Военно инженерная подготовка программа

Проблемы подготовки военного инженера

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ страны в немалой степени определяется наличием высококвалифицированных военных кадров, а потому проблема повышения качества подготовки выпускников военных вузов приобретает особую актуальность. Ее решение во многом зависит от состояния системы военно-инженерного образования.

Латинское слово «инженер» в его прямом переводе означает «гений», «новатор», «генератор идей», т.е. человек, который нетривиально решает стоящие перед ним задачи. Однако в последние десятилетия не только в нашей стране, но и за рубежом наметилась тенденция к выхолащиванию самой сути этого термина, а именно игнорирование творческого характера инженерной деятельности, связанной с рационализаторством, изобретательством, конструированием, проектированием новых образцов техники и технологий. Необходимо признать, что традиционная система обучения в военно-инженерных вузах в основном продолжает ориентироваться на формирование специалиста, чья деятельность в значительной мере будет связана с «размножением» ранее найденных решений.

«Укротители огня», программа «Военная приемка»

В настоящее время система подготовки в военно-инженерных вузах существенно отличается от подготовки специалистов в гражданских высших учебных заведениях. Во-первых, в военно-инженерных вузах (за исключением академий) за основу принят пятилетний этап подготовки, по завершении которого из стен заведения выпускается дипломированный специалист инженерного профиля.

В то же время в гражданских вузах на основании закона «Об образовании», принятого в 1992 году, подготовка ведется по трем ступеням: бакалавр, инженер, магистр. Во-вторых, одновременная подготовка курсантов сразу по двум специальностям — военной и гражданской — ставит военные вузы перед дилеммой: с одной стороны, необходимо подготовить высококлассного военного специалиста-офицера, с другой — выдать выпускнику диплом инженера, соответствующий государственным стандартам. Данное обстоятельство требует введения новых технологий обучения, направленных на повышение познавательной активности курсантов, для чего, по мнению автора, весь процесс обучения в военных вузах (в частности, имеющих статус «университет») целесообразно разбить на два этапа.

Первый включает в себя подготовку курсанта по общеинженерным, гуманитарным и специальным военным дисциплинам и направлен на глубокое освоение специфики и технологии эксплуатации определенных систем и оборудования, выработку умения управлять личным составом, формирование личностных качеств (решительности, коммуникабельности и т.д.). Получение этих знаний и умений базируется в военных вузах на отработанной десятилетиями стройной учебной программе.

Предлагаемый срок подготовки — три года. По его окончании военные университеты должны иметь возможность отбирать среди курсантов претендентов на обучение на следующем этапе исходя из их успеваемости и состояния воинской дисциплины, естественно с учетом личной мотивации.

Не прошедшим отбор присваивается первичное офицерское звание лейтенант с направлением их в войска для прохождения службы на соответствующих офицерских должностях. При этом офицеру должно быть гарантировано поступление (например, через три года войсковой практики) в тот же вуз для получения диплома инженера.

Разведка тренируется.

Безусловно, некоторые офицеры в дальнейшем могут отказаться от возможности получения инженерного образования, поступая в военные академии для получения высшего военного образования и таким образом связывая свою карьеру с продвижением по командной линии. Такой подход позволит ввести в обучение, с одной стороны, моральную мотивацию к хорошей успеваемости и высокой воинской дисциплине, а с другой — избавить государство от значительных материальных расходов на подготовку специалистов, вспоминающих о своем инженерном образовании лишь при взгляде на полученный когда-то диплом инженера.

Второй этап обучения является по своей сути этапом подготовки военного инженера. Предлагаемый срок обучения два года. Основной задачей при этом является вовлечение слушателей в творческую деятельность: привитие им практических навыков в совершенствовании техники; приобщение к научно-исследовательской и экспериментаторской работе, к изобретательскому делу; расширение научно-технического кругозора и самостоятельности при реализации своих творческих замыслов.

Читайте также:  Инженерная подготовка и благоустройство территории давидянц

Естественно, на данном этапе обучения должны использоваться совершенно иные формы и методы, отличающиеся от традиционных. Необходим переход от жесткого авторитарного управления, где слушатель выступает объектом обучающих воздействий, к системе организации поддержки, стимулирования познавательной деятельности, создания условий для творчества. Причем имеется в виду не попытка сделать из слушателей профессиональных изобретателей и ученых, а систематическое обучение методическим и психологическим основам высокопродуктивного творчества.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что в современных условиях период «жизни знаний» в отдельных областях техники составляет лишь несколько лет. Более того, сегодняшний инженер получает в вузе не более трети тех знаний, которые ему потребуются в последующей работе. Остальные знания еще «не открыты», и, следовательно, ему придется осваивать их уже после окончания вуза.

Это означает, что как бы часто ни обновлялись учебные программы, они неизбежно отстают от современного уровня знаний. Поэтому задача состоит во внедрении некоторого нового качества обучения, обладающего повышенной устойчивостью по отношению к происходящим переменам.

Необходимо ставить целью обучения не просто глубокое усвоение знаний, а формирование определенного стиля умственной деятельности, позволяющего будущим военным инженерам проявлять активную самостоятельность в мышлении, творчески, нетрадиционно решать проблемы совершенствования военной техники. Умение творчески мыслить является высшим уровнем профессиональной подготовки и должно стать обязательным для каждого военного инженера.

Для этого, по мнению автора, следует, во-первых, ввести в учебную программу наряду со специальными, профилирующими инженерными дисциплинами предметы, ранее не преподававшиеся в военно-инженерных вузах, а именно: «Патентные исследования», «Научно-техническое патентное прогнозирование», «Патентно-информационное обеспечение конкурентной борьбы», «Методы активизации творческого мышления», «Основы планирования и проведения научных исследований», «Теория решения изобретательских задач», «Инженерная аналитика», «Специальные разделы высшей математики», «Математическая физика» и ряд других. Безусловно, перечень тем по каждой из указанных дисциплин, количество часов на лекции и на практические занятия может различаться в зависимости от профессиональной направленности вуза.

Как видно из перечисленных дисциплин, основной акцент в образовании военного инженера должен делаться на техническое творчество, поскольку только оно позволяет приобрести требуемые навыки и умения. При этом необходимо отметить, что среди многообразия творческой деятельности именно техническое творчество занимает особенно важное место, так как оно является сильнейшим стимулятором умственной деятельности человека.

На этом этапе наиболее целесообразно применять следующие прогрессивные формы обучения: проблемные лекции; лекции на основе опорных конспектов; лекции-визуализации; лекции — пресс-конференции; практические занятия в виде «круглого стола» и «обсуждения тенденций развития объекта техники», а также новые методики курсового и дипломного проектирования.

Безусловно, будущий инженер овладеет навыками генерирования и внедрения только «средних» по уровню изобретений в интересах модификации существующего поколения военной техники, улучшения ее тактико-технических характеристик. Создание базовых и крупных инноваций является, как правило, прерогативой научных работников, т.е. военных инженеров, повысивших свой научно-технический потенциал в адъюнктуре и докторантуре. Это, конечно, не аксиома — в истории военного дела известно немало крупных инженеров, не имевших ученых степеней, но внесших заметный вклад в развитие военной науки и техники.

Предлагаемый подход к подготовке военного инженера позволит, по мнению автора, решить одну из главных проблем инженерного образования соединить процесс овладения основами современной науки с процессом развития способности творчески мыслить, т. е. самостоятельно эти основы развивать, исправлять и корректировать, приводить в соответствие с новыми, изменяющимися условиями реальной жизни.

Вербицкий В.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991. С. 207.

Читайте также:  5 обоснование решений по инженерной подготовке территории
Источник
Рейтинг
Загрузка ...