Основные недостатки в преподавании инженерно-графических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения
Чопова Н. В. Основные недостатки в преподавании инженерно-графических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2691–2695. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54802.htm.
Аннотация. Внедрение новых методов в работе преподавателя – важное условие совершенствования процесса обучения, создания благоприятной развивающей среды для развития профессионально значимых умений будущего специалиста.
Существенным недостатком в области применения методов преподавания является недооценка преимуществ применения компьютерных технологий в преподавании инженерной графики, однообразие применяемых методов и средств обучения. Анализируя этот недостаток, с каждым годом мы повышаем качество преподавания графических дисциплин и совершенствуем процесс обучения студентов.
Основные недостатки в преподавании инженернографических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения
Skillbox и GeekBrains — Продажа воздуха или годное образование?
Аннотация. Внедрение новых методов в работе преподавателя –важное условие совершенствования процесса обучения, создания благоприятной развивающей среды дли развития профессиональнозначимых умений будущего специалиста.
Существенным недостатком в области применения методов преподавания является недооценка преимуществ применения компьютерных технологий в преподавании инженерной графики, однообразие применяемых методов и средств обучения. Анализируя этот недостаток, с каждым годом мы повышаем качество преподавания графических дисциплин и совершенствуем процесс обучения студентов.
Ключевые слова:процесс обучения, инженерная графика, начертательная геометрия, недостаток.
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавр, магистр, специалист) и принятые сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют решения многих организационных и методических проблем. Необходима масштабная технологическая модернизация профессионального образования и в первую очередь самого образовательного процесса. Необходим перевод его на активные и интерактивные методы обучения [1, с.41].
Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития профессиональной личности являются предметнопрактическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если: учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности; могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки [2, с. 3].
Окоп для стрельбы лежа Выживание в бою Инженерная подготовка Норматив №1 720p
Необходимо также помнить о поддержании взаимосвязимежду графическими дисциплинами и другими предметами.В процессе обучения намечаем следующие пути установления связи графических дисциплин с другими дисциплинами и практикой:
связь с изученными в средней школе дисциплинами: геометрией, черчением, физикой, а также с дисциплинами, изученн6ыми на первом и втором курсах технического вуза: геодезией, теоретической механикой, материаловедением, технологией металлов, сопротивлением материалов;
привлечение личного опыта учащихся;
сообщение нового материала из области общетехнических и специальных дисциплин;
привлечение примеров из практики и будущей специальности учащихся;
поддержание связи с графическими дисциплинами преподавателями смежных дисциплин.Так, например, большое количество разнообразных примеров из практики следует использовать при изучении темы о сопряжениях линий. Такими примерами могут служить: архитектурные обломы(рис.
1), щит светофора, рельс, очертание шатуна, профили проката, контуры различных технических деталей (прокладок, корпусов, гитар, крышек, подшипников). Преподаватель должен дать возможность учащимся самостоятельно подобрать какойлибо жизненный пример по определенной теме. При этом хорошие жизненные примеры должны поощряться, что содействует развитию у студентов наблюдательности.
Рис. 1 Пример Расчетнографической работы на тему: «Архитектурные обломы»
При проведении занятий любым методом соблюдаем строгую научную терминологию, принятую в графических и смежных дисциплинах. Ставим для себя основные задачи: хорошо владеть излагаемым материалом;
постоянно следить за своей речью;
не отставать от жизни, вовремя улавливать те изменения, которые происходят в языке, своевременно знакомить с ними учащихся;
следить, чтобы на занятиях студенты грамотно оперировали терминами.Применение неправильной терминологии способствует затруднениям в работе, мешает успеху дела, приводит к слабому развитию профессиональных качеств. Очень часто учащиеся, не зная названия деталей, называют их «штуками», или, например, говорят «значок фи» и неправильно выполняют знак диаметра (Ø).
Любые ошибки в технической терминологии недопустимы, поэтому необходимо немедленно обращать на них внимание учащихся, поправлять их. Эти действия формируют организованность, позволяют совершенствовать собственную речь студента.В процессе преподавания графических дисциплин в техническом вузе мы выявили особенности, которые отрицательно влияют на учебную успеваемость студентов. К этим особенностям относим:
низкий уровень школьной подготовки поступившихв технический вуз, который требует дополнительных усилий и подготовки в учебном процессе, это объясняется слабым уровнем преподавания предмета «Черчение» в школе или его отсутствием;
отсутствие психологической готовности студента к изучению графическихдисциплин, по причине несерьезного отношения к учебному предмету, и процессу обучения в вузе, а также резкого отличия вузовской жизни от школьной;
графические дисциплины, а именно «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика», являются для студентов необычными и совершенно новыми для их восприятия и понимания, и требуют от студентов специальных способностей и навыков (пространственного воображения и представления, творческого подхода к решению задач, навыков самостоятельной работы, умения анализировать и т.д.) отсутствие которых требует дополнительных затрат времени и сил на первоначальное развитие, а затем и овладение элементарными приемами черчения. На наш взгляд, для устранения вышеизложенных причин, необходимо предпринять следующие меры:
часы графических дисциплин (черчения и компьютерной графики) в распределении школьной нагрузки по времени должны быть увеличены, и в большей степени направлены на развитие отсутствующих навыков и способностей;
предмет «Черчение» должен изучаться непрерывно, начиная с начальной школы;
на уроках геометрии или черчения необходимо ввести разделы начертательной геометрии, для быстрого включения студентов в процесс изучения сложной для них дисциплины.Наряду с развитием отсутствующих способностей, процесс изученияграфических дисциплин направляется на изначальное формирование у студентов профессиональнозначимых качеств личности будущего специалиста, которые развиваются и совершенствуются с каждым годом обучения в вузе. Обучение в техническом вузе дает основу для дальнейшего развития профессиональных качеств на производстве. Грамотное (последовательное, систематичное) изучение графических дисциплин может повлиять на начальное формирование признаков профессиональнозначимых качеств личности, а не выработать их полностью.Использование современных компьютерных технологий в процессе преподавания инженернографических дисциплин позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки студентов, систематизировать знания, в значительной мере индивидуализировать обучение, оно дает толчок к развитию навыков самообучения, овладения высокими технологиями и современным инструментарием, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста выпускника вуза[4, с. 45].
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько преподаватель ориентирует себя не только на формирование у обучаемых определенного багажа знаний, но и на раскрытие ихпотенциальных способностей к самостоятельной деятельности, их умений находить решения в сложных жизненных ситуациях. Обучаемый становится при этом субъектом познавательной деятельности совместно с преподавателем; преподаватель не доминирует, а сопровождает эту деятельность, способствуя развитию у обучаемого навыков исследования, умений творчески пользоваться и усваивать учебную информацию, анализировать проблемы, ставить и решать задачи [5, с. 3].
Применение компьютерных программ, а именно КОМПАС3D при изучении инженерной графики, позволяет формировать пространственное воображение (психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки предшествующего познавательного процесса восприятия, которое способствует свободному манипулированию закрепленных в памяти представлений об объектах) и творческое воображение (процесс самостоятельного создания новых образов, совокупность способностей, позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью).Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом [6, с. 32].
В процессе обучения целесообразно применять задания с элементами теоретических выкладок, геометрического моделирования, проблемных решений, в результате выполнения которого студенты могут проявить творческие способности, фантазию, знания и умения. Ярким примером может служить следующее творческое задание по теме «Пересечение поверхностей»: студенту необходимо выполнить избумаги (картона) модели двух поверхностей (например, конической и цилиндрической).
Затем эти модели подвергнуть пересечению, то есть выполнить макет пересечения двух поверхностей. После чего разработать чертеж, по данной теме, то есть выполнить пересечение этих поверхностей в трех проекциях и изобразить аксонометрическую проекцию модели. В какойто степени такого рода задания можно назвать проектными.
Они развивают пространственное мышление и воображение, а также творческое усилие учащихся, способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине, проявлению индивидуальности каждого студента, позволяют повысить мотивационную направленность процесса обучения, содействую становлению профессиональной компетенции студента и преподавателя, формирует у студентов потребность в самообразовании.Такие задания можно применять и при обучении «Компьютерной графике». Тот же чертеж по теме «Пересечение поверхностей» и модель в аксонометрической проекции целесообразно создать в программе Компас3D(рис.
2)или разработать мультимедийные презентации для оформления данного проекта. Тем более применение в учебной деятельности современных информационных графических технологий способствует формированию профессиональнозначимых качеств студентов технического вуза.
Рис. 2Пример Расчетнографической работы на тему: «Пересечение поверхностей».
На практических занятиях по инженерной графике целесообразно использовать частичнопоисковый путь, который предполагает, что обучающийся под руководством преподавателя по выполнению чертежа осуществляет самостоятельную деятельность. При этом выдвигаем проблему и вместе со студентами намечаем путь ее решения.
Например, студентам необходимо выполнить чертеж детали в трех видах по ее наглядному изображению(рис. 3).Решение такой проблемы по построению видов требует творческого мышления и пространственного представления, особенно когда деталь имеет более сложную, малознакомую форму. В этот момент студент должен подумать, что необходимо для выявления всех частей детали, может это разрезы и сечения.
Рис. 3Чертеж детали в трех видах
Кроме этого, для выполнения такого рода заданий, целесообразно направлять студентов к использованию средств компьютерной графики. Например, перед выполнением чертежа заданной детали, построить ее наглядное изображение в программе Kompas 3D (рис.
4).Интерфейс этой программы предусматривает, что полученное изображение можно повернуть с любой стороны, рассечь плоскостью любого положения, тем самым облегчить себе представление форм и элементов детали. Кроме этого модель детали в наглядном изображении целесообразно перенести на чертеж детали в формате А3.
Получится полный чертеж детали, содержащий три ее вида и аксонометрическую проекцию (рис. 5).
Рис. 4Модель заданной детали в программе Kompas 3D
Такого рода расчетнографические работы актуально организовывать в качестве самообучающего режима студентов, в целях проблемного обучения, когда ставится задача в виде определенной проблемы и необходимо найти оптимальное ее решение.
Рис. 4 Пример Расчетнографической работы на тему: «Проекционное черчение»
Современная методика обучения студентов механическим специальностям в ДВГУПС строится на новых технологиях конструирования, в которых центральное место занимает компьютерная графика. Использование компьютерных технологий является обязательным условием современного процесса обучения.
Наиболее удобной для использования в преподавании азов компьютерной графики является программа «КОМПАС», предназначенная для прямого проектирования в машиностроении. Опыт преподавания программы «КОМПАС» показал, что она быстро и легко осваивается студентами, значительно ускоряет процесс разработки чертежной документации и заметно повышает ее качество.
Работая в редакторе «КОМПАС», студент оперирует такими графическими понятиями, как чертеж, вид, проекция, основная надпись, масштаб, шероховатость, размер, допуск, сопряжение и т.д. Современные компьютерные технологии в процессе преподавания позволяют студенту решать творческие задачи с элементами конструирования.
Разрабатывая задания для занятий по компьютерной графике, строим процесс обучения таким образом, чтобы студенты принимали участие в создании и реализации учебнометодического комплекса по инженерной графике для себя и последующих поколений студентов. Эта работа формирует профессиональную компетентность будущихспециалистов.Итак, учитывая все вышеизложенные и многие другие недостатки при обучении студентов инженерной графике, важно создать такие психологопедагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявитьсебя как субъект учебной деятельности.
Ссылки на источники1.Владимирова А.И. Об инженернотехническом образовании. –М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. –81 с.2.Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 176 с.3.Титова Г.Ю.
О технологии организации самостоятельной работы студентов //Вестник ТГПУ. Серия выпуска: Выпуск №1 . Вып. 1 (91). Томск, 2010.
123 –126 с.4.Долженко О.В., Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Методическое пособие / О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский.
М.: «Высшая школа», 1990. –191 с.5.Федотова Г.А. Профессиональноориентированные технологии обучения в высшей школе: учебное пособие [Текст] / Г.А.Федотова, Е.Ю. Игнатьева –Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. –104 с.6.Ройтман И.А.
Методика преподавания черчения [Текст] / И.А. Ройтман –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –240 с.
ИсточникО РАЗРУШЕНИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
На всех предыдущих конференциях КГП мы обсуждали один и тот же вопрос — качество графической подготовки в инженерных ВУЗах. И что? Выяснилась вся бессмысленность происходящего.
О каком качестве может идти речь, если идет целенаправленное разрушение всей системы инженерного образования РФ. Выяснилось, что все мы можем как мухи на стекле бесконечно стараться улучшать то, что невозможно улучшить в силу отторжения наших идей начальниками разных уровней, а похоже и всей вертикалью МОН от рядовых членов ученых советов до министра ВО. В качестве иллюстрации приведу без комментариев два открытых письма в адрес 1) Членов Ученого совета НИУ ИТМО от 15.03.2018 и 2) Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2018.
Ни на одно обращение я не получил ответа. Могли бы хоть как-то отреагировать, сказать, что я заблуждаюсь, а инженерное образование у нас отличное. Но все они спрятали свои головы в песок.
И тихо стоят в соответствующей позе, дожидаются своего конца. А, как известно, жизнь — жестокая штука. Обязательно подойдет сзади и вдарит со всей мочи.
Так что привожу без комментариев оба открытых письма.
ЧЛЕНАМ УЧЕНОГО СОВЕТА НИУ ИТМО
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО №1
Обращаюсь к вам в связи с катастрофическим положением дел в области начальной инженерной подготовки и, в частности, в связи с ликвидацией качественной подготовки по базовым инженерным дисциплинам «инженерная графика» (ИГ) и «начертательная геометрия» (НГ).
Два года назад кафедру инженерной и компьютерной графики (ИКГ) переименовали в кафедру графических (рисовальных) технологий (ГТ). После такого кардинального изменения сущности кафедры ИКГ подверглось уничтожению всё учебно-методическое обеспечение инженерных дисциплин каф. ИКГ.
В первую очередь был уничтожен сайт каф. ИКГ, содержавший более 40 электронных учебников, учебные программы по более пяти специальностям и направлениям подготовки и пр. необходимые для успешной жизнедеятельности сведения. Сегодняшний сайт каф.
ГТ – жалкое зрелище, рекламная картинка, на которую не «клюнет» ни один клиент.
Одновременно был ликвидирован полный комплекс учебно-методических материалов подготовки по дисциплинам ИГ и НГ, создававшийся более 115 лет:
А) Комплекты заданий для выполнения лабораторных и практических работ (карточки заданий, комплекты натуральных деталей, соединений и сборочных единиц, альбомы для зачетных работ). Объем уничтоженных заданий огромен. Он предполагал 34 задания по 60 разнообразных (не повторяющихся) оригинальных технических изделий.
Это более 2000 единиц хранения.
Б) Утеряны все поурочники (учебно-методические пособия для преподавателей с правилами проведения занятий по определенным темам). Поурочник – это стандартизация действий преподавателя (особенно молодого преподавателя) в условиях нехватки времени на контакт со студентом, это огромный богатейший опыт более 115-летнего преподавания дисциплин.
В) Особенно возмущает уничтожение двух электронных учебников по ИГ и НГ. Эти учебники вобрали в себя весь 115-летний опыт каф. ИКГ, весь комплекс методических материалов – пособия, поурочники, тесты, задания. Они были реализованы на базе самых современных электронных 3D технологий.
Автору этих учебников за разработку образовательных 3D технологий была вручена премия Президента России В.В.Путина. Общая трудоемкость того, что было вложено в данные разработки, составляет более 100 лет высококвалифицированного человеческого труда (более 100 млн рублей денежных затрат).
Пример уничтожения каф. ИКГ очень показателен. Совершенно безответственная кадровая политика, непродуманная система управления учебным процессом приводят к тому, что ликвидируются центры накопления компетенций, каковыми являются базовые кафедры.
Ну, а после этого можно и ВУЗы закрывать за некомпетентность выпускников. В качестве примера можно проверить выпускников ИТМО на компетенцию «чтение сборочного чертежа». Моя оптимистическая оценка – с этим тестом справятся не более 1% выпускников (хотя до 1991 года справлялись 80%, а до 2011 года – 50%).
Б.зав.каф.ИКГ ИТМО
лауреат Премии Президента России в области образования.
В.Т.Тозик
В СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО №2
Поводом к обращению в Совет ректоров ВУЗов СПб явилась разрушительная и абсолютно безответственная политика в отношении высшего технического (инженерного) образования в РФ как на низовом уровне (факультет, кафедра), так и на уровне ВУЗ, министерство.
А) В марте 2018 года мной было направлено ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в адрес членов Ученого совета НИУ ИТМО (см. открытое письмо №1). В письме было предложено рассмотреть катастрофическое положение дел в области начальной инженерной подготовки и, в частности, в связи с ликвидацией в ИТМО качественной подготовки по базовым инженерным дисциплинам «инженерная графика» (ИГ) и «начертательная геометрия» (НГ). Ответа я до сих пор не получил ни от членов ни от руководства Совета, хотя проблема чрезвычайно актуальная и животрепещущая.
А поводом к написанию данного письма явилось всего лишь предложение преподавателей Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского (ВКА) объединить усилия по созданию электронных учебников по ИГ и НГ. Зная, какое значение сегодня придается укреплению обороноспособности нашей страны, я сразу же принял это предложение, тем более, что электронные учебники по ИГ и НГ, разработанные мной на кафедре ИКГ ИТМО, были отмечены премией Президента России В.В.Путина как базовые.
И каково же было мое возмущение, когда я узнал, что эти два электронных учебника по ИГ и НГ уничтожены вместе с сервером каф.ИКГ. Помимо уничтожения этих двух электронных учебников уничтожено всё (ВСЁ . см. открытое письмо №1) учебно-методическое обеспечение инженерных дисциплин каф.
ИКГ, создававшееся более 115 лет, а сама кафедра инженерной и компьютерной графики (ИКГ) ликвидирована и реорганизована в кафедру графических (рисовальных) технологий (ГТ). Когда я обратился за разъяснением к новому зав.каф. ГТ А.Смолину, почему уничтожено УМО по ИГ, он объяснил, что ни в его обязанности, ни в задачи вновь созданной кафедры ГТ подготовка инженеров не входит.
Пример уничтожения каф. ИКГ очень показателен. Совершенно безответственная кадровая политика, непродуманная система управления учебным процессом в ИТМО привели к тому, что ликвидированы центры накопления компетенций, каковыми являются базовые кафедры. Ну, а после этого можно и ИТМО закрывать за некомпетентность его выпускников.
Тем более, что и сами руководители подразделений ИТМО жалуются на то, что студенты не могут спроектировать элементарные шарниры для роботов. Ну, а как они их спроектируют, если их этому не учат?!
В качестве тестового примера, какого качества инженеров (что-то я погорячился, бакалавров, конечно же) готовят в ИТМО, можно проверить выпускников ИТМО на компетенцию «чтение сборочного чертежа». Моя оптимистическая оценка – с этим тестом справятся не более 1% выпускников-самоучек (хотя до 1991 года справлялись 80%, а до 2011 года – 50%).
Б) Обеспокоенность положением дел в области высшего технического (инженерного) образования в РФ высказывалась на протяжении более шести лет во многих докладах Международной научно-практической интернет-конференция «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». В марте 2016 года VI интернет-конференция приняла ОБРАЩЕНИЕ КГП-2016 ПО СОХРАНЕНИЮ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ в адрес: а) Председателя комитета Госдумы по образованию Никонова В.А., б) Заместителя Председателя Правительства РФ, председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Рогозина Д.О., в) Министра промышленности и торговли РФ Мантурова Д.В. Основные тезисы обращения:
- Отказ от специалитета и переход на бакалавриат привёл к уменьшению времени обучения примерно на 50%. Для некоторых гуманитарных направлений подготовки это уменьшение не явилось критичным. Однако, что касается инженерной подготовки, то в силу нехватки времени произошел отказ как от фундаментальной двухлетней физико-математической подготовки, так и от широкого спектра дисциплин инженерного проектирования с опорой на проектно-производственное обучение и практику, которая для некоторых специальностей доходила до 28 недель. Попытка сгладить последствия «оболонивания» приводит к появлению очередного чуда безумных новаций горе-реформаторов – провозглашению прикладного бакалавриата, якобы востребованного промышленностью, и которому присваивается некая мобильность. Говорят о целевой подготовке магистров.
- Неутешительная статистика говорит о том, что недобор инженеров-конструкторов в оборонно-промышленном комплексе составляет 22%, инженеров-технологов 17%. Промышленность совместно с вузами ищет выход, понимая, что так же как с ЕГЭ, дело по развалу инженерного образования зашло слишком далеко, а в ближайшее время радикальных шагов по его улучшению похоже не предвидится. В Роскосмосе запрос на специалистов в 4 раза больше, чем на бакалавров. На этом фоне появляются девять трендов министра Д.Мантурова, провозглашённые на лекции, прочитанной для ярославских студентов. Отметим данные о кадровом дефиците промышленности, составляющие 25 тысяч человек и, самое главное – потребности в специалистах инженерах-универсалах, необходимости изменения образовательных программ под задачи производственного сектора, актуальность географического распределения не только производства, но и проектирования.
- Понятно, что современные программы бакалавриата не в состоянии удовлетворить требованиям предприятий. Промышленность отказывается признавать бакалавриат уровнем высшего образования. И не только промышленность. В газете «Известия» 26 февраля 2014 года опубликована статья «Бакалаврам запретят занимать руководящие посты в госаппарате» [3], в которой бакалавриат квалифицируется как ступень неполного высшего образования.
- Против такой недоподготовки высказались в Государственной Думе представители и Роскосмоса, и Росатома, и Российской академии наук. Суть предложений указанных организаций заключается в том, чтобы сохранить существующий специалитет хотя бы до 2018 года, а с 2019 года ввести инженерный бакалавриат с увеличением срока обучения до пяти лет с добавлением годичной магистратуры, в которую направлять 60-70% бакалавров. Также введение технологической магистратуры после 5 лет обучения поддерживает и президент МГТУ им. Баумана академик И.Б.Фёдоров.
- Всех взволновал проект приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» появившийся на сайте министерства в декабре 2015 года. Из 55 специальностей, существовавших в 2013 году, в 2016 предполагается оставить три! Двадцать семь специальностей объединены в одну «Обеспечение государственной безопасности».
- А как там у них на западе, на пример которого ссылаются горе-реформаторы из МОН, уменьшая время подготовки инженера? А там инженерная подготовка ведется не менее 5 лет. И при этом, ведущие вузы развитых стран усиливают проектную составляющую учебного процесса, неразрывно связанную с производственной практикой, моделируют производственную деятельность. Учебное инженерное проектирование, например в Массачусетском технологическом университете, составляет не менее 10% от учебной нагрузки.
- А что творится в российских ВУЗах в связи с переходом на бакалавриат и представить трудно. Например, в Университете ИТМО были закрыты все до одной инженерные специальности, кроме единственной не инженерной – «Таможенное дело». Почему не закрыли и её, тоже понятно. Стране нужны грамотные таможенники, чтобы регулировать потоки сырьевых ресурсов. В связи с невостребованностью инженерной подготовки происходит массовое перепрофилирование или слияние кафедр инженерной графики с другими подразделениям вузов, что сводит начальную инженерно-графическую подготовку почти к нулю. Например, в том же Университете ИТМО вместо кафедры инженерной графики была создана кафедра графических технологий (по меткому выражению одного преподавателя – кафедра фотошопа). Человек, поставленный во главе данного подразделения, не имеет отношения ни к геометрии, ни к проектированию и конструированию, являясь дипломированным философом. В результате, в течение года была ликвидирована огромная учебно-методическая база начальной инженерной подготовки, создававшаяся в течение 100 лет. А это — более 250 натурных деталей и сборочных единиц, учебно-методических пособий и альбомов. Был ликвидирован сайт с более сорока электронными дистанционными учебниками, среди которых и первые в России учебники по инженерной графике и начертательной геометрии с возможностью анимации и погружения в виртуальное 3D пространство моделей. В своё время эти учебники были отмечены премией Президента России.
- По мнению участников КГП-2016, уничтожение специалитета для инженерных специальностей приводит к потере технологического суверенитета в ОПК и подрыву обороноспособности нашей страны. Именно поэтому всё сообщество инженерных ВУЗов громогласно заявляет об этом. Одной из предлагаемых начальных мер по спасению системы высшего технического образования могло бы стать переподчинение 28-ми технических ВУЗов (среди которых МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МАИ, Кораблестроительный, Военмех и др.), входивших ранее в состав МВССО СССР, и переводе их из подчинения МОН в управление военно-промышленной комиссии (ВПК), возглавляемой В.Путиным.
В) На наш взгляд, надо срочно принимать обоснованные решения и меры по возрождению инженерного образования в СПб. В противном случае обороноспособность нашей страны не будет гарантирована. Конечно, как было сказано на последнем заседании Совета ректоров России, строительство общежитий является важной задачей, но если не будет инженеров, то и общежития не понадобятся.
Б.зав.каф.ИКГ ИТМО
лауреат Премии Президента России в области образования.
В.Т.Тозик
Вопросы и комментарии к выступлению:
Вячеслав Трофимович! Попробуйте отправить Ваши письма в Комитет СПб по науке и высшей школе. Мы написали на тему региональных олимпиад в октябре прошлого года.
Ответа нет.
Что касается ИТМО, то в последней олимпиаде по НГ они уже участия не принимали. По КГ держатся за счёт Вашего приятеля Большакова. Надо же дипломы получать.
В Москву не ездят — понимают, что не тот уровень.
С уважением, Тихонов-Бугров.
Уважаемый Вячеслав Трофимович! Всё правильно и здорово. Полностью поддерживаю.
Всё разложено по полочкам. Есть заинтересованные люди, они и правят бал.
Есть наивная уверенность, что время всё исправит и надежда умерает последней, Абросимов.
Ну что сказать. Рука бессознательно тянется к АКМ. А его-то и нет! Поэтому наши теперешние младореформаторы (лучше их назвать дуремарами при ВО) не боятся ни черта. Знают: что бы они ни натворили, отвечать не придется.
Припоминается, что Наполеон был большим приятелем (скажем так) всех ученых: он понимал из значимость, в отличие от наших дуболомов, прости Господи!
С уважением, Н.А. Сальков
Уважаемые, Дмитрий Евгеньевич, Сергей Николаевич и Николай Андреевич !
В отклике на статью уважаемого П.И.Романова « ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА РОССИИ» ( http://dgng.pstu.ru/conf2019/papers/9/ ) я задал сакраментальный вопрос: «Способен ли Ваш прекраснодушный Координационный совет (КС), обладающий огромным опытом ГАРМОНИЗАЦИИ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА РОССИИ, повлиять на руководство ИТМО, чтобы оно не уничтожало так необходимую нашей многострадальной стране и не менее многострадальному СПб оптику, не говоря уж о точной механике?» А дополнительно к этому вопросу можно задать еще два: «Кто виноват и кто ответит за развал инженерного образования РФ?»
По-видимому, в соответствии с Вашими пожеланиями, следует обратиться не только в КС, но и для набора полной статистики отказов от ответственности за разрушение ВО РФ направить эти же вопросы в адрес Комитета СПб по науке и высшей школе, поскольку в Совет ректоров СПб и Ученый совет ИТМО я уже обращался.
И не получил никакого ответа. И что теперь делать, как жить дальше? Наверное, пора ехать на дачу, полоть траву.
С уважением и пожеланиями удачи, В.Т.Тозик.
Николай Андреевич! В случае, описанным Тозиком всё делается с подачи реформатора не первой свежести — ректора, который, например первёл всех преподавателей без степени в тьюторы, ликвидировал кафедру графики в присоединённом вузе. Возникает и ещё вопрос: все наработки кафедры уничтожил один человек?
А где были бывшие соратники Вячеслава Трофимовича?
С уважением Тихонов- Бугров.
Уважаемые коллеги! Небольшое добавление к комментарию Дмитрия Евгеньевича. Переведены также были и остепененные преподаватели, включая докторов наук.
Понятно, что при подсчете одного из критериальных показателей, характеризующих успешную деятельность вуза, количество ППС является знаменателем в расчетной формуле. Тьюторы же относятся к разряду УВП.
Всем успехов в нашем нелегком труде
Дмитрий Евгеньевич, Алексей Георгиевич, я Вас приветствую! Известное дело, любят у нас все рушить, все ликвидировать, все перепахивть бульдозером. Ломать — не строить.
Мне известен факт, когда в МГСУ (вроде бы передовой вуз, который тоже, как бы Хрущев открыл, если я не ошиаюсь) новый ректор пожелал перевести всех ВАКовских профессоров (но к.т.н.), работающих профессорами не один десяток лет, в доценты. Все они ушли из института. Правда, прожили после этого недолго.
Известен факт, когда д.т.н., профессора тот же, скажем, недалекий человек,(хоть и доктор наук) перевел на пол ставки профессора, а на остальные пол ставки — в доценты. Стратегия такая — удалить из вуза старых нормальных профессоров, и поставить на их место ручных мартышек (это я со зла, не все оказываются ручными).
Всем нам успехов! В нашем пока безнадежном деле!
С уважением, Н. Сальков
Вячеслав Трофимович, здравствуйте! Я с громадным уважением отношусь к Вашим попыткам «прошибить стену». Ведь в позапрошлом году мы уже посылали письма на самый верх (не Санкт-Петербурга) и Вы помните какие были ответы. А нынешняя ситуация говорит только об одном: разрушается не просто инженерное образование, а все образование в целом и на всех уровнях.
В этом и есть трагедия нашего времени. А руководство, практически всех вузов, в этом активно участвует, т.к. их интересуют только деньги. За это их спрашивают, а не за результаты подготовки студентов.
Это проявляется и в настоящий календарный период, когда началось планирование на следующий год, да еще с учетом ФОС3++. Словом, как говорила известный персонаж, «мрак». И больше ничего, и руки опускаются от бессилия и невозможности повлиять на ситуацию. С уажением, Б.Славин
Спасибо за поддержку. Но у меня руки не опускаются. По совету моих коллег мы все вместе направим коллективное обращение сначала в Питерские органы (и они будут обязаны отреагировать, но уже не молчанием), а затем уже в МНВО.
И тоже что-нибудь будут обязаны ответить конкретно.
Главное, будем просить Комитет СПб по науке и высшей школе проверить остаточные знания студентов по ИГ в нескольких ВУЗах. Тогда и будут основания обратить на нас хоть какое-то внимание.
Уважаемый Вячеслав Трофимович, советуя написать письмо в Комитет по НиВШ, я хотел подчеркнуть безнадёжность этого мероприятия. Я с октября прошлого года жду ответа на письмо, подписанное ректором.
В Вашем бывшем вузе уже нет кафедр, а есть: мегафакультеты, факультеты, институты, научно-исследовательские подразделения. Ваши бывшие коллеги преподают следующие дисциплины: основы профессиональной деятельности; первичные профессиональные умения и навыки и 3D моделирование. Что зашито внутри покрыто мраком.
Всё изменилось до такой степени, что концов не найдёшь. Никто не будет связываться с вузом, попавшим в список ста и получившим бешеные деньги на развитие.
Мой знакомый рекомендовал Вам правило из мира искусства — бороться артисту с режиссёром — себе дороже. Надо уходить. Министерство культуры вмешиваться в процесс не будет.
Здоровье и близкие дороже.
С глубоким уважением, Ваш ТБДЕ.
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!
Я думаю, что попытка написать обращение в адрес Спортлото будет мне засчитана. Тем более, что в спектакле под названием «Развал высшей школы » я уже как 5 лет не участвую. А за Отчизну обидно, тем более за родную кафедру.
Думаю, что здравый смысл всё-таки восторжествует. А чудаки, возглавляемые министром Котюковым, проиграют и будут с позором изгнаны.
С уважением, Ваш ТВТ
Уважаемый Вячеслав Трофимович! Я готов поддержать Вас (собственно как я делал это и раньше). Только подскажите, что я могу сделать из своего глубоко перфирийного вуза ( да еще и ведомственного).
С уважением, Славин Б.М.
Если Вы не против участия в достаточно продолжительном эксперименте под названием «рассылка писем в органы управления высшим образованием», то отправьте мне некоторые свои данные (должность и е-мэйл). Я отправлю за нашей подписью пмсьма в адреса: 1) КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» , 2) КОМИТЕТА СПб по науке и высшей школе. — с просьбой прокомментировать мои открытые письма №1 и №2 (см. статью).
Им то придется откреститься от этого безумного развала. Вот и почитаем их ответы.
ИсточникНедостатки в современном высшем техническом образовании
Современная система образования, как мировая, так и отечественная неидеальна. В подготовке дипломированных специалистов принимает участие множество экспертов, используется масса подходов и методик, но даже в едином комплексе пока не удалось синтезировать максимально эффективный способ обучения, который бы на «выпуске» гарантировал как минимум 90% уровень готовности молодых кадров к трудовым будням.
Современная система образования, как мировая, так и отечественная неидеальна. В подготовке дипломированных специалистов принимает участие множество экспертов, используется масса подходов и методик, но даже в едином комплексе пока не удалось синтезировать максимально эффективный способ обучения, который бы на «выпуске» гарантировал как минимум 90% уровень готовности молодых кадров к трудовым будням.
В освоении технической профессии действует множество факторов, которые усложняют процесс обретения качественных знаний и навыков, пригодных в трудовой деятельности. Сегодня мы расскажем об общих и специфических проблемах современного высшего технического образования.
Какие направления подготовки относят к техническому профилю?
Техническая отрасль – прикладная и узкоспециализированная сфера деятельности, требующая от людей наличия конкретных навыков и знаний в определенной научной или практической области. Здесь важны такие качества, как логика, точность, внимательность, взаимосвязь человека и техники. Освоение профессии связано с обретением конкретных знаний и умений, обращение с техникой, оборудованием и пр.
Получение технического образования
Специалисты технического профиля призваны контактировать с техникой, заниматься ее настройкой, обслуживанием, непосредственной эксплуатацией. Притом оборудование может быть использовано, как для производства иной техники, так и различной продукции, услуг и пр.
Технические профессии успешно действуют в тех областях, где деятельность человека без специального оборудования просто немыслима и невозможна. К таким сферам относят металлургию, авиа- и ракетостроение, строительство (хотя данное направление принято выделять в отдельное направление), энергетика, нефте- и газовая промышленность и пр. Самыми популярными среди абитуриентов направлениями подготовки в Вузах являются энергетик, химик-технолог, технолог, техник, наладчик КИПовец, геодезист, монтажник, механик, инженер, проектировщик, конструктор и пр.
Что нужно для получение технической специальности?
Специалисты технического профиля обладают рядом специфических черт:
- Каждое направление призвано обслуживать конкретную отрасль и сферу деятельности. Направления подготовки настолько детальны и точны, что один специалист далеко не всегда может заменить другого (даже если он выполняет смежные или схожие функции на предприятии);
- Перечень предметов для каждой специальности точно определен и включает базовый и профильный курс. Базовый курс носит общий характер, присваивая студентам основные профессиональные качества, а профильный предполагает тотальное погружение в специальность в более детальные предметы и направления, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью специалиста;
- Подготовка специалистов предполагает совмещение теоретического обучения и практического курса. Притом практику учащиеся проходят на предприятиях той отрасли, для которой они предназначены.
- Далеко не всегда наличие высшего технического образования позволяет новоиспеченным специалистам моментально притупить к трудовой деятельности. Для ряда специалистов необходимо получить «допуск» в виде специальной (дополнительной) корочки, которая подтверждает наличие актуальных знаний в конкретной среде, обретение соответствующих навыков и качеств.
Особенности подготовки специалистов технического профиля
Несмотря на то, что дипломированные эксперты технического плана задействованы в конкретной отрасли в качестве определенного исполнителя, их подготовка в Вузе захватывает не только точные науки, но и иные дисциплины.
В составе образовательной программы будет присутствовать несколько блоков: общеразвивающий, аналитический и расчетно-экономический, естественнонаучный и технический. Каждый из указанных разделов несет в себе определенную миссию.
Обучение на технических специальностях
Общенаучный курс призван развить у студентов навыки по работе с информацией: сбор и обработка, систематизация, проверка и выборка фактов, формулирование аргументированных выводов и выдвижение гипотез, отстаивание собственной точки зрения. Помимо этого, дисциплины этого уровня позволяют расширить представления по специальности и кругозор. В рамках этого модуля учащиеся технических ВУЗов и направлений подготовки изучают такие дисциплины, как высшая математика, основы физики, химии, механики, экономика, философия, теория вероятностей, информатика и пр.
Аналитический и расчетно-экономический курс предполагает освоение дисциплин, которые помогут в моделировании ситуации и ее оценке со стороны риска, выгодности, полезности, эффективности и целесообразности и пр. Данный модуль призван развить аналитическое и критическое мышление специалиста, умение грамотно оценивать ситуацию и принимать обоснованные решения. В числе доминирующих дисциплин здесь выносят экономический анализ, логистика, управление ресурсами (капиталом), управление персоналом, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налогообложение, экспертная оценка состояния предприятия, риск-менеджмент и пр.
Естественнонаучный этап подготовки технических специалистов предполагает изучение ими узкоспециализированных дисциплин, которые напрямую взаимодействуют с прямыми обязанностями практика. Здесь набор предметов полностью зависит от специфики профиля. Чаще всего она включает освоение биологии, химии, физики, нанотехнологий, механики, электрики, термодинамики и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Технический блок нацелен на развитие точечных, конкретных знаний и умении специалиста. Он включает в себя детальное погружение в отдельные дисциплины и практику, выполнение практических заданий и проектов (курсовые, контрольные, лабораторные, научные и иные работы), где требуется применять полученный в ходе профессионального становления багаж: черчение, конструирование, моделирование, проведение расчетов и анализа ситуации, обоснование собственной позиции или выработка достойного решения для конкретной ситуации и пр. Также здесь могут потребоваться реальные знания о технике, способах ее настройки и эксплуатации, монтажа и демонтажа, действия с учетом определённых факторов и обстоятельств и пр.
Таким образом, специалисты технического профиля проходят всестороннюю тотальную подготовку, превращаясь из студента в универсального солдата, способного качественно выполнять свои функции.
Современные проблемы высшего технического образования
В профессиональном становлении специалистов технического профиля можно выделить общие и специфические черты.
Недостатки технических специальностей
Среди недостатков общего плана следует отметить:
- Обучение студентов носит больше теоретический и бюрократизированный характер. Современная система высшего образования в России предполагает освоение дисциплин, правил, инструкций, которыми специалист должен руководствоваться нам практике. К сожалению, не всегда обретаемые знания оказываются актуальными и необходимыми. Более трети дисциплин (по мнению практиков) оказываются ненужными.
- Слабая доля практической подготовки. К сожалению, несмотря на прикладной характер, студенты технического профиля проходят практику согласно учебному плану. Как правило, количество часов едва превосходит 160-180 в течение одного учебного года (около 3 недель). За столь короткий промежуток времени трудно научится управлять техникой, оборудованием, запомнить все процессы и отточить навыки.
- Слабая техническая оснащенность ВУЗов. К сожалению, в высших образовательных заведениях до сих пор присутствуют лаборатории, клинические базы со старым оборудованием, которое фактически постепенно выводится их практического оборота. Студенты обретают неактуальные знания и навыки, учатся пользоваться старым (менее востребованным) оборудованием.
- Нежелание предприятий обучать практикантов. Во время прохождения практики к студентам на заводах и крупных компаниях относятся с недоверием, поэтому их практически не подпускают к выполнению прямых обязанностей, работе с оборудованием и пр. На фоне этого прохождение практики носит больше формальный, нежели реальный характер.
К числу проблем узкопрофилированной подготовки технически специалистов можно отнести следующие аспекты:
- Слабая доля участия практиков в обучении студентов. Большая часть педагогического состава Вуза является теоретиками (хоть и серьезного уровня): педагоги без реального опыта в технической отрасли кандидаты и доктора технических наук. К сожалению, теоретики не смогут научить реальным навыкам, работе с оборудованием и пр.
- Медленное обновление образовательных программ. Научно-технический прогресс не стоит на месте, но учебные планы не поспевают за ним. Обновление направлений и состава образовательной программы происходит в среднем раз в 5 лет. За это время в отрасли происходят глобальные перемены, которые изучаются в дальнейшем поэтапно и очень медленно.
- Молодые специалисты пригодны в простых нишах, более продвинутых компаниях отдают предпочтение опытным экспертам. Из-за этого возникают трудности в обретении первого и основного опыта работы по профессии. Многие дипломированные техники вынуждены работать не по специальности.
- Высокий уровень нагрузки на учащихся. Учебный план студентов технического профиля богат на предметы. В среднем на протяжении каждого семестра они осваивают около 30 дисциплин, но лишь четверть из них важна для практики. Частое выполнение письменных проектов (курсовые, лабораторные работы, чертежи, сметы и прочие подобные материалы) отнимает массу времени и сил, но не позволяет учащимся обрести нужные параметры и качества. По статистике более трети студентов отсеиваются с профессионального пути на 2-3 курсах, не выдерживая бешеный ритм обучения и большую нагрузку.
- Освоение технической профессии возможно только на очном и заочном отделении, притом второй вариант больше подойдет для работающих специалистов со средним профильным образованием. Практика в этом деле играет важнейшую роль. Дистанционная подготовка здесь просто неуместна и пока что невозможна.
ИсточникНесмотря на массу нюансов в подготовке специалистов по техническому пути, более 35% абитуриентов ежегодно выбираю данное направление, способствуя развитию промышленности, экономики и государства, науки.