Основы инженерной подготовки это

Основы инженерной подготовки это

1 ФГАОУ ВО «Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета»

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе приобретает решающую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. Одной из главных задач профессиональных учебных заведений является качественная подготовка инженерных кадров к профессиональной деятельности, с минимальным периодом адаптации к конкретному производству.

Образовательный процесс бакалавров машиностроения, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций, предполагает не столько обновление предметного содержания профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия, сколько использование деятельностных технологий обучения, способствующих приобретению личного и профессионального опыта. Выявленные потребности и требования работодателей к выпускникам технических вузов носят надпредметный характер и не связаны четко с определенной учебной дисциплиной. Авторы предлагают подробное описание и обоснование современных технологий: проектная технология, технология модульного обучения, игровые технологии, используемые для результативной профессиональной подготовки инженерных кадров.

КАК НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ЭЛЕКТРОНИКОЙ в 2022?

1. Бибик В.Л., Лощилова М.А., Проектирование образовательных программ подготовки будущих инженеров в условиях сетевого взаимодействия [Текст]: моногр. / В. Л. Бибик, М.А. Лощилова. — Юрга: Изд-во Медиасфера, 2015. — 105 c.

2. Введение в инженерную деятельность: методические рекомендации по структуре, содержанию, планированию и организации учебного процесса в рамках образовательного модуля [Текст] / А. И. Чучалин. — Томск, 2012. — 28с.

3. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов [Текст]: учебное посо­бие / Под ред. П. Ф. Кубрушко, В. П. Косырева. Екатеринбург.: Изд-во Урал, гос. цроф.-пед. ун-та, 1997. — 200 с.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.

5. Лощилова М.А., Лизунков В. Г. Проектирование педагогической модели профессиональной подготовки будущих инженеров на основе ресурсов сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4; http://www.science-education.ru/127-20784 (дата обращения: 24.07.2015).

6. Портнягина Е. В. Анализ социально-экономического потенциала региона в рамках научно-исследовательской деятельности студентов (реализация компетентностного подхода в образовании) [Текст] / Е. В. Портнягина //Деятельность социально-культурных институтов в современной социокультурной ситуации: проблемы теории и практики: материалы международной научно-практической конференции 22-23 апреля 2013 года. — Прага, 2013. — С. 102-110.

7. Сахарова, В. И. Метод проектов в образовательном процессе [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. В. И. Сахарова; под общ.ред. Т. С. Паниной. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. — 72 с.

Что должен знать инженер технолог и конструктор машиностроительного производства. Базовые Дисциплины

8. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Авт.-сост: Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.

Образовательный процесс бакалавров машиностроения, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций, предполагает не столько обновление предметного содержания профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия, сколько использование деятельностных технологий обучения, способствующих приобретению личного и профессионального опыта. [8, 2].

При выборе педагогических технологий, способствующих результативной профессиональной подготовке бакалавров машиностроения мы ориентировались на ФГОС ВПО и современные международные требования к инженерному образованию, ориентированные на широкое применение в образовательном процессе интерактивных и деятельностных технологий, позволяющих обеспечить развитие субъект-субъектных отношений между участниками отношений и социальными партнерами [1, 2, 6].

Анализ литературных источников показал, что неоднозначным является сегодня вопрос о классификации педагогических технологий и их выбора для подготовки инженерных кадров.

На наш взгляд, наиболее эффективными в профессиональной подготовке бакалавров машиностроения являются проектная технология, технология модульного обучения, а также игровые технологии.

Так, проектная технология, предусматривающая организацию обучения, при которой в процессе самостоятельного планирования и активного выполнения определенного типа заданий происходит решение значимой для обучающихся проблемы и создаются условия для формирования профессиональной компетентности используется для изучения теоретических дисциплин («Основы инженерно-производственной подготовки», «Введение в дисциплину» и др.)

В основе проектной технологии — развитие познавательных интересов обучающихся, развитие критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве [7].

Проект представляет собой разработанную систему и структуру действий будущих инженеров для реализации конкретной задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени его осуществления, участников и условий. Проект — это шесть «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио [7, 8].

Основными требованиями к использованию технологии проектов являются: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования и выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы) [2, 7].

Выбор тематики проектов определяется преподавателем с учетом учебной ситуации по изучаемой дисциплине, либо самими студентами, если проект предназначен для внеаудиторной деятельности.

Например, при проектировании технологического процесса механической обработки детали «Корпус», с заводским номером К500.04.04.031, выпускаемого на ООО «Юргинский машзавод», был разработан технологический процесс механической обработки корпуса ФЮРА.390089.001 для среднесерийного производства.

Обучающиеся обосновали, что предложенный технологический процесс более выгоден с точки зрения организации производства, поскольку процесс производства возможно организовать в одном цехе, что позволит значительно снизить транспортные расходы.

Аналитическая часть работы содержит описание существующего производства, служебное назначение изделия, расчет годовой производственной программы выпуска изделия и определения типа производства, анализ конструкции изделия на технологичность. Технологическая часть работы включает выбор заготовки и метода ее получения, выбор баз, разработку маршрута технологического процесса, выбор оборудования и средств технологического оснащения, расчет припусков на обработку, расчет режимов резания, нормирование технологического процесса. Конструкторская часть содержит описание конструкций, расчет приспособлений и инструментов.

В результате обучающиеся самостоятельно и совместными усилиями решают проблему, применяют необходимые знания из разных областей, получают реальный результат.

Объектами оценки при проектировании является продукт, результативность проектной деятельности, уровень сформированности компетенций [3].

Технология модульного обучения, применяемая в образовательном процессе бакалавров машиностроения представляет собой совокупность и последовательность модулей.

Модуль — это относительно самостоятельные и завершенные единицы образовательной программы, направленные на овладение профессиональными компетенциями, определенными в ООП. Модуль содержит в себе базу информации; методическое руководство, материал для контроля, перечень источников [2, 8].

Одним из стандартов CDIO, направленного на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании, является наличие в учебном плане модуля «Введение в инженерную деятельность». Данный модуль не является принципиально новым.

Основы подготовки к профессиональной деятельности изучаются в рамках дисциплины «Введение в специальность», которая имела только теоретическую направленность. Важным отличием модуля «Введение в инженерную деятельность» является его практическая направленность, поскольку уже на начальной стадии обучения формируются у студентов представления о будущей профессиональной деятельности и инженерной практике в целом.

В ходе освоения модуля студенты вовлекаются в инженерную практику посредством решения простых задач по проектированию, моделированию и анализу в области техники и технологий, индивидуально и в командах. Образовательный модуль предусматривает приобретение личностных и межличностных навыков взаимодействия, а также ряда универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы, с целью подготовки обучающихся к разработке и внедрению более сложных продуктов, процессов и систем [1, 2, 5]

Целью образовательного модуля «Введение в инженерную деятельность» является развитие интереса у студентов к инженерной деятельности, усиление мотивации к обучению в соответствии с выбранным направлением или специальностью, а также создание основы для развития навыков и умений, описанных в перечне планируемых результатов обучения CDIO (CDIO Syllabus) [2].

Цель достигается в результате освоения обучающимися соответствующего теоретического материала (знакомство с дисциплинами учебного плана, междисциплинарными модулями, понимание связей изучаемых дисциплин с реальными инженерными проблемами), а также в результате выполнения творческих проектов согласно выбранному направлению или специальности подготовки, в т.ч. последующего выбора профиля или специализации.

Образовательный модуль «Введение в инженерную деятельность» является модулем вариативной части профессионального цикла для всех основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавров и специалистов в области техники и технологий, реализуемых в ТПУ начиная с приема 2012 года. Общая кредитная стоимость образовательного модуля эквивалентна 4 кредитам ECTS. Освоение образовательного модуля рассчитано на 4 учебных семестра и включает: теоретическую часть с кредитной стоимостью 1 кредит и промежуточной аттестацией в форме зачета в первом семестре; «Творческий проект», кредитной стоимостью 1 кредит в каждом семестре, с промежуточной аттестацией в форме зачета (2-4 семестры).

Читайте также:  Организация выполнения работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации ноприз

Творческие проекты являются одной из форм учебно-исследовательской работы обучающихся, выполнение которых является обязательным. Выполнение творческих проектов производится в подгруппах численностью не более пяти человек в рамках самостоятельной работы общим объемом 2 часа в неделю под руководством преподавателя, мастера производственного обучения, ответственного за подготовку и реализацию творческого проекта.

Деловые игры используются на практических занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций у бакалавров машиностроения [5, 6].

Учебная деловая игра — это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление умений и навыков.

Деловая игра максимально приближена к реальным профессиональным условиям, она создает атмосферу поиска и непринужденности, выявляет возможные варианты решения указанной проблемы, формирует определенные навыки и умения в их активном творческом процессе. [5].

Так, в течение учебной деловой игры обучающиеся выполняют индивидуальное задание. Формируется из числа обучающихся группа конструкторского бюро, работой которой руководит главный конструктор или главный инженер из числа наиболее подготовленных. В помощь он выбирает заместителя и независимого нормоконтролера. Руководителю и его заместителю подчиняются «ведущие инженеры».

За соблюдением сроков сдачи заданий и посещаемостью следит арбитр.

В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, повышается мотивация, развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, поскольку игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, творческой деятельности.

В профессиональном образовании различают формы теоретического обучения: лекцию, семинар, лабораторно-практические занятия, консультацию, экзамены и др. и формы практического обучения: занятия в учебных мастерских и лабораториях, производственную экскурсию, в цехах предприятий и др.

Также используются внеаудиторные занятия как дополнительные формы бучения: олимпиады, конкурсы, смотры, выставки, конференции, викторины.

К активным формам и методам обучения относятся такие способы организации познавательного процесса, при которых учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий обучающихся. К профессиональной подготовке будущих инженеров относятся кейс-метод, моделирование производственных процессов и ситуаций, решение производственных заданий, ориентированные на организацию активной учебно-познавательной деятельности.

Интерактивное обучение является способом познания, который осуществляется в формах совместной деятельности обучающихся. Нами были применены следующие формы и методы интерактивного обучения: метод круглого стола, дискуссии, тренинги, разбор конкретных производственных ситуаций и задач. С целью трансляции и освоения основных положений профессионального образования преподавателями вуза совместно с представителями социальных партнеров были организованы круглые столы, телемосты, телеконференции, вебинары.

«Круглый стол» является одной из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, которая позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. В организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями важную роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют подготовить обучающихся, способных управлять производственными процессами с помощью технических средств современными технологиями [6, C.102-110].

На учебных занятиях ИКТ применяется на различных этапах обучения. Так, при изложении нового материала используется демонстрационно-энциклопедические программы, программа презентации Power Point). Электронные учебники по изучаемым дисциплинам, изданные соискателем, преподавателями, существенно помогают в усвоении материала.

Большим достоинством использования мультимедийных средств обучения является показ учебных фильмов, чередование в определенной последовательности просмотра их фрагментов с другими видами учебной деятельности.

При закреплении материала используется применение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих тренажеров (http://www.exam.tpu.ru/); деловые компьютерные игры как модели производственных ситуаций. На этапе контроля и проверки изученного материала используется тестирование с оцениванием.

В целях повышения эффективности труда преподавателей и высвобождения их рабочего времени для подготовки к учебным занятиям и организации образовательного процесса на научной основе разработана информационная система (ИС), выполняющая следующие функции: учет и анализ результатов тестирования студентов и их статистика работы с сетевыми ресурсами; формирование индивидуальной траектории обучения с использованием сетевых электронных учебно-методических комплексов дисциплины (СЭУМКД). Использование данного продукта позволяет рационально использовать информационные и организационные ресурсы. Активизирующие методы и приемы, реализуемые на лекционных и практических занятиях, предполагают развитие личности в процессе деятельности, позволяют применять на практике знания и навыки, развивают ответственное отношение к процессу обучения в вузе и навыки работы в команде.

Таким образом, современные педагогические технологии позволяют обучающимся испытывать потребность в успехе в разных видах профессиональной деятельности, проявлять субъектную позицию, развивать самостоятельность, творческие и рефлексивные способности, а также затрагивать эмоциональные структуры личности посредством активного соучастия и сопереживания в учебных ситуациях, проектируемые в процессе профессиональной подготовки.

Рецензенты:

Пальянов М.П., д.п.н., профессор кафедры гуманитарного образования и иностранных языков Юргинского технологического института (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Юрга;

Безвиконная Е.В., д.пол.н., к.и.н., заведующий кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского Государственного педагогического университета. г.Омск.

Источник

Начала инженерного образования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / TECHNICAL THINKING / ИНЖЕНЕРИЯ / ENGINEERING / ФИЗИКА / PHYSICS / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / РОБОТОТЕХНИКА / ROBOTICS / ПРОЕКТ / PROJECT / МОДЕЛЬ / MODEL / СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП / NETWORK PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиганов Андрей Семёнович, Грачев Алексей Сергеевич

В статье обсуждается актуальность начальной подготовки инженерных кадров на самой ранней стадии в основной и старшей школе. Описаны подходы к развитию технического мышления школьников, позволяющие создать устойчивый интерес к инженерии у завтрашних студентов и выпускников технических вузов страны.

Обращается внимание на необходимость создания педагогических условий развития инженерных способностей в средней школе. Рассматривается роль педагогического вуза в подготовке учительских кадров для решения задач инженерной подготовки школьников, специальной подготовки учителя, способного активно развивать техническое мышление учащихся.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиганов Андрей Семёнович, Грачев Алексей Сергеевич

Исследование информированности старшеклассников о профессиональных требованиях к инженерно-техническим работникам

Образовательная робототехника как фактор развития сетевого взаимодействия в системе уровневой инженерной подготовки

THE BEGINNING OF ENGINEERING EDUCATION IN SCHOOLS

This article raises the issue about the importance of the basic training of engineers at the earliest stage in middle and high schools. The work describes the approaches to the development of students’ technical thinking allowing to motivate future students and graduates of technology universities of the country. The authors point to the urgency of creating pedagogical conditions for the development of engineering skills in middle school. They also consider the role of colleges of education in teachers’ training to solve the problems of students’ engineering education and in a special teachers’ training to make them able to develop students’ technical thinking .

Текст научной работы на тему «Начала инженерного образования в школе»

НАЧАЛА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

THE BEGINNING OF ENGINEERING EDUCATION IN SCHOOLS

A.C. Читаное, A.C. Грачев

A.S. Chiganov, A.S. Grachev

Техническое мышление, инженерия, физика, математика, информатика, технология, образование, исследование, робототехника, проект, модель, сетевой принцип.

В статье обсуждается актуальность начальной подготовки инженерных кадров на самой ранней стадии — в основной и старшей школе. Описаны подходы к развитию технического мышления школьников, позволяющие создать устойчивый интерес к инженерии у завтрашних студентов и выпускников технических вузов страны.

Обращается внимание на необходимость создания педагогических условий развития инженерных способностей в средней школе. Рассматривается роль педагогического вуза в подготовке учительских кадров для решения задач инженерной подготовки школьников, специальной подготовки учителя, способного активно развивать техническое мышление учащихся.

Technical thinking, engineering, Physics, Mathematics, Computer Science, technology, education, research, robotics, project, model, network principle. This article raises the issue about the importance of the basic training of engineers at the earliest stage — in middle and high schools. The work describes the approaches to the development of students’ technical thinking allowing to motivate future students and graduates of technology universities of the country. The authors point to the urgency of creating pedagogical conditions for the development of engineering skills in middle school.

They also consider the role of colleges of education in teachers’ training to solve the problems of students’ engineering education and in a special teachers’ training to make them able to develop students’ technical thinking.

В настоящее время Россия испытывает острый дефицит инженерных кадров высокого уровня подготовки, обладающих развитым техническим мышлением, способных обеспечить подъем инновационных высокотехнологичных производств.

Читайте также:  Ооо специализированное предприятие инженерной подготовки строительства нижний новгород

Актуальность в подготовке инженерных кадров обсуждается как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. В подтверждение этого приведем цитату из выступления президента России В.В. Путина «. Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества.

Если недавно мы говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мь! выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет. » [Путин, 2011].

В данной работе будут описаны подходы к развитию технического мышления школьников, которые позволят создать устойчивый интерес к инженерии у сегодняшних школьников — завтрашних студентов и выпускников технических вузов страны.

Мы планируем определить педагогические условия развития технического мышления школьников.

Хотим выразить искреннюю благодарность ОК «РУСА/1» за финансовую и практическую поддержку проекта «Образовательный Центр естественных наук им. М.В. Ломоносова».

На наш взгляд, поздно пробуждать интерес к технике и изобретательству у молодого человека, заканчивающего старшую школу и готовящегося к поступлению в вуз. Необходимо создать педагогические условия развития технического мышления в средней школе, а при условии выполнения определенных развивающих действий еще в более раннем возрасте. По нашему глубокому убеждению, если подросток в 11-13

лет не любит самостоятельно заниматься с конструктором, не увлечен красивыми и эффективными техническими конструкциями, для будущей инженерной подготовки он, скорее всего, уже потерян.

Для развития технического мышления школьника в 8-11 классах необходима активная позиция учителя физики, математики, информатики или технологии, и это можно назвать первым педагогическим условием, т. к. от этого будет напрямую зависеть развитие инженерных способностей и в конечном итоге осознанный выбор направления профессиональной деятельности юноши или девушки. В то же время активная позиция учителя не может возникнуть сама по себе, необходимо планомерное и осознанное развитие и обучение будущего или уже работающего педагога, направленное на освоение педагогических технологий, позволяющих подготовить инженера.

В общем, как театр начинается с вешалки, так и инженерное образование должно начинаться с подготовки школьного учителя к деятельности в этом направлении. Именно поэтому педагогический вуз является первой ступенью в подготовке учителя, умеющего развивать и поддерживать мотивацию к техническому творчеству школьников.

Считаем необходимым отметить, что эта проблема появилась не вчера. Начиная с XVIII века в Российском государстве существовала особая забота о воспитании инженерной элиты, так называемая «Русская система инженерного образования».

Как справедливо отмечает В.А. Рубанов, «до революции в США как-то пронёсся невероятно сильный ураган. Снесло все мосты в штате, кроме одного.

Того, который был спроектирован русским инженером. Правда, инженера к этому времени уволили — за . неоправданно высокую надёжность сооружения — экономически фирме это было невыгодно» [Рубанов, 2012, с. 1].

Есть существенные отличия инженерной подготовки до революции от современного состояния, пишет в своей работе исследователь: «Русская система базировалась на нескольких про-

стых, но чрезвычайно важных принципах. Первый — фундаментальное образование как основа инженерных знаний. Второй — соединение образования с обучением инженерному делу.

Третий — практическое применение знаний и инженерных навыков в решении актуальных задач общества. Это показывает разницу между образованием и обучением, между знаниями и навыками. Так вот сегодня мы повсеместно и вдохновенно пытаемся обучать навыкам без должного базового образования» [Там же].

И еще: «. Без фундаментальных знаний у человека будет набор компетенций, а не комплекс пониманий, способов мышления и навыков -того, что называется высокой инженерной культурой. Техническими новинками нужно овладевать «здесь и сейчас». А образование — нечто другое.

Кажется, у Даниила Гранина есть точная формула: «Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто»» [Там же, с. 3].

На основании вышеизложенного резюмируем, что характерная особенность подготовки инженера заключается в прочном естественнонаучном, математическом и мировоззренческом фундаменте знаний, широте междисциплинарных системно-интегративных знаний о природе, обществе, мышлении, а также высоком уровне общепрофессиональных и специально-профессиональных знаний. Эти знания обеспечивают деятельность в проблемных ситуациях и позволяют решить задачу подготовки специалистов повышенного творческого потенциала. Кроме этого, очень важно овладение будущим инженером приемами проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность характеризуется тем, что при разработке проекта в деятельность группы обязательно вводятся элементы исследования. Это означает, что по «следам», косвенным признакам, собранным фактам необходимо восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом [Леонтович, 2003]. Такая деятельность развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки, которые являются составляющей инженерного мышления.

Эффективность применения проектной деятельности для развития технического мышления подтверждается формированием особых личностных качеств школьников, участвующих в проекте. Эти качества не могут быть освоены вербально, они развиваются только в процессе целенаправленной деятельности обучающихся в ходе выполнения проекта.

При выполнении небольших локальных проектов основной задачей работающей группы является получение законченного продукта их совместной деятельности. При этом происходит развитие таких важных для будущего инженера качеств, как умение работать в коллективе, разделять ответственность за принятое решение, анализировать полученный результат и оценивать степень достижения поставленной цели. В процессе этой командной деятельности каждый участник проекта должен научиться подчинять свой темперамент и характер интересам общего дела.

Опираясь на анализ научных источников и все вышесказанное, определим основные условия развития технического мышления школьников, необходимые для реализации дальнейшей инженерной подготовки:

— фундаментальная подготовка по физике, математике и информатике по специально разработанным программам, логически связанным между собой и учитывающим технологический уклон обучения этим дисциплинам;

— системообразующим и интегрирующим все основные дисциплины является предмет « Робототехн и ка »;

— активное использование в учебном процессе второй половины дня для проектно-исследовательской и практической деятельности учащихся;

— упор в обучении делается не на одаренных школьников, а на школьников, заинтересованных в развитии технического мышления (обучение зависит от степени мотивации, а не от предыдущих учебных успехов);

— учащиеся собираются в «инженерную группу» только на обязательных занятиях по физике, математике и информатике, находясь остальное время в своих постоянных классах (группа обуча-

ющихся школьников не выделяется структурно в отдельный класс из своей параллели);

— обучение «инженерной группы» строится по сетевому принципу.

Остановимся более подробно на этих условиях.

Первым условием мы выделяем фундаментальную подготовку по основным базовым дисциплинам — физике, математике, информатике. Без ключевых, фундаментальных знаний по физике и математике трудно ожидать дальнейшего успешного движения в овладении школьниками основами технического мышления.

В то же время фундаментальная подготовка для будущих физиков и инженеров — две большие разницы. В развитии технического мышления главное требование от предмета физика — это реальное представление о явлениях, происходящих при технической реализации конкретного проекта.

Достаточная математическая подготовка позволяет сделать сначала предварительную оценку необходимых условий, а в дальнейшем точный расчет условий реализации будущего устройства. Строгое доказательство, присущее математическим дисциплинам, и глубинное теоретическое проникновение в суть физического явления не являются жизненной необходимостью инженерной практики (зачастую это может даже вредить принятию взвешенного технического решения).

По выражению В.Г. Горохова, «инженер должен уметь нечто такое, что нельзя выразить одним словом «знает», он должен обладать еще и особым типом мышления, отличающимся и от обыденного и от научного» [Горохов, 1987].

Фундаментальная подготовка будущих инженеров достигается за счет разработки специальных программ по физике, математике и информатике, в значительной степени интегрированных между собой. Количество учебных часов увеличено по сравнению с обычной школьной программой (физика — 5 часов вместо 2, математика — 7 часов вместо 5, информатика — 3 часа вместо 1). Расширение программ происходит в значительной мере за счет применения в обучении практикумов, ориентированных на решение прикладных и технических задач, а так-

же выполнение исследовательских проектов во второй половине дня.

Предмет робототехника является системообразующим и интегрирующим для всех основных предметов обучения. Создание робота позволяет слить в единое целое физические принципы конструкции, оценить ее реализацию, провести расчет ее действий, запрограммировать на получение определенного законченного результата.

В отличие от других подобных школ, в которых основное и дополнительное образование не связаны в единый образовательный процесс, наши программы для своей реализации используют возможности дополнительного образования во второй половине дня. В них вынесены практикумы и проектно-исследовательская деятельность школьников.

В процессе этой работы ученики выполняют небольшие законченные инженерные проекты, позволяющие применить знания, полученные по всем основным дисциплинам. Эти проекты включают в себя все основные этапы реальной инженерной деятельности: изобретательство, конструирование, проектирование и изготовление реально работающей модели.

Еще одним условием построения инженерного обучения является ориентация не на одаренных, имеющих высокие результаты школьников, а на интересующихся инженерией учащихся, возможно имеющих не очень высокие достижения в базовых предметах. В своем образовании мы стремится развить учебные способности и техническое мышление школьников, до этого момента не проявивших себя, за счет эксплуатации их высокого интереса к этой области знаний.

Читайте также:  Инженерная подготовка что это такое

На это направлены специальные образовательные процедуры, такие как: экскурсии в музеи и на предприятия, индивидуальные и групповые турниры, посещение университетских лабораторий и организация занятий в них. С этой целью в институте математики, физики, информатики КГПУ им. В.П.

Астафьева создана специальная лаборатория робототехники, рассчитанная на проведение занятий со школьниками и студентами.

На данный момент в значительном количестве школ существуют профильные физико-математические классы, и можно было бы предположить, что такие классы успешно справляются с подготовкой учащихся, склонных к инженерной деятельности, но на деле это не так. В физико-математических классах более подробно изучаются профильные предметы, но и только, а это никак не позволяет учащимся более подробно узнать о профессии инженера, а тем более «прочувствовать», что значит быть инженером.

В профильных классах изучается всё та же школьная программа, пусть и более углубленно, которая, возможно, и позволит детям лучше узнать тот или иной предмет, но никак не помогает им приобрести навыки инженера.

Инженерное образование, кроме изучения школьной программы, должно позволять учащимся комбинировать полученные ими знания на всех основных предметах в единое целое. Этого можно достичь, внося в программы основных предметов (в их практическую и тренировочную часть) единую техническую составляющую.

Кроме этого, процесс переформирования сложившихся учебных структур с целью выделения профильного класса является болезненным и неоднозначным. Зачастую нежелание переходить в другой класс, обрывать сложившиеся социальные и дружеские связи выше, чем интерес к новой познавательной области. Еще одним доводом против создания в школе выделенных профильных классов служит изначальная элит-ность их образования.

О выпускниках физико-математических школ интересно, на наш взгляд, высказался Е.В. Крылов: «. Я работал в Новосибирском университете по курсу математического анализа и наблюдал дальнейшую судьбу выпускников профильных школ. Убеждённые, что им всё известно, они нередко расслаблялись на первом курсе вуза и уже через год проигрывали студентам, пришедшим из обычных школ» [Крылов, Крылова, 2010, с. 4].

В реализуемом нами проекте «Образовательный Центр естественных наук им. М.В. Ломоносова (ЦЛ)» для занятий по математике, физике и информатике школьники собираются в специально

Источник

Профессионально-должностная подготовка офицеров OLD

Инженерная разведка ведется инженерно-разведывательными и другими подразделениями инженерных войск самостоятельно и в составе разведывательных органов общевойсковых частей для своевременного добывания инженерных данных о противнике и местности. Инженерная разведка организуется начальниками инженерной службы, а также командирами и штабами частей (подразделений) инженерных войск.

ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ,РУБЕЖЕЙ,РАЙОНОВ, ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Эта задача предусматривает возведение различных фортификационных сооружений для эффективного применения оружия и боевой техники, повышения эффективного применения оружия и боевой техники, повышения устойчивости управления, защиты войск от всех видов пораженя.
Характер, последовательность и сроки фортификационного оборудования определяет общевойсковой командир.
Войска производят фортификационное оборудование своих районов и позиций с максимальным испльзованим защитных и маскирующих свойств местности, естественных рубежей и препятствий, а также с широким применением средств механизации, взрывчатых веществ, табельных средств и местных материалов.
Оборудование пунктов управления производится обычно под- разделениями инженерных войск с привлечением подразделений родов войск.

ИНЖЕНЕРННЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ

Заграждения и разрушения устраиваются во всех видах боя с целью: нанести потери противнику; расстроить его боевые порядки; сковать маневр; задержать продвижение или заставить в нужном для обороняющихся войск направлении, создавая тем самым выгодные условия для его поражения ударами ядерного оружия, авиацией, огнем артиллерии и стрелкового оружия.
Инженерные заграждения устраиваются:
— минно-взрывные;
— невзрывные;
— комбинированные.
Они создаются по направлениям и рубежам. В теснинах и местах пересечения дорог, в местах, где затруднен обход, создаются узлы заграждений. При дистанционном минировании заграждения устраиваются и по площадям.
Основу инженерных заграждений составляют минно-взрывные заграждения, прежде всего противотанковые, а где ожидается применение крупных масс пехоы противника — противопехотные.
К устройству минно-взрывных заграждений и производству разрушений привлекается главным образом подразделения инженерных войск, которые широко применяют минные заградители и вертолеты, а также средства дистанционного минирования (СДМ).
Дистанционное минирование производится инженерными боеприпасами, артиллерией, ракетными установками, вертолетами и самолетами.
К устройству невзрывных заграждений привлекаются в основ- ном подразделения родов войск и инженерных войск со средствами инженерного вооружения.
Для осуществления маневра минно-взрывными заграждениями создаются подвижные отряды заграждений (ПОЗ).
УНИЧТОЖЕНИЕ ЯДЕРНЫХ МИН ПРОТИВНИКА

Уничтожение (обезвреживание) ядерных мин противника производится подразделениями инженерных войск, которые включаются в состав передовых отрядов (авангардов), десантно-штурмовых частей, тактических воздушных десантов первого эшелона.
ПРОХОДЫ в МВЗ перед передним краем обороны противника проделываются до начала атаки или в ходе нее с применением колейных минных тралов, установок разминирования, удлиненных зарядов разминирования и в ручную. Танки и другая боевая техника, используя индивидуальные колейные тралы, как правило, преодолевают минные поля на направлениях своего наступления самостоятельно без свертывания в проходах.
ПРОХОДЫ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ и проходы в завалах устраиваются с применением мостоукладчиков, колейных механизированных мостов, танков и тягачей с навесным бульдозерным оборудованием, путерокладчиков, машин разграждения, подрывных зарядов, мостовых и дорожных конструкций.
ЗАГРАЖДЕНИЯ, РАЗРУШЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ в ходе наступления войска обходят по разведанным направлениям, а при невозможности обхода — преодолевают по проходам, для чего подразделения первого эшелона и передовые отряды усиливаются подразделениями инженерных войск с необходимыми средствами.

ПОДГОТОВКА И СОДЕРЖАНИЕ ПУТЕЙ

Основные пути маневра, подвоза и эвакуации, а также подъездные пути к пунктам уравления подготавливаются и содержатся инженерно-дорожными (инженерно-саперными) подразделениями.
Подъездные пути к районам расположения подразделений родов войск, специальных войск и тыла подготавливаются, как правило, силами и средствами этих подразделений.
Для непосредственного обеспечения колонны войск на марше, во встречном бою, в наступлении и при отходе создаются отряды обеспечения движения (ООД) из инженерных подразделений. В их состав включаются также подразделения родов войск. Основу ООД составляют инженерно-дорожные (инженерно-саперные) подразделения.

ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕПРАВ ПРИ ФОРСИРОВАНИИ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

При форсировании войска в первую очередь используют плавающие боевые машины и табельные переправочные средства. В то же время войска должны использовать все средства и способы переправы, в том числе и захват существующих мостов и гидротехнических сооружений.
Для форсирования подразделениям и частям первого эшелона назначаются участки на которых оборудуются и содержатся переправы. Кроме основных оборудуются запасные и ложные переправы.
Основной задачей инженерного обеспечения форсирования водных преград является оборудование и содедержание переправ.

ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАСКИРОВКЕ

Мероприятия по маскировке выполняются с целью обеспечить скрытность расположения (передвижения), внезапность действий и сохранения боеспособности своих войск, а также ввести противника в заблуждение относительно группировки, истинного расположения и намерений (действий) своих войск. При выполнении мероприятий по маскировке максимально используются маскирующие местности, дымы, макеты, ложные сооружения и другие оптической, радиолокационной, тепловой и звуковой маскировки, осуществляется маскировочное окрашивание и маскирующая обработка местности.
Инженерные мероприятия по маскировке проводятся непрерывно.

ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЯДЕРНЫХ УДАРОВ ПРОТИВНИКА

Эти мероприятия включают:
1. Инженерную разведку районов поражения для вияснения:
— состояния местности;
— степени разрушений фортификационных сооружений, путей, переправ.
2. Восстановленние и оборудование позиций (районов), возведение сооружений на пунктах управления.
3. Восстановление разрушенных и подготовку участков новых путей, в обход районов разрушений и заграждений, проделывание проходов в завалах (разрушениях).
4. Восстановление и устройство заграждений на направлениях наступления противника.
5. Восстановление разрушенных путей и переправ.
6. Участие в спасательных работах в очагах поражения.
7. Восстановление пунктов водоснабжения и очистку воды.
8. Локализацию и тушение пожаров.
8. Локализацию и тушение пожаров.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК ВОДОЙ

1. Высокая боевая готовность инженерных сил и средств к выполнению задач в любых условиях обстановки.
2. Сосредоточение инженерных сил и средств на главном направлении для решения основных задач и своевременный маневр ими в ходе боя.
3. Максимальная самостоятельность соединений и частей родов войск и специальных войск в выполнении задач инженерного обеспечения.
4. Применение частей(подразделений) инженерных войск в соответствии с их предназначением.
5. Тесное взаимодействие в бою инженерных войск с родами войск и специальными войсками.
6. Широкое применение средств инженерного вооружения и, прежде всего, инженерной техники и боеприпасов.
7. Наличие и своевременное восстановление инженерного ре- зерва сил и средств.
В сответствии с этими требованиями возникает необходимость в непрерывном совершенствовании всех составных частей военного дела, в том числе инженерного обеспечения боевых действий.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...