Подготовка инженерных кадров в вузе

Передовая инженерная школа «Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии»

В июне 2022 года НИТУ «МИСИС» стал победителем федерального проекта по созданию передовых инженерных школ — центров подготовки инженеров новой формации во взаимодействии с высокотехнологичными компаниями-лидерами отраслей промышленности.

Проект по созданию инженерных школ нового формата запущен в рамках объявленного Президентом России В.В. Путиным Десятилетия науки и технологий. По итогам конкурса на базе университетов открыты 30 таких школ.

В НИТУ «МИСИС» создана передовая инженерная школа «Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии» (ПИШ МАСТ), которая станет ядром развития материаловедческих, аддитивных и сквозных технологий в России.

Деятельность Школы позволит вузу внести максимальный вклад в укрепление экономики страны за счет повышения интенсивности исследовательской деятельности и подготовки инженерных кадров.

«Модель передовой инженерной школы „Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии“ (МАСТ) НИТУ „МИСИС“ опирается на лучшие практики университета, используя баланс коллегиальности и автономности, управления по целям, успешный опыт создания партнерской сети, студентоцентричность.

Подготовка кадров для системы дошкольного образования в вузе

Высокотехнологичной площадкой школы МАСТ станет Центр прототипирования высокой сложности „Кинетика“, оснащенный комплексом высокоточного оборудования для проектирования и полного цикла изготовления сложных функциональных прототипов и малых серий изделий для ведущих государственных и частных заказчиков с целью развития инновационной сферы реального сектора экономики, решения задач импортозамещения».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСИС»

Основные характеристики Школы определяются требованиями Индустрии 4.0, научно-техническими и кадровыми вызовами, стоящими перед Россией, задачами индустриальных партнеров и потенциалом университета. Одним из драйверов научно-технического прогресса является развитие аддитивных производств и технологий, способных за счет сокращения временных и материальных затрат оптимизировать производственные процессы в металлургии, машиностроении, энергетике, строительстве, на транспорте. Важными сферами применения аддитивных технологий и материалов являются также медицина и создание новых биотехнологических систем.

Индустриальные партнеры

Ключевым партнером ПИШ НИТУ «МИСИС» является Госкорпорация «Росатом» в лице АО «Наука и инновации». В числе индустриальных партнеров Школы компании-лидеры металлургии, энергетики, авиа- и машиностроения, биомедицины.

ПИШ интегрирует партнеров вуза в единую сеть для обмена результатами интеллектуальной деятельности и исключительными правами на них, профессиональными компетенциями, технологической базой для производства опытных образцов, взаимного содействия в коммерциализации разработок. Преподаватели и сотрудники организаций-партнеров ведут занятия и выполняют роль тьюторов обучающихся.

Круглый стол Подготовка и трудоустройство инженерных кадров в коллеждах и вузах

Основные задачи кооперации:

  • реализация программ сетевого обучения и подготовка нового поколения кадров с учетом потребностей предприятий;
  • создание баз данных и платформы для систематизированного изучения и практического применения теоретических и прикладных вопросов, связанных с новыми материалами и цифровыми, в том числе аддитивными технологиями, включая оборудование, программное обеспечение, материалы и технологии изготовления изделий из них;
  • разработка и внедрение цифровых решений и технологий, основанных на управлении процессами фазовых переходов всех видов с использованием цифровых двойников на основе сквозного моделирования процессов производства и жизненного цикла изделия.

Сотрудничество с партнерами сконцентрировано на 4 прорывных научно-образовательных направлениях, основой для которых служит цифровое материаловедение: «Материалы ответственного машиностроения будущего», «Аддитивные технологии», «Высокоточное литьё», «Биопечать и биоматериалы». По каждому из них будут открыты новые лаборатории и запущены образовательные программы.

Образовательная деятельность

Приоритетная задача ПИШ МАСТ — подготовка кадров, обладающих новым мировоззрением, способных создавать технологии цифрового производства и материалы с принципиально новыми свойствами.

Образовательная модель Школы ориентирована на подготовку высококвалифицированных инженеров в области аддитивных технологий — «Генеральных конструкторов 4.0», обладающих компетенциям не только в области инженерии, цифровизации, анализа данных и инноватики, но и в управлении, предпринимательстве и дизайне.

Подобный подход позволит внести вклад в достижение национальных приоритетов — цифровая трансформация экономики, а также формирование возможностей для самореализации граждан и развития талантов.

Основываясь на студентоцентричной модели образования НИТУ «МИСИС», Школа реализует следующие направления образовательной политики:

  • подготовка талантливых студентов бакалавриата к обучению в магистратуре ПИШ;
  • сквозная проектная подготовка студентов магистратуры — в передовых исследовательских лабораториях и с привлечением ресурсов высокотехнологичных компаний-партнеров;
  • кастомизация и индивидуализация образовательных траекторий, оперативная адаптация программ магистратуры под запросы рынка труда;
  • освоение магистрантами универсальных гибких навыков в области этики, лидерства, бизнеса и коммуникаций, дизайн-мышления, инноваций и предпринимательства;
  • развитие системы ДПО, включая онлайн-курсы и программы смешанного формата.

Магистерская программа

В 2022 году открыт прием на магистерскую программу «Цифровое управление технологическими процессами металлургии и машиностроения», реализуемую в рамках ПИШ МАСТ.

Программа ориентирована на подготовку специалистов-технологов, специалистов по автоматизации машиностроительных и металлургических производств, а также исследователей физико-химических процессов, способных разрабатывать и внедрять цифровые решения при производстве металлопродукции, в том числе изделий и заготовок для ответственного машиностроения.

Читайте также:  Какие группы входят в состав участка инженерной подготовки производства ответы

Программа реализуется совместно с индустриальным партнером — Госкорпорацией «Росатом».

Преимущества программы

Индивидуальная траектория обучения

Для каждого магистранта с первых дней обучения формируется индивидуальная научно-образовательная траектория в соответствии с его интересами, исследовательской проблематикой, текущими проектами и грантами. Это позволяет студентам максимально сфокусироваться на научной работе и получить необходимые знания по конкретным дисциплинам.

Практико-ориентированный подход

Одна из основных задач передовой инженерной школы МАСТ — подготовка кадров для предприятий Госкорпорации «Росатом». Выпускники Школы закроют дефицит научно-исследовательских кадров для успешной реализации комплексной программы по развитию атомной науки и технологий (РТТН), которая является технологической основой достижения стратегических целей России и Госкорпорации.

В ходе обучения студенты проходят практики и стажировки на предприятиях Госкорпорации «Росатом». Сотрудники госкорпорации и компаний-партнеров приглашаются для проведения занятий, выполняют роль наставников и тьюторов.

Повышенная стипендия

Студенты программы получают гарантированные дополнительные 10 000 руб. к другим стипендиям.

Общежитие в центре Москвы

Комфортабельное общежитие для магистрантов в непосредственной близости от кампуса университета.

Научно-исследовательская деятельность

Программа научных исследований и разработок Школы связана с развитием и внедрением аддитивных технологий и новых материалов в практику машиностроения, металлургии, биотеха, медицины и других отраслей. Результатом станет повышение конкурентоспособности продуктов энергетического и атомного машиностроения, ответственного машиностроения и биомедицины за счет принципиального обновления производственных технологий на основе новых материалов и цифровых, в том числе аддитивных технологий.

Прорывные направления НИОКР:

  • разработка технологии получения перспективных материалов для производства ответственных изделий для энергетики будущего;
  • управление качеством металлических материалов, полученных путем прямого селективного воздействия на кристаллическую структуру первичных фаз при затвердевании;
  • разработка материалов и технологий аддитивного производства объектов сложной формы с характерным размером элементов от 100 мкм;
  • разработка и создание биопринтеров нового поколения для печати эквивалентов тканей и органов;
  • разработка инновационных технологий производства уникальных литых деталей из сплавов металлов для летательных аппаратов на базе перспективных импортозамещающих материалов и цифровых технологий с целью повышения конкурентоспособности отечественного авиастроения.

Управляющая структура ПИШ МАСТ

Иванов Иван Алексеевич

К.ф.-м.н., заместитель генерального директора АО «НПО «ЦНИИТМАШ», доцент кафедры теоретической физики и квантовых технологий НИТУ «МИСИС».

Эксперт в области аддитивных технологий, металлургии, машиностроения и сопутствующих направлений. Специалист по внедрению цифровых технологий на машиностроительных и металлургических предприятиях.

Оганов Артем Ромаевич

Ведущий ученый в области цифрового материаловедения. Автор более 300 рецензируемых статей и глав книг. Обладатель 5 патентов.

Индекс Хирша — 79 (Google Scholar, июнь 2022 года).

Источник

Новые точки роста в вузах: как будут готовить инженерную элиту

40f5946aa2041f9d04bd09d7d48e37aa.jpg

Уже в конце апреля стартует конкурс по отбору 30 российских вузов, на базе которых в этом году будут созданы передовые инженерные школы (ПИШ). Представители российских вузов рассказали о том, по каким направлениям готовят заявки и почему подготовка инженерных кадров сегодня играет особую роль в развитии страны.

Российские университеты, которые пройдут отбор в рамках конкурса, смогут рассчитывать на господдерджку. Ключевой задачей передовых инженерных школ станет подготовка высококлассных лидеров по лучшим мировым стандартам и передовым направлениям, которые поведут за собой студентов и коллег. Об этом ранее сообщил Глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Вузы — победители конкурса должны будут не только создать школу, но и организовать студенческие стажировки, практики с наставниками из государственных корпораций и крупных высокотехнологичных компаний, а также переобучение преподавателей.

Вузовские команды, претендующие на грант, подготовку ведут давно и целенаправленно. Например, в Томском политехническом университете темой заявки выбрали цифровую энергетику, так как в вузе уже есть задел в виде научных кадров и индустриальных партнеров в этой области. При этом, по словам и.о. ректора ТПУ Дмитрия Седнева, в университете не воспринимают ПИШ как поддержку существующего направления.

«Я бы провел аналогию с селекцией растений, когда из исходного материала получается новое, другое растение. ПИШ позволит сложить новое фронтирное направление в ТПУ. Свою школу мы складываем не в проектной логике, а в программной, то есть для нас это игра вдолгую.

Мы расцениваем ПИШ как возможность сформировать новую сильную точку роста в университете и при наличии защищенного финансирования отработать эффективные модели, инструменты, которые затем будут встроены в работу всего университета», — подчеркнул Дмитрий Седнев.

Московский политехнический университет в заявке на создание ПИШ концентрирует внимание на легковом автомобилестроении. По словам ректора Московского Политеха Владимира Миклушевского, в вузе работает два мощных центра, занимающихся автомобилестроением. Одному из них 14 лет, другому 25, и оба они выросли из студенческих конструкторских бюро.

Читайте также:  Состав работ по инженерной подготовке территории

«Мы определили приоритет в развитии передовой инженерной школы в Московском Политехе — это все, что связано с проектированием и строительством автомобилей, в первую очередь на электроприводе. Планируем заниматься механотроникой, телеметрией, разработкой нового типа кузова, в частности, из композитных материалов, а также аккумуляторами и бортовыми энергетическими установками», — рассказал Владимир Миклушевский.

Кроме того, в вуз уже привлекают специалистов, работающих на предприятиях, чтобы они обучали студентов азам своего дела.

«Московский Политех сотрудничает с КАМАЗом, «Автотором», НАМИ. Уникальный предмет, внедренный в образовательный процесс в Московском Политехе, — проектная деятельность. Наши студенты с первого курса работают над реальными задачами индустриальных партнеров и оканчивают вуз готовыми специалистами», — добавляет Владимир Миклушевский.

В Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбПУ) Петра Великого уже созданы и успешно работают «Центр компьютерного инжиниринга», Центр компетенций «Новые производственные технологии» и научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии». Именно кадры, трудящиеся там, станут основой для ПИШ на базе СПбПУ, если вуз будет отобран по результатам конкурсного отбора.

Инженерные кадры — это основа промышленности, а высокотехнологичная промышленность — основа любой экономики, считает проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков. По его словам, в новой реальности чрезвычайно важно, чтобы инженерные кадры умели проектировать, производить и эксплуатировать высокотехнологичную продукцию. На повестке дня ключевые вопросы импортозамещения и импортоопережения, технологического суверенитета, конкурентоспособности экономики и национальной безопасности России.

«СПбПУ — ведущий университет, работающий с высокотехнологичными корпорациями над задачами-вызовами, которые по ряду причин не может решить промышленность. Для этого мы формируем смешанную команду, в которую входят представители заказчика (высокотехнологичной компании), опытные инженеры Центра НТИ СПбПУ и студенты старших курсов. Таким образом будущие инженеры на реальных проектах постигают основы и достигают вершин мастерства, работая совместно с наставниками; начинают видеть, как применяются технологии мирового уровня на практике, и учатся их использовать», — говорит Алексей Боровков.

Напомним, создание передовых инженерных школ вошло в перечень 42 стратегических инициатив Правительства РФ, направленных на повышение качества жизни граждан. На создание школ в 2022–2024 гг. из федерального бюджета выделят более 36 млрд рублей.

Источник

Инженерное образование будущего: трансформация российских вузов

Министерство науки и высшего образования России объявило контрольные цифры приема на инженерно-технические специальности на 2019-2020 учебный год. В предстоящем учебном году университеты примут 124 972 студента на бюджетные места.

По-прежнему востребованы так называемые линейные инженеры, которые встраиваются в технологический процесс. Но все чаще возникает потребность в «специалистах — супергероях»: инженерах, которые способны увидеть реальную проблему, предложить решение, реализовать его, сопроводить вплоть до внедрения на рынок и утилизировать, если нужно.

Традиционная модель российского инженерного образования рассчитана на подготовку инженеров по конкретным узким инженерным специальностям для стабильно работающих отраслей промышленности. «До недавнего времени вузы готовили инженеров по узкой специальности: инженер-механик, инженер-металлург, инженер-энергетик, пока не стало очевидно, что узкие специалисты не могут быть успешны на рынке труда. Они не обладали рядом принципиальных компетенций и необходимыми знаниями, чтобы воплотить свою идею и довести ее до рынка», – рассказывает руководитель департамента развития магистратуры и дополнительного профессионального образования СФУ Ольга Осипенко.

Сегодня, по мнению специалистов, такая система подготовки кадров нежизнеспособна. Во многом это связано со скоростью изменения технологий. В среднем технология меняется раз в три года. «Пока университет разрабатывает инженерную программу, потом ведет подготовку по ней в бакалавриате в течение четырех лет, а потом в магистратуре еще в течение двух лет.

В итоге проходит 7-8 лет, и за это время эта технология уже устаревает и уходит с рынка», – считают во ФГАНУ «Социоцентр».

«В мире каждое десятилетие меняется карта локомотивов, которые двигают вперед мировую экономику. Сейчас это IT-технологии, которые проникают во все индустриальные сферы и требуют полной их перестройки», – добавляет директор Политехнического института ЮУрГУ Сергей Ваулин.

Кроме того, все прорывные технологии – это междисциплинарные технологии. Совершить прорыв в них специалистам, которые подготовлены в рамках одной инженерной отрасли, практически невозможно, считают эксперты. Помощник проректора по научной работе Университета ИТМО Александр Атращенко отмечает: «Помимо специалистов узкого профиля, заточенных на решение конкретных задач, современному рынку нужны „инженеры-лидеры“, специалисты-универсалы, умеющие мыслить системно, видеть общую картину и разрабатывать продукты, которые они способны самостоятельно довести от стадии идеи до производства».

Таким образом, на повестке дня встает вопрос о подготовке специалистов, знания и навыки которых соответствовали бы реальным запросам бизнеса и промышленных компаний. «Перспективным является подход, в рамках которого необходимо постоянно проводить мониторинг и анализ развития кейсов отраслей индустрии, отслеживать их трансформацию и оперативно обновлять образовательные программы для подготовки востребованных кадров», – отмечает первый заместитель – заместитель по научной работе директора Инженерной академии РУДН Сергей Купреев.

Читайте также:  Водолазная подготовка в инженерных во

На подготовку специалистов, соответствующих реальным запросам рынка труда, направлены национальные проекты «Образование» и «Наука». В рамках нацпроекта «Образование» планируется провести модернизацию профессионального образования и реализовать запуск адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Нацпроект «Наука» призван в том числе усилить научную и научно-производственную кооперацию, способствовать развитию инфраструктуры для проведения исследований и разработок, созданию научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня, а также увеличению числа центров компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ).

Трансформация инженерного образования и как следствие разработка и внедрение новой модели подготовки «инженеров будущего» связаны с необходимостью реализации Стратегии научно-технологического развития России и Национальной технологической инициативой, которые полностью основаны на междисциплинарных прорывных технологиях, и направлены на подготовку специалистов, способных заниматься развитием науки, техники и технологий в условиях экономики нового технологического уклада.

Новая модель подготовки инженерных кадров, реализуемая в ряде ведущих вузов, предполагает базовую инженерную и профессиональную подготовку в течение первых двух лет, развитие STEM-компетенций, (S, Science – наука; T, Technology – технология; E, Engineering – инженерное дело; M, Math – математика), междисциплинарность и высокую интеграцию индустриальных партнеров в процесс подготовки инженеров.

С 2018 года такая модель реализуется в ТПУ. Уже через три года ТПУ начнет готовить не менее 1500 инженеров нового поколения. И эта модель может быть применена на практике в других инженерных вузах.

Отдельные элементы новой модели подготовки инженеров, направленные на развитие навыков проектно-исследовательской деятельности и цифрового проектирования, умение работать в мультидисциплинарной команде и многообразной культурной среде, уже прошли апробацию и в других ведущих российских университетах – участниках Проекта 5-100.

Современные образовательные технологии применяются и в ТГУ. «В ближайшее время в университете планируется внедрение learning factory – индустриально-ориентированной сети технологий – оборудования – требований, ориентированной на реальные задачи промышленных партнеров вуза», – рассказывает профессор ТГУ доктор технических наук Станислав Шидловский.

Важным направлением развития сотрудничества с индустриальными партнерами является проектное обучение, обращают внимание эксперты. Именно оно является основной моделью подготовки инженеров в НИУ ВШЭ. «Особенностью нашего применения этой модели является то, что мы не просто проводим студенческие проекты, но строим весь образовательный процесс с учетом требований проводимого проекта», – отмечает научный руководитель, и. о. директора МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Крук.

Участие в реальных проектах крупных промышленных компаний принимают студенты ЮУрГУ. «Выполняя эту работу, они приобретают дополнительные знания, умения и реальный практический опыт. В результате мы получаем выпускников совершенно другого уровня, а предприятие – готовых специалистов и даже команды под свои задачи. Важная особенность проектного обучения – его междисциплинарность», – уверен директор Политехнического института ЮУрГУ Сергей Ваулин.

Еще одно нововведение – магистратура. Теперь это не продолжение бакалаврских программ, а самодостаточные образовательные программы, которые реализуются в сотрудничестве с научно-образовательными и индустриальными партнерами, что позволяет добирать необходимые компетенции, которые не может дать университет. Это междисциплинарные инженерные программы, которые перезапускаются в зависимости от жизненного цикла технологий либо в зависимости от изменений на рынке.

В СФУ на уровне магистратуры инженерное образование в университете претерпело принципиальные изменения. Пока нововведения затронули только пилотные направления подготовки, внедрены новые дисциплины, такие как системное инженерное мышление, технологическое предпринимательство, управление проектом, а также курс английского языка.

Еще одно новшество университета связано с прохождением практики. «Всю практику студентов мы вынесли к зарубежным партнерам, чтобы инженер смог познакомиться с другой инженерной культурой. Опыт такого системного образования для инженеров мы оцениваем как положительный, потому что выпускники открывают собственное дело, инженерный бизнес, работают в зарубежных компаниях, которые говорят нам „хотим еще“», – рассказывает руководитель департамента развития магистратуры и дополнительного профессионального образования Ольга Осипенко.

Эксперты отмечают, что с каждым годом характер инженерной деятельности усложняется. Она все больше переплетается с социальными, экономическими и особенно экологическими процессами. В качестве ответа на необходимость формирования нового инженерного мышления в учебных программах появляются новые дисциплины, такие как инженерная психология, инженерная экономика, прикладная экология, дизайн, социология техники и другие.

«Если сейчас игнорировать тренды в развитии передовых производственных технологий и на их основе не выстраивать систему подготовки инженеров с компетенциями мирового уровня, то есть на уровне лидеров мировой промышленности, это чревато низким уровнем конкурентоспособности России в высокотехнологичных секторах мировой экономики, а также и в области образования», – заключила проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина. Именно поэтому сегодня российским вузам крайне важно сфокусироваться на подготовке глобально конкурентоспособных специалистов, «инженерного спецназа», обладающего компетенциями мирового уровня.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...