Руководство по инженерной подготовке

Производственные инструкции: полный расклад

В статье расскажем, что такое производственная инструкция (далее ― ПИ) и для чего она нужна. Разберем, какие НПА требуют, чтобы в организации были ПИ. На примерах покажем, как разработать ПИ, обеспечить ими работников и организовать проверку знаний ПИ.

Что такое ПИ и для чего она нужна?

Определения термина «производственная инструкция» нет ни в одном НПА. По общему пониманию производственная инструкция — это документ для обслуживающего персонала, предписывающий порядок выполнения должностных обязанностей при ведении технологического процесса.

Документ представляет прямой алгоритм действий на рабочем месте, в том числе при поломках или авариях.

ПИ по промышленной безопасности составляются с учетом факторов риска и специфики работы на конкретном предприятии. Этим они отличаются от руководств по эксплуатации оборудования.

Четкое следование указаниям инструкции позволяет работникам не отклоняться от техпроцесса, получать нужный результат и обеспечивать максимальную безопасность труда.

Заказ печатных плат на JLCPCB.com: пошаговое руководство

Какие НПА требуют, чтобы в организации были ПИ?

Главный документ, который требует разрабатывать ПИ, — это ФНП ПБ. Он же предъявляет требования к их содержанию, к знаниям, умениям и навыкам работников, способам и объемам проверки знаний и ее периодичности.

Единого документа, устанавливающего требования к ПИ и проверке их знаний, нет. Поэтому необходимо разработать ЛНА (положение, порядок) для разработчиков ПИ, соединив в нем требования всех нормативных актов, регламентирующих производственную деятельность предприятия в области промышленной безопасности.

Приведем несколько примеров самых актуальных требований ФНП ПБ к разработке ПИ.

Сети газопотребления

Случаи обязательной разработки ПИ (технологических) устанавливают ФНП № 531[1].

На ТЭС с учетом особенностей оборудования, технологии и характера производства до пуска оборудования в эксплуатацию должны быть разработаны ПИ (технологические). ПИ должны содержать требования технологической последовательности выполнения различных операций при подготовке к пуску оборудования технологических комплексов, выводе в резерв, ремонте, допуске ремонтного персонала (работников) к выполнению работ на оборудовании (п. 12 ФНП № 531).

При эксплуатации пункта подготовки газа (далее ― ППГ) необходимо выполнять визуальный контроль технического состояния (обход) в сроки, устанавливаемые ПИ, обеспечивающие безопасность и надежность эксплуатации (п. 91 ФНП № 531).

В производственной зоне ППГ должны ежесменно осматриваться технологическое оборудование, газопроводы, арматура, электрооборудование, вентиляционные системы, средства измерений, противоаварийные защиты, блокировки и сигнализации. Выявленные неисправности должны устраняться в порядке и в сроки, установленные ПИ (технологическими) (п. 100 ФНП № 531).

Таким образом, необходимо разрабатывать ПИ (технологические) не смотря на наличие договора с подрядной организацией на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления.

Заказ печатных плат на PCBWay.com: пошаговое руководство

Кроме того, в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, должен быть разработан и утвержден руководителем такой организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем самостоятельного структурного подразделения (дочернего общества) указанной организации перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям. Также утверждается перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по ПИ, обеспечивающим их безопасное проведение (п. 133 ФНП № 531).

Подъемные сооружения

Требования к разработке ПИ для организаций, осуществляющих работы с подъемными сооружениями (далее ― ПС), содержатся в ФНП ПС[2].

В этих целях должны быть:

  • разработаны и утверждены журналы, программы, графики выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки и складирования, должностные инструкции для инженерно-технических работников, а также производственные инструкции для персонала, на основе паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного ПС, с учетом особенностей технологических процессов, установленных проектной и технологической документацией;
  • в наличии должностные инструкции и руководящие указания по безопасной эксплуатации ПС — у инженерно-технических работников, а у персонала — производственные инструкции;
  • созданы условия выполнения инженерно-техническими работниками требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом — производственных инструкций.

Оборудование под давлением

Специализированные организации, осуществляющие работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением ФНП ОРПД[3] обязывают[4]:

  • провести рабочим подготовку в объеме квалификационных требований (в рамках профессионального обучения),
  • организовать проверку знаний в объеме требований ПИ и (или) инструкций для данной профессии, а также в объеме технологических процессов, инструкций и карт на производство отдельных видов работ.

Проверку знаний требований ПИ и (или) инструкций для данной профессии у рабочих нужно проводить один раз в 12 месяцев. А ознакомление и проверку знаний технологических процессов, инструкций и карт на производство конкретного вида работ проводить непосредственно перед началом их выполнения (подп. «б» п. 101 ФНП ОРПД).

ПИ, режимные карты и постоянные технологические регламенты должны быть разработаны и утверждены по окончании эксплуатации оборудования в режиме опытного применения на основании временной эксплуатационной документации с учетом полученных при этом результатов (п. 218 ФНП ОРПД), и должны храниться на рабочих местах работников (подп. «в» п. 207 ФНП ОРПД).

ПИ должны выдаваться персоналу перед допуском к работе с подтверждением их получения подписью работника в журнале или на контрольном экземпляре ПИ, или отметкой в системе электронного документооборота при условии, что данная система обеспечивает хранение информации и возможность идентификации работника и произведенных им действий (подп. «ж» п. 228 ФНП ОРПД).

Мы привели только основные требования ФНП ОРПД, сам документ содержат 84 требования к ПИ. И так практически в каждых ФНП. Кроме ФНП, требования к ПИ содержатся в правилах технической эксплуатации (далее ― ПТЭ)[5], а также в правилах работы с персоналом в организациях (далее ― ПРП)[6].

Рассмотрим далее требования разных норм к ПИ.

Как разработать ПИ?

Содержание ПИ зависит от выполняемых работ, конкретного технологического процесса, состава оборудования, инструментов и приспособлений. Следовательно, в ПИ должны быть изложены порядок и требования, обеспечивающие безопасное проведение работ. Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их необходимо указать отдельно (например, высота, напряжение, концентрация и т. п.).

Текст инструкции следует разделить на разделы. Требования инструкции должны быть изложены в соответствии с логикой технологического (производственного) процесса, с учетом разновидностей оборудования, приспособлений, инструмента.

РЕЗЮМЕ

  1. ПИ ― необходимый и обязательный к разработке документ.
  2. Определите локальным актом кто и в каком порядке будет разрабатывать ПИ.
  3. Для создания ПИ соберите воедино требования всех ФНП, систематизируйте их и изложите последовательно в логике производственного процесса, структурируя текст сообразно его этапам.
  4. Организуйте изучение ПИ работниками, выдайте им по экземпляру на руки под подпись.
  5. Периодически проверяйте наличие ПИ на рабочих местах и знания их работниками.

[1] ФНП ПБ «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 531 (далее ― ФНП № 531).

Читайте также:  Наставление по военно инженерная подготовка

[2] ФНП ПБ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее ― ФНП ПС).

[3] ФНП ПБ «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536 (далее ― ФНП ОРПД).

[4] В порядке, установленном в соответствии с положениями законодательства РФ в области промышленной безопасности и ФНП, а также распорядительными документами организации.

[5] Например: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (далее — ПТЭЭП); Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (далее — ПТЭ ТЭУ).

[6] Например: Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 22 сентября 2020 г. № 796.

Т. Н. Гордюшина, специалист по охране труда
Н. В. Панфилов, специалист по охране труда
Н. П. Толоконников, заместитель директора по охране труда, экологии, промышленной и пожарной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 2, 2022.

Источник

Инженерная служба РВСН (ИС РВСН)

Инженерная служба Ракетных войск стратегического назначения (ИС РВСН) — центральный орган военного управления Ракетных войск стратегического назначения, который предназначен: для решения задач инженерного обеспечения повседневной деятельности войск; несения боевого дежурства и инженерного обеспечения постановки новых ракетных комплексов (РК); снятия с эксплуатации РК, подлежащих сокращению и ликвидации; обеспечения войск средствами инженерного вооружения. Подчиняется начальнику штаба – первому заместителю командующего РВСН.

Основными задачами ИС РВСН являются:

  • планирование боевого применения инженерных частей и подразделений, организация инженерного и инженерно-технического обеспечения боевого дежурства, обеспечение мобилизационного развертывания РВСН средствами инженерного вооружения;
  • разработка планов и организация выполнения мероприятий инженерной подготовки позиционных районов соединений, ремонта и содержания автомобильных дорог специального значения к объектам РВСН;
  • планирование инженерного обеспечения реализации международных договоренностей о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, ликвидации боевых ракетных комплексов (БРК) в соответствии с Планом строительства РВСН;
  • руководство боевой подготовкой инженерных частей и подразделений, 47 межвидового регионального учебного центра (МРУЦ), организация обучения соединений, воинских частей и подразделений по инженерной подготовке и руководство подготовкой младших специалистов инженерных специальностей в 47 МРУЦ;
  • организация мобилизационной работы в службе, контроль и анализ ее состояния в подчиненных структурах в войсках.

ИС РВСН ведет свою историю с формирования в 1949 году инженерно-саперных рот в бригадах особого назначения (с 1953 – инженерных бригад Резерва Верховного Главного Командования). В декабре 1959 в Управлении Главнокомандующего Ракетными войсками образована инженерная служба. Одновременно создаются инженерные службы в войсках и вводятся должности начальников инженерных служб ракетных армий (НИС РА), корпусов (НИС РК), дивизионных и полковых инженеров.

В 60-х гг. с формированием ракетных армий, ракетных частей и соединений формируются и инженерные подразделения.

На первых этапах в дивизиях это были:

  • отдельный инженерно-саперный батальон (оисб);
  • отдельная рота охраны (оро);
  • отдельная батарея боевого обеспечения (обатбо).

Повышается вооруженность инженерных подразделений. В войска поступает новая высокопроизводительная техника. Все это в значительной степени повысило их возможности в выполнении инженерных задач.

В 1962 году группа офицеров ИС РВСН успешно выполнила задачи инженерного обеспечения марша, погрузки и разгрузки с судов ракетной техники и марша в назначенные полевые районы на Кубе (см. Операция «Анадырь»).

Постановка первых комплексов на боевое дежурство и необходимость поддержания их в постоянной боевой готовности потребовали от РВСН решения комплекса инженерных проблем по обеспечению живучести ракетных комплексов (РК) и создания необходимых условий для успешного проведения пусков ракет.

Таким образом около 1964 года, в дивизиях на базе оисб, оро и обатбо формируются отдельные дивизионы боевого обеспечения (одбо), впоследствии (около 1977 гг.) переформированные в отдельные батальоны боевого обеспечения (оббо) и через небольшой временной промежуток — в отдельные инженерно-саперные батальоны (оисб).

С принятием на вооружение РВСН мобильных ракетных комплексов начинается качественно новый этап в развитии инженерного обеспечения РВСН. Получают развитие все направления инженерного обеспечения, особенно обеспечение маневра частей с самоходными пусковыми установками ракет (СПУ) и скрытие характера их боевой деятельности.

Обеспечение маневра подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) заключалось в:

  • создании разветвленной дорожной сети в позиционных районах и
  • инженерной подготовке полевых боевых стартовых позиций (ПБСП).
  • разработке и осуществлении мероприятий по маскировке РВСН, особенно от космических средств разведки,
  • повышении защищенности личного состава, ракетной и специальной техники от ракетно-ядерного оружия путем инженерного дооборудования позиционного района, боевых стартовых позиций (БСП), командных пунктов (КП) и др. объектов,
  • создании надежной системы технических средств сигнализации и инженерных заграждений для охраны и обороны КП, стартовых и технических позиций.
  • проведении разведки и проверки грунтовых оснований на маршрутах и ПБСП,
  • выполнении задачи по обеспечению преодоления водных преград.

Для выполнения такого объема работ в каждом соединении СПУ создаются отдельные инженерно-саперные батальоны (оисб), а в каждом объединении – отдельные понтонно-мостовые батальоны (опомб).

Для выполнения инженерных работ по аттестованию грунтовых оснований на полевых позициях и маршрутах боевого патрулирования, в штат соединений СПУ в 1996 вводится инженерно-геологическая лаборатория.

Для обеспечения пусков ракет с полевых позиций с грунтовых оснований, имеющих недостаточную несущую способность, разрабатывается и создается машина инженерного обеспечения боевых действий 15В 232 (МИОБД).

Опыт испытания и эксплуатации боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) выявил необходимость решения таких задач инженерного обеспечения, как: маскировка, охрана и оборона в пунктах постоянной дислокации и в местах стоянок, разведки и разминирования железных дорог, а потом и содержания датчиков привязки на маршрутах боевого патрулирования. Наиболее сложной в решении задачей оказалась маскировка. БЖРК по видовым признакам существенно отличался от обычных вагонов.

В рамках перевооружения РВСН на новый ракетный комплекс «Тополь-М» создаются новые инженерные средства для инженерного обеспечения боевого дежурства ракетных полков подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М»:

  • машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ),
  • механизированный мост сопровождения (ММС-1),
  • машина дистанционного разминирования (МДР),
  • система испытания и проверки постоянных мостов (СИ-ППМ).

По инициативе ИС РВСН проводятся исследовательские и специальные учения, на которых разрабатываются и проверяются основные задачи инженерного обеспечения РВСН и тактика боевого применения инженерных частей и подразделений. Уже в 1964-1965 гг. обобщая передовой опыт инженерного обеспечения РВСН, разрабатывается и создается «Временное руководство по инженерному обеспечению РВСН» и «Инструкция по инженерному обеспечению запасного района полка (дивизии)». В 1984 ИС РВСН разрабатывает и издает «Инструкцию по инженерному обеспечению РВСН», а также всю необходимую уставную документацию и формы боевых документов для управления инженерным обеспечением РВСН.

В период с 1964 по 1975 гг. в РВСН создается современная учебно-материальная база: типовые инженерные городки, машинодромы, тактико-специальные и специальные классы, классы инженерной подготовки, что способствует более качественной подготовке войск.

Читайте также:  Нормативы по инженерной подготовке для военнослужащих установка мин

Решение большого объема инженерных задач в современных условиях немыслимо без применения средств инженерного вооружения (СИВ), надлежащей организации инженерно-технического обеспечения. Поэтому постоянной заботой ИС является оснащение СИВ, организация их эксплуатации, хранения и ремонта. По мере развития РВСН постоянно изменялась и номенклатура СИВ, их количественное и качественное состояние.

ИС РВСН приняла участие в решении ответственных задач по реализации Договора между СССР и США о ликвидации ракет малой и средней дальности.

  1. По договору ОСВ-1 в течение 1974-1976 гг. подлежало уничтожить более 210 пусковых установок МБР Р-16 и Р-9А.
  2. Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) ОСВ-2 (декабрь 1987) предусматривалось уничтожение методом подрыва более тысячи ракет и объектов, в том числе 654 ракеты РСД-10.
  3. С 1999 по настоящее время ИС РВСН, объединений и соединений совместно с ЗАО «Промтекон» и другими подрядными организациями проводится комплекс работ по инженерному обеспечению вывода из эксплуатации объектов БРК РВСН, ликвидации методом подрыва зданий и сооружений боевых стартовых позиций (БСП), шахтных пусковых установок (ШПУ), разделке на транспортабельные элементы выброшенных оголовков ШПУ, ликвидация фундаментов стационарных сооружений «Крона» и инфраструктуры БРК. Для выполнения взрывных работ ежегодно поставляется на склады инженерные боеприпасы (ИБП) частей и используется 20000-27000 противотанковых мин, подлежащих утилизации, 30-50 тонн шашек тротиловых и 15000-17000 электродетонаторов. Всего методом подрыва на сегодняшний день ликвидировано около 1000 ШПУ.

В 2002(?) гг. в составе инженерной службы РВСН был сформирован сводный 3-й отдельный инженерный дорожный батальон РВСН (в/ч 64821), который в 2002-2003 гг. выполнял восстановление автомобильных дорог в Чеченской Республике,

Начальники инженерной службы РВСН:

— генерал-майор Метёлкин Н.П. (июнь 1960 – июнь 1965);

— генерал-майор Маслов Филипп Андреевич (июнь 1965 – август 1980);

— генерал-майор Спиридонов Владимир Иванович (август 1980 – ноябрь 1987);

— генерал-майор Лысов Виталий Парфенович (декабрь 1987 – март 1994);

— генерал-майор Сердцев Николай Иванович (июнь 1994 – август 1999);

— генерал-майор Матус Степан Маркович (август 1999 – июль 2002);

— полковник Котляров Ю.Г. (июль 2002 – ноябрь 2006);

— полковник Хливак Виктор В. (с ноября 2006 – 2010);

— генерал-майор Евмененко Дмитрий Феликсович (2010 – 2013),

— полковник Константинов А.Л. (2013 – 2017),

— полковник Гайдукевич Генрих Г. ( с 2017 – . ).

Отдельный понтонно-мостовой батальон РВСН (опомб)

В начале 80-х гг. были сформированы в каждом объединении РВСН. Головным (и первым сформированным) был 2134-я опомб 43-й ракетной армии. Все(?) батальоны оснащались специальным тяжелым понтонно-мостовым парком ППС-84 «Амур» грузоподъемностью до 120 т.

опомб в/ч Период Дислокация Под-
чине-
ние
Примечание
1080 08366 1984—1992? Боровуха, Витебская область, БССР 50РА
49690 1992—? Остров, Псковская обл., РСФСР
1098 49500 1987?—1998? Горный (Дровяная), Читинская обл., РСФСР 53РА
1100 14115 ?—12.1988 42 рд
44954 ?—1998? 31РА
2134 03595 1982—1992? Винница, Винницкая обл., УССР 43РА
2148 69776 ?—1997 Омск?, Омская области, РСФСР 33РА
2318 33960 1987—1990 Юрья, Кировская обл., РСФСР 27РА
62905 1990—1998? Кострома-40, Костромская обл., РСФСР

Отдельный инженерно-саперный батальон (оисб)

оисб в/ч Период Дислокация Подчинение Примечание
509 03071 1964—2011 Выползово (Озерный), Тверская обл., РСФСР 7 рд прим. 1
569 03337 1964?—1994 Горный (Дровяная), Читинская обл., РСФСР 4 рд переформ.
в 626 оисб
590 03497 ?—2011 Иркутск, Иркутская обл., РСФСР 29 рд прим. 1
596 03376 ?—? Ясная (Оловянная), Читинская обл., РСФСР 47 рд
626 03337? 1994—2002? Горный (Дровяная), Читинская обл., РСФСР 4 рд ?
937 34571 1964—2011 Йошкар-Ола, Марийская АССР, РСФСР 14 рд прим. 1
1134 29435 1984—1991 Коростень, Житомирская обл., УССР 50 рд
1633 01284 1981—1992 Луцк, Волынская обл., УССР 37 рд
1672 52928 ?—2011 Сибирский, Алтайский край, РСФСР 35 рд прим. 1
1753 30034 1980—1993 Гезгалы, Гродненская обл., БССР 49 рд
1754 44185 1964—2011 Юрья-2 (Первомайский), Кировская обл., РСФСР 8 рд прим. 1
1755 34583 1964—2011 Н.Тагил, Свердловская обл., РСФСР 42 рд прим. 1
1756 34485 1964—2011 Новосибирск, Новосибирская обл., РСФСР 39 рд прим. 1
1757 49484 1976—1997 Калинковичи, Гомельская обл., БССР 33 рд
1759 16617 1980—1993 Лебедин, Сумская обл., УССР 43 рд
2080 03616 1964—2011 Тейково, Ивановская обл., РСФСР 54 рд прим. 1
2136 49492 1982—2007 Канск, Красноярский край, РСФСР 23 рд
XXXX 26019 1977—1993, Козяны, Витебская обл., БССР 32 рд

1 — При сокращениях в РВСН в 2010-2011 гг. утратили статус самостоятельных частей и стали «литерными» в составе дивизий.

Источник

Инженерная машина разграждения (ИМР)

Достаточно часто тушение пожаров на открытых местностях (особенно актуально для лесных пожаров) сопровождаются необходимостью использованиям специальной пожарной техники или специальных инженерных машин, наглядным примером является самая масштабная техногенная катастрофа XX столетия. С помощью специальных инженерных машин возможности подразделений могут увеличиться в несколько раз, так как данная техника за короткий отрезок времени, может выполнить такой масштаб роботы, который не один трактор не сделает. По этому этой статьей мы начинаем серию публикаций о инженерных машинах и первой мы представляем инженерную машину разграждения.

Инженерная машина разграждения (ИМР) – это машина предназначенная для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме этого, она может использоваться для буксировки поврежденной техники и для проведения вспомогательных работ при наводке мостов и обустройстве различных сооружений.

Общий вид ИМР

Общий вид инженерной машины разграждения (ИМР)

  • к днищу танка ИМР приварены листы усиления, изменена конструкция подбашенного листа;
  • к верхнему листу корпуса танка приварена башня для механика водителя;
  • в трансмиссии установлена ​​«Гитара» от тягача БТС-2;
  • приборы наблюдения заменены смотровыми окошками;
  • прибор ночного видения ТВН-2 заменен прибором ПНВ-57.

Рабочее оборудование инженерной машины разграждения (ИМР) состоит из бульдозерного оборудования, стрелового оборудования, скребка-разрыхлителя, механизма отбора мощности и гидропривода рис.1.

Устройство ИМР

Рис. 1 Устройство ИМР

Стреловое оборудование ИМР-1 предназначено для перемещения габаритных предметов (балок, плит, обломков) при устройстве проходов в каменных и лесных завалах, для откапывания входов в заваленные укрытия, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ.

Стреловое оборудования ИМР-1 представляет собой поворотно телескопическую стрелу с захватчиком-манипулятором. Грузоподъемность стрелового оборудования на максимальном вылете – 2 т, наибольшая высота подъема груза 11 м, максимальный вылет стрелы 8,835 м.

Стреловое оборудования включает поворотную платформу, башню оператора, механизм поворота платформы, внешнюю стрелу, гидроцилиндр подъема стрелы, механизм выдвижения стрелы, захват-манипулятор, механизм подъема, поворота и раскрытия захвата – манипулятора.

Поворотная платформа ИМР-1 установлена на крыше корпуса машины. К подбашенному месту, болтами крепится внутреннее кольцо поворотного круга. Внешнее кольцо с помощью болтов соединено с платформой.

Для вращения башни вокруг вертикальной оси на посадочных площадках поворотной платформы установлен редуктор механизма поворота платформы.

Читайте также:  Курс военно инженерной подготовки

Башня оператора сварной конструкции приварена к поворотной платформе. К передней стенке башни приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится гидроцилиндр подъема и опускания стрелы. К задней стенке приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится стрела.

Башня оборудована переговорным устройством, пультом управления, фарой-искателем, сиденьем, верхним люком оператора. Для осмотра местности в башне есть 6 окон.

Механизм поворота платформы инженерной машины разграждения состоит из гидромотора, редуктора, ведущей шестерни, которая находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом поворотного круга.

Внешняя стрела в поперечном сечении представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся трубы, соединенные с помощью сварки стальными листами обшивки. Передняя часть стрелы усиленная поясом, к которому приварены кронштейны опорных роликов.

Внутренняя стрела по конструкции аналогична внешней. В передней части стрелы приварен оголовок, в отверстия которого устанавливается манипулятор. Оголовок усиленный поясом и имеет вырезы для рычага механизма подъема манипулятора .

Механизм высувания внутренней стрелы предназначен для изменения длины вылета стрелы. Он представляет собой двойной полиспаст с приводом от гидроцилиндра, который с помощью болтов и пальцев крепится к двум швеллеров.

Захват-манипулятор предназначен для захвата различных предметов. Он состоит из клещевого захвата и поворотной головки, которая крепится к оголовку внутренней стрелы и может вращаться в вертикальной плоскости на 135 0 . Поворот захвата-манипулятора осуществляется с помощью гидроцилиндра, установленного во внутренней стреле. Механизм поворота захвата-манипулятора представляет собой два гидроцилиндра, смонтированных в корпусе поворотной головки. Гидроцилиндры соединены с зубчатыми рейками, которые входят в зацепление с зубчатым венцом на корпусе гидроцилиндра .

Бульдозерное оборудование предназначено для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарников, валки деревьев, корчевание пней, устройство проходов в лесных завалах и разрушениях.

Основными узлами бульдозерного оборудования являются центральный отвал, крылья, обойма, рама отвала, телескопические штанги, захваты, механизмы подъема и опускания, перекоса и крепления бульдозерного оборудования.

Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию и крепится к обойме рамы, которая может вращаться на поворотной цапфе влево и вправо на 10°.

Крылья по конструкции аналогичны. Лобовой лист крыла имеет криволинейную поверхность. Задний лист с ребрами образует жесткую коробку.

К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Фиксация крыльев в бульдозерном, двоотвальном и грейдерным положениях осуществляется с помощью телескопических штанг или захватов.

Рама отвала представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в виде арки с усилением ребрами и поперечной балкой. Основными частями рамы являются: цапфа, поперечная балка, правый и левый толкатели. В передней части рамы имеются опорные площадки, на которые опираются упорами крыла отвала.

Телескопические штанги предназначены для фиксации крыльев отвала в бульдозерном или грейдерным положении, а также для смягчения динамических нагрузок. Телескопическая штанга состоит из внешней и внутренней трубы, механизма фиксации который состоит из рычага, тяги и штока поршня, набора тарельчатых пружин, гайки и проушины.

Механизм подъема и опускания бульдозерного оборудования предназначен для подъема бульдозерного оборудования и укладки его на носовую часть машины с последующей фиксацией. Для опускания бульдозерного оборудования с транспортного в рабочее положения, и углубления отвала. Он состоит из рамы, вала, кривошипа, гидроцилиндра подъема и гидроцилиндров углубление.

Механизм перекоса предназначен для наклона отвала в поперечной плоскости на угол до 10 градусов в каждую сторону. Он состоит из кронштейна с проушинами, двух гидроцилиндров, кронштейнов и пальцев.

Механизм крепления (рис.2) бульдозера в походном положении предназначен для фиксации бульдозерного оборудования в транспортном положении и состоит из гидроцилиндра штопорення, закрепленного на кронштейне башни механика-водителя и подставки с отверстием, приваренной к центральному отвалу.

Ширина бульдозерного оборудования в:

  • Двоотвальном положении 3560 мм;
  • Бульдозерном положении 4150 мм;
  • Грейдерным положении 3395 мм.

Механизм крепления ИМР

Рис. 2. Механизм крепления ИМР

1. Скоба; 2. Левый торсион; 3. Захват; 4. Левый упор; 5. Левое крыло; 6. Скоба; 7. Центральный отвал; 8. Обойма рамы отвала; 9. нож; 10. Правое крыло; 11. Правый упор; 12. Захват; 13.

Правый торсион; 14. Крышка; 15. проушина; 16. проушина; 17. Палец; 18. проушина; 19. Гайка; 20. Крышка; 21. Болт; 22.

Кронштейн; 23. Телескопическая штанга; 24. Рама отвала.

Скребок-разрыхлитель состоит из скребка, разрыхлителя, центральной части в виде двух балок.

Строение скребка-разрыхлителя ИМР

Рис. 3. Скребок-разрыхлитель

1 – скребок, 2 – центральная часть, 3 – розрихлював, 4 – балка, 5 – кронштейн, 6 – балка

Механизм выдачи скребка состоит из рамки, коромысла, кривошипа, гидроцилиндра и кронштейнов. На конце рамки есть наконечник, на который надет скребок-разрыхлитель в транспортном положении.

Гидропривод предназначен для перевода бульдозерного и стрелового оборудования из транспортного положения в рабочее и наоборот, для управления ими в работе, для обеспечения работы механизмов поворота башни, выдвижение стрелы, поворота, подъема и раскрытия захвата, для поддержки стрелового и бульдозерного оборудования в транспортном положении.

Гидропривод ИМР имеет существенные отличия от ИМР-2, которые заключаются в:

  • установке ИМР пяти шестеренчатых насосов НШ-46д, что снижает суммарную мощность источников гидроэнергии;
  • уменьшении количества потребителей гидроэнергии за счет отсутствия пяти гидроцилиндров;
  • уменьшении производительности гидрофильтров за счет уменьшения их количества до двух;
  • отсутствии датчика температуры в гидробаке и ограничителя расхода рабочей жидкости;
  • установке на машину предохранительных клапанов типа БГ-52-14 без конструктивной доработки;
  • отсутствии охладителя масла в линии слива, предохранительного клапана плавающего положения управляемых дросселей в гидроцилиндрах подъема и выдвижения стрелы.

Механизм отбора мощности предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через гитару к насосам гидравлической системы и состоит из редуктора отбора мощности, редуктора насосов и фрикционной муфты.

Редуктор отбора мощности предназначен для передачи крутящего момента от ведущей шестерни гитары через фрикционную муфту редуктор насосов.

Редуктор является частью гитары и состоит из корпуса, поперечного вала, цилиндрической и двух конических шестерен, зубчатой ​​муфты, ведомой конической шестерни и зубчатого валика. Сверху в корпусе редуктора имеется отверстие, в которое вставлен валик с вилкой для перемещения зубчатой ​​муфты.

Редуктор насосов трьохступенчастий, цилиндрический предназначен для передачи крутящего момента от редуктора отбора мощности через фрикционную муфту к гидронасосам гидравлической системы. Корпус редуктора выполнен из алюминиевого сплава.

К передней и задней стенки болтами крепятся 5 гидронасосов гидравлической системы ( 2 правого и 3 левого вращения ). Сверху в корпусе имеется люк, закрытый крышкой, и отверстие для заливки масла, закрытый щупом – сапуном. Слив масла производится с помощью шланга, закрепленного на штуцере. На верхнем шлицевом конце ведущего вала установлена ​​дисковая фрикционная муфта.

Гидронасосы соединены с валиками с помощью зубчатых муфт.

Фрикционая муфта предназначена для передачи крутящего момента от редуктора отбора мощности на редуктор гидронасосов, отключение редуктора гидронасосов и предотвращения его поломок при перегрузках.

Ведущими частями являются зубчатая муфта, ведущий барабан, три ведущих диска и детали крепления ведущих частей.

Ведомыми – ведомый барабан, опорный диск, нажимной диск, центральная пружина, подшипниковая коробка и крышка. Ведомый барабан размещен на шлицевой части ведущего вала редуктора гидронасосов.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...