При каком императоре древнего рима было начато строительство колизея

Содержание

Колизей в Риме — пожалуй, самая известная и посещаемая достопримечательность Вечного Города. Настолько известная, что сейчас название «Колизей» можно встретить повсюду. Это и кинотеатры, и кафе, и торгово-развлекательные центры, и клубы, и даже название обуви. Практически в любой отрасли экономики вы увидите это имя.

Но в этой статье речь пойдет именно о прародителе – о том самом Колизее в Риме, на арене которого были убиты сотни тысяч (. ) людей и животных, о том самом Колизее, песок которого молча впитывал тысячи литров крови, о том самом Колизее, где даже корабли участвовали в сражениях на арене, о том самом Колизее, где в едином порыве воздух разрезался возгласами десятков тысяч зрителей и опускались большие пальцы вниз (или вверх, если повезет поверженному на арене гладиатору).

Не будь Колизея, ничего из вышеперечисленного просто не существовало бы. Колизей – это больше, чем просто достопримечательность, это – история.

Римский Колизей

Колизей история самого грандиозного сооружения в Римской империи .

Колизей — визитная карта Рима

Вы наверняка знаете: Париж – это Эйфелева Башня, Рио-Де-Жанейро – это Статуя Христа Искупителя, Москва – это Кремль и Собор Василия Блаженного. А Рим – это? Правильно. Рим – это Колизей.

Знаменитое на протяжении почти 2000 лет здание расположено в самом центре Рима, всего в 3 километрах от самого маленького государства в мире Ватикана. Если говорят, что все дороги ведут в Рим, то можно смело утверждать, что все дороги в Риме ведут к Колизею.

Колизей на карте

  • Географические координаты 41.890123, 12.492294
  • Расстояние от столицы Италии мы естественно указывать не будем. Угадайте почему?
  • Ближайший аэропорт Рим-Чампино в 13 км к юго-востоку, но лучше воспользоваться Международным аэропортом Фьюмичино в 23 км к западу от Рима

Откуда название?

Знаете ли Вы, что Колизей в Риме в самом начале своей истории назывался Амфитеатр Флавиев, так как построен он был во времена правления императоров династии Флавиев.

Точных данных у исследователей нет, но скорее всего современное название трансформировалось из слова Колоссальный, то есть большой, огромный, грандиозный (кстати, все эти определения ему вполне соответствуют). На момент постройки это было, пожалуй, самое величественной сооружение Римской Империи.

Есть еще предположения, что название «Колизей» пошло от 35-метровой бронзовой статуи императора-тирана Нерона, который покончил с собой незадолго до начала строительства гигантского амфитеатра. Эта изваяние, ввиду его размеров, называли Колосс Нерона (которое в свою очередь пошло от знаменитого Колосса Родоса), некоторое время стояло поблизости от амфитеатра. Поэтому такая версия тоже имеет право на существование.

Так или иначе, но во всех туристических справочниках он сейчас значится как Colosseo или Colosseum, и лишь изредка упоминается как Амфитеатр Флавиев.

Колизей (амфитеатр Флавиев). Вид с высоты

Колизей. Вид с высоты

Почему появился Колизей

Вы уже немного знаете про Нерона. Этот деспотичный император правил Римом в течение 14 лет. И правил так жестоко, что даже армия преторианцев и Сенат выступили против него.

Насколько жестоким и властолюбивым был Нерон, говорит тот факт, что ради власти он убил собственную мать, причем даже не с первого раза.

В 68 году нашей эры, поняв, что его власти пришел конец, Нерон не нашел ничего лучше, как отправится в мир предков, перерезав себе горло.

После логичной кончины тирана, в Риме вспыхнула гражданская война, которая длилась полтора года и закончилась в 69 году победой Веспасиана (полное имя Тит Флавий Веспасиан). Таким образом, к власти пришла династия Флавиев.

После окончания гражданской войны, император Веспасиан начал наводить порядок в государстве и подавлять бунты. В частности очень крупный бунт иудеев, который удалось погасить только к 71 году.

Вернувшись в Рим, император счел нужным как-то отпраздновать и увековечить победу. В 72 году было начато строительства огромного амфитеатра, как символа победы и мощи Рима.

Колизей в наши дни

Современный Колизей

Тут стоит обратить внимание на политический аспект строительства Колизея. Еще не улеглись в памяти людей страшные годы правления Нерона. Его резиденция, дворец под названием Золотой Дом Нерона, напоминал о мрачном прошлом, и занимал целых 120 Га площади. И Веспасиан решил построить амфитеатр прямо на территории дворца Нерона, а затем фактически передать его Риму и его гражданам.

Своеобразная репарация жителям за жестокость прежнего правителя. Люди, конечно же, обрадовались такому решению, и престиж (или, как сказали бы сегодня политологи, рейтинг) императора Веспасиана значительно вырос.

Строительство и архитектура Амфитеатра Флавиев

Веспасиан не стал разрушать Золотой Дом Нерона, а устроил в нем различные государственные службы. До сих пор сохранилась часть стены Дома Нерона в 200 метрах севернее. На территории резиденции Нерона был большой пруд. Вот его то и засыпали, подготовив площадку под строительство. Получается, что земли, изначально напрямую принадлежавшие Нерону, теперь переходили непосредственно городу.

На строительство стянули около 100 000 рабов и заключенных, которых использовали на самых тяжелых работах. В частности на карьерах в Тиволи, где добывали травертин – материал для строительства. Травертин доставлялся за 20 километров опять же с помощью этих рабов. Для этого даже была построена отдельная дорога.

Современные ученые предполагают, что рабы использовались только на работах, не требующих знаний, навыков и умений. Об этом говорит качество выполненных работ. Вряд ли рабы и заключенные стали бы так стараться. А вот на ответственные участки работ были приглашены профессионалы (строители, декораторы, инженеры, художники).

Сам Веспасиан не дожил до окончания строительства. Колизей достраивали уже при его сыне – императоре Тите Флавие. Поэтому в названии присутствует множественное число, то есть не Амфитеатр ФлавиЯ, а Амфитеатр ФливиЕВ.

Амфитеатр Флавиев, также как и другие амфитеатры Римской Империи имеет форму эллипса с ареной в центре. Вокруг арены расположены места для зрителей. Долго описывать структуру Колизея нет смысла, представьте себе обычный цирк, только сделайте его овальным и увеличьте размер арены с классических 13 метров до 85. Соответственно увеличатся размеры зрительного зала и его вместимость.

Колизей в цифрах

  • Длина около 188 метров
  • Ширина 156 метров
  • Длина окружности – 524 метра
  • Арена – 85,7 на 53,6 метров (это немного меньше стандартного современного футбольного поля)
  • Высота сооружения около 50 метров
  • Толщина фундамента 13 метров

Модель Колизея

Колизей. Реконструкция

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Колизей в разрезе. Схема

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Ходы под ареной Колизея

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

бои гладиаторов в Колизее

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

Немного из истории римского Колизея

Сотни лет Колизей был отлаженным развлекательным и убийственным местом в Риме. Это было одно из важных и значимых мест во всей Римской Империи.

В 217 году он пострадал во время пожара, но был восстановлен.
В 248 году здесь прошло пышное празднование тысячелетия Рима.

А в 405 году император Гонорий ввел запрет на гладиаторские бои, так как они не соответствовали идеям христианской религии, ставшей основной религией в империи. А вот травлю и убийства зверей он не запретил. И они проходили вплоть до 523 года, когда умер император Теодорих Великий.

С того времени значение Колизея сильно упало.

После падения Римской Империи периодические набеги варваров послужили причиной частичного разрушения амфитеатра. В 11-12 веках в ходе междоусобных войн он переходил из рук в руки противоборствующих кланов. В 14 веке на его арене проводили бои быков, но за былым величием не следили, и началось его постепенное разрушение.

Одним из решающих факторов в разрушении Колизея стало землетрясений 1349 года, когда обрушилась большая часть южной стороны. Руины стали растаскивать на стройматериалы. Причем, если сначала забирали только то, что было разрушено, то потом стали ломать и то, что уцелело. Так, например, материал Колизея пошел на строительство венецианского дворца, Палаццо-Фарнезе и дворца канцелярии.

Один из римских Пап планировал организовать в Колизее суконную фабрику, но идея не осуществилась.

Некоторая реконструкция и реставрация амфитеатра началась с середины 18 века. Тогда в центре арены поставили большой христианский крест и несколько алтарей. В 1874 году и крест и алтари убрали.

Реконструкция Колизея

Начало реконструкции Колизея

Колизей сегодня

Сейчас амфитеатр находится под охраной властей. В конце 20 века провели частичную реставрацию. Однакоо ритм города, вибрация от транспорта и естественные природные явления наносят непоправимый вред зданию (которому, напомним, около 2000 лет).

Северная сторона внешней стены – это то, что осталось от первоначального Колизея. Здесь сохранилась 31 из 80 входов.

Заметные треугольные кирпичные клинья на каждом конце оставшейся стены – это современная конструкция, построенная в начале 19-го века, чтобы укрепить стену. Остальная часть современного внешнего облика Колизея на самом деле является оригинальной.

Римский Колизей

Власти страны провели большую реставрацию Колизея. Работы начались в 2013 году. На восстановление потратили около 25 миллионов евро. Конечно же, в абсолютно первоначальный вид амфитеатр не привели, но основательно почистили и облагородили. После реставрационных работ площадь, доступная для посещения, увеличилась на 25%.

В январе 2016 года работы завершились и Колизей вновь стал принимать туристов.

Колизей в ходе реставрации

Колизей в ходе реконструкции

График работы

Колизей открыт каждый день круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря.

Часы работы (билетная касса закрывается за час до закрытия Колизея):

  • с 8:30 до 1 часа до захода солнца (исключение: Страстная пятница с 8:30 до 14:00, 2 июня 13:30 — 19:15)
  • 2 января по 15 февраля — с 8:00 до 16:30
  • 16 февраля по 15 марта — с 8:30 до 17:00
  • 16 марта по последнюю субботу марта — с 8:30 до 17:30
  • с последнего воскресенья марта до 31 августа — с 8:30 до 19:15
  • 1 сентября по 30 сентября — с 8:30 до 19:00
  • с 1 октября до последнего воскресенья октября — 8:30 до 18:30
  • с последнего воскресенья октября по 31 декабря — с 8:30 до 16:30

Стоимость посещения – 12 евро. Для граждан евросоюза в возрасте от 17 до 25 лет и учителей – 7 евро.

Можно попасть в Колизей бесплатно. Предусмотрен бесплатный вход для всех в первое воскресенье месяца. Бесплатно пропускают и детей до 17 лет.

По воскресеньям движение транспорта в районе Колизея запрещено.

Более подробную информацию об экскурсиях и времени работы можно получить на этом сайте.

Реставрация Колизея

Колизей после реставрации

Как добраться

Так как достопримечательность находится в центре города, то добраться до неё не составит труда.

  • Метро. Линия «В», станция «Colosseo». Линия «А» станция «Manzoni», далее пешком около 1200 метров или 2 остановки на трамвае №3
  • Автобус. Вам понадобятся линии 51, 75, 85, 87 и 118
  • Трамвай №3
  • Такси. Ну тут комментарии излишни, так как все таксисты Рима знают, где находится Колизей.

Интересные факты

Празднование Нового Года у Колизея

  1. Конструктивные решения, применявшиеся в строительстве Колизея, до сих пор используются при строительстве стадионов
  2. В 1 веке римский поэт Марциал составил список 7 чудес света, в который вошел и Колизей. В 2007 году этот успех повторился, и Колизей попал в список современных 7 чудес света
  3. Издавна существует присказка «Пока стоит Колизей – стоит Рим. Пока стоит Рим – стоит мир. Падет Колизей – падет Рим. Падет Рим – падет мир». Зачастую эти фразы применяют именно к Колизею, но многие историки считают, что на самом деле они относятся к Колоссу Родоса. Тут сыграли шутку похожие произношения и написания «Колосса» и «Колизея»
  4. В Колизее проводили концерты Рэй Чарльз (май 2002 года), Пол Маккартни (май 2003 года), Элтон Джон (сентябрь 2005 года), и Билли Джоэл (июль 2006 года)
  5. Колизей – самая посещаемая достопримечательность Рима. Посмотреть на это чудо времен Иисуса Христа приезжает более 6 миллионов туристов в год. Например, в 2015 году Колизей посетило 6 551 046 человек, что принесло доход в размере 44 613 000 евро. Новый Год у Колизея

Источник: cattur.ru

Колизей

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении восьми лет, в 72—80 годах, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.

Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Читайте также:  Глава 9 сводного сметного расчета стоимости строительства включает затраты на

Колизей в Древнем Риме

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний [1] :

Предпринял он и новые постройки: . амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом

Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу [2] :

При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных

Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium ), нынешнее название (лат. Colosseum , Colosaeus, итал. Colosseo ) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).

При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Колизей в Средние века и Новое время

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди.

Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.

На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц. В наше время это один из памятников Рима.

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Архитектура Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания.

Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76.

Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar).

Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания.

В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium ) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены.

Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera ), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Места для сидения

Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50000 человек. Сидения были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену.

На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше рыцарей, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.

Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев, это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.

Источник: dic.academic.ru

Колизей в Риме

Колизей – пожалуй, самый узнаваемый символ Рима (на туристических картах Рим часто обозначен миниатюрным изображением Колизея) и наиболее масштабный из всех амфитеатров античности. Наряду с Пантеоном или Римским форумом, это один из наиболее ярких артефактов, живо напоминающий о противоречивой истории великой римской империи. Если Вы планируете поездку в Рим, посещение Колизея, вероятно, входит и в Ваши планы. Чем интересен этот памятник древности, что полезно знать туристам, и что стоит предусмотреть при его посещении? Рассказываем по порядку.

История строительства Колизея

Колизей в Риме

Колизей в Риме

При печально известном императоре Нероне на месте Колизея было устроено большое искусственное озеро. Оно было частью грандиозного дворцового комплекса, которое Нерон называл «Золотым домом». Но Нерон оставил столь дурную память о себе, что последующие императоры стремились всячески стереть ее. Император Веспасиан из династии Флавиев разрушил часть дворцового комплекса своего предшественника и начал строить на месте искусственного озера грандиозный амфитеатр Флавиев, вошедший в историю как Колизей. В этом заключался важный политический жест – земли, принадлежавшие когда-то эксцентричному и погрязшему в излишествах Нерону, возвращались, таким образом, народу.

Строительство Колизея продолжалось при трех императорах династии Флавиев. Начатое Веспасианом, его продолжили и завершили его сыновья Тит и Домициан. Долгое время сооружение так и называли — Амфитеатр Флавиев. Более известное название – Колизей – связано с огромной бронзовой статуей бога солнца высотой более 35 метров.

Изначально она изображала Нерона в образе Колосса Родосского и стояла в его дворце. Но позже лик гигантской бронзовой статуи изменили, и она стала просто олицетворять бога солнца, без сходства с нелюбимым в народе императором. Статую к новому амфитеатру, и по имени Колосса амфитеатр и получил свое распространенное название.

Колизей — грандиозный развлекательный центр Древнего Рима

Рим Колизей

После возведения Колизей стал главным развлекательным заведением Рима. Впрочем, любимые развлечения римлян были далеко не мирными и не гуманными. Здесь, на огромной деревянной арене, засыпанной песком, сражались гладиаторы, демонстрировалась травля диких зверей.

Кроме того, в Колизее проводились навмахии — зрелищные «реконструкции» морских битв того времени с вполне реальными человеческими жертвами. Специально для таких реконструкции арена Колизея полностью затапливалась водой. На арене проходили и публичные казни осужденных на смерть преступников, которые часто были театрализованными и представляли собой сцены на мифологически сюжеты, с соответствующими декорациями.

А в период гонений на христиан великое множество людей пострадало на этой арене за свою веру. В память об этом на территории Колизея установлен крест.

Уникальный инженерный проект

Колизей в Риме - что нужно знать

Колизей внутри

Колизей в Риме поражает не только своими масштабами и возрастом, но и инженерным совершенством. Амфитеатр эллиптической формы длиной 524 метра выделялся среди других античных амфитеатров грандиозными размерами и сложным техническим устройством. Колоссальное сооружение – Colosseo – могло вместить в себя около 50 000 (а по другим источникам – до 87 000) зрителей. Под деревянной ареной Колизея скрывалась целая сеть из помещений, коридоров и туннелей, предназначенных для обслуживания представления, подъема клеток с животными и вывода гладиаторов. Сейчас эту систему можно увидеть, так как арена закрывает лишь небольшую ее часть.

О мастерстве древних инженеров и строителей говорит и тот факт, что, несмотря на суровое испытание временем (запустение, разрушительное землетрясение в 14 веке и последующий «разбор» Колизея на стройматериалы), это колоссальное 2000-летнее сооружение дошло до наших дней, пускай и в аварийном состоянии.

Колизей остается главным памятником античного мира и одним из самых популярных архитектурных объектов мирового значения.

Колизей в Риме: интересные факты

Колизей Рим

Высочайшая пропускная способность

Колизей обладал продуманной системой входов и выходов, благодаря которым 50 тысяч зрителей могли попасть на свои места за 15 минут! Какие современные развлекательные комплексы могут похвастаться такой скоростью в размещении зрителей?

Крыша Колизея

От палящих лучей солнца и от непогоды зрителей защищал тент, который натягивали специально командированные сюда матросы императорского флота. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены Колизея.

Как появились гладиаторские бои

Изначально гладиаторские бои устраивались в Риме только в рамках погребальных торжеств: язычники считали, что кровавые жертвы умиротворят души умерших. Римляне называли гладиаторские бои погребальными играми. Но постепенно это зрелище стало для них одним из излюбленных развлечений. Неподалеку от Колизея находилась школа Ludus Magnus — крупнейшая из четырех гладиаторских школ Рима.

Городская каменоломня

В Средние века грандиозный Колизей превратился… в городскую каменоломню. И в то время, когда возводились грандиозные дворцы Ренессанса, которыми мы любуемся до сих пор, на Римском Форуме паслись коровы, а в Колизей приходили за стройматериалами. Так что, когда-то богато украшенный мрамором, в эпоху Возрождения он представлял собой печальное зрелище. А в XVII веке в Колизее и вовсе устроили завод по добыванию селитры.

Христианская святыня

После долгого периода упадка, лишь в XVIII веке римляне вспомнили о том, что это место обагрено кровью многих христианских мучеников. Папа Бенедикт XIV объявил его священным, а в центре бывшей арены Колизея водрузили крест. В наше время раз в году Колизей «оживает» и перестает быть просто памятником безвозвратно ушедших эпох. Каждый год в Страстную пятницу, в день памяти крестной смерти Иисуса Христа, здесь проходит богослужение, возглавляемое Папой Римским, и, конечно, собирается множество верующих.

Римский Колизей: видео реконструкция

Колизей в Риме: советы туристам

Как посетить Колизей без очереди

Чтобы не стоять в общей очереди в кассы, можно заранее забронировать билеты в Колизей онлайн, или же использовать туристическую карту Roma Pass, в которую входит и посещение Колизея. Имея на руках бронирование или Roma Pass, вы сможете пройти сразу в специальную очередь, минуя длительное ожидание.

Как купить билет в Колизей

В кассах

Билеты в Колизей можно приобрести непосредственно в Колизее (но перед этим придется отстоять длинную очередь, поэтому мы не рекомендуем этот вариант), а также в кассах Палатина (улица Сан Грегорио, 30 — via di San Gregorio, 30) или в кассах Римского Форума (Largo della Salara Vecchia 5/6 — на пересечении улиц Fori Imperiali и Cavour, или на Piazza Santa Maria Nova, 53 – напротив Колизея, в начале via Sacra). Очереди в кассы Палатина и Римского Форума несравнимо меньше, чем в сам Колизей, а иногда их вообще нет. А потому, если Вы хотите купить билет именно в кассах, Вы сэкономите время, сделав это у входа на Палатин или Римский Форум – расположены они совсем недалеко от Колизея.

Билет в Колизей онлайн

Чтобы не стоять в очереди в кассы, а также не переплачивать никаким посредникам, бронируйте билеты в Колизей напрямую, на официальном сайте (сайт на английском). Бронирование онлайн удобно и позволяет сэкономить массу времени, однако за него придется доплатить еще 2 евро в качестве сервисного сбора.

Билет включает в себя посещение не только Колизея, но также Римского Форума и Палатина. Действителен в течение двух дней, однако посетить каждое из указанных мест можно лишь один раз. Пользуясь этим, удобно разбить знакомство с римскими древностями на два «приема»: в один день, например, посетить Колизей, а в другой – археологический комплекс Палатина и Римского Форума.

Как посетить Колизей бесплатно

Посещение Колизея бесплатно для людей до 18 лет.

Читайте также:  Прораб или прораб в строительстве

Кроме того, вход в Колизей бесплатный для всех в первое воскресенье месяца. Но следует учесть, что на этот день нельзя сделать предварительное бронирование и почти наверняка придется толкаться в плотной толпе туристов.

Как добраться до Колизея

Колизей в Риме расположен на одноименной площади — Piazza del Colosseo. Добираться до него удобнее всего на метро (Линия B, станция «Colosseo»). Также можно доехать на автобусе (линия 75 — 81 — 673 — 175 – 204) и трамвае (Линия 3).

Колизей: режим работы

С 16 февраля по 15 марта — 08.30 — 17.00,

с 16 марта до последней субботы марта — 08.30 — 17.30,

с последнего воскресенья марта до 31 августа — 08.30 — 19.15,

с 1 по 30 сентября — 08.30 — 19.00,

с 1 октября до последней субботы октября — 08.30 — 18.30,

с последнего воскресенья октября до 15 февраля — 08.30 — 16.30.

Билетная касса закрывается на час раньше.

Не работает 1 января и 25 декабря.

Аудиогид по Колизею

Чтобы Колизей показался вам не просто древними руинами, но «ожил» и приоткрыл свои тайны, посещайте его с аудиогидом – Колизей входит в маршрут нашей аудиоэкскурсии «Имперский Рим». В ней вы узнаете много любопытных деталей и удивительных фактов об этом античном гиганте и сможете погрузиться во времена глубокой древности. Аудиогид доступен в мобильном приложении Travelry.

Источник: mytravelry.com

Колизей — модель древнеримского общества в миниатюре

Символ власти, силы, многолетней истории могущественного государства и одна из самых известных достопримечательностей Италии — Колизей. Грандиозное сооружение античных времен, в котором проводились бои гладиаторов, наказания, гонения диких животных.

Амфитеатр, построенный императором Веспасианом, назвали Колизеем. Арена олицетворяла монументальность Римского государства. Это место порождало животные инстинкты миллионной орды. Здесь смерть одной особы вызывала восторг у тысячи других людей, а желание кровопролития стало неотъемлемой порцией древних развлечений.

Вид на Колизей

Официальное название — Амфитеатр Флавиев, более знакомое — Колизей, сооружение получило в VII столетии. Происходит наименование из латыни: “colosseus” — гигантский, колоссальный.

Эта достопримечательность — неотделимая часть страны. До сих пор впечатляет количество людей и зверей, которые помещались в сооружении. Фото одного из семи чудес света Вы увидите в каждой статье, где упоминается Италия. В честь открытия амфитеатра проводились стодневные игры, и жители Рима могли наблюдать тысячи боев и столько же хищников, которые привозились в город со всех округ.

Обитатели столицы могли решить сложные технические задачи, доказательством которых служит римский Колизей. 8 лет длилось строительство, во время которого внедряли передовые технологии и добились поразительного результата. Амфитеатр Флавиев — один из наиболее красивых и крупных арен античного мира.

Краткое описание заслуг римлян и постройки не могут продемонстрировать мощь сооружения в полной мере. Так что, поехали!

1. Когда и кем был построен Колизей

В I в. н.э. полубезумный император Нерон приказал построить для себя великолепный дворец, который должен был занять склоны сразу трех римских холмов. Дворец, называемый «Золотым домом Нерона» (Domus Aurea), простирался на огромную территорию: современники даже горько шутили, что римлянам придется переселиться в соседний город.

Среди садов Нерон повелел поставить статую высотой 37 м, посвященную себе любимому в образе Колосса Родосского. Неподалеку от статуи по прихоти императора было выкопано искусственное озеро, заполненное соленой водой.

3D-реконструкция Domus Aurea

3D-реконструкция Domus Aurea

После самоубийства Нерона в 68 г. н.э. к власти пришел новый император Тит Флавий Веспасиан, который основал династию Флавиев, правивших Римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец ненавистного предшественника, а на месте искусственного озера заложить фундамент эллиптической формы, то есть будущий Колизей. Идея Веспасиана была в том, чтобы преподнести гражданам Рима грандиозный подарок и подчеркнуть, что новая императорская династия будет заботиться о них и их нуждах (в противовес Нерону, который думал только о себе).

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 г. н.э. и завершилось при его сыне и преемнике Тите в 80 г. н.э. Для строительства использовался распространенный в Риме камень травертин. Блоки крепились между собой железными зажимами без всякого раствора. Чтобы возвести огромное сооружение, использовался труд 60 000 евреев, которые были угнаны в рабство в результате Иудейской войны и разграбления Иерусалима (эта история изображена на арке Тита на Римском форуме).

Фрагмент арки Тита

Фрагмент арки Тита

Как он был построен

Колизей был возведен на месте Золотого дворца Нерона, почти полностью разрушенного после самоубийства скандального правителя.

Возводился грандиозный амфитеатр на средства, захваченные Веспасианом во время победоносной для римлян 1-й Иудейской войны. После падения Иерусалима в Рим были доставлены 100 тыс. рабов, которые и построили Колизей.

Стены амфитеатра сложены из травертина, который добывали в карьерах Триволи. Крупные мраморные блоки тщательно обтесывались и скреплялись стальными скобами.

Внутренние части амфитеатра строились из кирпича и туфа, а мощный фундамент, ярусы и своды были изготовлены из древнеримского бетона, который по прочности многократно превосходит современный.

Откуда возникло название «Колизей»?

По одной из самых распространенных версий, название Колизея произошло от гигантской статуи императора Нерона в образе Колосса Родосского, находившейся рядом с искусственным озером и будущим амфитеатром. Colossus в переводе с латыни означает «великан», «колосс», colosseus — «громадный», «колоссальный».

Кстати, статуя Нерона сохранилась, а не была разрушена Веспасианом. По его приказу, статуе приделали голову бога солнца Гелиоса с солнечной короной. В Средние века статуя была расплавлена (бронза понадобилась для более утилитарных целей).

Статуя бога солнца Гелиоса, переделанная из статуи Нерона

Статуя бога солнца Гелиоса, переделанная из статуи Нерона

Официальное же название Колизея – амфитеатр Флавиев, так как он был построен во времена правления династии Флавиев, основателем которой стал Веспасиан, правивший после Нерона.

Табличка с надписью Амфитеатр Флавиев

Табличка с надписью на латыни «Амфитеатр Флавиев»

Юлии, Клавдии и Флавии

Колизей в Риме является сегодня одним из самых общепризнанных классических зданий. Даже спустя 2000 лет после его постройки, несмотря на столетия разрушения и разграбления, он мгновенно узнаваем. Это был первый постоянный амфитеатр, возведенный в Риме, и самая впечатляющая арена, которую когда-либо видел античный мир.

С размещением для 60,000 сидящих и 10,000 стоящих, при этом все могли войти и выйти в течение нескольких минут, благодаря 80-ти входам и выходам. Это конструкция, у которой дизайнеры современных спортивных комплексов, могли бы поучиться. Название Колизей, на самом деле, появилось не сразу. Первоначально он был известен как амфитеатр Флавия и задумывался как своеобразный римский политический жест – подарок от новой династии римских императоров народу, дабы осчастливить его не только хлебом, но и зрелищами.

В 68 году н.э. умер император Нерон, а вместе с ним упокоилась династия Юлиев-Клавдиев. Веспасиан был провозглашен императором и решил, что городу нужен новый культурный объект. Будучи правителем дальновидным, он понимал, что такое нововведение одновременно и порадует население, и оставит долговечный памятник величию императора. Справедливости ради надо упомянуть, что первая небольшая каменная арена в городе была построена в 29 году до н.э., ее пытался достроить Калигула, а при Нероне она дотла сгорела в огне, который охватил Рим жарким летом 64 года.

Колизей внутри

Колизей внутри

Великолепное было сооружение, судя по всему. Риму нужен был новый стадион, а новому правителю хотелось предать забвению расточительное и алчное правление Нерона, который завладел общественными землями в сердце Рима и выстроил дворец. Получилось очень впечатляюще: Золотой дом с парком в сто двадцать гектаров, с огромным озером, подобным морю. Веспасиан решил вернуть землю народу Рима.

Наиболее мудрые римские правители всегда понимали, что императоры – не боги, и правят, в конечном счете, с согласия народа. Примечательно, что на строительство арены ушло всего 10 лет, и глазам современников предстало одно из самых впечатляющих произведений архитектуры, которые видел мир. В наши дни, в 21-м веке Колизей получил заслуженное признание и объявлен одним из Семи Новых Чудес Света.

Колизей представляет собой огромный эллипс с многоярусными сиденьями, с овальной ареной внутри. Театр был построен в основном из местного известняка с внутренними боковыми стенами из кирпича, бетона и вулканического камня (туфа). Своды были сложены из более светлой пемзы. Наличие бетона в столь далекие времена, возможно, станет сюрпризом для многих. Этот сверхпрочный материал изобрели именно древние римляне, и он позволил им строить большие устойчивые сооружения.

Бетон, облицованный кирпичом, использовался для верхних уровней и для потолочных сводов. Характерные округлые арки, которые использовали строители, также обеспечивали большую прочность и поддержку, равномерно распределяя вес верхних ярусов. Древние архитекторы мастерски использовали смешение стилей. Римляне, возможно, не могли равняться с греками в архитектурном новаторстве, но в деталях проявили творческую креативность.

Три яруса аркад имели фасад из трех четвертей колонн и перекрытий, с последовательностью архитектурных ордеров: Дорический на первом этаже, Ионический на втором, Коринфский на третьем. На мансардном этаже стояли коринфские пилястры и маленькие квадратные окна в чередующихся нишах. Вдоль верхней части были кронштейны и гнезда для поддержки навеса, обеспечивающего тень … первая спортивная арена с раздвижной крышей.

Восемьдесят расходящихся стен поддерживали поднимающиеся ярусы сидений для пятидесяти тысяч зрителей, а также лестницы и проходы, соединявшие огромный комплекс. За внешними стенами лестницы соединялись с уровнями, и Колизей имел много общего с современным футбольным стадионом. Здание имело следующие параметры:

  • четыре этажа.
  • высота — 45 метров.
  • ширина -189 на 156 метров.
  • овальная арена размером 87,5 м на 54,8 м.
  • крытый брезентовый навес.
  • вместимость — 50 000 зрителей.

Фасад поднялся до 48,5 метров, примерно на высоту 15 современных этажей.

Как был устроен Колизей?

Колизей имел форму эллипса и состоял, как улей из сот, из 240 огромных арок, расположенных в 3 яруса. Его размеры впечатляют: до 50 м в высоту (а это 12-этажное здание!), 189 метров в длину и 156 метров в ширину. Общая площадь сопоставима с размерами 3 футбольных полей!

Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями. Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Потолка не было – с помощью системы канатов, блоков и мачт можно было быстро натягивать тент, защищавший зрителей от дождя и палящего солнца.

При внуке Веспасиана Домициане был построен подземный этаж – знаменитый гипогей с его сложной двухуровневой подземной системой клеток и тоннелей, в которых размещались животные и гладиаторы. Участники битв и декорации поднимались на арену верхнего уровня с помощью подъемных механизмов. В деревянном полу были скрытые ловушки-люки, добавлявшие зрелищности боям, так как они позволяли неожиданно выпустить на арену дикое животное. Толпе особенно нравился этот трюк.

В Колизее даже устраивали сражения на воде с участием морских кораблей – наумахии. Но, по последним исследованиям, если в Колизее и устраивались наумахии, то только в самом начале, до строительства подземного этажа.

Архитектура

Если не считать грандиозных размеров, то своей формой Колизей мало чем отличается от подобных сооружений, строившихся в Риме в античные времена. Арена для проведения мероприятий окружена эллипсоидным кольцом многоярусных трибун, общая длина которого составляет более полукилометра. Стены возводились из больших глыб камня травертина, который обрабатывали камнетёсы.

Рабы свозили травертин из горного карьера Тиволи. Каменные глыбы соединялись между собой железными сваями. Внутри сооружение отделывалось кирпичом и туфом.

При возведении Колизея впервые была применена система множественных входов, расположенных по кругу через равные промежутки. Такая методика и до сих пор используется при строительстве стадионов. Благодаря подобной архитектуре зрители заполняют огромное сооружение всего за 15-20 минут, а покинуть его они могут в три раза быстрее.

В Колизее было построено восемьдесят входов, из которых несколько были предназначены для высшей элиты и вели в комфортабельные зоны нижнего ряда (подиума) с каменными скамьями. Вместимость зрительного зала составляла 50 тысяч человек. Зрительские места располагались по иерархии:

Нижний ряд занимала императорская семья, с приближёнными. Подиум в целях безопасности был отгорожен от арены невысокой стенкой, позволявшей без помех наблюдать за происходящим.

Выше ярусом располагалось два десятка рядов, ныне полностью уничтоженных временем, для представителей римской власти.

Третий этаж, наиболее неудобный для обзора, занимали люди низших сословий.

Одна из особенностей архитектуры Колизея, которая стала его основным отличительным признаком, — многочисленные открытые арки в трёх первых ярусах. Раньше каждую из арок верхних ярусов занимали скульптуры. Проблема защиты от дождя и солнца решалась натягиванием над Колизеем специального тента, который крепился к стенам. Тент обслуживали военные, занимавшие во время представлений свои места на уровне четвёртого яруса.

4. Сколько зрителей вмещал Колизей?

Колизей имел 80 рядов зрительских мест и мог вмещать до 50 000 человек (по некоторым данным, до 60 000 и даже 80 000 человек). 80 входов позволяли в течение 10 минут заполнять и освобождать Колизей без толчеи и давки. Интересно, что вход в Колизей для граждан Рима был бесплатным, поэтому зрители набивались в амфитеатр, при всех его гигантских размерах, как сельди в бочке. Более того, здесь же раздавали и бесплатную еду – формула «хлеба и зрелищ» работала на императорскую власть безотказно.

В нижней части, ближе всего к арене, располагались места для привилегированных слоев – сенаторов и весталок. Самый лучший обзор был у императора, который сидел на троне под балдахином. Более удаленные от арены ряды занимали плебеи-мужчины (самый большой сегмент аудитории), а на самых дальних рядах сидели женщины и рабы.

Стадионы и болельщики

Вам известно, в какой стране начал свое существование объект, ставший каноничным шаблоном для современных стадионов? Это страна Италия, современное южно-европейское государство на Апеннинском полуострове. Еще до нашей эры враждовавшие поселения, рассыпанные по холмам, консолидировались в имперский Древний Рим. А вскоре возникший Колизей оказался объединяющим центром.

Колизей

Колизей

5. Гладиаторские бои в Колизее

Известность Колизею принесли проводившиеся здесь гладиаторские бои, воспроизведение известных сражений, казни и травля диких животных. Если в Древней Греции популярностью пользовались спортивные состязания и театральные постановки, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за куда более кровавыми зрелищами.

Западная дверь Колизея – Дверь смерти

Западная дверь Колизея – Дверь смерти

Самые первые битвы гладиаторов в Колизее, проведенные в 80 году, продолжались 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Одни из самых масштабных игр в Колизее состоялись в 107 г. н.э. по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, и длились они 123 дня.

Если гладиатор заслуживал себе хорошую репутацию боями и храбростью, то ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору вручался деревянный меч, означающий, что он свободный человек, и ему больше никогда не придется сражаться.

Окончательно гладиаторские бои сошли на нет в V в. н.э.: не только из-за распространившегося христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и обветшания Колизея.

Древнеримская мозаика

Помимо боев людей с людьми, толпу развлекало зрелище битв с различными экзотическими животными: от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных биться с животными, называли бестиариями. Часто к битве с дикими зверями приговаривали преступников и военнопленных, но без какого-либо обучения, оружия или брони.

Интересно, что бывали случаи, когда зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. А среди всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Разумеется, Коммоду в реальности ничего не угрожало: битвы были подстроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.

Император Коммод в образе гладиатора

Император Коммод в образе гладиатора

Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 435 г. н.э., а последняя инсценировка охоты на диких зверей – в 523 г. н.э. По подсчетам, за несколько сотен лет, что Колизей использовался в качестве развлекательного сооружения, на его арене были преданы смерти 500 000 человек и около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды зверей: например, в Северной Африке полностью исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты.

Колизей, где погибли столько животных и людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет своей подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.

Интересные факты

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

  • Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных. Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.
  • В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.
    Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино. Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.
  • Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.
    Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.
  • Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль-Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».
  • Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света. В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.
Читайте также:  Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства установлен

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания.

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в религиозном государстве Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Кто спас Колизей от полного разрушения

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. Его многочисленные аркады были облюбованы ремесленными мастерскими. Некоторое время он использовался как жилищный комплекс и даже кладбище. В XIII в. могущественная римская аристократическая семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Колизей в Средние века

Колизей в Средние века

Позже Колизей был превращен в гигантскую каменоломню: камень травертин и мрамор из амфитеатра использовался для строительства церквей, мостов, домов аристократических семей и даже здания канцелярии Римского папы.

Вдобавок мощное землетрясение 847 г. серьезно повредило южную часть Колизея. В итоге до наших дней сохранился лишь остов грандиозного амфитеатра. Но могло не быть и этого. От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV. Он освятил древний амфитеатр в память о ранних христианах, умерших здесь мученической смертью.

Тогда же появился и крест, выбитый в камне, который можно увидеть в Колизее до сих пор.

Бенедикт XIV

Бенедикт XIV

Колизей до сих пор тесно связан с Римской католической церковью. По сложившейся традиции на Страстную пятницу около 9 вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» (Via Crucis), воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа. Богослужение «Крестного пути», возглавляемое Папой, представляет собой факельное шествие, состоящее из 14 стояний (эпизодов последнего дня земной жизни Христа, от осуждения на смерть до погребения), во время каждого из которых произносится молитва.

страстная пятница

История

Император Веспасиан разбирался в тонкостях политики и понимал, что нужно выхлопотать поддержку римского народа. Простой рецепт — “хлеб и зрелище”. На месте дворца предыдущего правителя Нерона решили соорудить огромное здание для обитателей столицы. Конструкция была обязана прославить зачинателя рода Флавиев. В проект постройки заложили идею нового колоссального амфитеатра.

История Колизея завязалась в 72 году при правлении Веспасиана.

Строительство и архитектура

Толщина фундамента составляла 13 метров, а длина наружного эллипса — 524. Долгота арены, на которой сражались бойцы и хищники достигла 85 метров, ширина — 53, а высота стен в 48 метров.

Строительство Колизея длилось 8 лет и закончилось при правлении Тите в 80 году. Сооружение было рассчитано на 50 000 персон. Для постройки порядочно большого и прочного амфитеатра инженеры принимали революционные решения. Непоколебимая конструкция насчитывает 80 радиальных стен, которые отходят от арены в стороны и 7 концентрических, которые окружают поле боя. Над оградами возвышались зрительские ряды.

схема Колизея

Архитектура впечатляет размахом. Три яруса оформлены декоративными колоннами из разных материалов: тосканского, коринфского, ионического ордеров. В проемах арок поставлены статуи. Последний ряд непрерывный с маленькими окнами прямоугольной формы. Преимущества сводов в том, что они сокращают вес зданий, что важно для очень высоких оград.

Арочные части создавали раздельно, а потом собирали в кучу.

Кто построил

Архитектором стал Квинтий Атерий, а возведение Колизея отдали в руки более 100 000 заключенных. В пригороде столицы под Тиволи в каменоломнях они добывали строительные материалы. Пленных намеренно доставляли из Иудеи. На месте постройки были профессиональные архитекторы, инженеры. Все для того, чтобы сооружение создали помпезным и великим.

Строительные материалы

Главные вещества для всех зданий в Риме природный известняк и мрамор. Как нововведение, при постройке Колизея пустили в ход бетон и красный кирпич. Камни вытачивали и соединяли стальными скобами. Широко применяли вулканический туф, который был легким и предназначался для наивысших рядов. Бетон и кирпич использовали для ограждений и перекрытий внутри здания.

Входы и места для зрителей

Благодаря архитектуре Колизея, публика могла заполнить сооружение за 15 минут, а выйти за 5. Всего было 80 порталов. Четыре въезда для всадников назвали по сторонам света, а остальные имели номер. Каждый зритель получал табличку с местом и выходом, к которому он должен обратиться.

Стадион мог сразу вместить 50 000 человек. Зрители сидели по социальной иерархии. Колизей стал пристанищем, где прослеживалась модель общества Римской империи. От важности человека зависела скорость, с которой он мог добраться до выхода. Система практически полностью исключала давку.

Арена и гипогей

На поле боя вели два входа: Ворота Триумфа для гладиаторов и зверей, и проход Либитины, через которые выносили мертвых. Римскому народу было по душе зрелище, поэтому потребовалось реконструировать арену. Под ней соорудили гипогей — подземные помещения со сложным порядком туннелей и лифтов для подъема на арену бойцов и хищников. Насчитывалось 60 люков и 30 помостов для поднятий.

Веларий (навес)

Балдахин из парусины натягивали над ареной в более жаркое время. Навес крепился на деревянных мачтах, которые устанавливались в каменные стойки. Ими управляли несколько тысяч матросов. Подробной информации о функционировании велария не сбереглось.

Колизей в Древнем Риме

Во время правления императора Пия случился первый пожар (138 год). В 217 в верхний ярус попала молния и большая часть сооружения выгорела. Игры продолжили проводить в 222 году, а в 240 году при Гордиане III окончили полное восстановление. Император Константин II запретил гладиаторские битвы в 357 году после случая с монахом, который пытался разнять бойцов — толпа разорвала миротворца.

В 410 году готы захватили Колизей и украли бронзовые украшения со стен. Последние игры, которые включали только травлю диких зверей, провел Флавий Аниций Максим в 523 году. Под влиянием природных стихий амфитеатр начал вырождаться, арена зарастала деревьями и там селились звери.

Колизей в Средние века

Все данные об истинной работе сооружения были утеряны, и люди решили, что конструкция была храмом Бога Солнца. Постепенно внутри здания ремесленники начали строить дома. В 1349 году после сильного землетрясения Колизей буквально растаскивали по кускам. Многие римские дворцы создавались из травертина и мрамора, который был заложен в стенах Колизея.

Где находится и когда работает Колизей

Колизей находится в самом сердце исторической части Рима, рядом с форумами. Ближайшая станция метро: Colosseum (синяя ветка B). Адрес Колизея: piazza del Colosseo, 1.

где находится Колизей

Время работы Колизея:

  • Со 2 января по 15 февраля: 08.30 – 16.30 (последний вход в 15.30)
  • С 16 февраля по 15 марта: 08.30 – 17.00 (последний вход в 16.00)
  • С 16 марта по последнюю субботу марта: 08.30 – 17.30 (последний вход в 16.30)
  • С последнего воскресенья марта по 31 августа: 08.30 – 19.15 (последний вход в 18.15)
  • С 1 по 30 сентября: 08.30 – 19.00 (последний вход в 18.00)
  • С 1 октября по последнюю субботу октября: 08.30 – 18.30 (последний вход в 17.30)
  • С последнего воскресенья октября по 31 декабря: 08.30 – 16.30 (последний вход в 15.30)

Колизей не работает 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Бесплатное посещение Колизея и Римского форума: первое воскресенье каждого месяца. На этот день нельзя забронировать билет онлайн, нужно стоять в общей очереди на вход. Будьте готовы к длительному ожиданию и большим туристическим толпам.

Внимание, мошенники!

Вокруг амфитеатра собираются не только любопытные гости Рима, но и самые разные аферисты. Правила поведения на этом бойком месте простые:

  • Не держите кошелек в рюкзаке за спиной и в заднем кармане брюк.
  • Не фотографируйте «гладиаторов» с пропитыми лицами, если вы не собираетесь отдать им некоторую сумму (могут потребовать и 30 и 40 евро).

Гладиаторы на работе

  • Если поддались на уговоры «гладиаторов» сфотографироваться — заранее оговорите сумму, торгуйтесь!
  • Не берите в руки сувениры у продавцов, как бы они не предлагали, постарайтесь вообще ничего не покупать возле Колизея.

Пусть путешествие в имперский Рим будет безопасным!

Рим — это настоящая копилка интересных мест, древностей, музеев, галерей и парков. Увидеть все за раз невозможно! Рекомендуем вам заблаговременно планировать маршруты, так вы успеете намного больше и будете готовы к любым неожиданностям. Предлагаем вам ознакомиться с другими достопримечательностями Рима, и решить куда пойти в первую очередь, а что отложить на потом, до следующей поездки в Вечный город.

9. Как купить билеты в Колизей

Стоимость билета в Колизей (на 2020 год): 12 евро взрослый, бесплатно для детей до 18 лет. Стоимость верна, если вы покупаете билеты на месте в кассе.

Лайфхак: можно купить билет не в кассе Колизея, куда всегда стоит очередь, а в кассах Палатинского холма или Римского форума, где немного свободнее (в любом случае лучше приходить в раннее утреннее время, когда нет больших толп). Вход на Палатинский холм находится к югу от Колизея на Via di San Gregorio, вход на Римский форум – со стороны Via dei Fori Imperiali.

Колизей изнутри

Как купить билет заранее онлайн и не стоять в очереди? Для этого нужно зайти на официальный сайт для покупки билетов в Колизей и Римский форум: https://www.coopculture.it/en/colosseo-e-shop.cfm Подробная инструкция по покупке билетов в Колизей – в этой статье.

Билет дает право на одно посещение Колизея, Римского форума и Палатинского холма, по одному посещению в течение 2 дней с момента первого входа. Римский форум и Палатинский холм находятся рядом друг с другом, и вы можете свободно перемещаться между ними, хотя у них есть и отдельные входы. Но обратите внимание, что они считаются единым целым, то есть вы не можете в первый день посетить Римский форум, а на второй день – Палатинский холм.

Отзывы бывалых туристов

Ирина, 25 лет, Москва:

«Я не ожидала такого сильного впечатления от посещения Колизея. По натуре я не любитель древних развалин, но в этом случае — совсем другое дело. Бродила по этому чуду больше трёх часов. Заглядывала куда только можно. Конечно, мешают многочисленные туристы, но и от них можно там «убежать». Всем рекомендую!»

Толпа туристов

Валерий, 32 года, Петербург:

«Перед тем, как зайти в Колизей просто обязательно нужно его увидеть с холма Палатин. А внутри пройдитесь вокруг арены. Впечатления как бы накапливаются! Я пришел и на второй день — билет позволял».

Николай, 46 лет, Белгород:

«Ночной Колизей — просто отпад! Подсветка очень грамотная, создает особую атмосферу. К тому же и туристов совсем немного, можно спокойно обойти вокруг и все в подробностях рассмотреть».

Ночь в Риме

10. Колизей в Риме: экскурсии и квесты

  • Колизей входит в маршрут обзорного квеста по Риму «Путешествие сквозь время»
  • Колизей входит в маршрут семейной обзорной экскурсии-квеста «История Древнего Рима»
  • Если вы хотите увидеть Колизей не только снаружи, но и изнутри, то обязательно сходите на экскурсию «Античный Рим» с посещением Колизея и Римского форума. По запросу проводятся экскурсия «Ночной Колизей» и экскурсия по Колизею с посещением арены и подземных галерей, где гладиаторы и дикие звери ожидали своего выхода
  • Новинка: квест по Колизею «Один день в Колизее: ставки на кровь». Всего за 19 евро за всю вашу компанию! Без привязки к гидам, группам и времени. Ваше самое увлекательное приключение начнется с самого большого амфитеатра в мире!

квест по колизею

Другие статьи по теме:

Квесты в Италии

Экскурсии в Италии

Мастер-классы с итальянцами

Трансферы в Италии

Полезные советы

Несколько простых советов сделают экскурсию по Колизею не только познавательной, но и необременительной для кошелька:

Колизей сверху

  • Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass – особый проездной, который позволяет в течение 3-х дней без дополнительной оплаты пользоваться городским транспортом и посетить 2 музея.
  • Обладатели Roma Pass могут посетить Колизей вне очереди. Цена его на 3 дня – 52 евро, на 2 дня – 32 евро. Приобрести его можно на вокзалах (в Италии) либо на сайте https://www.romapass.it/ (сайт на английском).
  • В Италии, как и в прочих странах Е.С. проводятся Дни европейского наследия. В такие дни вход в музеи либо вообще бесплатный, либо обойдется в 1 евро. Ознакомиться с расписанием «дней наследия» можно на https://europeanheritagedays.com.
  • Лето – не лучшее время для посещения как Рима, так и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. Если есть возможность, стоит поехать туда поздней осенью или зимой.
  • Чтобы не страдать в бесконечных очередях, приходить следует либо строго к 8.30 утра либо после обеда.

Адреса наших магазинов в Кирове:

610017, г. Киров, ул. Воровского 50в (в здании кинотеатра «Колизей»), тел. 761-762, 761-761 (принимаем к оплате ) Режим работы: 9—19 (Пн-Пт), 9—18 (Сб), 10—17 (Вс), без обеда (Пн-Вс) Обычный cрок изготовления заказов от 30 минут до 3-х часов. В период акций или пиковой нагрузки лабораторий, время изготовления заказов может быть увеличено.

г. Киров, ул. Воровского, 48а, тел. 761-764 (принимаем к оплате ) Режим работы: 9—19 (Пн-Пт), 9—18 (Сб), 10—17 (Вс), без обеда (Пн-Вс) Обычный cрок изготовления заказов от 30 минут до 3-х часов. В период акций или пиковой нагрузки лабораторий, время изготовления заказов может быть увеличено.

610017, г. Киров, ул. Маклина 36 (багетная мастерская Колизей), тел. 760-600 (принимаем к оплате ) Режим работы: 9—19 (Пн-Пт), 9—18 (Сб), 10—17 (Вс), без обеда (Пн-Вс) Готовность заказов на следующий рабочий день после 17:00

г. Киров, ул. Труда, 39, (офис фото), тел. 761-761 (принимаем к оплате ) Режим работы: 10-17 (Пн-Пт), вых. (Сб, Вс) Доставка заказов до точки на следующий день.

Адреса выдачи заказов в районах Кировской области:

п. Верхошижемье, ул. Кирова, д. 22 Тел. 8 (83335) 2-23-06 Режим работы: 8:15-16:45 (Пн-Пт), Выходной (Сб-Вс), 13:00-13:30 обед

доставка заказов до точки каждую среду (если Вы разместили заказ в понедельник, вторник, среду, то данные заказы Вы сможете забрать в среду следующей недели)

пгт. Кильмезь, ул. Советская, д. 72 Тел. 8 (83338) 2-19-58 Режим работы: 8:00-18:00 (Пн-Пт), 8:00-14:00 (Сб-Вс), Без обеда (Пн-Вс)

доставка заказов до точки каждый четверг (если Вы разместили заказ в понедельник, вторник, среду, четверг, то данные заказы Вы сможете забрать в четверг следующей недели)

п. Лебяжье, ул. Комарова, д. 15 Тел. 8 (83344) 2-09-50, 8 (83344) 2-11-95 Режим работы: 8:00-18:00 (Пн-Пт), 9:00-14:00 (Сб-Вс), 13:00-13:30 обед (Пн-Вс)

доставка заказов до точки каждый четверг (если Вы разместили заказ в понедельник, вторник, среду, четверг, то данные заказы Вы сможете забрать в четверг следующей недели)

О нас

Фото – это крупнейшая в городе и области розничная сеть. С момента открытия первого магазина (1991 году) наша компания уверенно держит лидирующие позиции на рынке фотоуслуг. Мы не стоим на месте, постоянно расширяем ассортимент товаров и услуг, предлагая нашим клиентам высокое качество по разумным ценам.

Чем занимаемся: Мы поддерживаем самый большой ассортимент фототоваров в городе, у нас вы всегда найдете: фоторамки, альбомы, фотопленку, цифровые носители и т.д.. В фотоуслугах для нас главным критерием является качество, для нас это не просто слова, а смысл нашей работы, мы вкладываем в это большие силы и средства, любая услуга имеет 100% гарантию качества, поэтому без опаски вы можете заказать любую услугу у нас, зная, что вы получите премиальной качество по оптимальной цене.

Римский Колизей: казнить нельзя помиловать

Последний гладиаторский бой прошел на арене Колизея приблизительно в 523 году, хотя подобного рода зрелища ранее уже неоднократно запрещались: мир становился христианским.

В VIII веке амфитеатр Флавиев получил современное название – Колизей – от латинского collosseus, что означает «огромный», «громадный».

По иронии Фортуны, это, возможно, произошло из-за сохранившейся до тех дней статуи Нерона высотой 37 м, стоявшей поблизости. Статую Флавии, конечно, в свое время «отредактировали» и посвятили Гелиосу, богу Солнца, но это уже совсем другая история.

У входа всегда встречаются гладиаторы

Около Колизея почти всегда можно встретить артистов-«гладиаторов»

До XIV в. общий вид Колизея не менялся благодаря тому, что он постоянно находился в собственности какого-нибудь феодала, считавшего себя отпрыском знатного древнеримского рода.

Но в начале века его передали германскому императору Генриху VII, а он подарил амфитеатр сенату и народу, в 1349 г. сооружение частично разрушилось из-за мощного землетрясения.

Землетрясение послужило своеобразным сигналом к атаке на Римский Колизей: в подземных помещениях и галереях окончательно обосновались бродяги, а жители города – от пап до простых граждан – начали потихоньку его разбирать для новых построек.

Один из понтификов устроил под его сводами завод по производству селитры, другой – каменоломни. Хорошо, что древние строители постарались на совесть, и изничтожить величественное здание, даже за несколько веков, к счастью, не удалось.

Стены Колизея “помнят” события 2000-летней давности

В XVIII в. на его арене решили открыть мемориал в память о якобы замученных там христианах. Но в 1874 г. установленные кресты и алтари были демонтированы, после чего Римский Колизей стали сначала просто поддерживать, а потом постепенно и реставрировать. Работы идут и по сей день.

После очередной реконструкции, в 2010 г., для посетителей были открыты тоннели, по которым проводили к арене гладиаторов и несчастных животных.

Источник: solnzeitalii.ru

Рейтинг
Загрузка ...