О проблемах подготовки инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львович И.Я., Преображенский А.П.
В статье рассматривается анализ некоторых проблем, касающихся подготовки инженерных кадров . Указаны основные характеристики инженеров, обозначены составляющие профессиональной подготовки специалистов
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Львович И.Я., Преображенский А.П.
ABOUTTHEPROBLEMSOFENGINEERINGEDUCATION
The paper considers the analysis of some problems concerning the training of engineering personnel . The main characteristics of engineers are pointed out, the components of professional training are identified
Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки инженерных кадров»
О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
И.Я.Львович, А.П. Преображенский
В статье рассматривается анализ некоторых проблем, касающихся подготовки инженерных кадров. Указаны основные характеристики инженеров, обозначены составляющие профессиональной подготовки специалистов
Бартоломей П.И.«Проблемы вузовской подготовки инженерных кадров для электроэнергетики»
Ключевые слова: инженерные кадры, обучение, профессионализм
Профессия инженера была востребована в нашей стране уже в течение многих лет. Это связано большей частью с тем, что обучение на соответствующей специальности было достаточно сложным, а работа специалистов касалась специфического математического аппарата и умения делать графические построения.
Исторически сложилось, что более половины из специалистов в России, получавших высшее образование — это инженеры.
Инженерный труд определяет ту сферу, в которой используются профессиональные навыки: осуществление хозяйственной деятельности, проведение обработки изделий, планирование экономических характеристик производства, конструирование технических устройств.
Целью данной работы является анализ некоторых проблем, касающихся подготовки инженерных кадров.
Отметим характеристики инженера [1].
1.Инженер в своей работе использует технические средства. В этой связи эффективность его деятельности определяется возможностями пространственного воображения, технического мышления, творческой наблюдательности. То есть, требуются творческие подходы.
Именно то, каким образом действует инженер и определяет характеристики качества и надежности как отдельных частей разных механизмов, так и общее качество технических установок. Сейчас можно наблюдать довольно частое проявление разных аварий, которые происходят как в нашей стране, так и за рубежом, которые связаны с техническими неполадками, невысоким уровнем качества производящейся техники.
Это ведет к тому, что необходимо развитие психологических наук, направленных на решение проблем инженерных кадров. В ряде случаев инженеры являются начальниками подразделений, что определяет необходимость использования организаторских способностей.
Бартоломей П.И.«Проблемы вузовской подготовки инженерных кадров для электроэнергетики»
2.Инженеры имеют помимо общих знаний, связанных с естественнонаучным направлением с учетом его специальности, хорошую подготовку в области высшей математики, инженерной графики,
материаловедении и других специальных дисциплин. Уже со школы они уделяют серьезное внимание изучению химии, физики, математики.
3.С точки зрения конкретного места работы, инженер может реализовать свои способности на предприятиях самого разного профиля, и находиться на должностях от рядового сотрудника до менеджера высшего звена организации.
С развитием технического прогресса изменились возможности инженеров. Для простых промышленных применений могло быть достаточно труда даже одного человека. Но сейчас для того, чтобы довести техническую идею до ее практической реализации требуется привлечение целых групп специалистов.
Это связано, в том числе и с тем, что одни работники конструируют, изобретают технику, а другие обеспечивают процессы ее выпуска на предприятиях.
Происходит непрерывная специализация инженерно-технических работников, направленная на обеспечение функционирования как внешних, так и внутренних функций организации.
специалистов определяется совокупностью составляющих [2-4]:
1.Ощущение человеком своего места в обществе, его гражданские качества.
2.Профессиональные интересы, желание эффективно работать.
3.Хорошие интеллектуальные способности, психическая устойчивость. Высокие показатели по состоянию здоровья.
4.Формирование тех качеств, которые являются специфическими для выбранной профессии.
5.Наличие знаний и опыта.
Анализ показывает, что нельзя говорить о полной профессиональной пригодности человека до его работы в выбранной сфере, поскольку его подготовка идет в ходе трудовой деятельности.
Выделяют разные уровни профессиональной пригодности инженера [5]. Например, можно отметить такие:
1. Человек непригоден к определенной профессии. Причем эта непригодность может быть как временной, так и постоянной. Невозможность работы обусловлена или проблемами со здоровьем или возникают педагогические противопоказания.
2.Существует годность к какой-либо профессии. Этот уровень характерен тем, что у наблюдаемого человека не выделяют
противопоказания. В таком случае, скорее всего работник будет показывать хорошие результаты в выбранной им инженерной сфере деятельности.
3. Наличие степени высокого соответствия определенной области деятельности. При этом отсутствуют не только противопоказания, но и существуют личные качества, характерные для определенной совокупности профессий.
4. Человек имеет призвание к выбранной области деятельности. В таком случае можно говорить, что в различных компонентах профессиональной пригодности наблюдаются условия соответствия работника характеристика сферы его деятельности. То есть, трудящиеся заметным образом выделяются среди своих коллег.
В соответствии с вышесказанным, группа исследователей под руководством Т.В.Кудрявцева проводила исследования технического мышления в 70-х — 80-х гг. 20 века [6]. Рассматривался подход, который был связан с анализом экспериментальных данных: характеристик решения технических проблем, результатов наблюдений.
Исследовались представители различных групп, начиная от школьников и заканчивая взрослыми, которые заняты профессиональной деятельностью.
В структуре технического мышления исследователи обнаружили три компоненты. Понятийная компонента дает возможности формирования технических понятий. Образная компонента исходит из того, что возникает сложная система образов и требуется правильным образом оперировать ими. В практической компоненте считается, что необходимо осуществлять
обязательную проверку на практике полученных решений.
С развитием новых отраслей производства менялись и уровни развития технического мышления.
В развитии технического мышления интересно отметить несколько составляющих. Первая из них касается выделения некоторых признаков, которые относятся к области практической деятельности: высокая степень самостоятельности при решении практических задач, применение творческих подходов.
Вторая рассматривает характеристики технического мышления с точки зрения совокупности технических знаний и методов, которые позволяют достичь их усвоения, это касается большей частью знаний в области физики. Третья составляющая позволяет осуществить связи базовых компонентов технического мышления и некоторых общих способностей людей, когда решаются технические задачи: способность к рассуждению, проведению логических связей.
Если говорить об инженерном мышлении людей в современных условиях, то необходимо рассматривать сложную систему, в которую входят процессы синтеза как теоретического, так и практического мышления, опирающиеся на научный базис, а также образное и логическое мышление.
Инженеру необходимо совмещать различные подходы. При осуществлении развития научного мышления одну из основных ролей связывают с фундаментализацией образования, овладением фундаментальными науками [7-10]. На практике инженер соотносит знания из фундаментальных наук с особенностями практических объектов и их техническими моделями, которые формулируются в технических науках.
В нашей стране проблемы качественной подготовки представителей инженерного корпуса (инженеров), стали активно рассматриваться в последние два десятилетия. Решение этих проблем большой мере зависит от того, какие его личностные качества, от того, как гармонично идет взаимодействие инженера и его профессии.
Для того, чтобы требуемым образом проводить формирование личности инженера требуется сделать определенные шаги. В первую очередь, необходимо определить каким образом происходит изменение личностных характеристик инженера при процессах их профессионального роста, что позволит осуществлять управление ими.
Также, важно проводить наблюдение за ключевыми психологическими параметрами, определяющими характер людей.
При исследовании особенностей личности инженера необходимо стремиться к достаточно полному описанию изменению личностных характеристик в различных подсистемах личности инженера. Это позволит проводить исследования связей профессиональных и личностных характеристик.
инженеров, которые готовы к осуществлению инновационных видов деятельности, требуется проводить в различных направлениях — по вертикали и по горизонтали. При этом необходимо комплексное рассмотрение трех этапов: довузовского, вузовского и послевузовского.
В рамках первого этапа идет знакомство с особенностями будущей деятельности инженера, дается определение мотиваций, склонностей, личных качеств, предрасположенностей к избираемой профессии.
В рамках вузовского этапа происходит рассмотрение профессионального и личностного вхождения в реальную работу; реализуются процессы развития степени готовности к ней; формируются и корректируются профессионально-ценностные ориентации, мотивации, качества, свойства личности, которые способствуют успешной деятельности; профессиональное сознание и самосознание укрепляются.
В рамках послевузовского этапа идет развитие личностно-профессионального потенциала инженера, его творческих качеств и индивидуальных характеристик деятельности; личность профессионала совершенствуется.
В вузах необходимо стремиться к тому, чтобы получать отзывы работодателей о профессиональной деятельности выпускников,
выбравших инженерные профессии, причем эти отзывы положительно оценивают характеристики качества их подготовки.
При анализе основных критериев оценок качества при профессиональной подготовке инженеров следует выделить помимо необходимого объема знаний, уровни развития технического мышления, наличие соответствующих творческих способностей, степени полученных инженерных умений и особенности характеристик в психологической структуре личности.
В течение ряда лет в нашей стране развивались такие сложные области техники, как авиация, космонавтика, тяжелое машиностроение и другие. Значительная роль в том, чтобы повышении качества сложных технических устройств (ракеты, самолеты, автомобили) принадлежит инженерам. При этом создавались новые вузы с новыми специальностями, увеличивалось число студентов.
Но при этом рост качества специалистов был не очень большим. Возникновение крупных технических аварий в последнее время говорит о необходимости усиления работ в сфере подготовки инженеров.
Программная инженерия в высокой степени чувствительна к действию человеческого фактора в ходе реализации масштабных системных проектов, результат которых зависит от эффективности коммуникативных стратегий взаимодействия с заказчиками, руководителями и членами проектных групп, конечными пользователями; от слаженности командной работы в рабочих группах и больших коллективах; от умения управлять творческими коллективами, выполняющими сложные проекты в режиме реального времени; от умения идентифицировать и правильно использовать потенциал каждого из членов проектной группы, а также поддерживать оптимальный уровень собственной мотивации и личной эффективности. Перечисленные факторы описывают необходимость формирования и развития психологической компетентности программных инженеров.
Оценка возможностей трудоустройства выпускников инженерного вуза определяет необходимость решения некоторых задач:
-важно изучить желание студентов к работе после выпуска из стен вуза. Из них могут быть желающие продолжать свое обучение в аспирантуре или осуществлять подготовку в рамках еще одного образования, в том числе и по другому профилю. Часть выпускников мужского пола планируют свой призыв на военную службу, и даже продолжение этой службы в рамках заключенного контракта.
-необходимо знать состояние в данный момент рынка труда на основе проводимого мониторинга. При этом происходит выявление тех вакансий, которые наибольшим образом востребованы, а также учебных заведений, позволяющих проводить соответствующую подготовку специалистов и устраивающих на работу наибольшее количество выпускников. Отмечаются также вузы, которые наименьшим образом
преуспели в устройстве на работу инженерных кадров.
На формирование технического мышления студентов может оказать положительное влияние научной работой в стенах вуза [11-17].
Подготовка научной работы содержит в себе несколько шагов, прежде всего, требуется ответить на вопросы о ее целях. При формировании статей, тезисов, докладов можно излагать новые результаты по проведенным исследованиям или анализу рассматриваемых работ, для того, чтобы обосновать определенные положения. И это будет вести к тому, что студент должен работать над собой, проявляет усердие, ему необходимо применять комплекс базовых знаний, который он получает на аудиторных занятиях и развивает их, работая в библиотеке, осуществляя поиск в Интернете, обсуждая результаты со своим научным руководителем или коллегами-студентами.
Чтобы подготовка инженеров в вузе проходила в комфортных условиях необходимо в группах создавать благоприятный психологический климат, избегать отчуждения, разобщенности, психической напряженности и конфликтов [18-24].
Вследствие плохого настроения происходит снижение результатов умственного труда более чем на 70%. Конфликты можно нивелировать если в группах, формировать деловые отношения. То есть, задание основ деловых взаимоотношений ведет к стабильной работе вуза.
Для того, чтобы была возможность получения информации деканатами и службами института о том, что происходит в студенческих группах, необходимо проводить периодические
психологические обследования студентов. При этом можно использовать различные опробованные психологические методики в совокупности с социометрическим обследованием.
Таким образом, проблему подготовки инженерных кадров необходимо решать в комплексе с рассмотрением профессиональных, личностных и психологических особенностей студентов с использованием современных информационных, педагогических, технических разработок.
¡.Свиридов В.И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров / В.И.Свиридов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С.151-152.
2.Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов / М.Ю.Павлова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С.234-237.
3.Павлова М.Ю. Проблемы адаптации специалистов / Павлова М.Ю., Преображенский А.П. // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4. С. 70-73.
4.Жданова М.М. Вопросы формирования профессионально важных качеств инженера / М.М. Жданова, А.П. Преображенский // Вестник Таджикского технического университета. 2011.
Т. 4. № -4. С. 122-124.
5.Минкова Е.С., Церех О. О. Профессиональная пригодность к инженерно-управленческой деятельности на транспорте / Е.С. Минкова //Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып.
5. С. 68—71.
6.Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. / Т. В.Кудрявцев // М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
7.Шаева Т.В. Освоение метода познания на учебных занятиях по физике в медицинском вузе / Т.В.Шаева, Е.В.Дмитриев, Т.В.Лыкова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С.246-248.
8.Плотникова Л.В. Роль и перспективы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности / Л.В.Плотникова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С. 238-240.
9.Сыщикова Д.С. О возможностях использования мультимедийной техники в образовательном процессе / Д.С.Сыщикова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С. 111-112.
10. Рябинин В.В. Моделирование разбиения информационного процесса на многослойную иерархическую структуру / В.В.Рябинин // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С. 85-87.
11.Комков Д.В. Характеристики автоматизированной подсистемы формирования научной группы / Д.В.Комков // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С.146-149.
12.Преображенский А.П. О проблемах студенческой научной работы / А.П. Преображенский // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С. 240-243.
13.Гусев М.Е. Проблемы подготовки специалистов в области информатизации образования / М.Е. Гусев, Т.А. Жигалкина, О.В. Хорсева, Е.А. Круглякова, А.П.
Преображенский // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 223.
14.Преображенский А.П. Проблемы подготовки специалистов в современной высшей школе / А.П.Преображенский, Д.В.Комков, Г.А. Пекшев, М.С.Винюков, Г.И.Петращук // Современные исследования социальных проблем.
2010. № 1. С. 66-67.
15.Львович Я.Е. Подход к процессу подготовки специалистов на основе средств автоматизированного обучения / Я.Е.Львович, В.Н.Кострова // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006.
Т. 2. № 3. С. 5-8.
16.Львович Я.Е. Оптимизация перераспределения инвестиций на развитие ИКТ в регионе с использованием экспертных знаний / Я.Е. Львович, Д.А.Недосекин // Вестник Воронежского государственного технического университета.
2013. Т. 9. № 4. С. 82-83.
17.Львович Я.Е. Комплексный подход к инновационному развитию системы образования Воронежской области / Я.Е.Львович // Инновационный Вестник Регион. 2006. № 6. С. 2-5.
18.Солдатова Е.Л. Об организации системы психологического сопровождения в вузе / Е.Л.Солдатова // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006.
С. 29-30.
19.Кислова В.С. Система психологического сопровождения в вузе: Болонское измерение /В.С.Кислова // Психология образования: культурно-исторические и
социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006.
С. 67-68.
20.Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И.Э. Ярмакеев // Высшее образовании в России. — 2004. — № 9. — С. 64 — 70.
21.Друганова Л.П. Активизация мыслительной деятельности студентов через кроссворд / Л.П.Друганова, Т.В.Шаева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.
С.230-233.
22. Бондарев Я.П. Интеллектуализация управления изменениями в деятельности вуза на основе мониторинго — рейтинговой информации / Я.П.Бондарев, Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 13.
23. Васильева К.С. Проблемы развития дополнительного профессионального образования / К.С.Васильева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12.
С. 240-244.
24.Сутолкина А.В. Возможности развития студенческой научной работы / А.В.Сутолкина // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12.
С. 245-248.
Панъевропейский университет, Словакия Воронежский институт высоких технологий
I. Lvovich, A.P. Preobrazhensky
The paper considers the analysis of some problems concerning the training of engineering personnel. The main characteristics of engineers are pointed out, the components of professional training are identified
ИсточникПроблемы подготовки инженерных кадров
Современная доктрина образования рассматривает высшее инженерное образование как одну из самых массовых подсистем в целостной системе высшего профессионального образования.
В.А. Журавский, В.Н Приходько, И.С. Федоров [4] отмечают, что сегодняшнее состояние отечественной системы инженерного образования, как и секторов реального производства и научно-технической сферы, в значительно большей степени, чем в других странах мирового сообщества, противоречит перспективным потребностям и национальной безопасности России. Это, как подчеркивают А.В.
Долженко и В.Л. Шатуновский [2], есть следствие сориентированности системы подготовки инженеров исключительно лишь на предметные знания, умения и навыки. Традиционная модель учебного процесса в техническом вузе ориентирована в основном на формирование репродуктивного типа деятельности; способные, творческие люди в этом случае появлялись не благодаря, а скорее вопреки системе.
Совершенствование системы инженерного образования должно базироваться на анализе кардинальных реформистских сдвигов в научно-технической и социально-экономической сферах деятельности в XXI веке. Сегодня необходимы: системное представление целей и ценностей инженерной деятельности в будущем; учет складывающейся философии профессионального образования; учет личностных особенностей специалиста-инженера в его собственном способе вхождения в инженерную культуру; установка на саморазвитие и профессиональное творчество; учет связей учебных дисциплин различных блоков учебного плана подготовки инженеров и т.д.
Мировой рынок труда специалистов с высшим техническим образованием характеризуется состоянием возрастающей конкуренции, так как за последние 40 лет численность обучающихся в вузах возросла в 6 раз, а численность рабочих мест лишь в 1,8 раза. Трудоустройство выпускников вузов, в том числе и технических, является глобальной проблемой.
В условиях рыночной экономики происходит перераспределение «профильных» долей высшего образования. В частности, доля высшего технического образования уменьшилась с 48% в 1985 г. до 30,5% в 2000 г. По инженерным специальностям сегодня в России обучаются 1,3 млн. студентов.
Неопределенность и неустойчивость российского рынка труда являются весомыми аргументами против подготовки узкопрофильных специалистов, в том числе и инженеров, так как это затрудняет их профессиональную мобильность. Судя по результатам социально-статистических исследований, можно сделать обнадеживающее заключение об увеличении в перспективе спроса на специалистов инженерного профиля.
Система инженерного образования призвана создать условия для эволюционного формирования новой генерации высокообразованных профессионалов в области инженерии, для которых установка на саморазвитие, профессиональную культуру и мастерство, выработку индивидуального стиля деятельности являются приоритетными на протяжении всей жизни.
В качестве основы для определения требований к инженеру и к содержанию инженерного образования разрабатывается система целей, функций и структур инженерной деятельности. Система профессиональной подготовки будущего специалиста технического вуза должна предусматривать существенное усиление интеллектуальных аспектов профессионального образования.
Под интеллектуализацией профессиональной подготовки, следуя Г.И. Егоровой [3], будем понимать то, что будущий инженер владеет не только суммой знаний, умений и навыков, но и системой интеллектуально значимых качеств, необходимых ему в будущей профессиональной деятельности.
Имеются исследования, посвященные таким вопросам, как:
- раскрытие теоретических основ формирования профессиональной компетентности будущего инженера в техническом вузе в процессе обучения различным дисциплинам;
- описание психологической сущности профессиональной инженерной деятельности;
- вскрытие педагогических проблем обучения будущего инженера в техническом вузе;
- определение педагогических основ профессиональной инкультурации студентов технических вузов и т.д.
Интерес представляют вопросы, относящиеся к содержательной конкретизации целей обучения, направленные на формирование профессиональной компетентности будущего инженера. Разработаны [1] принципы формирования доктрины инженерного образования: общесистемные принципы, принципы формирования требований к инженерной деятельности, принципы формирования содержания инженерного образования, принципы перехода на новые образовательные технологии в подготовке инженера, принципы поддержки на общественно значимом уровне качества инженерного образования, организационные принципы формирования инженерной доктрины.
В настоящее время особо актуальны теоретико-методологические проблемы и прикладные вопросы обеспечения качества образования в современном техническом вузе. Качество образования определяют (С.Е. Шишова, В.А.
Кальней) как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Следует подвергнуть специальному глубокому и разностороннему исследованию такие вопросы, как:
- проблемы управления качеством образовательного процесса;
- формирование системы управления качеством образования в техническом вузе;
- организационно-правовое обеспечение качества управления образовательного процессом;
- внутривузовские оценки системы качества образования;
- социально-психологические аспекты обеспечения качества технического образования;
- профессиональные качества преподавателя как центральное звено обеспечения качества образования в техническом вузе;
- информационная образовательная среда современного технического вуза как фактор повышения качества образования;
- образовательные технологии и их влияние на повышение качества образовательного процесса и др.
Не менее значимым является и решение таких проблем, как:
- оценка качества деятельности преподавателя вуза;
- повышение квалификации преподавателей;
- повышение качества открытого дистанционного образования;
- обеспечение качества подготовки студентов в системе госбюджетного и контрактного обучения;
- разработка концепции управления качеством технического образования;
- мониторинг качества образования и др.
Насущной, своевременной становится проблема создания и совершенствования внутривузовских систем менеджмента качества с использованием традиций российского инженерного образования и имеющихся европейских и мировых тенденций и достижений. В связи с повышением качества технического образования особую озабоченность вызывает уровень сформированности у будущих инженеров информационно-коммуникационных компетенций (базовых, ключевых, специальных).
Заметим, что повышение качества образования обеспечит высокую конкурентоспособность будущего инженера в условиях острой конкурентной борьбы за обеспечение рабочим местом, а также за качество выполняемой работы.
- Агранович Б.Л., Похолков Ю.П. Основные принципы формирования национальной доктрины инженерного образования России. //Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества. — Новосибирск: ГЦРО, 2000. — С. 24 — 38
- Долженко А.В., Шатуновский В.Л. Современные методы обучения в технических вузах. — М.: Высшая школа, 1990.
- Егорова Г.И. Интеллектуализация профессиональной подготовки специалиста технического вуза: Автореф. дис. на соиск. уч. степени доктора педагогических наук. — Санкт-Петербург: Изд-во ИОВ РАО, 2005. — 50 с.
- Журавский В.А., Приходько В.Н., Федоров И.С. Высшая техническая школа на рубеже веков //Высшее образование в России. — №1. — 1999.
- Татьяненко С.А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе. — Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — Омск: Изд-во ОмГПУ. — 23 с.
Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 26.08.2005г.
ИсточникVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В современном обществе образование не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Гораздо важнее сформировать у будущего специалиста вместе со способностью воспринимать учебный материал и потребность постоянно обновлять свои знания при помощи новых информационных технологий, быть готовым работать с ними.
Аспекты практического использования полученных научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач.
Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.
В связи с этим важна рациональная организация преподавания точных наук, существенно опирающаяся на многообразные дидактические и инструментальные возможности современного аппаратного и программного компьютерного обеспечения [7]. Компьютеризация — необходимый фактор профессиональной подготовки специалистов на современном этапе развития высшего образования.
Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий-обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, уровня развития студенческого коллектива и т.д. [2].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность – в данном случае учебную. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, условий. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к обучаемому и своей профессии; в-пятых, – спецификой учебного предмета [5].
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Иерархичность строения мотивационной сферы подчеркивала А. К. Маркова, отмечая, что в нее входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [4]. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.
На основе результатов ряда исследований можно сказать, что мотивация профессионального обучения студентов инженерных специальностей в вузе имеет существенные различия. Это позволило определить специфику динамики, а также социально-психологических особенностей мотивации профессионального обучения студентов инженерных специальностей.
Так, для студентов первого курса наибольшее значение имеют учебно-познавательные мотивы и мотивы профессионального становления. Данный факт можно объяснить тем, что на данном этапе происходит адаптация студентов к вузу.
Необходимым условием успешного завершения данного процесса является освоение студентами методов обучения и, как следствие, формирование индивидуального стиля обучения. Высокое значение мотивов профессионального становления обусловлено тем, что представление о выбранной профессии на первом курсе во многом является иллюзорным, идеальным. Студенты первого курса пока еще не владеют достаточной объективной информацией о специфике будущей профессиональной деятельности, ее целях, задачах.
Для того, чтобы понять каких методов придерживаться при обучении будущих инженеров необходимо коснуться инженерной психологии. Данная наука занимается изучением того, как и с какими последствиями взаимодействует человек с машинами и приборами, как влияют на человека машины и приборы, что способствует быстрой утомляемости человека в процессе труда и что способствует сохранению им в течение длительного времени внимания и работоспособности. Зная всё это, можно выработать соответствующие рекомендации обучения будущих инженеров для дальнейшей работы в системе «человек-машина».
В основе исследований инженерной психологии лежит тот факт, что окружающий нас мир, процессы и явления в нём человек воспринимает через зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные органы и с той или иной степенью адекватности реагирует на воспринимаемую информацию. Именно эти два процесса — восприятие и реакция — лежат в основе нашего взаимодействия с техническими устройствами. Человек в системе «человек-машина» функционирует по-разному:
в качестве только наблюдателя, т. е. функция человека, состоит впассивном наблюдении за происходящими в машине процессами. Такойвид деятельности присущ полностью автоматическим системам, а присутствие человека необходимо для дополнительной к существующимавтоматическим средствам регистрации протекающих в системе процесссов и фиксации происходящего; иногда наблюдатель наделяется правомостановки автоматической системы, если система по каким-то причинамначинает функционировать не так, как ей положено;
в качестве корректора функционирования технического устройства, когда его параметры выходят за установленные нормы и его автоматические системы регулирования по каким-то причинам не обеспечивают поддержание заданных параметров или режимов;
в качестве управляющего функционированием технической системы, когда человек с помощью приборов определяет состояние системы и, манипулируя органами управления, поддерживает её в рабочем состоянии.
Общим для всех трёх функций человека в системе является то, что он не просто воспринимает происходящее, но реагирует на сигналы о состоянии системы и в случае надобности однозначно и правильно принимает решение о воздействии на систему, приводящем её к нормальному режиму работы.
На любой из этих стадий человек может ошибиться и оказаться в одной из следующих четырёх ситуаций:
заметить ошибку и сразу же исправить её — немедленное реагирование на ошибку;
заметить ошибку, но не исправить её, посчитав, что ошибка совершена небольшая и она не приведёт к серьёзным осложнениям, решение, которое может свидетельствовать как о большом опыте, так и о небрежности, малом опыте или недостаточной подготовке;
не заметить ошибку, но исправить результат её воздействия на систему после выполнения ею нескольких последующих операций — замедленное реагирование на ошибку;
не заметить и не исправить ошибку — отсутствие реагирования на ошибку.
Из этого следует необходимость создания условий для активного личностно-профессионального развития студентов инженерных специальностей на этапе обучения в вузе.
Привлечение новых информационных технологий в инженерное образование способствует подготовке специалистов к использованию программных средств в решении многих инженерных задач в учебной и дальнейшей трудовой деятельности.
Решение задач с использованием компьютерных систем на практических занятиях по дисциплинам «Рентгеноструктурный анализ», «Механические свойства материалов», «Инженерная графика» является наиболее эффективным способом закрепления новой информации.
Подготовку будущих инженеров следует рассматривать как процесс, в результате которого достигается наивысший уровень сформированности инженерных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств. Энергичному внедрению информационных технологий в учебный процесс способствуют исследования многих ученых, доказывающих положительную роль использования компьютера при обучении различным предметам в подготовке будущих специалистов — выпускников школ, средних учебных заведений и Вузов.
Теоретические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Н.В.Апатовой[1], А.П.Ершова[3] , М.П. Лапчика[6], B.М.Монахова [8], И. В.Роберт[9].
Профессиональная деятельность инженеров на современном этапе, которая заключаются в приоритете проектной деятельности. Таким образом, для эффективного выполнения своей работы инженеры должны проявлять индивидуальность, самостоятельность и независимость мышления. Для этого необходимо формирование у студентов — будущих инженеров профессионально значимого свойства — автономности, способствующего повышению у них в процессе профессиональной подготовки ответственности за результат обучения, развитию навыков самообучения и самоконтроля, стимулированию самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.
Глобальные изменения, затрагивающие все сферы современного общества, касаются в первую очередь стремительного развития технической сферы и, следовательно, значительно влияют на деятельность инженеров, обеспечивающую создание и обслуживание технических объектов. Повышение научно-технических и производственно-технологических потребностей общества, рост объема производства и исследований в аэрокосмической и других высокотехнологичных отраслях, значительная ответственность за качество выполняемых инженерами заказов, осуществление их профессиональной деятельности в среде с высокой степенью неопределенности и конкуренцией, изменение ее информационного обеспечения, а также увеличение ответственности за результаты деятельности и необходимость решения глобальных проблем современного общества обусловили повышение требований к качеству профессиональной подготовки студентов — будущих инженеров.
Бабанский Ю.К. Оптимизация уебно-воспитательного процесса. М: Просвещение,1982. — 192с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 512с.
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.:1970. — 156с.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. — М.: Просвещение,1983. -96с.
Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза / Ю.М. Орлов. — М.: Педагогика, 1984. — 145 с.
Очков В.Ф. Matead для студентов и инженеров. М.: Издательство МЭИ, 2001 — С.5.
Прохоров А.Ф. Конструктор и ЭВМ. -M.:Машиностроение, 1987. 272с.
Северцев В.А., Татур Ю.Г. Контроль в системе управления качеством. Вестник высшей школы, 197 8,№11 — С.16.
Чекмарев A.A., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. М: Высшая школа, 2001. — 138с.
Источник