Технологии инженерной подготовки специалистов

Особенности подготовки специалистов инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Маргарита Владимировна

В работе предлагается модель подготовки специалистов в техническом вузе на базе компетентностного подхода . Модель учитывает специфику инженерной деятельности и включает в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенина Маргарита Владимировна

Модель формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности студентов дистанционного обучения

Features of preparation of experts of an engineering profile

The paper proposes a model of training in a technical college on the basis of competence-based approach. The model takes into account the specifics of engineering activities , and includes three components: fundamental, technical and humanitarian.

Вебинар. Монтаж прототипов и мелких серий: технология, подготовка, ошибки

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов инженерного профиля»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ М.В. Горшенина1

В работе предлагается модель подготовки специалистов в техническом вузе на базе компетентностного подхода. Модель учитывает специфику инженерной деятельности и включает в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.

Ключевые слова: инженерная деятельность, модель подготовки специалистов технического профиля, компетентностный подход.

Анализ истории развития высшего технического образования в России показывает, что оно тесно связано с потребностями государства и общества. Современная стратегия развития образования требует структурного и содержательного обновления системы высшего технического образования.

Высшее техническое образование в России перестало соответствовать потребностям страны и национальной безопасности. Недостаток высококвалифицированных инженерных кадров, отвечающих требованиям современного производства, стал остро ощущаться в последние годы, когда наметилось оживление производственной деятельности.

Непрестижность технических специальностей по сравнению с экономическими, юридическими привела к уменьшению доли студентов инженерного профиля с 48 до 22% от общего числа выпускников. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических вузов, а промышленность и ведущие отрасли народного хозяйства испытывают острую нехватку инженерных кадров.

Отсутствие конкурса в технические вузы повлекло за собой снижение требований к абитуриентам и, как следствие, снижение качества подготовки специалистов. Кроме того, либерализация и коммерциализация образовательных услуг привели к тому, что произошел перегиб в сторону подготовки невостребованных специалистов. Так, по статистическим данным, до 50% инженеров работают не по специальности.

Программа подготовки : Суперкомпьютерные технологии в инженерно-физическом моделировании

Инженерная деятельность в настоящее время становится очень сложной и дифференцированной, вследствие чего значительно повышаются требования к современному инженеру. Кроме большого объема глубоких знаний современный инженер должен иметь нестандартное мышление и уметь творчески подходить к решению профессиональных задач. В мировой практике в данный момент акцент делается на развитии инновационного инженерного образования, направленного на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции [1].

С этих позиций техническое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технической, экономической, экологической культуры личности обучаемых через развитие творческого технического мышления, комплекса специальных способностей и качеств личности, таких как готовность к профессиональной деятельности, конкурентоспособность, социальная мобильность и другие. Однако из 300 тысяч выпущенных в 2007 году инженеров на современном уровне подготовлено не больше 20% [2].

Специфика инженерной деятельности заключается в её принадлежности к сфере «человек-техника», в направленности на изменение техносферы в соответствии с потребностями и интересами производства и общества, её многогранности и полифункциональности.

На основе оценок экспертов и результатов анкетирования руководителей и ведущих специалистов ряда промышленных предприятий были выявлены следующие направления инженерной подготовки [1, 3].

1. Инженеры-профессионалы — специалисты нового типа, способные к творческой работе на всех этапах жизненного цикла технических систем от исследования и конструирования до

1 Маргарита Владимировна Горшенина (к.п.н., доцент), зав. кафедрой педагогики и управления социальными системами.

разработки технологии, управления, серийного производства, доведения до потребителя и сервисного обслуживания.

2. Инженеры-энциклопедисты — специалисты, ориентированные на работу на малых предприятиях, где отсутствует разделение интеллектуального труда.

3. Инженеры-технологи — специалисты, способные обеспечить освоение готовых высоких наукоемких технологий и их внедрение в производство.

4. Инженеры по трансферу, способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.

В связи с этим при подготовке специалистов в техническом вузе особое внимание следует уделять формированию:

— интегративных способностей, проявляющихся в том, что профессиональная готовность подкрепляется умением быстро реагировать на потребности общества, при этом не нанося ущерба окружающей среде;

— способностей осуществлять нововведения, включая их проектирование и производство;

— способностей контекстуального понимания условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность;

— способности к самообразованию в течение всей трудовой жизни и пр.

Выпускники технического вуза являются специалистами, решающими проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе. Кроме того, они в своей профессиональной деятельности вынуждены либо работать в коллективах, либо управлять научными, конструкторскими или технологическими коллективами, что требует от них определенных знаний и умений в области управления и социальной психологии.

Фундаментальная подготовка обеспечивает готовность студентов к восприятию профессиональных знаний, формирует системное мышление специалиста и его методологическую культуру, способствует осознанию необходимости при разработке новых технических проектов учитывать совокупность экономических, социальных, политических, экологических и других факторов.

В качестве основных направлений совершенствования фундаментальной подготовки можно выделить:

— переход от анализа к синтезу проектных решений, их имитации и оптимизации;

— математическое моделирование широкого класса явлений, объектов и процессов;

— формирование устойчивых навыков владения средствами и технологиями современной информационной культуры, использование информационно-логических моделей.

Технический (профессиональный) компонент направлен на подготовку такого специалиста, который отличается глобальностью мышления и энциклопедичностью знаний, способен к творческой работе на всех этапах жизненного цикла технических объектов от предпроектных исследований и конструирования до разработки технологии, серийного производства и сервисного обслуживания.

В реальной практике обучения профессионализация достигается:

— интеграцией обучения с наукой, техникой и производством, в сфере которых будут работать выпускники технического вуза;

— усилением подготовки в области методов системного анализа и синтеза, методов оптимизации и высокоточного математического моделирования;

— формированием готовности решать задачи творческого типа.

Значение гуманитарного компонента в рамках технического образования определяется его существенным вкладом в формирование личности, морального сознания и нравственной культуры выпускников технического вуза. Гуманитарная составляющая подготовки должна обеспечить условия для формирования у специалистов определенной системы ценностей, способствующей реализации эффективной профессиональной деятельности и социализации личности в современных социально-экономических реалиях общества.

Повышение уровня гуманитарной подготовки выпускников технических вузов целесообразно проводить по следующим направлениям:

— создание условий для духовного, нравственного и культурного саморазвития личности;

— углубление экономической и правовой подготовки, привлечение к преподаванию и внеучебной работе деятелей науки и культуры, политики, права и других сфер общественной жизни;

— совершенствование языковой подготовки (профессиональные компетенции в переводе оригинальной технической литературы, умение вести переговоры с зарубежными партнерами, навыки профессиональной деятельности в иноязычной среде и др.);

— интернационализация технического образования;

— индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности студента.

Особое место в техническом образовании должна занять профессионально-творческая подготовка студентов, то есть развитие способностей и овладение современной методологией и инструментарием поиска новых конкурентоспособных научно-технических решений.

Оценку качества профессиональной подготовки проводят с помощью модели личности специалиста технического профиля, разработанной на основе компетентностного подхода (см. рисунок).

Компетентность как интегральная характеристика специалиста включает в себя комплексы профессиональных, социально-личностных и универсальных способностей человека, позволяющих ему успешно решать актуальные и перспективные профессиональные задачи.

Читайте также:  Инженерная подготовка площадки отвод поверхностных вод

Согласно И.А. Зимней, «компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [5].

Функции специалиста технического профиля

Требования к специалисту технического профиля

интеллектуальный потенциал; творческое мышление; социальная и профессиональная мобильность; инициативность; умение работать в команде; коммуникативность

Профессиональные Профессионально важные

Фундаментальный компонент Профессиональный компонент Гуманитарный компонент

Средства и методы обучения

Компетентный специалист технического профиля

Модель личности специалиста технического профиля

Все ключевые компетентности характеризуются пятью компонентами:

— готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

— владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);

— опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

— отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);

— эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

К социальным компетентностям относятся следующие:

— компетентность здоровьесбережения как основа бытия человека — существа не только биологического, но и социального;

— компетентность гражданственности как основа социальной, общественной сущности человека;

— информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации;

— компетентность социального взаимодействия как способность установления взаимопонимания, адекватного ситуациям, избегания конфликтов;

— компетентность общения как способность нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли, адекватных ситуациям взаимодействия.

Базовые или профессиональные компетентности, по определению В.И. Байденко, — «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни». Профессиональная компетентность обеспечивает работнику уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с другими профессионально подготовленными людьми.

Перечень необходимых профессиональных компетенций выявляется на основе квалификационных требований к специалисту. Как и все другие компетентности, их можно сгруппировать по пяти признакам:

— готовность к проявлению личностного свойства в профессиональной деятельности;

— знание средств, способов, программ выполнения действий, решения профессиональных задач;

— опыт реализации знаний и умений;

— ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности;

— эмоционально-волевая регуляция компетенции в соответствии с профессиональной ситуацией.

Таким образом, компетентностный подход создает возможность для разработки модели личности выпускника технического вуза через описание совокупности профессиональных компетенций и профессионально важных качеств, позволяет на её основе определить фундаментальный, профессиональный и гуманитарный компоненты содержания подготовки и провести последующую оценку качества подготовки.

1. Агранович Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович, А.И. Чучалин, М.А.

Соловьев // Инженерное образование. — 2004. — № 1. — С. 11-14.

2. Кузьминов Я.И. Учить тому, что реально востребовано // Ректор вуза. — 2008. — № 2. — С. 51-55.

3. Чурляева Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Красноярск, 2008. — 44 с.

4. Горшенина М.В. Теоретико-методологические основы управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе. — Самара: СамГТУ, 2009. — 112 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. — 2005. — № 6. — С. 13-29.

Поступила в редакцию — 12/II/2012, в окончательном варианте — 12/II/2012.

FEATURES OF PREPARATION OF EXPERTS OF AN ENGINEERING PROFILE M.V. Gorshenina

The paper proposes a model of training in a technical college on the basis of competence-based approach. The model takes into account the specifics of engineering activities, and includes three components: fundamental, technical and humanitarian.

Keywords: engineering activities, model training technical specialists, competent approach

Original article submitted — 12/II/2012, revision submitted — 12/II/2012.

Margarita V. Gorshenina (PhD), the senior lecturer, the manager. Pedagogics and management chair social systems.

Источник

Технологии инженерной подготовки специалистов

Повышение качества инженерного образования требует внедрения новых методик образовательного процесса. Проанализировано современное состояние системы высшего образования, проблемы повышения качества образования. Акцентирована необходимость развития опережающими темпами дидактики инженерного образования по сравнению с развитием технического прогресса.

Качество подготовки специалистов должно отвечать современному уровню техники и технологий. Необходимо совершенствование структуры образовательного процесса, направленного на овладение профессиональными компетенциями обучающимися. Проведен обзор различных методик профессионального обучения, проанализирован генезис и развитие практико-модульного обучения.

Рассмотрены принципы последовательности и системности в практико-модульном обучении. Проанализированы вопросы пропорциональности между теоретической и практической составляющей в образовательном процессе. Рекомендовано увеличение дидактических единиц на дисциплины, формирующих базу для освоения профессиональных компетенций.

Гибкое реагирование на вызовы технического прогресса и требования работодателей должно предусматривать увеличение времени индивидуальной работы преподавателя со студентами. Рассмотрены вопросы взаимодействия образовательных учреждений с производственными структурами, выявлены пути дальнейшего совершенствования этого взаимодействия.

Представлены результаты и дан анализ реализации практико-модульного обучения в подготовке бакалавров техники и технологий. Разработаны основные направления дальнейшего совершенствования практико-модульного обучения.

1. Дульзон А.А. Реформы высшего образования и вузовское сообщество // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 8-17.

2. Клюев А.К. Организационное развитие вузов: оптимизация практик // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100).

С. 57-65.

3. Дадаева Т.М., Фадеева И.М. Реформа высшей школы: парадоксы и тупики институциональных изменений // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5.

С. 28–35.

5. Чошанов М.А. Образование и национальная безопасность: Системные ошибки в математическом образовании России и США Образование и наука. 2013. № 8 (107).

С.14-31.

6. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12.

С. 3-8.

7. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Проблемы инженерного образования в современной России: методология анализа и пути решения // Высшее образование в России. 2014. № 8-9.

С. 27-36.

8. Дейнега С.А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011.

Т. 2. № 3. С. 146-152.

Возрастающие требования к качеству инженерного образования ставят задачу поиска решений в системе подготовки кадров. Решение данной проблемы возможно только при комплексном подходе на основе анализа проблем качества подготовки специалистов в высшей школе, и в частности по инженерным специальностям, причин, обусловивших эти проблемы в связи с развитием социума, состоянием и динамикой развития экономики [1]. Несомненно, что пути решения проблемы повышения качества подготовки специалистов должны базироваться на разработанной долгосрочной стратегии развития всей системы образования в России, а также на более конкретизированных программах развития отдельных направлений в образовании, и в том числе инженерном образовании.

Система образования затрагивает все сферы общественной жизни и все категории населения. В сфере образования большинство развитых стран занято поиском реформирования системы образования, созданием наиболее эффективных университетских структур, отвечающих запросам общества по подготовке квалифицированных кадров [2]. Реформа образования является стратегической целью развития страны и дальнейшим базисом для успешного продвижения, с усиленными темпами развития производительных сил, технологий, техники [3].

При рассмотрении проблемы повышения качества образования на первое место выдвигается профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава и его морально-этические принципы. При рассмотрении вопросов развития образования качество подготовки кадров очень редко рассматривается во взаимосвязи с ресурсным обеспечением: финансированием, трудозатратами (они часто вообще не учитываются, считается, что все решается само собой), современной материальной базой. Особое место в этой цепочке занимает качественный состав реформаторов: кто разрабатывает реформы, кто их выдвигает для этой функции, каков профессиональный уровень реформаторов, опыт работы в соответствующих сферах деятельности и достижения.

Лихорадочные изменения в структуре подготовке кадров, в стандартах, требованиях к компетенциям не только не позволяют обеспечивать текущий образовательный процесс, но и отбрасывают его назад. При этом теряется время, реформы буксуют, результат не соответствует ожиданиям. Не всегда удается согласовать школьную подготовку, например по математике, с требуемым уровнем знаний по данному предмету в технических вузах [4; 5].

В настоящее время социальный заказ, востребованность выпускников с инженерной подготовкой, а также качество их подготовки очень сильно отличаются в разных отраслях экономики [6; 7]. Большое значение имеет экономическое состояние отдельных отраслей на данном этапе развития общества, их резервы и возможности, сложившаяся система международного рынка труда, технологий, оборудования и услуг.

Система высшего образования является многогранной субстанцией с накопленными традициями, высоким интеллектуальным потенциалом, в чем-то консервативна, что иногда полезно в попытках необоснованного управленческого реформирования для достижения сиюминутных выгод. В то же время, несмотря на кажущуюся консервативность, неповоротливость, сложность внутренних связей между субъектами этой деятельности, она достаточно адекватно реагирует на запросы, вызовы, задачи, которые объективно необходимы обществу и экономике страны. Поиски путей глобального реформирования системы образования не исключают совершенствования отдельных методик, структур образовательных программ, форм взаимодействия высшей школы с работодателями и партнерами.

Читайте также:  Инженерные изыскания для подготовки проектной документации строительства реконструкции объектов

Цель исследования: адаптация методики практико-модульного обучения к современным требованиям подготовки инженерных кадров.

Материалы и методы исследования

Одной из проблем в подготовке инженерных кадров является недостаточная подготовка выпускников к практической деятельности, и в частности владение практическими навыками и умениями.

Такая проблема существует, но ее нельзя абсолютизировать. Соотношение теоретической и практической составляющей в багаже выпускника должно определяться профилем его подготовки или специальности: будет этот выпускник выполнять эксплуатационные функции или заниматься, например, прочностными расчетами и конструкторско-технологической подготовкой производства. В рамках короткого образовательного процесса, например у бакалавриата, этот период составляет 4 года, пропорции между теоретической и практической составляющей должны быть очень четко выверены.

Для решения проблемы подготовки инженерных кадров к практической деятельности использовались исторический и логический методы исследования, позволившие изучить процесс эволюции профессиональной практической подготовки во взаимосвязи с потребностью производственных предприятий. Предметом исследования являются закономерности процесса практической подготовки инженерных кадров.

Возникающая необходимость в практических навыках и умениях для конкретного производства может быть успешно преодолена непосредственно на данном предприятии. Отсутствие элементов необходимой фундаментальной подготовки специалиста в рамках производственного процесса восстановить намного сложнее. Поэтому усиление фундаментальной подготовки инженерного образования является также актуальной задачей.

Решение проблемы подготовки студентов к практической деятельности возможно по двум направлениям. Первое направление – подготовка студентов по дополнительным образовательным программам с участием предприятий. Второе направление – разработка программ подготовки, включающих блоки интенсивного практико-ориентированного характера.

Реализация второго направления возможна при применении практико-модульного обучения, при котором образовательный процесс по отдельным дисциплинам или их практическим составляющим осуществляется на производственных предприятиях. При этом задействуется материальная база конкретного предприятия и их кадровый состав, укрепляются необходимые связи вузов с предприятиями, создаются взаимовыгодные конвергентные структуры.

В ряде научных работ по педагогике [8] модульное обучение представляется как целостный и системный подход к процессу обучения, обеспечивающий эффективную реализацию дидактического процесса. Общие положения модульного обучения были разработаны в конце 60-70 годов прошлого века английскими и американскими теоретиками в области профессионального образования: Б.Ф. Скинер, Дж.

Рассел, К. Курх. В частности, Дж. Рассел дал определение модулю, как учебному пакету, охватывающему концептуальную единицу учебного материала, предписывающую обучающемуся действия. В отечественной педагогике проблеме модульного обучения посвящены работы Юцявичене П.А., Чошанова М.А.

Модуль – это автономная организационно-методическая структура, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство, включая дидактические материалы, и систему контроля.

Для повышения мотивационных факторов на приобретение профессиональных компетенций при обучении студентов, ответа на возрастающие требования к освоению этих компетенций со стороны работодателей необходимо в ряде случаев совершенствование образовательных технологий обучения в направлении перехода от передачи знаний к практико-ориентированному подходу. В настоящее время выделяют следующие группы практико-ориентированных технологий обучения в вузе: интерактивное обучение; контекстно-компетентностное обучение; модульное обучение; саморегулируемое обучение.

Интерактивное обучение заключается в передаче знаний и одновременном вовлечении в работу всех студентов, это обучение в сотрудничестве, которое заключается в дискуссии, организации «мозгового штурма», применении наглядных пособий, компьютерных технологий и т.д. Контекстно-компетентностное обучение предполагает, наряду с традиционными формами, квазипрофессиональную деятельность (проведение лабораторных работ, экскурсии на предприятия, работа в учебно-производственных мастерских).

Модульное обучение направлено на решение долговременных комплексных задач со структурной разбивкой образовательного процесса на взаимосвязанные модули, позволяющие обеспечить полный цикл обучения. Саморегулируемое обучение заключается в развитии у студентов способностей к самостоятельному приобретению необходимых компетенций.

В условиях быстро меняющейся социальной среды саморегулируемое обучение позволяет получать более глубокие знания по отдельным учебным дисциплинам. Глубина знаний и эффективность их усвоения будет зависеть от уровня подготовленности студента. Такой подход к обучению в целом позволит повысить уровень подготовки студентов.

В подготовке студентов по инженерным направлениям саморегулируемое обучение может эффективно сочетаться с выполнением индивидуальных заданий по расчету и проектированию механических систем.

Практико-модульное обучение позволяет оперативно перестраивать учебный процесс в зависимости от потребности предприятий. Например, можно вводить определенные блоки дисциплин на старших курсах с учетом предстоящего трудоустройства. Реализация практико-модульного обучения позволяет также оптимизировать учебный процесс за счет унификации учебных дисциплин на первом и втором курсах обучения, а на последующих курсах позволит получить необходимые компетенции в более короткие сроки.

Таким образом, практико-модульное обучение можно охарактеризовать как структурированное обучение по комплексным функционально законченным модулям, предназначенным для освоения учебных дисциплин или отдельных ее составляющих. Оно основано на закреплении приобретенных знаний при помощи практико-познавательной деятельности.

Целый ряд критериев реализации практико-модульного обучения и достижения поставленных целей (индивидуальный подход к обучению студентов в зависимости от их уровня общеобразовательной подготовки, умение работать в команде и др.) теоретиками дидактической науки рассматривается применительно к гуманитарному образованию. В инженерном образовании эти вопросы требуют существенной доработки, а в ряде случаев на теоретическом уровне они вообще не рассматривались.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ проведенных теоретических исследований по практико-модульному обучению, а также практического применения результатов этих исследований позволяет сделать следующие выводы и представить основные направления развития данного метода.

  1. Требуется более детальное научное исследование дидактического процесса инженерного образования во взаимосвязи с быстроразвивающимся техническим прогрессом, его запросами к системе образования. По ряду позиций дидактика должна опережать этот прогресс, прогнозировать запросы работодателей.
  2. Необходима научно обоснованная разработка образовательных стандартов и программ, нормативов применения методов и средств обучения в зависимости от уровня образовательного процесса, его направленности. Структура образовательного процесса должна предусматривать оптимальное соотношение между теоретической и практической составляющей в подготовке специалиста в зависимости от вида предстоящей деятельности.
  3. Обоснование применения практико-модульного обучения как метода должно быть проведено с учетом его места в образовательном процессе, целей и решаемых задач.
  4. Развитие практико-модульного обучения как метода возможно по следующим направлениям:

4.1. Организация обучения на предприятиях, реализующих производственный процесс.

4.2. Организация обучения на предприятиях, имеющих специализированные учебные центры.

4.3. Совмещение практико-модульного обучения на предприятии с учебной или производственной практикой.

4.4. Создание в вузах собственных учебно-производственных центров. Возможно частичное проведение учебных занятий на предприятии.

4.5. Увеличение количества дидактических единиц на расчетно-графические работы, курсовые работы и проекты как элементы практико-модульного обучения. Увеличение индивидуальной работы преподавателя со студентом позволит реализовать один из принципов практико-модульного обучения – индивидуальный подход.

Это является неотъемлемой спецификой инженерной подготовки.

Выполнение комплексных курсовых работ и проектов, в том числе по заказу предприятий, позволит получить навыки работы студентов в команде при решении инженерных задач, повысит личностный статус студента.

4.6. Реализация дополнительных образовательных программ для обучающихся по заказу предприятия, обеспечивающего трудоустройство выпускников, с практико-модульными блоками.

4.7. Получение дополнительных специализаций и профилей подготовки для обучающихся по межвузовскому обмену с учетом требований работодателей.

4.8. Повышение квалификации и переподготовка кадров.

Слушатели данных курсов имеют разную компетентность, а при переподготовке кадров слушатели очень часто имеют разное базовое образование. Необходимо, чтобы реализация образовательной программы осуществлялась для основной массы слушателей. Отдельные модули данной программы должны обеспечивать подготовку оставшихся слушателей в зависимости от их образовательного уровня.

В данном случае слушатели могут частично работать по освоению образовательной программы самостоятельно. Преподаватель должен при этом нести консультационную и координирующую функцию.

Для выравнивания компетенций слушателей можно также набирать группы для обучения по отдельным модулям. При этом количество слушателей должно быть достаточным для формирования отдельных групп.

4.9. Подготовка специалистов для работы в сфере проектной и научно-исследовательской деятельности.

Особый акцент для сферы проектной и научно-исследовательской деятельности следует сделать на развитие навыков самостоятельного обучения. Практико-модульное обучение в этом случае должно быть направлено на решение сложных инженерных и научно-исследовательских задач.

Заключение

Реализация практико-модульного обучения по блоку общепрофессиональных дисциплин направления бакалавриата «Нефтегазовое дело» в Тюменском индустриальном университете показала эффективность данного метода обучения. Использование современной материально-технической базы предприятий, проведение занятий работниками этих предприятий позволило усилить практическую направленность процесса обучения, повысить мотивационные факторы у студентов.

Читайте также:  Управление действиями приданных инженерных подразделений при подготовке и в ходе боя

При диагностировании обученности зафиксировано увеличение успеваемости на 20%. Внедрение практико-модульного обучения имеет свои особенности, требует тщательной организации данного процесса, надежных и длительных связей с индустриальными партнерами, дополнительных ресурсов для менеджмента образовательного процесса и финансовых затрат.

Особое внимание следует акцентировать на следующих вопросах:

— готовность предприятий к приему студентов для прохождения практико-модульного обучения (согласованность графика работы предприятия и графика учебного процесса, стабильность выполнения договорных обязательств в данном вопросе, наличие рабочих мест, аудиторного фонда, спецодежды, материалов и инструментов, столовой и т.д.);

— наличие на предприятии персонала специалистов, способных проводить учебные занятия, и ресурса времени на эти цели (в некоторых случаях возможно ограничение проведенными экскурсиями);

— возможность гибкой реализации графика учебного процесса в соответствии с режимом работы предприятий;

— наличие финансовых средств в вузе для обеспечения дополнительных затрат.

Таким образом, практико-модульное обучение позволяет формировать конкурентоспособного специалиста, более адаптированного к постоянно меняющимся запросам предприятий. Модульный принцип в организации учебного процесса обеспечивает гибкость в обеспечении востребованных компетенций.

Практическая составляющая повышает мотивационные факторы у студентов, уменьшает время производственной адаптации специалиста. В целом все эти составляющие обеспечивают качество образовательного процесса в соответствии с запросами рынка труда.

Источник

Научная электронная библиотека

Идея разработки модели образования, которая имеет в своей основе использование телекоммуникационных систем, неизбежно приводит к пересмотру самой концепции высшего образования в Российской Федерации. Требования к подготовке специалиста исходят из экономических, общественных и социальных целей государства.

Успешность высшего образования, особенно технического, заключается в функционировании в его структуре инновационных процессов, опережающего реноме по сравнению с существующей теорией и практикой. Опережающее профессиональное образование должно быть направлено на развитие у будущего специалиста желания к получению знания, к самостоятельному решению прикладных задач: экономических, социальных, управленческих, организационных, технологических и др.

Отечественный и зарубежный опыт позволяет нам сформулировать ряд качеств, которыми должен обладать современный инженер, таких как инициатива, энтузиазм, способность к творчеству, коммуникабельность, повышенную работоспособность.

Понятие профессионализм подразумевает владение специалистом современными технологиями. Сегодня все чаще его заменяют понятиями — образованность и компетентность. Компетентность [45] требует от современного специалиста не только высокой профессиональной подготовки, но и таких качеств личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, умение постоянно учиться, гибкость мышления, наличие абстрактного и системного мышления, умение вести диалог с руководством, со смежниками, с подчиненными работниками.

Одной из мер, способствующих повышению качества функционирования образовательной системы, является стандартизация образовательного процесса, которая должна придать образовательной деятельности четкую целевую направленность и повысить ответственность за результаты труда всех участников образовательного процесса от тех, кто создает сценарий (ученые, специалисты, разрабатывающие учебно-программную документацию) до исполнителей-практиков, творчески воплощающих сценарии образования в жизнь.

  • включение в учебные планы дисциплин и учебных занятий, которые представляют высокую значимость для конкретного предприятия, которое использует труд выпускников данного вуза;
  • выполнение дипломного и курсового проектирования по тематическим планам предприятия, с дальнейшей ориентацией на диссертационную работу;
  • студентов, выполняющих нестандартные учебные исследования, переводить на индивидуальные графики обучения;
  • регулярно проводить анализ рынка труда специалистов в регионе.

Образовательная программа — это комплекс методов и обучающих средств вуза. Целью образовательной программы является изменение образовательного уровня и профессиональной подготовки обучаемого лица, в частности студента при получении им систематизированных знаний и практических навыков. Элементами такой программы должны быть научно-техническое, методическое, информационное, законодательно — правовое обеспечение.

Желание получить техническое образование имеет, как правило, одну важную мотивацию — дальнейшая работа по приобретенной специальности. Проблематичным является ранний выбор специализации. Специализации предусматривают углубленную подготовку в достаточно узком направлении.

Можно ли считать рациональной раннюю специализацию для студента, который еще не определился со своей будущей работой? Вопрос весьма дискуссионный и требует соответствующих научных исследований.

В настоящее время очень важно, что современной тенденцией в образовательном процессе в мире является перенос центра тяжести на отдельно взятую личность, на выявление и всемерное развитие её способностей, её интеллектуального потенциала. В связи с этим, преобладают такие понятия, как гуманизация труда, повышение уровня личностного развития работника, культурная среда компаний, отказ от авторитарных методов руководства. Такому положению во многом способствует отказ от иерархических структур в пользу более демократичных сетевых организаций, построенных при помощи современных информационных технологий.

Воспроизводство рабочей силы в настоящее время это, прежде всего, формирование развитой личности с адекватной культурой и этикой труда. На крупных предприятиях всё большее внимание уделяется диверсификации подготовки специалистов, её многопрофильности. Междисциплинарный подход к обучению и образованию обусловлен возрастанием интеграции знаний в процессе производства, что характерно для крупных нефтяных компаний, таких как «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др.

Такой подход учит правильно формулировать проблему, грамотно прогнозировать и оценивать последствия нововведений, а также способствует пониманию общих проблем, формированию широты взглядов, компетентности. В то же время междисциплинарный подход способен вызвать желание самостоятельно приобретать знания.

На рис. 4.2 представлена модель организации маркетинга в системе подготовки специалиста. Цели обучения позволяют уже на этапе проектирования процесса обучения заложить и обеспечить конкурентоспособность специалиста. В идеале система образования должна иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста.

Понятие конкурентоспособности необходимо положить в основу проектирования образовательной деятельности.

На современном этапе развития российского общества и системы образования, как одного из его важнейших социальных институтов, неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении, информатике.

Рис. 4.2 Модель организации маркетинга на рынке труда

Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется путем сочетания самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов.

Система инновационного инженерного образования — это целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры. При реализации отраслевого заказа система подготовки будущего инженера должна обеспечить формирование, развитие или коррекцию узкоспециальных знаний, умений, навыков, а также развитие определенной социальной эрудиции, которая необходима любому профессионалу, независимо от сферы его деятельности.

Подготовка и воспитание специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности должна осуществлять за счет соответствующих методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием:

  • новых активных методов, технических средств обучения и технологий обучения;
  • всесторонняя интенсификация учебного процесса, в частности, путем переноса основного акцента на самостоятельную работу студентов;
  • индивидуализированных форм учебной работы;
  • лучших отечественных и зарубежных образовательных программ;
  • мировых информационных ресурсов;
  • международной аккредитации образовательных программ;
  • проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук.

Значительными составляющими содержания образования должен стать учебный материал и образовательные технологии, которые создают условия для формирования инновационного мышления:

  • умения и навыки при принятии решений в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • нестандартное мышление;
  • стабильные навыки владения информационными технологиями и др.

В настоящее время происходит переход от устаревшей модели, направленной в основном на подготовку специалиста — функционера, к модели, в основе которой — свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи в жизнь непрерывного образования предлагается так называемое периодически возобновляющееся образование.

Эксперимент по использованию методов инновационного инженерного образования в своей деятельности по подготовке специалистов в области техники и технологии начал Томский политехнический университет. В основу эксперимента был положен российский и зарубежный опыт и работа над проектом в рамках Комплексной программы совершенствования образовательной деятельности.

В результате была разработана концепция применения инновационного инженерного образования в университете. Консорциум в составе Томский политехнический университет и Университет Heriot-Watt (Эдинбург, Великобритания) при поддержке нефтяной компании ЮКОС впервые в России организовал и успешно реализовал проект подготовки специалистов по нефтяному инжинирингу. В 2003/04 учебном году проводился эксперимент по внедрению на ряде факультетов методов проблемно-ориентированного междисциплинарного обучения и выполнения комплексных групповых курсовых и дипломных проектов.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...