Критерии определения капитальности подпорных стен, применяемых на объектах благоустройства в городской застройке
Нужно ли получать разрешение на строительство подпорных стен?
Нужно ли получать разрешение на строительство подпорных стен?
Ответы на вопрос:
Т.к. речь о строительстве за пределами ранее утвержденного проекта, то согласно ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ нужно будет получать разрешение. Обратитесь в администрацию, отдел архитектуры и градостроительства, чтобы его получить. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса!
Стены сам по себе могут быть частью какого-то объекта. Отдельно на них разрешение не получается.
Скорее всего у Вас реконструкция.
Если так, то надо разрешение (ст. 51 ГрК РФ)
Данные виды работ относятся к Реконструкции недвижимого имущества поэтому для проведения данных работ вам потребуется получить в Администрации МО Разрешение (ст.51 ГрК РФ).
Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 10.03.2020 г.
Получение разрешения на строительство для строительства подпорных стен (проведения противооползневых мероприятий) как самостоятельного объекта, по мнению коллегии, в силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Такие ваши действия в отношении подвального перекрытия (пола первого этажа) и установка стены из бетона могут рассматриваться как переустройство и перепланировка жилого помещения (нужно сделать перечень работ)
Признаком переустройства и перепланировки жилого помещения является необходимость внесения изменений в технический паспорт здания.
Признаки переустройства и перепланировки указаны в ст.25 ЖК РФ В Письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 26.06.2013 N 08-0906-НС «О направлении разъяснений». содержатся разъяснения о порядке отображение объектов недвижимого имущества в тех. документации на здание.
Подпорная стена, которую Вы собираетесь установить на своем участке может быть отнесена к объектам недвижимого имущества и потребуются внесения изменения в тех. документации.
Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения производятся в соответствии со ст.26 Жилищного Кодекса РФ по согласования с администрацией муниципального образования.
Приведу в качестве примера одно из решений по делу № 2-255/2011 г. от 21 апреля 2011 года Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края, которым констатировано, что у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований о сносе подпорных стен, являющихся вспомогательными сооружениями, поскольку они возведены на 1) правомерных земельных участках ответчика, 2) не являются объектами капитального строительства и поэтому не требуют разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 градостроительного кодекса РФ, являясь вспомогательными сооружениями, 3) возведены в строгом соответствии с проектной документацией, 4) не провоцируют, а удерживают развитие оползневого процесса, 5) их демонтаж приведет к разрушению уже возведенных жилых домов (строений), расположенных по-соседству.
Так ст. 51 градостроительного кодекса РФ регламентирует различные вопросы по выдаче разрешений на строительство. Ч. 1 ст. 51 градостроительного кодекса РФ предусматривает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. К таковым исключениям в соответствии с ч. 17 ст. 51 градостроительного кодекса РФ, не требующих выдачи разрешений на строительство относится, в том числе и случай строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
С целью выяснения вопроса относятся ли спорные подпорные стены к объектам капитального строительства либо они относятся к сооружениям вспомогательного назначения, судом непосредственно в судебном заседании была опрошена судебно-строительный эксперт Б., выполнявшая по этому делу судебно-строительную экспертизу.
Так же к отличительным признакам объекта капитального строения следует относить наличие трех групп «капитальности», разнящихся по конструкторским особенностям а) деревянные, б) железобетонные, в) иные. Основным отличительным признаком следует считать целевое назначение объекта-сооружения. А именно, то обстоятельство, что вспомогательное сооружение не делится по группам капитальности и не может эксплуатироваться индивидуально, т.к. не имеет самостоятельного целевого назначения («сама по себе подпорная стена на земельном участке никому и низачем не нужна»).
Объекты вспомогательного использования эксплуатируются согласно своего целевого назначения.
В данном случае, согласно пояснений эксперта Б. подпорные стены, возведенные Андреевым А.В., являясь вспомогательными сооружениями: а) удерживают планируемые площади строительства, б) удерживают вышерассмотренные домовладения и препятствует оползневым процессам, в) необходимы в качестве вспомогательных, подготовительных мер для начала строительства жилого дома.
Фактически истцом признается вспомогательное назначение подпорных стен, т.к. в указанном акте обследования они указаны в качестве «удерживающих сооружений».
Более того, законодательство предусматривает исключения для ряда капитальных объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.
Так, на основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
20) объекты местного значения — объекты капитального строительства , иные объекты , территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах … Понятия " объект индивидуального жилищного строительства ", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпорная стенка это объект капитального строительства
Какими характеристиками (критериями) определяется капитальность и некапитальность подпорных стен, применяемых на объектах благоустройства в городской застройке?
При каких параметрах (размеры поперечного сечения, протяженность, конструктивные особенности, применяемый материал и др.) подпорные стены являются капитальными сооружениями или некапитальными?
Необходима ли государственная экспертиза технической части и экспертиза Достоверности определения сметной стоимости при проектировании проектной документации монолитной подпорной стены уголкового профиля высотой 1,6-2,1 м (бюджетное финансирование проектирования и строительства)?
Можно ли считать бордюрный камень (ж/б), применяемый для устройства тротуаров, проезжей части и т. п. при асфальтировании или устройстве плитки, элементом, выполняющим функции подпорных стен, и, как следствие, относить их к капитальным или некапитальным строениям?
1. а) Части 23 и 24 статьи 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений гласят:
- «23) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
- 24) строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;»
б) Пункт 3.14 свода правил СП 381.1325800.2018 «Сооружения подпорные. Правила проектирования» гласит:
- «3.14 подпорное сооружение: Сооружение или конструкция, выполняемая для восприятия горизонтального давления и удержания грунта при перепаде высотных отметок, может быть самостоятельным сооружением или служить частью объекта капитального строительства.» (см. также пункт 5.1.1 данного свода правил).
в) Части 10 и 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласят:
- «10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
- 10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);»
Учитывая изложенное, подпорная стена — это капитальное сооружение, являющееся самостоятельным объектом капитального строительства, не подходящее под определение термина, приведённого в части 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации или конструкция, входящая в объект капитального строительства.
2. В соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
В рассматриваемом случае финансирование строительства бюджетное, то есть сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, соответственно проектная документация подлежит государственной экспертизе.
3. Бортовой (бордюрный) камень предназначен для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т. п. — см. преамбулу к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», поэтому не может являться подпорным сооружением. В свою очередь, в отдельных случаях подпорное сооружение может выполнять функцию бортового камня.
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ). … 10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства , формируемых в…
Сосед построил подпорную стену на моем участке
Я являюсь владельцем участка ИЖС. Сосед на соседнем участке выстроил монолитную бетонную стену высотой 3 м и отсыпал на своем участке грунт, т.е. поднял свой участок на 3 м. Свой участок я хочу продать, но уже три месяца не могу этого сделать. Всех пугает подпорная стена. Я почитал градостроительный план на свой участок. Там написано, что забор допускается возводить высотой до 1,8 м. Забор должен быть проветриваемым на высоту не менее 0,5 м от земли. Вся подпорная стена толщиной 35 см находится на моей территории. Еще в градплане указано, что изменять рельеф можно только с нотариально заверенного разрешения соседа. Сосед у меня ничего не спрашивал. Можно ли расценивать опорную стену как забор, есть ли какие-то нормативы на строительство подпорной стены и отсыпке участков?
В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Пунктом 3 ст. 209 ГК РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственник земельного участка может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Земельные споры в соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, в случае размещения опорной стены на принадлежащем вам земельном участке вы вправе обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в случае его отказа — в суд с требованием об устранении нарушений ваших прав, выразившихся в самовольном занятии части принадлежащего вам земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка или его части нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения (п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 ЗК РФ).
Одновременно в соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, которые подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Кроме этого, в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ строительство зданий, строений и сооружений, к которым относится опорная стена и (или) ограждение, должно выполняться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.201 № 4394, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками установлены следующие требования.
Изменение общего рельефа участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий.
Изменение рельефа земельного участка допускается при наличии письменного согласия правообладателей соседних земельных участков, подпись которых должна быть удостоверена нотариально.
Требования к ограждению земельных участков:
высота ограждения земельных участков должна быть не более 1,8 ;
ограждения между смежными земельными участками должны быть проветриваемыми на высоту не менее 0,5 м от уровня земли.
Допускается устройство функционально оправданных участков сплошного ограждения (в местах интенсивного движения транспорта, размещения септиков, мусорных площадок и проч.).
По взаимному согласию смежных землепользователей допускается устройство сплошных ограждений из качественных и эстетически выполненных элементов. При общей толщине конструкции ограждения до 100 мм ограждение допускается устанавливать по центру межевой границы участка, при большей толщине конструкции — смещать в сторону участка инициатора ограждения на величину превышения указанной нормы.
Проектные и строительные работы следует вести в соответствии с установленными параметрами разрешенного строительства (реконструкции), а также требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов действующих на территории Российской Федерации.
Допускается отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и размеров земельных участков в установленном Градостроительным кодексом порядке при предоставлении соответствующего обоснования (предоставлении расчета, выполненного проектной организацией на основании требований технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации).
Контроль за соблюдением субъектами градостроительных отношений положений и требований, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах Краснодарского края и муниципальных нормативных правовых актах по вопросам градостроительной деятельности, и в соответствующих документах территориального планирования, региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, документации по планировке территории, названных правилах землепользования и застройки, а также градостроительных регламентах разрешенного использования земельных участков, планируемых для размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения, согласно ст. 40 Правил землепользования и застройки осуществляет уполномоченный орган администрации муниципального образования города Новороссийск.
В соответствии с п. 2 ст. 40 Правил землепользования и застройки уполномоченные органы администрации муниципального образования город Новороссийск в целях осуществления контрольных мероприятий вправе:
производить с согласия правообладателей наружный и внутренний осмотр объектов недвижимости, получать от правообладателей недвижимости необходимую информацию, знакомиться с документацией, относящейся к использованию и изменению объектов недвижимости;
обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями об отмене принятых незаконных решений;
обращаться в суд с заявлением о сносе объектов капитального строительства, построенных с нарушением требований законодательства, технических регламентов, градостроительной документации;
направлять в установленном порядке материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области градостроительной деятельности, для привлечения к административной ответственности должностных, физических и юридических лиц, виновных в соответствующих нарушениях;
осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа;
осуществлять иные полномочия по контролю, не противоречащие законодательству.
Таким образом, в целях восстановления нарушенного права вы можете также обратиться в уполномоченный орган администрации муниципального образования город Новороссийск.
5.1.1 Подпорное сооружение может быть самостоятельным объектом или служить частью более крупного объекта капитального строительства . Подпорные сооружения разделяют по следующим параметрам: — по пространственной компоновке … — наличие опасных геологических процессов; — специфические особенности региона предполагаемого строительства . 5.1.11 Проектом следует выбирать один наиболее подходящий тип подпорного сооружения и один типоразмер конструкции с целью сокращения расходов на мобилизацию тяжелой строительной техники. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается комбинация различных методов.
- https://www.9111.ru/questions/17063129/
- https://www.normacs.info/answers/4231
- https://pravo.rg.ru/rubrics/question/3572/