приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 18 марта 2019 года N 162/пр
Методические рекомендации по подготовке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее — федеральный проект).
2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (далее соответственно — региональные программы, муниципальные программы), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренными приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 (далее — Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно благоустройство территорий функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее — общественные территории), дворовых территорий и строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее соответственно — строительство, объекты капитального строительства), в том числе осуществление строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Как идет реализация проекта «Формирование комфортной городской среды»
3. Требования к региональным и муниципальным программам установлены Правилами предоставления федеральной субсидии.
4. Разработку региональных и муниципальных программ рекомендуется осуществлять исходя из следующих условий:
полноты и достоверности информации;
прозрачности и обоснованности решений органов местного самоуправления о включении территорий муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования (далее — объекты благоустройства) в муниципальную программу;
Формирование современной городской среды
приоритета комплексности работ при проведении благоустройства;
эффективности расходования федеральной субсидии путем обеспечения высокой степени готовности к реализации региональной программы на стадии ее формирования.
5. Общие рекомендации при формировании региональных и муниципальных программ.
5.1. Для качественного формирования региональных и муниципальных программ рекомендуется учитывать при их разработке положения Правил предоставления федеральной субсидии, паспорта национального проекта «Жилье и городская среда» и паспорта федерального проекта.
5.2. При формировании региональных программ рекомендуется осуществить следующие мероприятия на уровне муниципальных образований (в том числе в порядке подготовки к формированию муниципальных программ):
а) анализ состояния территориального развития на территории субъекта Российской Федерации, в том числе определение перспективы развития муниципальных образований;
б) формирование адресных перечней, перечней работ и определение приоритетов развития субъекта Российской Федерации с учетом полученной информации;
в) постановку муниципальным образованиям задачи по анализу к определенному сроку текущего состояния территории муниципальных образований: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)), нанесение описываемых объектов благоустройства на карты;
г) постановку муниципальным образованиям задачи по описанию к определенному сроку существующих проблем, выявленных на основании проведенного анализа, формулированию предложений по их решению;
д) проведение экспертного анализа полученных материалов, в том числе с привлечением соответствующих муниципальных образований, и выработка по его результатам предложений по мероприятиям для включения в региональную программу;
е) проведение общественного обсуждения проекта региональной программы.
Порядок общественного обсуждения проекта региональной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к проекту региональной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом, с выделением таких порядков в виде соответствующих структурных единиц.
К указанным порядкам рекомендуется также прилагать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) могут представить соответствующие предложения.
В соответствии с методическими рекомендациями по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды (далее — региональные центры компетенций), утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 февраля 2019 года N 73/пр, мероприятия по разработке региональных и муниципальных программ рекомендуется осуществлять совместно с региональными центрами компетенций, а также с привлечением специализированных организаций и экспертов в вопросах формирования комфортной городской среды.
Региональный центр компетенций — организация, созданная для проектного, экспертного, информационного и методологического содействия муниципальным образованиям в формировании комфортной городской среды в субъекте Российской Федерации.
В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (далее — паспорт благоустройства территории), который позволит оптимизировать как процесс ухода за территорией и ее содержания, так и дальнейшего развития территории (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки). Паспорт благоустройства территории рекомендуется разрабатывать по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов. В паспорте благоустройства территории рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства — состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм). Паспорт благоустройства территории рекомендуется сопровождать картографическими материалами (то есть нанести объекты благоустройства на карту). Состав и форму паспорта благоустройства территории субъектам Российской Федерации (органам местного самоуправления) рекомендуется определять самостоятельно.
5.3. Формирование муниципальных программ рекомендуется осуществлять с учетом следующих этапов и положений утвержденных региональных программ или их проектов (если к моменту начала работы по формированию муниципальной программы региональная программа не будет утверждена):
а) выявление реальных потребностей различных групп населения;
б) проведение градостроительного анализа, который подразумевает рассмотрение формирующих городское пространство каркасов, элементы которых частично накладываются друг на друга. Например, пространственного (улицы, площади), ландшафтного (бульвары, скверы, парки набережные), исторического (объекты исторического и культурного наследия), социокультурного (учреждения культуры и иные объекты, привлекающие посетителей), коммерческого (предприятия торговли и услуг). Градостроительный анализ может осуществляться путем привлечения профессиональных экспертов в области городской среды, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений в рамках учебных практик, обсуждение уполномоченными органами местного самоуправления с привлечением экспертов и заинтересованных лиц из числа представителей общественности и хозяйствующих субъектов;
в) анализ текущего состояния территории муниципального образования: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизация указанных объектов, а также структуру права собственности на земельные участки и объекты благоустройства (по видам собственности);
г) описание существующих проблем, выявленных на основании проведенного анализа, формирование предложений по их решению, систематизированных в проекте адресного перечня территорий, на которых будут создаваться благоустроенные общественные пространства (далее — адресный перечень);
д) проведение общественного обсуждения разработанного адресного перечня и организация приема предложений по дополнению указанного списка от заинтересованных лиц.
Порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к проекту муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (с выделением указанных порядков в виде структурных единиц).
Доработку адресного перечня рекомендуется осуществлять по итогам обсуждения.
При формировании муниципальной программы рекомендуется в первоочередном порядке включать в нее все возможные действия по повышению комплексной характеристики городской территории и ее частей, характеризующей уровень комфорта повседневной городской жизни для различных слоев населения качества городской среды (далее — повышение качества городской среды), не требующие специального финансирования, как, например, ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам (предприятия торговли и услуг).
6. Рекомендации по выбору территорий для включения в муниципальную программу.
6.1. При формировании адресного перечня рекомендуется формировать его таким образом, чтобы в первоочередном порядке в него включались территории, благоустройство которых будет иметь наибольший эффект с точки зрения создания удобств для горожан, повышения привлекательности города для гостей и развития предпринимательства.
6.2. Выбор территорий рекомендуется осуществлять с учетом мнения жителей соответствующих территорий, которые вносят свои предложения и участвуют в обсуждении территорий, предлагаемых экспертами или органами местного самоуправления.
6.3. При выборе территорий рекомендуется руководствоваться следующими критериями, соответствие которым повышает их привлекательность как места для создания общественного пространства:
а) востребованность территории — наличие уже существующих пешеходных потоков и сервисов для жителей, существование постоянно действующих факторов, способствующих притоку посетителей на данную территорию (например, наличие памятников исторического и культурного наследия, объектов социальной или транспортной инфраструктуры). Степень востребованности территории у населения может выявляться различными методами, в том числе путем подсчета посетителей с помощью счетчиков в контрольных точках, анализа больших массивов данных (данных сотовых операторов, геотегов и прочих), опроса общественного мнения, моделирования транспортных потоков, агрегирования косвенных показателей интенсивности перемещений. Функциональное назначение выбранных для благоустройства территорий может быть различным, например, транзитный маршрут, парк, улица с торговыми объектами. При этом возможно изменение функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры, например, расширение тротуаров и изменение скоростного режима с целью превращения улицы из транзитного коридора в популярное у горожан место отдыха и общения;
б) значимость территории — ключевая роль выбираемых территорий с точки зрения достижения целей, поставленных стратегией развития муниципального образования. Так, для муниципального образования, планирующего развитие туризма, это будут пространства, формирующие туристический маршрут, привязанный к главным городским достопримечательностям. Для муниципального образования, стратегическим направлением развития которого является развитие услуг в сфере образования — территории, прилегающие к учебным заведениям;
в) идентичность территории — возможность использовать свойственные только данному муниципальному образованию черты (например, специфическую планировку городского пространства, наличие уникальных ландшафтных объектов);
г) экономическая эффективность — возможность повышения налоговых поступлений в местный бюджет после благоустройства данной территории;
е) связанность с другими выбранными для благоустройства территориями.
Созданная в результате реализации муниципальной программы сеть общественных пространств сформирует непрерывный пешеходный маршрут, объединяющий наиболее посещаемые места города.
7. Привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ.
7.1. При формировании региональной и (или) муниципальной программ с целью привлечения добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется включить в региональные и (или) муниципальные программы меры по созданию инфраструктуры добровольчества (волонтерства):
определение ответственного лица из числа сотрудников администрации муниципального образования для оказания методической, консультационной, информационной и организационной поддержки добровольцам (волонтерам) на системной основе;
определение объектов (дворовые и общественные территории) на территории муниципального образования для выполнения работ по благоустройству — осуществления предпроектного анализа, формирования видения и разработки дизайн-проекта благоустройства добровольцами (волонтерами), в том числе описание идеи благоустройства, основных проблем территории и мероприятий по их решению, функциональная модель территории, изучение инвестиционной привлекательности территории и предложений по ее улучшению, средовые визуализации, подготовка пояснительной записки, рекомендаций по событийному программированию, рекомендаций по обеспечению безопасности населения, цифровизации общественного пространства;
предоставление информации для выполнения работ по благоустройству (ситуационного плана, планируемого бюджета) и обеспечение согласования мероприятий по вовлечению жителей в процессы благоустройства;
привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в мероприятиях по вовлечению населения в процессы благоустройства (в том числе в опросах, интервью, фокус-группах, проектных семинарах, мастерских, воркшопах);
организация вовлечения обучающихся образовательных организаций среднего, среднего специального и высшего образования в реализацию мероприятий муниципальной программы посредством стажировок и практик;
организация мероприятий по привлечению добровольцев (волонтеров) в реализацию региональной и (или) муниципальной программ (форумы, конкурсы, фестивали, лектории, общественный мониторинг качества объектов благоустройства и др.).
8. Состав основных мероприятий, а также показатели результативности региональной и (или) муниципальной программ.
8.1. В региональной и (или) муниципальной программах рекомендуется привести обоснование основных мероприятий с указанием целевых показателей и сроков их реализации.
8.2. Включение в региональную и (или) муниципальную программы основных мероприятий рекомендуется осуществлять исходя из необходимости комплексного решения задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территории муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.
8.3. При формировании мероприятий муниципальной программы помимо мероприятий по благоустройству дворовых территорий, отобранных на основании предложений собственников помещений в многоквартирных домах, а также мероприятий по благоустройству общественных территорий, рекомендуется включать в нее иные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборка мусора, освещения, озеленения общественных территорий), и, соответственно, поддержание территории муниципального образования в надлежащем, комфортном для жителей состоянии.
Пример формулирования задач региональной и (или) муниципальной программ и основных мероприятий приведен в таблице N 1.
Таблица N 1
Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества
Реализация комплексных проектов благоустройства муниципальных образований
Количество обустроенных общественных пространств
городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
Реализация проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях
Количество реализованных проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях
Синхронизация выполняемых мероприятий по благоустройству с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов
Значение индекса качества городской среды
Формирование перечня городов (агломераций), в которых приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов
Количество городов с благоприятной средой
Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов
Обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды
Доля граждан, принявших участие в решение вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (%)
Проведение рейтингового голосования граждан, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, в ходе которого жители определяют приоритетные объекты для благоустройства
Источник: docs.cntd.ru
Формирование городской среды и градостроительная деятельность
В научной литературе существуют различные определения для городов, сводящиеся к следующему:
Город — населенный пункт, характеризующийся, как правило, значительной численностью населения (обычно более 12 тыс. жителей), занятого вне сельскохозяйственного производства (не
К началу 2000-х годов в городах сконцентрировалось до половины населения мира, значительная часть которого проживала в 70 городах с населением выше 3 млн чел. (Cities. 2001). По данным ученых университетов Северной Каролины и Джорджии (США), численность населения городов (3 304.0 млн чел.) превысила численность сельского населения (3 303.9 млн чел.) 23 мая 2007 г. К 2015 г. ожидалось, что в городах будет проживать 52-53% мирового населения.
В России доля городского населения выше среднемировой (75%). Оно размещается, по данным Госкомстата России, в почти 1100 российских городах, из которых свыше 15 имеет население более 1 млн жителей, количество же поселков городского типа несколько превышает 2000.
Источник: bstudy.net
Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России
Степанова, Е. М. Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России / Е. М. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64825/ (дата обращения: 14.10.2022).
В настоящее время особое значение для развития города приобретает формирование комфортной городской среды. Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства в регионах России. В статье представлены причины, стимулирующие к формированию комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в регионах России.
Ключевые слова: социология города, комфортная городская среда, городское пространство, урбанизация, благоустройство, общественное пространство.
Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и наиболее приоритетной целью развития общества. Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства заключалась в ослаблении их всестороннего роста, то сегодня приоритет отдается решению проблем социального и экономического характера. Исходя из этого, возрастает необходимость в исследованиях городского пространства. Особенно интересным направлением для изучения является комфортность городской среды, это обусловлено тем, что природные, экономические и социальные особенности города целесообразно изучать на масштабном примере.
Настоящие реалии экономического развития и условия рынка подразумевают конкурентные отношения во всех сферах экономики и общества. Конкуренция возникает и между городами. Сегодня можно наблюдать борьбу городов за инвестиции и туристов, однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время объектом соперничества станут жители города. В высокоразвитом городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, развивается туризм, все это положительно сказывается на экономике.
Состояние города и степень его развития зависят от жителей. Творческие, образованные, профессиональные, высококвалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, поэтому важнейшим критерием привлекательности и престижности города является комфортная городская среда. Разработка программ улучшения комфорта городского пространства и их реализация дают возможность выработать наиболее подходящие потребностям населения городской ландшафт и среду, что соответствует главным тенденциям, согласно которым проводится поиск направлений оптимизации среды и хозяйственной деятельности.
Следует также брать во внимание то, что общество с каждым годом все больше подвергается процессам глобализации, это повышает значение комфортности для жителей крупного города. Мегаполисам постоянно приходится реагировать на изменения, происходящие благодаря глобализационным процессам, соответственно и действия правительств по всему миру должны быть ориентированы на совершенствование глобальных городов, на микро- и макроуровнях [1].
Внимание к комфортной городской среде приковано уже достаточно давно. Исследования этого направления проводятся не одно десятилетие, сущность этого понятия может быть представлена как в научном, так и в бытовом смыслах. В строительной сфере комфортная городская среда — наиболее приспособленное для жизни и деятельности людей пространство.
Комфорт такого пространства напрямую зависит от доступности товаров, услуг, сервисов, транспорта, удобство планировки и наличие публичных мест. Существует мнение, что комфортная городская среда — это чувство и состояние здоровья человека в условиях города. Сегодня в деловой практике можно встретить употребление понятия «качественная городская среда», которое нередко отождествляют с «комфортной городской средой». Упуская факт того, что слова «комфорт» и «качество» имеют разное толкование, на практике ученые и публицисты утверждают, что являясь комфортной городская среда автоматически является качественной [2].
Комфортная городская среда обитания — это все городское естественно-природное пространство в определенных административных границах и совокупность застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнение его предметами и знаками, позволяющими в полной мере удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в итоге должно привести к повышению качества жизни горожан [3].
Формирование комфортной городской среды — это не что иное, как совершенствование, улучшение, модернизация и повышение качества бытовых условий. Эта задача может решиться на уровне городского муниципалитета [4]. Однако в современных российских реалиях существует ряд причин препятствующих развитию комфортной городской среды в регионах, на уровне субъектов.
Большинство российских городов образовалось в советский период или подверглись перестройке, чтобы соответствовать советским нормам. Такие города создавались исключительно как рабочие поселки необходимые для обслуживания промышленных объектов. Акцент делался на воспитание духа коммунизма, это отражалось в идеологическом декоре (памятники, скульптуры и т. д.) и просторных площадях для демонстраций и митингов. При строительстве не учитывались индивидуальные и общественные потребности, застройщики ориентировались на абстрактных жителей, строили, основываясь строго на расчетах и плановых показателях [5].
Кроме этого, на качество городской среды влияет ограниченность бюджетов субъектов, которые выделяются на благоустройство города. Нередко ситуация усугубляется за счет неэффективного использования бюджетных средств и коррупционных процессов [6].
Исторически сложилось, что градостроительство в России — дело государственное, поэтому наладить диалог между гражданами и властными административными структурами крайне сложно. Образуется парадокс: города строятся для людей, но сами люди в этом процессе не больше, чем наблюдатели [7].
Вышеприведенный факт порождает неэффективное использование общественных территорий, это является не менее серьезной ситуацией, чем ситуация с бюджетом. Следствием этого процесса можно считать проблему с монетизацией публичных пространств, низкую посещаемость, хулиганство, вандализм и т. п. Главными причинами низкой эффективности использования общественного пространства являются нехватка высококвалифицированных кадров с административными навыками и конфликты интересов социальных групп. Сегодня судьбу публичных пространств, как правило, решают архитекторы, местные власти и активисты из числа горожан. Уровень их профессионализма и внешнее экспертное мнение нередко играют решающую роль [8].
Специфической чертой городского пространства в России так же является разнообразие исторических, религиозных, этнических культурных особенностей, о ценности которых так же нельзя забывать [9]. Постоянные изменения городской среды могут отрицательно сказываться на жителях с точки зрения психологического комфорта.
Чтобы избежать этого необходимо соблюдать баланс стабильности и новизны. Стабильность обеспечивается историческим центром, сохранением объектов-ориентиров исторической застройки и адаптацией новых построек в существующее пространство. Исторический центр хранит историю города, формирует его идентичность и соединяет прошлое и будущее. Серьезные видоизменения исторического центра служат причиной серьезных потрясений и отсутствием самоидентификации горожан, а так же утратой ценности восприятия города.
Вышеперечисленные факторы препятствуют формированию комфортной городской среды в регионах России и оказывают значительное влияние на ее состояние.
В связи со сложившейся ситуацией с 2017 года в Российской Федерации (далее РФ) начал реализовываться широкомасштабный проект «Формирование комфортной городской среды». Главные задачи проекта — устранить негативные тенденции в благоустройстве городских территорий, построить взаимодействие населения и административных структур, сформировать доверие к органам власти9. Все субъекты РФ должны сформировать план благоустройства на 2017–2022 годы. Обязательными объектами благоустройства являются столицы регионов и моногорода. Программы благоустройства города должны согласовываться с запланированным капитальным ремонтом домов, дорог и прочих объектов городской инфраструктуры [10].
Правительство РФ разработало комплексные меры, нацеленные на осуществление проекта:
- Обязательным условием является коммуникация с гражданами. Привлечение населения к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ;
- Пересмотр существующих и принятие новых стандартов улучшения городских территорий;
- Создание системы оценки качества городского пространства;
- Подготовка и обучение кадров по направлению «формирование комфортной городской среды» во всех регионах РФ;
- Формирование рейтинга самых успешно реализованных проектов благоустройства (это необходимо для распределения финансирования и распространения опыта) [6,11].
Помимо приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в РФ существует проект «Индекс качества городской среды». Проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика» (с 2017 года), «Всероссийский конкурс по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» (прошел в 2018 году), а также реализованы программы по комплексной реконструкции и благоустройству ряда крупных городов, таких как Екатеринбург, Йошкар-Ола.
Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.
Однако, во многих городах РФ возникают трудности с организацией комфортного городского пространства. Причинами этих трудностей можно считать ограниченность региональных бюджетов, отсутствие диалога между населением и властью, исторические и культурные особенности. Для выхода из сложившейся ситуации в РФ создан приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе коммуникаций с горожанами, совершенствовании норм и стандартов, подготовки квалифицированных кадров, оценки качества и распространении успешного опыта.
Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, городское пространство, городская среда, исторический центр, регион России, РФ, Формирование, комфортное городское пространство, неэффективное использование, общественное пространство.
Источник: moluch.ru
Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute
Екатерина Черкес-заде и Евгения Муринец рассказывают о том, как с помощью архитектуры и урбанистики создавать качественные общественные пространства, развивать креативную индустрию, перезапускать российские города и сохранять человеческий капитал в регионах.
Что побудило вас начать заниматься развитием креативных пространств в регионах?
Евгения: В настоящее время я занимаю должность Советника президента Союза архитекторов России. Ко мне периодически обращаются власти регионов, в том числе, с кейсовыми запросами, такими, как перепрограммирование той или иной территории. Обычно они сформулированы общими словами, например: «Что нам делать с этой набережной?». Или: «Как нам обыграть озеро в центре города и создать комфортное рекреационное пространство?». Или: «У нас будет крупное международное событие. Как нам благоустроить город по гостевым маршрутам?»
Одним из новых типов запроса стало формирование креативных кластеров. Такая задача требует компетенций не только в архитектуре и строительстве, но и в области креативного образования и контентного программирования.
Ведь важно не только построить комплекс, но и насытить его интересной программой для целевой аудитории, обеспечить возврат инвестиций и решить конкретные задачи субъекта. Такого плана запросы привели нас с Екатериной к мысли запустить Urban Policy Institute. Екатерина является руководителем Университета креативных индустрий Universal University. Объединив наши компетенции, мы можем предлагать комплексное сопровождение как по строительным, так и по контентным задачам, и реализовывать проекты совместно с властями.
Что такое креативные кластеры, и какую роль они играют в регионах?
Екатерина: Для начала надо понять, что такое креативная индустрия. Это совокупность творческой профессиональной деятельности. Сюда входят архитектура, дизайн, фотография, музыка, современное искусство, кино, телевидение, digital media. Также сюда относятся специализации, близкие к IT: компьютерная графика, разработка игр, создание интерактивного контента, например, VR-фильмов и дизайнерских проектов. Наконец, в понятие креативной индустрии включаются маркетинг и коммуникации — то, что раньше называлось индустрией рекламы, а сейчас стало пониматься шире.
Креативная индустрия требует определенной среды. В первую очередь, речь идет о территории, где люди работают вместе. Это такое самоопыляющееся мультидисциплинарное пространство, где крутые проекты возникают просто за счет того, что творческие люди взаимодействуют друг с другом. Поэтому сегодня креативная индустрия живет кластерами.
Это могут быть и отдельное здание, и целый район, а иногда и гигантская территория, как Силиконовая долина или Голливуд. В России, как и во всем мире, происходит подъем креативных индустрий. Поэтому нет ничего удивительного, что и у нас креативные кластеры постепенно захватывают городские территории, в первую очередь, промышленные зоны.
Почему промышленные зоны?
Екатерина: Исторически сложилось, что творческие люди селились в бедных рабочих кварталах. Можно вспомнить Сохо, Монмартр, Кройцберг. Сначала в этих районах дешево снимать жилье, держать мастерские и жить коммуной. В какой-то момент туда приходит бизнес — галереи, клубы, модные кафе. В результате недвижимость капитализируется, а художники мигрируют в место подешевле.
Московские кластеры Artplay, «Флакон», «Фабрика», «Винзавод» прошли аналогичный путь. Они пришли на территорию бывшего завода. Промышленность оттуда уехала, пространство требовало переосмысления, недвижимость была недорогая. Туда заехали люди и начали развивать кластер, а вместе с ним и конкретный район города. Забавно, что сейчас при продаже квартир на «Курской» обязательно указывают, что дом находится в арт-квартале, и это заметно влияет на стоимость жилья.
Какую пользу программирование креативных кластеров может принести жителям регионов — кроме того, чтобы повысить стоимость их недвижимости?
Екатерина: В виде креативного кластера люди получают среду для развития в креативной индустрии. Основная проблема российских регионов в том, что оттуда уезжают мозги, то есть креативный класс. В основном, едут в Москву или вовсе из страны. Причин много, но одна из них — отсутствие среды для самореализации. Есть такое понятие «третье место».
Лет 10 назад в Москве таким местом считался «Старбакс». Параллельно появлялись креативные пространства, коворкинги. В последние 6-7 лет сформировалось понятие общественного пространства. Во многих российских городах-миллионниках такого «третьего места» до сих пор нет. Креативный класс работает дома или в кофейнях.
Почему региональные власти могут быть заинтересованы в развитии креативных кластеров?
Екатерина: Международные исследования показывают, что глобальный рост креативных индустрий достигает 14% в год. Во многих странах значительная статья ВВП — это экспорт продукции креативной индустрии. Например, в Великобритании это треть всей внешней торговли. Российские регионы напрямую заинтересованы в том, чтобы собрать среду, которая позволит молодым людям развиваться и реализовывать себя в собственном городе.
Программируя креативное пространство, местные власти способствуют перепрограммированию экономики региона и развитию креативной индустрии, которая на сегодня является одной из самых динамично развивающихся в мире.
По-вашему, наличие креативных пространств влияет на уровень эмиграции из регионов?
Евгения: Конечно. Люди уезжают из мест с плохим качеством жизни, а оно напрямую связано с качеством среды. Современные российские города — это на две трети советская застройка. Когда эти огромные массивы строились, не стояло задачи создать комфортную среду.
Нужно было срочно придумать жилищные программы, чтобы расселить огромное количество людей на волне повышения рождаемости после войны. По всему Союзу были построены тысячи домостроительных комбинатов, которые за небольшое количество лет обеспечили всех советских людей своим жильем.
Города, которые застраивались в 1950-1970-х годах, решали первичную проблему — дать человеку четыре стены, воду, свет, чтобы он мог в безопасности жить со своей семьей. Но сейчас мы эту эпоху уже прошли. Мы хотим красивой комфортной среды, где можно быть креативными, модными, где будет удобно жить и работать и откуда не захочется уезжать.
Креативные пространства — неотъемлемая часть такой среды. Они способствуют тому, чтобы сохранять и преумножать человеческий капитал в конкретном городе. Эта задача есть абсолютно у всех городов, а у нас их в стране 1117. Поэтому встает вопрос привлечения программных специалистов в области креативных индустрий, архитекторов, ландшафтных архитекторов, градостроителей.
Правительство понимает, что качественная городская среда способствует росту человеческого капитала. Сегодня это понятие включено в качестве приоритета в национальный проект «Жилье и городская среда», нацеленный на то, чтобы появлялось больше комфортных пространств для жизни, чтобы люди оставались жить в своих городах, были довольны окружающей их средой и развивали экономику своего региона.
Как можно преодолеть разрыв между Москвой и другими городами и регионами России?
Екатерина: Я считаю, что нужны программные инициативы, системная агрегация всех участников развития территорий для создания качественных пространств. Urban Policy Institute как раз про это. В Москву едут за средой и возможностями. У людей, занятых в креативных индустриях, другой образ жизни, а значит, и другие требования к среде.
Например, в США есть Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк и еще несколько городов-драйверов креативной экономики. При этом в каждом из них свой образ жизни. В России же всё сосредоточено в Москве. Ну, может, немного в Санкт-Петербурге и в Казани. И это проблема.
Развитие территорий под креативные индустрии в регионах — это автоматически развитие человеческого капитала, создание новых рабочих мест и среды, где хочется развиваться. Под это будут подтягиваться инвесторы.
Каких общественных пространств сегодня не хватает в Москве и в регионах?
Екатерина: Мне кажется, неправильно отталкиваться от пространств. Наоборот, это пространства должны подстраиваться под людей и их деятельность. Креативный кластер может случиться и спонтанно, без какого-либо специального развития территории — просто неожиданно вокруг места начинает что-то происходить. Помните, еще 10 лет назад жители Москвы передвигались только на машинах?
А в 2011 году открыли Парк Горького. Люди вышли на улицу, начали гулять, ходить в «Гараж», зимой кататься на коньках. Всего одно общественное пространство, а как оно перезапустило город! Этот пример показывает, что через развитие территории можно сделать жизнь людей в городе лучше и дать им больше возможностей для взаимодействия друг с другом.
Таких пространств всегда будет не хватать. В этом смысле креативные кластеры не панацея. Может быть, через 5-10 лет нужны будут другие пространства.
Евгения: Я бы тоже ставила вопрос шире. Для городского жителя важен не только находящийся где-то в соседнем районе креативный кластер, но и свой двор, своя улица, свой район с безопасной комфортной средой и всей необходимой инфраструктурой.
Надо думать не о создании некоторого количества пространств, а о перепрограммировании всего архитектурного ландшафта городов под современные запросы людей.
По каким критериям можно определить степень удовлетворенности жителей своим городом, регионом, конкретной территорией?
Евгения: Индекса качества жизни в России нет. Его ведет международная Организация экономического сотрудничества и развития, это экономический «двойник» НАТО. На их сайте можно посмотреть, в каких городах мира качество жизни выше. Каждый город представлен в виде цветка, и его лепестки — это та или иная сфера жизни горожан.
Российских городов там нет, так как мы не являемся членами этой организации. У нас нет формата сбора статистики по индикаторам, которые там учитываются. Но сейчас у Минстроя России разработан Индекс качества городской среды. Там порядка 30 индикаторов, по которым можно судить об уровне благоустройства и развития общественных пространств. На них можно будет ориентироваться в работах по развитию и благоустройству территорий.
На какой экспертизе строится работа проекта Urban Policy Institute?
Евгения: В свое время я участвовала в архитектурном преобразовании Москвы. В 2012 году место главного архитектора города занял Сергей Кузнецов, архитектор по образованию, с опытом управления архитектурной компанией со штатом в 200 человек. Он привел с собой в Правительство команду из своей же компании. Я была членом этой команды, чем невероятно горжусь. К этому времени у Сергея Кузнецова и его бывшего партнера Сергея Чобана, наиболее известного в стране и за рубежом российско-германского архитектора, я получила бесценный опыт работы над проектированием и строительством лучших объектов Москвы и страны. (С 2012 по 2016 годы Евгения занимала должность начальника управления архитектурного совета в Комитете по архитектуре и градостроительству Москвы — прим. ред.).
Я понимаю, как можно аккумулировать всех участников градостроительного процесса и с помощью небольших вложений перезапустить весь город. В период работы в правительстве Москвы нам удалось решить много системных задач, в том числе таких глобальных, как реорганизация всей домостроительной отрасли, работающей на город.
Они включают в себя работу не только со всеми уровнями власти, но и со всеми застройщиками и предприятиями субъекта, а также подготовку нормативно-правовых актов и сопровождение строек. Нам удалось отладить системное проведение конкурсов на проекты знаковых зданий города, сформировать новый дизайн-код общественных пространств — иными словами, поучаствовать во всех процессах стройкомплекса. Это помогло понять проблемы, сложившиеся внутри профессии, в том числе законодательного характера. Последующая работа в ДОМ.РФ позволила оценить масштаб задач по стране в целом и поучаствовать в ряде нормативных документов и программ федерального уровня. (С 2016 до 2017 года Евгения Муринец работала заместителем генерального директора ДОМ.РФ, бывшего «Агентства ипотечного жилищного кредитования» — прим. ред.).
Екатерина: Со стороны Universal University, мы опираемся на опыт всех наших школ, агрегирующих образование по всем креативным индустриям страны, но прежде всего, конечно, на экспертизу нашей архитектурной школы МАРШ. Она уже 7 лет существует на рынке и развивает программу бакалавриата и магистратуры совместно с британским университетом London Metropolitan University.
Это первая достойная альтернатива МАРХИ и государственному архитектурному образованию в России. Чуть позже при школе МАРШ была создана практическая лаборатория МАРШ лаб, которая стала разрабатывать архитектурные концепции для регионов и развивать принцип соучаствующего проектирования.
Специалисты МАРШ лаб выезжают на конкретную территорию, которую жители просят благоустроить, делают исследования, опрашивают жителей, что они хотят видеть на этом месте. На основе этого создается концепция развития территории. Это может быть и креативный кластер, и рынок, и даже сквер в тундре. У нас на счету уже 45 проектов.
Постепенно к МАРШ лаб стали присоединяться профессионалы из других индустрий, потому что, например, чтобы спроектировать сквер в тундре, нужен не только архитектор, но и геодезист, и специалист по почвам. Сначала к нам приходили поговорить про маленькие территории площадью 1-2 гектара. Затем стали приходить с вопросами вроде: мы построили завод в 30 км от города, а туда никто не едет — что нам делать? В конце концов мы приняли решение создать отдельную институцию, которая будет заниматься не только архитектурным проектированием, но более широким спектром задач. Так появился Urban Policy Institute.
Источник: vc.ru
Особенности формирования городской среды
Особенности формирования городской среды
Принципиальные положения «средового подхода» позволяют в ряде случаев самостоятельно продумать вопросы проектирования городских интерьеров и их деталей в складывающейся сегодня системе проектной деятельности.
Припоминая специфические черты разного рода городских пространств — комплексность функционально-содержательных задач, обуславливающую множественность форм зрительных компонентов среды, от зданий и сооружений до оборудования, ландшафтных включений и т.д.; градостроительную обусловленность, «незамкнутость» фрагментов, диктующую «сбор- ность» средовых систем, иерархичность их структуры; относительную устойчивость основных геометрических прототипов городских интерьеров, следующую из постоянства видов городской деятельности, которую они облекают; крупные размеры, определяющие специфику восприятия и приемов формирования облика; динамичность развития и алгоритмов эксплуатации средовых объектов — можно заметить, что все они составляют два укрупненных ряда: особенности, связанные с архитектурно-пространственными характеристиками (размерность, строение, геометрия и композиционная структура и т.д.); и внеархитектурные условия и параметры — принципы эксплуатации, технология, природно-климатические факторы, динамика функций, специфика реализации синтеза искусств и др.
Оба ряда проблем ставят свои задачи проектировщикам, формируют свою систему представлений и квалификационных требований. Ответы на первый круг вопросов лежат в пределах архитектурной профессии, решаются за счет ее развития, так как здесь проектировщик пользуется привычным арсеналом собственно зодчества — свойствами пространства, архитектурных форм зданий и сооружений, хотя и сюда вторгаются некоторые приемы и знания «смежных» специальностей. Например, дизайн рядового оборудования, принципы освещения и т.п. Второй круг требует углубленного освоения специальных знаний — эргономики, светотехники, ландшафтоведения, конструирования и производства изделий предметного заполнения среды — и ведет к специфической дизайнерской подготовке, формированию мировоззрения, опирающегося на всесторонний учет потребительских и технологических характеристик среды. Именно так — на резком противопоставлении, размежевании архитектурной и дизайнерской деятельности — строилась практика формирования городской среды до недавних пор.
Однако жизнь показала ущербность подобного рода «ведомственности» — в современной городской среде из-за этого страдает или композиционное целое, или точность детали, комфортность, качество реализации процесса. Специфика проектирования средовых объектов, особенно при тех масштабах, которые приобрело сегодня градостроительство и реконструкция городов, потребовала профессионального усиления отряда занятых в этом сфере проектировщиков. Обществу стал нужен посредник между пространственным (архитектурным) и предметным (дизайнерским) проектированием, специалист, который может квалифицированно примирить постоянно возникающие конфликты между формированием среды и развитием формирующих ее процессов и средств.
Так в наши дни появилась новая архитектурная специальность — архитектор-дизайнер, которому поручено вести художественное проектирование полного комплекса составляющих архитектурной среды (городской, сельской, парковой и т.д.), увязанных в «ансамблевое» предметно-пространственное единство . Сейчас идет становление этой профессии, вузы страны ищут наиболее целесообразные формы обучения, формируют концепцию, модель специалиста нового типа, без чего нельзя планировать набор и объемы учебных дисциплин, критерии контроля качества полученных знаний и умений. Ориентирами в этой непростой работе положения средового подхода, анализирующего особый вклад дизайнера и архитектора в формирование среды, ищущего пути их синтеза.
Основанный на принципах средового подхода творческий метод архи- тектора-дизайнера позволяет соединить обстоятельность, всестороннюю обоснованность конечных решений, свойственные дизайну, с усиленным вниманием к идейному содержанию, характерному для зодчества, соединить понимание целого как пространства с представлением о нем как об образованной предметным комплексом среде. При этом подходе все изложенные выше положения и рекомендации не только сохраняют свою действенность, хотя они намеренно ограничены кругом архитектурных проблем, но и становятся своего рода «открытой системой» принципиальных установок, к которой при соответствующем осмыслении могут присоединиться методы и установки других сфер проектной деятельности, формирующих объекты городской среды.
Но именно такой подход — не скованный оглядками на каноны и традиции, но опирающийся на знание внутренних законов творчества — нужен сегодняшнему обществу, которое то беззаботно отметая риски и приличия экспериментирует в поисках новых форм своего бытия, то интуитивно возвращается к эстетическим ценностям, взращенным предшествующими поколениями.
Уж очень много накопилось в нашей жизни проблем, и большинство их нуждается в немедленном решении, что наглядно иллюстрируется материалами второй книги учебника.
Оговоримся — в данном случае речь идет о долгосрочных процессах развития (визуальной трансформации, связанной с реконструкцией или амортизацией объекта), а не о «возвратной» динамике и тем более мобильности (подвижности в пространстве) базовых компонентов среды, ограждений и планшета, как бы они ни были соблазнительны. Напомним — ни один из утопических проектов, грезивших о принципиальной изменяемости городов будущего, перенасыщенного электроникой, новейшими формами визуальных коммуникаций, новыми средствами передвижения и т.п. — не был осуществлен. Но их общий дух неуспокоенности и безудержного эксперимента оказался воплощенным в таких средовых ансамблях как плато Бобур, всемирные выставки ЭКСПО, постройки японских мастеров, изменивших представления о соотношении статики и динамики в архитектурной среде.
Тогда как примеров полной изменяемости пространственной базы в среде довольно мало, и большинство их — единичные так или иначе трансформируемые сооружения или подчеркнутая подвижность элементов наполнения или оборудования средового объекта, в лучшем случае — светодинамический подсвет «стабильных» ансамблей. Видимо, «чистая» динамика средовых композиций сегодня осуществима лишь в аттракционах или экзотических «городах-островах», сооружаемых на потребу ищущей острых ощущений публики.
Источник: architecturalidea.com