Программа элективного курса по профориентации «Школа инженерной культуры» (для физико-математического класса) класса)
элективный курс (11 класс) по теме
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор и конфигурирование ресурсов и технологий, необходимых для их решения, а также воспитание культуры инженерной деятельности, как системы присвоенных учеником установок, ограничений, подходов, норм собственной работы и отношения к ее материалу и результатам. Формирование инженерного мышления и инженерной культуры происходит, преимущественно, за счет практических исследований школьниками современных производственных систем и технологических условий их эффективности; пробно-проектной деятельности учеников по разработке и оптимизации технологических систем, связанной с решением реальных производственных задач; организации содержательной коммуникации между школьниками по вопросам теории и практики работы с техникой и изобретательской деятельности; прохождения через разнообразные игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Урок №1 из полного курса подготовки к школе (всего 34 урока)
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в технических вузах. Программа элективного предмета «Школа инженерной культуры» составлена на основе программы «Школа инженерной культуры», автором который является Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, доктор философских наук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЯНАО г. Губкинский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано на заседании МС: Утверждено приказом протокол № 1 № 239/1 от16.09.2011
от 09.09.2011 Директор школы:
председатель МС Шульга И.В.
«Школа инженерной культуры»
Учитель: Раянова Г.Р.
Программа составлена на основе программы «Школа инженерной культуры» (автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук)
Составитель: Раянова Г.Р.
Профессия «Инженер» в наибольшей степени связана с постановкой и решением задач относительно заданного материала, с применением технологий, состав и качество которых могут варьироваться сообразно обстоятельствам, в изменчивых условиях и при большом количестве приходящих факторов, которые зачастую невозможно полностью просчитать заранее.
Проектный способ организации деятельности, ставший в наше время основных для большинства отраслей, сформировался как специфически инженерный. Инженерия же в ситуации современной России является приоритетной отраслью, обеспечивающей постоянное обновление производства и его адаптацию к сложным природным и социально-организационным условиям, для поддержания его конкурентоспособности в рыночном взаимодействии с развитыми странами.
Программа подготовки кадров «Уральская инженерная школа»
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор и конфигурирование ресурсов и технологий, необходимых для их решения, а также воспитание культуры инженерной деятельности, как системы присвоенных учеником установок, ограничений, подходов, норм собственной работы и отношения к ее материалу и результатам. Формирование инженерного мышления и инженерной культуры происходит, преимущественно, за счет практических исследований школьниками современных производственных систем и технологических условий их эффективности; пробно-проектной деятельности учеников по разработке и оптимизации технологических систем, связанной с решением реальных производственных задач; организации содержательной коммуникации между школьниками по вопросам теории и практики работы с техникой и изобретательской деятельности; прохождения через разнообразные игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в технических вузах. Программа элективного предмета « Школа инженерной культуры» составлена на основе программы «Школа инженерной культуры», автором который является Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, доктор философских наук.
Целью настоящей программы является формирование у школьников системного и целостного представления об инженерной деятельности как одной из сфер занятости и одновременно типе организации человеческой практики, с самоопределением участников к ней как к сфере собственной работы в течение жизни и с формированием собственных стратегий и проектов в рамках этой сферы.
Для достижения обозначенной цели, ставятся и решаются следующие задачи:
- сформировать и удержать познавательный и исследовательский интерес школьников к инженерии как к профессиональной сфере и как к типу организации практики, на всем протяжении реализации образовательной программы;
- обеспечить знакомство школьников с основными принципами, приемами, задачами и проблемами современной инженерной деятельности, а также наиболее вероятными тенденциями ее развития и точками роста (преимущественно, посредством организации собственной исследовательской деятельности учеников);
- создать условия для собственной пробно-проектной деятельности школьников в сфере технико-технологических разработок, включающей в себя постановку задачи, исходящей из реальных потребностей производственного процесса, анализ имеющихся технологий, выстраивание связной последовательности действий и системы условий для решения поставленной задачи;
Участники курса : учащиеся 11 –го класса г. Губкинский заинтересованных/участвующих в научно-практических конференциях, ориентированных на профессионализацию в области инженерной деятельности или точных и естественных наук, в частности, на получение образования в ведущих высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Основные мероприятия в рамках курса:
- образовательные экскурсии в учебный центр ООО «РН – Пурнефтегаз»;
- образовательные экскурсии по профилю;
- экскурсии на месторождения «Губкинский газовый промысел», Комсомольский газовый промысел»;
- показ к/ф;
- презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- начальные навыки этих профессий;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда;
- о технических вузах, факультетах.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях .
Содержание программы (11 класс)
- « Инженерные специализации » (14 профессий) (знакомство с профессиями – 34 ч .)
Знакомство с миром профессий по данному направлению. Что такое профессия. Признаки профессии. Классификация профессий. Получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях инженерной культуры. Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии.
Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. Ответы на вопросы: «ЧТО Я ХОЧУ?», «ЧТО Я МОГУ?» . Основные шаги выбора профессии. Требования к уровню образования.
Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.
ИсточникИнженерный класс в московской школе. Особенности, программа и задачи проекта
Проект «Инженерный класс в московской школе» стартовал в 2015 году в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы. Такие классы организованы в 110 школах Москвы на базе 10-11 классов В проекте участвует около 25 Федеральных ВУЗов Москвы и области и большое количество предприятий Москвы, работающих в индустрии высоких технологий (например, технопарки, РОСАТОМ и т.д.) (данные актуальны на 20.04.2020 года).
Что такое «Инженерный класс»
Инженерный класс — это новая модель профильного инженерного образования для школьников, где большое внимание уделено работе с одаренными детьми и с детьми, мотивированными на обучение именно по инженерному направлению. Программы обучения включают общеобразовательные и дополнительные предметы.
Данный проект помогает школьникам более точно и осмысленно выбрать направление будущей технической профессии и получить дополнительные знания вне школы. В инженерный класс может попасть школьник, завершивший обучение по мат.вертикали с 7 по 9 класс. Подробнее о проекте «Математическая вертикаль» и о том, как туда поступить, можно прочитать в нашей статье.
Задачи проекта «Инженерный класс в московской школе»
- Получение на базе школы профильного образования по естественнонаучному профилю инженерной направленности;
- Программа предполагает не только теоретическое, но и практико-ориентированное профильное обучение для качественной подготовки к освоению будущей профессии по инженерной специальности;
- Многоаспектная подготовка абитуриентов посредством взаимодействия с ВУЗами технической направленности, а также научно-производственными объединениями;
- Обучение и мотивация школьников к научно-исследовательской работе.
Отличие образовательной программы в «Инженерных классах»
Если сравнивать инженерный класс с профильным физико-математическим классом, то во втором просто увеличено количество часов на прохождение профильных предметов. В школе ученик получает огромное количество знаний, и только потом — в ВУЗе, он овладевает технологиями. В инженерном классе кроме профильного изучения предметов технической направленности есть еще возможность познакомиться с инженерными специальностями, попробовать себя в них.
Программа предполагает дополнительные часы для углубленного изучения математики (включая начала математического анализа), физику, информатику. Основное отличие такого класса — возможность самостоятельного выбора элективных или дополнительных курсов, которые ведутся преподавателями ВУЗа (например, НИУ МИЭТ). В качестве примера приведем такие курсы:
- Компьютерное черчение
- Коллоидная химия и основы нанотехнологии
- Альтернативная электроэнергетика
- Программирование в среде SCRATCH
- 3D-моделирование в программе Sketch Up
Профильные экзамены, олимпиады и мероприятия для учеников инженерных классов
Выпускники инженерных классов обязательно сдают предпрофессиональный экзамен. Что очень важно, такой экзамен даёт возможность получить дополнительные баллы для поступления в технический ВУЗ.
Учащиеся инженерных классов готовят проекты, которые могут быть представлены на конференции «Инженеры будущего», предпрофессиональной олимпиаде, соревнованиях по робототехнике, конкурсе проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей: проекты будущего», и многих других. Победа в таких конкурсах также дает возможность заработать баллы для поступления в ВУЗ.
Для учеников инженерных классов в НИУ МИЭТ организованы практические занятия и лекции в рамках проектов Департамента образования города Москвы «Университетские субботы», «Учебный день в технопарке».
Всё это дает возможность осознанного выбора будущей инженерной специальности. Кроме того, сейчас есть прекрасные возможности для демонстрации своих предпрофессиональных навыков и умений на чемпионате JuniorSkills «Молодые профессионалы Москвы».
* Фото взято на сайте ГБОУ «Школа «Свиблово»
Почитать обо всех инновационных образовательных проектах в московской школе:
ИсточникПрограмма инженерной подготовки в школе
Актуальность проекта
Проект создания инженерных классов -судо и авиастроительного профиля реализуется в
обеспечение решения задач, предусмотренных подпунктами «г», «д» пункта 19 Основ
государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса
Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных
Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2017 № 91, и в соответствии с
пунктами 65, 66 Плана мероприятий по реализации в 2021 — 2024 годах Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 2750-р, предусматривающий комплекс мероприятий по привлечению молодых специалистов в организации ОПК и закреплению их в этих организациях и по популяризации и повышении привлекательности работы в организациях ОПК путем развития технического творчества школьников, поскольку позволит обеспечить углубленную подготовку школьников по базовым естественно-научным дисциплинам, а также создать условия для профориентации школьников для их последующего
трудоустройства в организации оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК).
Варианты инженерных классов
создание непрерывной системы подготовки кадров для авиационной и судостротильной
отрасли благодаря формированию эффективной профильной предпрофессиональной
образовательной среды посредством интеграции общего и дополнительного образования
Авиастроение
Освоение учащимися инженерных классов технологических и цифровых
компетенций, а также навыков проектной, творческой и исследовательской деятельности
Судостроение
Повышение мотивации обучающихся к осознанному выбору профессий в
области науки, технологий и инноваций в рамках судостроительного профиля