енисей, который считается границей Западной и Восточной Сибири.
2. Красноярск – Иркутск.
Красноярск – самый восточный город в России с населением более миллиона человек. И если на предыдущем отрезке магистрали (от Москвы до Новосибирска) таких городов было пять, то в этой части Транссиба город-миллионник всего один.
Вокзал Красноярска.
В Красноярске поезд переедет через одну из крупнейших сибирских рек – Енисей.
Мост через Енисей – на видео:
После Красноярска некоторое время железная дорога проходит по горной местности. Здесь вплотную к городу подходят отроги Восточных Саян (в этих горах находится знаменитый природный национальный парк «Красноярские Столбы»).
Затем Транссиб забирает к северу. Местность становится более равнинной, а Саяны остаются южнее.
Видео из окна поезда после Красноярска:
Крупная станция на этом равнинном участке пути – Иланская.
Ещё с тех времен, когда по железным дорогам ходили паровозы, на многих станциях сохранились водонапорные башни. В основном они не используются, и потому находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии.
На станции Иланская водонапорная башня не совсем обычная – здесь она сдвоенная. Кроме того, башня отреставрирована, и смотрится просто шикарно.
Здесь начинается Байкало-Амурская магистраль (БАМ). О чем напоминает установленный на перроне памятный знак.
Тут сохранилась такая же водонапорная башня, как на станции Иланская. Правда, выглядит она не столь привлекательно (зато, наверное, более естественно).
Специально зашел в поисковик, чтобы узнать, есть ли в России железнодорожная станция «Лето». Так вот, нет такой станции.
Зато станция «Зима» у нас есть. И находится она, естественно, в Сибири. Как раз после Нижнеудинска.
А после того, как заканчивается Зима, через какое-то время начинается старинный сибирский город – Иркутск .
Для путешественников на озеро Байкал этот город – самая удобная отправная точка. До берега Байкала (поселка Листвянка) отсюда всего 70 километров.
В это озеро впадает множество рек и ручьев, но с подсчетом их количества ситуация примерно такая же, как и с подсчетом количества мостов в Санкт-Петербурге.
И там, и тут — точное их количество не может назвать никто.
Но зато доподлинно известно, сколько рек вытекает из Байкала. Потому что она всего одна – это река Ангара.
И как раз эта река протекает через Иркутск.
Переезжать Ангару мы не будем. Но зато эту реку можно увидеть в самом Иркутске – железнодорожная станция находится на её берегу.
3. Иркутск – Улан-Удэ.
После Иркутска начинается одно из самых интересных мест на Транссибе (а, может быть, и самое интересное).
Перегон от Иркутска до Улан-Удэ можно разбить на три совершенно разных мини-участка:
— Иркутск – берег Байкала (станция Слюдянка).
— Берег Байкала.
— Берег Байкала — Улан-Удэ.
— Иркутск – Слюдянка
Это – самый молодой «кусочек» Транссиба. Его построили примерно на полвека позже остальной части магистрали.
Дело в том, что раньше железнодорожный путь проходил от Иркутска до Слюдянки не напрямую (как сейчас), а совсем по другому маршруту.
Сначала железная дорога шла вдоль реки Ангары — до станции Байкал. Как нетрудно догадаться, станция находится на берегу озера – и дальнейший путь до Слюдянки шел по этому берегу.
Участок Иркутск – Байкал был разобран (и затоплен после появления Иркутского водохранилища).
А железная дорога от Слюдянки до станции Байкал стала тупиковой – и сейчас это один из популярных туристических маршрутов – Кругобайкальская железная дорога (КБЖД).
Но вернемся к Транссибу. Понятно, что строили этот участок в более позднее время не просто так. Местность здесь горная, и уклоны на железной дороге оказались бы непреодолимы для паровозов конца 19-го века.
Ну а потом железнодорожная техника, как говорится, дошла до нужной кондиции…
Сначала Транссибирская магистраль поднимается на Андриановский перевал (900 с лишним метров над уровнем моря).
Затем железная дорога спускается к Байкалу. Ближе к берегу начинается настоящий серпантин – железнодорожный путь делает несколько разворотов (некоторые из них – на 180 градусов) и проходит через два тоннеля.
Это место носит название «Ангасольская петля».
И только после петли магистраль выходит на берег Байкала.
Станция Слюдянка обязательно присутствует во всяких подборках типа «Самые интересные месте на Транссибе». Благодаря своему вокзалу.
Дело в том, что это здание построено из материала, более привычного для всяких дворцов, храмов и прочих архитектурных памятников. Из благородного камня – мрамора.
— Берег Байкала
Здесь железная дорога примерно 200 километров идет вдоль берега этого уникального озера.
Конечно, время от времени Байкал прячется за деревьями. Но, в основном, пути проходят прямо по береговой линии.
Если отвлечься от видов озера, и посмотреть в окно поезда на противоположную сторону, можно увидеть горные хребты ( между станциями Слюдянка и Выдрино) .
Кстати, эти хребты оказались единственным местом на всем протяжении от Новосибирска до Владивостока, где на вершинах гор в сентябре лежали снежные шапки.
Описать словами, как выглядит Байкал из окна поезда — занятие сложное.
Но зато байкальские пейзажи можно посмотреть на видео:
— Берег Байкала — Улан-Удэ.
После небольшой станции «Байкальский прибой» железная дорога уходит в сторону от Байкала. Теперь она идет по долине реки Селенга.
Сначала по одному берегу. А затем – резкий поворот, мост… и мы уже едем по противоположному берегу реки.
Раньше, ещё до Иркутска, мы уже проехали станцию Нижнеудинск. Логично (хотя топографические названия логике зачастую не поддаются), что где-то должен быть и Верхнеудинск.
Да, такой город действительно существует. Вот только это название осталось в прошлом – и сейчас у Верхнеудинска другое имя.
4. Улан-Удэ – Чита.
До поездки мне казалось, что где-то в этих местах должны простираться Забайкальские степи.
Что-то похожее на степи наблюдается к востоку Улан-Удэ. Но недолго.
Вот, кстати, это место на видео:
А затем — местность становится лесистой. И горной.
Правда, железная дорога в основном проходит по долинам рек (что очень даже логично), а горы виднеются где-то на заднем плане.
Сначала она добирается до станции Петровский Завод.
Здесь с давних пор существовал завод (как говорили раньше – «железоделательный»).
Проработав более двух веков, завод (как и многие его собратья) не пережил 90-х годов 20 века. От него остались монументальные развалины, тянущиеся вдоль железной дороги.
Пожалуй, город Петровск-Забайкальский (в котором находится эта станция) можно считать той самой широко известной «глубиной сибирских руд», в которой следует хранить «гордое терпенье». Здесь было самое массовое «поселение» сосланных в Сибирь декабристов (и их не менее знаменитых жён).
Затем долгое время Транссибирскую магистраль сопровождает река Хилок.
И станция с одноименным названием (Хилок) – самая крупная на этом отрезке пути.
А потом — железная дорога проходит вдоль ещё одной реки (Ингода).
А между долинами этих рек расположен Яблоновый перевал (который считается самой высокой точкой Транссибирской магистрали – он возвышается более чем на 1000 метров над уровнем моря).
К сожалению, погода на этом участка не баловала – всё время было пасмурно. И, «временами и местами» — шел дождь.
Но тем не менее, особенности этих мест хорошо заметны на видео:
Интернет утверждает, что «Чита признана самым солнечным городом России за последние 30 лет».
Но знаменитый «закон подлости» ещё никто не отменял.
Поэтому я даже не удивился, когда во время остановки на этой станции мы попали под сильнейший ливень.
Чита (во время ливня) — на видео:
Итак, две трети Транссиба уже позади. До Владивостока осталось «всего ничего» — двое с лишним суток пути…
Источник: www.dmitriytravel.ru
По Транссибу до Новосиба, ч.1: Москва — Пермь
Богатые, да и не только, иностранцы приезжают в Россию, чтобы прокатиться по легендарной Транссибирской магистрали. Для них это — одна из главных достопримечательностей нашей страны. Мы, россияне, гордимся этим, но на практике в массе своей дежурно ругаемся на РЖД, шутим про мокрое бельё и висящие в проходе ноги и предпочитаем самолёты.
Людей, с целью развлечения садящихся в поезд на несколько ночей, всё меньше, и в глазах окружающих они выглядят забавными романтиками. Я, конечно, всегда хотел стать одним из них, но всю жизнь находились какие-то причины отложить такое путешествие. Пандемия же наконец сделала эти планы хоть отчасти реальными.
Проехать целиком путь до Владивостока со всей семьёй не представлялось возможным, так что этот интеграл придётся брать по частям. И хоть доехал я в итоге всего лишь до Новосибирска, зато не жалея сил и плёнки фотографировал всю дорогу из окна и на остановках, и этим кадрами, а также своими впечатлениями, и хочу поделиться. Объёмный рассказ будет разбит на три части. Сначала доедем до Перми.
1. В путешествие по Транссибу отправляемся, конечно же, с Ярославского вокзала:
2. От жизни я отстал изрядно. Готовясь к путешествию весной 2021-го, с разочарованием узнал, что поездов «Москва — Новосибирск» уже несколько лет как не существует в природе. Даже фирменного «Сибиряка» отменили «из-за падения пассажиропотока».
В итоге кто решит добраться из столицы в третий по величине город страны, вынужден будет пользоваться транзитными поездами, что сразу делает дорогу на порядок менее комфортной. Оставшиеся фирменные поезда, проходящие через Новосибирск, оказались неудобны по расписанию: либо из Москвы отправляются посреди дня, либо туда прибывают глухой ночью. Самым адекватным по времени оказался скорый «Москва — Красноярск».
3. Но во-первых в комфорте он фирменным существенно проигрывает. Во-вторых для транзитных пассажиров для продажи открыты только пара вагонов, остальные — только для тех, кто едет от начала до конца. Вот и получается, что от Москвы до Новосибирска добираться придётся какими-то неудобными поездами и вагонами. Чувствуешь себя обделённым.
4. После Мытищ — съезд на Монинскую ветку и выход на Горьковское направление во Фрязево. Задаюсь вопросом, неужели участок от Курского вокзала до Фрязево настолько загружен, что имеет смысл делать этот крюк? Тем более что часть поездов на Транссиб следуют по ярославскому ходу через Данилов — Буй.
5. Проезжаем Орехово-Зуево с его промышленной архитектурой:
6. Клязьма здесь выполняет функцию границы между Московской и Владимирской областями:
7. Далее поочерёдно несколько промышленных городков запада Владимирщины, нанизанных на железнодорожную и параллельную ей автомобильную магистраль. Покров:
8. Петушки:
9. Одну из главных достопримечательностей Петушков видно прямо с дороги — это, наряду с московской Шаболовкой, одна из восьми сохранившихся гиперболоидных башен инженера Шухова. Здесь она выполняла функцию водонапорки. При адаптации линии под «Сапсаны» её чуть не снесли, но в итоге даже реконструировали:
10. Неприметный городок Костерёво. Если заранее не знать, то и не догадаешься, что это город:
11. Станция Ундол в городе Лакинске:
12. Закат над владимирскими лесами и болотами:
13. Какая-то большая дорожная стройка под Владимиром. Вероятно, скоростная трасса «Москва — Казань». Жду не дождусь возможности по ней прокатиться:
14. Владимир встречает аккуратными многоэтажными районами. Всегда удивлялся, насколько приятны первые парадные виды этого города при въезде со стороны Москвы:
15. С момента моего первого посещения Владимира этот город изменился очень сильно. Если в 2013-м я возмущался неухоженным и практически деревенским обликом одного из главных городов Золотого Кольца, то сейчас он этому статусу очень даже соответствует. Центр старого Владимира превратился во вполне достойную туристическую зону с пешеходными улицами и всевозможным благоустройством. После написания своих ворчливых постов я был там уже раза три, но обновить рассказ так и не дошли руки.
16. Во Владимире — первая остановка на пути. Можно и нужно выйти размяться, проникнуться духом дальней дороги на поезде:
17. Прямо с перрона видны главные достопримечательности города. Красота!
18. Едем дальше. На восточной окраине Владимира — Свято-Алексиевский Константино-Еленинский монастырь. Его я тоже в своих постах про город показывал.
19. Дело к закату. Подъезжаем к Боголюбово, где не выходя из вагона можно увидеть ещё достопримечательностей федерального уровня.
20. Боголюбский монастырь. Во время поездки во Владимир осенью 2019-го я наконец-то и сюда добрался, восполнив этот пробел на карте своих путешествий. Только написать тоже всё никак не успеваю:
21. И, конечно, храм Покрова на Нерли. При каждом проезде этой дорогой половина поезда стабильно прилипает к окнам в этот момент, и я не исключение. Красиво!
22. Последний пункт первого дня пути — Ковров. Впервые увидел этот город, хотя бы из окна. До этого только ночью проскакивал. За Ковровом солнце село окончательно и пассажиры отправились спать.
23. Проснулся я уже под хмурым небом Кировской области. Был здесь только один раз, в 2015-м, и по Транссибу дальше самого Кирова не ездил. Начиная с этого места для меня всё было новым.
24. В Кировской области я застал Зуевку — типичный небольшой городок, появившийся при строительстве железной дороги и по сей день живущий ею:
25. На привокзальной площади — паровоз-памятник и воинский мемориал. Считай, из окна поезда уже половину достопримечательностей города увидел:
26. Столовая рядом с вокзалом. При её виде просыпается ностальгия по детству. В голове сразу всплывают картинки клеёнки, пластиковой солонки с перечницей, котлеток и компота в стеклянном стакане. Хочется зайти. Но потом включается развившийся за это время избалованный москвич и начинает бояться отравления.
27. На всём протяжении пути обращает на себя внимание контраст между богатой и добротной инфраструктурой РЖД и унылыми образами небольших провинциальных населённых пунктов:
28. За два дня пути неожиданно для себя узнал, что и на магистралях состояние путей может сильно разниться. Особенно это ощущалось ночью, когда пытаешься уснуть. На участке от Владимира до Кирова, по которому поезд проезжал первой ночью, он шёл гладко и тихо. Я тогда ещё подумал, что нам очень повезло со старым вагоном с качественной мягкой подвеской.
Но на вторую ночь, между Екатеринбургом и Омском, этот же вагон трясло и качало будь здоров. Выходит, дело не в вагоне, а в путях.
29. Пгт. Фалёнки Кировской области:
30. Где-то здесь накрывает осознание, что поезд увёз уже куда-то очень далеко, в полноценную нечернозёмную провинцию:
31. Удмуртия встретила дождем. И дождь лил почему-то ровно в административных границах этой республики, от Кировской области до Пермского края. С одной стороны, фотки через капли на стекле получаются не очень. С другой — в купе воцаряется умопомрачительный уют, и поездная романтика накрывает с головой. Сиди пей чай из подстаканника, ешь Доширак и смотри в окно.
32. Главный пункт на пути следования через Удмуртию — её «северная столица», почти стотысячный город Глазов. Из окна поезда выглядит довольно внушительно.
33. Аккуратно, чисто, современно, в отличие от оставленных позади населённых пунктов Вятки. На вокзале многолюдно и публика достаточно приличная. Есть ощущение крупного города.
34. Мебельные фабрики работают едва ли не в каждом более-менее живом населённом пункте Удмуртии. Любопытно, почему? Регионов, богатых лесом, у нас и других хватает.
35. Крупная станция Балезино. Здесь меняют локомотив в связи со стыкованием переменного и постоянного тока.
36. Благодаря этому тут можно выйти и немного передохнуть:
37. То ли сугубо местный, то ли РЖДшный девайс для станционной торговли. Почему-то не использовался:
38. Мост через реку Чепца:
39. Дороги Удмуртии:
40. Почти во всём порадовал сервис от РЖД. Словно компенсируя отсутствие прямого удобного поезда и старый вагон для транзитных пассажиров, внутри все двое суток было идеально чисто и даже туалет неизменно радовал уборкой. Хотя, допустим, даже на коротких четырёх- или пятичасовых рейсах ПДС в туалет в конце пути бывает зайти страшно. Два раза в день улыбчивый начальник поезда проходил по вагонам, заглядывал в купе и спрашивал, всё ли нормально.
41. Но один существенный косяк всё же был, хотя ему я в итоге жаловаться не стал. Поддавшись предложениям на сайте РЖД, я заранее заказал завтраки на всю компанию. Спросили вечером у проводницы — во сколько их принесут. Сказала, после 9 по местному времени.
В итоге работники вагона-ресторана стали ломиться в купе часов в полвосьмого по омскому времени, перебудив всех, и, швырнув набор сух. пайка на кровать, гордо удалились. Учитывая, что я спал в купе с тремя чужими людьми, было очень неудобно. Да и еда оказалась весьма неинтересной. В следующий раз возьму с собой дошик, по старинке.
42. Крупный посёлок и районный центр Кез, вокзал:
43. Там же, частный сектор:
44. База запаса вагонов на станции Кузьма:
45. Наконец мы пересекли границу Пермского края. Теперь мы официально на Урале, хотя пейзаж за окном пока не отличается от Удмуртии. Первая станция региона — Бородулино:
46. Крупная станция Верещагино в одноимённом городе:
47. О.п. Кукетский. Аналогичные деревянные дома встречались и на других небольших о.п. Пермского края. Вероятно, что-то типовое станционное:
48. Уральский рельеф появляется не сразу. Поначалу вообще поля. От средней полосы не отличишь:
49. О том, что что-то начинает меняться, первой говорит сама дорога. Пути начинают чрезмерно петлять и искривляться.
50. Часто встречные пути располагаются на удалении друг от друга:
51. Постепенно на открытых пространствах начинаешь замечать возвышенности:
52. Они растут медленно, нехотя, но визуально уже начинаешь вспоминать Урал.
53. Посёлок Чайковская:
54. Чем ближе к Перми, тем сильнее обжита земля:
55. Незадолго до столицы края характерные уральские виды берут своё. Вот это фото уже вполне можно и с Челябинской областью спутать:
56. И вот, мы въезжаем на окраины Перми:
На этом прервёмся. Всё-таки перемещение по земле, будь то поезд или автомобиль, дарит гораздо больше впечатлений и, главное, возможностей прочувствовать дорогу. Что ты не просто телепортировался из пункта А в пункт В, а действительно преодолел расстояние, наблюдая, как меняется мир за окном. В следующий раз проедем по наиболее живописной части нашего пути — по уральским горам между Пермью и Екатеринбургом.
Источник: ts58.livejournal.com