Введены в действие
постановлением
Госстроя России
от 17.12.99 № 78.
Москва 2000
Методические указания предназначены для использования в практике составления сметной документации на строительство объектов в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель — В.А. Степанов, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт, исполнители — Г.А. Шанин, А.В. Белов).
РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 78.
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Какие коэффициенты применять к накладным расходам и сметной прибыли (НР и СП)
Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему).
Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоемкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от:
условий оплаты труда работников;
условий доставки строительных материалов;
сроков продолжительности строительства;
условий работы строительных машин.
Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70 % от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учетом условий оплаты труда работников.
Что такое накладные расходы?
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 01.10.1999 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметных расчетов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведен в прил. 1.
Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
Сметная прибыль — сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажной организации на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат.
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1. При определении величины накладных расходов на строительные работы следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в прил. 2.
2.2. Величина накладных расходов может определяться на основе:
— укрупненных нормативов по видам строительства;
— нормативов по видам строительных и монтажных работ;
— индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации;
— предельных норм накладных расходов на строительные работы, введенных в действие с 01.01.84 или 01.01.91, для определения базисного уровня стоимости строительства.
Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.
2.3. Накладные расходы следует нормировать в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности. Перечень затрат на оплату труда определен п. 2.10. « Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ », утвержденных Минстроем России от 04.12.95 № БЕ-11-260/7.
Порядок определения средств на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов и сметной прибыли, приведен в прил. 3.
2.4. При определении величины накладных расходов на основе укрупненных нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными таблицы 1.
Размеры в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизато ров, для
районов Крайнего Севера
местностей, приравненных к районам Крайнего Севера
Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Жилищно-гражданское (кроме крупнопанельного и объемно-блочного жилищного)
Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме крупнопанельного и объемно-блочного жилищного строительства
Крупнопанельное и объемно-блочное
Комплекс строительных работ по возведению крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов, кроме работ по нулевому циклу, встроенным и пристроенным помещениям, прокладки внешних коммуникаций, благоустройства, монтажных, электромонтажных, слаботочных и внутренних санитарно-технических работ
Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства
Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение
ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий
Нормативы, приведенные в табл. 1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций с учетом результатов анкетного опроса участников инвестиционно-строительного процесса, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
2.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ, следует руководствоваться данными, приведенными в прил. 4.
Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
2.6. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
2.7. Расчет индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчетно-аналитическим методом, путем прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в прил. 5.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы», т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Применение расчетно-аналитического метода определения массы накладных расходов предусматривает калькулирование:
по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регулирующих их величину;
по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций, отражающими фактическую величину затрат.
Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 6.
2.8. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов может быть использована усредненная структура накладных расходов на строительные работы по статьям затрат и элементам для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приведенная в прил. 7 и 8.
2.9. При определении стоимости строительства в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах) на строительство объектов в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, могут использоваться повышенные нормы накладных расходов, установленные для применения с 01.01.91 (01.01.84) соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных строительно-монтажных организаций.
2.10. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах в зависимости от метода определения сметной стоимости (ресурсный, базисно-индексный) и стадийности проектирования объектов, изложен в главе 4 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-4.99 , утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76.
3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ
3.1. При определении величины сметной прибыли следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в прил. 2.
3.2. Сметная прибыль предназначена для покрытия затрат организаций на:
развитие производства, в том числе на модернизацию оборудования и реконструкцию основных фондов;
— частичное пополнение собственных оборотных средств;
— материальное стимулирование работников, включая материальную помощь и проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха;
— организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям;
— уплату налога на прибыль.
3.3. Величина сметной прибыли может определяться на основе:
а) укрупненных нормативов, рассчитанных в процентах по отношению к:
— фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
— сметной себестоимости работ в текущих ценах;
б) индивидуальной нормы сметной прибыли для конкретной организации, определяемой путем калькулирования по статьям затрат, учитываемых в нормативной прибыли.
3.4. При определении величины сметной прибыли на основе укрупненных нормативов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей следует руководствоваться данными табл. 2.
Источник: ohranatruda.ru
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ И СМЕТНАЯ ПРИБЫЛЬ В СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ РАБОТ
Понятие, состав, виды и методы определения накладных расходов
Действующий порядок нормирования накладных расходов в строительстве регламентирован следующими документами:
- — МДС 81-33.2004 (МДС 81-34.2004);
- — Письмо Росстроя от 17.05.2004 г. № АП-27-25/06 «О порядке применения Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве»;
- — Письмо Росстроя от 31.01.05 № ЮТ-260/06 «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве»;
- — Письмо Росстроя от 7.03.06 № СК-763/02-02 «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли на погрузочно- разгрузочных работах в строительстве»;
- — Письмо Росстроя от 8.02.2008 № ВБ-338/02 «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли на работы, включенные в сборники изменений и дополнений к ГЭСН-2001 (ФБР-2001)».
Эти документы регламентируют порядок определения величины накладных расходов на федеральном уровне. В отдельных регионах на территориальном уровне используются свои документы. Если речь идет о строительстве за счет бюджетных источников финансирования (федеральный бюджет), используются нормативы федерального уровня.
Накладные расходы как часть сметной стоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
По назначению все затраты, входящие в HP, объединяются в четыре группы:
I. Административно-хозяйственные расходы
II. Расходы на обслуживание работников строительства
- 1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
- 2. Выплата единого социального налога от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах;
- 3. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий на строительных площадках: в т. ч. амортизационные отчисления (или арендная плата), затраты на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения и т. д.;
- 4. Расходы на охрану труда и технику безопасности, в т. ч. износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спецодежды и защитных приспособлений; затраты по обучению рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности и прочие.
III. Расходы на организацию работ на строительных площадках
IV. Прочие накладные расходы
- 1. Платежи по обязательному страхованию;
- 2. Амортизация по нематериальным активам;
- 3. Платежи по кредитам банков;
4. Расходы, связанные с рекламой.
Эти группы накладных расходов включают в сметные нормы. В хозяйственной практике существуют затраты, относимые на HP, но не учитываемые в нормах. Они либо компенсируются заказчиком, либо списываются на финансовые результаты деятельности организации. К ним относятся:
- 1. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;
- 2. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;
- 3. Затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;
- 4. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений);
- 5. Расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика:
- — затраты по перевозке работников;
- — затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
- — затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
- — затраты, связанные с набором рабочей силы;
- — дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей;
- — расходы по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);
- — затраты, связанные с командированием рабочих.
Затраты, не учтенные в нормах HP, в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета.
Структура HP принята по МДС 81-33.2004 и приведена в табл. 5.1.
Структура накладных расходов
По направлениям затрат
2. Расходы на обслуживание работников строительства
3. Расходы на организацию работ на строительных площадках
5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на HP
По экономическим элементам затиат
2. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала
3. Оплата труда рабочих
3. Отчисления на ЕСН и страхование от несчастных случаев на производстве
4. Амортизация основных фондов
Для сопоставления сметных и фактических накладных расходов необходимо фактические накладные расходы очистить от пятой группы и полученный результат сравнивать со сметной величиной накладных расходов.
Система норм накладных расходов включает в себя следующие виды:
- 1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства (прил. 1).
- 2. Нормативы по видам строительных и монтажных работ (прил. 2).
- 3. Индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
Остановимся поподробнее на каждом из видов накладных расходов.
Укрупненные нормативы по основным видам строительства определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство в целом по отрасли.
Они могут корректироваться в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам анализа данных о фактических накладных расходах строительных организаций. Укрупненные HP по основным видам строительства используются для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки документации при проведении подрядных торгов.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства.
Расчет индивидуальных норм накладных расходов осуществляется методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретной подрядной организации.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных статистической отчетности по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России № 110 от 10.11.1998 года.
Величина HP определяется в локальных сметах в текущем уровне цен. При использовании укрупненных нормативов HP по видам строительства начисление HP производится в конце сметы за итогом прямых затрат. Начисление HP по видам СМР производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001.
Накладные расходы в сметах определяются косвенным путем в процентном выражении. База определения — фонд оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).
При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН). При использовании этими организациями в локальных сметах укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства или по видам строительных, монтажных и ремонтно- строительных работ к указанным нормативам применяется коэффициент 0,7.
При использовании нормативов накладных расходов на строительные и монтажные работы для определения стоимости капитального ремонта жилых и общественных зданий к нормативам применяют понижающий коэффициент 0,9. При определении стоимости капитального ремонта производственных зданий указанные нормативы накладных расходов не корректируют.
Величина накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным способом, определяется по индивидуальной норме. При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.
При определении сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66 % к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).
Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком. Примеры норм накладных расходов по видам строительно-монтажных работ и по видам строительства приведены в приложении 2.
За истекший период 2001-2010 годов принят ряд законодательных и нормативных документов, регламентирующих отдельные положения, связанные с определением накладных расходов и сметной прибыли, в т. ч. Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008- 2010 годы, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Результаты наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствуют о значительном изменении структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенным в сметно-нормативной базе 2001 года.
В целях приведения нормативов накладных расходов в соответствие со сложившейся структурой прямых затрат строительно-монтажных работ и соблюдения единого методологического подхода по применению указанных нормативов при определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне цен с 1 января 2011 года к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении 4 к МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, применяется коэффициент 0,85.
Указанный коэффициент учитывает увеличение размера страховых взносов с 1 января 2011 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования до 34 процентов от оплаты труда работников по сравнению с 26 процентами, действовавшими в 2010 году.
Коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов не распространяется на свайные работы, опускные колодцы, бетонные и железобетонные монолитные и сборные конструкции в промышленном и жилищно-гражданском строительстве, автомобильные дороги, тоннели и метрополитены, мосты и трубы, монтаж оборудования, пусконаладочные работы.
Источник: bstudy.net
Определение величины накладных расходов и сметной прибыли
При определении величины сметной прибыли на основе укрупненных нормативов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с МДС 81-5.99 следует руководствоваться данными таблицы 6.
Показатели | Районы Крайнего Севера | Местности, приравненные к районам Крайнего Севера |
»ц>упненные нормативы сметной прибыли (в%): ■ * фонду оплаты труда рабочих (строителей * механизаторов) | ||
-«сметной себестоимости работ |
Величина сметной прибыли определяется по той же формуле (формула 1), что •>. накладные расходы, где вместо Нс следует Н^— норматив сметной прибыли (в троцентах).
При составлении локальных смет (сметных расчетов) без деления на разделы зачисление сметной прибыли производится в конце сметы (сметного расчета), а при гормировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по смете (сметному расчету).
В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в
> средненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нор
мативов, не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства
> материальное стимулирование работников, по согласованию с заказчиком реко
мендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибы-
-и (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).
Госстроем России не разработаны нормативы сметной прибыли для крупно—гнельного жилищного строительства, при котором, учитывая, что доля заработной платы значительно ниже среднеотраслевой, норматив сметной прибыли должен быть выше.
Этот норматив может устанавливать в регионах или по согласованию сторон. Рекомендуется норматив сметной прибыли для крупнопанельного домостроения в размере 78% от суммарной величины средств на оплату труда (рабочих-строителей и машинистов) в составе сметных прямых затрат.
Госстроем России также не разработаны нормативы сметной прибьши по видам работ и конструкций для капитального ремонта. Однако, учитывая, что во многих случаях производится не комплексный капитальный ремонт, а выборочный капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов, применение общеотраслевого норматива при ремонтно-строительных работах в размере 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в таких случаях вызовет искажение размера сметной прибьши. Поэтому Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве рекомендует нормативы сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ, приводимые ниже.
Таблица 7 Рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ
Определение величины накладных расходов и сметной прибыли
Продолжение табл. 7
№п/п | Виды ремонтно-строительных работ | Рекомендуемый норматив сметной прибыли (% от фонда оплаты труда) | Расшифровка видов работ |
Кровли | Разборка, ремонт и замена покрытий крыш металлических, рулонных (толь, рубероид), наплавляемых материалов, асбоцементных и черепичных | ||
Полы | Разборка, ремонт и смена: оснований пола —деревянных (лаги, черный пол) и бетонных (бетонная подготовка, стяжка), а также гидроизоляционных и звукоизоляционных прокладки); покрытия пола—дощатые, паркетные, ксилолитовые, бетонные, цементные, мозаичные, из керамических плиток, линолеумньк, из листовых материалов, из плиток и мастик | ||
Гидроизоляция фундаментов и подвалов | Работы по всем видам гидроизоляции | ||
Внутренние отделочные работы | Разборка (отбивка), ремонт и смена внутренней отделки зданий: штукатурки, лепных изделий, облицовки, окраски поверхностей, оклейки обоями | ||
Ремонт фасадов — ремонт швов, штукатурка с окраской | Ремонт и герметизация вновь стыков крупнопанельных жилых домов, ремонт и замена штукатурного (фактурного) слоя, облицовки плиткой, окраска фасадов зданий | ||
Сантехнические работы — внутренние инженерные сети ЦО, г/ и к/водоснабжение, канализация, газоснабжение, вентиляции | Разборка, ремонт и устройство вновь (смена) внутри донов ьк сетей центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, газоснабжения, вентиляции и присоединенного к ним инженерного оборудования | ||
Наружные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения | Разборка, ремонт и устройство вновь (смена) трубопроводов и инженерного оборудования наружных сетей | ||
Электроосвещение и электросиловое оборудование жилых и гражданских зданий | Разборка, ремонт, устройство вновь (смена) электрооборудования жилого здания: вводно-распределительньм пункт, внутридомовая осветительные и силовые сети, лестничные щитки, коммунальное освещение и т, д. | ||
Наружное освещение | Разборка, ремонт и устройство вновь (смена и реконструкция) оборудования и сетей наружного освещения | ||
Теплоизоляционные работы | Разборка, ремонт и устройство вновь (смена) теплоизоляционными материалами, восстановление теплоизоляционных свойств конструктивных элементов и инженерных систем зданий. |
124 |
Окончание табл. 7 | |||
Ш | Виды ремонтно-строительных работ | Рекомендуемый норматив сметной прибыли (% от фонда оплаты труде) | Расшифровка видов работ |
Слаботочные устройства (ремонт сетей связи, телефонизация, радиофикация) | Разборка, ремонт, устройство вновь (смена или реконструкция) сетей связи, телефонизации, радиофикации | ||
Защита от коррозии | Защита от коррозии конструктавньк элементов и инженерных систем зданий и сооружений | ||
Ремонт асфальтобетонньи покрытий дорожек, тротуаров, внугридвороеых проездов и площадок | Разборка, ремонт и смена (замена) оснований и покрытий внутридворовых дорожек и тротуаров, внутридворовых проездов и площадок | ||
Ремонт городских улиц и дорог | Разборка, ремонт и смена (замена) оснований и покрытий | ||
Бетонные и плитные тротуары | Разборка, ремонт и смена (замена) оснований и покрытий из бетона и плиток тротуарных (бетонные, гранитные, мраморные идр. покрытия мощения) | ||
Озеленение | Ремонт и смена (замена) зеленых насаждений — газонов, деревьев и кустарников, цветников, декоративное оформление территории и элементов благоустройства и т. п. | ||
Монтаж специального инженерного оборудования (лифты, ПЗУ, АСПЗидр.) | Демонтаж, ремонт, замена или реконструкция (модернизация) специального инженерного оборудования | ||
Пусконаладочные работы, в т. ч. по лифтам | Все виды пусконападочньк работ | ||
Разные работы | Прочие ремонтно-строительньк работы, а также норматив на комплекс работ для инвесторских смет |
Следует отметить, что рекомендованные Госстроем России нормативы сметной прибыли являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для объектов, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, нормативы сметной прибыли и порядок их исчисления могут устанавливаться по согласованию сторон. При этом сметная прибыль может определяться по индивидуальным нормам в процентах либо от сметной себестоимости работ (сумме стоимости прямых затрат и накладных расходов), либо от сметных средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Рекомендованные Госстроем России среднеотраслевые нормативы сметной прибыли были определены исходя из удельного веса фонда заработной платы (рабочих и механизаторов) в сметных прямых затратах около 20%. Однако при составлении сметной документации сметный фонд заработной платы, как правило, оказывается зна-
Определение величины накладных расходов и сметной прибыли
чительно ниже, и сметная прибыль, определенная по рекомендованным Госстроем России нормативам, составляет всего 5-7% от сметной себестоимости. Поэтому для объектов внебюджетного финансирования могут быть рекомендованы нормативы сметной прибыли от сметной себестоимости (суммы прямых затрат и накладных расходов) в следующих размерах:
м | Наименование видов строительства и работ | Рекомендуемый норматив сметной прибыли в % от суммы сметных прямых затрати накладных расходов в текущие ценах. |
1.1 | 1. Нормативы по видам строительства Жилищно-гражданское строительство | 11,0 |
1.2 | Промышленное строительство | 10,7 |
1,3 | Сельскохозяйственное строительство | 11,0 |
1.4 | Прочие отрасли | 11,0 |
2. Нормативы по видам работ | ||
2.1 | Свайнье фундаменты | 9,7 |
Бетонные и железобетонные монолитные конструкции | 10,3 | |
2.3 | Полы цементные, бетонные, из керамических плиток, гранитных и мраморных плит, асфальтобетонные | 9,7 |
2.4 | Кровли рулонные | 9,5 |
2.5 | Внутренние сантехнические работы | 8,0 |
2.6 | Работы по внутренней телефонизации и радиофикации | 10,1 |
2.7 | Наружные сети водопровода и канализации | 9,8 |
2.8 | Наружные сети теплоснабжения и газоснабжения | 9,0 |
2.9 | Дороги с асфальтовым покрытием | 9,5 |
2.10 | Железные дороги и трамвайные пути | 9,8 |
2.11 | Монтаж магистральных телефонных сетей | 8,0 |
2.12 | Строительство телефонной канализации | 8,0 |
2.13 | Монтаж распределительной телефонной сета | 8,0 |
2.14 | Монтаж АТС с ЭПУ | 10,0 |
2.15 | Строительство мостов и набережных | 10,5 |
2.16 | Гидротехнические работы | 10,0 |
2.17 | Теплоизоляционные работы | 10,3 |
2.18 | Технологические трубопроводы | 8,0 |
2.19 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 10,5 |
2.20 | Прочие виды строительных и монтажных работ | 11,0 |
Примечание к таблице 8. Нормативы по вилам строительства могут применяться для составлении смет и расчетов за выполненные работы по всему комплексу работ между заказчиком и генеральными подрядчиками.
Нормативы сметной прибыли по видам работ могут применяться для составления смет и расчетов между генподрядными организациями и субподрядчиками, а также по обособленным видам работ.
Размер норматива сметной прибыли должен оговариваться в договоре строительного подряда.
Приложение I (справочное) Примерная постатейная структура накладных расходов по элементам затрат
Источник: megaobuchalka.ru