Для успешного лечения больных недостаточно одних лекарственных назначений и лечебных процедур. Прежде всего в лечебных учреждениях необходимо создать оптимальные гигиенические условия, которые обычно называют лечебно-охранительным режимом.
Без создания таких условий трудно ожидать большого оздоровительного эффекта в процессе лечения больных. Создание оптимальных показателей внешней среды в больницах включает в себя: а) благоприятный микроклимат в помещениях; б) отсутствие загрязнения воздуха; в) достаточную инсоляцию и освещенность помещений; г) устранение шума; д) создание обстановки покоя, удобства и благоприятных эстетических впечатлений.
Кроме того, в больницах должна быть устранена возможность распространения внутрибольничных инфекций, а также созданы хорошие условия для безопасной и эффективной деятельности персонала (сокращение времени по уходу за больными, защита персонала от неблагоприятного действия различных излучений и т.д.). Создание таких оптимальных гигиенических условий в больницах зависит от следующих факторов: 1) системы строительства больниц; 2) обеспеченности коечным фондом; 3) величины (мощности) больницы; 4) расположения больницы в плане населенного пункта; 5) планировки и благоустройства участка больницы; 6) компоновки (конфигурации) здания; 7) внутренней планировки отделений; 8) санитарно-технического оснащения, питания, режима дня и других организационных моментов. Эффективность лечебного процесса в значительной степени будет зависеть от этих условий. В дальнейшем мы рассмотрим эти условия более подробно, но сначала совершим небольшую историческую экскурсию, которая небезынтересна в плане развития больничного строительства в нашей стране. Возникновение первых лечебных учреждений в России относится к довольно отдаленным временам.
Порядок оказания специализированной высокотехнологической помощи. Организация стационарной медицины.
Так, из летописей становится известно, что при киевском князе Владимире после крещения Руси в 988 г. строили не только храмы, но и приюты для стариков и сирот, а также больницы. Обычно эти больницы в те времена имели церковную принадлежность и строились при монастырях на пожертвования различных меценатов.
Так, известно, что больницы были в те времена построены при Киевско-Печерской лавре, при Троице-Сергиевой лавре и при других монастырях. Одна из лучших по тем временам больниц была открыта в первой половине XVI в. при Соловецком монастыре.
Первая светская больница (не принадлежащая церкви) мощностью 15 коек была построена в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1654 г. на пожертвования боярина Федора Ртищева, а вторая была сооружена у Никитских ворот по царскому указу в 1682 г. Обе эти больницы до настоящего времени не сохранились. Значительно энергичнее больничное строительство стало происходить при царствовании Петра Первого.
Царь Петр придал больничному строительству некоторую системность и воинскую направленность. В частности, по его указу во всех губерниях должны были быть построены так называемые богадельни «для призрения за счет церковно-свечных сумм раненых и увечных офицеров и нижних чинов».
Гигиена 4. Гигиенические основы планировки ЛПО
Как видно из этого указа, здесь был уже установлен и источник финансирования строительства больничных учреждений. Кроме того, Петр Первый организовал строительство «Гофшпиталей». Первый такой «Гофшпиталь» был построен в 1707 г. в Лефортово. Он сохранился до настоящего времени и ныне преобразован в Главный военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко.
Всего же при Петре Первом было построено около 10 таких госпиталей, а к концу XVIII в. их было уже около 30. Вполне естественно, что эти больницы строились без соблюдения каких бы то ни было гигиенических требований, и поэтому условия пребывания в них были весьма неблагоприятными. Известный хирург Н.И. Пирогов так описывал гигиенические условия в лефортовском госпитале: «Огромные (на 60-100 коек) палаты его, темные, сырые, без вентиляции, были переполнены больными, которые размещались без учета характера заболеваний, и в госпитале царили внутрибольничные заражения». В настоящее время существует несколько систем строительства больниц: 1.
Централизованная, при которой все подразделения и службы больницы располагаются в одном здании. 2. Децентрализованная, при которой каждое подразделение больницы расположено в отдельном однодвухэтажном здании.
3. Смешанная, при которой основные отделения и подразделения больницы располагаются в главном корпусе, а подразделения и отделения, имеющие некоторую специфику, способную повлиять на лечебно- охранительный режим в других отделениях, располагаются в отдельных корпусах. Обычно это хозяйственные постройки, морг, инфекционный корпус.
В отдельные корпуса также рекомендуется выносить детское отделение (если оно имеется) и акушерско-гинекологическое отделение с роддомом, поскольку эти отделения имеют особую специфику. При современных больницах работают поликлиники, которые тоже рекомендуется размещать в отдельном корпусе, связанном с главным корпусом одно- или двухэтажным переходом.
Вполне естественно, что все больницы, построенные до середины XIX в., относятся к централизованной системе, т. к. в те времена больных не разделяли по характеру заболевания и размещали всех в одном больничном помещении, что и было отмечено в описании Н.И. Пирогова. Однако и Н.И.
Пирогов и другие видные деятели медицины понимали, что в таких больницах не могут быть созданы хорошие условия для пребывания больных, скученность разных больных способствует распространению внутрибольничных инфекций. Поэтому с конца XIX в. больницы стали строить по децентрализованной системе, что сыграло существенную роль в снижении количества внутрибольничных инфекций, а также значительно улучшило условия пребывания больных. Размещение больных в одно- и двухэтажных «павильонах» с учетом характера заболевания («внутренние», «наружные», «прилипчивые», «поносные» и т.д.) в палатах по 20-40 человек положительно сказалось на качестве лечения. Следует отметить, что в таких больницах (децентрализованных, или павильонных) улучшились условия инсоляции. аэрации палат, а также облегчилась возможность выхода больных на улицу для пользования природными факторами. По централизованной системе в Москве построены: 1-я Гродская, 4-я Градская, Институт им.
Склифосовского, а по децентрализованной системе — 1-я детская больница, больница им. Боткина и др. Больницы в прежние времена строились на пожертвования различноых меценатов, поэтому носили соответствующие названия. К примеру, 1-я Градская больница называлась Голицынской, 4-я Градская — Павловской, Боткинская — Солдатенковской, Институт им.
Склифосовского — странноприимный дом Шереметьева, 1-я детская — Морозовской и т.д. К строительству этих больниц привлекались видные архитекторы (Казаков, Назаров, Кваренги), поэтому многие из них являются архитектурными памятниками.
Значительно усилилось больничное строительство в России при установлении Советской власти, когда оно приобрело государственный и плановый характер. Темпы больничного строительства можно контролировать по степени обеспеченности населения коечным фондом, которое вычисляется по количеству стационарных коек на тысячу (или на 10 тыс.) населения.
В 1913 г. в России обеспеченность коечным фондом составляла 1,3 койки на тысячу населения, 8 1917 г.— 1 койка, а затем обеспеченность коечным фондом увеличивалась довольно равномерно приблизительно на 1-2 койки за 10 лет. Таким образом, в 19 70 г. обеспеченность коечным фондом в нашей стране была доведена до 11, в 1981 г. она составила 12,6, а в настоящее время составляет около 13 на тысячу населения.
Обеспеченность коечным фондом зависит и от других факторов: от продолжительности пребывания больного на койке (то есть от эффективности лечения), качества амбулаторного обслуживания больных, общей материальной обеспеченности общества (в частности, от обеспеченности жилой площадью, коммунальных удобств и т.д.). Строительство больниц может осуществляться по типовым или индивидуальным проектам. В нашей стране оно осуществляется в большинстве своем по типовым проектам. Специалисты считают, что в настоящее время в проекты строительства больничных зданий должны быть заложены возможности их реконструирования, поскольку конструкции зданий, рассчитанные на длительное существование, относительно быстро устаревают морально. Каждая из систем строительства больниц имеет свои преимущества и недостатки.
В свое время децентрализованные больницы сыграли положительную роль в ограничении распространения внутрибольничных инфекций и создании более благоприятных условий пребывания в них больных. Однако с течением времени в связи с развитием общей и санитарной культуры населения, санитарной техники коммунального обслуживания и т.д. высокая степень разобщения больных потеряла свою актуальность.
Создание лифтового обслуживания резко увеличило транспортные возможности больных и персонала, в связи с чем увеличение этажности больничных зданий не создало дополнительных неудобств в обслуживании больных. Поэтому в настоящее время снова перешли к строительству больниц по централизованной и смешанной системам.
Большую роль при этом также сыграл дефицит земельной площади, который возникает в последнее время в городах с высокой плотностью населения. Прежде всего это сказалось в странах Западной Европы, а затем в нашей стране.
Одной из прогрессивных разновидностей централизованной системы строительства больниц является блочная, при которой строят несколько многоэтажных корпусов, соединенных между собой теплыми надземными или подземными переходами. Наиболее излюбленной формой строительства больничных зданий в настоящее время является Т-образная или У-образная.
Мощность больниц диктуется местными условиями, однако общая тенденция в настоящее время склоняется к укрупнению. Если раньше было значительное количество мелких больниц (на 15, 25, 50 коек), то сейчас, в связи с изменением медицинской технологии, считают целесообразным строить крупные больницы мощностью 600-1200 коек. В таких больницах персонал и медицинская техника могут быть использованы наиболее эффективно. Большое значение имеет размещение больниц в населенном пункте. Раньше больницы старались строить в пригородной зоне или на окраине населенного пункта, в настоящее время общесоматические больницы считают целесообразным размещать наиболее приближенно к обслуживаемому населению, поскольку в современных больницах предусмотрено наличие подразделений для оказания экстренной медицинской помощи.
Как правило, в них расположены родильные дома, поликлиники и т.д. Кроме того, в таких больницах удобно посещать больных, что также имеет немаловажное значение. В то же время для размещения больницы следует выбрать участок в наиболее уютном и тихом месте, по возможности удаленном от мест с высокой степенью загрязненности воздуха.
Однако больницы, не имеющие в своем составе подразделений, оказывающих скорую помощь, и поликлиник, считается целесообразным размещать на окраине населенных мест или даже за городом. В частности, это инфекционные больницы, а также психоневрологические и противотуберкулезные лечебницы.
Наиболее рациональной формой больничного участка считается прямоугольник с соотношением сторон 1:2 или 2:3. Участок должен иметь не менее двух въездов (один из них хозяйственный). Степень озеленения должна превышать 60% его площади. Планировка больничного участка должна предусматривать соблюдение определенного порядка.
В частности, участок должен быть разделен на соответствующие зоны. Отсутствие такого зонирования приводит к нарушению лечебно-охранительного режима в больнице и отрицательно сказывается на функционировании больницы.
Считается целесообразным предусматривать следующие зоны на больничном участке: а) зона лечебных корпусов; б) зона поликлиники и административная; в) зона хозяйственного двора; г) зона зеленых насаждений. В зоне лечебных корпусов несколько обособляется инфекционный корпус, если инфекционное отделение имеется в больнице.
В хозяйственной зоне обособляется патологоанатомический корпус. Зона зеленых насаждений должна включать в себя больничный сад (кроме зеленых насаждений по периметру участка и между зданиями). Больничный сад должен представлять собой наиболее уютное тихое место для отдыха больных.
Основной единицей внутренней планировки больниц является палатная секция, которая представляет собой комплекс палат, служебных и подсобных помещений для больных с однородными заболеваниями. Размер палатной секции зависит от ее профиля и колеблется от 15 до 30 коек. Наиболее распространены секции на 25 и 30 коек. Отделение может состоять из одной или двух палатных секций.
Большое значение имеет коечность палат. Современными СНИПами предусмотрена максимальная коечность палат для взрослых вместимостью 4 койки, а для детей до года — 2 койки. Таким образом, секция может состоять из комплекса 4, 3, 2 и однокоечных палат. Однако в каждой секции должно быть предусмотрено наличие не менее двух однокоечных (изоляционных) палат.
Окна палат рекомендуется ориентировать на юго-восточную или южную сторону. Койки в палатах следует размещать параллельно светонесущей стене, что обеспечивает более удобное обслуживание больных.
В отношении освещенности все помещения в больницах можно разделить на три группы: 1. Помещения, где целесообразна хорошая инсоляция, но без перегрева (палаты, комнаты для дневного пребывания больных, ожидальные). Для этой группы наиболее целесообразной ориентацией является южная и юго- восточная, а для районов севернее 55° допускается и юго-западная.
2. Помещения, в которых инсоляция не показана: а) из-за возможности ослепляющего действия (операционные, перевязочные, манипуляционные, лаборатории, секционные); б) из-за возможности перегрева (морги, варочные цеха и заготовочные кухни, кладовые для продуктов). Для этой группы рекомендуемая ориентация — север, северо-восток.
3. Помещения, для инсоляции которых не предъявляется особых требований, но без перегрева (административные помещения, кабинеты физиотерапии, подсобные помещения, санузлы и др. Особого внимания требует планировка коридоров. Коридоры могут быть трех типов: 1) с двухсторонней застройкой (центральньные); 2) с односторонней застройкой (боковые); 3) с частичной двухсторонней застройкой.
С гигиенической точки зрения, коридоры с двухсторонней застройкой являются самыми плохими, так как в них весьма слабые возможности для создания достаточной естественной освещенности, а также достаточного проветривания. Как правило, в них довольно темно и душно. Очень хорошие гигиенические условия в боковых коридорах, в которых одна сторона сплошь состоит из окон.
Однако они весьма неудобны в организационном плане. Все помещения вытягиваются в один ряд, в результате чего значительно удлиняются графики движения как больных, так и персонала.
Наиболее приемлемыми оказались коридоры с частичной двухсторонней застройкой, при которой во второй половине застройки устраивают так называемый световой разрыв, который часто служит в качестве помещения для дневного пребывания больных. При устройстве такого коридора следует однако соблюдать соотношение между застроенной частью и световым разрывом.
Последний должен составлять не менее 40% от общей длины коридора. Планировка больниц различного профиля имеет некоторые особенности. Наибольшие отличия от общесоматических имеют больницы инфекционные.
Основной особенностью инфекционных больниц или отделений является устройство в них боксов и полубоксов, наличие которых в значительной степени снижает возможность распространения внутрибольничных инфекций, а также резко повышает возможности использования коечного фонда. Бокс представляет из себя автономную палату с санузлом, которая имеет внутренний вход (в коридор) для персонала и наружный вход (с улицы) для больных.
При входе в бокс с улицы больной проходит через тамбур, а при входе из коридора устраивают шлюз, в котором персонал подвергается шлюзованию (моет руки, меняет спецодежду и т.д.). Таким образом, достигается максимальная изоляция больных, находящихся в боксе, от контакта с другими больными в отделении.
Большие изменения происходят в настоящее время в отношении оборудования, формирования интерьера больничных помещений, создания психологической обстановки в них. В прежние времена к внутреннему оборудованию и содержанию больничных помещений предъявлялись весьма строгие требования с точки зрения распространения инфекций.
Обстановка и мебель в палатах и других помещениях была довольно простой, все должно было быть окрашено белой масляной краской, чтобы удобно было производить влажную уборку помещений. Считалось недопустимым использовать в больницах мягкую мебель, ковры и другие предметы интерьера, способствовавшие, как тогда считалось, увеличению количества пыли и общему загрязнению больничных помещений.
В настоящее время в этом отношении все изменилось, поскольку появились дополнительные технические возможности для уборки помещений, улучшились знания в области санитарной микробиологии, повысилась санитарная культура больных и персонала. В настоящее время большое внимание уделяется эмоционально- психологическому состоянию больных.
Считается, что хорошее эмоционально- психологическое состояние больного в значительной степени способствует его выздоровлению. А поэтому в больницах сейчас стараются создать обстановку покоя, комфорта и благоприятных эстетических впечатлений.
Поэтому в настоящее время в больницах разрешается использовать мягкую мебель, ковры, картины, цветы и другие предметы, создающие впечатление комфортности. Существует даже мнение, что вместо белого постельного белья и халатов следует использовать цветное. Большое внимание следует уделить вопросам питания в больницах.
Существуют централизованная и децентрализованная системы организации питания в них. При централизованной системе на центральном пищеблоке больницы готовят блюда, которые доставляют непосредственно в отделение, где их подогревают и раздают больным.
При такой системе блюда готовятся заранее, они некоторое время хранятся на кухне, пища несколько раз перекладывается из одной посуды в другую, транспортируется (часто по улице), охлаждается и подогревается. При этом в значительной степени теряются вкусовые качества пищи, снижается ее витаминная ценность.
При децентрализованной системе на центральном пищеблоке заготавливаются полуфабрикаты, а в отделениях оборудованы кухни-доготовочные, в которых из полуфабрикатов относительно быстро изготавливают готовые блюда, которые сразу раздают больным. При такой системе пищевая ценность рациона значительно улучшается. Однако в организационном смысле эта система значительно более громоздка, поэтому используется пока редко. При организации питания в больницах следует иметь в виду, что в настоящее время существует весьма прогрессивная тепловая техника, позволяющая быстро и качественно осуществлять изготовление блюд для питания (различного рода автоматы для приготовления пищи, сверхвысокочастотные печи и т.д.).
Источник: med.medic.studio
Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»
Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела
В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная. Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:
1) организации медицинской помощи;
2) охраны здоровья матери и ребенка;
3) научных и образовательных медицинских учреждений;
4) кадров и др.;
2. министерство здравоохранения области (края);
3. управление здравоохранения при администрации города.
Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.
Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:
1) разработка законов для осуществления реформ;
2) охрана материнства и детства;
3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);
4) обязательное медицинское страхование;
5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;
6) лекарственное обеспечение;
7) подготовка кадров;
8) информатизация здравоохранения.
Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.
Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.
Основные разделы психогигиены
. «психическая гигиена» возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу «Душа, которая нашлась вновь». . деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы: 1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена быта; 3) психогигиена семейной жизни; 4) психогигиена .
Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.
К учреждениям амбулаторного типа относятся:
1) амбулатории;
2) поликлиники;
3) медико-санитарные части;
4) диспансеры;
5) консультации;
6) станции «скорой помощи».
К учреждениям стационарного типа относятся:
1) больницы;
2) клиники;
3) госпитали;
4) родильные дома;
5) санатории;
6) хосписы.
В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.
Устройство и основные функции больниц
Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:
2) централизованный; 1) павильонный;
3) смешанный.
При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:
1) здания;
2) зона хозяйственного двора;
3) защитная зеленая зона.
Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.
Больница состоит из следующих объектов:
1) стационара со специализированными отделениями и палатами;
2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;
3) аптеки;
4) поликлиники;
5) пищеблока;
6) прачечной;
7) административных и других помещений.
Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.
Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.
Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:
1) кровать (обычные и функциональные);
2) прикроватные тумбочки;
3) столики или стол;
4) стулья;
5) шкаф для одежды пациента;
6) холодильник;
7) умывальник.
Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.
Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.).
3. Группа заболеваний, которые занимают наибольший удельный вес .
. к госпитализации; отказ больного; дефекты диагностики приемных отделений больниц (гиподиагностика), необоснованные отказы. Важным показателем является летальность . или бездействие, повлекшие за собой ущерб здоровью пациента или его смерть. Принцип преемственности и взаимосвязи . специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», «педиатрия», диплом и сертификат врача .
Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).
Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.
Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.
В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.
Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.
Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:
1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);
2) сортировки грязного белья;
3) хранения чистого белья;
4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;
5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.
Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.
Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.
Программа по производственной педагогической практике Для специальности .
. реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 060109.65 – Сестринское дело. Предмет «Педагогика с методикой преподавания» относится к обязательному федеральному компоненту . основы практической психологии Программа рассчитана на 120 часов самостоятельной деятельности студента на приобретение практических навыков и профессионального мастерства. Распределение .
Содержание деятельности среднего медицинского работника
Содержание деятельности медицинских сестер составляется администрацией лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) на основании тарифно-квалификационной характеристики среднего медицинского работника с учетом конкретных особенностей работы того или иного лечебного учреждения.
К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:
1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;
2) своевременное выполнение врачебных назначений;
3) уход за пациентами;
4) помощь пациенту во время осмотра врачом;
5) наблюдение за общим состоянием пациентов;
6) оказание первой доврачебной помощи;
7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;
9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;
10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.
Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.
Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники, работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.
Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.
Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.
Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.
Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.
Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.
За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела
Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:
1) пациент;
2) сестра, сестринское дело;
3) окружающая среда;
4) здоровье.
Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела
и имеющий право на сестринскую работу.
Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.
Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.
Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.
В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.
В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.
Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности(правильно или неправильно мы поступаем):
1) говорить правду;
2) делать добро;
3) не причинять вреда;
4) уважать обязательства других;
5) держать слово;
6) быть преданной;
7) уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).
Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.
Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в
России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, .
. повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой . эмоции и чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами .
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
. весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не . очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . и оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов .
Сестринская деонтология
Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.
Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1) внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;
2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;
2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;
3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;
4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:
1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;
2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:
1) гуманность и милосердие, любовь и забота;
2) сострадание;
3) доброжелательность;
4) бескорыстие;
5) трудолюбие;
6) учтивость и др.
Роль общения в работе медицинской сестры
. слова, не забывать о самоконтроле. Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии — разъяснение, убеждение и т.д. Практически в каждой беседе с пациентом медсестра . что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%. Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на .
Способы эффективного общения
. то, что стоит для нас за словами «восприятие и понимание другого в общении». Глава 1. Увидеть и понять Представим . закономерности, которые могут быть общими для всех ситуаций общения, например, общение как коммуникация, как прием и передача информации. Таким . план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, , более или .
Общение в сестринском деле
Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).
Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки» можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе.
Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации(приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
Средства общения
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее.
Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинациях, сопоре, коме), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь:
1) быструю;
2) медленную;
3) запинающуюся;
4) эмоциональную;
5) монотонную;
6) громкую;
7) шепотную;
8) невнятную;
9) с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности – ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит – слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом, надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т. д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим. Таким образом передаются настроение, характер и отношение. «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит.
Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика – движения мышц лица. Жестика – моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70 % информации о том, что переживает человек.
Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
. у человека». Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда . единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не .
Техника профессионального общения
1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «вы».
2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.
4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.
5. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.
Сестринская педагогика
В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в лечебно-профилактическом учреждении. Сестринский процесс формирует непосредственное общение, картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности является обучение пациентов и их родственников. Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, обеспечивающих достойную жизнь в новых для пациента условиях.
Сферы обучения пациента
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная – направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
1) злобный – указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
2) испуганный – указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
3) апатичный – чаще по темпераменту флегматик, могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;
4) растерянный – указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.);
5) не может найти себе места – трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и другим, испытывание боли, эмоционального шока;
6) состояние аффекта – вспышка эмоций, кратковременная по времени;
7) уравновешенный – является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
8) признаки тревожности – потирание рук, напряженность в позе, голосе – являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на страх перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфории, апатии), психических, соматических заболеваний, патологии сознания (делирий, галлюцинаций).
Если во время разговора пациент пытается дотронуться до медсестры, то это может являться индивидуальной особенностью личности или национальными особенностями темперамента (холерик), патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику. Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфорию, истерию).
Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопора, оглушенности), патологии воли (ступора), патологии эмоциональной сферы (депрессии, тоски, уныния), мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного, являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.
4. Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, т. е. способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность, отношение к обучению и др.
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации – это ценность, потеря которой дорого обходится людям, деформируя их жизнь и судьбу, и может привести к тяжелым болезненным состояниям.
Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку.
Различают адекватную и неадекватную самооценку.
Примеры похожих учебных работ
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
. сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст. Сон . оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов .
Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии
. медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную . труда и быта пациента); *-социальнаяи профессиональная направленность . Переориентация в обслуживании людей с тяжелыми хроническими .
Методические рекомендации по производственной сестринской практике по хирургии и .
. лечебных учреждений, личная гигиена больных и персонала, индивидуальный режим больных; в) организация работы сестринского поста, обязанности палатной медсестры, основные виды медицинской . обязанности дежурной медицинской сестры. Руководство практикой .
Роль общения в работе медицинской сестры
. себе каждый медицинский работник, и медицинская сестра в частности. Ведь вклад медсестры в лечение пациента очень велик. 1. Понятие и функции общения Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий .
Профессиональная деятельность медицинской сестры
. кроме воскресенья. В субботу организовано дежурство медицинских сестер для обслуживания пациентов на дому и проведения процедур в . в детской многопрофильной больнице в должности участковой медсестры на участке № 12. 2. Краткая характеристика .
Значение медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК КРБ
. подготовки сестринского персонала, правильности выполнения сестринских манипуляций в надлежащих условиях и уровня общения с пациентами зависит оценка качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами[15]. Качество медицинской помощи .
Источник: forpsy.ru
Презентация на тему: Тема лекции: C ОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬНИЦ
Первый слайд презентации: Тема лекции: C ОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬНИЦ
Слайд 2: План лекции
История развития больничного строительства. Системы больничного строительства. Гигиенические проблемы проектирования больниц; современные тенденции больничного строительства. Больницы за рубежом. Новый СанПиН по ЛПО 2010 г.
Слайд 3
Первые специальные учреждения стационарного типа для лечении людей возникли в V веке до н.э., в Греции их называли асклепии, в Италии — валитудинарии. Первые госпитали ( от лат. hospitium — прибежище) появились в Иерусалиме в IV веке до н.э. для поломников. В средние века во время крестовых походов монашеский орден Святого Лазаря организовал убежища для прокажённых – лепрозории.
Слайд 4
Многие больницы создавались лучшими зодчими и являются памятниками архитектуры: больница Санта-Мария Нуова во Флоренции ( XV в.); Больница Санто-Спирито в Риме (1480-е гг.); Больница Оспедале Маджоре в Милане ( XV-XVII в.); госпиталь Челси в Лондоне ( XVII в.); Голицинская больница в Москве (1802 г.); Институт Склифосовского в Москве (1794 г.).
Слайд 5: Больница Санто-Спирито в Риме (1480-е гг.) Основана в XII веке, перестроена в конце XV века. Больница, в которой впервые сделали бэбибокс для сдачи ненужных детей
Слайд 6: Больница Оспедале Маджоре в Милане
Самая большая больница для бедных в Италии XV века. Построена в 1456 году. Главное здание состоит из четырехугольника 190 на 138 метров, в центре которого располагается двор. Фасад выполнен из красного кирпича с тонким орнаментом, с длинными круглыми арками и готическими окнами. Во дворе здания находится множество мемориальных досок.
В начале 20-го века здание больницы стало медицинским университетом, с первым факультетом, изучающим акушерство и гинекологию.
Слайд 7: Королевский госпиталь в Челси (Англия)
Инвалидный дом для престарелых бессемейных военнослужащих (от рядовых до фельдмаршалов), учреждённый указом Карла II в 1681 г. в Лондоне. Королевский госпиталь в Челси сейчас известен не как медицинское учреждение, а как место, где ежегодно в мае проводится выставка цветов.
Слайд 8
На Руси строили приюты и больницы при монастырях. Первая светская больница была построена в Москве в 1654 г. на пожертвования боярина Фёдора Ртищева. По указу Петра I в губерниях за счёт церковно-свечных сумм строили богадельни для раненых и увечных офицеров и нижних чинов.
Слайд 9: Первый в России военный госпиталь
Основан в 1706 г. по приказу Петра I в Москве, в Лефортово. В советское время госпиталю присвоено имя крупнейшего отечественного хирурга Н.Н. Бурденко. Сегодня это крупнейшее лечебное учреждение России (1550 коек).
Слайд 10: Голицынская больница открыта в 1802 г
Слайд 11
Голицынская больница (ныне Голицынский корпус Первой городской клинической больницы) построена по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Возводилась на средства, завещанные князем Дмитрием Михайловичем Голицыным, который служил русским послом при австрийском дворе. Первоначально Голицынская больница располагала 50 койками, а в 1805 году число больничных мест доведено уже до 100.
В 1803 году при больнице открылась богадельня для неизлечимых больных на 30 человек. Первым главврачом Голицынской больницы был профессор Московского университета Е.О. Мухин. В 1814 году он открыл первое в России «костоправное» отделение; в 1825 г. — также первое в стране глазное отделение. В 1832 году основана фельдшерская школа для детей крепостных, а в 1868 г. — родильный приют.
Аптека Голицынской больницы вплоть до XX в. являлась единственной больничной аптекой в Москве, которая пользовалась правом свободной продажи лекарств населению. На протяжении первых 50-ти лет все главврачи больницы были одновременно профессорами Московского университета, а сама больница служила клинической базой медицинского факультета.
Слайд 12: Шереметьевская больница
Слайд 13
В 1810 г. на средства графа Шереметьева был открыт Странноприимный дом (Шереметьевская больница) на Сухаревской площади в Москве. Комплекс был рассчитан на 50 коек для больных и на 100 мест для немощных и престарелых. Шереметьевы содержали больницу и приют до 1917 г. Сейчас в этом здании располагается НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
Слайд 14: НИИ скорой медицинской помощи им. Н.В. Склифософского
Слайд 15: НИИ скорой медицинской помощи им. Н.В. Склифософского
Многопрофильный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в России, оказывающий бесплатную круглосуточную высококвалифицированную медицинскую помощь. Имеется 918 стационарных коек, в том числе 90 реанимационных. Выполняется более 20 тыс. операций в год (55 в день). Работают отделения: острых эндотоксикозов, трансплантации печени, неотложной пластической и реконструктивной микрохирургии, лаборатория новых хирургических технологий, отдел неотложной кардиохирургии, московский ожоговый центр.
Слайд 16
В провинциальных городах и сельской местности России строили т.н. земские больницы. К 1870 г. их имели 43 губернии. Почти все больницы, построенные в начале 19 века, взводились по т.н. павильонной системе.
Слайд 17: Виды ЛПУ
больницы – многопрофильные и специализированные; с 1968 г. – больницы скорой мед. помощи; учреждения охраны материнства и детства — родильные дома, перинатальные центры, детские консультации, детские ясли, дома ребёнка; диспансеры — противотуберкулезные, онкологические, психоневрологические, физкультурные и др.; амбулаторно-поликлинические учреждения — городские, районные, стоматологические, медико-санитарные части, врачебные здравпункты на предприятиях; санаторно-курортные учреждения; станции переливания крови; центры санитарно-эпидемиологического надзора; лепрозории.
Слайд 18: Функции больниц
профилактика болезней; диагностика ; лечение; реабилитация; санитарное просвещение; подготовка врачей и средних мед. работников.
Слайд 19
Для большинства людей пребывание в больнице, в новых, непривычных условиях – это стресс, дискомфорт. На время госпитализации больница становится для пациента и домом, и столовой, и баней, и прачечной, и парикмахерской, и досуговым учреждением. Основное назначение больницы – быстрее, лучше, качественнее, без осложнений вылечить пациента.
Для этого необходимо обеспечить больному оптимальные гигиенические условия, являющиеся мощным целительным фактором в комплексе лечебных мероприятий: оптимальный, щадящий микроклимат; светлую, чистую, просторную палату, комфортную обстановку (постель, бельё, мытьё, прогулка и др.); должный уход и адекватное питание; лечебно-охранительный режим, отдых, защиту от шума, пыли, химического и бактериального загрязнения. Для мед. персонала больница – место работы, где должны быть созданы безопасные, безвредные условия труда. Больничная гигиена разрабатывает нормативы и требования к размещению, планировке, организации питания пациентов, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в ЛПУ, условиям труда персонала.
Слайд 20: Функциональные зоны земельного участка больницы
зона лечебных корпусов для неинфекционных больных; зона инфекционного отделения; зона детского корпуса; зона радиологического корпуса; зона корпуса телегамматерапии; патологоанатомический корпус с ритуальной зоной; кислородная станция; садово-парковая зона; хозяйственная зона – пищеблок, прачечная, гараж, склады и др.; административный корпус.
Слайд 21: Системы строительства больниц
децентрализованная (павильонная); централизованная; смешанная (централизовано-блочная).
Слайд 22: Положительные стороны децентрализованной системы
изоляция отделений для различных категорий больных, т.е. профилактика внутрибольничный инфекций (ВБИ); обеспечение покоя больных, возможность пользования больничным парком.
Слайд 23: Недостатки децентрализованной системы
разобщенность отделений; дублирование мед. техники и оборудования, лечебно-диагностических кабинетов, увеличение штата обслуживающего персонала; удлиняются пути движения персонала и время доставки пищи из пищеблока в отделения; увеличение площади застройки.
Слайд 24: Достоинства централизованной системы
рациональное использование лечебно-диагностического оборудования; укорачиваются пути передвижения пациентов и персонала; ускоряется доставка пищи; облегчается эксплуатация санитарно-технического оборудования; уменьшается площадь застройки, что позволяет увеличить зону озеленения.
Слайд 25: Недостатки централизованной системы
трудно обеспечивать лечебно-охранительный режим, предупреждать ВБИ; ограничение прогулок больных из отделений, расположенных на верхних этажах здания; шум от лифтов, кондиционеров, системы вентиляции.
Слайд 26: Смешанная система строительства
Приемное отделение, основные соматические отделения, клинико-диагностические отделения (рентгеновское, физиотерапевтическое, клиническая лаборатория), аптека размещаются в главном корпусе. Поликлиника, родильное, детское, инфекционное, патолого-анатомическое отделения, админитративно-хозяйственные службы имеют отдельные здания.
Слайд 27: Блочная система
Это модернизированная смешанная система больничного строительства. Все отделения, занимающие отдельные здания, объединяются в один общий блок и соединяются переходами. В изолированные здания выносят инфекционное и радиологическое отделения.
Слайд 28: Научно-клинический центр детской гематологии
Слайд 29: Научно-клинический центр детской гематологии
Одновременно в Центре могут лечиться 400 детей, запланировано 250-300 стационарных коек. В состав комплекса входят функциональные блоки: лечебный, научно-исследовательский, учебный и поликлинический, а также пансионат для проживания детей, проходящих курс реабилитации.
Слайд 30: Кардиологический научный центр РАМН
Слайд 31: Российская детская клиническая больница
Слайд 32: Структура современной многопрофильной больницы
приёмное отделение; палатные отделения различного профиля; операционный блок; лечебно-диагностическое отделение; аптека; пищеблок; учебные, административные, вспомогательные, хозяйственные помещения; гостиница, пансионат.
Слайд 33: Гигиенические проблемы при проектировании больниц
создание оптимальных условий для лечения больных и труда персонала; оптимальный воздухообмен и вентиляция помещений; размещение по этажам палатных и лечебно-диагностических отделений; удобство и быстрота сообщения палатных отделений с лечебно-диагностическими и вспомогательными службами, вестибюлем, больничным парком; неспецифическая профилактика внутрибольничных инфекций.
Слайд 34: Перспективное направление больничного строительства
Специализация и централизация функционально однородных отделений и служб больницы – реанимации, трансплантации органов, лазеролечения, гипербарической оксигенации, радионуклидной диагностики и др.
Слайд 35: Тенденции современного больничного строительства
укрупнение и централизация больниц; создание крупных диагностических центров, оснащённых дорогостоящим, уникальным оборудованием; узкая научно-практическая специализация – создание перинатальных центров, кардио-, онко-, психиатрических центров.
Слайд 36: Перинатальный центр
Оказывает амбулаторно-поликлиническую, стационарную акушерско-гинекологическая помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, специализированную медицинская помощь новорожденным детям. Включает женскую консультацию, родильное отделение, гинекологическое отделение, отделение патологии новорождённых и недоношенных, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорождённых. Отделение экстракорпорального оплодотворения включает лабораторию со следующими помещениями: шлюз для пациентов; предоперационную; малую операционную; эмбриологическую лаборантскую с кабинетом генетика; помещение для сдачи спермы; криохранилище.
Слайд 37: Томский перинатальный центр
Центр рассчитан на 151 койку. Располагает 10 родильными залами, двумя родильными операционными, операционной для новорожденных и может принимать более 2,5 тысяч родов ежегодно. Лаборатория ЭКО в Томском перинатальном центре соответствует мировым стандартам. Микроскоп с микроманипулятором позволяет с высокой точностью выполнить инъекцию сперматозоидов в яйцеклетку, провести преимплантационную генетическую диагностику эмбриона.
Слайд 38: Пути решения проблем строительства больниц
строительство 9-12-этажного моноблока для палатных отделений с приближенным к нему 2-3-этажным корпусом лечебно-диагностических служб, который соединяется с моноблоком крытым наземным или подземным переходом; полиблочная система – строят отдельные блоки для хирургического, терапевтического отделений и максимально приближенный к ним лечебно-диагностический блок; расширение существующих больниц за счёт строительства дополнительных палатных корпусов.
Слайд 39: Онкологический научный центр РАМН
Слайд 40: Онкологический научный центр
Слайд 41: Медицинский центр в Нижнем Тагиле
Слайд 42: Преимущества высокоэтажных больниц
уменьшается плотность застройки участка; сокращается длина маршрута передвижения персонала; сокращается время доставки пациентов, лекарств и пищи.
Слайд 43: Минусы высокоэтажных больниц
палатные отделения приближены друг к другу; увеличивается химическое и микробное загрязнение воздуха верхних этажей; интенсивное движение вокруг вертикального узла связи (лифта, лестниц), длительное ожидание лифта; ограничение возможности прогулок пациентов; в зимнее время повышается продуваемость верхних этажей; боязнь высоты у некоторых пациентов; шум.
Слайд 44: Размещение отделений в многоэтажной больнице
травматологическое – на нижних этажах; гнойное хирургическое – в отдельном блоке, не сообщающемся с другими отделениями лестнично-лифтовым узлом и системой искусственной вентиляции; асептический оперблок – в отдельном блоке или тупиковой части здания не ниже 2-го этажа; отделение анестезиологии и реанимации, интенсивной терапии, хронического гемодиализа, послеоперационные палаты – приближены в оперблоку, но изолированы друг от друга; процедурные рентгенкабинетов и отделений лучевой диагностики с источниками ионизирующего излучения нельзя размещать смежно по горизонтали и вертикали с палатами для беременных и детей.
Слайд 45: Преимущества полиблочных больниц
снижается этажность корпусов до 5-7; возможность изоляции оперблока; палатные отделения приближены к земельному участку; уменьшается зависимость пациентов и персонала от лифтового транспорта; уменьшается риск возникновения ВБИ вследствие изолированности отделений; улучшается лечебно-охранительный и санитарно-гигиенический режим стационара.
Слайд 46: Недостатки полиблочных больниц
большое количество блоков и переходов удлиняет пути сообщения; уменьшается свободная от застройки территория больничного участка; при отсутствии горизонтального транспорта увеличивается время доставки больного, лекарств, пищи.
Слайд 47: Новый тип больниц для больных хроническими заболеваниями
В Москве создан артрологический центр для лечения больных с заболеваниями суставов и опорно-двигательного аппарата. Обследование больного проводится в поликлинике, лечение в стационаре в течение 7-10 дней, где купируют обострение болезни и определяется схема лечения. Медикаментозное лечение больной продолжает дома, а восстановительное лечение проводится амбулаторно в центре. На всех этапах больного наблюдает врач. Такая система лечения позволяет увеличить пропускную способность стационара, экономически выгодна и дает хороший лечебно-профилактический эффект.
Слайд 48: Особенности больниц за рубежом
Пациентов группируют не по профилю заболевания, а по тяжести состояния. Выделяют отделения: интенсивного ухода за тяжелобольными; промежуточного ухода за больными средней тяжести; самообслуживания для выздоравливающих и обследуемых; для хроников с длительными сроками лечения; для обслуживания на дому; для амбулаторного лечения.
Слайд 49: Отличия больничного строительства за рубежом и в России
больницы стоят по индивидуальным проектам (в России – по типовым); за рубежом мед. учреждения – это преимущественно частные самостоятельные уникальные самоокупаемые объекты (в России – государственные); там нет приёмных отделений; питание пациентов организовано по ресторанной системе. за рубежом гигиенические рекомендации имеют рекомендательный характер, в России они имеют силу закона.
Слайд 50: Индустриализация ” лечебного процесса за рубежом
Выделено 3 этапа лечения пациента. Обследование и диагностика. Лечение. Восстановление, экспертиза трудоспособности, контроль отдаленных последствий и оценка эффективности лечения. Каждый этап осуществляет своя бригада специалистов, больного наблюдают несколько врачей.
Слайд 51: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СанПиН 2.1.3.2630- 10
СанПиН устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Слайд 52
Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.
Слайд 53
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала.
Слайд 54
Подразделения (помещения) с асептическим режимом, палатные отделения, отделения лучевой диагностики и терапии, другие подразделения с замкнутым технологическим циклом (лаборатория, пищеблок, ЦСО, аптека, прачечная) не должны быть проходными.
Слайд 55
В медицинских организациях, являющихся учебными или научными базами, необходимо дополнительно предусматривать учебные помещения для студентов и курсантов, кабинеты для преподавателей, самостоятельные вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые).
Слайд 56
Во вновь строящихся и реконструируемых ЛПО для пациентов при палатах предусматриваются санузлы, оснащенные раковиной, унитазом, душем. Двери в санузлах для пациентов должны открываться наружу.
Слайд 57
Помещения, в которых предусматривается транспортировка пациентов на каталках/функциональных кроватях, должны иметь дверные проемы шириной не менее 120 см (для существующих ЛПО — не менее 110 см).
Слайд 58: Минусы нового СанПина
В условиях стесненной городской застройки, а также в стационарах, не имеющих в своем составе палатных отделений восстановительного лечения и ухода, допускается уменьшение площади участка в пределах 10-15 % от нормируемой, за счёт сокращения доли зеленых насаждений и размеров садово-парковой зоны. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара (было не менее 60 %).
Слайд 59
Высота помещений допускается не менее 2,6 м (было 3-3,3 м). Из трёх показателей микробной чистоты воздуха помещений больниц оставлено только общее микробное число (КОЕ / м 3 ): норматив КОЕ / м 3 в помещениях класса чистоты А — 200 до работы, 500 – во время работы (было 200); не нормируется ОМЧ в условно чистых помещениях – класса В (было 750 и 1000 КОЕ). Это боксы, боксированные палаты, палаты для взрослых, шлюзы перед палатами для новорождённых, кабинеты врачей и др.
Слайд 60
В строящихся и реконструируемых ЛПО возможна организация индивидуально-порционной системы питания пациентов и персонала («таблет-питание») – система, при которой на раздаточной линии пищеблока для каждого пациента (сотрудника) комплектуется индивидуальный поднос с крышкой, с набором порционных блюд. Доставка питания в отделения осуществляется в специальных термоконтейнерах — тележках. Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же тележек и доставляется на пищеблок. При применении системы «таблет-питания» в палатных отделениях могут не предусматриваться столовые, а буфетная состоит из одного помещения, которое оборудуется раковиной для мытья рук, моечной ванной для дезинфекции посуды (в случае проведения противоэпидемических мероприятий), бытовым холодильником, СВЧ-печью, электрическими чайниками. Мытье посуды осуществляется централизованно на пищеблоке, при этом выделяются отдельные моечные для обработки кухонной посуды, столовой посуды пациентов и столовой посуды персонала, организуется также помещение для обработки тележек системы «таблет-питания».
Источник: slide-share.ru