Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ОВД / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ПРОБЛЕМНОГО МЕТОД / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ / ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ОБУЧЕНИЕ / TACTICAL AND SPECIAL TRAINING / PROBLEM METHOD / ROLE PLAY / SERVICE AND COMBAT TASKS / SHAPES / METHODS / POLICE OFFICE / TACTICAL TRAINING / TACTICAL EXERCISE / TRAINING
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Алексей Александрович, Каримов Альберт Амирович
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Алексей Александрович, Каримов Альберт Амирович
Подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах авиационного транспорта
Некоторые особенности совершенствования подготовки сотрудников ОВД к выполнению оперативно — служебных задач на территории республик Северного Кавказа
Правоохранительные органы (понятие, признаки, функции, система)
Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения огневой подготовке.
Использование квест-технологий в процессе преподавания тактических дисциплин в образовательных организациях МВД России
Особенности тактических действий сотрудников полиции при задержании вооруженных преступников в общественном месте
PECULIARITIES OF TACTICAL TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS
The authors consider the peculiarities of professional education of internal affairs officers. The subject of research is the analysis and selection of tactical training techniques. At present, there’s a problem of incomplete knowledge and practical skills in the field of tactical actions of police units in special circumstances. One of the promising ways to solve this problem is to use the techniques giving the opportunity to optimize staff training in order to form competencies helping to accomplish operative tasks.
The authors use the method of generalization of pedagogical experience, as well as the methods of deduction and induction. The scientific novelty of the study consists in the use of the proposed technique as a complex of methods and forms of staff training for actions in emergency situations. Such a technique helps develop skills and correct the contents of educational goals and tasks in accordance with new challenges and threats, and is supposed to be one of the most promising directions in raising the effectiveness of professional training of internal affairs officers.
Текст научной работы на тему «Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД»
Правильная ссылка на статью:
Сысоев А.А., Каримов А.А. — Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. — 2020. — № 1. ЕЮ1: 10.7256/2454-0692.2020.1.32547 URL: htфs://nbpublishxomlbrary_read_artide.php?id=32547
Правоохранительные органы. Лекция 1
Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД
Сьюоев Алексей Александрович
кандидат исторических наук
доцент, кафедра тактико-специальной и огневой подговки, Восточно-Сибирский институт МВД России 664074, Россия, Иркутская Область область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
Каримов Ал ьберт Ал/мрович
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра Тактико-специальной и огневой подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД РФ
664074,, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
Дата направления статьи в редакцию:
одним из перспективных направлений в повышении эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Ключевые слова: тактическая подготовка, сотрудники ОВД, методы, формы, служебно-боевые задачи, ролевые игры, проблемного метод, тактико-специальное учение, тактические занятия, обучение
С развитием российского общества изменяются приоритеты в обеспечении его безопасности. С течением времени возникают новые угрозы и вызовы нашей государственности. В связи с этим претерпевают изменение характер и способы действия сотрудников органов внутренних дел, трансформируются и усложняются задачи, стоящие перед ними.
Решение всего спектра служебно-боевых задач, стоящих перед сотрудниками полиции, невозможно без эффективной организации их профессиональной подготовки.
В структуре учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» тактическая подготовка представлена всего лишь в виде отдельного раздела. Это обуславливает существование проблемы крайне низких знаний и недостаточных практических навыков в области тактики действия нарядов по охране общественного порядка и нарядов, предназначенных для розыска и задержания вооруженных и особо опасных преступников среди большей части сотрудников ОВД [4, С 104].
Данный фактор, наряду с ухудшением качества правоохранительной деятельности, оказывает прямое влияние снижение уровня личной безопасности сотрудников полиции. По данным пресс-службы МВД России только в течении 2018 г. по различным причинам скончались 446 действующих сотрудников ОВД, 3631 получили тяжелые увечья. При непосредственном выполнении служебных обязанностей погибло 45 полицейских и 1300
были ранены [13, С- 118].
Очевидна прямая зависимость уровня профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов и качества осуществляемой ими деятельности. Не вызовет сомнения и то, что решение значительного количества служебно-боевых задач в особых условиях требует глубоких знаний в области тактики. При этом непременным условием высокой эффективности работы нарядов и функциональных групп является наличие умений и навыков производства отдельных тактических действий.
Имеющийся опыт проведения занятий в системе профессиональной подготовки и переподготовки действующих сотрудников полиции, обучения курсантов и слушателей образовательных организаций министерства внутренних дел-3! позволяет судить о насущной потребности в трансформации форм и методов тактической подготовки [5, С
При отсутствии существенных изменений в структуре специальной подготовки возникает необходимость в разработке особой методики, дающих возможность оптимизировать
обучение личного состава ОВД с целью формирования компетенций, позволяющих успешно выполнять профессиональные задачи в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время.
Реализация поставленной цели планируется через применение определенной совокупности форм и методов обучения, дающих возможность наиболее эффективно управлять познавательной активностью сотрудников ОВД, формировать их мировоззрение и стимулировать мотивацию к профессиональному развитию.
осуществляющих практическую деятельность [2, С 243].
При условии обеспечения высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, приобретает особую актуальность применение определённой совокупности активных и интерактивных методов обучения, с помощью которых достигается более интенсивное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. В основу использования таких методов должен быть положен деятельностный подход к обучению, по смыслу которого обучение различным видам правоохранительной деятельности вне этой деятельности невозможно [1, С 32].
В частности, при изучении теоритического материала на лекционных и семинарских занятиях возможно использование проблемного и диалогового метода, деловой игры, метода критических ситуаций и метода ситуационного моделирования [3, С 260].
Применение вышеуказанных методов позволяет преподавателю находится в ситуации активного диалога с обучающимися, взаимодействовать сотрудникам ОВД между собой и руководителем занятия. В таком процессе коллективной мыслительной деятельности желательно использовать эффект взаимообучения. Этому в полной мере способствует создание деловой атмосферы в которой все участники учебного занятия готовы обмениваться друг с другом информацией, высказывать свои мнения, отстаивать определенную точку зрения на проблемные вопросы, включающее в себя анализ реальных тактических ситуаций, возникающих в процессе решения служебно-боевых
задач в особых условиях [7, С 35].
При проведении практических занятий, ориентированных на привитие профессиональных умений и навыков, представляется наиболее перспективным использование игровых методов. В частности можно применять ролевые игры, решение тактико-специальных задач, и квест-технологии, анализ конкретных примеров из правоохранительной практики.
Ролевые игры в этом отношении представляют наиболее масштабную и важную в содержательном отношении группу игр, применяемых в условиях интерактивного обучения. Их сущность заключается в погружении обучаемого в определенную оперативную обстановку, где он временно принимает игровой статус сотрудника
полиции, выполняющего тактическую задачу, демонстрируя поведенческие модели,
которые, по его мнению являются наиболее эффективными [8, С 74]. В такой тактической игре могут участвовать одновременно несколько обучающихся. При этом каждый из участников попеременно может выступать либо в роли старшего наряда либо в качестве подчинённого.
Данное обстоятельство позволяет обучающимся не только получать определенный опыт поведения в сложной ситуации, но критически переосмысливать его. Решающими факторами здесь является ограниченное время на принятие определенного решения, относительно реальная обстановка и самостоятельность обучаемого в реализации имеющихся возможностей по решению тактической задачи.
Кроме того, одними из наиболее перспективных для тактической подготовки являются имитационные методы, позволяющие выстраивать учебно-познавательную деятельность на основе имитации профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Данные методы дают возможность не только прививать отдельные тактические умения и навыки, но и комплексно осуществлять слаживание действий обучающихся в составе служебных
нарядов и функциональных групп [9, С 97].
Выбор определенного метода обучения, по нашему мнению, должен осуществляться в соответствии с поставленной учебной целью, составом обучаемых, уровнем их подготовки, наличием и состоянием учебно-материальной базы. При этом не желательно использование одного и того же метода при подаче теоритического материала и закреплении знаний, выработке умений и навыков, обучении различных категорий сотрудников без учета степени их подготовленности.
Разнообразить методы обучения позволяет использование различных учебных и наглядных пособий, массогабаритных макетов огнестрельного оружия, средств бронезащиты и активной обороны, имитационных средств и полевой учебной базы,
времени суток и года [6, С 54]. При этом важно в ходе подготовки к занятию определить, где когда и в каких условиях вышеуказанные методы будут наиболее эффективными.
Наиболее полное выполнение данных условий стает возможным при использовании таких форм обучения, как тактические занятия и тактико-специальные учения. Данные формы позволяют более оптимально использовать совокупность условий, в которых проводиться тактическая подготовка, то есть состав обучающихся, структуру занятия, место его проведения, продолжительность, наличия массогабаритных макетов огнестрельного оружия, средств бронезащиты и активной обороны, имитационных средств. Именно эти формы обучения по нашему мнению отражает всю совокупность необходимых условий для оптимизации процесса тактической подготовки и позволяют наиболее эффективно достигать определенные учебные цели.
Традиционно тактическое обучение сотрудников ОВД начинаться с одиночной подготовки и совершенствуется во время слаживания действий в составе нарядов или
функциональных группы [000]. Однако некоторые учебные вопросы, например действие сотрудников ОВД в составе наряда по сопровождению, группы поиска, засады, оперативной группы целесообразно отрабатывать сразу же при слаживании действия в составе подразделения. При этом наиболее приемлемой формой обучения представляется именно тактическое занятия, которое можно проводить на основе моделирования различных тактических ситуаций в дневное и ночное время на различных типах местности.
Тактические занятия дают возможность обеспечивать более полную отработку учебных вопросов по действиям в составе служебных нарядов и функциональных групп с учетом
реального времени, необходимого для решения определенной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи. Данная форма занятий позволяет обучить личный состав непрерывным, слаженным действиям в условиях максимально приближенных к служебной действительности.
По нашему мнению, занятия следует проводить на определенном тактическом фоне по заранее определенному сценарию, предусматривающему неожиданное усложнение оперативной обстановки. В отличии от иных форм учебных занятий на тактических занятиях учебные вопросы должны отрабатываться последовательно согласно определенной легенде, как правило без пауз.
Основные метод обучения на тактических занятиях — ролевая игра и практическая работа обучающихся. Обязательным условием организации таких занятий является использование ситуационного моделирования оперативной обстановки. Для своевременного обозначения противоправных действий необходимо создание группы розыгрыша.
Особое внимание при этом следует уделять детальной отработке игровых эпизодов. Это условие может с успехом обеспечиваться
соответственными имитационными средствами и массогабаритными макетами оружия [14х С. 168].
Помимо использования тактических занятий мы предлагаем применять на завершающем этапе изучения раздела тактическая подготовка сотрудников ОВД высшей формы обучения — тактико-специальных учений. Данная форма занятий является важнейшим средством повышения тактической выучки личного состава и совершенствования управленческих навыков старших нарядов и командиров функциональных групп в организации и несении службы в условиях, обусловленных введением особых правых режимов. Именно в рамках данного вида занятий могут моделироваться сложные виды профессиональной деятельности сотрудников ОВД в особых условиях, отражающие реальную оперативную обстановку на территории определенного региона. Помимо прочего учение является одной из наиболее эффективных форм рубежного контроля, как завершающий этап изучения комплекса взаимосвязанных тем по тактической
подготовке [12, С- 232].
Основной целью тактико-специального ученияявляется углубление и закрепление теоретических знаний, развитие у сотрудников тактических умений и навыков, проверка уровня их профессиональной подготовленности.
Эффективность применения учений в образовательной деятельности в значительной мере зависит от методики их проведения. Основным методом обучения на тактико-специальном учении является практическая работа обучающихся по выполнению функциональных обязанностей сотрудников, включенных в состава служебных нарядов и
функциональных групп в условиях, максимально приближенных к действительности. В этом случае целесообразно проведение многосторонних учений, когда моделируются действия нескольких различных подразделений и группы правонарушителей в реальном масштабе времени с использованием тактических полигонов.
При этом, каждый обучаемый должен получать отличную от других индивидуальную роль, соответствующую функциям конкретного сотрудника ОВД, включенного в состав определенного наряда. Обязательным условием организации и проведения учений является использование массогабаритных макетов оружия и специальных средств бронезащиты и активной обороны ГП, С 15°1.
Таким образом, тактические занятия и тактико-специальные учения являются достаточно сложными, но перспективными формами профессиональной подготовки сотрудников ОВД, позволяющими наиболее полно выполнять целый ряд учебных задач тактической подготовки.
Одними из основных условий реализации данных форм обучения являются высокий уровень подготовки руководителей учебных занятий, тщательная методическая отработка образовательного процесса, ориентированная на использование активных и интерактивных методов обучения личного состава и использование соответствующей учебно-материальной базы.
Предполагаемые формы и методы тактической подготовки могут использоваться в рамках реализации деятельностного подхода в профессиональном обучении и способны максимально приблизить обучение сотрудников ОВД к реальной служебной деятельности, обогащать их практическим опытом.
■Ш Далее — ОВД. Далее — ЧО. Далее — МВД. Библиография
1. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теоретические основы и практика организации: монография. — С.Пб.: СПбУ МВД России, 2005. —218 с.
2. Иванов, В.Г., Ахметгареев, Р.А., Вараксин, В.Е. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» // Вестник КГТУ — 2011. — № 4. — С. 242-245.
3. Кавецкий Д.Б. О подготовке учебной литературы для изучения тактико-специальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России МВД РОССИИ // Подготовка кадров силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцать первой всероссийской научно-методической
конференции — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД Росси, 2016 — С. 260.
4. Каримов А.А., Егошин Е.В. Проблемные вопросы необходимой обороны сотрудников полиции во время охраны общественного порядка // Правоохранительные органы: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 104-105.
5. Каримов, А.А. О совершенствовании методов обучения по тактико-специальной подготовке // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. — Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. — С. 273-275.
6. Каримов А.А. Некоторые аспекты интеграции тактико-специальной и огневой подготовки // Вестник ВСИ. — ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. — № 1 (60). — С. 54-55.
7. Манышев В.В. Совершенствование методики тактико-специальной подготовки // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2006. — № 2. — С. 35-38.
8. Матус В. Г. Методика специальной тактической подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях: диссертация кандидата педагогических наук. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ, 2006. —213 с.
9. Подлиняев О.Л., Тамбовцев Е.А., Труфанов Н.И. Использование квест-технологий в процессе преподавания тактических дисциплин в образовательных организациях МВД России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2018. — № 2. — С. 97-107.
10. Сысоев, А.А. Практические аспекты тактико-специальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России / А. А. Сысоев // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — С. 318-320.
11. Тамбовцев Е.А. Особенности обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях с применением табельного оружия / Е. А. Тамбовцев // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Материалы XXII международной научно-практической конференции: в 2-х томах. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. — С. 150.
12. Тамбовцев Е. А. О необходимости развития профессионально-важных качеств сотрудников ОВД для обеспечения личной безопасности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Материалы XVIII международной научно-практической конференции. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — С. 232.
13. Труфанов Н.И. Минимизация (нейтрализация) профессиональных рисков в деятельности сотрудника органов внутренних дел // Правоохранительные органы: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 118-119.
14. Труфанов Н.И. Об эффективности использования имитационного оружия при проведении практических занятий и учений по личной безопасности сотрудников ОВД // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях:
сборник материалов XXII международной научно-практической конференции: в 2-х томах. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. — С. 168-170.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
включенных в состава служебных нарядов» и др.) 2) Автор упоминает о квест-технологии, но не показывает особенности ее применения. 3) Возникает вопрос: из каких оценок автор считает, что «доля учебного времени, отводимого на тактические занятия должна составлять не менее 20 процентов от общего лимита времени, отводимого на тактическую подготовку»? В тексте работы не представлены аргументы для такого вывода. Выводы, интерес читательской аудитории: тема совершенствования методов тактической подготовки сотрудников ОВД является важной, материал статьи может быть полезен исследователям, занимающимся вопросами дидактики высшей школы
ИсточникОсновы топографической подготовки сотрудника полиции
Правовую основу профессионального обучения составляют Федеральные законы от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативные правовые акты Минобрнауки России и МВД России.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение.
Профессиональное обучение граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, предусматривает приобретение ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
К основным программам профессионального обучения относятся: программы профессиональной подготовки, программы переподготовки и программы повышения квалификации.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших должности «Полицейский».
Под профессиональным обучением по программам переподготовки понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих должность «Полицейский», в целях получения новой должности с учетом потребностей органов внутренних дел, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих должность «Полицейский», в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся должности без повышения образовательного уровня.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения устанавливается нормативными правовыми актами МВД России и Минобрнауки России.
Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России (далее – организации осуществляющие образовательную деятельность).
Обучение по основным программам профессионального обучения организуется на основе ежегодных планов (определяющих должностные категории, сроки (даты) и планируемое количество подлежащих направлению на обучение сотрудников), утверждаемых в отношении:
сотрудников отдельных должностных категорий, направляемых в организации, осуществляющие образовательную деятельность, – правовым актом МВД России;
сотрудников по должностным категориям, не включенных в План МВД России, направляемых в центры профессиональной подготовки территориальных органов МВД России – начальниками территориальных органов МВД России.
ДГСК МВД России на основе заявок органов, организаций и подразделений МВД России, представленных к 1 июня года, предшествующего планируемому, разрабатывает План МВД России на календарный год.
Территориальные органы МВД России на основе анализа текучести и сменяемости кадров, имеющихся и предполагаемых вакантных должностей, с учетом уровня образования сотрудников, равномерной в течение календарного года периодичности обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность их наполняемости, возможности создания учебной группы по должностным категориям сотрудников разрабатывают и
утверждают план-график на календарный год. План-график доводится до органов, организаций и подразделений МВД России до начала периода обучения с учетом времени, необходимого для направления сотрудников в организации осуществляющие образовательную деятельность.
Кадровые подразделения ведут постоянно списочный учет (пофамильные списки) сотрудников, подлежащих направлению на профессиональное обучение, организуют их направление на обучение в соответствии с Планом МВД России и планом-графиком.
Направление сотрудников на профессиональное обучение по программе профессиональной подготовке осуществляется в срок не позднее шести месяцев с даты приема на службу в органы внутренних дел (даты назначения на должность в органах внутренних дел).
Формы обучения по основным программам профессионального обучения устанавливаются нормативным правовым актом МВД России.
Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители комплектующих органов внутренних дел.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство.
Сотрудникам, не прошедшим профессиональное обучение по программе профессиональной подготовке, запрещается выдавать табельное оружие.
Основы топографической подготовки сотрудника полиции
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 495 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник