Реализация проекта капитального строительства

В Российской Федерации установят перечень мероприятий при реализации строительных проектов Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 275-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс

Реализация проекта капитального строительства

ГОСТ Р 57363-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ (ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА)

Project management for real estate development (construction). Project manager (client’s technical representative) activities

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.

Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве и могут быть применены при строительстве зданий и сооружений различного функционального назначения, их реконструкции и капитальном ремонте, за исключением объектов определенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса как особо опасные и технически сложные, линейные объекты железнодорожного транспорта, объекты культурного наследия.

Настоящий стандарт допускается использовать с целью оценки соответствия управления проектом в строительстве установленным в стандарте требованиям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51901.4* Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании

ГОСТ Р 52807 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов

ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

ГОСТ Р 54870 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов

ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой

ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 инвестиционно-строительная деятельность: Деятельность, направленная на привлечение, вложение и управление инвестициями (инвестирование) для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта, организацию (планирование), ввод в действие объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений.

Читайте также:  Фонд жилищного капитального строительства

3.2 оптимизация проектных решений (value engineering): Модификация проектной или рабочей документации, направленная на определение и принятие проектных решений, снижающих стоимость капитальных затрат, затрат на эксплуатацию, улучшающих эффективность строительства и качество объекта.

3.3 предпроектная подготовка строительства: Комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории и получение права на ее проведение [1].

3.4 проект в строительстве (инвестиционно-строительный проект): Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.

3.5 управляющая компания в строительстве: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению проектами в строительстве, направленную на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, действующее по договору и от имени застройщика (инвестора), в рамках определенных сторонами полномочий.

3.6 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта) (project manager): Ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.

Примечание — Управляющий проектом представляет управляющую компанию или непосредственно организацию застройщика (инвестора).

3.7 управление строительством (construction management): Организация строительного производства на объекте, включая: планирование, контроль, оценку и управление рисками, координацию работ подрядных и строительно-монтажных организаций, авторского надзора, строительного контроля, других участников строительства, реконструкции или капитального ремонта.

4 Общие положения. Управление проектом в строительстве

4.1 Управление проектом в строительстве — это деятельность, направленная на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, начиная с формирования инвестиционных намерений, выбора земельных участков или объектов, инженерных изысканий, предпроектной и проектной подготовки строительства и заканчивая строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов, последующей сдачей-приемкой их в эксплуатацию.

4.2 Настоящий стандарт устанавливает порядок организации управления проектами в строительстве, определяет этапы реализации проекта, а также области управления проектами в строительстве.

4.3 Стандарт содержит рекомендуемые унифицированные подходы по деятельности управляющего проектом, его основные функции и задачи, в которые может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство «под ключ», в том числе:

— организация реализации инвестиционно-строительного проекта;

— сбор и подготовка исходных данных;

— предпроектная подготовка строительства;

— анализ участников инвестиционно-строительного проекта, их компетенций, финансово-хозяйственного состояния, репутации и соответствия их возможностей предъявляемым требованиям;

— оценка и управление рисками;

— обеспечение функции технического заказчика и строительного контроля;

— планирование, организация и контроль строительства, включая проектные, изыскательские (в том числе специальные: сейсмические, геофизические и др.), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные и другие работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений;

— обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения прогрессивных и современных решений, с учетом использования местных материалов, современных информационных технологий, других требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат;

— сдача-приемка объекта в эксплуатацию.

4.4 Взаимодействие управляющего проектом в строительстве с другими участниками инвестиционно-строительного проекта осуществляется на основе договорно-правовых отношений и установленных ему застройщиком (инвестором) полномочий.

4.5 Управляющая компания в строительстве может совмещать функции управления проектом и технического заказчика, так как роль, ответственность и участие технического заказчика при реализации инвестиционно-строительного проекта ограничена стадиями предпроектной и проектной подготовки строительства, строительстве и сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Большая часть управленческих, организационных, финансовых и технических решений принимается на этапах инициации и планирования проекта. Застройщик (инвестор) вправе заключить договор только на исполнение управляющей компанией функции технического заказчика.

4.6 При осуществлении управляющей компанией функций строительного контроля необходимо наличие допуска саморегулируемой организации и штата специалистов, обладающих требуемой квалификацией и компетенциями.

4.7 Методология управления проектом в строительстве разработана в соответствии с отечественными и международными стандартами и практиками по управлению проектами. Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1 приложения А.

Читайте также:  Мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве означает

4.8 Принципиальная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2 приложения А.

5 Организация управления проектом в строительстве

5.1 Управление проектом в строительстве предполагает использование соответствующих методов и компетенций для их реализации. Существенное значение имеет системная последовательность и взаимоувязка различных этапов реализации проектов в строительстве, большая часть из которых строго регламентирована существующим законодательством.

5.2 Управление взаимодействием участников проекта в строительстве осуществляется с учетом процессов проектного менеджмента, приведенных в соответствующих национальных стандартах по проектному менеджменту.

5.3 Организационная структура управления проектом в строительстве зависит от сложности проекта, его специфики, объема инвестирования, сроков реализации, региональных и климатических особенностей, таких как работа в условиях Крайнего Севера, значительная удаленность от населенных пунктов, а также прочих неблагоприятных условий.

5.4 Определение организационной структуры управления проектом, компетенции экспертов команды проекта напрямую влияют на достижение надлежащего результата: объекта завершенного строительством, отвечающего требованиям норм и правил, выполненного с надлежащим качеством, в рамках определенного бюджета и в установленные сроки.

5.5 Организационная структура управления проектом в строительстве — это временная структура, включающая в себя участников команды проекта, определение зон их ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые следует четко определять и доводить до сведения всех заинтересованных лиц проекта. Состав основных участников проектной команды представлен в приложении Б.

5.6 Для руководства проектом на уровне организации застройщика (инвестора) следует определить куратора (ответственного представителя), уполномоченного санкционировать начало проекта и использование ресурсов, способствовать успешной реализации проекта в строительстве и его поддержку. Куратор принимает управленческие решения, разрешает задачи и вопросы, которые не могут быть решены силами управляющего проекта, включая изменение бюджета инвестиционно-строительного проекта и сроков его реализации.

Этап реализации проекта строительства . Реализация проекта предполагает максимальную нагрузку на технического заказчика. Часто застройщики привлекают техзаказчика именно для работы на этом этапе. Данный этап можно разделить на следующие стадии: выбор площадки или объекта строительства и оформление правоустанавливающих документов; управляющий проектом оказывает содействие при выборе земельного участка и оформлении его в установленном порядке

В Российской Федерации установят перечень мероприятий при реализации строительных проектов

В Российской Федерации установят перечень мероприятий при реализации строительных проектов

Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 275-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В Кодекс введена новая статья 5.2 «Перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства». Этапы и мероприятия реализации проекта по строительству установлены непосредственно в Кодексе, а не в подзаконных актах, как было ранее.

Этапы реализации проекта охватывают весь строительный цикл: от оформления земельного участка до регистрации построенного объекта. Для всех видов строительства установлено 32 процедуры. Ранее нужно было пройти около 100 процедур в зависимости от вида объекта.

«Правительством будет установлен исчерпывающий перечень документов, мероприятий, согласований, осуществляемых при реализации проектов по строительству. Ни одна из инстанций не сможет требовать большее количество документов, предусмотренного перечнем. На сегодняшний момент в проекте их содержится более 800. Дальнейшая задача — сокращение количества указанных материалов минимум на треть», — подчеркнул Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

Проект постановления структурирован по этапам:

1) приобретение прав на земельный участок;

2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;

3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;

4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;

5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства.

Контроль за исполнением данного требования осуществляет ФАС России.

Сокращение и оптимизация излишних и устаревших требований и согласований в строительстве позволит снизить неэффективные финансовые затраты по созданию объектов капитального строительства, сократить сроки реализации объектов.

Планирование реализации проектов и строительства объектов капитального строительства , программы обучения Учебного центра Главгосэкспертизы России. … Предпроектная подготовка строительства объекта, исходно-разрешительная документация. подготовка технического задания на проектирование, выбор земельного участка и его оформление, сбор технических условий на подключение к инженерным сетям. Модуль 7. Порядок подготовки документации о закупках.

Контроль реализации проектов

Одной из ключевых целей деятельности ОЦКС Росатома является обеспечение эффективности капитальных вложений, осуществляемых предприятиями, входящими в контур управления Госкорпорации «Росатом». Работа ОЦКС Росатома призвана обеспечить эффективное взаимодействие структурных подразделений Госкорпорации «Росатом», задействованных в реализации работ по Федеральным адресным инвестиционным программам (ФАИП), проектов, реализуемым в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также программ сооружения АЭС за рубежом с функциональными заказчиками при выполнении запланированных объемов работ.

Читайте также:  Управление капитального строительства северного флота

Контроль над эффективностью капитальных вложений, осуществляемый предприятиями, входящими в контур управления Госкорпорации «Росатом»:

  • Контроль исполнения бюджетов проектов
  • Корпоративный мониторинг и отчетность
  • Контроль сроков реализации
  • Контроль выполнения отраслевых стандартов
  • Согласование НМЦ
  • Разработка и согласование оценок стоимости проектов разных классов точности
  • Отраслевой анализ и оценка проектной документации
  • Контроль стоимости и ценообразования
  • Контроль за эффективным и целевым расходованием денежных средств
  • Выездные проверки

Сегодня ОЦКС Росатома отвечает за контроль:

  1. обоснования службами технического заказчика планов капитальных вложений по объектам ФАИП и ГОЗ
  2. своевременности и корректности формирования долгосрочной инвест-программы по объектам капитальных вложений ФАИП и ГОЗ
  3. своевременности и корректности формирования производственных/инвестиционных программ по проектам сооружения АЭС за рубежом (по модели ВОО, ЕРС и технического содействия)
  4. своевременной контрактации на поставку товаров и услуг для реализации программ строительства
  5. своевременной разработки/корректировки проектной и сметной документации, ее передачи для на рассмотрение в Главгосэкспертизу России или на государственную экспертизу Госкорпорации «Росатом», получения положительных заключений, а также своевременного утверждения проектной и сметной документации службой технического заказчика
  6. своевременной разработки и выдачи «в производство работ» рабочей документации
  7. своевременного производства и поставки оборудования
  8. своевременного исполнения графиков производства строительно-монтажных и пуско-наладочных работ
  9. соответствия фактических ресурсов и возможностей подрядных организаций, задействованных в реализации объектов капитальных вложений ФАИП и ГОЗ, запланированным на определенный период объемам капитальных вложений
  10. выполнения планов по программе строительства за месяц, квартал, полугодие, год с определением рисков невыполнения плановых финансово-экономических показателей и ключевых событий
  11. выполнения мероприятий, направленных на своевременную подготовку вводных объектов к предъявлению рабочей и приемочной комиссии, получению заключения о соответствии законченного строительством объекта и оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Целевая модель управления капитальным строительством Госкорпорации «Росатом»

Зона ответственности ОЦКС в процессах системы управления капитальными вложениями Госкорпорации «Росатом»

В ходе осуществления мониторинга ответственные представители ОЦКС Росатома регулярно организуют и проводят выездные проверки объектов строительства атомной отрасли, принимают участие в штабах строительства и иных ключевых мероприятиях.

В ОЦКС Росатома на основании ежедневного мониторинга формируется аналитическая информация по объектам строительства атомной отрасли для руководства Госкорпорации «Росатом» для своевременного принятия управленческих решений.

В настоящее время ОЦКС Росатома ведет сопровождение более 240 проектов в атомной отрасли, в ближайшей перспективе количество сопровождаемых проектов вырастет до 800.

Одним из итогов внедрения новой отраслевой системы мониторинга сооружения объектов капитальных вложений станет формирование сводной базы данных по всем объектам строительства предприятий, входящих в контур управления Госкорпорации «Росатом», о ходе ведения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, разработке рабочей документации, поставках оборудования, освоении плановых лимитов из бюджетных ассигнований и средств из иных источников финансирования.

Этапы реализации проекта охватывают весь строительный цикл: от оформления земельного участка до регистрации построенного объекта. Для всех видов строительства установлено 32 процедуры. Ранее нужно было пройти около 100 процедур в зависимости от вида объекта. «Правительством будет установлен исчерпывающий перечень документов, мероприятий, согласований, осуществляемых при реализации проектов по строительству . Ни одна из инстанций не сможет требовать большее количество документов, предусмотренного перечнем. На сегодняшний момент в проекте их содержится более 800.

Источники
  • https://docs.cntd.ru/document/1200142996
  • https://www.minstroyrf.gov.ru/press/v-rossiyskoy-federatsii-ustanovyat-perechen-meropriyatiy-pri-realizatsii-stroitelnykh-proektov/
  • https://www.ocks-rosatoma.ru/direction-of-activity/control-the-implementation-of-projects/

Рейтинг
Загрузка ...