Подготовка руководящего инженерного состава

Краткая историческая справка о ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

В этот период для решения сложных научно-технических задач в интересах ВВС в академии широкое распространение получило выполнение комплексных научно-исследовательских работ с привлечением крупных коллективов исполнителей от различных кафедр и научно-исследовательских лабораторий. Всего в период с 1971 по 1989 г. в академии было закончено более 580 научно-исследовательских работ, многие из которых были отмечены Министром обороны СССР и Главнокомандующим ВВС.

Тяжелым для Военно-воздушных Сил был период 1991—2000 гг. Распад СССР, Варшавского договора, кардинальные изменения политической и экономической обстановки в России и связанные с этим изменения в соотношении сил на мировой арене, резкое снижение ассигнований на совершенствование военной техники, вооружения и на боевую подготовку весьма осложнили задачи дальнейшего развития и поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил, в том числе и ВВС. Осложнилась и задача подготовки высоко-квалифицированных инженерных кадров, имеющих глубокие теоретические знания и необходимые практические навыки по специальности, способных умело организовывать авиационно-инженерное обеспечение боевых действий, учебно-боевую деятельность в новых условиях.

8 вопросов будущему руководителю / Как провести собеседование на должность руководителя?

Тем не менее, личный состав академии (командование, профессорско-преподавательский состав, начальники курсов, состав НИЛ, инженеры и техники лабораторий) продолжали честно выполнять две основные задачи: подготовку квалифицированных инженеров для строевых частей (и для учреждений ВВС) и проведение (в интересах ВВС) научных исследований.

В 1992 г. в академии началась подготовка летчиков-исследователей (из числа окончивших летные училища и летчиков строевых частей) со сроком обучения 3 года. Первый их выпуск состоялся в 1995 г. Они получили квалификацию «Летчик-инженер-исследователь».

В средине 90-х гг. из числа наиболее способных курсантов выделялись группы для подготовки военных инженеров для наукоемких направлений (ПИНН). Первый их выпуск состоялся в 1995 г. с квалификацией «Инженер-исследователь». Многие из них также защитили магистерские диссертации.

Одновременно шла подготовка (по специальным планам и программам) офицеров-математиков (ПОМ) со сроком обучения 3 года (набора 1992—1993 гг.) из числа окончивших МГТУ, физтех и со сроком обучения 2 года (набора 1994—1996 гг.) — из числа закончивших с отличием высшие авиационные инженерные училища.

В 1995 г. в целях осуществления единого руководства учебной и воспитательной работой на начальном периоде обучения курсантов в академии был образован факультет базовой подготовки, но обучение курсантов по ряду дисциплин продолжалось на кафедрах всех факультетов.

Подготовка руководящего инженерного состава (ПРИС) продолжалась до 1999 г., а затем была передана в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (осталась подготовка руководящего инженерного состава только на специальном факультете, готовящем инженеров для ВВС иностранных государств).

5 самых каверзных вопросов на собеседовании

Следует отметить, что возможности развития учебно-лабораторной базы академии в годы перестройки резко снизились. Основная причина этого — экономические трудности в государстве. Они выразились в отсутствии достаточного финансирования учебного процесса, а по некоторым позициям — в полном его отсутствии.

Это привело к тому, что оказалось трудным и даже невозможным получать или приобретать новые или модифицированные образцы авиационной техники, ее технические описания, инструкции по эксплуатации и другую литературу. Не хватало средств на ремонт лабораторного оборудования, на поддержание всех установок в работоспособном состоянии, на расходные материалы. В связи с сокращением адъюнктуры интенсивность работы по подготовке научно-педагогических кадров несколько снизилась, хотя академия и оставалась передовым вузом в ВВС по этому направлению деятельности.

Началась потеря деловых связей с заводами-изготовителями самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и их оборудования, с конструкторскими бюро, которые сворачивали работы по новой технике и останавливали выпуск многих серийных образцов, прекращали финансирование работ, проводимых совместно с академией.

Следует отметить также, что отсутствие денег на капитальный ремонт корпусов привело к обветшанию аудиторного фонда.

Необходимо подчеркнуть, что одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса в 90-х гг. было широкое использование технических средств обучения, развитие учебно-материальной базы в направлении дальнейшего насыщения специализированных учебных классов вычислительной техникой, более широкое использование в учебном процессе информационных технологий, совершенствование существующих и разработка новых компьютерных программ для решения инженерных и специальных задач. Поэтому вычислительная база академии, несмотря на экономические трудности, продолжала интенсивно развиваться.

Нельзя не отметить, что произошедшие в России социально-политические и экономические изменения тяжелым бременем легли на плечи курсантов и слушателей. Военнослужащие оказались одной из наименее социально защищенных групп населения. Падение престижа воинской службы в обществе, ухудшение социально-бытовых условий жизни слушателей и членов их семей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне привели к изменению ценностной ориентации многих молодых офицеров.

Эта категория военнослужащих зачастую не видела для себя возможности сделать военную карьеру, достойно содержать семью и поэтому стремилась реализовать свои возможности в других сферах деятельности. Сравнительно низок стал жизненный уровень и у старших офицеров. Поэтому некоторые преподаватели, даже имеющие ученые степени, при первой возможности увольнялись из армии.

С другой стороны, продолжали активно трудиться на кафедрах многие ветераны академии.

В этих условиях командование академии и ее подразделений использовало все имеющиеся пути по поиску решения возникающих проблем в целях формирования и поддержания у курсантов, слушателей, адъюнктов, постоянного состава верности воинскому долгу, активности в выполнении своих обязанностей, высоких морально-боевых качеств и дисциплинированности.

В первые годы XXI века Военно-воздушные Силы России постепенно начали выходить из того тяжелого состояния, в котором они находились в конце 90-х гг. XX века. Появилась возможность поддерживать квалификацию летного состава. В строевые части стали поступать (хотя пока в крайне ограниченном количестве) новые экземпляры боевых самолетов.

Перечислялись средства на поддержание аудиторного фонда академии в исправном состоянии. Но финансовые возможности развития учебно-лабораторной базы по-прежнему оставались слабыми, поэтому она для большинства кафедр почти не изменилась, за исключением оснащения кафедр объектами вычислительной техники, для пополнения и обновления которой использовались любые возможности.

Но именно увеличение возможностей использования возросших ресурсов вычислительной техники при наличии богатого задела методик и программ математического моделирования сложных процессов, протекающих в объектах военной авиационной техники, позволило развивать далее научные исследования в интересах ВВС, а в учебном процессе — переходить к новым технологиям проведения различных видов занятий с использованием ЭВМ.

Читайте также:  План конспект по инженерной подготовке тема инженерное оборудование и маскировка позиций

C 2008 года к вышеназванным трудностям добавились неприятности, связанные с реорганизацией военного образования, к широкому обсуждению целей и путей решения которой не была допущена научно-педагогическая общественность вузов ВВС:

— распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2008 года №283-р в результате объединения двух академий Военно-воздушных сил РФ (ВВИА им. Н.Е. Жуковского и ВВА им.

Ю.А. Гагарина) создано Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознамённая имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.

Гагарина». Предусматривалось планомерное (до 2011 года) перебазирование ВВИА им. проф. Н.Е.

Жуковского из Москвы в Монино (Щёлковский район Московской области).

— распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года №1951-р к Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина был присоединён ряд военных училищ (в качестве обособленных структурных подразделений) и академия получила наименование «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.

Гагарина» (г. Москва, пос. Монино, Щёлковский район Московской области). Сокращенно — ВУНЦ ВВС «ВВА».

— приказом Минобороны РФ (А.Э. Сердюковым) от 12 июля 2011 года №1136 подготовка обучающихся из ВУНЦ ВВС «ВВА» передана в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) с одновременным его переименованием на ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г.

Воронеж)».

1. Люди. События. Факты. — М. : АПР, 2010. — 776 с. : ил. — (90 лет ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского / Энциклопедия).

2. Распоряжение Правительства РФ №283-р от 7 марта 2008 года.

3. Распоряжение Правительства РФ №1951-р от 24 декабря 2008 года.

4. Приказ Минобороны РФ №1136 от 12 июля 2011 года.

23 ноября 2020 г.
исполнилось 100 лет
со дня создания ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАНЯТИЯ, ЛИЧНОГО СОСТАВА, СРЕДСТВ ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ, УМБ К ЗАНЯТИЮ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Подготовка к занятиям
Подготовка к проведению занятий по инженерной подготовке включает:

  • подготовку руководителя занятия и руководителей занятий на учебных местах,
  • разработку плана проведения занятия, подготовку учебных мест, УМБ
  • подготовку обучаемых к занятию.

Подготовка руководителя осуществляется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа начинается с изучения соответствующего раздела программы боевой подготовки, руководящих документов (указаний) по организации боевой подготовки, условий выполнения нормативов.

При необходимости руководитель занятия получает консультации и рекомендации начальника инженерной службы, учитывая опыт прошедшего периода обучения, останавливаясь на вопросах, которые вызывают особые трудности.

В результате изучения и определения исходных данных составляется схема проведения занятия и определяются учебные вопросы.

Непосредственно на месте (на полигоне, инженерном городке, учебной площадке) проведения занятия руководитель занятия уточняет: количество учебных мест, наличие и состояние учебного оборудования и сооружений; определяет емкость и оснащение учебных мест, порядок их смены; определяет (если они не оборудованы ранее) места (пункты) обогрева личного состава, отдыха, и курения.

Личная подготовка завершается составлением план-конспекта.

Подготовка обучаемых к занятию осуществляется под руководством сержантов, а по наиболее сложным темам – офицеров, во время, отведенное для самоподготовки. Подготовка включает изучение или повторение учебного материала, необходимого для успешного усвоения темы предстоящего занятия. Например, изучаются ТТХ, устройство и принцип действия мин инженерных боеприпасов, порядок установки и обезвреживания (снятия), условия выполнения нормативов и т.д.

Проведение занятий

Структура каждого занятия по инженерной подготовке включает вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части занятия проверяется наличие личного состава, внешний вид, экипировка и оснащение. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения задания на самоподготовку, а на занятиях по темам: «Взрывчатые вещества и огневой способ взрывания», «Инженерные заграждения» – обязательный опрос с целью проверки знания требований безопасности. Продолжительность опроса не должна превышать 10 – 12 минут.

После опроса руководитель объявляет тему занятия, учебные цели и порядок проведения занятия. При проведении практических занятий в поле указывает на местности ориентиры, исходный и огневой рубежи, командный пункт, место расположения полевого склада ВВ и СВ (мин), основные и опасные направления, маршруты (пути) отхода, укрытия и определяет безопасное расстояние от места производства взрыва (взрывов).

Основная часть включает в себя сообщение новых знаний и умений, закрепление этих знаний в памяти и проверку степени усвоения. Учебные вопросы должны излагаться последовательно методом рассказа, показа и приема.

В ходе занятий и тренировок руководитель занятия контролирует работу руководителей на учебных местах, руководит сменой учебных мест, определяет характерные недостатки; при необходимости применяет индивидуальный способ обучения лично или закрепляет за отстающими командира отделения (ЗКВ) для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

В случае нарушения требований безопасности, особенно при обращении с ВВ, СВ, средствами имитации, нарушения порядка и правил установки, снятия (обезвреживания) мин, уничтожения ВОП, руководитель занятия немедленно прекращает занятие (выполнение норматива), выстраивает обучаемых (при необходимости организует немедленный отход в укрытие или на безопасное расстояние), после чего поясняет суть нарушения (неправильного действия), его возможные или неминуемые вредные (опасные) последствия.

В конце основной части занятия руководитель проводит анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, заслушивает доклада руководителей на учебных местах и на этой основе устанавливает типичные ошибки в действиях обучаемых. Это позволит определить конкретные недостатки для их устранения в период самоподготовки и дополнительного занятия с целью подготовки к очередному занятию.

В заключительной части руководитель указывает, как выполнены учебные цели, кто из обучаемых добился лучших результатов (показал твердые знания и умения), доводит типичные или существенные индивидуальные ошибки и ставит задачи по устранению выявленных недостатков. Для закрепления полученных знаний и навыков руководитель дает задание на самоподготовку.

Целесообразно проводить отдельно разбор занятия с руководителями на учебных местах.

Занятие завершается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, СИВ и учебного оборудования, а в случае применения боевых ВВ, СВ, взрывателей к противотанковым минам, имитационных или учебно-имитационных средств, – и отчетной документации.

Источник

О совершенствовании подготовки инженерных кадров для авиации ВС России

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ подготовки авиационных инженерных кадров — одна из актуальных задач военной реформы. Ситуация, создавшаяся в данной сфере, требует принятия неотложных, неординарных решений, разработки и внедрения современной системы непрерывного многоуровневого инженерного образования в ВВС, адекватной складывающимся условиям.

Представляется целесообразным рассмотреть указанные вопросы на примере проблем, стоящих перед Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Ё.Жуковского, которая составляет важнейшее звено подготовки инженерных кадров для авиации.

Читайте также:  Инженерная подготовка территории спб

Основополагающим фактором в деятельности любой образовательной системы или отдельного вуза является спектр предназначений выпускников и квалификационные требования, предъявляемые к ним.

Анализ статистических данных о распределении выпускников академии и изучение прохождения ими службы позволили определить группы инженерных должностей, существенно отличающиеся зонами ответственности и функциональными обязанностями. Им соответствуют следующие сферы военно-инженерной деятельности.

1. Анализ тенденций развития авиационной техники и вооружения(АТиВ), определение облика перспективных образцов, задание тактико-технических требований на разработку АТиВ.

Организация и проведение испытаний создаваемой АТиВ.

Формирование программ заказов и закупок техники и вооружения.

Контроль качества серийного производства АТиВ.

Организация инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) и эксплуатация АТиВ в строевых частях.

Организация ремонта техники и вооружения на авиаремонтных предприятиях.

Проведение исследований и разработка мероприятий в области эксплуатации и ремонта АТиВ.

Организаторская и инженерная деятельность в специальных областях (АСУ, РЭБ, штабная работа).

Преподавание инженерных и специальных дисциплин в ВВАУЛ и ВАТУ.

Инженерно-техническое обеспечение учебного и научно-исследовательского процесса в ввузах и НИУ ВВС.

Международная военно-техническая деятельность.

Для успешной работы в первых четырех сферах требуется обеспечить преобладание фундаментального образования и профессиональной подготовки — военный специалист должен иметь основательную как оперативно-тактическую, так и экономическую подготовку, владеть современными методами оценки боевой эффективности, навыками военно-инженерного анализа, а также глубокими знаниями идеологии и принципов построения и функционирования авиационных комплексов и систем. Эти сферы деятельности являются исключительно наукоемкими. Они определяют степень совершенства технического оснащения авиации.

Следующие две сферы характеризуются повышенными требованиями к организаторским способностям специалистов, их инженерным знаниям и экономической подготовке.

Для деятельности в сфере 7 необходимы аналитические способности, владение современными методами проведения исследований и выработки практических рекомендаций.

— Сфера 8 ориентирована на выпускников, имеющих глубокие специальные знания, а также владеющих основами штабной работы, управления, сбора и обработки информации на базе широкого использования средств автоматизации и вычислительной техники.

Работа в сферах 9 и 10 наряду с высокой инженерной подготовкой требует знаний педагогики, преподаваемых дисциплин, хороших навыков в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Последняя сфера — принципиально новая, она предполагает специальную подготовку в области обеспечения безопасности страны (политика, экономика, право, экология, информатика, военные науки и т.д.) и мирового сообщества.

Следовательно, в одних случаях необходима интенсивная широкопрофильная фундаментальная подготовка, в других — глубоко специальная, причем на нескольких уровнях. Достичь такого сочетания чрезвычайно трудно. К тому же создание системы многоуровневого образования осложняется рядом других проблем.

Одна из них обусловлена весьма неблагоприятным состоянием и размещением сети инженерных ввузов России. Если до образования СНГ мощный приток способной молодежи в авиацию обеспечивали Киевское, Рижское и Харьковское ВВАИУ, то сейчас положение кардинально изменилось.

В ВВС РФ остался только один полнопрофильный инженерный вуз, имеющий благоприятное территориальное расположение — Академия им. Н.Е.Жуковского. Отдаленность от центральных районов Иркутского ВВАИУ, неполнопрофильность Тамбовского ВВАИУ и относительно невысокая популярность этих учебных заведений, по-видимому, приведут к тому, что в авиацию Вооруженных Сил не придет та молодежь, которая прежде всегда была ей гарантирована.

Кроме того, несмотря на достаточно длительные сроки функционирования Иркутского и Тамбовского училищ, в них не сложились научно-педагогические школы, эквивалентные по своему уровню утраченным (Киевскому, Рижскому, Харьковскому). Это не может не отразиться на качестве подготовки выпускников-инженеров и, в конечном счете, на боевых возможностях ВВС.

Другая проблема связана с объективными трудностями, возникшими при отборе слушателей в ВВИА им. Н.Е.Жуковского и не позволяющими в полной мере компенсировать рассмотренные последствия изменения сети и структуры инженерных ввузов ВВС. В частности, вследствие падения престижа офицерской службы снижается и без того невысокий интеллектуальный уровень поступающих в ВАТУ.

А ведь выпускники этих училищ после службы в частях составляют наиболее многочисленную категорию слушателей академии. Причем в силу различных обстоятельств далеко не все наиболее способные из них получают право на поступление в академию.

Положение можно существенно улучшить, если разрешить академии отбирать достойных выпускников ВАТУ для продолжения обучения в академии непосредственно после окончания училищ. Это положительно повлияет на успеваемость в указанных училищах и приток в них способной молодежи, что, в свою очередь, расширит «географию» получающих инженерное образование (в центральных районах России расположены Ломоносовское, Кировское и Пермское ВАТУ, а Ачинское и Курганское ВАТУ осуществляют набор из районов Сибири).

Учитывая многочисленность выпускников ВАТУ, можно рассчитывать: такой отбор практически не скажется на укомплектовании техноставом строевых частей. Развернуть же полномасштабную подготовку курсантов академия не в состоянии по причине нерешенности вопросов, касающихся оборудования казармы, общежития, столовой.

Третья проблема вытекает из исторически сложившейся системы подготовки авиационных инженеров в ВВИА, инженерных и технических училищах.

В настоящее время практически всех авиационных специалистов различных уровней (от техника до инженера руководящего звена) готовят по четырем базовым направлениям: летательные аппараты и силовые установки, авиационное вооружение, авиационное оборудование, радиоэлектронное оборудование.

Им соответствуют структура (состав факультетов) ввузов и технических училищ, их учебные планы и программы. Подготовка специалистов ведется с расчетом на их использование в сфере ИАО. При этом учитывается и возможность иного их предназначения.

Охарактеризуем существующую систему подготовки инженерных кадров в ВВИА им. Н.Е.Жуковского (рис.1).

Основными потребителями выпускников академии являются строевые части, для которых подготовка инженеров осуществляется на двух уровнях: тактическом (первичная подготовка инженеров из офицеров-техников) и оперативно-тактическом (подготовка руководящего инженерного состава из офицеров, имеющих инженерное образование). В войска в среднем направляются 60 — 70% выпускников.

Остальные пополняют НИУ, вузы, ВАТУ, военные приемки (ВП), вычислительные центры (ВЦ) и летно-испытательные центры (ЛИЦ). Для этих заказчиков производится целевая подготовка летчиков-инженеров-исследователей, офицеров-математиков и инженеров наукоемких направлений.

Данная система подготовки в основном обеспечивает потребности заказчиков. Вместе с тем она имеет ряд принципиальных недостатков. Главное заключается в том, что обучение по видам подготовки осуществляется изолированно на четырех инженерных факультетах.

Это ведет к чрезмерному росту количества учебных потоков, перегрузке профессорско-преподавательского состава, нехватке аудиторного фонда и крайнему усложнению процессов планирования обучения. Так, за последние 6 лет число расписаний занятий увеличилось в 3 раза, на многих специальных кафедрах годовая учебная нагрузка преподавателя возросла с 660 до 900 — 1000 ч. Нередко проводятся четвертая и пятая пары занятий, что создает дополнительные трудности в функционировании академии. Вести в этих условиях разговор о дальнейшем увеличении числа специальностей для охвата всего спектра возможных предназначений инженеров просто не приходится.

О совершенствовании подготовки инженерных кадров для авиации ВС России

В течение последних двух лет академия анализировала усложняющуюся ситуацию и разрабатывала основные пути решения противоречивой задачи — введение подготовки специалистов по новым направлениям в условиях ограниченных ресурсов (материальных, людских и т.п.). При этом учитывались как внешние, так и внутренние факторы.

Читайте также:  Наставление по инженерной подготовке вс

К числу внешних факторов относятся реформирование и сокращение ВС России, совершенствование системы высшего образования Российской Федерации и переход на многоуровневую систему подготовки кадров, наличие концепции развития военного образования, особенности функционирования вузов в условиях перехода к рыночной экономике.

Из внутренних факторов следует выделить: чрезмерное количество учебных потоков; жесткие ограничения по числу преподавателей, составу учебно-аудиторного фонда и возможностям его реконструкции; наличие дублирования дисциплин (межфакультетские и межкафедральные пересечения); отсутствие единого методического и административного руководства общеакадемическими кафедрами, а также единой структуры руководства обучением и воспитанием курсантов на начальном этапе прохождения ими службы; существование целого ряда областей управленческой и организаторской деятельности военного инженера, по которым отсутствует целенаправленная полномасштабная подготовка специалистов.

Основное направление разрешения указанного противоречия академия видит в глубоком реформировании системы подготовки авиационных инженерных кадров и, как следствие, организационно-штатной структуры академии. Особенности предлагаемой системы подготовки инженерных кадров в академии заключаются в следующем (рис.2).

О совершенствовании подготовки инженерных кадров для авиации ВС России

В отличие от существующей системы предполагается максимально возможное объединение учебных потоков, обусловленных как специализацией выпускников, так и различиями поступающего контингента. Что это дает?

Прежде всего повышается качество преподавания общенаучных дисциплин (математики, физики, механики, информатики и т.д.), уменьшается необходимое количество профессорско-преподавательского состава, снимаются проблемы нехватки аудиторного фонда, облегчается планирование учебного процесса. Кроме того, у преподавателей появляется резерв времени для реализации новых учебных направлений и проведения научных исследований, что жизненно важно в совершенствовании профессиональных знаний.

А это — повышение качества и содержательности проводимых занятий, разрабатываемых учебников, учебных пособий и т.д. В итоге появляются предпосылки дальнейшей оптимизации учебного процесса.

Обучение начинается с общенаучной подготовки будущих инженеров в течение двух лет на вновь создаваемом (за счет штатов академии) факультете базовой подготовки. Задачи факультета заключаются в фундаментальной естественно-научной, гуманитарной и общевоинской подготовке инженерных кадров. В его состав могут входить кафедры высшей математики, физики и физической химии, механики, информатики и вычислительной математики, общественных наук, иностранных языков, инженерной графики и общевоенной подготовки. Создание факультета позволит в идеале снизить число лекционных потоков с 16 до 2.

Учебные планы на первые 2 года должны составляться с таким расчетом, чтобы удовлетворялись требования к уровню базовых знаний по всем специальностям, обеспечивался приемлемый уровень сложности излагаемого материала в ходе совместного обучения офицеров и курсантов, отсутствовала необходимость в большей доподготовке талантливых курсантов, приходящих в академию из других инженерных училищ. Предполагается, что по окончании обучения на факультете базовой подготовки лицам, не имеющим по каким-либо причинам возможности продолжать обучение, может быть выдан документ о неоконченном высшем образовании.

Последующие 2 года осуществляется специальная подготовка инженеров на четырех инженерных факультетах автономно по соответствующим направлениям. Однако и здесь некоторые дисциплины (оперативно-тактические, РХБ защита, боевая эффективность и др.) изучаются синхронно единым потоком.

В этот же период устанавливаются уровень знаний, способности, наклонности обучаемых’ и соответствующими органами окончательно формируется кадровый заказ на выпускников. Тем слушателям (курсантам), которые самостоятельно изучат необходимый дополнительный перечень дисциплин по данному направлению, может быть присвоено звание «бакалавр».

На 4-м и 5-м годах обучения осуществляется углубленная профессиональная подготовка слушаталей и курсантов на инженерных факультетах, а затем на факультете управления. Предусматривается, что на 5-м году наиболее способная часть курсантов выделяется в самостоятельную группу, которая в завершающий период (10, 11 и 12-й семестры) получает фундаментальные знания по методам проведения исследований в наукоемких областях. Все это позволит готовить дипломированных инженеров за 5, а магистров за 6 лет обучения.

Отдельно следует остановиться на особенностях подготовки руководящего инженерного состава. Предполагается кардинальный пересмотр процесса обучения данной категории слушателей. Так, вместо нескольких специальностей, базирующихся на предыдущем инженерном образовании слушаталей, вводится единая для всех специальность — управление организационно-техническими системами ВВС.

К существующей квалификации «офицер с высшим военным образованием» добавляется «специалист в области управления организационно-техническими системами», что позволит улучшить социальную защищенность этой категории выпускников академии. Подготовка руководящего инженерного состава будет осуществляться по сферам их деятельности: инженерно-авиационное обеспечение в строевых частях; организация учебного и научно-исследовательского процессов; контроль разработки и испытания АТиВ; формирование программ вооружения и др.

Что касается учебных планов, то они будут строиться по блочному принципу. Первый, единый для всех блок дисциплин реализует подготовку офицера с высшим военным образованием. Здесь преобладают оперативно-тактические дисциплины. Второй блок предполагает дифференцированную подготовку специалистов по сферам деятельности независимо от их начального инженерного образования.

Третий предназначен для обновления и пополнения специальных инженерных знании обучаемых. Этот блок дисциплин реализуется кафедрами инженерных факультетов. Часть предметов 2-го и 3-го блоков слушателю подбирают индивидуально из банка альтернативных дисциплин.

Таким образом, обеспечивается гибкость в обучении специалистов. Можно ожидать, что данный подход позволит готовить руководящий инженерный состав для всех направлений деятельности в авиации ВС РФ.

Какой же должна быть структура учебного подразделения, обеспечивающего подготовку руководящего инженерного состава? Академия видит его как фaкyльтeт управления в составе 6 кафедр: тактики и оперативного искусства; безопасности полетов, боевой эффективности и испытаний авиационных комплексов; управления организационно-техническими системами и ИАО; международной военно-технической деятельности; военной экономики и программ вооружения; компьютерных технологий и защиты информационных систем.

Предполагается, что синтез знаний по безопасности полетов и боевой эффективности поможет сформировать принципиально новую категорию руководителей, мыслящих системно, организующих действия авиации, испытания авиационной техники с расчетом достижения максимального значения комплексного показателя «безопасность — эффективность».

Кафедра управления организационно-техническими системами и ИАО создается на основе специалистов в области управления техническими, социально-правовыми, административно-хозяйственными системами. Изначально сюда войдет профессорско-преподавательский состав кафедр эксплуатации и ИАО, автоматизированных систем управления, общественных наук. Предполагается привлечение для чтения лекций руководящего состава ВВС, НЙУ, вузов и представителей оборонного комплекса страны.

В свою очередь кафедра международной военно-технической деятельности призвана обеспечить подготовку специалистов, способных осуществлять взаимовыгодное сотрудничество на рынке вооружений — от создания центров переподготовки специалистов до совместных разработок новых образцов оружия и формирования программ его продажи. Не менее важное значение будут иметь кафедры военной экономики и программ вооружения, а также компьютерных технологий и защиты информационных систем.

В заключение подчеркнем, что предлагаемая система обучения позволит динамично и рентабельно организовать подготовку высококлассных авиационных инженеров в соответствии с требованиями заказчиков, обеспечить плавную интеграцию военного образования в систему высшего образования Российской Федерации.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...