Особенности проведения занятия по инженерной подготовке

Инженерная подготовка

Подразделения РВО должны уметь самостоятельно оборудовать свои позиции и районы расположения, устраивать и преодолевать инженерные заграждения, преодолевать водные преграды на табельных и местных переправочных средствах, умело действовать на различной местности, используя ее защитные и маскирующие свойства.

Оборудование позиции отделения

Фортификационное оборудование позиции отделения осуществляется в целях эффективного применения штатного стрелкового оружия и вооружения ремонтируемых машин, а также защиты личного состава, вооружения и военной техники от всех средств поражения противника. Оно осуществляется личным составом отделения с применением шанцевого инструмента, зарядов взрывчатых веществ, средств механизации, местных материалов и конструкций промышленного изготовления, а также с учетом защитных и маскирующих свойств местности.

Оборудование позиции отделения начинается с отрывки одиночных окопов, которые оборудуются противоосколочными козырьками и соединяются траншеей в окоп на отделение.

«Правила приёма и особенности обучения на ФИЭиГХ СПбГАСУ»

а — устройство одиночных окопов для стрельбы лежа, маскировка ВВТ на позиции с помощью маскировочного покрытия; б — отрывка окопов вначале для стрельбы с колена, затем стоя; начало отрывки окопа для БМП (БТР); в — соединение окопов траншеей глубиной 60 см; устройство в окопах противоосколочных козырьков; доотрывка окопа для машин; г — оборудование бойниц или примкнутых ячеек для стрельбы из автомата, бойниц или примкнутых ячеек для стрельбы из ручного противотанкового гранатомета и площадок для стрельбы из пулемета на запасных огневых позициях; оборудование блиндажа; отрывка окопа для машин на запасной огневой позиции; устройство отхожего места, оборудование перекрытой щели в окопе для машины на основной позиции.

Одиночный окоп для автоматчика (пулемётчика) устраивается сначала для стрельбы лёжа, затем его углубляют для стрельбы с колена и стоя.

Последовательность отрывки окопа зависит от условий перехода к обороне.

Объем вынутого грунта 0,3 м 3 . На устройство окопа пехотной лопатой требуется 0,5 чел.-ч

Последовательность отрывки одиночного окопа для стрельбы лежа под воздействием огня противника: солдат, лежа на выбранном месте, кладет автомат справа от себя на расстоянии вытянутой руки; повернувшись на левый бок, вытягивает правой рукой пехотную лопату из чехла, обхватывает черенок двумя руками и ударами на себя подрезает дерн или верхний уплотненный слой земли, обозначая спереди и сбоку границы окопа; после этого ударами от себя он отворачивает дерн, кладет его спереди и приступает к отрывке. Лопату следует врезать в землю не отвесно, а под углом; тонкие корни перерубать острым краем лопаты; для образования бруствера дерн и землю выбрасывать вперед в сторону противника, оставляя между выемкой и бруствером небольшую площадку, называемую бермой, шириной 30 — 40 см; голову держать ближе к земле, не прекращая наблюдения за противником.

Когда в передней части окопа будет достигнута необходимая глубина (30 см), солдат, отодвинувшись назад, продолжает его отрывку до требуемой длины (170 см), чтобы укрыть туловище и ноги. По окончании отрывки окопа бруствер разравнивается лопатой и маскируется дерном или другими местными материалами (трава, ветки и т. д.) под вид и цвет местности.

Особенности закупки строительных работ в рамках 223 ФЗ

В последующем окоп углубляют для стрельбы с колена до 60 см и для стрельбы стоя до 110 см. При отрывке окопов грунт выбрасывается вперед и в сторону, образуя бруствер, защищающий стрелка от фронтального и флангового автоматного и пулеметного огня и от осколков. В боковой крутости окопа оборудуют нишу для боеприпасов.

Во время отрывки окопа следует непрерывно проводить его маскировку с использованием местных материалов и табельных средств.

В условиях отсутствия непосредственного соприкосновения с противником позиция отделения может оборудоваться с применением землеройной техники. В этом случае вначале осуществляется разбивка и трассировка элементов окопов, а затем их отрывка. После отрывки окопа на отделение, окопов для БМП (БТР) землеройной машиной, личный состав дооборудует их вручную.

Дооборудование включает очистку бермы, оборудование бойниц, отрывку примкнутых и вынесенных ячеек и площадок для ведения огня, устройство козырьков над стрелковыми ячейками, устройство блиндажа (перекрытой щели) и отхожего места в окопе на отделение и устройство щели в окопе для машины.

В слабых и неустойчивых грунтах при наличии времени и материалов крутости окопа, траншеи и хода сообщения укрепляются сплошной или разреженной одеждой, для чего могут применяться жерди, горбыли, доски, хворост, камыш, наполненные земленосные мешки и другой местный материал. Для защиты окопа от поверхностных (дождевых) вод должны отрываться водоотводные канавки и водосборные и водопоглощающие колодцы. В целях предотвращения затекания и распространения горючей смеси необходимо делать грунтовые валики на краях перекрытых участков и на дне траншеи и хода сообщения.

Читайте также:  Инженерная подготовка и инженерное обеспечение строительства объектов

Окоп для машины отрывается вручную или полковой землеройной машиной.

Если окоп устраивается в мерзлых или скальных грунтах, то для отрывки котлована применяется взрывчатое вещество.

Для защиты от средств поражения и для отдыха личного состава для отделения оборудуется одна щель или блиндаж. Щель устраивают с входом из траншеи или с поверхности земли. При наличии времени и материалов над щелью делается перекрытие из бревен диаметром не менее 14 см с грунтовой обсыпкой толщиной не менее 60 см.

При отсутствии круглого леса для перекрытия щели можно использовать хворост, фашины из камыша, тростника и другие местные материалы.

Для защиты от попадания внутрь сооружения радиоактивной пыли вход в щель закрывают полотнищем из плотной ткани (брезентом, плащевой тканью).

Блиндажи в зависимости от имеющихся материалов возводят из тонкомерных бревен и подтоварника, земленосных мешков и криволинейных армированных оболочек или из элементов волнистой стали.

Нормативы по инженерному оборудованию района развертывания рвб (ремр) на СППМ

Источник

Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел

Попов, А. В. Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел / А. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57546/ (дата обращения: 06.09.2022).

В данной статье описываются основные положения, цели и задачи огневой подготовки в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, рассматриваются основные принципы и методы обучения.

Ключевые слова: огневая подготовка, обучение военнослужащих, оружие, стрельба, боевая подготовка.

Огневая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки военнослужащих и профессионально-должностной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Основной целью обучения огневой подготовке является овладение навыком умелого использования оружия, состоящего на вооружении, формирование готовности эффективного поражения противника в любых условиях обстановки в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Основные задачи огневой подготовки:

– обучение военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) умелому обращению со штатным оружием (решение огневых задач с наименьшим расходом боеприпасов в любых условиях обстановки);

– формирование уверенности у военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) в своем оружии;

– обучение активному и самостоятельному решению огневых задач, устранению задержек в стрельбе;

– обучение командиров (от командира отделения и выше) организации огневого поражения противника и управлению огнем подразделения;

Для решения огневых задач в ходе выполнения служебно-боевых (боевых) задач и полной реализации возможности закрепленного оружия военнослужащие (сотрудники органов внутренних дел) должны знать:

– положения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок применения оружия;

– материальную часть оружия и боеприпасов, состоящих на вооружении, их тактико-технические характеристики (в т. ч. устройство ручных осколочных гранат, правила их метания и обращения с ними);

– требования безопасности при обращении с оружием в ходе учебных занятий и при выполнении служебно-боевых задач;

– общие положения из внутренней и внешней баллистики, процессах и явлениях, сопровождающих стрельбу;

– навыками быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для ведения стрельбы (определять расстояние до цели, скорость и направление ее движения);

– приемами обращения, ухода и сбережения оружия;

– техникой выполнения меткого выстрела по различным целям в любых условиях обстановки;

– приемами устранения задержек, возникающих в процессе стрельбы.

Командиры подразделений в дополнение к указанным выше знаниям и навыкам, должны умело управлять огнем своих подразделений во всех видах боя, иметь навыки в организации огневого поражения противника.

Огневая подготовка военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел включает изучение следующих взаимосвязанных разделов: материальная часть вооружения и правила ее эксплуатации; приемы и правила стрельбы; разведка целей, определение исходных установок для стрельбы и целеуказания; метание ручных гранат; проведение стрельб; управление огнем.

Знания, умения и навыки по огневой подготовке военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел приобретают и совершенствуют в ходе плановых занятий (в классах, на тактических полях, войсковых стрельбищах и др.), на стрелковых тренировках, учебных стрельбах, боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой, в часы ухода за вооружением, в ходе самостоятельной подготовки, в ходе занятий по предметам боевой подготовки с использованием оружия.

Изучение назначения, боевых свойств и устройства оружия, боеприпасов, приборов прицеливания и наблюдения, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, правила обслуживания и сбережения оружия, как правило, осуществляется на классных занятиях. Совершенствование полученных знаний, умений и навыков по указанным вопросам обучения осуществляется на стрелковых тренировках и стрельбах и других формах обучения.

Обучение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел огневой подготовке осуществляется на основе общих принципов обучения и воспитания: систематичность и последовательность в обучении; наглядность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; доступность в обучении; сознательность и активность обучаемых; учить военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) тому, что необходимо для успешного выполнения служебно-боевых задач в любых условиях обстановки; научность в обучении; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Читайте также:  Требования безопасности при производстве взрывных работ инженерная подготовка

Методы обучения огневой подготовке: объяснение, беседа, рассказ, лекция, показ, самостоятельная работа, тренировка (упражнение), стрельба.

Объяснение — метод обучения при котором излагается сущность изучаемых действий, процессов, явлений. Объяснение может применяться при изучении всех разделов огневой подготовки. Объяснение успешно сочетается с показом изучаемого оружия (боеприпаса, прибора) или действия с оружием.

Беседа — метод обучения, при котором руководитель занятия осуществляет целенаправленное обсуждение, организованный подготовленный диалог на выбранную тему. Беседа, как правило, применяется для закрепления ранее пройденного материала, проверки знаний обучаемых.

Рассказ — метод обучения, заключающийся в кратком изложении изучаемого материала. Данный метод применяется при изучении боевых свойств оружия, ознакомления с примерами практического применения оружия при выполнении служебно-боевых (боевых) задач, основ и правил стрельбы.

Лекция — это устное изложение учебного материала и обучающего взаимодействия руководителя занятия с обучаемыми. Лекция предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов по теме занятия, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой руководителем занятия обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала обучаемыми.

Показ — это метод обучения, строящийся на основе демонстрации обучаемым изучаемого явления (технического действия, приема, упражнения). Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств (в том числе с широким применением технических средств обучения) создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании сложных технических действий в их динамике, во времени и в пространстве.

Самостоятельная работа — это метод, при котором обучаемые без непосредственного участия командиров закрепляют ранее полученные знания, умения и навыки или овладевают новыми, используя руководства, инструкции, плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.

Тренировка (упражнение) — метод обучения, при котором обучаемые путем многократного повторения изучаемых действий вырабатывают необходимые умения и навыки.

Тренировки (упражнения) по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения).

Наиболее часто применимой тренировкой (упражнением) в ходе огневой подготовки является выполнение нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.

Стрельба — это метод обучения огневой подготовке, при котором обучаемые на практике применяют полученные знания, умения и навыки в использовании штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей в ходе выполнения условий упражнений.

Таким образом, огневая подготовка является важным и необходимым элементом боевой подготовки военнослужащих и профессионально-должностной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Руководители занятий, имея широкий перечень форм и методов обучения, опираясь на принципы обучения, могут в короткий срок обучить личный состав вверенных подразделений основам и правилам стрельбы, часто достаточным для успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач. Для формирования навыка обращения с оружием, успешного выполнения стрельбы в любых условиях обстановки, планирование тематики занятий, объем и последовательность выполняемых упражнений, анализ результатов практических стрельб, изучение результатов исследований в области огневой подготовки военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел должны носить целенаправленный и системный характер.

  1. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. — М.: Военное издательство, 1987.
  2. Торопов В. А., Колдунов С. А. Служебное оружие: устройство, применение, обучение. — СПб.: ГП РИК «Культура», 1998.
  3. Курс стрельб из стрелкового оружия, гранатометов, огнеметов и вооружения боевых, специальных машин Сухопутных войск: Главный штаб Сухопутных войск — Бобруйск 2004: УО «Военная Академия Республики Беларусь».
  4. Обучение стрельбе из стрелкового оружия и вооружения боевых машин пехоты на учебно-тренировочных средствах. — М; Военное издательство, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): огневая подготовка, метод обучения, сотрудник органов, условие обстановки, дело, навык, оружие, правило стрельбы, стрельба, боевая подготовка.

Источник

Обучение гражданской обороне в организации

Все организации должны проводить подготовку работников в области гражданской обороны. Как работодателю правильно организовать и провести обучение сотрудников гражданской обороне, читайте в статье ведущего юриста-консультанта Юлии Кобылиной.

Для подготовки по гражданской[1] обороне в организации должны быть созданы специальные структурные подразделения или назначены работники. Это нужно сделать независимо от организационно-правовой формы компании[2].

Специалист по гражданской обороне должен иметь соответствующую подготовку в области гражданской обороны[3].

Подготовка проводится в форме курсового обучения[4]:

  • в организациях, которые обучают по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
  • на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Чтобы направить специалистов по гражданской обороне на обучение, необходимо[5]:

  • издать приказ о направлении работника на курсовое обучение;
  • направить до 1 сентября текущего года в организацию, осуществляющую курсовое обучение, письмо[6] на обучение специалистов по гражданской обороне;
  • получить от организации, осуществляющей курсовое обучение, выписку, подтверждающую зачисление на курсовое обучение.
Читайте также:  Методическое занятие по инженерной подготовке

Продолжительность обучения работников, осуществляющих обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, — 24 — 36 часов. Это установлено Примерной программой[7] курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённой МЧС России 22.02.2017 № 2-4-71-8-14.

По окончании курсового обучения выдаётся справка[8], которая подтверждает право выполнять работу по гражданской обороне.

В дальнейшем не реже одного раза в пять лет надо направлять этого специалиста на повторное курсовое обучение или повышение квалификации[9]. Направление на повторное курсовое обучение производится в том же порядке.

Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно также сетевое обучение (Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, утверждённая МЧС России 30.10.2020 № 2-4-71-11-10).

Ещё одним этапом является необходимость проводить курсовое обучение по гражданской обороне внутри организации для всех своих работников[10].

Для проведения обучения внутри организации скомплектуйте учебные группы численностью не более 25 человек. При этом необходимо учесть должности работников, а также особенности профессий[11].

Для проведения курсового обучения необходимо:

  1. Создать учебно-материальную базу для проведения курсового обучения[12].

Если численность работников организации до 200 человек, то необходимо иметь:

  • комплект средств для проведения занятий (например, плакаты, слайд-проектор, тренажёр для оказания первой помощи);
  • уголок по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (информационно-справочный стенд с материалами по защите от опасностей).

Если численность работников организации свыше 200 человек, то нужно иметь:

  • многопрофильный учебный кабинет (класс);
  • учебную площадку, то есть специально оборудованную территорию;
  • по одному уголку в каждом административном и производственном здании.
  1. Разработать и утвердить программу курсового обучения с учётом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утверждённых МЧС России[13]. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-27-11.
  2. Утвердить форму журнала учёта занятий по курсовому обучению.

В журнале учёта руководитель занятий отмечает посещаемость занятий сотрудниками, итоги сдачи нормативов и др. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения[14].

  1. Издать приказ о проведении курсового обучения.

Этим приказом необходимо определить состав преподавателей, инструкторов, списки учебных групп, расписание занятий, назначить руководителей занятий[16].

Занятия могут проводить:

  • руководящий состав;
  • инженерно-технические работники;
  • члены КЧС и ОПБ «Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны» (утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-27-11) организации;
  • руководители и сотрудники органов, уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС «Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны» (утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-27-11) и (или) ГО.

Для занятий по правилам оказания первой помощи необходимо привлечь специалистов (руководящий состав, инженерно-технических работников, членов КЧС и ОПБ организации, руководителей и сотрудников органов, специально уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС и (или) ГО) ( Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-27-11) ).

К расписанию занятий по гражданской обороне специальных требований нет. Рекомендуется проводить их в течение года ежемесячно, кроме месяцев массовых отпусков. Кроме того, целесообразно проводить занятия в рабочее время в объёме не менее 12 часов в год[17].

Расписание занятий составьте согласно программе ежегодного обучения по гражданской обороне, отразите виды занятий, дни и часы их проведения.

При обучении следует обеспечить безопасность работников, не допустить их травматизма, обеспечить сохранность техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Особенно внимательно следует отнестись к использованию учебно-имитационных средств и к работе в СИЗ[18].

Для обеспечения безопасности необходимо, в частности:

  • организовать проведение занятий;
  • соблюдать требования безопасности, положения руководств, приказов и распоряжений прямых начальников;
  • применять знания и навыки, полученные в ходе различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.

Если работодатель не организует обучение, ему грозит штраф[19] в следующем размере:

— для должностных лиц организации (например, её руководителя) — от 10 000 до 20 000 руб.;

— для организации — от 100 000 до 200 000 руб.

Основной приоритет обучения сотрудников ГО – это здоровье и безопасность работников при наступлении любых стихийных бедствий и катастроф. Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников, не соблюдает действующее законодательство в области гражданской обороны, это чревато тяжёлыми последствиями и большой ответственностью в случае наступления чрезвычайной ситуации, поскольку могут погибнуть люди.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...