Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке
2. Южно — Уральский Государственный Университет
Тема № 2 Методическая
подготовка
Занятие № 1: Основы методики
проведения занятий с личным
составом по технической подготовке
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Основы методики проведения занятий с
личным
составом
по
технической
подготовке.
2. Последовательность
подготовки
к
занятиям, методическая документация и
материально-техническое обеспечение.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ.
НА
ГЛАВНЫМИ
ЗАДАЧАМИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
ЯВЛЯЮТСЯ:
УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ВЗГЛЯДОВ НА ОБУЧЕНИЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
БАЗЫ;
ВЫРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
Техническая подготовка
🧮Экспресс-Подготовка к школе. 📚Занятие 1📚
предмет боевой подготовки, состоящий из
комплекса мероприятий, направленных на
изучение
материальной
части,
правил
эксплуатации и ремонта образцов ВВТ,
выработку умений и привитие практических
навыков в целях грамотной эксплуатации и
ремонта их в соответствии с выполняемыми
должностными
обязанностями,
полной
реализации их боевых и технических
возможностей.
Основными задачами технической подготовки являются:
1. Обучение личного состава уверенному владению и использованию боевых и
технических возможностей образцов ВВТ, поддержанию их в постоянной
боевой готовности.
2. Изучение конструкции и правил эксплуатации образцов ВВТ.
3. Выработка умений и навыков по грамотным действиям при эксплуатации
образцов ВВТ.
4. Практическое освоение технологий технического обслуживания и ремонта,
своевременное и качественное выполнение операций и работ на образцах
ВВТ.
5. Доподготовка и переподготовка в целях освоения новых образцов ВВТ.
6. Обучение офицеров , сержантов воинских частей владению методами
проведения учебных занятий
7. Обобщение и распространение результатов передового опыта технической
подготовки
8. Активное внедрение в воинских частях и организациях ВС РФ технической
пропаганды (наглядная агитация, состязания на лучшего специалиста,
технические кружки и т.п.).
Любое занятие – целеустремленный и соответствующим
образом организованный процесс передачи руководителем
конкретных знаний обучаемым.
Обучение является сложным процессом. Руководитель
занятий должен обладать не только конкретными знаниями, но и
уметь:
передать свои знания обучаемым;
понимать те принципы, которыми следует руководствоваться при
обучении;
владеть способами, позволяющими обучаемым в короткие сроки
Краевой семинар по техническому творчеству. День 1
прочно усвоить материал, а также применять его в практической
работе.
Для успешного проведения занятий руководитель должен
владеть методами преподавания.
Руководитель занятия должен исходить из следующих основных принципов:
воспитательная направленность процесса обучения;
верность военной присяге, народу и Отечеству;
учить тому, что необходимо на войне;
систематичность и последовательность изложения учебного
материала;
сознательность и активность усвоения материала;
тесная взаимосвязь теории с практикой;
доходчивость изложения материала и наглядность его
преподнесения;
систематичность и последовательность в обучении;
прочность усвоения знаний, овладения навыками и умениями;
обучение на высоком уровне трудности, недопущение
послаблений в учебе;
индивидуальный подход и опора на коллектив в обучении.
Под формой понимается построение и порядок проведения
занятия. Форма характеризует организационную структуру занятия
в целом. Существуют следующие формы обучения по боевой
подготовке:
теоретические занятия;
полевые занятия;
тактические учения;
боевые стрельбы;
практические занятия;
тактико-строевые занятия;
инструкторско-методические занятия;
семинарские и контрольно-проверочные занятия;
практические работы в специализированных классах, в
парках и в полевых условиях.
Формами обучения по технической подготовке являются:
самостоятельная подготовка;
групповое занятие;
классно-групповое занятие;
семинар;
тренаж;
учебный сбор;
техническая характеристика;
техническая учеба;
индивидуальное обучение;
учение (сбор-поход, марш;
технический разбор работ
Формы занятий по технической подготовке
являются:
• Самостоятельное изучение
материала;
• Устное изложение материала,
семинарские и контрольнопроверочные занятия;
• Практические работы в
специализированных классах, в парке
и в полевых условиях.
Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений
природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь
продвижения к истине.
Под методами понимают те способы, при помощи которых руководитель
занятия сообщает обучаемым знания, вырабатывает у них умения и
навыки, развивает высокие морально-боевые качества, а также способы,
при помощи которых сами обучаемые под руководством обучающего
усваивают знания, приобретают умение и практические навыки.
Основными методами обучения являются:
лекция;
устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа);
показ (демонстрационный метод);
практические работы;
упражнения (тренировки);
самостоятельная работа обучаемых.
Основные методы обучения при проведении занятий по
технической подготовке
• устное изложение материала (рассказ,
объяснение, беседа);
• показ (демонстрационный метод);
• практические работы;
• упражнения (тренировки);
• самостоятельная работа обучаемых.
В зависимости от учебных целей, места и методов проведения
различают два основных вида занятий:
• теоретические;
• практические
Теоретические занятия имеют цель – ознакомление обучаемых или
изучение с ними назначение, устройство и работу материальной
части, а также теоретические основы правил эксплуатации.
Теоретические занятия проводятся в классах, на учебных
машинах и разрезных стендах. На них обучаемые получают или
закрепляют теоретические знания по устройству, использованию,
обслуживанию и сбережению техники.
Формы теоретических занятий:
• лекции;
• групповые.
Цели группового занятия:
• изучение теоретического материала по устройству техники и
вооружения;
• изучение объема работ по ТО и правил выполнения операций по
обслуживанию, хранению и ремонту техники.
Практические занятия имеют цель – выработать у
обучаемых твердые навыки в выполнении практических
работ на машинах по их техническому обслуживанию,
регулировками, а также войсковому ремонту.
Практические занятия на материальной части
являются основным методом технической подготовки
личного состава танковых войск.
Формы практических занятий:
• классно-лабораторные;
• практические на материальной части;
• упражнения и тренировки;
• инструкторско-методические.
Инструкторско-методические занятия проводятся
перед отработкой новой темы с командирами взводов,
сержантами и руководителями на учебных местах из
числа наиболее подготовленных и опытных солдат для
выработки единой методики проведения занятий как в
целом, так и на учебных местах.
Инструктаж – форма подготовки л/с к выполнению определенных
обязанностей воинской службы и поставленной задачи.
Проводится старшим начальником или лицом по его поручению
методом беседы, показа и т.д.
Главными целями инструкторско-методических занятий являются:
• выработка наилучшей организации и методики проведения данного
занятия;
• подготовка в методическом отношении руководителей занятий на
учебных местах и личного состава, обеспечивающего его проведение;
• обеспечение
единообразия
проведения
занятий
во
всех
подразделениях;
• привитие практических навыков руководителям занятий;
• обсуждение и наработка отдельных методических приемов.
Поставленные цели могут быть достигнуты только тогда, когда
инструкторско-методическое занятие проводится в форме обычного
занятия, все руководители выступают в роли обучаемых и делают работы,
которые планируется выполнять в будущем с членами экипажей.
Боевая подготовка в Вооруженных силах проводится в
два этапа:
• 1 этап – подготовка специалистов в учебных
подразделениях – 3 месяца (командиры танков,
механики-водители, наводчики орудий);
• 2 этап – подготовка в составе штатных подразделений.
Боевая подготовка делится на 2 периода – зимний и
летний, по 6 месяцев каждый и организуется в
соответствии с руководящими документами по боевой
подготовке.
Руководящие документы по боевой подготовки:
• Программа боевой подготовки (Министерство Обороны
РФ).
• Приказ Командующего войсками округа на новый
учебный год (Управление боевой подготовки округа).
• План боевой подготовки на учебный период (штаб
батальона). В этом плане указывается тематический
расчет часов по каждой учебной дисциплине.
• План основных мероприятий на месяц и расписание
занятий на неделю (в роте).
В расписании занятий указывается:
• тренировки по физической подготовке – в утреннее
время в форме утренней физической зарядки, в
вечернее время – в форме спортивно-массовой работы;
• время, тематика, перечень учебных вопросов, форма и
метод занятия по какой-либо из учебных дисциплин. На
занятия отводится 6 учебных часов по 50 минут на
каждый час;
• время на обслуживание техники, вооружения, средств
защиты и др. по плану командира роты;
• время проведения воспитательных мероприятий
(беседы, вечера вопросов и ответов, подведения итогов
за месяц, общие собрания л/с и др. культурные и
воспитательные мероприятия).
2. Последовательность
подготовки к занятиям,
методическая документация и
материально-техническое
обеспечение.
Подготовка занятия включает:
• подготовке руководителя занятия;
• подготовке учебно-материальной
базы;
• подготовке обучаемых.
Исходными данными для подготовки к
занятию являются:
• программа боевой подготовки;
• расписание занятий роты;
• указания старшего начальника по
уточнению учебных задач.
Порядок работы руководителя при подготовке
к занятиям.
Подготовка руководителя к занятиям осуществляется
в два этапа:
• предварительная подготовка;
• подготовка к конкретному занятию.
Предварительная подготовка осуществляется на
занятиях по совершенствованию методической
подготовки офицеров, проводимых по программам и
планам командирской подготовки, на показных и
инструкторско-методических занятиях, проводимых
старшими начальниками.
Подготовка к конкретному занятию включает:
• уяснение из ротного расписания темы, даты, времени и места
предстоящего занятия;
• изучение учебного материала из программы боевой подготовки,
отрабатываемого в ходе занятия;
• определение учебных вопросов, учебных и воспитательных целей и
метода проведения занятия;
• определение и подбор учебно-материальной базы, необходимой для
занятия, проверка ее состояния и готовности к занятию;
• подбор необходимой литературы, руководств и пособий и изучение их
в объеме данной темы занятия;
• расчет времени на отработку учебных вопросов занятия и определение
методических приемов по отработке того или иного учебного вопроса;
• составление плана (плана-конспекта) проведения занятия и
утверждение его у старшего начальника;
• постановка задач обучаемым для подготовки к предстоящему занятию;
• тренировка (по необходимости) в применении наиболее
целесообразных методических приемов в изложении учебного
материала и показа или при выполнении практических работ.
К учебно-материальной базе относятся:
• технические классы;
• парки боевых машин;
• бронетанковая техника (танки, тягачи,
специальная техника на их базе);
• электрифицированные действующие стенды;
• разрезные стенды;
• разрезные агрегаты, узлы;
• плакаты и наглядные пособия;
• доска, мел, указка и т.д.
Подготовка обучаемых включает:
• изучение л/с необходимых теоретических
положений (техники безопасности, условий
выполнения упражнений по вождению,
повторение ранее изученного материала);
• подготовка руководителей на учебные места;
• проведение ИМЗ.
31. Тема № 1. Общее устройство, боевая и техническая характеристика танка Занятия 2: Практическая работа по изучению общего устройства танка.
Тема № 1. Общее устройство, боевая и техническая характеристика
Занятия 2: Практическая работа по изучению общего устройства танка.
Учебное место №1.
Тема: Изучение размещения и проверка
крепления основного оборудования, узлов и
агрегатов, органов управления в боевом и
силовом отделении. Изучение требований
безопасности при работе на технике.
Время -55 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и
инструкция по эксплуатации. М.
Воениздат, 1989 г., кн. 1, стр. 10-17
танка
Учебное место №2
Тема: Изучение размещения и проверка крепления
основного оборудования, узлов и агрегатов, органов
управления в отделении управления и корпусу
машины. Изучение требований безопасности при
работе на технике.
Время — 55 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по
эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,. стр. 6-10
Учебное место №3
Тема: Отработка навыков пользования замками, стопорами люков, стопорами и рукоятками
механизмов поворота башни и подъёма пушки. Подгонка сидений.
Время -55 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1,
стр. 9-31
План – конспект (план) проведения
занятия включает:
исходные данные;
— порядок организации и проведения
занятия.
—
Утверждаю
Доцент кафедры танковых войск
полковник запаса
Ю.Зайчиков
«____» ____________________200__ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий со студентами взвода _____ по дисциплине «Устройство базовых машин БТВ» на учебном месте
№____ ВУС 420200
Тема: Изучение размещения и проверка крепления основного оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в
боевом и силовом отделении.
Изучение требований безопасности при работе на технике.
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить размещение и проверка крепления основного оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в боевом
и силовом отделении.
2. Изучить требований безопасности при работе на технике.
3. Воспитывать чувство ответственности при изучении общего устройства танка.
Время: 55 мин.
Место: ЛГМ №3.
Вид занятия: практическое.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты
Литература: Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 1, стр. 10-17
Учебные вопросы и расчет времени
№
пп
Учебные вопросы
Время
1
Вводная часть.
3 мин.
2
Основная часть.
50 мин.
3
Изучение требований безопасности при работе на технике.
20 мин.
4
Изучение размещения и проверка крепления основного оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в боевом отделении.
20 мин.
5
Изучение размещения и проверка крепления основного оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в силовом отделении.
30 мин.
6
Заключительная часть.
2 мин.
35. Учебная литература:
• «Программа боевой подготовки учебных
танковых подразделений» стр. 9-10, 48-70.
• Руководство по технической подготовке
личного состава ВС РФ, М, 2001 г.
• «Методическое пособие по технической
подготовке танковых подразделений»
Воениздат 1977 г. стр. 12-39, 46-51.
36. Руководитель занятия:
• следит за выполнением технологической последовательности работ и
проверяет умение обучаемых пользоваться инструментом и
принадлежностями;
• путем практического показа учит обучаемых студентов выполнению
наиболее характерных приемов работ, а постановкой вопросов
обучаемым выявляет понимание ими основных теоретических
положений;
• ведет учет выполненной работы, определяет качество ее выполнения;
• определяет знания и практические навыки обучаемых студентов и на
основании этого выставляет оценки обучаемых в журнал;
• следит за соблюдением требований безопасности и дисциплиной
обучаемых студентов на занятии;
• подает команду на окончание работ и на замену на учебных местах.
37. Руководители занятия на учебных местах:
• распределяют работу среди обучаемых студентов, чтобы все получили
необходимые практические навыки по отрабатываемым вопросам;
• путем практического показа учат обучаемых студентов выполнению
работы согласно заданиям на учебные места и операционным картам;
• следят за соблюдением требований безопасности и бережным
отношением к материальному обеспечению;
• докладывают руководителю занятия об обнаруженных неисправностях
и по его решению организуют их устранение;
• определяют качество выполнения работ обучаемыми студентами и
докладывают об этом руководителю занятия;
• перед окончанием работ организуют приведение рабочих мест и
материального обеспечения в порядок и сдачу их учебному мастеру.
Т е м а 2. Общее устройство танка
Занятие 1. Р а с с к а з. Тактико-технические и боевые характеристики
танка. Расположение экипажа в танке. Общее устройство броневого
корпуса и башни, назначение люков и лючков, порядок открывания и
закрывания крышек люков и поднятия крыши над радиатором и
радиатора (крыши над силовым отделением). Расположение точек
заправки и смазки. Уход за корпусом и башней.
Занятие 2. П р а к т и ч е с к о е . Общее устройство отделений танка;
назначение размещенных в них агрегатов, механизмов, органов
управления и приборов. Устройство сидений и дневных приборов
наблюдения, правила пользования ими. Общее устройство систем
гидропневмоочистки приборов механика-водителя и защитных стекол
прицела, правила пользования ими.
Тема 1 Занятие 1. Планконспект для проведения занятия с личным составом танкового батальона по инженерной подготовке Тема 1Методика организации и проведения занятий по инженерной подготовке
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Командир 218 танкового полка
подполковник
«___» _________ 2021 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
по инженерной подготовке
Тема №1: «Методика организации и проведения занятий по инженерной подготовке»
Занятие 1. Перечень документов, необходимых для проведения занятий по инженерной подготовке с использованием имитационных средств и инженерных боеприпасов. Требования безопасности .
- Ознакомить личный состав танкового батальона с методикой организации занятий и использовании УМТБ.
- Совершенствовать методические навыки офицеров.
- Воспитывать у обучаемых чувство ответственности за качественное проведение занятий.
Место: ________________
Материальное обеспечение:
а) Литература: Методические рекомендации по проведению занятий по инженерной подготовке.стр.15-36.
б)Учебно-материальная база: Плакаты, УМБ по инженерной подготовке
в) Экипировка: Личная экипировка.
— Проверяю наличие личного состава
«Особенности организации занятия по инженерной подготовке и использования УМБ. Требования безопасности»
Для достижения этой цели войска выполняют различные задачи инженерного обеспечения, органически вытекающие из планируемых и проводимых действий войск. Если например, войска перед началом наступления должны занять определенные районы, то одной из задач является инженерное оборудование районов, занимающих войсками перед наступлением.
При осуществлении наступления с ходу подразделения должны будут из этих районов выдвинуться к переднему краю. От сюда задачей инженерного обеспечения явится подготовка путей для своевременного выхода атакующих подразделений на рубежи атаки.
Подразделения первых эшелонов в ходе атаки вынуждены будут преодолевать заграждения перед передним краем обороны противника, в связи с чем возникает необходимость в проделывании проходов в этих заграждениях. Развивая наступление в глубину обороны противника, подразделения встретятся с заграждениями и естественными препятствиями, а также с разрушениями, завалами, пожарами и радиоактивными заражениями местности в результате обоюдного применения сторонами ядерного оружия.
Проделывание проходов в заграждениях и устройство переходов через естественные препятствия, а также обеспечение преодоления районов разрушений, завалов, пожаров и зон радиоактивного заражения и устройство переходов через естественные препятствия, а также обеспечения преодоления районов разрушенных завалов, пожаров и зон радиоактивного заражения будут являться важнейшими инженерными задачами. Очередной задачей явится обеспечение отражения контратак путем установки минных заграждений.
Для форсирования водных преград необходимо проделать проходы в заграждениях в воде и на берегах, оборудованные переправы и переправить войска с техникой на противоположный берег.
Подготовка путей для их своевременного выхода, развертывании ввода в бой в установке заграждений для прикрытия их флангов, усилении инженерными подразделениями.
Закрепление достигнутых рубежей путем инженерного оборудования и установки минно-взрывных заграждений.
К инженерным мероприятиям относятся:
Инженерная разведка местности;
Инженерные мероприятия по маскировке войск;
Ликвидация последствий ядерного нападения противника.
— на привалах (остановках) выходить личному составу на левую сторону дороги, находиться между машинами и отдыхать под ними, запускать двигатели и трогать с места без тщательного осмотра машин и прилегающей местности, курить у машин с боеприпасами, горючим и взрывчатыми веществами;
— вести огонь из танков и боевых машин пехоты при открытых люках, а из танков кроме того, при нахождении на них десантов; вести огонь по личному составу холостыми патронами из стрелкового оружия ближе 100 метров, а холостыми выстрелами – ближе 200 метров;
— проезжать по мостам, не обеспечивающим необходимую грузоподъемность; нарушать правила движения при передвижении;
— начинать переправу танков под водой, а также БМП, БТР и других плавающих машин на плаву без готовой к работе эвакоспасательной службы;
— прогревать двигатели машин при закрытых окнах и дверцах, спать в кузовах, кабинах машин при работающих двигателях или обогревательных приборах (топящихся печах);
— усиливать холостые патроны, артиллерийские выстрелы, взрыв пакеты, осветительные и сигнальные патроны, бросать их в расположение подразделений, на танки и другие объекты, а также в направлении легковоспламеняющихся предметов;
— трогать и подбирать снаряды, мины, взрывпакеты, запалы, заряды взрывчатых веществ и производить их разборку; подбирать предметы, зараженные учебными рецептурами имитации отравляющих веществ противника;
— сжигать имитационные дымовые гранаты и подрывать имитационные гранаты ближе 50 м от личного состава и легковоспламеняющихся материалов;
— пользоваться неисправными имитационными средствами, подрывными машинками и другими приспособлениями; производить взрывы зарядов взрывчатых веществ, имитационных гранат и других боеприпасов в населенных пунктах, реках и в водоемах.
Для Сухопутных войск, кроме того, запрещается:
— располагать пункты управления командира, проводящего учение, от средней траектории полета снарядов ближе чем: для ствольной артиллерии – 500 м, для реактивной – 800 – 1000 м, для ракетной части – 1500 м;
— назначать маршруты движения частей и подразделений ближе, чем 300 – 500 м от закрытых огневых позиций стреляющих батарей;
— вести огонь из ПТУРС, танков и орудий прямой наводкой поверх голов своих подразделений и в непосредственной близости от них;
— вести огонь из орудий и минометов без установки ограничителей опасных направлений и дальностей стрельбы, а также без обозначений рубежей безопасности от участков (целей) стрельбы, которые танковые и мотострелковые подразделения не должны проходить до прекращения (переноса) огня;
«Порядок отработки нормативов по инженерной подготовке»
Инженерная разведка отдельных объектов ведется, заблаговременно различными способами: фотографированием, наблюдение с самолетов, вертолетов и с наземных инженерно-наблюдательных постов.
Разведку наблюдением ведут инженерно-наблюдательные посты, выставляемые из расчета один ИНП на 2 км фронта, осмотр фронта обеспечивается современными оптическими приборами.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ РАЙОНОВ, ЗАНИМАЕМЫХ
ВОЙСКАМИ ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ.
Умелое использование местности может повысить защитные средства инженерных сооружений, возводимых на позициях и в районах расположения, сократить сроки их готовности.
Защитными средствами обладают скаты возвышенностей, глубокие и узкие долины, овраги, искусственные насыпи, лес и т.п.
ПОДГОТОВКА ПУТЕЙ ДО НАЧАЛА И В ХОДЕ НАСТУПЛЕНИЯ
Подготовка путей имеет решающее значение для быстрого выхода атакующих подразделений на рубеж атаки, своевременное выдвижение двух эшелонов и резервов на рубеж ввода в бой. Количество путей для быстрого выхода войск из выжидательного района на рубеж атаки.
ПРОДЕЛЫВАНИЕ ПРОХОДОВ В ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЯХ
И УСТРОЙСТВО ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ.
Наиболее важной задачей является преодоление распространенных взрывных заграждений. По условиям проделывания различают проделывание проходов в иных полях перед передним краем перед началом наступления и в глубине обороны противника в ходе наступления, это главное инженерное мероприятие атаки.
УСТРОЙСТВО ЗАГРАЖДЕНИЙ И РАЗРУШЕНИЙ
ПРИ ОТРАЖЕНИЙ КОНТРАТАКИ ПРОТИВНИКА.
Заграждения и разрушения необходимо создавать прежде всего из выявленных направлениях контратак танков противника.
ИсточникВопрос 4: Порядок подготовки командира к проведению занятий с личным составом
Каждому тактико-специальному занятию предшествует хорошая подготовка сержантов и офицеров.
В целях выработки единой методики проведения занятия по тактико-специальной подготовке в частности обычно разрабатываются методические разработки, на основании которых руководитель разрабатывает план (план-конспект) проведения занятия по форме аналогичной плану проведения тактико-строевого занятия.
План проведения занятия руководитель разрабатывает на карте или текстуально с приложением схем, в котором отражается: тема, учебные цели, состав обучаемых, время на проведения занятия, место проведения занятия, учебно-материальное обеспечение, учебные вопросы и время на их отработку, методические указания, ход занятия и учебные материалы.
Темы занятия руководитель определяет в соответствии с планом боевой и политической подготовки и программой боевой подготовки подразделений инженерных войск.
Учебные цели занятия он определяет конкретно для каждой категории обучаемых и в целом для подразделения.
Определяя время на проведение занятия, руководитель должен учесть время на совершение марша взводом в район выполнения задач, действия по выполнению задач и возвращение в пункт постоянной дислокации.
Район проведения занятия руководитель, предварительно выбирает по карте, а затем уточняет в ходе рекогносцировки. При этом район занятия должен быть как можно ближе к расположению части с учётом минимальных затрат времени на передвижение подразделения к нему и обратно или к месту очередного занятия.
При подготовке к занятию руководитель изучает положения уставов, наставлений, руководств, приказов МО РФ, организационно-методических указаний, программы боевой подготовки подразделений инженерных войск, методических пособий, нормативов; опыт организации выполнения задач в годы локальных войн и учений; подготавливает формализованные документы, расчёты, составляет необходимые схемы, графики выполнения задач, полевой проект и др.
Накануне занятия старший командир (начальник) проводит показательное или инструкторско-методическое занятие (инструктаж).
Подготовка подразделений к занятиям по тактико-специальной подготовке осуществляется при проведении занятия по специальной подготовке и в часы самостоятельной работы под руководством командира взвода.
Проводится инструктаж обучаемых командиров по методике проведения занятия, последовательности и порядка отработки темы, на какие отрабатываемые вопросы обратить основное внимание и как распределить время, о месте проведения занятия, в порядке получения учебно-материальной базы, доведение мер безопасности и подготовки руководящих документов до личного состава.
Командир взвода изучает с личным составом:
— соответствующие разделы уставов, наставлений, руководств, нормативов, учебных пособий, инструкций;
— сигналы управления и оповещения;
По решению командира роты осуществляет доукомплектование личным составом расчёты, экипажи, отделения.
Готовит к занятию:
— средства химической защиты
— шанцевый инструмент и д.р.
Организует получение учебно-методической базы, проверку её укомплектованности, исправности и загрузку на машины.
Подготовку района занятия руководитель начинает с проведения рекогносцировки в целях полной отработки учебных вопросов, привязки тактической обстановки к реальной местности и порядка обозначения действий противника.
Уточняет исходный район, маршрут движения, состояние препятствий; проверяет реальное время, необходимое для выдвижения в исходный район, из исходного района к местам выполнения задач и для возвращения в часть. Определяет рубежи или места выполнения задач по подготовке района к занятию. Организует инженерное оборудование района занятия, расстановку указок, обозначающие заграждения, разрушения, завалы, заражения местности и т.п.
Вопрос 5: Методика написания и оформления плана-конспекта руководителем занятия
В зависимости от уровня подготовки руководителя занятия, его опыта и методических навыков составляется конспект, или план-конспект, или методическая разработка тактико-специального занятия. План проведения занятия отрабатывается текстуально с приложением схем, а в отдельных случаях он может составляться в виде графического документа на карте. Основными требованиями при разработке плана являются:
— тесная увязка организации выполнения подразделением задач с тактической обстановкой;
— удобство пользования планом при любых условиях.
В содержании плана указываются:
— учебные цели занятия;
— отрабатываемые учебные вопросы;
— время на проведение занятия;
— руководства и пособия для подготовки;
— ход занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов и времени на их отработку;
— действия руководителя занятия и действия обучаемых.
Степень подробности плана может быть различной и зависит от содержания темы и методических навыков руководителя занятия.
При определении времени, необходимого на отработку каждого учебного вопроса, учитывается сложность изучаемых приёмов и действий. Основная часть времени должна быть спланирована на практическое обучение.
План проведения занятия руководитель разрабатывает и оформляет лично. Только в этом случае возможно детально продумать методику проведения занятия, уяснить способы выполнения задачи, наметить, какими вводными нарастить обстановку, какие наиболее целесообразные решения могут принять командиры обучаемых подразделений.
Источник