Котельная объект капитального строительства производственного назначения

Пресс-центр

Объекты производственного назначения: проведение государственной экспертизы проектной документации

При разработке проектной документации важную роль играет качество подготовки исходно-разрешительных документов – заданий на проектирование, градостроительных планов земельных участков, специальных технических условий. Рассмотрим общие вопросы, которые возникают при государственной экспертизе проектов строительства объектов производственного назначения.

Требования о необходимости разработки и представления указанных документов на государственную экспертизу приведены в:

● Градостроительном кодексе Российской Федерации (глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства; статья 48. Архитектурно-строительное проектирование);
● Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (раздел II. Представление документов для проведения государственной экспертизы, п.п. 13÷16);
● Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (раздел II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов).

В частности, пунктом 10 подпунктом «б» установлены требования о том, что раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать исходные данные для подготовки проектной документации на объект капитального строительства, в том числе:

1. задание на проектирование;
2. правоустанавливающие документы на объект капитального строительства в случае проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
3. обоснование безопасности опасного производственного объекта в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенное в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

При этом, в соответствии с пунктом 11 Положения, документы (копии документов, оформленные в установленном порядке) должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.

ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Необходимо принять во внимание ряд важных вопросов, которые должны быть отражены в задании на проектирование и которые определяют качество дальнейшего проектирования.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Глава 1. Общие положения. Статья 4. Идентификация зданий и сооружений) устанавливается обязательность указания в задании на проектирование сведений об идентификационных признаках зданий и сооружений:

ч. 11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) застройщиком (заказчиком) – в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства и в задании на проектирование;
2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, – в текстовых материалах в составе проектной документации.

ч. 1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.

ч. 7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.

Также согласно части 8 к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам (статья 48_1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты).

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, установлены требования к указанию заказчиком в задании на проектирование необходимости разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства (требования приведены в разделе I. Общие положения, пункт 8).

Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации.

Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Также согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Разделы 6 и 11 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27_1-31 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

В задании на проектирование приводится перечень нормативно-технических документов, с учетом требований которых необходимо разработать проектную документацию. При этом использование указанных документов допускается в части, если они не противоречат требованиям технических регламентов, а также требованиям национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Задание на проектирование должно содержать в том числе:

● требования к назначению объекта, основным технико-экономическим показателям;
● требования к технологии, режиму работы, основному технологическому оборудованию;
● иные требования, позволяющие выполнить оценку о соответствии проектной документации требованиям задания на проектирование, с учетом требований технических регламентов и действующих нормативных правовых актов.

ОБЪЕКТЫ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

Для объектов обороны и безопасности Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

Под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Данные требования также должны быть указаны в задании на проектирование.

В развитие указанного постановления Правительства Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ от 10 февраля 2017 года № 384, определяющий Порядок выдачи заключения Минпромторга России об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно указанному порядку, государственными, муниципальными заказчиками и юридическими лицами в министерство подается заявление о выдаче заключения. Заявление должно быть оформлено на бланке заказчика, подписано руководителем (уполномоченным лицом) и заверено печатью заказчика.

В заявлении указываются:

а) наименование заказчика и адрес его местонахождения;
б) наименование закупаемой промышленной продукции, в отношении которой запрашивается заключение, ее коды, а также необходимое заказчику количество и срок поставки товара.

К заявлению прилагаются оформленные в виде таблицы сведения о параметрах закупаемого промышленного товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик промышленной продукции, а также о стоимостных характеристиках закупаемой промышленной продукции, для определения отличий параметров заявленной продукции от параметров производимой в Российской Федерации промышленной продукции.

Комиссия в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления от ответственного департамента принимает решение о возможности или об отсутствии возможности выдачи заключения.

На основании принятого Комиссией решения ответственный департамент в течение 5 рабочих дней с даты его принятия направляет в адрес заказчика заключение или уведомление об отсутствии возможности выдачи заключения Минпромторга России об отсутствии производства на территории Российской Федерации товара, указанного в заявлении, с указанием причины такого решения. Заключение действительно в течение 1 (одного) года с даты его выдачи. Следует принимать во внимание, что уточнение во время экспертизы вышеперечисленных вопросов, требующих решения еще на стадии утверждения задания на проектирование, значительно меняет объем выполнения проектных работ в процессе экспертизы и может привести к получению отрицательного заключения.

Читайте также:  Оку управление капитального строительства

Основные требования к градостроительным планам земельных участков приведены в статье 57_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Градостроительный план земельного участка (ч. 1 ст. 57_3) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация:

● о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
● о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
● о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
● о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
● об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка;
● о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
● о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке;
● о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;
● о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
● об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
● о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
● о границах публичных сервитутов;
● о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
● о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
● о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
● о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
● о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
● о красных линиях.

Согласно части 10 статьи 57_3, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

В части подготовки ГПЗУ выделяются стандартные замечания:

● отсутствие оценки достаточности предоставляемых для сооружения объекта площадей;
● не учитывается разрешенный срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий.

Согласно части 1 статьи 9, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу указанного Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ в статью 49 «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий …» Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнительно включена часть 5_2: При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Следующий вопрос, оказывающийся проблемным в процессе экспертизы, – это необходимость разработки специальных технических условий и обоснований безопасности опасного производственного объекта.

Законодательством о техническом регулировании (ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ) установлена необходимость разработки специальных технических условий в случаях, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных в Федеральном законе № 384-ФЗ или включенных в перечень обязательного применения национальных стандартов и сводов правил, или недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены.

Специальные технические условия должны быть согласованы Минстроем России и утверждены заказчиком строительства.

Законодательством о промышленной безопасности опасного производственного объекта установлены требования разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта в случаях, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены.

Подготовка проектной документации должна осуществляться на основании исходных данных, выдаваемых Заказчиком (Застройщиком) в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных правовых актов, а также СТУ.

По составу и содержанию проектная документация должна соответствовать требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.

Оформление текстовых и графических материалов проектной документации (включая внесение изменений в процессе проведения экспертизы) должно быть выполнено с учетом приказа Министерства регионального развития от 2 апреля 2009 года № 108 и национального стандарта ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 с 1 января 2017 проектная документация и результаты инженерных изысканий представляются в Главгосэкспертизу России в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Обращаем внимание заказчиков на данный пункт в части использования в документации сведений, составляющих государственную тайну. Документация, при подготовке которой использовались такие сведения, передается на государственную экспертизу в бумажном виде.

Оперативное внесение изменений в документацию в процессе проведения государственной экспертизы осуществляется в соответствии с условиями договора.

п. 3.2. В процессе проведения государственной экспертизы заказчик по указанию исполнителя оперативно вносит изменения в документацию и (или) устраняет недостатки.

Внесение изменений в документацию (в рамках оперативного внесения изменений и (или) устранения недостатков) осуществляется путем замены (перевыпуска) ранее представленных томов и (или) выпуска дополнительных томов (далее – новые тома документации) с присвоением новым томам новых обозначений с учетом требований национальных стандартов «Система проектной документации для строительства». По результатам внесения изменений в документацию Заказчик представляет Исполнителю новые тома документации, а также справку с описанием изменений, внесенных в документацию (включая ссылки на соответствующие листы документации), и указанием разделов документации, в которые изменения не вносились.

Читайте также:  Академия промышленной безопасности и капитального строительства

Срок представления исполнителю результатов оперативного внесения изменений в документацию устанавливается исполнителем и указывается в письме об оперативном внесении изменений в документацию (но не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до окончания срока государственной экспертизы). Исполнитель на основании экспертной оценки самостоятельно принимает решение о возможности и необходимости оперативного внесения изменений и (или) устранения недостатков и направлении заказчику соответствующих указаний.

п. 3.3. Заказчик вправе до истечения срока, определенного исполнителем для оперативного внесения изменений, обратиться к исполнителю с заявлением о продлении срока проведения государственной экспертизы.

Исполнитель в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней после получения указанного заявления письмом уведомляет заказчика о продлении срока проведения государственной экспертизы или об отказе в продлении срока способом, обеспечивающим незамедлительное получение заказчиком такого письма, в соответствии с условиями договора. Заявление и письмо должны быть подписаны уполномоченным лицом, после подписания и направления письма заказчику они становятся неотъемлемой частью договора.

Срок государственной экспертизы, установленный в договоре, может быть продлен один раз на срок, указанный в заявлении заказчика, но не более чем на 22 рабочих дня. При продлении срока проведения государственной экспертизы срок оперативного внесения изменений увеличивается в порядке, определенном в пункте 3.2 договора.

Для оказания содействия заказчикам и проектным организациям в разработке качественной проектной документации в Учебном центре Главгосэкспертизы России на регулярной основе проводятся тематические семинары.

7 Д) Сведения о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства , в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в объекте капитального строительства . 8. … Здание носит инженерное назначение — котельная См. область применения СП50.13330.2012 "Тепловая защит зданий" (изм. 1). 42.

Котельная объект капитального строительства производственного назначения

«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»

Главная Статьи Светлана Рученина: публикация в информационном агентстве «Строительство. Татарстан»: отдельно стоящие котельные: строительство и реконструкция

Светлана Рученина: публикация в информационном агентстве «Строительство. Татарстан»: отдельно стоящие котельные: строительство и реконструкция

15.05.2020

22222.jpg

О нюансах строительства и реконструкции отдельно стоящих котельных, в том числе блочно-модульных котельных заводского изготовления.

Автор статьи — Светлана Рученина, главный эксперт отдела инженерного обеспечения ГАУ «УГЭЦ РТ»

Эксперт по направлениям: Системы газоснабжения, Cистемы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и холодоснабжения, Системы теплоснабжения, Системы газоснабжения.

Экономическая деятельность котельных классифицируется как производство пара и горячей воды (тепловой энергии) в соответствии с частью 2 общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) – код 35.30.14.

Отдельно стоящая котельная с дымовой трубой и аварийно-топливным хозяйством – объект капитального строительства производственного назначения (даже если она на заводе куплена как сертифицированное оборудование), который потом будет зарегистрирован как объект недвижимости с привязкой к земельному участку.

Котельная не является инфраструктурным (обслуживающим) объектом газопровода, водопровода, канализации, сетей связи, сетей электроснабжения и т.д. Перечисленные инженерные сети являются частью объекта капитального строительства (котельной) без которых ее функционирование невозможно как источника тепла.

В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-2014 (СНС 2008) здания котельных имеют код 210.00.11.10.740 и имеют определение «ЗДАНИЕ», а не оборудование (наименование здание имеют объекты, обладающие признаками капитальности). Передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и прочие) относятся к зданиям, установленное в них оборудование относится соответственно к машинам и оборудованию или другим группировкам основных фондов.

Здание, а не сооружение

Акцент сделан на слове «здание», так как многие пытаются называть котельные блочно-модульного заводского изготовления некапитальным сооружением. В соответствии с основными понятиями статьи 1 Градостроительного кодекса 10_2) некапитальными могут быть только строения и сооружения, а не здания.

Как указано в статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

– здание – результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

– сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Обратите внимание, основное отличие здания от сооружения – системы инженерно-технического обеспечения внутри здания и сети инженерно-технического обеспечения, подведенные к зданию.

Соответственно, блочно-модульная котельная заводского изготовления (купленная как оборудование) при установке ее на земельном участке будет иметь прочные связи с землей: высокая дымовая труба на глубоком фундаменте; инженерные сети (газ, электрика, вода, канализация, сети связи, проложенные подземно или надземно к ней; тепловые сети, проложенные от котельной до потребителя и т.д. Перемещение такого хозяйства без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик невозможно, особенно если данная котельная использует в качестве топлива природный газ (дизельное топливо).

Основные потребители продукции, производимой котельными (горячая вода, пар) делятся на три категории (п.4.2 СП 124.13330.2012), где первая категория потребителей не допускает перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях, вторая категория потребителей допускает снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч. Ущерб от аварии или замены (ремонта) какой-либо единицы оборудования в котельной для потребителей первой категории, а также для потребителей второй категории в отопительный период огромен, вопрос о перемещении здания котельной или его замены в сроки не более 54 ч даже не подлежит рассмотрению.

Котельная как производственный объект

Размеры земельных участков для котельных, располагаемых в жилых зонах, следует принимать не более (или не менее, вопрос открыт), указанных в таблице 14 (п.12.27 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). При этом следует учитывать требования п. 5.3 СП 89.13330.2016 и п. 5.13 СП 89.13330.2012, обязательно обращая внимание на термины и определения, указанные в разделе 3, где «котельная» и «котельная блочно-модульная» имеют некоторые смысловые различия).
Места размещения котельных необходимо отражать в разделе «Схема планировочной организации земельных участков» с приведением экспликаций относящихся к ним зданий и сооружений.

Для котельных (даже блочно-модульного заводского изготовления) устанавливается санитарно-защитная зона, так как дымовая труба (трубы) котельной являются источниками постоянного загрязнения окружающей среды. В соответствии с требованиями р. 7.1.10 (примечание) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум).

Застройщик (технический заказчик) в задании на проектирование должен идентифицировать котельную (даже блочно-модульную заводского изготовления) как объект капитального строительства производственного назначения.

В этом случае он обязан передать лицу, осуществляющему подготовку проектной документации, соответствующий градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

Проектная документация на строительство или реконструкцию котельной (даже блочно-модульную заводского изготовления) должна проходить экспертизу (государственную или негосударственную) на основании положений ч. 1 статьи 49 Градостроительного кодекса. Для котельных, в качестве топлива использующих природный газ, также на основании требований пунктов 12, 88, 89, 90, 91, 95, 102 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870.
Рассуждения о том, что котельная может соответствовать критериям ч. 2 (5) статьи 49 Градостроительного кодекса не верны, так как котельная (даже блочно-модульного заводского изготовления) является производственным объектом для которых устанавливается санитарно-защитная зона.

Разрешение на строительство — обязательно

Получение разрешения на строительство или реконструкцию котельной обязательное условие в силу требований статьи 51 Градостроительного кодекса (кроме указанных частью 17 (4) данной статьи: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом).

В соответствии с основными понятиями статьи 1 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: 28) характеристики безопасности здания или сооружения — количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Обратите внимание, количественные и качественные показатели элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения отнесены к характеристикам безопасности.

Читайте также:  Линия связи не является объектом капитального строительства

Соответственно, если реконструкция котельной связана с изменением количественных и качественных показателей элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения проектная документация подлежит экспертизе и требуется получение разрешение на строительство.

О составе разделов проектной документации и некоторых требованиях к их содержанию

Для блочно-модульной котельной заводского изготовления (объект капитального строительства производственного назначения) все разделы проектной документации выполняются в полном объеме.

Подраздел «Технологические решения» или «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» должен содержать сведения:

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) … Общепризнано подразделение зданий по целевому назначению на: жилые (жилой дом постоянного типа с длительным сроком службы) и нежилые здания (предназначены для использования в производственных , торговых, культурно-просветительных и других целях).

Котельная объект капитального строительства производственного назначения

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 89.13330.2016 с СП 89.13330.2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2017-06-17

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ООО «СанТехПроект», НТЦ «Промышленная безопасность», ФГБОУ ВО НИУ МГСУ, ПКБ ООО «Теплоэнергетика»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 89.13330.2012 «СНиП II-35-76 Котельные установки»


В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: ФГБУ «РСТ», 2022

Основными приоритетами настоящего свода правил являются:

— первостепенность требований, направленных на обеспечение безопасной и надежной эксплуатации котельных;

— обеспечение требований безопасности, установленных техническими регламентами, федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

— защита охраняемых законом прав и интересов потребителей строительной продукции путем регламентирования эксплуатационных характеристик систем теплогенерации и теплопотребления;

— применения современных эффективных технологий, новых материалов и оборудования для строительства новых, реконструкции, капитального ремонта, расширения и технического перевооружения существующих котельных;

— обеспечение энергосбережения, энергоэффективности систем теплоснабжения и установления экологических показателей систем генерации теплоты для теплоснабжения и теплопотребления.

Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ООО «СанТехПроект» (канд. техн. наук А.Я.Шарипов, инж. А.С.Богаченкова, инж. В.М.Кубланов), ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (д-р техн. наук, проф. B.C.Котельников), ФГБОУ ВО НИУ МГСУ (д-р техн. наук, проф. П.А.Хаванов), ПКБ ООО «Теплоэнергетика» (канд. техн. наук Е.Л.Палей).

Изменение N 1 выполнено авторским коллективом: ООО «СанТехПроект» (канд. техн. наук А.Я.Шарипов, М.А.Шарипов, Р.С.Агапкин, К.В.Шевляков), ООО «Теплоэнергетика» (канд. техн. наук Е.Л.Палей).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта котельных, работающих на любом виде топлива с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, с давлением пара до 3,9 МПа включительно и температурой воды не выше 200°С, включая установки для комбинированной выработки электроэнергии.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование котельных тепловых электростанций, в том числе пиковых, передвижных котельных, котельных с электродными котлами, котлами-утилизаторами, котлами с высокотемпературными органическими теплоносителями (ВОТ) и другими специализированными типами котлов для технологических целей, на проектирование автономных источников теплоснабжения, интегрированных в здания (встроенных, пристроенных, крышных котельных и теплогенераторных установок теплопроизводительностью до 360 кВт), а также на когенерационные установки.

1.3 Требования к котельным, а также к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим сводом правил, не применяют вплоть до реконструкции или капитального ремонта к следующим котельным:

1) введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего свода правил;

2) строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу настоящего свода правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 19.101-77 Единая система программной документации. Виды программ и программных документов

ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания

ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы

ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора

ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводов. Нормы герметичности затворов

ГОСТ 16860-88 Деаэраторы термические. Типы, основные параметры, приемка, методы контроля

ГОСТ 20548-93 Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью до 100 кВт. Общие технические условия

ГОСТ 20995-75 Котлы паровые стационарные давлением до 3,9 МПа. Показатели качества питательной воды и пара

ГОСТ 21204-97 Горелки газовые промышленные. Общие технические требования

ГОСТ 21563-2016 Котлы водогрейные. Общие технические требования

ГОСТ 23172-78 Котлы стационарные. Термины и определения

ГОСТ 30735-2001 Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью от 0,1 до 4,0 МВт. Общие технические условия

ГОСТ 33104-2014 (EH 14588:2010) Биотопливо твердое. Термины и определения

ГОСТ 33105-2014 Установки электрогенераторные с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования

ГОСТ 54826-2011* (ЕН 483:1999) Котлы газовые центрального отопления. Котлы типа «С» с номинальной тепловой мощностью не более 70 кВт

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 54826-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 12.3.047-2012 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля

ГОСТ Р 21.101-2020 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 50591-2013 Агрегаты тепловые газопотребляющие. Горелки газовые промышленные. Предельные нормы концентраций в продуктах сгорания

ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества

ГОСТ Р 51733-2001 Котлы газовые центрального отопления, оснащенные атмосферными горелками, номинальной тепловой мощностью до 70 кВт. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ Р 54825-2011 (ЕН 677:1998) Котлы газовые центрального отопления. Специальные требования для конденсационных котлов с номинальной тепловой мощностью не более 70 кВт

ГОСТ Р 56288-2014 Конструкции оконные со стеклопакетами легкосбрасываемые для зданий. Технические условия

СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации

СП 10.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 18.13330.2019 Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий) (с изменением N 1)

СП 30.13330.2020 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)

СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1)

СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 41.13330.2012 «СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений» (с изменением N 1)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменениями N 1, N 2)

СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» (с изменениями N 1, N 2)

СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания» (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» (с изменением N 1)

9. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10-32 настоящего Положения. 10. Раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать: в текстовой части.

Источники
  • https://gge.ru/analytics/experts/pri-razrabotke-proektnoy-dokumentatsii-vazhnuyu-rol-igraet-kachestvo-podgotovki-iskhodno-razreshitel/
  • http://gosekspertiza-rt.ru/press/articles/11364/
  • https://docs.cntd.ru/document/456054199

Рейтинг
Загрузка ...