Общественный совет при Министерстве строительства и жилищно коммунального хозяйства Российской Федерации является постоянно действующим совещательно‐консультативным органом.
Приказ об Общественном совете
Косарева Надежда Борисовна
руководитель комиссии в сфере жилищной политики
Надежда Борисовна Косарева окончила экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, имеет степень кандидата экономических наук.
Косарева является президентом фонда «Институт экономики города» со дня его основания в 1995 году и автором ряда работ по различным аспектам реформы жилищного сектора и жилищного финансирования в России.
До этого работала в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН.
Принимала участие в разработке значительного числа законодательных и иных нормативных правовых документов по вопросам жилищной политики, развития рынка недвижимости, местного самоуправления, в том числе Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, федеральных законов «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об ипотечных ценных бумагах».
Строительство СССР. Жилищная политика
Член совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, экспертного совета при правительстве РФ, коллегии Минрегионразвития, общественного совета при Росреестре, координационного совета по вопросам стимулирования развития жилищного строительства при Госстрое и экспертного совета ведомства.
Источник: osminstroy.ru
Государственная жилищная политика в России.
С переходом к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нашей стране была передана в муниципальную собственность, включая ведомственный жилищный фонд, передававшийся муниципалитетам в процессе приватизации государственных предприятий. Большая часть жилья, переданного в муниципальную собственность, была приватизирована, причем приватизация проводилась бесплатно. Общие объемы жилищного строительства в России резко снизились, причем особенно снизились темпы строительства государственного и муниципального жилья. Очередь на получение бюджетного жилья продвигалась крайне медленно. В связи с этим потребовался переход к новой жилищной политике.
Жилищная политика, сформировавшаяся в России в начале XXI столетия, характеризуется переходом от преимущественно патерналистского к преимущественно неоконсервативному подходу и основывается на следующих отправных положениях, зафиксированных в ЖК РФ, принятом в 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
- 1. Бесплатное жилье в порядке очереди предоставляется только нуждающимся в жилье малоимущим и некоторым другим категориям граждан на условиях социального найма. Это жилье находится преимущественно в муниципальной (в отдельных случаях в государственной) собственности и не подлежит приватизации.
- 2. Остальные граждане, проживающие в неприватизированных жилых помещениях (кроме специализированного жилищного фонда), могут приватизировать их бесплатно или заключить договор коммерческого найма с собственником жилого помещения. Малоимущие граждане, ранее приватизировавшие свои жилые помещения, имеют право передать их в муниципальную (в отдельных случаях в государственную) собственность и заключить на эти помещения договор социального найма, при условии что они являются для них единственным местом постоянного проживания и свободны от обязательств перед другими лицами.
- 3. Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия и не являющиеся малоимущими, приобретают жилые помещения на рынке жилья с использованием различных кредитных механизмов, для чего в России формируется рынок жилья.
Таким образом, право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда России по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве, где основную роль стали играть частные застройщики. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Осуществлялись мероприятия по обеспечению благоустроенным жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, а также ликвидация существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда.
Обеспечение безопасности участников рынка в сфере жилищного строительства
Одним из направлений жилищной политики является поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий. В течение последних лет тысячи молодых семей улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации. Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
В Российской Федерации одной из острых остается проблема обеспечения доступности жилья для граждан с низким уровнем дохода. Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей — семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Остается актуальной проблема соответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения.
Для решения этих проблем необходимо создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, создание условий для ежегодного роста объемов ввода жилья, в том числе жилья экономического класса, повышение уровня обеспеченности населения жильем путем ежегодного наращивания объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья, обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями, упрощение порядка предоставления земельных участков под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам, упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство жилья, обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой, обеспечение жильем молодых семей, развитие ипотечного жилищного кредитования и других финансово-кредитных институтов.
Приоритетные задачи в сфере реализации жилищной политики определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., а также обозначены в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. Задачи, поставленные в данных документах, реализуются посредством исполнения мероприятий Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и реализуются посредством исполнения мероприятий федеральных целевых программ, например, таких как ФПЦ «Жилище» и ФЦП «Социальное развитие села».
Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения. Реализация государственной жилищной политики должна привести к следующим результатам: созданию безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека, обеспечению возможностей для территориальной мобильности населения.
Целями государственной жилищной политики по отношению к различным группам населения являются:
- ? для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан — создание эффективной системы обеспечения жильем как на основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты;
- ? граждан с умеренными доходами (т.е. доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) — создание системы мер государственной поддержки (в том числе за счет средств Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства) и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами;
- ? граждан с доходами выше средних — поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.
Реализация стратегической цели государственной жилищной политики предполагает решение трех приоритетных задач.
Первая задача — создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе:
- ? формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
- ? обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе с помощью Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;
- ? развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
- ? развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе путем применения антимонопольных мер;
- ? совершенствование стандартизации и технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;
- ? содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;
- ? содействие реализации проектов комплексной реконструкции исторических центров городов в целях улучшения жилой застройки;
- ? стимулирование малоэтажной застройки.
Вторая задача — создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:
- ? разработка новых и совершенствование действующих институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья, а именно жилищной ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
- ? повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка;
- ? создание жилищного фонда социального использования для предоставления жилых помещений по договорам социального найма;
- ? разработка и внедрение института найма жилья;
- ? развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, включая служебный фонд для предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей;
- ? развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного (частного) жилья.
Третья задача — обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе:
- ? создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- ? содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья, совершенствование налогового законодательства для эффективного управления многоквартирными домами;
- ? внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов;
- ? модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
- ? формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, включая развитие городского транспорта, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
Реализация стратегических направлений государственной жилищной политики будет способствовать формированию качественно нового уровня состояния жилищной сферы, соответствующего мировым стандартам.
Источник: bstudy.net
Жилищная политика в России
Сторожилова, А. В. Жилищная политика в России / А. В. Сторожилова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10196/ (дата обращения: 17.10.2022).
Жилищное строительство является одной из основных жизненных потребностей индивидуума. В более широком смысле жилье является центральным сектором общества, связанным с другим другими секторами экономики, в частности.
В данной статье я буду рассматривать текущую ситуацию и последние изменения в жилищной политике в России. Чтобы понять сложившуюся ситуацию нужно описать основные особенности жилищного строительства, начиная с Советского Союза, начатых тогда реформ.
Ключевые слова: жилищная политики, жилье, обеспечение жильем, жилищное строительство, жилье для граждан, жилищные субсидии, приватизация, жилищно-коммунальное хозяйство, ТСЖ, Жилищный кодекс.
Жилищное строительство является одной из основных жизненных потребностей индивидуума. В более широком смысле жилье является центральным сектором общества, связанным с другим другими секторами экономики, в частности.
Состояние жилищного сектора отражает экономическую ситуацию в стране и средние условия на жилье могут служить критерием оценки уровня жизни в государстве.
В данной статье я буду рассматривать текущую ситуацию и последние изменения в жилищной политике в России. Чтобы понять сложившуюся ситуацию нужно описать основные особенности жилищного строительства, начиная с Советского Союза, начатых тогда реформ.
В Советском союзе жилищный фонд, в основном, находился в государственной собственности, а именно:
– в городских районах — 79 %;
– в крупных городах — до 90 % жилищного фонда.
В соответствии с социалистической идеологией арендная плата и расходы на жилье для граждан были номинальными и расходы на жилье субсидировались государством.
В городах жилье выделялось в соответствии с санитарными нормами, которые регулировали количество жилой площади на одного человека. Эта норма была введена в 1920-е годы, что было связано с высокой урбанизацией и иммиграцией в города. Гигиеническая норма составляла 9 квадратных метров на человека, но зачастую эта норма не соблюдалась и большинство людей жили в переполненных домах. Например, в Москве в 1940-м году, в среднем, на человека приходилось четыре квадратных метра.
Дефицит жилья был постоянной проблемой в городах с 1930-х до 1980-х годах, несмотря на многочисленные принятые попытки решения в этой области.
В 1930-е годы одним из таких решений было создание коммунальных квартир — нового типа жилья. Коммунальная квартира — квартира, где несколько не связанных между собой людей жили вместе, разделяя общие части жилья (кухня, туалет, коридор и так далее). Созданные коммунальные квартиры стали доминирующим типом городского жилья.
Советский союз осуществлял своеобразную жилищную политики, которая базировалась на идеологической основе. Коммунальная квартира должна была представлять собой «социализм в одном здании», но вынужденное сожительство разных людей в одной квартире привело к совершенно противоположной ситуации, поскольку жители были направлены на получение и расширение личного пространства в квартире, отдельно друг от друга.
В 1950–60-е годы президент Н. С. Хрущев начал масштабную реформу в области обеспечения граждан жильем: каждой семье отдельную квартиру, чтобы положить конец нехватке жилья уже через 10–12 лет. Новые пятиэтажные дома получили название «хрущёвки», они были построены с минимальными затратами на строительство. Квартиры были небольшими с низкими потолками, площадь которых для двухкомнатной составляла 40–45 квадратных метров. Жёсткий график строительных работ привел к низкому качеству и в последствии «хрущёвки» требовал частого ремонта. На сегодняшний момент они образуют наиболее изношенную часть жилищного фонда, которая нуждается в срочном ремонте.
В советское время были созданы жилищно-строительные кооперативы, чтобы облегчить проблему нехватки жилья. Основная идея заключалась в том, что государство обеспечивало инфраструктуру для домов и предлагало низкую процентную ставку по кредиту, а остальная стоимость выплачивалась жителями, время возврата кредита составляло 25 лет. Созданные кооперативы пользовались популярностью потому, что им были доступны привилегии для жителей, поэтому, чтобы вступить в такой кооператив люди стояли в очереди.
После распада нескольких реформ была проведена приватизация жилья, которая началась в 1991 году — жилищный фонд, предприятия жилищно-коммунального хозяйства были переданы от государства к муниципалитетам.
Для создания частного жилищного фонда была проведена политика бесплатной приватизации, что позволило жильцам претендовать на право собственности бесплатно.
Процесс приватизации быстро прогрессировал. Передача жилищно-коммунальных услуг местным органам власти была частью реформы муниципального самоуправления, объявившей местные органы власти независимыми от государства в начале 1990-х годов.
Независимость местных органов власти в политическом и экономическом смысле была ограничена, но некоторые социальные вопросы были переданы государством на местные администрации.
Местные органы власти требовали огромных финансовых ресурсов и не могла обрести финансовую независимость и по-прежнему зависели от денежных поступлений из федерального и регионального бюджетов, как и в советское время. Поэтому на пути реализации жилищной реформы на местном уровне встречались экономические проблемы.
В 1994 голу была запущена программа жилищных субсидий, которая основана на социальной справедливости. Основными принципами являлись:
– получение помощи не отдельному собственнику жилья, а семье в целом;
– заявительный порядок предоставления льгот;
– прямая зависимость размера и объема субсидии от уровня семьи в целом;
– целевое направление использования средств.
Создание районных и городских центров жилищных субсидий помогло решить множество проблем:
– снизился процент неплатежей;
– в «едином окне» потребители теперь могут получить квалифицированную консультацию;
– усовершенствована система начисления, сбора и дальнейшего распределения сумм в области ЖКХ;
– предприятиям ЖКХ предоставляется компенсация за предоставленные населению льготы;
– население получает помощь адресного типа не только на оплату помещений, но и на сопутствующие расходы.
В настоящее время местные органы власти играют ключевую роль в реформировании жилищного сектора, хоть и зависят финансово от федерального правительства и региональных органов власти.
Нормативно-правовая база определяется федеральным правительством, но реализация реформ на практике относится к местному уровню, а местные органы власти решают вопросы расходования на жилье и коммунальные тарифы, а также жилищного субсидирования.
Проведенная приватизация привела к тому, что управление и поддержание жилья осуществлялось самостоятельно домовладельцами. В 1996 году были созданы ассоциации домовладельцев для управления и технического обслуживания приватизированных многоквартирных домов.
Рассмотрим структуру жилищного фонда в Российской Федерации на рисунке 1.
Рис. 1. Структура жилищного фонда в Российской Федерации.
После введения в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации в 2005 году утратили силу ЖК РСФСР, законы «О товариществе собственников жилья», «Об основах федеральной жилищной политики». Старые законы не соответствовали требованиям нового времени, экономической и политической ситуации в стране.
В новом Жилищном кодексе было прописано, что во всех многоквартирных домах управление должно осуществляться жителями, либо посредством ТСЖ или частной управляющей компанией.
Новая жилищная политика направлена на разработку хорошо развитого рынка жилья, который предлагает доступное жилье для среднего класса и обеспечивает социально незащищенные категории граждан, то есть строительство жилья эконом-класса.
Очень важно развивать строительство жилья для среднего класса населения, поскольку средний класс домовладельцев — это залог стабильного общества и хорошего функционирования экономики.
Не менее важно развитие системы ипотечного кредитования. Новое законодательство в этой области позволило сделать эту область доступной для большей части населения.
Очевидно, что жилищные условия в России нуждаются в совершенствовании.
Дефицит жилья был и остается самым главным вопросом в строительстве как в Советском союзе, так и в России.
Для того, чтобы удовлетворить спрос на жилье, необходимо стимулировать эту область социального обеспечения.
Новое жилищное законодательство направлено на то, чтобы рынок жилья стал более эффективным. Увеличение объемов жилья тесно связано с созданием рабочих мест, что в свою очередь окажет положительное влияние на экономику страны, к тому же это повлияет на развитие конкуренции в области строительства и на рынке ипотечного кредитования, поскольку банковский сектор принимает непосредственное участие в процессе реформирования и развития.
Реформы, проведенные в 1990-е году можно рассмотреть как основу рыночных изменений экономики в жилищном секторе.
- Закон РФ от 4 июля 1991г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации»
- Федеральный закон от 15.06. 1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»
- Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.
Основные термины (генерируются автоматически): жилищный фонд, местный орган власти, жилищное строительство, Советский союз, жилищная политика, жилье, Россия, Жилищный кодекс, жилищный сектор, Российская Федерация.
Ключевые слова
Похожие статьи
местный орган власти, жилищный фонд, Советский союз.
Жилищная политика в России | Статья в сборнике. местный орган власти, жилищный фонд, Советский союз, жилищное строительство, Россия, жилье, жилищная политика, жилищный сектор, Российская Федерация, Жилищный кодекс.
К вопросу о понятии жилищного строительства | Молодой ученый
жилищное строительство, РФ, жилое помещение, жилищный фонд, помещение, проживание граждан, дом, Российская Федерация, жилой дом, Градостроительный кодекс РФ.
Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения
жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда, повышение.
Жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство
жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.
Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации.
жилищная сфера, жилищная политика, РФ, Россия, государственная жилищная политика, мое мнение, местное самоуправление, Конституция РФ, жилищный фонд, рынок жилья.
Повышение доступности жилья и качества жилищного.
жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда.
Тенденция развития договора найма жилого помещения.
Новеллы жилищного законодательства и судебной практики об. нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, к указанным жилым помещениям применять термин «бывшее общежитие».
Полномочия органов местного самоуправления в области.
жилищное строительство, РФ, жилое помещение, жилищный фонд, помещение, проживание граждан, дом, Российская Федерация, жилой дом, Градостроительный кодекс РФ. К вопросу о соотношении категорий «самовольная постройка».
Рекомендации по совершенствованию жилищной политики.
Российская Федерация, муниципальное образование, проблема, обеспечение жильем, жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная сфера, жилищная проблема, документ, гражданин.
Похожие статьи
местный орган власти, жилищный фонд, Советский союз.
Жилищная политика в России | Статья в сборнике. местный орган власти, жилищный фонд, Советский союз, жилищное строительство, Россия, жилье, жилищная политика, жилищный сектор, Российская Федерация, Жилищный кодекс.
К вопросу о понятии жилищного строительства | Молодой ученый
жилищное строительство, РФ, жилое помещение, жилищный фонд, помещение, проживание граждан, дом, Российская Федерация, жилой дом, Градостроительный кодекс РФ.
Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения
жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда, повышение.
Жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство
жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.
Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации.
жилищная сфера, жилищная политика, РФ, Россия, государственная жилищная политика, мое мнение, местное самоуправление, Конституция РФ, жилищный фонд, рынок жилья.
Повышение доступности жилья и качества жилищного.
жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда.
Тенденция развития договора найма жилого помещения.
Новеллы жилищного законодательства и судебной практики об. нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, к указанным жилым помещениям применять термин «бывшее общежитие».
Полномочия органов местного самоуправления в области.
жилищное строительство, РФ, жилое помещение, жилищный фонд, помещение, проживание граждан, дом, Российская Федерация, жилой дом, Градостроительный кодекс РФ. К вопросу о соотношении категорий «самовольная постройка».
Рекомендации по совершенствованию жилищной политики.
Российская Федерация, муниципальное образование, проблема, обеспечение жильем, жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная сфера, жилищная проблема, документ, гражданин.
Источник: moluch.ru