Организация рельефа трассы и инженерная подготовка территории

Детальная информация

В учебном пособии рассмотрены: правила построения генеральных планов – основной проектной документации, по которой ведется застройка городских территорий; основные цели и требования к инженерной подготовке территорий под строительство; методы и основные задачи организации рельефа территории застройки.

Источник

Организация рельефа

План организации рельефа является важнейшим разделом, составной и неотъемлемой частью генерального плана любого объекта или территории (схемы планировочной организации территории).

С помощью плана организации рельефа решаются задачи по преобразованию существующего рельефа данной территории для приспособления его к застройке, благоустройству, озеленению и инженерно – транспортным нуждам.

План организации рельефа обеспечивает проектное высотное решение площадей, улиц, проездов; размещение зданий, сооружений и подземных инженерных коммуникаций; возможность поверхностного стока ливневых вод.

Построение горизонталей (часть 1), 11.02.14, Д-14

К основным задачам плана организации рельефа и выполняемой по нему в процессе строительства (инженерной подготовке территории) вертикальной планировки территории объекта относятся:

— организация стока поверхностных вод (дождевых, ливневых и талых) с городских территорий;

— обеспечение допустимых уклонов улиц, площадей и перекрёстков для безопасного и удобного движения всех видов городского транспорта и пешеходов;

— создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей;

— организация рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов (затопление территории, подтопление её грунтовыми водами, оврагообразование и т. д.);

— придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности;

— создание в необходимых случаях искусственного рельефа;

— решение задач при сооружении крупных и уникальных плоскостных сооружений (спортивного центра, аэродрома и пр.).

Работы по проектированию плана организации рельефа (вертикальной планировки) территории проводятся на всех стадиях разработки горизонтальной планировки: проектов генеральных планов, проектов детальной планировки и проектов застройки.

Для разработки проектов вертикальной планировки необходимо располагать исходными материалами. Это — планировочные решения, материалы предшествующей стадии проектирования и материалы изысканий, в которые входят геодезические, гидрологические, гидрогеологические исследования, данные о расположении в плане и в высотном отношении и типах подземных инженерных сооружений, зелёных насаждений, наземных сооружений, составе и размерах транспортного и пешеходного движения и пр.

Отметки планируемой поверхности назначают таким образом, чтобы максимально сохранить существующий рельеф, зелёные насаждения и почвенный покров. При оценке территории основное внимание уделяется существующему рельефу.

Построение горизонталей на топоплане. Аналитический и графический способ. Инженерная геодезия.

Разрабатывая план организации рельефа, составляют план земельных масс (картограмма земляных работ) – проектный документ, определяющий объемы земляных масс, подлежащих перемещению.

Картограмма земляных работ (рис. 2.), составляется на основе нивелирного плана крупного масштаба.

Рис. 2. Картограмма земляных работ

Рис. 3. Положение точки нулевых работ

На картограмме указываются фактические, проектные и рабочие отметки, положение линии нулевых работ.

Линия нулевых работ, т. е. линия с рабочей отметкой равной нулю, проходит через точки нулевых работ и является границей между насыпью и выемкой. Эти точки находятся на сторонах квадратов, у которых рабочие отметки противоположных вершин имеют разные знаки (рис. 3.). Положение точек нулевых работ находят определяя расстояния x от вершин квадратов по формуле

где d – длина стороны квадрата, Δh1 и Δh2 – рабочие отметки.

Квадраты, имеющие в своих вершинах рабочие отметки с разными знаками, называются смешанными, а с одинаковыми – однородными или чистыми.

Читайте также:  Общая инженерная подготовка по всей территории

Объем земляных работ вычисляют методом четырехгранных или трехгранных призм.

Объем четырехгранной призмы определяется по формуле

где – высота однородной призмы, равная среднему арифметическому из рабочих отметок, S – площадь основания призмы.

Объем трехгранной призмы вычисляется по формуле

Объем пятигранных призм в смешанных квадратах целесообразно вычислять как разность объемов четырехгранных и трехгранных призм.

После подсчетов объемов для отдельных квадратов вычисляют общий объем насыпи и выемки. Разница в объемах насыпи и выемки допустима до 3%.

Источник

Вертикальная планировка территории | Проектирование | План организации рельефа | Формулы и примеры

Проектирование рельефа участка — это творческий процесс и ответственная часть общего проекта. Принятые решения по формированию рельефа напрямую влияют на объемы перемещаемых во время строительства земляных масс, на количество сохраненного плодородного грунта и, в итоге, на конечную стоимость строительства.

Вертикальная планировка территорий оказывает большое влияние на выразительность застройки и ландшафта, на благоприятную среду для проживания населения.

Как сделать вертикальную планировку правильно, с чего начать, каковы основные принципы организации рельефа?

Основные задачи вертикальной планировки территорий

Вертикальная планировка территории — это комплекс инженерных мероприятий, обеспечивающих преобразование естественного рельефа в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного решения.

В результате изменения рельефа решаются следующие задачи:

— придание рельефу архитектурной выразительности

— исключение затопления и подтопления участка

— инженерная подготовка территории для застройки

— безопасные условия движения транспорта и пешеходов

— поэтапное освоение участка застройки

— устойчивое развитие территории

При выборе варианта решения по организации рельефа основное внимание следует уделять достижению наименьшего объема земляных работ, равенства объемов насыпи и выемки.

Разработку проекта нужно вести с максимальным сохранением существующего рельефа, существующих зеленых насаждений и верхнего плодородного слоя земли.

Способы проектирования организации рельефа

Существует три метода выполнения плана организации рельефа:

— Метод проектных отметок: изображение проектируемого рельефа в виде точек с высотными отметками

— Метод профилей: рельеф изображается множеством профилей

— Метод горизонталей: проектируемый рельеф представляется в виде «красных» горизонталей

Выполнение плана организации рельефа методом проектных горизонталей является основным способом для раздела 2 по постановлению №87 «Схема планировочной организации земельного участка».

Проект, как правило, выполняется на топографическом плане участка в масштабе 1:500 с сечением проектных горизонталей 0.1 метр.

При проектировании территории в составе раздела «ПЗУ» вертикалка выполняется методом проектных горизонталей по ГОСТ 21-508-2020 «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов. » В таком случае расчет баланса земляных масс выполняется на плане земляных масс (картограмма земляных работ).

При проектировании дорог в составе раздела «АД» вертикалка выполняется по ГОСТ 21-701-2013 «Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог». В таком случае расчет баланса земляных масс выполняется на продольных профилях.

Основные этапы формирования проектного рельефа

На первом этапе следует оценить существующий рельеф, представленный на топографическом плане участка: определить основной уклон местности, наметить места сбора поверхностных вод.

Необходимо решить, будет ли основное здание расположено на плато или наклонной площадке, что очень важно для выбора конструкции фундаментов под здание.

На втором этапе на границах выделенного под строительство участка выставляются существующие (опорные) высотные отметки, которые будут неизменяемыми.

На третьем этапе выставляются проектные отметки по лоткам проездов, углам зданий. Назначаются точки перелома рельефа. Назначается предварительный «ноль» основного здания.

Важно! Если рельеф спокойный и большая срезка и насыпь не планируется, то для приближения баланса земляных масс у нулю следует назначать проектируемые отметки на дорогах на 20-30 см выше существующих.

Читайте также:  Занятия по инженерной подготовке

На четвертом этапе следует выполнить вертикальную планировку методом проектных горизонталей. Сначала назначают красные горизонтали на дорогах и тротуарах, затем планируется вся площадка.

Далее выставляется окончательно ноль (абсолютная отметка пола первого этажа) здания, рассчитывается количество ступеней на каждом крыльце и длина наружных пандусов для доступа маломобильных групп населения в здание.

Основные формулы для проектирования вертикальной планировки методом проектных горизонталей

Формулы расчета расстояния между горизонталями, наклона горизонталей можно найти в методичках и книгах по проектированию. Но, задачей настоящей статьи является краткое руководство, как же сделать вертикалку вручную. Поэтому даю основные формулы расчета.

Этот чертеж можете скачать здесь.

Проектные горизонтали на представленном чертеже изображены голубым цветом.

Основные формулы, применяемые при выполнении проекта:

I — продольный уклон, в долях

i — поперечный уклон, в долях

L — расстояние между переломными точками, м

L1 — расстояние между горизонталями, м

L2 — расстояние сдвига горизонтали от оси к лоткувого камня Б

L3 — скачек горизонтали на газоне за счет бортового камня (15 см при установке бортового камня БР 100.30.15)

N — сечение проектных горизонталей (обычно 0.1м), м

H — разница отметок переломными точками (превышение), м

На чертеже представлены два участка дороги, первый участок длиной 48.00 м, второй — 76.00 м.

Расчет для участка дороги длиной 48.00 м

L2=b/2 * i/I =15/2*0.02/0.007=21.428

Расчет для участка дороги длиной 76.00 м

Определение превышения по заданному уклону 0.012:

Определение следующей отметки в точке перелома рельефа:

Какой чертеж в итоге должен получиться, смотрите в начале статьи. Это вертикалка детского сада. Выполнена мной😊, и принята экспертизой👍.

Заключение

Выполнение вертикальной планировки местности в специальных программах значительно ускоряет процесс проектирования. Чаще всего применяют программу Sivil, которая является усовершенствованной версией Autocad (если представить упрощенно).

В программе Sivil описание существующего и проектируемого рельефа выполняется методом триангуляции, то есть, небольшими треугольниками, которые соединены между собой и «лежат» на поверхности рельефа. Картограмма земляных работ выполняется за минуту!

Но, по моему мнению, применение специальных программ оправдано на больших участках, примерно от пяти гектаров. В остальных случаях быстрее сделать в старом добром автокаде.

Подробнее о проектировании рельефа смотрите в «Руководстве по проектированию. «

Пишите,пожалуйста, в комментариях, что непонятно.

Так же хорошо бы было увидеть ваши замечания, а также ссылки на методички, рефераты и пособия по этому вопросу.

Понравилась статья? Поделись!

4 комментария

Добрый день! Ирина, спасибо за формулы и актуальные примеры! Скачал файл в автокаде, супер! Скажите пожалуйста, какой максимальный уклон дорог и тротуаров внутри застройки?

От чего зависит?

Спасибо за вопрос. Ответила.

Добрый день! Ирина, спасибо за формулы и актуальные примеры! Скачал файл в автокаде, супер!

Скажите пожалуйста, какой максимальный уклон дорог и тротуаров внутри застройки? От чего зависит?

Добрый день! Приятно, что была Вам полезна. Уклон дорог зависит от категории дороги и скорости движения. Чем меньше скорость движения, тем больший продольный уклон можно назначить.

Максимальный продольный уклон проездов внутри микрорайона — 0.08, максимальный уклон тротуаров — 0.05. Если при уклоне дороги 0.08 к ней присоединен тротуар, но нужно его «отсоединить», и, при параллельном расположении дороги и тротуара делать на тротуаре участки с уклоном 0.05 и участки с пандусами уклоном 12% и лестницами.

Оставить комментарий

Подписка на статьи

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

Читайте также:  Инженерная подготовка тема 2
Источник
Рейтинг
Загрузка ...