История создания и развития инженерных войск России
Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.
Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 — 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия.
Так, в XIX — начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил.
Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.
Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством.
Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы — Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.Во время Севастопольской обороны 1854 — 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций.
Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 — 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX — начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».В конце XIX — начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.
В ходе первой мировой и Великой Отечественной войн инженерные войска получили богатый опыт и дальнейшее развитие. Значение инженерных войск возрастало по мере повышения их возможностей и расширения круга возлагавшихся на них задач.В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага.
Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.
На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений.
На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил.
С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года «О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств» определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно.
Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом.
В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.
Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 — 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена.
Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.В ходе зимнего контрнаступления 1941 — 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину.
За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны.
Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты.
При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска.
После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.
С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог.
Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 ыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений. Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев.
С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.
Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать.
Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений.
Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 — 1942 годах.Накопленный за 1941 — 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград.
При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку — подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался.
Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.
Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий «Маршал инженерных войск» и «Главный маршал инженерных войск». Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения.
Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план «рельсовой войны».
Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские.
Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских.
Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.
После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.
Особая страница истории инженерных войск Советской Армии — афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки.
Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на територию СССР. Несмотря на обещания душманов «устроить русским кровавую баню» они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П.
Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И.
Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».
Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск.
Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.
17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского — это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф.
Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х.
Аганов, и многие другие.
По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров.
ИсточникПрофессия «Военный инженер»
Военный инженер — трудолюбивый «муравей» армии, постоянно отстраивающий и совершенствующий свой «муравейник». Нужен ремонт? Сделать из дома крепость?
Все это под силу инженерным войскам.
История
Во II веке до н.э., инженерами именовались создатели и операторы боевых машин (катапульт, баллист и т.д.). Также, инженерные функции выполнялись так называемыми «пионерами» — отрядами пехотинцев, возводившими фортификационные сооружения, копавшими рвы, траншеи, подкопы. В России профессия военных инженеров имеет 314-летнюю историю.
21 января, в 1701 году, Петр I учредил «Школу Пушкарского приказа», в которой, впоследствии, готовили военных инженеров и артиллеристов.
Описание
Инженерные войска занимаются оборудованием и обустройством территории, линий обороны, укрепрайнов; осуществляют инженерную разведку, производят минирование и разминирование местности и построек, ведут боевые действия, сопровождают войска при наступлениях. В ИВ входят инженерно-саперные, дорожные, понтонные, военно-строительные, некоторые органы управления и производственные предприятия.
Плюсы и минусы такие, как и в других военных профессиях. Отдельно можно отметить полезный опыт проведения инженерных работ. Эти знания, обязательно, будут крайне полезными на «гражданке»: как минимум, стопроцентно возникнет возможность трудоустройства по данному профилю.
Образование
Профессию военного инженера можно освоить в следующих вузах РФ (специальностей несколько десятков; вид специальности зависит от рода войск, но квалификация одна – инженер):
- ВАРВСН им. Петра Великого, Москва.
- РВИРВ им. Маршала М. И. Неделина, Ростов-на-Дону.
- Филиал РВИРВ им. Неделина в Ставрополе.
- СВИРВ, Серпухов.
- ВКА им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург (космические войска).
- ПВИРКВ им. маршала Савицкого Е. А., Санкт-Петербург.
- МВИРКВ, пгт. Кубинка-2, Московская область.
- ОАВСРФ, Москва.
- ДВИ, Амурская область, Благовещенск.
- МВИ, Москва.
- НВИ, Новосибирск.
- ЧТИ, Челябинск. Также, есть филиал в г. Казань.
- МВАУ, Санкт-Петербург. Также, филиалы в Казани и Коломне.
- ЕАИ, Екатеринбург.
Есть еще несколько десятков вузов, предоставляющих всем, кто пожелает (при соответствии здоровья, уровня знаний и интеллекта абитуриента требованиям вуза) образование в данном направлении.
Обязанности
В мирное время, задачи военных инженеров, в основном, сводятся к обслуживанию и ремонту техники, оборудования, зданий и сооружений, а также совершенствованию имеющейся техники и оборудования. Во время подготовки и ведения боевых операций, военные инженеры выполняют следующие функции:
Для того, чтобы успешно выполнять функции профессии военного инженера, нужно обладать такими качествами:
- Техническая сообразительность.
- Коммуникативные навыки.
- Техническая сообразительность.
- Организаторские способности.
- Пространственное воображение.
- Решительность.
- Оперативная, а также долговременная память.
- Ответственность.
- Уравновешенность.
- Сила воли.
- Распределение внимания, устойчивость и скорость его переключения.
- Физическая выносливость.
- Эмоциональная устойчивость в профессии.
- Способность к самоуправлению, самостоятельности в принятии решений.
Зарплата, перспективы и карьера
После выхода на пенсию, а также просто после досрочной отставки, военные инженеры могут найти применение своим навыкам абсолютно в любой отрасли мирной промышленности, на строительных предприятиях, в административных учреждениях. В зависимости от места службы, звания, уровня квалификации, выслуги лет и должности, военный инженер в РФ сегодня может получать от 40 до 200 тысяч рублей. Перспективы военного инженера, решившего построить военную карьеру, таковы: срочная, затем сверхсрочная служба, первые и очередные звания, повышения квалификации, дополнительное обучение в воинских учебных заведениях – все полностью соответствует особенностям развития карьеры любого военнослужащего.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия военный инженер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
ИсточникВоенный инженер
Первые профессиональные инженеры, занимавшиеся военной техникой, появились в античные времена. Они изобретали устройства для нападения на армии, осады или защиты городов, подготовки дорог к продвижению войск, быстрого возведения мостов. Постепенно единое направление разделилось на отдельные специализации, приобрело четкую иерархию.
В России развитию областей, напрямую связанных с этой профессией, уделяется повышенное внимание. Это является залогом спроса на специалистов, обеспечения им оптимальных рабочих условий, высоких зарплат, социальных гарантий.
Профессия военный инженер
Профессия входит в группу специализаций инженерно-технического профиля. Ее могут получать только военные, для гражданских лиц она закрыта. Представители направления применяют свои знания и навыки в военных частях, НИИ, различных армейских организациях.
Они могут вести контрактную миротворческую деятельность, служить в «горячих» точках, заниматься преподаванием и наукой.
В основе работы таких сотрудников лежит обустройство линии обороны, формирование укрепрайонов. В зависимости от специализации такие военные занимаются инженерной разведкой, минированием или разминированием местности, поддерживают наступление войск, сами ведут боевые действия. В обширную область военной инженерии входят понтонные, саперные, дорожные, строительные, производственные и управляющие подразделения.
Профессиональная деятельность
В мирное время представители профессии работают с техникой, системами управления. Они их конструируют, тестируют, вводят в действие, обслуживают, эксплуатируют, выявляют и устраняют неисправности. Также сотрудники этого профиля обязаны следить за новинками в сфере таких устройств, методами автоматизации их работы.
Они обязаны пополнять и углублять свои знания, осваивать компьютерные технологии обработки информации.
Во время активных наступательных или оборонительных действий военный инженер выполняет такие функции:
- проведение инженерной разведки;
- устройство полевых и возведение фортификационных сооружений;
- установка заграждений, формирование минных полей, проведение подрывных работ;
- разминирование минных полей, заминированных сооружений;
- подготовка маршрута продвижения части, его инженерная поддержка;
- строительство и оборудование мостов, организация переправ, а также их последующая ликвидация при необходимости;
- поиск, добыча и очистка воды;
- проведение работ по дезинформированию противника, например, имитация войск.
В мирное и военное время основная практическая работа ложится на рядовых сотрудников. Над ними стоят строители, которые руководят возведением укреплений, выполнением иных запланированных действий. Высшую ступень в этой иерархии занимают военные архитекторы.
Они разрабатывают способы улучшения обороны, доведения используемых приемов до совершенства.
Военный инженер – старейшая из существующих инженерных специализаций. Профессия военный инженер относится к инженерно-техническому профилю военно-профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка
Военная инженерия представлена десятками направлений. Каждое обладает особенностями, которые обусловлены спецификой рода войск. В соответствии с этим будущим специалистам дают теоретическую базу, обучают практическим приемам.
Независимо от специализации, военный инженер должен хорошо разбираться в физике, математике, технике. Сегодня для него обязательно уверенное обращение с компьютером, различными видами программного обеспечения.
Специалисту необходимы не только профессиональные навыки, но и определенные личные качества:
- хорошее понимание работы техники, наличие желания самостоятельно доходить до принципов действия различных конструкций;
- коммуникабельность, организаторские способности;
- большой объем оперативной и долговременной памяти;
- ответственность, решительность, умение отстаивать свою точку зрения;
- дисциплинированность, способность работать самостоятельно и в команде;
- физическая сила и выносливость;
- устойчивость к стрессам, умение рационально мыслить в нестандартных ситуациях, принимать решения под на фоне влияния критических факторов;
- эмоциональная уравновешенность, хладнокровие;
- умение работать в режиме многозадачности, сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени и при необходимости переключаться с предмета на предмет.
Из-за специфики направления существует ряд медицинских противопоказаний к получению такой профессии. Она не подойдет людям с болезнями опорно-двигательного аппарата, сердца и сосудов, органов дыхания. В военные инженеры не стоит идти при сниженной функциональности органов чувств или вестибулярного аппарата, треморе рук, нервно-психических расстройствах.
Известные представители профессии
Наиболее известные разработки: пистолет ТТ и винтовка СВТ-38/40. Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Доктор технических наук (1971), генерал-лейтенант (1999), создатель всемирно известного автомата Калашникова (АК). Герой Российской Федерации (2009). Дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976).
Как стать военным инженером
Для получения профессии необходимо получить диплом одного из профильных ВУЗов. В нашей стране предлагается несколько направлений образования, тип которых зависит от рода войск соискателя, его будущих функций. Чтобы поступить в выбранное заведение, нужно показать хорошие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике. Иногда в зачет идут информатика, иностранный язык.
В большинстве ВУЗов нужно сдавать нормативы по физической культуре, предоставлять справку об отсутствии противопоказаний к службе.
Передовыми в плане подготовке военных инженеров считаются: Военная академия РВСН имени Петра Великого в Москве, СВИРВ в Серпухове, НВИ в Новосибирске, МВАУ (филиалы в Санкт-Петербурге, Коломне, Казани). Выпускник такого учреждения является профессионалом, готовым к самостоятельной работе по профилю.
Задачи военных инженеров сводятся к обслуживанию и ремонту техники, оборудования, зданий и сооружений, а также совершенствованию имеющейся техники и оборудования.
Зарплата военного инженера
Средняя зарплата военного инженера во время службы составляет 40-70 тыс. рублей. Показатель зависит от опыта, специализации, квалификации, места службы и степени занятости сотрудника. Дополнительно на него распространяются льготы, социальные гарантии.
Такие граждане имеют возможность раньше выйти на пенсию и получать увеличенные выплаты. Даже в случае досрочной отставки за ними сохраняется ряд привилегий.
После перехода на «гражданскую» жизнь военный инженер без проблем способен устроиться на работу в строительную фирму, на предприятие, в административное учреждение. В среднем оклад таких сотрудников составляет 70-100 тыс. рублей, а у руководителей он доходит до 150-200 тыс. рублей.
Карьера военного инженера начинается с несения срочной, а затем сверхсрочной службы. Это сопровождается получением званий, ростом квалификации, прохождением дополнительного обучения. Такое профессиональное развитие позволяет инженеру построить военную карьеру или проявить себя на «гражданке».
Источник