Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2017 N 46700)
Минстроя России от 09.04.2020 N 13809-ИФ/01
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации (пункт 9 раздела II протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 12.02.2020 N 1, пункт 5 раздела II протокола всероссийского селекторного совещания от 07.02.2020 N МХ-П16-10пр) по вопросу обеспечения участия органов и организаций государственной экспертизы в разработке государственными заказчиками заданий на проектирование по объектам капитального строительства, строительство (капитальный ремонт, реконструкция) которых осуществляется (планируется к осуществлению) в рамках национальных проектов (государственных программ) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рекомендует дать указание соответствующим государственным (муниципальным) заказчикам об обязательности направления ими заданий на проектирование в органы (организации) государственной экспертизы субъектов Российской Федерации в целях проведения проверки на предмет достаточности содержащихся в нем сведений и исходных данных для разработки проектной документации объекта капитального строительства, соответствующей требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Также прошу довести до сведения органов (организаций) государственной экспертизы субъектов Российской Федерации о необходимости в обязательном порядке проведения вышеуказанной проверки в случае поступления от государственных (муниципальных) заказчиков соответствующего задания на проектирование, а также прилагаемые методические рекомендации о порядке согласования проекта задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, которые также целесообразно довести для учета в работе до государственных (муниципальных) заказчиков.
Первый заместитель Министра —
по региональному развитию
в Российской Федерации
О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗАДАНИЯ
НА АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях своевременного обеспечения работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов (государственных программ), определения экономически обоснованной сметной стоимости строительства и проектирования объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации.
2. Задание на проектирование представляет собой документ, содержащий необходимые требования к подготовке проектной документации для обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, их частей, а также исходные данные, достаточные для разработки проектной документации объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
3. Задание на проектирование подготавливается в электронной форме (за исключением случая, когда задание на проектирование содержит сведения, составляющие государственную тайну) и подписывается застройщиком (техническим заказчиком) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Примерная форма задания на проектирование приведена в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Для согласования проекта задания на проектирование необходимы следующие документы и сведения, содержащиеся в них:
а) заявление о согласовании задания на проектирование, в котором указываются:
идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) — физического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) — индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика — юридического лица, органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя);
идентификационные сведения об объекте капитального строительства, строительство (реконструкция) которого предусматривается в задании на проектирование (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (номер и дата утверждения градостроительного плана земельного участка и (или) документации по планировке территории);
сведения об источнике финансирования (указывается соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и размере финансирования (в процентном отношении к полной стоимости проекта);
б) проект задания на проектирование;
в) пояснительная записка к проекту задания на проектирование, в которой указываются:
обоснование выбора проектных решений, направленных на соблюдение требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности;
характеристика места размещения объекта капитального строительства, описание земельного участка (в том числе сведения о категории земель), обоснование планировочной организации участка, схем транспортных коммуникаций и решений по благоустройству территории;
обоснование соответствия предлагаемых решений предварительным сведениям о возможности получения технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
обоснование перечня мероприятий по обеспечению выполнения требований, предъявляемых к техническим устройствам, оборудованию, зданиям, строениям и сооружениям на опасных производственных объектах, — для объектов производственного назначения;
расчет потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии, состав и основные параметры систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, тепловых сетей, сетей связи;
обоснование выбора инженерно-технических решений и основного технологического оборудования;
обоснование внешнего вида объекта капитального строительства и параметров его пространственной, планировочной и функциональной организации, основных (принципиальных) архитектурно-художественных решений с учетом стоимости, соответствия современному уровню техники и технологий и эксплуатационных расходов;
характеристика района места расположения объекта капитального строительства и условий строительства;
обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;
обоснование организационно-технологической схемы, определяющей последовательность строительства зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение планируемых сроков завершения строительства (его этапов);
технологическая последовательность работ при строительстве объектов капитального строительства или их отдельных элементов;
обоснование планируемой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;
результаты прогнозной оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности, связанной с созданием объекта капитального строительства;
обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства и метода определения сметной стоимости строительства;
обоснование выбора подлежащих применению для расчета предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства укрупненных нормативов цены строительства для объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
укрупненные расчеты стоимости отдельных видов затрат, не учтенных в ресурсно-технологической модели (использованной для расчета укрупненных нормативов цены строительства), а также затрат на реализацию решений (мероприятий), измененных по сравнению с указанной ресурсно-технологической моделью;
обоснование выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования;
г) отчетная документация о выполнении инженерных изысканий (при наличии);
д) градостроительный план земельного участка, на котором планируется размещение объекта капитального строительства (земельных участков — в случае если предлагается несколько вариантов размещения объекта капитального строительства), или проект планировки территории и проект межевания территории в случае строительства линейного объекта (при наличии).
5. Документы в целях согласования проекта задания на проектирование представляются в форме электронных документов.
При наличии в документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы в целях согласования проекта задания на проектирование представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
6. Задание на проектирование в форме электронного документа подготавливается в следующих форматах:
7. Электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, физическим лицом в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, о градостроительной деятельности, прилагается к заданию на проектирование в исходном формате.
8. В случае, когда оригинал документа, прилагаемый к проекту задания на проектирование, выдан и подписан уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на бумажном носителе, допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1) с использованием следующих режимов:
«черно-белый» (при отсутствии в документе графических изображений и (или) цветного текста);
«оттенки серого» (при наличии в документе графических изображений, отличных от цветного графического изображения);
«цветной» или «режим полной цветопередачи» (при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста).
Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла.
Сформированный электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего подготовку задания на проектирование.
9. Согласование проекта задания на проектирование осуществляется в срок, который не должен превышать 15 рабочих дней. При согласовании задания на проектирование особо опасного, технически сложного и уникального объекта капитального строительства такой срок не должен превышать 20 календарных дней.
Срок согласования проекта задания на проектирование может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 10 рабочих дней.
10. В ходе согласования проекта задания на проектирование проводится оценка:
оптимальности и достаточности основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений в целях возможности их реализации при подготовке проектной документации объекта капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта, а также с учетом результатов инженерных изысканий;
обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства;
обоснования метода определения сметной стоимости строительства;
достаточности исходных данных, предусмотренных проектом задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;
наличия перечней нормативно-технических документов, которыми предполагается руководствоваться при разработке проектной документации;
оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства;
правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованность решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.
11. Результатом рассмотрения проекта задания на проектирование является заключение, содержащее оценку, предусмотренную пунктом 10 настоящих Методических рекомендаций, а также выводы о согласовании (несогласовании) проекта задания на проектирование.
12. Выдача заключения осуществляется в электронной форме в формате pdf. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 настоящих Методических рекомендаций, выдача заключения осуществляется на бумажном носителе на руки заявителю или путем направления заказного письма, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Документы, представленные на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 настоящих Методических рекомендаций, подлежат возврату заявителю.
к Методическим рекомендациям
задания на проектирование объектов капитального строительства
(наименование и адрес (местоположение) объекта капитального строительства (далее — объект)
1. Основание для проектирования:
(указывается наименование и пункт государственной, муниципальной программы, решение собственника и т.д.)
2. Застройщик (технический заказчик):
(указываются наименование, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика)
3. Инвестор (при наличии):
(указываются наименование, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика)
4. Проектная организация:
(указываются наименование, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика)
5. Источник финансирования:
(указывается наименование источников финансирования,
в том числе: федеральный бюджет; региональный бюджет; местный бюджет; внебюджетные средства)
(строительство, реконструкция, капитальный ремонт (далее — строительство)
7. Технические условия на подключение (присоединение) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии):
8. Требования к выделению этапов строительства:
(указываются сведения о необходимости выделения этапов строительства)
9. Срок строительства:
10. Требования к основным технико-экономическим показателям объекта (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность, пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения и другие показатели):
11. Идентификационные признаки зданий и сооружений, которые устанавливаются в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
11.1. Назначение объекта:
11.2. Принадлежность объекта к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность:
11.3. Возможность опасных природных процессов, явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будет осуществляться строительство объекта:
11.4. Принадлежность к опасным производственным объектам:
(при принадлежности объекта к опасным производственным объектам также указываются категория и класс опасности объекта)
11.5. Пожарная и взрывопожарная опасность объекта:
(указывается категория пожарной (взрывопожарной) опасности объекта)
11.6. Наличие помещений с постоянным пребыванием людей:
11.7. Уровень ответственности объекта (устанавливаются согласно пункту 7 части 1 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
(повышенный, нормальный, пониженный)
12. Требования о необходимости соответствия проектной документации обоснованию безопасности опасного производственного объекта:
(указываются в случае подготовки проектной документации в отношении опасного производственного объекта)
13. Требования к качеству, конкурентоспособности, экологичности и энергоэффективности проектных решений:
(указываются требования о том, что проектная документация и принятые в ней решения должны соответствовать установленным требованиям (необходимо указать перечень реквизитов нормативных правовых актов, технических регламентов, нормативных документов), а также соответствовать установленному классу энергоэффективности (не ниже класса «C»)
14. Необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации:
(указывается необходимость выполнения инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации, или указываются реквизиты (прикладываются) материалов инженерных изысканий, необходимых и достаточных для подготовки проектной документации)
15. Предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта:
(указывается стоимость строительства объекта, определенная с применением укрупненных нормативов цены строительства, а при их отсутствии — с учетом документально подтвержденных сведений о сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство)
16. Сведения об источниках финансирования строительства:
II. Требования к проектным решениям
17. Требования к схеме планировочной организации земельного участка:
(указываются для объектов производственного и непроизводственного назначения)
18. Требования к проекту полосы отвода:
(указываются для линейных объектов)
19. Требования к архитектурно-художественным решениям, включая требования к графическим материалам:
(указываются для объектов производственного и непроизводственного назначения)
20. Требования к технологическим решениям:
21. Требования к конструктивным и объемно-планировочным решениям (указываются для объектов производственного и непроизводственного назначения):
21.1. Порядок выбора и применения материалов, изделий, конструкций, оборудования и их согласования застройщиком (техническим заказчиком):
(указывается порядок направления проектной организацией вариантов применяемых материалов, изделий, конструкций, оборудования и их рассмотрения и согласования застройщиком (техническим заказчиком)
21.2. Требования к строительным конструкциям:
(в том числе указываются требования по применению в конструкциях и отделке высококачественных износоустойчивых, экологически чистых материалов)
21.3. Требования к фундаментам:
(указывается необходимость разработки решений фундаментов с учетом результатов инженерных изысканий, а также технико-экономического сравнения вариантов)
21.4. Требования к стенам, подвалам и цокольному этажу:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.5. Требования к наружным стенам:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.6. Требования к внутренним стенам и перегородкам:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.7. Требования к перекрытиям:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.8. Требования к колоннам, ригелям:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.9. Требования к лестницам:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.10. Требования к полам:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.11. Требования к кровле:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.12. Требования к витражам, окнам:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.13. Требования к дверям:
(указывается необходимость применения материалов, изделий, конструкций, либо определяются конкретные требования к материалам, изделиям, конструкциям)
21.14. Требования к внутренней отделке:
(указываются эстетические и эксплуатационные характеристики отделочных материалов, включая текстуру поверхности, цветовую гамму и оттенки, необходимость применения материалов для внутренней отделки объекта на основании вариантов цветовых решений помещений объекта)
21.15. Требования к наружной отделке:
(указываются эстетические и эксплуатационные характеристики отделочных материалов, включая текстуру поверхности, цветовую гамму и оттенки, необходимость применения материалов для наружной отделки объекта на основании вариантов цветовых решений фасадов объекта)
21.16. Требования к обеспечению безопасности объекта при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях:
(указываются в случае если строительство и эксплуатация объекта планируются в сложных природных условиях)
21.17. Требования к инженерной защите территории объекта:
(указываются в случае если строительство и эксплуатация объекта планируются в сложных природных условиях)
22. Требования к технологическим и конструктивным решениям линейного объекта:
(указываются для линейных объектов)
23. Требования к зданиям, строениям и сооружениям, входящим в инфраструктуру линейного объекта:
(указываются для линейных объектов)
24. Требования к инженерно-техническим решениям:
24.1. Требования к основному технологическому оборудованию (указываются тип и основные характеристики по укрупненной номенклатуре, для объектов непроизводственного назначения должно быть установлено требование о выборе оборудования на основании технико-экономических расчетов, технико-экономического сравнения вариантов):
24.1.8. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»:
24.1.11. Автоматизация и диспетчеризация:
24.2. Требования к наружным сетям инженерно-технического обеспечения, точкам присоединения (указываются требования к объемам проектирования внешних сетей и реквизиты полученных технических условий, которые прилагаются к заданию на архитектурно-строительное проектирование):
24.2.7. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»:
24.2.10. Иные сети инженерно-технического обеспечения:
25. Требования к мероприятиям по охране окружающей среды:
26. Требования к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности:
27. Требования к мероприятиям по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и по оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов:
(не указываются в отношении объектов, на которые требования энергетической эффективности и требования оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не распространяются)
28. Требования к мероприятиям по обеспечению доступа инвалидов к объекту:
(указываются для объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда)
29. Требования к инженерно-техническому укреплению объекта в целях обеспечения его антитеррористической защищенности:
(указывается необходимость выполнения мероприятий и (или) соответствующих разделов проектной документации в соответствии с требованиями технических регламентов с учетом функционального назначения и параметров объекта, а также требований постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»
30. Требования к соблюдению безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в объекте и требования к соблюдению безопасного уровня воздействия объекта на окружающую среду:
(указывается необходимость выполнения мероприятий и (или) подготовки соответствующих разделов проектной документации в соответствии с требованиями технических регламентов с учетом функционального назначения, а также экологической и санитарно-гигиенической опасности предприятия (объекта)
31. Требования к технической эксплуатации и техническому обслуживанию объекта:
32. Требования к проекту организации строительства объекта:
33. Обоснование необходимости сноса или сохранения зданий, сооружений, зеленых насаждений, а также переноса инженерных сетей и коммуникаций, расположенных на земельном участке, на котором планируется строительство объекта:
34. Требования к решениям по благоустройству прилегающей территории, к малым архитектурным формам и к планировочной организации земельного участка:
(указываются решения по благоустройству, озеленению территории объекта, обустройству площадок и малых архитектурных форм в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, согласованными эскизами организации земельного участка объекта и его благоустройства и озеленения)
35. Требования к разработке проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель или плодородного слоя:
(указываются при необходимости)
36. Требования к местам складирования излишков грунта и (или) мусора при строительстве и протяженность маршрута их доставки:
(указываются при необходимости с учетом требований правовых актов органов местного самоуправления)
37. Требования к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в процессе проектирования и строительства объекта:
(указываются в случае необходимости выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании и строительстве объекта)
III. Иные требования к проектированию
38. Требования к составу проектной документации, в том числе требования о разработке разделов проектной документации, наличие которых не является обязательным:
(указываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
39. Требования к подготовке сметной документации:
(указываются требования к подготовке сметной документации, в том числе метод определения сметной стоимости строительства)
40. Требования о разработке специальных технических условий:
(указываются в случаях, когда разработка и применение специальных технических условий допускается Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»)
41. Требования о применении при разработке проектной документации документов в области стандартизации, не включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
42. Требования к выполнению демонстрационных материалов, макетов:
(указываются в случае принятия застройщиком (техническим заказчиком) решения о выполнении демонстрационных материалов, макетов)
43. Требования о применении технологий информационного моделирования:
(указываются в случае принятия застройщиком (техническим заказчиком) решения о применении технологий информационного моделирования)
44. Требование о применении экономически эффективной проектной документации повторного использования:
(указывается требование о подготовке проектной документации с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, а при отсутствии такой проектной документации — с учетом критериев экономической эффективности проектной документации)
45. Прочие дополнительные требования и указания, конкретизирующие объем проектных работ:
46. К заданию на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства прилагаются:
46.1. Градостроительный план земельного участка и (или) проект планировки территории и проект межевания территории.
46.2. Результаты инженерных изысканий (при их отсутствии заданием на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства предусматривается необходимость выполнения инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации).
46.3. Технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (при их отсутствии и если они необходимы, заданием на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства предусматривается задание на их получение).
46.4. Имеющиеся материалы утвержденного проекта планировки участка строительства. Сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях.
46.5. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта (при наличии).
46.6. Документ, подтверждающий полномочия лица, утверждающего задание на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства.
46.7. Иные документы и материалы, которые необходимо учесть в качестве исходных данных для проектирования (на усмотрение застройщика (технического заказчика).
(должность уполномоченного лица застройщика (технического заказчика), осуществляющего подготовку задания на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства)
стоимости объектов капитального строительства , а также предоставления сведений , включаемых в указанный реестр; форму заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства и порядок оформления такого заключения; порядок ведения реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости и предоставления сведений , содержащихся в указанном реестре; классификацию сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства ; е) до 1 января 2010 г. обеспечить.
Приказ Минстроя России от 29.03.2017 N 655/пр (ред. от 17.09.2018) Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2576; 2012, N 29, ст. 4124; 2013, N 23, ст. 2927; N 39, ст. 4992; 2014, N 14, ст. 1627; N 40, ст. 5434; 2015, N 39, ст. 5404; 2016, N 29, ст. 4814; N 36, ст. 5418; N 48, ст. 6764; 2017, N 5, ст. 799) приказываю:
а) форму заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
б) порядок оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 354 «Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и порядка оформления такого заключения» (зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 2009 г., регистрационный N 14887).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 29 марта 2017 г. N 655/пр
О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ
СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ
(указывается номер заключения)
В первых двух квадратах указывается номер соответствующего кадастрового округа Российской Федерации, в котором располагается организация по проведению государственной экспертизы, выдавшая заключение;
в четвертом квадрате — результат проверки сметной стоимости;
в шестом — девятом квадратах — порядковый номер выданного заключения (присвоение номера заключениям осуществляется последовательно, по истечении текущего календарного года происходит его обнуление, нумерация начинается с номера 0001);
в двух последних квадратах — последние две цифры года выдачи заключения.
а) номер кадастрового округа Российской Федерации оформляется цифрами, которые проставляются, начиная с крайнего правого квадрата, при этом в оставшемся свободном квадрате должна быть проставлена цифра 0;
в случае выдачи заключения государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указанный номер оформляется цифрами 00;
б) результат проверки сметной стоимости оформляется в случае выдачи:
положительного заключения — цифрой 1;
отрицательного заключения по причине несоответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также превышения сметной стоимости над укрупненными нормативами цены строительства — цифрой 2;
отрицательного заключения по причине несоответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах — цифрой 3;
отрицательного заключения по причине несоответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость — цифрой 4;
в) порядковый номер выданного заключения оформляется цифрами, которые проставляются, начиная с крайнего правого квадрата, при этом в оставшихся свободными квадратах проставляется цифра 0.
Заполняется при отсутствии укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
Заполняется в случае, если разработка проектной документации не требуется.
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 29 марта 2017 г. N 655/пр
ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ,
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее — заключение о проверке сметной стоимости).
2. Заключение о проверке сметной стоимости содержит следующие разделы:
2.1. Раздел «Общие положения», в который включаются:
сведения об основании для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости (перечень поданных документов, реквизиты договора о проведении проверки сметной стоимости);
сведения об объекте капитального строительства (почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность);
сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и (или) выполнивших инженерные изыскания, а также сводного сметного расчета, в случаях, когда в отношении объектов капитального строительства не требуется подготовка проектной документации и такая проектная документация разрабатывалась по инициативе застройщика (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);
сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика — юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя);
сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (если заявитель не является застройщиком, техническим заказчиком);
сведения о составе представленной проектной документации (перечень томов (с указанием шифра, номера) проектной документации), результатах инженерных изысканий (за исключением случаев проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в отношении которых не требуется подготовка проектной документации и такая документация не разрабатывалась по инициативе застройщика), иных представленных документах и материалах;
сведения об источниках финансирования (полностью за счет средств федерального (регионального, местного) бюджета; с использованием средств федерального (регионального, местного) бюджета; за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов);
сведения о решении (письме) по объекту капитального строительства, предусмотренном подпунктами «з» и «з(1)» пункта 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2576; 2012, N 29, ст. 4124; 2013, N 23, ст. 2927; N 39, ст. 4992; 2014, N 14, ст. 1627; N 40, ст. 5434; 2015, N 39, ст. 5404; 2016, N 29, ст. 4814; N 36, ст. 5418; N 48, ст. 6764; 2017, N 5, ст. 799).
2.2. Раздел «Описание сметы на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт)», в который включаются:
сведения об общей стоимости объекта строительства в ценах на дату представления сметной документации для проведения проверки с разбивкой на следующие составляющие: стоимость проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, стоимость прочих затрат;
перечень представленной сметной документации (сводки затрат, объектные и локальные сметы (расчеты), сметные расчеты на отдельные виды затрат);
информация об использованных сметных нормативах;
информация о цене строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство в случае, если при расчетах не применялись сметные нормативы в связи с их отсутствием;
сведения об оперативных изменениях, внесенных в сметную документацию в процессе проведения проверки сметной стоимости;
сведения о превышении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства, либо о превышении цены строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство. В случае если сметная стоимость превысила предполагаемую (предельную) стоимость строительства, рассчитанную с использованием укрупненных нормативов цены строительства, или цены строительства аналогичных объектов не более чем на 20 процентов, по результатам проверки выдается положительное заключение.
2.3. Раздел «Выводы по результатам проверки сметной стоимости», в который включаются:
информация о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также указывается информация о результатах изучения и оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах;
в случаях, если разработка проектной документации не требуется, указывается информация о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта;
итоговый вывод о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Каждый вывод должен быть мотивирован и содержать ссылку на конкретный сметный норматив, его часть, пункт, таблицу и (или) ссылку на соответствующие разделы проектной документации или иных документов, если разработка проектной документации не требуется.
3. Уровень детализации сведений, отражаемых в заключении о проверке сметной стоимости, определяется руководителем организации по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. Заключение о проверке сметной стоимости должно быть конкретным, объективным, аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам проведенной проверки.
5. Заключение о проверке сметной стоимости не должно иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов или исправлений. В случае выдачи заключения на бумажном носителе листы такого заключения должны быть прошиты (с указанием количества сшитых страниц), пронумерованы и скреплены печатью организации по проведению проверки сметной стоимости.
6. Заключение о проверке сметной стоимости подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее — эксперт) по соответствующему направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате, с указанием их должности, и участвовавшими в проведении проверки сметной стоимости.
7. Заключение о проверке сметной стоимости утверждается руководителем организации по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства либо должностным лицом, уполномоченным этим руководителем.
8. В случае выдачи заключения о проверке сметной стоимости в электронной форме, такое заключение подписывается и утверждается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляется заявителю в формате PDF.
идентификационные сведения об объекте капитального строительства … обоснование предполагаемой ( предельной ) стоимости строительства объекта капитального строительства и метода определения сметной стоимости строительства ; обоснование выбора подлежащих применению для расчета предполагаемой ( предельной ) стоимости строительства объекта капитального строительства укрупненных нормативов цены строительства для объектов капитального строительства , аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
Предполагаемая ( предельная ) стоимость строительства , определяется с применением укрупненных нормативов цены строительства (далее НЦС) или с использованием сметной стоимости объектов -аналогов. Сегодня поговорим о первом варианте. Я не буду приводить пример расчета, поскольку не вижу в этом особого смысла, напишу лишь о моментах, которые обычно вызывают вопросы. Рекомендации по составлению, так…
- https://ppt.ru/docs/pismo/minstroy/n-13809-if-01-233075
- https://legalacts.ru/doc/prikaz-minstroja-rossii-ot-29032017-n-655pr-ob-utverzhdenii/
- https://www.xn--e1aggfyi9a.xn--p1ai/articles/fgis-cs/minstroy-rossii-vypustil-razyasneniya-po-voprosu-poryadka-rascheta-gosudarstvennoy-ekspertizy-proektnoy-dokumentacii-v-chasti-pr