О качестве формирования деловых коммуникативных умений у будущих инженеров технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / СПЕЦКУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / STUDENTS / A FUTURE ENGINEER / SPECIAL COURSES / РSYCHOLOGICAL PRACTICAL WORK / ANDRAGOGICAL PRINCIPLES / COMMUNICATIVE SKILLS / COMMUNICATIVE CULTURE / PROFESSIONAL COMMUNICATION
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пафифова Бэла Казбековна
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной культуры в высшей школе, составляющие профессиональное общение , развитие коммуникативных умений у студентов непедагогических вузов.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пафифова Бэла Казбековна
К вопросу о формировании коммуникативной культуры профессионального и межличностного общения у будущих специалистов
Золотые лекции. Коммуникация в деловой среде
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ (рецензирована)
Моделирование процесса формирования коммуникативных умений у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма
Коммуникативная компетентность в системе факторов профессионального становления специалиста аграрного сектора
On the quality of forming business communication skills in future engineers of a technical university
This article considers features of forming communicative culture in higher education, which constitute professional communication , development of communication skills in students of non-pedagogical universities.
Текст научной работы на тему «О качестве формирования деловых коммуникативных умений у будущих инженеров технического вуза»
УДК 378.6 ББК 74.58 П-21
Пафифова Бэла Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп; т.: 8(918)2275417
О КАЧЕСТВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (рецензирована)
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной культуры в высшей школе, составляющие профессиональное общение, развитие коммуникативных умений у студентов непедагогических вузов.
Ключевые слова: студенты, будущий инженер, спецкурсы, психологический практикум, андрагогические принципы, коммуникативные умения, коммуникативная культура, профессиональное общение.
Pafifova Bela Kazbekovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, tel.: 8 (918) 2275417
ON THE QUALITY OF FORMING BUSINESS COMMUNICATION SKILLS IN FUTURE ENGINEERS OF A TECHNICAL UNIVERSITY
Деловые коммуникации: особенности, виды, формы
This article considers features of forming communicative culture in higher education, which constitute professional communication, development of communication skills in students of non-pedagogical universities.
Key words: students, a future engineer, special courses, рsychological practical work, andragogical principles, communicative skills, communicative culture, professional communication.
Востребованность инженерных кадров, уровень подготовки которых соответствует реалиям современного общества, ставит перед высшей школой задачу — уделять особое внимание в их подготовке познавательной, творческой составляющей. Саморазвитие и осознанное участие в усиленной подготовке в области деловых коммуникаций способствуют успешному личностному и профессиональному росту будущих специалистов.
Как показала практика, недостаточная сформированность речевых навыков, неразвитые аналитические способности приводят не только к проблемам с общением, но и негативно отражаются на качественных и количественных показателях работы, выполняемой инженером, и приводят к конфликтам и напряженности в коллективе, в котором он трудится. Возникают и личностные проблемы у специалиста, ввиду сложности или невозможности достижения успехов в профессиональной сфере.
В настоящее время отсутствуют учебные курсы, которые могли бы сформировать
за время обучения в вузе необходимые молодым специалистам коммуникативные навыки и способствовали бы их дальнейшей самореализации при деловом общении. Для решения этой актуальной задачи необходимо разрешить противоречия, заложенные в несоответствии процесса профессионального самоопределения технических специалистов требованиям по ускоренной адаптации к условиям производственной деятельности.
Большинство будущих инженеров испытывает острую нехватку знаний в области культуры делового общения, именно процесс обучения в вузе может помочь сформировать необходимые навыки коммуникации. Но, к сожалению, в учебных планах вузов отсутствуют соответствующие дисциплины.
Формирование коммуникативных навыков и умений — значимая часть процесса становления будущего специалиста, роста его деловой культуры. При этом в технических вузах до сих пор не разработан необходимый учебно-методический материал, требуется доработка дидактических основ преподавания учебной дисциплины.
Указанные противоречия следует преодолевать. Культуру делового общения будущих инженеров — эту важную составляющую их профессионального образования -можно и нужно, формировать и развивать. Успешно справиться с вышеописанной педагогической проблемой поможет тщательная разработка теории и методики преподавания учебной дисциплины.
Мы провели комплексный анализ отечественной и зарубежной литературы, научных исследований в области данной педагогической проблемы, пытаясь найти решение описанных противоречий. Изучение имеющейся практики обучения позволило установить, что все аспекты основ межличностного общения внимательно разрабатываются учеными. Но при этом до сих пор не выработан единый целостный подход к процессу формирования и становления навыков делового общения у студентов технических вузов.
С методологической точки зрения изучались научные труды А.И. Султанова, Б.К. Паранук, Л.В. Ивановой, Е.А.
Эйхельберга, М.Г. Домбинской, А.Б. Кукина по проблеме формирования коммуникативных навыков в сфере управления социальными конфликтами, подробно рассматривались становление профессиональной культуры молодых специалистов, степень влияния гуманитарных дисциплин на становление и гармоничное развитие личности студентов, а также уровень творческой самореализации будущих технических специалистов.
Психологическая составляющая изучаемой проблемы, основы личностного развития — творческие, эмоциональные и нравственные рассматриваются в исследованиях Н.А. Корниенко, П.Ф. Кравчука, Г.М. Котляровского; основы культуры и психологии управления с учетом различных сфер деятельности — С.Е. Ананьевым, В.В. Крамником, Н.П.
Сащенко, В.О. Макашевым; невербальные коммуникации — В.Н. Ворониным, Е.В. Кузнецовой.
Работы C.B. Дрокиной посвящены дидактической стороне вопроса — процессу развития навыков и умений межличностного общения, труды В.И. Крашницкого, Г.Е.
Жондоровой, Л.Б. Шиповской, И.Ю. Брусловой, Ю.И.
Турчаниновой направлены на изучение коммуникативных компетенций преподавателей и студентов педагогических вузов, в исследованиях Е.И. Разувой, И.А. Ширшовой рассматриваются навыки делового общения учеников старших классов и учащихся колледжей.
Вышеперечисленные нюансы являются причиной ряда проблем, возникающих в процессе выработки деловых коммуникативных навыков при обучении будущих специалистов, разрешить которые можно, внедрив в учебный процесс спецкурсы. Гармоничное развитие личности студента — активного субъекта делового общения в будущей профессиональной сфере — напрямую зависит от разработки педагогической системы, отвечающей современным требованиям, и соответствующей методики преподавания.
Использование общеорганизационных приемов при формировании деловых коммуникативных навыков призвано помочь в решении главной проблемы образования будущих специалистов-инженеров — проблемы качества их подготовки, принимая во внимание указанные специфические особенности.
Как показывают проведенные исследования, при профессиональной подготовке таких специалистов, как менеджеры, инженеры, банковские работники, работники сферы обслуживания, провизоры, инженеры-строители, товароведы и др., в программе обучения обязательно должны присутствовать спецкурсы, направленные, прежде всего, на их коммуникативную подготовку [1].
Культура делового общения — это не только (и не столько) соблюдение этикетных форм при взаимодействии, но, в первую очередь, способность произвести на собеседника благоприятное впечатление, умение привлекательно выглядеть, уверенно и грамотно вести переговоры. Умение публично выступать, способность доброжелательно и спокойно выслушивать собеседника, извлекать из разговора необходимую информацию, правильно задавая наводящие вопросы и многое-многое другое — вот, что такое культура делового общения. Учащимся требуются определенные познания в этой сфере и живые примеры -образцы для подражания, которые помогут их воспитанию и становлению.
Коммуникативная подготовка учащихся сегодня реализуется в высшей школе благодаря введенным в учебные планы вуза специализированным курсам: «Психологический практикум» — для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Сервис» и «Туризм», «Психолого-педагогические основы развития коммуникативной сферы в профессиональной деятельности» — для студентов инженерно-экономических специальностей, «Коммуникативные технологии на предприятиях общественного питания» — для студентов по специальности «Технология продукции и организация общественного питания».
Главная цель специализированных курсов — формирование системы коммуникативной культуры у будущих специалистов, достижение этой цели конкретизируется при решении следующих задач:
— получение дополнительных знаний, касающихся области профессионального общения;
— выработка перцептивно-рецептивных коммуникативных навыков, таких как: способность внимательно слушать и наблюдать, а главное — «слышать» собеседника, умение по определенным внешним признакам распознать личность клиента и верно подобрать стратегию поведения и т.д.;
— выработка интерактивных коммуникативных умений: умение быстро и легко импровизировать в процессе коммуникативной деятельности, максимально приближенной к профессиональной.
Равенство позиции, активность, обратная связь и доверительность общения -основополагающие принципы реализации спецкурсов.
В спецкурсах повышенное внимание уделяется не понятийному компоненту, а так называемым инструментальным знаниям.
Предпочтительными являются практические рекомендации, направленные на выработку у обучающихся четкого представления о способах деятельности и существующих правилах. Свод «заповедей» — наставлений и советов позволит сформировать у студентов основы коммуникативной культуры, которая во многом определяется их способностью к анализу общения, умением адекватно оценивать его эффективность, уровнем владения языком.
Коммуникативные навыки предопределяют хорошую ориентацию в различных ситуациях, позволяют учитывать специфику адресата, аудитории, грамотно формулировать свои намерения в процессе общения.
Наполнение программы спецкурсов значительным объемом семинаров, практикумов, практических занятий — активными и интерактивными формами занятий, ролевыми и деловыми играми, психологическими тренингами, разбором ситуаций, имеющих отношение к избранной профессии — позволит повысить уровень компетентности в коммуникативной сфере. Подобная подготовка оказывает позитивное влияние на эмоциональное самочувствие молодых специалистов до общения, во время и после него [3].
При использовании интерактивных методов на практических занятиях студенты максимально активны.
Использование активных методов обучения дает студентам возможность «прожить» самые разнообразные ситуации, они могут в игровой форме попробовать себя в различных социальных ролях — будь то клиент, работник сферы обслуживания, технический специалист и т.д. Учащиеся смело обсуждают возникающие вопросы, дискутируют, пытаясь найти нетривиальные пути решения возникающих проблемных ситуаций — всё это значительно расширяет их теоретические познания, обогащает практические навыки и дает толчок к дальнейшему развитию межличностных контактов и эффективному профессиональному взаимодействию, лучшему пониманию его аспектов.
Применение в процессе обучения ассоциативных коммуникативных упражнений дает возможность агрегировать ключевые для результативного общения профессиональные качества. Сами студенты в ассоциативной форме обозначают качества успешных в различных областях специалистов [2]. Такими качествами, по их мнению, являются открытость, доброжелательность, вежливость, тактичность, организованность, исполнительность, умение устанавливать контакты, эмпатия, умение слушать и убеждать собеседника, энергичность и др.
На занятиях участники группы определяют для каждого те качества, которые, по их мнению, могут помочь в профессиональном общении. Студенты отмечают наиболее ценные положительные качества человека, обращая при этом внимание на отрицательные качества, препятствующие, по их мнению, будущему специалисту в коммуникативной деятельности [4].
Считаем необходимым остановиться на одном важном аспекте. Для формирования деловых коммуникативных умений необходимы осознание учащимися потребности в
конкретном виде знаний и самостоятельное развитие профессионально значимых качеств — культуры делового общения, коммуникативной компетентности будущих инженеров.
Есть ряд особенностей, отличающих деловые коммуникативные навыки, которые вырабатываются при подготовке специалистов технического профиля. На младших курсах вузов студенты изучают высшую математику, информатику, физику, химию, прикладную и теоретическую механику, сопромат, теорию машин и механизмов.
Эти непростые для восприятия дисциплины развивают мышление будущих специалистов, формируют их профессиональные знания и навыки, но, к сожалению, никак не способствуют развитию речи и культуры общения — напротив, подавляют в студентах их юношескую непосредственность. Именно о старательных, погруженных в учебу студентах отзываются нелестными выражениями «серая мышь» и «синий чулок».
А ведь молодым свойственна жажда общения, они стремятся к самоутверждению, всячески проявляя свою привлекательность и неординарность. Но отсутствие достаточных знаний ведет к тому, что их поведение идет вразрез с существующими правилами -причем они даже не подозревают об этом и вызывают тем самым негативную ответную реакцию.
Как показывает практика, студенты первых курсов еще не отождествляют себя с инженерами, экономистами, поскольку общеобразовательные предметы не способствуют формированию в их сознании специфики будущей профессиональной деятельности. Лишь на 3-4 курсе обучения, после приобщения к знаниям по профилю избранной трудовой деятельности, у студентов начинает формироваться личная потребность в углубленном изучении основ делового общения, его техники и специфики, более детальном рассмотрении его особенностей, учитывая избранную профессию.
Однако и студентов младших курсов необходимо обучать азам культуры общения. И в этом важную роль играют такие науки, как психология и педагогика, этика, имиджелогия, а также другие науки, позволяющие выработать у обучающихся необходимые навыки.
Научный подход в образовании, базовое знание философии, социологии, психологии, основ правоведения и управления, грамотное и умелое применение этих знаний позволит постичь искусство и психологию делового общения. Но все это невозможно без целенаправленной работы студентов над собой под постоянным чутким руководством преподавателей.
Разумеется, разные сферы профессиональной деятельности требуют различного уровня коммуникативной подготовленности будущих специалистов. Коммуникативные навыки специалистов очень важны в социально-культурной сфере (туризме, здравоохранении, в сфере управления и бизнеса). При этом, грамотная речь, доброжелательный стиль общения с собеседником (безотносительно причин такого обращения), безусловно, являются очень ценными качествами специалистов в любой профессии.
Компоненты профессионального общения, культура делового общения, привитые в процессе обучения в высшей школе постепенно трансформируются в личные убеждения, становясь неотъемлемой составляющей личной и профессиональной культуры молодых специалистов.
Применение общеорганизационных приемов в формировании деловых коммуникативных навыков призвано помочь в решении главной проблемы образования будущих специалистов — проблемы качественной подготовки инженеров, учитывая
указанные выше специфические особенности.
1. Паранук Б.К. Формирование коммуникативных умений у студентов — будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма: дис. . канд. педагог. наук. Майкоп: АГУ, 2006. 193 с.
2. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. Москва: Дашков и К°, 2006. 360 с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
4. Григорьева Т.Г. Основы конструирования общения. Москва: МГУ, 1997. 115 с.
5. Бурнард Ф. Социально-психологический тренинг межличностного взаимодействия. Санкт-Петербург, 2003.
1. Paranuk B.K. Formation of communicative skills of students — future specialists of Social and Cultural Service and Tourism: dis. . Cand. of Pedagogics. Maikop: ASU Publishing House, 2006. 193 p.
2. Traynev V.A. Business games in the educational process: development methodology and practice. M.: Dashkov and Co.: MANIPT, 2006. 360p.
3. Gretsov A.G. Communication training for teenagers. SPb.: Peter, 2006. 115p.
4. Burnard, F. Socio-psychological training of interpersonal interaction . SPb.: 2003.
ИсточникРоль деловых коммуникаций в управлении организацией
В статье рассматривается роль деловых коммуникаций в управлении организацией. Подчеркивается, что формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.
Ключевые слова
Текст научной работы
В последние годы, связанные с существенными преобразованиями в экономики России, все больше ценится умение организации достигать взаимопонимания и сотрудничества с контактными аудиториями, в составе которых живут, работают, конфликтуют ее сотрудники. Поэтому практически нет организаций, у которых не было бы коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешении. В этой связи формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.
Управление в любой организации реализовывается через сотрудников. Одним из значимых инструментов управления в руках руководителя (менеджера) является имеющаяся в его ведении информация. Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации, и это объясняется следующими причинами:
- руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;
- происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;
- в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;
- работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т. д.
В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
Различают механистический и деятельностный подходы к коммуникации. Коммуникация в механистическом подходе – однонаправленный процесс кодирования и передачи информации получателем сообщения. Коммуникация в деятельностном подходе совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Для раскрытия содержания деятельности руководителя необходимо рассмотреть понятие коммуникации с позиции следующих аспектов. С одной стороны, коммуникация – это общественное явление, процесс, который имеет место в организационной системе на всех иерархических уровнях и во всех организационных структурах (они не обязательно должны быть связаны непосредственно с руководителем).
С другой стороны, коммуникация представляет собой естественную практику взаимодействия руководителя с группами подчиненных и отдельными подразделениями организации.
И, наконец, коммуникация – это особая, специфическая функция управления, которая является объектом целенаправленного регулирования со стороны руководителя, компонентом его управленческой деятельности.
Представленные определения коммуникации включают в себя два понятийных аспекта: нормативно-организационный и субъектно-психологический. Нормативно-организационный подход связан с объективными организационными формами коммуникации, с представлениями о её оптимальной реализации и объединен системой эффективного коммуникационного процесса.
Субъектно-психологический подход к коммуникации в организации направлен на раскрытие психологических характеристик участников коммуникации. Он выявляет значимые черты коммуникационного процесса, в том числе и те, которые являются барьерами.
Психологическая специфика коммуникации как функции управления многозначна и раскрывается с различных сторон:
- коммуникативное поведение руководителя;
- коммуникативные явления в работе руководителя;
- коммуникативные процессы, связанные с деятельностью руководителя.
Основная цель коммуникации заключается в достижении точного понимания отправленного сообщения принимающей стороной. Коммуникации в широком смысле слова рассматриваются как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. В результате коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникации в социальном контексте – это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Таким образом, все виды управленческой деятельности в рамках коммуникации основаны на обмене информацией. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается, информация же обозначает сведение, разъяснение, ознакомление.
Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:
- информативную функцию (передача сведений, предоставление необходимой информации);
- мотивационную функцию (побуждает сотрудников к лучшему исполнению задач, используя убеждения, просьбы, приказы и т. д.);
- контрольную функцию (отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и соподчиненности);
- экспрессивную функцию (способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношению к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.
В деятельности руководителя коммуникация играет значимую и при этом специфическую роль. Данная особенность заключается в том, что, будучи существенной сама по себе, коммуникативная функция входит в совокупность иных управленческих функций и является средством их реализации и взаимной координации. Таким образом, коммуникативная функция, наряду с остальными, представляет собой элемент «связующего процесса» в организации.
ИсточникДеловые коммуникации как успешный фактор управления образованием
Фокина, О. П. Деловые коммуникации как успешный фактор управления образованием / О. П. Фокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83011/ (дата обращения: 05.09.2022).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с важностью деловых коммуникаций для управления образованием. Также описана роль делового общения в данном процессе.
Ключевые слова: деловые коммуникации, управление образованием, деловое общение, образовательные организации.
The article discusses issues related to the importance of business communications for education management. The role of business communication in this process is also described.
К eywords: business communications, education management, business communication, educational organizations.
В социально-экономических условиях, в современном мире, происходит усложнение профессиональной деятельности в образовании. По этой причине меняются требования к личности специалистов. Недостаточно давать лишь необходимые навыки, знания и умения, сейчас важной задачей также является формирование личности, которая будет обладать готовностью оценивать и распознать гуманитарные ценности, события, происходящие явления и на их основе осуществлять свою деятельность
Общество развивается, меняются способы, цели и результаты деятельности участников образовательного процесса, иными словами, изменяются среда и средства обучения, изменяется стандартная система знаний, навыков и умений. Во всем этом особую роль занимает деловое взаимодействие участников: учителей и учеников (преподавателей и студентов), общение преподавателей между собой и т. д. Именно общение способствует формированию личностных и профессиональных качеств [2].
Многие российские ученые анализируют и обсуждают проблематику стилей профессионального общения. В основном, за основу берутся стили таких известных психологов, как Е. А. Климова, В. Ф. Мерлина и др. Исследователи затрагивают такие вопросы, которые связаны с особенностями стилей общения в управленческой и педагогической деятельности, а также с эффективностью различных стилей.
С точки зрения стиля общения главную роль занимает анализ делового общения. По общему определению, общение — это сложный процесс развития и установления контактов между гражданами, группами, который порождает потребности совместной деятельности и включает в себя социальную перцепцию, коммуникацию и интеракцию.
Предлагаю рассмотреть основные аспекты стилей делового общения непосредственно в образовательных коммуникациях.
Данный стиль становится инструментом в оформлении индивидуальности и личности человека. Во время учебы учащиеся сталкиваются с различными стилями общения. Отсюда они формируют и личный стиль, который в будущем может стать ресурсом в его профессиональной деятельности.
Стиль делового общения в образовательном процессе оказывается продуктом творческого поиска самого человека и ни в коем случае не образуется стихийно. В образовательных организациях учителя строят свою деятельность в зависимости от социально-профессиональных требований, сформированных в учебном заведении, а также в зависимости от ресурсов и собственных возможностей.
Его общение в коллективе, с учащимися строится в зависимости от выбранного стиля общения. Для кого — то характерен демократическое общение, при котором формируется другой стиль, результатом которого становится деятельность, направленная на кооперацию и сотрудничество. Для других характерен диктаторский стиль общения.
При этом, не смотря на доказанную эффективность, он утрачивает популярность из-за новых требований к формированию личности учащихся [4].
Стили делового общения востребованы в образовательных процессах, так как они реализуются в частных типологиях стилей педагогического управления и общения.
Подытоживая информацию о стилях делового общения в деловых коммуникациях, можно сказать, что данный стиль общения определяется как субъективно удобные стратегии при решении коммуникативных задач.
Переходим к основным целям коммуникации в образовательном процессе. Ими являются:
– Рационализация и регулирование информационных потоков;
– Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами управления, между субъектами и объектами управления.
– Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и подразделениями, координация их задач и действий.
В основе формирования коммуникаций в образовательной сфере лежат теоретические положения, компетентности, системный и информационный подходы. Каждый из них предопределяет качество составляющих коммуникации, в результате чего создаются предпосылки для развития образования в целом, а также разработки качественных управленческих решений [1].
Важная роль отводится работе руководителя образовательной организации, поэтому управленческая деятельность во многом зависит от того, насколько хорошо он владеет основами деловых коммуникаций.
При этом, большую роль отводят в использовании приёмов, видов, форм и этапов в управлении деловыми коммуникациями, а в конкретной межличностной ситуации это поспособствует повышению уровня эффективности в деятельности образовательного учреждения.
Подытожим, что умение общаться с коллективом, знания психологии другого человека, учёт интересов других людей можно считать одним из определяющих факторов в процессе управления деятельности образовательной организации.
При анализе современной образовательной организации можно отметить, что в ней постоянно происходят деловые коммуникации. Например, руководители с подчинёнными, коллегами, партнёрами по работе, специалистами других образовательных организаций. Руководитель в свою очередь реализует управление через деловые коммуникации.
По статистике, работники образовательных организаций используют данный навык до 80 % всего своего рабочего времени. При этом, важная роль отводится навыку делового общения.
Отмечу, что в образовательных организациях существует несколько форм делового общения. Из основных можно выделить: деловая беседа, деловая переписка, деловое совещание, конференции, деловые переговоры, семинары, публичное выступление, педагогический совет. Из всех вышеперечисленных формах общения работники образовательных учреждений осуществляют управленческое деловое общение.
Направленность — это одна из особенностей деловых коммуникаций. Это связано с тем, что общение направлено не просто на само взаимодействие, но и на учащихся в целях организации освоения ими знаний, формирование на этой основе умений, а также в целях их личностного развития [3].
В деловом общении образовательной системы можно выделить три подсистемы
Ценностно — смысловая, коммуникативно — деятельностная, профессионально-личностная, индивидуально-психологическая компетентности участников деловых коммуникаций способствуют результативности делового общения [5].
Как уже было отмечено, общение в образовательной сфере носит преимущественно деловой характер. Это связано с тем, что работа как всего коллектива, так и каждого преподавателя направлена на решение важных воспитательно-образовательных задач.
Поэтому, в связи с повышенной ответственности педагога необходимо постоянно совершенствовать навыки делового общения.
В завершении можно сделать вывод, что деловые коммуникации обеспечивают качество принимаемых управленческих решений и способствуют позитивным изменениям, как в компонентах образовательной системы, так и результатах образования по большинству показателей в соответствии с поставленными целями и в намеченные сроки. Таким образом, деловые коммуникации в образовательной системе, обеспечивают эффективное управление.
- Дзялошинский, И. М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 433 c.
- Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 104 c.
- Моисеев, А. М. Основы стратегического управления школой / А. М. Моисеев. — М.: Педагогическое общество России, 2019. — 117 c.
- Павлова, Л. Г. Деловые коммуникации / Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — М.: КноРус, 2016. — 300 c.
- Пивоваров, А. М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: Учебное пособие / А. М. Пивоваров. — М.: Риор, 2019. — 128 c.
Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, коммуникация, образовательная система, образовательный процесс, навык, образовательная организация, образовательная сфера, общение, профессиональная деятельность, управление образованием.
Источник