Оценка воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду

Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду 1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду,…

Новое положение об ОВОС двадцать лет спустя

Что такое оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС)? Это важный этап начала проектирования любого строительства — этап оценки экологического эффекта от реализации того или иного варианта хозяйственной деятельности в конкретном месте. Спустя 20 лет Минприроды России утвердило новые требования к материалам ОВОС, которые начнут действовать с 1 сентября. Рассмотрим основные отличия старых и новых требований.

Законодательно процедура ОВОС закреплена в ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ[1]:

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
[…]
3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Спустя 20 лет с введения первого НПА, регламентирующего процедуру ОВОС, Минприроды России выпустило новый подзаконный акт, заменяющий старые требования:

Старые требования

Новые требования

Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее — Положение)

Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 999, Требования)

Приказ № 999 вступает в силу с 01.09.2021 и действует шесть лет. Отметим, что по объему текста новый Приказ вдвое больше своего предшественника. Пройдемся по основным отличиям старых и новых требований.

Общие положения

Действующее Положение открывается разделом I «Общие положения», в котором развернуты определения некоторых терминов, касающихся ОВОС. В новых Требованиях приводится только описание, что входит в материалы ОВОС. Если сравнить, начало действующего Положения совпадает с новыми Требованиями: состав материалов ОВОС, их цели и дальнейшее использование аналогичны.

В пункте 2 новых Требований приводится определение терминов «заказчик» и «исполнитель», которые тоже идентичны существующим определениям в Положении:

заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. в определенных Федеральным законом № 174-ФЗ[2] случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу;

исполнитель работ по ОВОС — заказчик либо физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по ОВОС.

Обратите внимание: в Положении давалось определение намечаемой хозяйственной и иной деятельности, при реализации которой должна проводиться процедура ОВОС, — это деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

В новых Требованиях данное определение отсутствует. Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно.

Читайте также:  Водоканал отдел капитального строительства

Основные принципы ОВОС

В разделе II действующего Положения приведены основные принципы ОВОС. Один из них — принцип научной обоснованности — перекочевал в п. 3 новых Требований.

Кроме того, в соответствии с новыми Требованиям материалы ОВОС должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие, что соответствует принципу презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Согласно новым Требованиям при подготовке материалов ОВОС необходимо использовать полную и достоверную информацию, средства и методы измерения, расчеты, оценки (как и в п. 1.5 Положения), а также обязательно рассматривать альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности (что соответствует п. 2.4 Положения).

Общественность обязательно должна участвовать в процедуре ОВОС (это было и ранее учтено в п. 2.5 Положения). При подготовке материалов ОВОС заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (соответствует п. 1.2 Положения).

Как формируются материалы ОВОС

В новых Требованиях описана последовательность процедур для формирования материалов ОВОС.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 09.03.2021).

[2] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.

Сведения о земельных участках под строительство и эксплуатацию объекта капитального строительства . Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды в районе реализации намечаемой деятельности. Климатическая характеристика. Состояние атомсферного воздуха и фоновые концентрации. … Результаты оценки воздействия объекта на окружающую среду . Результаты оценки воздействия на атмосферный воздух. Период строительства .

Оценка воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду

Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

6.1.1 Оценка воздействия на геологическую среду и геоморфологические условия на этапе строительства .34. 6.1.2 Оценка воздействия на геологическую среду и геоморфологические условия на этапе эксплуатации .34. … В соответствии со ст. 3 № 7-ФЗ, выполнение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности является обязательной.

Оценка воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду

В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.

Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:

  • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности);
  • проектная документация объектов, используемых для размещения и обезвреживания отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, в том числе проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Читайте также:  Департамент жкх и капитального строительства

Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.

Результатами ОВОС являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.

Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.

Оценку воздействия на окружающую среду нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
  • многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при проведении ОВОС;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего четыре аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество ОВОС в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены ОВОС сложных объектов, например, полигонов ТБО в составе проектной документации т.д.;
  • опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке оценки воздействия на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • отсутствие понимания о стадиях разработки ОВОС и прохождения государственной экологической экспертизы (например, заказчик не знает о необходимости прохождения процедуры общественных слушаний, что может привести отрицательному заключению в целом по документации);
  • заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые и временные затраты;
  • исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими представлениями о составе описательной части и расчетов, выполняемых в ОВОС, в результате не учитываются требования органа, проводящего государственную экологическую экспертизу ;
  • работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специального режима ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

    Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 14)

проектная документация объектов капитального строительства , относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности) … Результатами ОВОС являются: информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий

Источники
  • https://www.profiz.ru/eco/6_2021/ovos_new/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/22ff5ed049c33d6e71c1aff212b36a0cba0def9a/
  • https://eco-c.ru/ecology/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D1%83%D1%8E-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83/
Читайте также:  Виды работ на которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

Рейтинг
Загрузка ...