Сметой устанавливается стоимость всего объекта и отдельных работ.
Отметим, что существует следующие способы строительства: хозяйственный, подрядный и смешанный.
При подрядном способе строительства организация привлекает специализированную строительную фирму со стороны. При подрядном способе заказчик (инвестор) и подрядчик разные субъекты. При хозяйственном способе строительные работы выполняет нестроительная организация для собственных нужд собственными силами (хозспособ), без привлечения специализированных строительных организаций. В настоящей книге мы подробно рассмотрим и подрядный способ строительства, и строительство хозяйственным способом.
Оформление проектно-сметной документации возложено на специализированную проектную организацию, независимо от того, каким способом осуществляется строительство — хозяйственным или подрядным. Самостоятельно производить разработку проектно-сметной документации могут только те организации, у которых в штате есть необходимое количество специалистов — инженеров, проектировщиков, сметчиков и так далее.
Как заказать полиэтиленовые пакеты с ручкой, какие данные нужно знать для заказа
Проектно — сметная документация утверждается руководителем организации, осуществляющей строительство.
Согласно Постановлению Госстроя Российской Федерации от 8 апреля 2002 года №16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 1 сентября 2003 года разрабатываемая сметная документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.
Общие положения порядка перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве сообщены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Госстрой Российской Федерации установил, что переходящие объекты могут быть закончены по сметно-нормативной документации, составленной в базе 1984 года. Индексация старой базы выйдет из употребления тогда, когда будет закрыта последняя смета переходящего объекта.
Стоимость работ в сметах указывается в двух уровнях цен:
· в базисном уровне, исходя из действующих сметных норм и цен;
· в текущем (прогнозном) уровне, основываясь на ценах, которые сложились к моменту составления сметы, или предполагаются ко времени строительства. Рассчитывая стоимость работ в текущих ценах, можно брать за основу базисные цены и умножать их на коэффициент, который учитывает удорожание материалов, рост заработной платы и так далее.
В настоящее время при составлении смет организации используют:
· в случае если в регионе утверждены территориальные единичные расценки — ТЕР-2001, то при использовании базисно индексного метода сметы необходимо составлять, применяя эти расценки;
· в случае если в регионе территориальные единичные расценки еще не утверждены, то необходимо использовать федеральные единичные расценки — ФЕР — 2001, которые разработаны в уровне цен базового района по состоянию на 1 января 2000 года;
Как использовать стили в формате PSD
· используя ресурсный метод при составлении смет, необходимо использовать Государственные элементные сметные нормы на работы:
— строительные — ГЕСН — 2001;
— ремонтно-строительные — ГЕСНр- 2001;
— монтажные — ГЭСНм — 2001;
— пуско-наладочные — ГЭСНп — 2001.
Отдельные сметы на виды и комплексы специальных строительных и монтажных работ, по которым нет сборников Государственных элементных сметных норм ГЭСН — 2001 и ФЕР — 2001, применяются сборники ЕРЕР — 84 и Ценники на монтаж оборудования, которые разработаны в уровне цен на 1 января 1984 года.
Порядок и особенности определения стоимости строительной продукции в городе Москве приведены в Письме Госстроя Российской Федерации 8 января 2004 года №НК-52/10 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве в городе Москве».
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №15 утверждены Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (далее — Методические указания) которые определяют принципы, и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.
Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в ГК РФ, Федеральном законе от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон №39-ФЗ), НК РФ, Методических рекомендациях по разработке ценовой политики организаций, утвержденные Приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 года №118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)», а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и других документах.
Методические указания согласованы с Минфином Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.
Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно — методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.
Нормативное обоснование общего положения по определению стоимости строительства и составления сметной документации можно найти в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного нормирования в данной отрасли включает в себя строительные нормы и правила: часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» и ряд других сметных нормативных документов.
Сметные нормативы используются для определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов.
Ø федеральные (общереспубликанские);
Ø ведомственные (отраслевые);
Ø региональные (местные);
Ø собственная нормативная база пользователя.
§ Ресурсный метод.
При применении этого метода все затраты суммируются в натуральном выражении в текущих ценах. При этом используются такие показатели, как расход материалов и комплектующих (штуки, квадратные метры), время использования строительных машин (маш./час), трудоемкость (чел/час).
§ Базисно — индексный метод.
По данному методу стоимость строительства определяется следующим образом: складывается стоимость укрупненных видов строительной продукции в базисных ценах, а полученный результат умножается на индексы пересчета базисных цен в текущие.
Для перерасчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться следующие индексы:
— к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам СМР);
— к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам СМР, а также по отраслям народного хозяйства).
§ Ресурсно-индексный метод.
При применении ресурсно-индексного метода стоимость строительства определяется в базисных ценах (на 1 января 2000 года) и умножается на индексы, которые приводят эти цены на сегодняшний уровень.
§ Базисно — компенсационный метод.
Этот метод представляет собой сумму стоимости работ и затрат в базисном уровне цен и возникшие дополнительные затраты, связанные с изменениями цен и тарифов на строительные ресурсы.
§ Использование данных о ранее построенных или запроектированных объектах.
В этом разделе мы рассмотрим, как отражаются в учете организации расходы, связанные с разработкой проектно-сметной документации. Как мы уже отмечали, разработку проектно-сметной документации производит специализированная фирма. В этой ситуации правоотношения между организацией и проектной организацией регулируются главой 37 ГК РФ «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ». В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статьей 759 ГК РФ установлено, что заказчик обязан предоставить подрядчику (проектировщику) исходные данные необходимые для составления проектно-сметной документации. Задание на выполнение проектно-сметной документации может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком, который будет осуществлять строительство. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Пунктом 2 статьи 759 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан соблюдать все требования, содержащиеся в задании, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ заказчик обязан уплатить проектировщику установленную цену полностью после завершения работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ. В том случае, если проектировщик понес дополнительные расходы, связанные с изменением исходных данных для выполнения проектно-сметной документации, не зависящих от него, то заказчик обязан их возместить.
Кроме этого, заказчик должен использовать проектно-сметную документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам, и не разглашать содержащие в ней данные без согласия проектировщика. Согласно указанной статье заказчик обязан участвовать вместе с проектировщиком в согласовании готовой проектно-сметной документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Бухгалтерский учет строительства объекта у заказчика (застройщика) ведется в соответствии со следующими нормативными документами по бухгалтерскому учету:
· ПБУ по учету долгосрочных инвестиций;
· Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №167 (далее — ПБУ 2/94);
· Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее — План счетов бухгалтерского учета).
В соответствии с пунктом 1.2 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, затраты, связанные с
«осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем — строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы»,
признаются долгосрочными инвестициями. Как уже было отмечено, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет долгосрочных инвестиций ведется на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств». На этом счете отражаются инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах соответствующего наименования.
Согласно пункту 3.1.1. ПБУ по учету долгосрочных инвестиций:
«В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
а) на строительные работы;
б) на работы по монтажу оборудования;
в) на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
г) на приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
д) на прочие капитальные затраты;
е) на затраты, не увеличивающие стоимости основных средств».
В соответствии с пунктом 4.7.1 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 3 октября 1996 года №123 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству» (далее — Инструкция №123) затраты на проектно-сметную документацию относятся к прочим капитальным затратам.
Стоимость работ проектной организации по разработке проекто-сметной документации на строительство для организации — заказчика (застройщика) является частью фактических расходов последнего на строительство. При принятии организацией (застройщиком) результатов выполненных работ по разработке проектно-сметной документации в учете делаются следующие записи:
«Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».
Следовательно, в налоговом учете расходы на проектно-сметную документацию для строительства нового объекта также как и в бухгалтерском учете, формируют первоначальную стоимость объекта.
Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство ».
Источник www.audit-it.ruПроектная документация на строительство объекта
Возведение любого объекта или его реконструкция всегда осуществляются в соответствии с заранее утверждённым проектом.
Проектная документация на строительство объекта позволяет контролировать ход строительных работ, грамотно рассчитывать смету и на его основании получать все необходимые разрешительные документы.
Состав проектной документации четко регламентируется нормами законодательства, заниматься ее изготовлением могут только узко квалифицированные специалисты, являющиеся членами действующих СРО. Проектом должна быть обоснована целесообразность и реализуемость строительных работ.
Содержит проектная документация в себе всегда текстовую часть и графическую. Для отдельных строительных работ такая документация является обязательной, для других – вовсе не требуется.
Понятие проектной документации
Проектно-сметная документация и проект – это не одно и то же. Проект является более общим понятием, которое может предполагать проекты перепланировки или дизайна. К проектной документации такие бумаги не будут иметь никакого отношения.
Что такое проектная документация, указано в ст. 48 Градостроительного Кодекса. Проектная документация – это совокупность материалов в текстовой и графической формах, определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства или реконструкции различных объектов.
Градостроительный Кодекс также указывает, что подготовка проектной документации обязательно должна проводиться при возведении или реконструкции объекта капитального строительства или линейного объекта.
Понятие проектной документации также регламентировано ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».
Разработка и оформление проектной документации требуется в обязательном порядке не для всех объектов. Не нужно подготавливать проектную документацию:
- на строительство коттеджа (ИЖС);
- на строительство садового или дачного домика.
Не нужен проект и для строительства некапитальных строений, тех, что не имеют прочной связи с землёй. К таким объектам относятся ларьки, навесы, киоски и прочие строения, не имеющие фундамента и легко транспортируемые с места на место.
В чем ее назначение?
Зачем нужна проектная документация, также указано в специальных нормативных документах и законах. К сожалению, многие подрядчики заказывают проектную документацию только потому, что этого требуют нормы закона. Саму целевую значимость документации они не осознают.
Проектная документация нужна:
Когда вновь построенный объект вводится в эксплуатацию, производится его оценка на предмет соответствия проектной документации. Сама эксплуатация помещения должна осуществляться в соответствии с видом разрешённого использования, требованиями технического регламента и проектной документацией.
При наличии проектной документации намного проще обеспечивать бесперебойный строительный процесс и снабжение разных структур строительства необходимыми ресурсами.
Кто разрабатывает?
Заниматься разработкой проектной документации может только организация, имеющая соответствующую лицензию. Сами документы обычно выглядят как целая книжка, найти полный образец их в сети Интернет практически нереально, а разобраться в нем – тем более.
Остановимся на том, кто проводит государственную экспертизу и составление проектной документации. Ст. 48 Градостроительного Кодекса говорит о том, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо для того, чтобы иметь право заниматься такой деятельностью, должны быть членами СРО.
К главным инженерам и главным архитекторам, которые осуществляют разработку проектов, предъявляются особые требования:
Если договор на разработку документации заключён не с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию здания, членство в СРО не требуется.
Застройщик и сам имеет право заниматься разработкой документов, но для этого ему придётся стать членом СРО. Лицо, которое разрабатывает проектную документацию, несёт ответственность за выполнение своей работы.
Перед заключением договора заказчик должен предоставить инженеру градостроительный план или проект планировки земельного участка, технические заключения о проведённых инженерных изысканиях и технические условия на подключение к коммуникациям.
Состав проектной документации
Что входит в состав проектной документации по различным строительным объектам, решает Правительство страны. Так указано в ст. 48 ГрК РФ.
В 2022 году требования о составе содержит в себе Постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Текстовая часть документации состоит из описания технических решений и ссылок на нормативную документацию, графическая состоит из чертежей, схем и планов.
Объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения имеют следующий состав разделов:
- Пояснительная записка.
- Схема планировочной организации земельного участка.
- Архитектурные решения.
- Конструктивные и объемно-планировочные решения.
- Сведения об инженерном оборудовании (система водоснабжения, система водоотведения, отопление, вентиляция и кондиционирование, сети связи, система газоснабжения, технологические решения).
- Проект организации строительства.
- Проект организации работ по сносу и демонтажу.
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды.
- Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
- Мероприятия по обеспечил доступа инвалидов.
- Смета на строительство объектов.
- Иная документация.
Для линейных объектов строительства состав проектной документации значительно скромнее. Состоит он всего из 10 разделов, подробно ознакомиться с которыми можно в Постановлении Правительства РФ.
Готовый проект строительства должен быть одобрен не только заказчиком, но и государством. Проектная документация на строительство объекта подлежит обязательной государственной экспертизе.
Чтобы пройти экспертизу, нужно заключить договор с местным органом власти и оплатить государственную пошлину. Порядок согласования с государственными органами власти строго регламентирован, занимает весь процесс не более 3 месяцев. Профессиональные эксперты проверяют требования законодательства, технические, экологические и санитарные нормы на соответствие проекту.
Ведомость объемов работ в проектной документации даёт возможность правильно рассчитать смету на строительство объекта. Сметы составляются обычно в виде локальных, сводных документов или на конкретные операции. Каждый раздел проектной документации имеет свой уникальный шифр.
Сколько стоит экспертиза и разработка документации?
Стоимость экспертизы проектной документации зависит от количества разрабатываемых разделов, от вида строения и его общей площади. Кроме того в расчёт берётся этажность, город расположения, количество жилой площади и иные ключевые параметры.
Государственная экспертиза стоит около 450 тысяч рублей, негосударственная – до 200 тысяч рублей.
Стоимость проведения экспертизы проектной документации определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 145.
Базовая стоимость проектной документации определяется по специальной формуле: БС пдж = (А + В*Хж + С*Уж)*Кн*Кс, где:
Если экспертиза проводится повторно, то ее стоимость составляет 30% от цены первичной экспертизы.
Чем отличается проектная документация от рабочей?
Помимо понятия проектная документация существует и часто употребляется понятие рабочая документация. Многие полагают, что данные бумаги по сути идентичны. Однако данные понятия не являются абсолютно схожими.
Законодатель не указал на чёткую очередность в составлении проектной и рабочей документации. Они могут составлять вместе или поочерёдно.
Отличие проектной документации от рабочей документации заключается в том, что проектная документация носит более обобщённый характер, а рабочая – более детальный. По сути они содержат одну и ту же информацию, но проектная документации более теоретически направлена, а рабочая – практически.
Для получения разрешения на ведение строительных работ достаточно предоставить проектную документацию. А когда государственная экспертиза уже пройдена, и устранены все недостатки, можно обращаться к рабочей документации, являющейся руководством к действию для строителей.
Разработка проектно-сметной документации для большинства объектов капитального строительства является обязательной. На основании неё проводятся строительные работы, рассчитываются бюджеты и необходимые ресурсы. Подготовкой документации занимаются специально лицензированных компании, несущие ответственность за подготовку проекта.
Источник expert-home.net