Древнеегипетское жилище
В такой единообразной по характеру стране, как Египет, можно было бы ожидать, что прототипы архитектурных форм, воплощенных в камне, будут легко обнаружены. Однако это не так, и не следует безоговорочно заявлять, что любая форма примитивных сооружений из тростника и глины, в которых, вероятно, обитали египтяне в древнейшие времена, содержит в себе зерно всех тех архитектурных форм, которые мы находим, скажем, в пилоне. Ученые выдвинули несколько более или менее правдоподобных предположений о том, как появились характерные для Древнего Египта архитектурные формы, но ни одно из них нельзя считать полностью удовлетворительным.
Можно предположить, да скорее всего, так оно и было, что кирпичная кладка и сооружения из тростника, обмазанного глиной, сыграли свою роль в эволюции египетских архитектурных форм. Была даже высказана догадка, что прототипом панелей, которые мы встречаем в масштабах, являются деревянные хижины, хотя с этой весьма экстравагантной точкой зрения согласны не все ученые.
Альтернативная экскурсия по САМОМУ ЗАСЫПАННОМУ городу МИРА с Олегом Павлюченко
Не лишен интереса вопрос, как выглядел самый примитивный древнеегипетский дом. В наши дни египетские крестьяне живут в кирпичных домах, но, когда им приходится проводить много времени в поле, они делают для себя хижины из стеблей кукурузы (по-арабски бус). Способ их сооружения таков: стебли с помощью пальмовых веревок связываются на земле в подобие больших циновок.
Эти циновки, установленные вертикально, образуют стены хижины. Иногда их зарывают на несколько сантиметров в землю, но часто просто оставляют стоять на земле. Чтобы придать такой стене больше прочности, пачки кукурузных стеблей толщиной примерно 7,5 см дополнительно привязывают по горизонтали вверху и по вертикали – на углах. Полагают, что это и стало прототипом валиков, которые в египетских домах обычно изображают обвязанными веревками.
В Древнем Египте кукурузы не было, а самым распространенным материалом был папирус. Это растение имеет верхушку необычной формы – ее схематично изображали на каменных колоннах и в сценах на стенах гробниц. Если допустить, что папирус использовался вместе со своей верхушкой, то его стебли, образующие стену хижины или ограду, напомнят нам не что иное, как карниз. Однако многие дошедшие до нас каменные карнизы Египта имеют такую форму, которая никак не может быть связана с тростником, скорее она напоминает пальмовую ветвь.
Поэтому было высказано предположение, что египетский карниз и валик произошли от хижины примитивной формы, сооруженной из пальмовых листьев, вплетенных в каркас из жердей. Подтверждение этому мы находим в изображении похожих сооружений на стенах гробниц и храмов.
В сцене на каменном блоке, найденном в Мемфисе, представляющей святилище львиного божества, фасад святилища покрыт крестиками. Подобный мотив встречается повсюду. Следует, однако, отметить, что в наши дни крестьяне почти не используют пальмовые листья для сооружения своих хижин, хотя такие хижины все-таки встречаются. Другие ученые выдвигают иные версии о происхождении карниза и валика, но их обсуждение не входит в задачу нашего труда.
Раскрыта тайна ГЛИНЫ засыпавшей города! Это точно были ЗАХВАТЧИКИ Земли
Источник: stroyremkom.ru
«Кто так строит?!» (с)
Читаю я сейчас про искусство и архитектуру Древнего Египта. Вы же меня знаете, всегда лезу в мелочи и частности, всегда вопросы возникают: «Как?» да «Из чего сделано». Посмотрела несколько фильмов про храмы и пирамиды, с этим все ясно: вырубленные из камня идеально ровные глыбы, несчастные строители с остеоартрозом, возможное вмешательство инопланетян и все такое. А как же жили простые египтяне?
Картинка сверху — это, вообще-то, скрин, само видео можете тут глянуть
А просто они жили и очень тесно. Дома строили из кирпича сырца, который лепили из того, что приносил ежегодно разливающийся Нил: смеси ила и глины.
Из такого кирпича строили дома в Древнем Египте
Площадь дома могла составлять 6-10 квадратных метров (как моя кухня). Правда, в доме только спали и делали детей (судя по всему, прямо при уже имеющихся детях), все остальное время проводили на работах или во дворе, когда опускались сумерки, перебирались на крышу, где можно было посидеть, выпить пива (это очень уважаемое занятие было в Египте) и обсудить события дня. Надо сказать, жилище фараона ненамного отличалось от «квартиры» крестьянина.
Здесь хорошо видна «анатомия» пирамид
Дворцы были на удивление маленькими и тесными, хоть, конечно, побольше чем у бедняков, но значительно меньше, чем храмы и погребальные комплексы. Дерево было в дефиците, так что прибрежная глина вполне решала проблему строительных материалов. Кирпич-сырец был недолговечен, зато дешев. Он со временем раскисал или крошился, поэтому до нас почти не дошло жилищ обычных людей. В одной передаче видела, что археологам удалось изучить один дом только потому, что он… сгорел во время пожара и был заброшен: глина под влиянием высокой температуры спеклась и приобрела свойства обожжённой, что позволило стенам, занесенным песком, «дожить» до наших дней.
Реконструкция жилища египтян
Так что весь имперский размах воплощался в «околопохоронной» архитектуре египтян: в пирамидах и храмах. Строили их там, где поближе были каменистые горы, чтобы не таскать далеко каменные глыбы, но если надо было, то и таскали. Вообще считается, что прообразом пирамид были горы. Строительного камня было полно – известняк, ассуанский гранит, порфир и мерцающий алебастр.
Древнее изображение производства кирпича
Так что получается, что вся историческая архитектура Египта к быту египтян имела весьма косвенное отношение, ее целью было порадовать богов, возвеличить фараона и обеспечить ему роскошное загробное существование. И не важно что на это уходила большая часть бюджета государства.
Дом современного египтянина
Интересно, что в Древней Палестине жилища простых людей были очень похожи на египетские
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
С Египтом все понятно, а вот как дело обстояло, например, в Хараппской цивилизации, мало нам известной? Эти ребята были более практичными, архитектурная гигантомания им была не свойственна, да и стройматериал был более надежный – обожжённый кирпич.
Реконструкция хараппского города
Похоже, что это была какая-то полуутопическая цивилизация всеобщего благоденствия и процветания, так здесь заботились о своих гражданах: мостили мостовые, строили искусственные водохранилища, организован был в Хараппских городах водопровод и даже канализация. Правда, от такой роскоши и комфорта граждане со временем заскучали и выродились. А вот если бы понапрягались бы немного, строя какую-нибудь стену или пирамиду, может больше бы свободу любили да за свое добро держались.
Хараппские постройки. Руины Мохеджо-Даро
Использовали и кирпич-сырец, но значительно реже. Климат в древности на территории нынешней Индии когда-то был другой, намного влажнее, хоть и сейчас не особо сухой, поэтому сырец быстро расползался. Кирпичную кладку скрепляли илистым раствором, который брали у берегов местных рек.
Башня в Мохеджо-Даро
Известь использовали редко, только в нижних рядах кладки, илистый раствор не был очень прочным, не застывал «намертво», поэтому при необходимости постройку можно было легко разобрать, и кирпич использовать повторно. Интересно, что хараппские строители использовали несколько разнообразных строительных приемов, то есть были весьма «продвинуты» для своего времени. Кроме городских стен и ворот ничего гигантского от хараппов (или как их там) не осталось. Нечем, нечем было правителям занять народ!
Зато этот посыл вовремя дошел до китайских правителей. Они как раз заняли своих граждан такой полезной деятельностью, как постройка Великой Китайской стены, в то время как жилища китайцев были весьма скромными. Особенно по сравнению со Стеной, которую неплохо видно даже из космоса. Общая длина стены превышает 5 тыс. км. Стены выложены в два ряда, наружные части сделаны из камня и кирпича, а внутри стена набита утрамбованной глиной, общий объем которой составляет около 180 млн. кв. м.
Великая Китайская стена. Вид из космоса
Если говорить о китайских жилищах, то и жилье императоров было похоже не на гигантский дворец, а на поселок зажиточных крестьян – так, фольгой чуть облепили для форсу да стеной обнесли. Прекрасные и довольно большие постройки стали возводить относительно недавно, в последние столетия. Надо сказать, что и Китайская стена, и стены дворцов имели весьма утилитарное значение – оборонное. Империя постоянно страдала от нашествий варварских племен с Севера, а сам Китай постоянно раздирали внутренние конфликты, так что без стен — никак.
Реконструкция древнего китайского города Линьцзы, 7 век днэ
Красивые китайские дворцы и храмы с загнутыми углами крыш – отголосок тех времен, когда все постройки были деревянными, тогда их строили именно такими. А вообще говорить о какой-то единой архитектуре Китая довольно сложно – страна огромная, с неоднородным рельефом, лежит сразу в нескольких климатических зонах. Что под руками было, из того и строили: от бамбуковых хижин на сваях в воде до пещер в скалах.
Реконструкция-музей древнего китайского жилища
Надо сказать, не одни хараппские граждане были такие грамотные, что придумали водопровод. Был он и в Китае, китайцы использовали для подачи воды бамбуковые трубы. Водопровод был и в Древнем Египте, и в Риме, причем в последнем — весьма совершенный.
Современное жилище бедного китайского крестьянина в глубокой провинции
Древний пещерный город в Китае
Как же все перекликается — пещерный город в Петре, Иордания
. И еще — пещерный город в Чуфут-Кале в Крыму
Вавилонские ворота Богини Иштар в Пергамском музее в Берлине
Вернемся же к кирпичу. Обожженный кирпич использовали и вавилоняне. Они же весьма продвинулись в искусстве облицовки зданий. Всем известны их прекрасные изображения на синем фоне, выложенные из изящной поливной плитки. Знаем мы и о Висячих садах Семирамиды, правда с трудом себе представляем, что это было на самом деле.
Нынешние представляние о Висячих Садах Вавилона весьма разнятся: от вполне традиционных вариантов.
. До очень неожиданных. Это не реконструкция, а вполне реальное здание в современной Японии.
Ясно, что «Слава Иштар!» — это святое, а как же жили простые вавилоняне, те, что башню до самого неба строили-строили, да не достроили? Судя по материалам раскопок, жили они тесно и не особенно роскошно. Как и египтяне, и китайцы, и харрапские ребята.
Вавилон
Руины Вавилона, фото 1932 года
Еще мы хеттов забыли. Эти, в основном, строили из камня, иногда практически не обработанного, так как жили среди горных массивов Анатолии, камня там — хоть завались. Однако в городе Кархемыш (XX-VIII вв. до н.э.) обнаружены постройки и из все того же сырцового кирпича, правда на каменных основаниях.
Крупных храмов и гробниц хетты не строили, но все же некоторые циклопические сооружения от них остались. Например, знаменитые Львиные ворота. Крепостные стены и башни тоже были весьма массивными — нужно было обороняться от беспокойных соседей. Каменные блоки для стен использовались просто огромные!
Львиные ворота в столице хеттов Хаттусе.
Для постройки жилых помещений использовали некрупный камень и упомянутый кирпич, снаружи вся эта красота обмазывалась глиной. Жилье, как вы уже догадались, как и у других народов, обычно было совсем небольшим.
Руины и частичная реконструкция Хаттусы
Хаттуса. Реонструкция.
Так что все народы, похоже, жили одинаково: в маленьких домиках без удобств и телека, а в исторической памяти цивилизации запечатлелись сооружениями «для защиты» и «для идеи». Тема эта далеко не исчерпана, так что потом продолжим как-нибудь.
Источник: agritura.livejournal.com
Египетские дома
Великая река Нил в немалой степени повлияла на египетское жилище. Жители этой страны издавна строили глинобитные конструкции из тростника и прибрежной лозы. Из ила и тростника получался отличный кирпич-сырец.
Из нильского ила с добавлением песка или мелкой гальки и рубленой соломы египтяне изготавливали сырцовый кирпич размером 14×38 см и толщиной не менее 4 см. Эту массу накладывали в деревянные формы с рельефными знаками-клеймами и затем высушивали на солнце, а не обжигали на огне из-за недостатка топлива.
Глина и высушенный на солнце кирпич заменили все иные материалы. Камень применяли крайне редко. Даже при строительстве богатых домов из камня делали только колонны, полы во дворах и бассейны.
Дерево использовали лишь для самых ответственных элементов: опор и балок перекрытий и галерей, крыш и дверных косяков. Дерево высоко ценилось. Деревянные элементы украшали богатой резьбой с растительными мотивами. Чаще всего между столбами из кирпича устраивали деревянные решетки или стенки из пальмовых стволов и связок тростника или камыша, поставленных вертикально.
В египетском жилище отразились представления египтян о временности и недолговечности человеческой жизни, поэтому дома в отличие от культовых сооружений строили из менее прочных материалов. Некоторым исключением могут служить дворцовые постройки, где из высококачественных пород дерева (кедра) выполняли не только все элементы стоечно-балочной конструкции, но частично еще облицовку и декоративную отделку сооружений. Здесь могли применить даже обожженный кирпич и терракотовые плитки. В процессе строительства египтяне использовали топоры, долота, позже узнали пилы, буравы и клещи.
ВНУТРЕННИЙ ДВОР И ПЛОСКАЯ КРЫША
Вся усадьба обносилась стеной из камня выше человеческого роста, наружная сторона которой была сложена откосом так, что на нее невозможно было забраться. По ребру стены насаживали острия из дерева и металла.
Резиденции вельмож и жрецов занимали большую территорию, часто более гектара, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Усадьбы знати обносились мощными стенами. Вокруг парадной части жилища, свидетельствующей о богатстве и знатности, устраивались амбары и кладовые. У таких усадеб был не один, а несколько входов, проход в сад и к хозяйственной половине.
Перед фасадом возводили колонны в виде стеблей папируса. Перед входом сажали цветы и деревья. Пальмы и сикоморы, посаженные в кирпичные ящики с землей, укрывали от солнца входную дверь.
Дверные проемы египтяне строили в форме портала, напоминающего храмовый. Портал имел простые наличники и сандрики — характерные детали над дверью для защиты от дождя. Сандрики представляли собой небольшие карнизы или фронтоны, которые опирались на колонны или пилястры.
Перед богатым домом строили портик с колоннами в виде пучков тростника, папируса или стволов пальм. Вход в дома египтяне устраивали довольно высоко над уровнем земли из-за летних разливов Нила. К входу приходилось подниматься по небольшой лесенке. Двери с одной или двумя створками запирали жилище. Их облицовка делалась из дерева или камня, у богатых на рельефной каменной притолоке изображали хозяев дома и их имена.
Замки в Египте были большой редкостью, дверь запирали на наружный засов. Замки использовались штыревые. Коробку с деревянными штырями прикрепляли к внутренней стороне двери над запором, штыри входили в отверстия запора, расположенного поперек дверной коробки. Чтобы отпереть замок, нужно было деревянным ключом с такими же зубцами попасть точно в отверстия и вытолкнуть штыри, а затем отодвинуть запор. Ключ имел форму большой зубной щетки.
Все дома относились к так называемому дворцовому типу, который был характерен для восточного жилья вообще. Он представлял собой ряд замкнутых помещений, выходящих непосредственно или посредством общего коридора во внутренний двор, являющийся источником света и воздуха.
Жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами и рядом комнат и залов с внутренними колоннами. Главная задача — укрыть жилье от палящих лучей солнца, поэтому двор был окружен галереями, на которые можно было попасть со двора по ступеням. Галереи защищали от солнца и зноя следующие за ними залы и комнаты, а также стены дома. В древности комнаты располагались вокруг двора и галерей, позже комнаты стали группировать вокруг главного зала.
Жилые помещения в любом случае были ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам, и часто выходили в сад. Чаще всего дом был двухэтажный, этажи соединяли боковые лестницы, которые вели на крышу. Жилые помещения могли находиться и в башнеобразных пристройках, также соединенных лестницами.
Как свидетельствует Геродот, в них устраивали спальные покои, где обитатели домов спасались от комаров. На первом открытом этаже спать было невозможно из-за насекомых, в закрытых помещениях второго этажа было очень душно для отдыха, поэтому башня являлась характерной чертой дома богатого египтянина.
В одноэтажном доме простого египтянина было всего четыре помещения: кухня, кладовая, жилая комната и спальня, которая могла находиться и на крыше. Среднее жилище в Египте в два этажа имело 6-7 комнат и делилось на три группы помещений — жилые, парадные и хозяйственные. Дом делился на личную и служебную часть.
В хозяйственных и складских помещениях своды делали из кирпича-сырца. К служебной части относился широкий зал с потолком, опирающимся на одну или несколько колонн. Колонны увеличивали пространство зала, но отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло расширять пролеты помещений. Все остальные комнаты соединялись с залом.
Рассчитанные на жаркий климат египетские дома имели не только открытые галереи, но и прохладные коридоры. Галереи строили вокруг крыши и по фасаду каждого этажа, коридоры делали между комнатами, и все они выходили во двор. Главный зал дома служил одновременно столовой и приемной в холодное время года. Стены и потолок центрального зала были выше стен других помещений, поэтому под самой крышей здесь устраивали окна с деревянными решетками. Через них в зал проникал свет и воздух.
Вентиляции в доме не было, поэтому обитатели дома часто проводили время в галереях, на крышах или в саду. Вентиляция и освещение дома происходило за счет дверных проемов и узких вертикальных дополнительных проемов от пола до потолка, закрываемых занавесками. Только в очень богатых домах в крыше делали вентиляционное отверстие, сообщавшееся с одним из верхних покоев.
Крыши всех египетских домов были плоскими. На них устраивали кухни, кладовые для зерна, но чаще комнаты отдыха с открытыми галереями и ограждениями по краям. Иногда на крышах даже разбивали клумбы. Плоские крыши получали путем перекрытий из сплошного настила пальмовых стволов, по которому укладывали циновки, а затем толстый слой глины.
Чтобы жара не проникала в дом, окна всегда были обращены на север, их делали небольшими и закрывали дощатыми ставнями, деревянными или тростниковыми решетками, тканями или коврами. Для охлаждения своего дома египтяне использовали и специальные приемы. Пористые кувшины с водой ставили на сквозняки, вода в них при испарении охлаждалась и охлаждала воздух.
ПАПИРУСЫ И СКАРАБЕИ
На первом этаже посетитель попадал в вестибюль или приемные залы. Они были просторными прямоугольными комнатами с легкими деревянными колоннами с каменным основанием. Египтяне строили колонны трех типов — пальмовидные, лотосовидные и папирусообразные.
Все архитектурные мотивы были основаны на стилизованных растительных формах. Во всех типах колонн было стилизованное воспроизведение ствола, бутона или цветка растений, что отражалось в капители, базе и стволе колонн. Ствол был круглым или состоящим из пучка стеблей, капитель же воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывавшейся чашечки цветка, которая упиралась в потолок.
Колонны обычно красили в зеленый цвет и покрывали символическим орнаментом. Они прекрасно смотрелись на традиционном синем фоне парадных залов египетского дома.
На первом (в богатых домах — третьем) этаже египтяне устраивали кладовые с провизией и прохладительными напитками и гардеробные с ящиками для белья и одежд. На втором этаже всегда находился кабинет хозяина со специальными шкафами для хранения рукописей и письменными принадлежностями.
Папирусы сворачивали в свиток, перевязывали и связывали в пачки, пачки клали в кожаные сумки, а сумки в шкафы.
Стены внутри домов штукатурили и красили в красный, голубой или желтый цвета, иногда просто белили. Стены залов покрывали росписью, раскрашенными рельефами или поливными изразцами. На предварительно отшлифованную поверхность наносился линейный рисунок, контуры которого углублялись. Затем на рельеф наносился слой гипса, который и расписывался.
Фаянсовые изразцы египтяне вдавливали в сырую штукатурку. Изобразительные мотивы размещали также на потолках или полах. Двери чаще украшали плиткой, а стены расписывали подобно саркофагам.
Первоначально использовался растительный орнамент в нежных, пастельных тонах, а контрастные, яркие цвета применяли в геометрических узорах. Но со временем стены и интерьеры в целом становились все пестрее: красный, синий, зеленый, желтый, белый и черный цвета с подчеркнутыми контурами.
Орнамент росписей включал цветки лотоса, листья папируса, виноградную лозу, ветки плодовых деревьев, солнце в виде диска. Египтяне изображали сфинксов, бычьи головы, львов, змей, жуков-скарабеев, рыб, коршунов и голубей. Из геометрических мотивов использовали меандры, спирали, розетки, сетки-плетенки, звезды. Композиции носили лентообразный характер, ленты располагались друг над другом, смыкаясь одна с другой.
Человека изображали так: голову, бедра и руки в профиль, грудь и глаза — анфас. Рост изображаемого человека определялся его социальным статусом, званием и материальным состоянием. Впрочем, это касалось и интерьера домов.
В более позднее время на стенах рисовали колонны с лотосовыми листьями, которые поддерживали богатый карниз потолка. Между колоннами вставляли деревянные панели, окаймленные цветными полосами.
ПОНЯТИЕ О КОМФОРТЕ
Египтяне делали все возможное, чтобы их дома были удобными и приятными. Для защиты дома от крыс и змей они использовали различные лекарственные растения. Они считали, что жир иволги избавлял от мух, сушеная рыба или лягушачья икра — от блох. Кошачье сало спасало от многочисленных крыс и мышей, потому что грызуны боялись его запаха.
Если помазать кошачьим салом мешки с зерном, крысы близко к ним не подойдут. Помет газели сжигали в амбарах или разводили в воде и опрыскивали его раствором стены и пол дома. Это спасало от насекомых. Окуривание благовониями и скипидарной смолой освежало воздух.
В жилых комнатах египтяне вмазывали в кирпичный пол сосуды — жаровни, которыми при необходимости обогревали жилье в холодное время. Очаги делали из обожженного кирпича, огнеупорной глины или камней. У богатых вельмож использовались даже цилиндрические печи с дверцей внизу для извлечения золы. Металлические жаровни использовали в храмах, но не в домах.
Протапливали все эти устройства засохшими ветками деревьев и навозом животных. Питьевую воду египтяне в городах набирали в каменных резервуарах или колодцах, выложенных камнем.
В египетских домах имелись ванные комнаты и туалеты. В ванной только обливались, но ее стены были защищены от воды каменной или известняковой плиткой. Пол специально делался с уклоном, чтобы вода стекала в большой котел, установленный под полом. Тут же стояло кресло для массажа после купания. Египетские туалеты представляли собой либо сидение с отверстием, под которое ставили сосуд для нечистот, либо деревянную доску на кирпичных подставках с углублением для песка, который периодически выбрасывали и меняли.
Египетские дома
МЕБЕЛЬ И УТВАРЬ
В период Древнего царства египтяне обходились самым необходимым. Позднее начали развиваться ремесла, но все же предметы роскоши в Египет ввозили из Азии в качестве дани. Египтяне знали простые ткацкие станки, веретено, умели обжигать сосуды и выдувать стекло с помощью длинных трубок из тростника.
Для изготовления мебели они использовали топор, пилу, молоток, тесло и сверло, но не знали рубанка и токарного дела. Шероховатые поверхности они шлифовали камнем. Поверхность мебели покрывали мастикой, затем ее обычно красили в белый цвет. Филенку прибивали к раме, а не вставляли в нее. Использовали примитивное фанерование — облицовку пластинками дорогого дерева, инкрустации фаянсом, перламутром, камнями, слоновой костью, черепаховым панцирем и золотыми накладками, резьбу и лакирование.
Сидения скрепляли поперечными царгами — дощатыми рамами, поставленными на кромку. Для соединения угловых частей мебели использовали изогнутые деревянные шипы и простые замки.
Для изготовления мебели использовалась древесина сикомора, оливкового дерева, кедра, тиса, черного дерева, нильской акации, фигового дерева или смоковницы. В очень редких случаях отдельные предметы мебели изготавливали из слоновой кости или металла. Алебастр и цветной фаянс использовался для домашней утвари.
Мебель украшали простым орнаментом с изображениями солнечного диска, скарабея, змеи, коршуна, лотоса, пальмы и папируса. Орнамент могли расписывать красной, желтой, черной, коричневой, голубой и зеленой красками по белому фону.
В Египте впервые появилась мебель для сидения. Вначале это были низкие скамеечки и стулья, затем парадные стулья со спинками. Изобретением египтян были табуреты с вогнутой поверхностью для сидения. В период Древнего царства обходились массивными кубической формы стульями из дерева или связанного тростника.
Затем египтяне стали использовать привезенные из Азии низкие табуреты, стулья с подушками и фигурными ножками (в том числе и складные), и наконец, кресла с высокой спинкой. Последнее использовалось как трон для хозяина дома. Существовали также кресла со спинкой высотой всего в ладонь, по бокам украшенные узором. Более элегантные кресла имели четыре ножки в виде львиных лап, высокую спинку и подлокотники в виде идущих львов.
Вообще ножки часто заканчивались изображением лап и копыт животных или утиными головками, направленными вперед. Спинки кресел обычно украшали сквозной резьбой символического характера, тисненой кожей, чеканкой по металлу, инкрустацией цветной эмалью. Подлокотники кресел также покрывали резьбой. Боковым сторонам придавали форму шагающих зверей.
Мебель обтягивали красивыми материями, кожей и шкурами животных. В рамы сидений вставляли переплеты из тростника и камыша. На стульях и креслах египтяне сидели с прямой спиной и плотно сомкнутыми ногами. Такая поза была не совсем удобной и использовалась при церемониях приема гостей, поэтому египтяне быстро полюбили табуреты.
Одни имели вертикальные ножки и были простыми, у других ножки перекрещивались в форме буквы X и заканчивались утиными головами. Верхнюю часть табурета для удобства прогибали и застилали циновкой или подушкой.
Египтянам были известны три типа столов: обеденный, рабочий и стол с перемычками, стойками и распорками. Обеденный стол делали с центральной опорой в виде колонны и круглой столешницей. Каменные столы были массивными, деревянные и металлические — маленькими и легкими.
В период Древнего царства использовали низкие столы на низкой подставке. Впоследствии столы стали делать из черного дерева и слоновой кости. Они стали более высокими. Столовую обычно украшали небольшие столики и подставки для еды, которые при необходимости перемены блюд быстро уносили.
Богатые египтяне спали на кроватях или кушетках со спинками или без них. Египетская кровать состояла из рамы, обтянутой ремнями, которая опиралась на четыре ножки в форме звериных лап, причем передние были в ногах кровати, а задние — в изголовье. В изголовье делали небольшую спинку. Вместо подушек использовали подставки для головы.
Их делали из камня, дерева и металла с кожаной подстилкой. Кровати были высокими: на них забирались по лесенкам. От комаров и мошек использовали пологи. Кроме обычных кроватей имелись и складные — вроде современных раскладушек.
В домах держали огромное количество ящиков и ларцов. Корпусная мебель египтян богато декорировалась яркими красками, геометрическим орнаментом с иероглифами и инкрустациями из белого и синего фаянса и стекла-смальты. Сундук напоминал саркофаг, имел выпуклую передвижную или двускатную крышку и большие замки. В спальнях стояли деревянные шкафы для белья и одежды, сундуки и лари для туалетных принадлежностей. Последние состояли из рам со вставленными в них поперечными досками и перегородками.
Косметику хранили в сосудах и ларях из слоновой кости. Сюда складывали приборы для притираний, широкие бритвы в футлярах, деревянные и костяные гребни, металлические зеркала, коробочки с краской для подкрашивания глаз, флаконы для мазей и благовоний. Зеркала были литые, слегка выпуклые, с гладко отполированной металлической поверхностью.
Сосуды и утварь египтяне украшали изображениями священных животных и растений — барана, быка, коровы, змеи, рыбы, крокодила, пальмы или смоковницы. Появляются туалетные коробочки в форме цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, блюда с изображением лотосов и плавающих рыб.
Большую роль в обстановке египтянина играла плетеная утварь — короба, корзины, циновки. Уют дому придавали ковры, декоративные ткани и занавески изо льна с простейшими узорами. Самым ценным для египтян было тонкое белое полотно. Свое жилище египтяне освещали лампами в виде плоской чашки на подставке и небольшими ручными фонарями.
Посуда делилась на парадную — из алебастра, мрамора и гранита — и повседневную — из глины. Глиняная посуда обжигалась на огне и покрывалась цветной глазурью. Золотая и серебряная посуда использовалась только для ритуалов. Чаще всего сосуды делали в виде страусового яйца или круглой тыквы. Ложкам и ковшам египтяне придавали вид летящей или плывущей птицы, шея или голова служили ручкой.
Таким образом, Европа обязана Египту созданием основных форм мебели. Египтяне подарили нам инструменты и технологию обработки древесины. Однако набор предметов мебели был еще ограничен, отсутствовала уравновешенность пропорций предметов и тесная связь структуры и декора. Про египетскую мебель вспомнят после египетского похода Наполеона Бонапарта в 1798-1800 г., когда появится стиль ампир.
Египетские дома
ЕГИПЕТСКИЙ САД
Все египтяне, от фараона до простолюдина, испытывали благоговейный трепет перед садами, считая их даром небес. Сады при жилых домах египетской знати были обширны — около гектара. Весь участок Саде водоемом окружала высокая глинобитная стена, вход в сад украшали пилоны, обелиски или фигуры сфинксов.
Сад был поделен на геометрические участки и имел регулярную композицию. Отдельные участки также имели ограждения, служившие защитой от ветров. В центре в глубине находился дом, а перед ним — бассейн или беседка. Египтяне стали первыми сооружать перголы — галереи из колонн и деревянного решетчатого каркаса для вьющихся растений. Обычно эти перголы увивали виноградом.
В саду симметрично располагали несколько водоемов и беседок. По периметру всего сада устраивали защитные насаждения из деревьев и кустарников. Египтяне высаживали растения стройными рядами по росту. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем — средние по высоте, а самые низкие — в середине сада вокруг квадратного пруда.
Дерево с древности считали символом жизни.
Предпочтение египтяне отдавали деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от ветра, тень и прохладу в жаркий летний день. Не последнее место в садах занимали фруктовые и масличные деревья, дающие благовонные масла для священных ритуалов.
В Египте выращивали кокосовые пальмы, гранаты, смоковницы, персики и зизифы. Пальмы, как считали египтяне, обеспечивали владельцу радость; смоковницы — богатство, эбеновое дерево — счастье. Эти деревья они считали священными. Из древесных пород значительное место занимала финиковая пальма, дающая плоды и тень.
Выращивали инжирное и гранатовое деревья, а также акации и ивы. Священным в Египте считался кустарник тамариск, имеющий прозрачную крону и удивительно гибкие ветви. Из Персии египтяне вывезли мирт и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. Благовонные масла готовили из лилий.
Лилия являлась символом надежды и краткости жизни.
Стены домов украшали цветами. В домах ставили большие букеты в вазах. Венки из цветов украшали головы пирующих и праздничные столы. Египтяне любили гвоздики и маки, резеду и жасмин.
В царствование Клеопатры в Египте стали выращивать розы.
В прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и лотос.
Целые «водяные поля» белых, розовых и голубых лотосов украшали водоемы. Этот цветок называли «невестой Нила». Его посвящали Египтяне очень любили домашних животных. Они держали борзых и собак, напоминающих такс (кет-кет), кошек и обезьян. Египетские борзые были длинноногие, с длинными хвостами и мордой.
Кет-кет были коротконогими, с прямыми и длинными ушами.
Гончая или борзая собака называлась в Египте Сириус. Неожиданно это название получила и яркая звезда на небе, появление которой всегда предупреждало египтян о предстоящем разливе Нила. В сознании людей образовалась связь между священной звездой, предупреждающей о разливе, и собакой, которая своим лаем предупреждает хозяина о появлении врагов. С тех самых пор собака стала священным символом бдительности.
Египтяне разводили длинноногих борзых с длинным, покрытым шерстью хвостом, удлиненной мордой и висячими ушами. Также они разводили больших поджарых собак с внушительной челюстью и стоячими ушами. Эта порода называлась фараоновой. Вместо собак дом охраняли гуси. Гуся называли «смон»: он всегда кричал в моменты, когда дому угрожала опасность.
В каждой семье имелась статуэтка богини-кошки — Бастет
Египтяне почитали кошек и содержали их в домах. Египетские кош си были похожи на современных кошек абиссинской породы.
Египетские собаки: борзая и такса и деторождения и получила имя Баста или Бастет. Кошку считали родной сестрой бога солнца Ра. Египтяне видели прямую связь между кошкой и солнцем: чем выше солнце, тем зрачки у кошки уже, в темноте же они расширялись. Кошка почиталась добрым духом дома. Многие египтяне считали кошек своими предками.
Женщины гримировались под кошку. Кошки вместе с хозяевами участвовали в охоте на ди^ь в болотах и берегли зерно в амбарах. Египтяне называли кошек ласковым словом «миу».
Египтяне заботились о кошках, сотни мумий которых найдены при раскопках. Диодор рассказывает, что толпа в Египте буквально растерзала римского дипломата за убийство кошки. Если в доме умирала кошка, то, по свидетельству Геродота, домашние в знак скорби выбривали себе брови. Египтяне разводили мангуст и специальных обезьян — гамадрилов.
Их обучали собирать инжир с фиговых деревьев, богу заходящего солнца Осирису и богине плодородия Изиде. Бассейны и пруды облицовывали камнем, в них цвели водяные лилии и плавали утки. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым «водяным садам». Египтяне выращивали ирисы, маки, ноготки, жасмин, дельфиниум, олеандры, вьюнки, хризантемы и лилии.
Египтяне собирали экзотические растения. Они привезли в Египет ладан и мирт. Орошение садов производилось через каналы. Вода накачивалась из колодцев в подвижные желоба, а оттуда по небольшим канавкам растекалась по саду и всей усадьбе. Цветы поливали из леек.
Воду накачивали в сады с помощью шадуфа. Это приспособление состояло из столба, шеста и веревки с глиняным сосудом: с его помощью воду из водоема поднимали наверх и выливали в желоба сада.
Источник: architecturalidea.com