РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ И ЗАТРАТ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ГЛАВАХ 1 И 9 СВОДНОГО
СМЕТНОГО РАСЧЕТА СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Определяются расчетами согласно тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда законодательством Российской Федерации не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики.
Затраты, связанные с проведением геодезических работ, выполняемых на территории строительства до начала строительства (вынос в натуру границ участка строительства, осей контура строительства зданий сооружений и трасс осей подземных сетей инженерно-технического обеспечения, знаки и пункты в земле или створы осей на близлежащих капитальных строениях)
Затраты, связанные с оформлением прав владения и пользования на земельные участки (затраты на отвод земельного участка (приобретение в собственность земельных участков для строительства, аренда в период архитектурно-строительного проектирования и (или) строительства), плата за сервитут, возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий, земельный налог на период строительства, плата за пользование водными объектами или их частями
Планово-экономическое обеспечение строительного производства: сметное дело и ценообразование
Определяются расчетами на основании данных проектной и (или) иной технической документации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Затраты, связанные с подготовкой проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, в случае, когда источником финансирования работ по подготовке указанной документации, приведенном в форме задания на ее разработку, являются средства заказчика, осуществляющего строительство данного объекта и не предполагается их компенсация из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Определяются расчетами в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель средств)
Затраты, связанные с возмещением убытков (компенсацией) за сносимые строения, садово-огородные насаждения в связи с изъятием под строительство земельных участков и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, компонентов природной среды (производимых за счет средств организации в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии), валкой леса, корчевкой пней, очисткой от кустарника, уборкой камней, вывозкой промышленных отвалов (отработанные породы, шлак и тому подобное) и прочие объекты, препятствующие осуществлению строительства, переносом и (или) переустройством (в том числе техническим надзором собственников (владельцев)), зданий и сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, путей, дорог и других объектов капитального строительства (или строительством новых зданий и сооружений взамен сносимых), переселением жильцов, в том числе, на выполнение проектных, изыскательских и кадастровых работ (за исключением учтенных в составе исходных данных для подготовки проектной документации), оценку земельных участков, объектов недвижимого имущества, упущенной выгоды, технадзор и тому подобное, расходы, связанные с компенсацией за посев, вспашку и другие сельскохозяйственные работы, возмещением потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель, снятием и хранением плодородного слоя почвы и тому подобное
Основные положения новой методики определения сметной стоимости строительства
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, расчетами согласно тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики.
Затраты по разминированию территории строительства в пределах строительной площадки или полосы отвода линейного объекта
Определяются расчетом с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, при отсутствии сметных нормативов — в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Затраты, связанные с организацией соответствующих мероприятий в случае обнаружения археологического объекта или признаков такого объекта
Определяются расчетом с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, при отсутствии сметных нормативов — в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Затраты на проведение на территории строительства природоохранных мероприятий, а также мероприятий по возмещению вреда, наносимого окружающей среде
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, а также расчетом согласно ценам, тарифам, утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации
Затраты по инженерной защите территории строительства от различных геологических и гидрогеологических процессов (сели, оползни, обвалы, подтопление и подобные гидрогеологические процессы)
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, на основании ПОС, разработанного в составе проектной документации
Затраты, связанные с изменением схемы движения транспорта и пешеходов, в том числе организацию движения
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, на основании проекта организации дорожного движения в составе проектной документации
Приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель, а также работы по лесовосстановлению
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН
Затраты на подготовку и экспертизу проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления, проекта лесоразведения, проекта рекультивации земель
Определяются расчетом с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН. Учитываются отдельными строками для соответствующих объектов капитального строительства
Затраты по перевозке работников к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если общественный транспорт не обеспечивает их перевозку и отсутствует возможность организовать перевозку с использованием специальных маршрутов городского пассажирского транспорта.
Определяются расчетом на основании проектной и (или) иной технической документации, а также согласно тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда законодательством Российской Федерации не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта
Определяются расчетом в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании данных ПОС
Расходы на командировки рабочих и пусконаладочного персонала, привлекаемых для выполнения строительства, от места, определенного в проектной документации, до территории строительства и обратно
Определяются расчетом на основании данных проектной документации в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации
Определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Затраты, связанные с проведением на территории строительства специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, энцефалитным клещом, гнусом, мероприятия по предотвращению распространения вирусных инфекций и другие мероприятия)
Определяются расчетом в соответствии с положениями пункта 13 Методики на основании данных проектной и (или) иной технической документации
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными на основании проектной и (или) иной технической документации (ПОС), в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН
Затраты по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также технический надзор собственников (владельцев) указанных сетей инженерно-технического обеспечения
Определяются на основании расчетов по данным проектной и (или) иной технической документации на основании цен и тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Затраты по размещению, утилизации и (или) обезвреживанию отходов строительного производства (строительного мусора, грунта и прочих отходов, в том числе загрязненных опасными веществами)
Определяются на основании данных проектной и (или) иной технической документации по ценам, тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Компенсация предприятиям железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и другим организациям за предоставление «окон», в том числе технический надзор собственников (владельцев) указанных предприятий (организаций)
Определяются расчетом на основании проектной и (или) иной технической документации по тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации
Затраты, связанные с транспортировкой опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в том числе оплата услуг ГИБДД по сопровождению, выдача разрешений, пропусков, а также плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
Определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации по ценам, тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет выполняется с учетом протяженности участков маршрутов доставки грузов в составе транспортных схем, указанных в ПОС, за вычетом расстояний по автомобильным дорогам, не относящимся к дорогам общего пользования федерального значения (например, временные автомобильные дороги), объема грузов, перевозимых по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения для объекта строительства с дифференциацией по классам грузов и типам автотранспортных средств (с указанием их грузоподъемности), определяемого на основании сметных норм, сведения о которых включены в ФРСН, перечня и объемов работ, принятых на основании проектной и (или) иной технической документации (при отсутствии в сметных нормах данных о расходе строительных ресурсов, их количество принимается по проектным данным с учетом положений настоящей Методики) и масс брутто перевозимых грузов, расчетного количества рейсов автотранспортных средств с учетом их грузоподъемности и классов перевозимых грузов
Определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, в том числе в соответствии с положениями пунктов 13 — 22 Методики
Затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект капитального строительства и обратно, когда подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Определяются расчетом на основании данных проектной документации, выполненным в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
Затраты, связанные с использованием для строительства объектов капитального строительства студенческих отрядов
Определяются расчетом на основании данных проектной документации, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
Затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств
Определяются расчетом в соответствии с пунктом 161 Методики на основании данных проектной и (или) иной технической документации
Затраты на научно-техническое сопровождение строительства зданий или сооружений, мониторинг компонентов окружающей среды, геотехнический мониторинг (состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения) и другие виды мониторинга, предусмотренные нормативными документами по стандартизации
Определяются расчетом на основании данных проектной документации опасных производственных объектов, относящихся к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, а также в соответствии с пунктами 13 — 22 Методики, в случаях, предусмотренных положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городов федерального значения
Затраты на обеспечение безопасности строящихся объектов, требования к которой устанавливаются нормативно-правовыми актами и связаны, в том числе, с обеспечением безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, обеспечением транспортной безопасности и прочими случаями, требующими привлечения специализированных организаций, подразделений военизированной (усиленной) охраны и специального инженерного обеспечения, а также расходы на гражданскую оборону в период строительства
Дополнительные затраты, связанные с возведением зданий, строений, сооружений, необходимых для размещения организаций, выполняющих функции усиленной охраны объектов, определяются локальными сметными расчетами (сметами) с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, на основании данных проектной и (или) иной технической документации.
Затраты на усиленную охрану и другие услуги, на которые отсутствуют сметные нормативы, определяются в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Затраты на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации
Определяются расчетом согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с пунктом 13 Методики
Затраты, связанные с применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительства
Затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию (затраты на кадастровые работы, выполнение контрольно-исполнительных геодезических съемок подземных инженерных коммуникаций в границах участка, на выполнение исполнительной топографической съемки при сдаче объекта в эксплуатацию, на подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов, обследования, испытания, диагностика зданий и сооружений (в случае, если указанные затраты носят обязательный характер и необходимость их учета определена общими положениями ГЭСН (ФЕР)), а также другие затраты, в том числе необходимые для подтверждения безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях по показателям в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования)
Определяются локальными сметными расчетами (сметами) и (или) расчетами, разработанными в порядке, установленном Методикой, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
При отсутствии сметных нормативов определяются расчетом согласно нормативам, ценам, тарифам, утверждаемым органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики
Затраты, связанные с компенсацией подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами, займами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Затраты на расширенное банковское сопровождение в случаях, установленных Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 39, ст. 5259; 2018, N 39, ст. 5985)
Определяются в соответствии с положениями пункта 13 Методики в размерах, не превышающих установленных Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963
Затраты, связанные с устройством временных перевалочных баз в пунктах перегрузки материальных ресурсов и оборудования с одного вида транспорта на другой, а также перевалочных баз за пределами строительной площадки
Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными на основании ПОС и (или) иной технической документации, в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН
ИсточникЛЕКЦИЯ № 10. Инженерная подготовка промышленной площадки для строительства транспортных объектов
Литература: Генплан и транспорт промпредприятий. Под ред. Костина И.И. Тиверовского В.И.
При строительстве транспортных объектов важное значение имеет инженерная подготовка промплощадки.
1. Инженерная подготовка промышленных площадок предусматривает комплекс мероприятий, необходимых для строительства и эксплуатации проектируемого предприятия.
Инженерная подготовка промплощадки включает:
а) организацию рельефа с вертикальной планировкой территории;
б) сооружение инженерных коммуникаций, железнодорожных путей и автомобильных дорог;
в) благоустройство территории и её ограждение.
При необходимости инженерная подготовка промплощадки включает также освоение ограниченно пригодных для строительства территорий. К ним относятся: защита площадки от затопления, понижение уровня грунтовых вод, борьба с оврагообразованием и другое.
Проект организации рельефа с вертикальной планировкой является одним из важнейших мероприятий иженерной подготовки промплощадки. Вертикальной планировкой называется изменение естественной поверхности площадки для такого высотного размещения объектов производства и коммуникаций, при котором обеспечиваются нормальная эксплуатация предприятия, функционирование его транспортных связей и надежный водоотвод.
Основным принципом проектирования вертикальной планировки является:
а) максимальное сохранение естественного рельефа местности.
б) обеспечение оптимальных уклонов для транспортных коммуникаций и отвода поверхностных вод;
в) обеспечение минимальных объемов земляных работ, а так же достижение баланса земляных масс. Это означает равенство объемов работ по устройству выемок и насыпей (учитываются земляные массы при планировки площадей, устройству котлованов, траншей, земляного полотна ж./д. и автодорог).
2. Вертикальная планировка характеризуется системой и схемой.
Применяют три системы вертикальной планировки: сплошную, выборочную и комбинированную.
Сплошная система предусматривает планировку всей территории площадки и применяется при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности площадки транспортными коммуникациями и инженерными сетями.
Выборочная система предусматривает планировку только тех участков, на которых расположены здания и сооружения, то есть зон застройки. На остальной территории сохраняется естественный рельеф. Применяется при незначительной плотности застройки, а также при наличии скальных грунтов и для необходимости сохранения зеленых насаждений.
Комбинированная система предусматривает выполнение сплошной планировки отдельных зон площадки и выборочной на остальной территории. Применяется для площадок крупных предприятий с четко выраженным зонированием территории и неодинаковой плотностью застройки на различных участках, а так же для заводов с вредными производствами требующими больших санитарных разрывов между объектами.
При сплошной планировке объекты земляных работ больше, чем при выборочной и комбинированной. При выборочной системе усложняется конструкция железнодорожных путей и автодорог, связывающих отдельные производственные зоны, из-за необходимости строительства собственного земляного полотна, а также дополнительных водоотводных и водопропускных сооружений. Комбинированная система совмещает преимущества двух первых систем, и является наиболее рациональной.
В зависимости от характера рельефа, размеров промплощадки и вида транспорта применяют следующие схемы вертикальной планировки:
а) бестеррасную, не имеющую резкого изменения проектного профиля промплощадки;
б) террасную, имеющую резкий перепад проектной отметки производственных зон промплощадки.
Бестеррастная планировка характеризуется единой планировочной плоскостью и рекомендуется при ширине промплощадки не более 500 м и естественном уклоне местности не превышающем:
— при плотной застройке – 1%
— при рассредоточенной застройке – 3%
— при плотной застройке и значительных размеров зданий в плане – 4%
Террасная планировка представляет собой систему сопряженных планировочных плоскостей со значительной разницей отметок и соединенных между собой откосами или подпорными стенками. Разность отметок террас может составлять до 16-18 м. Число террас и перепад высот между ними должны удовлетворять транспортно-технологическим связям предприятия и соответствовать техническим условиям проектирования транспортных коммуникаций, так при использовании на межцеховых перевозках железнодорожного транспорта разность отметок не должна превышать 4м (уклон ж./д. путей 12-15‰)
Террасная планировка применяется при промплощадках шириной более 500м и естественном уклоне местности более 4%. При этом должно быть обеспечено панельное зонирование территории предприятия.
При данной схеме вертикальной планировки, характерной для сложного рельефа и больших размеров промплощадки, достается значительное сокращение объектов земляных работ.
Уклон планировочной плоскости при обоих схемах планировки принимается не менее 3‰, оптимальный — 5‰
Схема поверхностного водоотвода определяется в основном характером рельефа местности и может быть одно и двухскатной (прямой, диагональной и торцевой).
3. Организация рельефа или высотное решение промплощадки разрабатывается на основе принятых систем и схем вертикальной планировки и включает два этапа.
Первый этап проекта организации рельефа называется макропланировкой и состоит в определении общего планировочного решения и установлении основной проекции отметки поверхности промплощадки (или ее отдельных террас).
Основным фактором определяющим общее планировочное решение промплощадки является технологические требования по высотному размещению и длине производственных цехов, а так же схема железнодорожных путей и их высотное расположение. Это обусловлено необходимостью соблюдения нормативных продольных уклонов при закладке фундамента цехов и при устройстве транспортных заездов в производственные цехи, а также стационарных и особенно погрузочно-разгрузочных путей, уклоны которых не должны превышать 2-2,5‰.
Общее планировочное решение вытекает из принятых системы и схемы вертикальной из принятых и определяет количество планировочных плоскостей, направление и величину их уклона.
Весьма важным явлением установление основной проектной отметки промпрощадки поскольку она является высотной базой для определения отметок полов всех производственных зданий и сооружений, высотных отметок всех транспортных коммуникаций (железных и автомобильных дорог), а так же всей системы водоотвода промплощадки.
Поэтому определение основной проектной отметки является сложной технологической задачей и её нахождение связано с необходимостью подбора, расчета и сравнения вариантов.
Основная проектная отметка определяется для такого высотного размещения зданий и сооружений, при каждом достигается баланс земляных масс. Расчет основной проектной отметки производится по сетке квадратов, которая накладывается на топографический план с окон-туренной промплощадкой
где — сумма отметок вершин, квадратов, сопрягающих с 2,3 и 4 квадратами,м
n – число квадратов
второй этап проектирования организации рельефа заключается в детальной проработке высотного решения территории промплощадки. Он включает микропланировку и план распределения земляных масс (картограмма земляных работ)
Главной задачей микропланировки является обеспечение надежного водоотвода поверхностных вод и нормальной работы всех видов транспорта. Для этого выбирается схема поверхностного водоотвода, которая дополняется системой водоотводных устройств промплощадки, и осуществление их увязка со зданиями, сооружениями, также транспортными и инженерными коммуникациями, размещаемыми на промплощадке.
Применяют при системе водоотводных устройств:
а) закрытую – с подземными водотоками (ливневая канализация)
б) открытая – с использованием кюветов, водоотводных канав, лотков и др;
в) комбинированные – сочетающую элементы открытых и закрытых устройств.
Система водоотвода включает в себя и водоотводные устройства железнодорожных путей и автодорог.
В практике проектирование в основном применяют комбинированную систему водоотвода. Она должна быть рассчитана на прием и пропуск воды как со всех сооружений на промплощадке, так и с территории, прилегающей к предприятию.
Для составления плана распределения земляных масс (картограммы земляных работ) разрабатывается проект вертикальной планировки.
Главной задачей микропланировки является обеспечение надежного водоотвода поверхностных вод и нормальной работы всех видов транспорта. Для этого выбирается схема поверхностного водоотвода, которая дополняется системой водоотводных устройств промплощадки, и осуществляется их увязка со зданиями, сооружениями, а также транспортными и инженерными коммуникациями, размещаемыми на промплощадке.
Применяют три системы водоотводных устройств:
а) закрытую – с подземными водотоками (ливневая канализация);
б) открытую – с использованием кюветов, водоотводных канав, лотков и др.;
в) комбинированную – сочетающую элементы открытых и закрытых устройств.
Система водоотвода включает в себя и водоотводные устройства железнодорожных путей и автодорог.
В практике проектирования в основном применяют комбинированную систему водоотвода. Она должна быть рассчитана на прием и пропуск воды, как со всех сооружений на промплощадке, так и с территории, прилегающей к предприятию.
Для составления плана распределения земляных масс (картограммы земляных работ) разрабатывается проект вертикальной планировки.
В качестве исходных данных для проектирования вертикальной планировки принимаются:
1) схема генплана предприятия, или конфигурация и размеры промплощадки;
2) топографический план местности, на которой размещается промплощадка.
Проектирование вертикальной планировки осуществляется в следующей последовательности:
1) на топографический план с генеральным планом предприятия накладывается сетка и определяются черные отметки земли.
2) производится выбор системы и схемы вертикальной планировки, а также схемы и системы водоотвода
3) определяется уклон планировочной плоскости
4) выполняется расчет основной проектной отметки планировки площадки;
5) производятся расчеты красных и рабочих отметок, и составляется план распределения земляных масс (картограмм земляных работ), т.е. определяются объемы земляных работ с условием достижения баланса земляных масс по выемкам и насыпям.
При дисбалансе объемов (разнице более 5-10‰) производится корректировка основной проектной отметки площадки и повторяется расчет объемов земляных работ.
В зависимости от стадии выполняемых проекта масштабы схем и топографических карт принимаются от 1:500 до 1:10000. Проектирование вертикальной планировки осуществляется с применением ЭВМ.
Проектирование вертикальной планировки завершается разработкой плана организации рельефа, на котором показываются проектные отметки полов всех зданий и сооружений, проектные горизонтали или при проектные отметки опорных точек транспортных и инженерных коммуникаций, опорных точек планировки с указанием направления уклона рельефа, лестниц, подпорных стенок дна и уклонов водоотводных сооружений и устройств (ГОСТ 21.508-85)
Комплексное развитие территорий: все нюансы правого регулирования
Комплексное развитие территорий — одно из важнейших направлений социально-экономического развития России. При бурно развивающемся строительстве возникает много как правовых, так и социальных проблемных вопросов. Преподаватель юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Башарин на вебинаре Legal Academy рассказывает об истории его возникновения КРТ, анализирует законодательство, связанное с ним, и другие вопросы правоприменительной практики.
История
В конце 2020 года приняли Федеральный закон № 494 о внесении изменений в градостроительный кодекс, который существенными способом преобразил комплексное развитие территорий. В это же время был подписан указ о национальных целях развития страны, ориентированный, в том числе, на повышение качества строительства.
При этом комплексное развитие территорий не является новым институтом. Постановление о проекте комплексного освоения территорий в сфере жилищного строительства приняли еще в 2007 году. Государство брало на себя обязательство по софинансировании инфраструктуры.
В 2016 году закон №373 ввел понятие комплексного и устойчивого развития. Однако он касался только тех объектов, которые осваивались по инициативе правообладателя или государства. В 2019 году все институты в рамках КРТ консолидировали.
Понятие комплексного развития территорий
Комплексное развитие территорий — это деятельность, направленная на создание благоприятных условий существования населения. В рамках этого направления создаются не только конкретные объекты, но и инфраструктура. Застройщик не только реализует сам проект, но также занимается бумажной работой и готовит необходимую документацию.
Какие цели у КРТ:
- содействие в создании объектов социально-транспортной инфраструктуры,
- повышение доступности таких объектов для населения
- создание мест обслуживания, мест труда
- повышение эффективности использования территорий
- привлечение внебюджетных источников
При реализации данной концепции высчитывается индекс качества городской среды. Учитываются разнообразие функций в жилой зоне, доля озелененных территорий, обеспеченность инженерными системами и многое другое.
Виды КРТ
В рамках Градостроительного кодекса можно выделить четыре категории:
- жилая застройка (осуществляется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых расположены многоквартирные дома)
- нежилая застройка (реализуется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых осуществляется капстроительство и отсутствуют многоквартирные дома, жилые дома, ИЖС, садовые дома и тд)
- незастроенная территория (осуществляется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых находятся земельные участки, не обремененные правами третьих лиц)
- застройка по инициативе правообладателей
Решение о КРТ включает виды разрешенного участка, перечень объектов культурного наследия, подлежащие сохранению или сносу, предельные параметры разрешенного строительства, сведения о границах, территории, подлежащей комплексному освоению.
Договор о КРТ не является типичным гражданско-правовым договором. В нем могут содержаться такие обязанности как, например, разработка документации или изъятие земельных участков. «Во-первых, нет возможности применения гражданско-правового инструментария.
Во-вторых, есть практическая сложность применения нормы, согласно которой в границах территории КРТ может быть заключено несколько договоров. В-третьих, непонятна возможность применения условия в части процента жилых/нежилых помещений и требований к первым этажам», — отмечает Алексей Башарин.
Градостроительная документация
- готовится на основании решения о комплексном развитии территории
- в ней должна быть допустимость подготовки документации по планировке территорий одновременно с корректировкой Генплана
- ранее утвержденная документация теряет силу при разработке ДПТ. Это большая льгота для всех
- подготовка документации является обязательной, без нее нельзя получить ни градостроительный план, ни разрешение на строительство.
Правила землепользования и застройки подразумевают расширенный состав градостроительных регламентов в границах территории, которая подлежит комплексному освоению. Они включают в себя, например, обеспеченность инфраструктурой. Решение о КРТ может быть принято и в границах территории, которая не отображена в этих правилах.
Комплексное развитие территорий — драйвер новых подходов в градостроительстве. Благодаря КРТ появилось такое понятие как мастер-план. Он представляет собой результат комплексной градостроительной проработки территории, на которой требуется устранение проблем, связанных, например, с ветхим аварийным жильем.
Положения мастер-плана является основой для института комплексного развития. Этот объемный документ включает в себя как регламентацию, так и проектные решения по территории.
По его словам, в рамках КРТ подготовку документации заметно упростили. При этом власти сохранили все гарантии, включая публичные слушания.
КРТ жилой застройки
Решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении одного или нескольких кварталов, и даже микрорайонов.
При этом некоторые объекты не могут изъять для государственных нужд. Это участки, предназначенные для объектов федерального значения и территории, на которых расположены многоквартирные дома, не попадающие под критерии КРТ.
Если комплексное освоение реализуется правительством, регионом или муниципалитетом, путь к принятию концепции упрощается. В случае с инвестором проводятся торги и заключается договор. Далее идет подготовка проекта, его согласование, опубликование, проведение публичных слушаний, утверждение документации, определение этапов реализации и мероприятия по проектированию.
Для включения многоквартирных домов в программу проголосовать за нее должно не менее 2/3 собственников. Чтобы отказаться от комплексного освоения, достаточно 1/3 жильцов. Лектор напоминает, что собственник вправе получить другое помещение взамен того, которое у него будет изъято, и оно должно быть равнозначным.
Это касается аварийных МКД.
КРТ нежилой застройки
В границы нежилой застройки нельзя включать многоквартирные дома, дома блокированной застройки, объекты ИЖС, садовые объекты и многое другое.
Есть три варианта реализации: властью, инвестором (тут заключается договор и проводятся торги) и правообладателем.
Алексей Башарин отмечает, что осуществить КРТ нежилой застройки сложно в отношении территорий, на которых расположены исторические здания. Кроме того, нет правоприменительной практики по изъятию земельных участков для реализации комплексного подхода в этой сфере.
Изъятие земельных участков для государственных нужд
Есть перечень объектов, которые не могут быть изъяты при комплексном развитии территории. Например, новый многоквартирный дом. Проблема в том, что правоприменительная практика по изъятию земельных участков в этой сфере отсутствует в принципе.
Также не определен и механизм возмещения убытков правообладателям, у которых изымаются участки, используемые на основании договоров аренды. На данный момент изъятия рассматриваются как исключительная мера, без которой не обойтись.
КРТ незастроенной территории
Этот вид осуществляется в отношении земельных участков (ЗУ), находящихся в публичной собственности. ЗУ предоставляются лицу, которое заключило договор без проведения торгов. Существует общая нехватка земельных участков, где осуществлена градостроительная подготовка, поэтому застройщику грозят высокие затраты.
КРТ по инициативе правообладателя
Осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков, расположенных в границах комплексного развития территории. В них могут быть включены ЗУ в публичной собственности, если:
- есть согласования с органами федеральной власти, исполнительной власти и тд.
- целью включения является размещение объектов социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры
- отсутствуют права третьих лиц на участок
- ЗУ являются смежными по отношению к одному или нескольким участков правообладателей
Дополнительные гарантии в рамках осуществления КРТ
Лица, подписавшие договор, могут заключить соглашение о поощрении капиталовложений, но объем вложений должен быть не менее 250 млн рублей. СЗПК как инструмент применяется только в рамках комплексного развития территории. Его нельзя заключить в иных видах строительной деятельности.
То есть комплексное освоение является своеобразным ключом, который открывает доступ к преимуществам, которые дает соглашение.
Затраты на создание инфраструктуры могут быть компенсированы за счет механизма инфраструктурных облигаций. КРТ не исключает возможность применения других инвестиционных механизмов, существует возможность их интеграции непосредственно в договор. Также можно получить земельные участки без проведения торгов, а через субсидии на возмещение понесенных расходов.
Полностью лекцию «Новеллы комплексного развития территории» можно послушать по ссылке.
Источник