Контрольное занятие по инженерной подготовке

Введение в курс Пожарно-строевая и тактико специальная подготовка (ПСП). Тема 1

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

Инженерная математика, Алгебра и начала анализа

Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций:
  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

Урок 293. Подготовка к контрольной работе

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

  • информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
  • методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
  • методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение
  • упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
  • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);
  • инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

  • создание предварительного представления об упражнении;
  • разучивание упражнения;
  • закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

  • знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
  • показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
  • демонстрирует приемы и технику их выполнения;
  • объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;
  • разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;
  • разрешает пробные попытки;
  • информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
  • разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.

Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге.

Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

  • тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;
  • подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
  • определение цели и задачи учебного занятия;
  • подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
  • выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
  • определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
  • уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
  • определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;
  • определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
  • определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также
  • состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
  • определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
  • решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

  • обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;
  • следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;
  • обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;
  • создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;
  • напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:

вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Читайте также:  Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей россии

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

  • построения группы, расчета, приема рапорта;
  • проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;
  • доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;
  • проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.

Источник

Подготовка и проведение занятий по предметам боевой подготовки

Выдержки из книги «Военная педагогика». Учебник для ВУЗОВ под редакцией О.Ю.Ефремова
Боевая подготовка проводится как в мирное, так и в военное время, и от содержания и качества ее проведения зависит боеспособность и боеготовность подразделений, частей и соединений Вооруженных сил.

Боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава Вооруженных сил в целях обеспечения его готовности к ведению боевых действий или выполнению других задач в соответствии с предназначением.
Мероприятия боевой подготовки осуществляются в целях освоения личным составом тактических действий на поле боя, приобретения навыков в выполнении функциональных обязанностей, изучения устройства, правил эксплуатации и боевой работы на штатном вооружении и военной технике.
Для достижения указанных целей реализуются различные виды подготовки личного состава: огневая, тактическая, специальная, тактико-специальная, техническая, физическая и др.
Каждый из видов подготовки реализуется путем проведения соответствующих занятий. Различные виды занятий имеют и много общего, и свои особенности, определяемые видом подготовки и спецификой военно-профессиональной деятельности.

Техническая подготовка военнослужащих
Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.
Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:
• изучение устройства штатной боевой техники и приборов;
• приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.
Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).
Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе.

Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.
Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия.

В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.
Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.
Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.
Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.
При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.
Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.
Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.
Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу.

Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.
В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе.

Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы.

В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.
При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.
На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.
В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занятия.

Огневая подготовка личного состава
Огневая подготовка – составная часть полевой выучки войск. Ее высокое качество обеспечивается строгой методической последовательностью в обучении, правильной организацией занятий, систематическим проведением огневых тренировок и стрельб, применением современной учебно-материальной базы.
Обучение огневой подготовке проводится: на плановых занятиях по изучению оружия (вооружения), боеприпасов и правил стрельбы; на огневых тренировках и при выполнении упражнений учебных и контрольных стрельб; на занятиях по выполнению упражнений стрельб в составе подразделения и по управлению огнем.
Занятия по изучению материальной части оружия (вооружения) и боеприпасов организуются на материальной части в огневых городках, в парках, в поле и в классах. Они проходят в составе роты по учебным группам обучающихся одной специальности или повзводно под руководством офицеров, прапорщиков и наиболее подготовленных сержантов. Основной метод обучения – рассказ (объяснение) в сочетании с показом устройства, работы частей и механизмов на схемах, плакатах, макетах и учебных образцах оружия, а также выполнение практических работ.
Занятия по изучению основ и правил стрельбы проводятся повзводно, а при изучении специфических вопросов – по учебным группам обучаемых одной специальности под руководством командиров взводов. Используются методы рассказа (объяснения), показа и тренировки в решении огневых задач по применению основ и правил стрельбы с использованием тренажеров, учебного оружия (вооружения), прицелов, макетов местности и наглядных пособий (плакатов, схем). В ходе занятий обучающимся прививаются знания и практические навыки применения основ и правил стрельбы для поражения различных целей всеми способами стрельбы.
Обучение на учебно-тренировочных средствах (УТС) способствует повышению интенсификации процесса обучения и выработке в более короткие сроки навыков эффективного применения оружия (вооружения) в бою.
Обучение стрельбе на УТС проводится в соответствии с указаниями «Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков сухопутных войск» по выполнению подготовительных упражнений и положений огневой подготовки мотострелковых подразделений.
Количество тренажеров на занятии должно быть таким, чтобы можно было организовать и проводить занятия в масштабе роты, для чего оборудуются тренажерные классы.
После приобретения обучающимися первоначальных навыков в действиях при вооружении и в решении огневых задач на тренажерах осуществляется переход к занятиям непосредственно на боевой технике и при вооружении, чтобы совершенствовать навыки в стрельбе и в слаживании экипажей. При этом занятия на тренажерах проводятся для поддержания практических навыков в стрельбе.
Огневые тренировки и выполнение упражнений стрельб проходят в огневых городках, на войсковом стрельбище и директрисе боевых машин пехоты. На них вырабатываются, совершенствуются и поддерживаются доведенные до автоматизма навыки обучаемых в действиях с оружием (при вооружении) и решении огневых задач.

Читайте также:  Инженерная подготовка территории в ппт

Каждая последующая тренировка должна обеспечивать наращивание навыков личного состава благодаря усложнению условий подготовительных упражнений стрельб и сокращению времени выполняемых нормативов. Подготовительные упражнения и упражнения по управлению огнем разрабатываются в батальоне согласно рекомендациям, изложенным в «Курсе стрельб». Количество их применительно к условиям оборонительного и наступательного боя должно быть примерно равным.
В ходе огневых тренировок на тренажерах огневой подготовки с командирами боевых машин пехоты и наводчиками-операторами (операторами переносных комплексов) отрабатываются электронные пуски.
В частях, предназначенных для действий в горах, огневые тренировки должны проводиться именно там. Личный состав обучается ведению огня сверху вниз и снизу вверх. Огневыми тренировками с ротой, а также занятиями по выполнению упражнений учебных стрельб, управлению огнем взвода и метанию боевых ручных гранат руководит командир роты.

Командир взвода обучает личный состав взвода на учебных местах (по управлению огнем – отделения) или привлекается к проведению занятий с обучаемыми одной специальности.
Выполнение упражнений стрельб с каждой ротой и подразделениями, не входящими в роту (гранатометными, противотанковыми), осуществляется равномерно в течение года.
Контрольные занятия по определению готовности личного состава к выполнению упражнения контрольных стрельб, занятия по управлению огнем роты и стрельбы с выполнением упражнений контрольных стрельб ротой проводит командир батальона, упражнения учебных стрельб – командир роты.
Сборы по изучению нового оружия (вооружения), подготовке снайперов, гранатометчиков и других малочисленных специальностей происходят в масштабе части. Для их проведения привлекаются опытные командиры и офицеры соответствующих служб части.

Занятия по специальной подготовке
Для подготовки личного состава войск связи, специальных войск и некоторых других родов войск (сил) к владению техникой и оружием, выполнению функциональных обязанностей в бою, а также слаженным действиям в составе подразделения используется специальная подготовка.
Основные задачи обучения по специальной подготовке:
• изучение обязанностей в соответствии со штатно-должностным предназначением и порядка взаимозаменяемости по другим специальностям отделения (расчета), взвода, батареи;
• приобретение навыков в работе на штатной боевой технике, приборах, средствах связи, на вооружении, правильной их эксплуатации с соблюдением правил безопасности, определении и устранении простейших неисправностей;
• подготовка подразделения к выполнению задач в различных условиях боевой обстановки.
Занятия по специальной подготовке организуются во взводе (отделении, расчете) и батарее, с отдельными специалистами могут проводиться в масштабе дивизиона (части). Занятиями руководят командиры отделений (расчетов), взводов, батарей и старшие начальники. К проведению занятий с отдельными специалистами в масштабе дивизиона (части) должны привлекаться наиболее подготовленные офицеры.
Занятия со всеми категориями обучаемых проводятся в классах, парках, на учебных полях (в городках) и в поле на штатной технике, обычно учебно-боевой группы, с широким использованием учебно-тренировочных средств. Продолжительность каждого занятия определяется программами боевой и командирской подготовки (расписаниями занятий).
Обучение личного состава по специальной подготовке осуществляется по этапам.
На первом этапе происходит общее знакомство с боевой техникой и вооружением, изучаются их тактико-технические характеристики. Военнослужащим даются необходимые теоретические знания и показываются приемы работы на технике. После усвоения первоначальной информации приступают к изучению приемов и правил работы в составе расчета.
На втором этапе первые занятия в целях достижения требуемого качества и полноты отработки операций обычно проводятся без учета времени. В последующем требования временных нормативов учитываются в полном объеме.
На третьем этапе совершенствуется боевое мастерство, не только на занятиях по специальной подготовке, но и в процессе слаживания подразделений на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях, тренировках и контрольных занятиях по стрельбе и управлению огнем.
Усвоение знаний в ходе специальной подготовки осуществляется поэтапно на различных видах занятий.
Теоретическое занятие – первое по теме, на котором изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания принципа работы аппаратуры и механизмов. Сущность его заключается в том, что руководитель занятия при объяснении содержания изучаемого вопроса одновременно показывает порядок выполнения того или иного приема (действия).

Если это выполнение сложное, показ может проводиться сначала по элементам, а затем в целом. Важно, чтобы руководитель образцово продемонстрировал прием, показав возможность его выполнения в установленное нормативное время. Основные методы проведения теоретического занятия – рассказ с показом и объяснение.
Групповое занятие целесообразно использовать в ходе второго и третьего этапов занятий по специальной подготовке. Сущность его заключается в том, что руководитель вначале рассказывает о сути действия (приема), а затем обучающиеся под его руководством совместно выполняют прием (действие). Групповое занятие может проводиться методами рассказа с показом, объяснением, упражнениями, тренировками.
Практическое занятие используется обычно на втором и третьем этапах. После того как обучаемые поймут суть вопроса, необходимо, чтобы они усвоили свои функциональные обязанности, доведя их выполнение до автоматизма, чтобы приемы, действия, нормативы выполнялись ими правильно в строго установленное время. Основные методы проведения практического занятия – тренировка, практическая работа.
Комплексное занятие – занятие, проводимое с батареей на местности в условиях конкретной тактической обстановки. На нем осуществляется слаживание подразделений в целом, совершенствуются навыки личного состава в работе при выполнении боевых задач. Проводится командиром роты, батареи или старшим начальником.
Например, комплексное занятие с подразделениями артиллерийской разведки проходит как индивидуально, так и совместно с артиллерийскими подразделениями.
Оно должно начинаться днем и заканчиваться ночью или начинаться ночью и заканчиваться в светлое время суток.
Темы комплексных занятий определяет командир части (дивизиона) на период обучения (на месяц). Цели и учебные вопросы, задачи и нормативы указывает руководитель занятия, исходя из уровня подготовки личного состава батареи и слаженности расчетов (отделений) взводов.
На комплексном занятии батарея (подразделение артиллерийской разведки) выполняет следующие действия:
• совершает марш в район занятия;
• развертывается в боевой порядок (как правило, на сокращенных расстояниях);
• выполняет мероприятия по подготовке к ведению разведки;
• производит 1-2 перемещения;
• выполняет несколько задач по ведению разведки к обслуживанию стрельбы.
Основные методы проведения комплексного занятия – показ и тренировка в выполнении приемов и действий при боевой работе по времени (выполнение нормативов).
Вопросы специальной подготовки в этом случае вначале могут отрабатываться по отделениям, расчетам, взводам, а затем в составе роты, батареи или иного подразделения. Большая часть времени отводится на слаживание батареи в полном составе путем тренировки по выполнению огневых задач (ведению разведки и обслуживанию стрельбы). Особое внимание обращается на выполнение своих функциональных обязанностей всеми командирами с одновременным обучением подчиненных.
Комплексные занятия, проводимые старшими командирами, как правило, бывают контрольными. Они проводятся для проверки готовности личного состава по изученным темам специальной подготовки в соответствии с нормативами и курсом подготовки.
Количество комплексных и контрольных комплексных занятий на период обучения определяется программой боевой подготовки.
Особенности организации занятий по специальной подготовке.
При подготовке к занятию руководителю необходимо: тщательно продумывать вопросы, связанные с выбором его вида и места; определять, какие приемы, нормативы будут отрабатываться; определять (при необходимости) помощников и проводить их инструктаж; устанавливать последовательность отработки учебных вопросов.
При составлении документов для проведения занятия руководитель обычно разрабатывает что-то одно (план, план-конспект или конспект). Если назначены его помощники, то они создают частные планы. Могут делаться выписки из сборника нормативов или курса подготовки.
При определении места занятия и материального обеспечения руководителю необходимо: установить это исходное место; тщательно провести рекогносцировку данного района; наметить, где и какие вопросы будут отрабатываться, сколько необходимо учебных точек и какое количество помощников руководителей занятия потребуется; уточнить, какую технику и вооружение использовать на занятии, а также наметить расход моторесурсов; определить требования безопасности.
Особенности работы на занятии по специальной подготовке.
Во вступительной части руководителю для проверки наличия экипировки и материального обеспечения целесообразно использовать помощников. В ходе контрольного опроса основное внимание должно уделяться аспектам отработки предстоящей темы. Затем необходимо напомнить требования безопасности и следить за их соблюдением в ходе занятия.
В основной части занятия главное внимание должно быть уделено привитию практических навыков выполнения функциональных обязанностей в составе подразделения, когда резко меняется обстановка, в условиях внезапности и состязательности.
В заключительной части больше внимания обращается на наличие и состояние материально-технического обеспечения, возвращение его в первоначальное состояние.

Проведение занятий по вождению
Вождение – составная часть полевой выучки войск. Высокая подготовка механиков-водителей (водителей) достигается систематическим проведением занятий по вождению, их высокой организацией и полным использованием технических возможностей тренажеров и современных боевых машин.
Плановые занятия по вождению проводятся равномерно в течение всего периода обучения на учебных местах танкодрома, подготовленных в соответствии с условиями упражнений «Курса вождения боевых машин» и с соблюдением мер безопасности.
Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и других мероприятий, связанных с эксплуатацией боевых машин.
Занятия планируются так, чтобы механики-водители (водители) получали практику вождения машины во все периоды года при любой погоде, днем и ночью.
При выполнении упражнений «Курса вождения» на учебных местах отрабатываются соответствующие вопросы (задачи) и нормативы: основы движения и правила вождения; преодоление сложных препятствий; вождение с приборами ночного видения; погрузка на переправочные и транспортные средства; самовытаскивание и буксирование машин; выполнение нормативов по технической подготовке и др.
Занятие целесообразно проводить в такой последовательности:
• постановка задачи личному составу с указанием темы, целей, учебных вопросов и порядка проведения занятия;
• проверка знания обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности;
• осмотр маршрута (если требуется);
• показ техники преодоления наиболее сложных препятствий или выполнения упражнения в целом;
• обучение личного состава на учебных местах, количество которых, а также отрабатываемые на них учебные вопросы и нормативы определяются условиями выполняемого упражнения и учебными целями занятия;
• разбор занятия с указанием характерных ошибок, допущенных обучаемыми, и объявлением оценок.
Занятия с отработкой упражнений одиночного вождения и упражнений в составе экипажа и взвода проводятся командиром роты (батареи). Он является руководителем на основном учебном месте. Заместитель командира роты (батареи) по вооружению (техник роты (батареи)) и командиры взводов обучают личный состав на других учебных местах.
Занятия по отработке упражнений в составе роты (батареи) проводятся командиром батальона, а упражнения в составе батальона (дивизиона) и упражнения по преодолению водных преград – командиром части или назначенными им офицерами. Упражнения по вождению, отрабатываемые подразделениями, тесно увязываются со сроками их слаживания.
В ходе плановых занятий механики-водители (водители) готовятся и сдают испытания на присвоение (подтверждение) классной квалификации в соответствии с существующими требованиями. Водители автомобилей повышают классную квалификацию согласно требованиям к водителям автомобилей, определенным приказом министра обороны.
Перед проведением занятий по вождению обязательно повторяются и в ходе занятий строго выполняются требования безопасности.

Читайте также:  Инженерная подготовка сотрудников овд

Контрольные вопросы
1. Что представляет собой боевая подготовка?
2. Каковы основные цели проведения занятий по боевой подготовке?
3. Назовите виды боевой подготовки.
4. Что в себя включает подготовка к проведению занятий по боевой подготовке?
5. Раскройте порядок проведения занятий по боевой подготовке.
6. Каковы особенности проведения занятий по специальной подготовке?
7. Как проводится тактическая и огневая подготовка?
Рекомендуемая литература
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2004.
Змеев С. И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб, 2006.
Педагогические технологии / Под ред. В. С. Кукушина. М., 2004.
Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ, 2002.

Источник

Что за проект «Математическая вертикаль» в московских школах

В 2021 году седьмой класс, в котором учится моя дочь, присоединился к проекту «Математическая вертикаль».

Расскажу, что это за проект, как проходит отбор в классы и почему это отличная возможность получить качественное образование для детей, которые учатся в обычных московских школах.

Главные новости — в нашем Телеграме

Что за проект

«Математическая вертикаль» — это московский проект предпрофильной подготовки учеников с седьмого по девятый класс.

В рамках проекта в школе формируют классы с особой программой: на занятия математикой выделяется больше учебных часов, а кроме алгебры и геометрии в расписании появляются новые дисциплины: например, теория вероятностей и статистика. Такие углубленные занятия в течение нескольких лет должны помочь школьникам поступить в профильные математические, естественно-научные или инженерные старшие классы.

Особенность проекта в том, что он работает в обычных районных школах : чтобы дать ребенку качественное математическое образование, не нужно участвовать в огромном конкурсе в топовые матшколы и возить ребенка на учебу на другой конец города.

Еще один важный нюанс — за участие в проекте не нужно платить: он полностью финансируется из городского бюджета. Но ребенку понадобится написать вступительную работу: в классы набирают способных и мотивированных учеников.

Какие школы участвуют

В 2020/21 учебном году в проекте участвовали 436 московских школ. Среди них есть как сильные школы вроде № 1543 на Юго-Западе и № 1329 , так и обычные — например, № 629 в районе Южное Чертаново и № 1987 в Марьине.

Еще 27 школ были кандидатами на участие: седьмые классы в них не считались классами «Математической вертикали», но если школьники хорошо напишут итоговую контрольную, то с восьмого класса вступят в проект.

Узнать, есть ли в школе вашего ребенка такие классы, можно на сайте школы или по телефону школьной администрации.

Каждую школу, которая присоединилась к проекту, прикрепляют к одному из 20 ресурсных центров. Такими центрами стали топовые школы: «Интеллектуал», № 57 , 1514, 1543 — и некоторые вузы: Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, МИРЭА — Российский технологический университет.

Школы — участники проекта «Математическая вертикаль»PDF, 226 КБ

Ресурсные центры проекта «Математическая вертикаль»PDF, 112 КБ

Специалисты ресурсных центров помогают школам: проводят консультации и оказывают методическую поддержку, организовывают математические праздники и олимпиады для школьников, а также курсы повышения квалификации для учителей. Ресурсные центры не взаимодействуют напрямую с учениками и их родителями, так что обо всех деталях проекта стоит узнавать в школе.

Некоторые школы используют программу самостоятельно: закупают учебники и проводят уроки, но официально в проекте не участвуют. Ресурсные центры их не поддерживают — это может сказаться на качестве образования.

Как происходит отбор

Чтобы поступить в седьмой класс «Математической вертикали», шестиклассникам нужно написать вступительную работу. Ее выполняют на компьютерах в определенный день, обычно в марте-апреле. В 2021 году ее провели 27 и 28 апреля.

Архив контрольных — ресурсный центр «Интеллектуал»

В этом году вступительная работа в «Математическую вертикаль» для шестиклассников запланирована на 2 и 3 марта. Ее пишут ученики школы, которая участвует в проекте, или других московских школ, которые хотят перевестись в классы «Математической вертикали». Резервный день — 19 апреля: работу смогут написать учащиеся негосударственных школ и иногородние, а также те, кто пропустил первую попытку по уважительной причине, например из-за болезни.

Ученики, которым не хватило баллов, смогут пересдать работу в августе — точная дата в 2022 году пока не объявлена.

По итогам вступительной работы определяется уровень знаний школьника: высокий, повышенный или базовый. В классы «Математической вертикали» зачисляют всех детей с высоким уровнем математической грамотности по итогам вступительной работы. В 2021 году для получения высокого уровня нужно было набрать минимум 14 баллов из 19.

Школы также могут устанавливать свой проходной балл и зачислять в классы проекта шестиклассников с повышенным уровнем знаний. Но он должен быть не ниже общегородского — 10 баллов в 2021 году.

За несколько месяцев до вступительной работы, в декабре, обычно проводят пригласительное тестирование, чтобы дети могли попробовать свои силы и оценить формат заданий. Результаты этой работы при поступлении не учитываются. В декабре 2021 года пробную работу предложили и ученикам пятых классов, которые будут поступать в «Математическую вертикаль» в 2023 году.

В нашей школе в 2021 году проходной балл был равен городскому: для поступления достаточно было набрать 10 баллов из 19. Школа набрала один класс «Математической вертикали» на базе олимпиадного, в котором училась моя дочь.

Дочь поступила в класс проекта почти со всеми одноклассниками, но несколько человек ушли в другие школы или в параллельный класс с естественно-научной специализацией. Вместо них в класс пришли 13 учеников из других школьных зданий.

С 2020 года появились еще две возможности поступить в класс повышенного уровня — математические праздники. Это две олимпиады, которые проводят в один день. В одной задания попроще — для тех, у кого нет опыта участия в олимпиадах, — но при поступлении учитывают только диплом победителя.

В олимпиаде с более сложными заданиями приглашение в классы проекта получают победители и призеры.

В 2021 году математические праздники прошли 18 апреля, а в 2022 году они пройдут 27 февраля.

В проект могут попасть восьми- и девятиклассники, если хорошо напишут итоговую работу за предыдущий учебный год и в классе «Математической вертикали» будут свободные места. Итоговую работу за седьмой класс планируют провести 6 и 8 апреля, резервный день — 17 мая, за восьмой класс — 20 и 21 апреля, резервный день — 18 мая. Но школы могут устанавливать дополнительные требования к поступающим: например, наличие дипломов математических олимпиад.

В чем особенность программы

Программа в «Математической вертикали» гораздо сложнее общеобразовательной программы по математике. В обычном классе всего пять часов математики в неделю. В вертикали — 4—5 часов алгебры, 1—2 часа геометрии, 1—2 часа статистики и 1—2 часа других занятий по выбору школы.

Например, у моей дочери в седьмом классе 9 часов математики в неделю: 5 часов алгебры, 3 часа геометрии и 1 час теории вероятностей и статистики. Кроме того, раз в неделю проходит спецкурс, где школьники решают задачи повышенного уровня. Моей дочери нравится программа, хоть она и непростая.

На уроках используют учебники и задачники, предназначенные для «Математической вертикали», а также учебник повышенного уровня по алгебре: они сложнее учебников математики в обычных классах.

Так выглядит стопка учебников и задачников в седьмом классе «Математической вертикали». В обычном классе учебников чаще всего два — алгебра и геометрия

Источник
Рейтинг
Загрузка ...