Военно инженерная подготовка учебное пособие военное издательство москва 1982г

Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие

В учебном пособии приводится анализ, рассматриваются особенности и даются рекомендации по выполнению основных задач инженерного обеспечения исходя из практического их выполнения в условиях боевого использования Вооруженных Сил Российской Федерации за ее пределами. Разработано в соответствии с учебными программами и квалификационными требованиями училища и предназначено для использования в системе подготовки курсантов высшего и среднего профессионального образования как на учебных занятиях, так и для самостоятельного изучения и имеет целью дать основы инженерного обеспечения современного боя подразделений береговых войск флота в соответствии с изменениями, произошедшими в последние годы в оснащении войск.

Отзывы 0

Отзывов пока нет

Если вы уже читали эту книгу,
пожалуйста, поделитесь вашим мнением.

Написать первый отзыв x Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы оставить отзыв и получить возможность заработать 15 бонусов в бонусной программе

Начальная военная подготовка. НВП.

    15 бонусов за отзывы мы начисляем только при следующих условиях:
  • отзыв написан к товару, который вы покупали в нашем интернет-магазине;
  • отзыв длиной более 300 букв;
  • отзыв был утвержден модератором.

Правила модерации

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.

Нецензурная брань запрещена.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.

Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.

Мы не одобряем спойлеры.

Описание

x Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы получить возможность добавлять тэги или проголосовать за понравившиеся

Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие

Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они. Пожалуйста, поддержите имеющиеся тэги или добавьте свои.

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

В учебном пособии приводится анализ, рассматриваются особенности и даются рекомендации по выполнению основных задач инженерного обеспечения исходя из практического их выполнения в условиях боевого использования Вооруженных Сил Российской Федерации за ее пределами. Разработано в соответствии с учебными программами и квалификационными требованиями училища и предназначено для использования в системе подготовки курсантов высшего и среднего профессионального образования как на учебных занятиях, так и для самостоятельного изучения и имеет целью дать основы инженерного обеспечения современного боя подразделений береговых войск флота в соответствии с изменениями, произошедшими в последние годы в оснащении войск.

Военная приемка (Ядерный главк)

Источник

Инженерная техника
Советской Армии

Инженерная машина разграждения ИМР
(Объект 616)

Инженерная машина разграждения ИМР предназначена для оборудования колонных путей, проделывания проходов в зонах сплошных лесных или городских завалов, образовавшихся после применения ядерного оружия или же массовых авиабомбардировок. С этой целью машина оснащена мощным универсальным бульдозерным оборудованием и телескопическим манипулятором.

Универсальное бульдозерное оборудование, управляемое механиком-водителем со своего рабочего места или оператором из башни представляет собой бульдозерный нож с лыжей для регулировки заглубления отвала, который может устанавливаться при помощи гидросистемы (без выхода экипажа из машины) в двухотвальное (как показано на снимке в начале статьи) положение, бульдозерное положение (как показано на снимке справа), грейдерное положение (одно крыло повернуто назад как в двухотвальном положении, другое вперед), причем бульдозер может перекашиваться в поперечном направлении. В транспортном положении бульдозерное оборудование может закидываться назад (как показано на снимке слева).
Это позволяет бульдозерным оборудованием выполнять следующие работы:
1. В двухотвальном положении — прокладка колонных путей (за счет удаления в обе стороны от маршрута снега, кустарника, обломков, грунта, невзрывных заграждений и т.п.) для движения колесной и гусеничной техники.

2. В бульдозерном положении — отрывка котлованов, оборудование спусков, срезание косогоров, устройство переходов через противотанковые рвы, контрэскарпы.

3. В грейдерном положении — прокладка колонных путей (за счет удаления в одну строну от маршрута снега, кустарника, обломков, грунта, невзрывных заграждений и т.п.) для движения колесной и гусеничной техники, создание поперечного профиля грунтовых дорог, отрывка кюветов, срезание косогоров.

Телескопический стреловой рабочий орган, управляемый оператором из башни позволяет с помощью захвата-манипулятора захватывать и перемещать различные предметы (обломки, столбы, стволы деревьев, различные другие предметы) массой до 2 тонн. Причем, все это выполняется без выхода экипажа из машины. С помощью, имеющегося в комплекте машины скребка, который устанавливается на захвате-манипуляторе возможны тонкие бульдозерные работы или экскаваторная работа.

От автора. Собственно, только эти два вида рабочего оборудования и имелись в первом варианте машины. Естественно, что уже эти возможности вызывали восторг у тех, кто видел работу ИМР впервые. Но одновременно, у военачальников аппетиты тут же росли. Хотелось универсальности: «А как бы сделать так, чтобы она могла еще и. «. Можно, отвечали конструкторы.

Читайте также:  Задачи по инженерной подготовке военнослужащих

И стали добавлять оборудование.

Так появились ИМР-2, а потом и ИМР-3. На машину навешивали оборудование для траления мин, ставили установки для пуска удлиненных зарядов разминирования, пытались заставить машину работать под водой, придать ей возможности БРЭМ. Многое из этого нашло свое успешное применения на машине.

Однако, нередко забывали о старой мудрой сентенции «Универсальная машина может делать все, но все одинаково плохо». В конечном счете от излишеств отказались и ИМР приобрел тот облик, который демонстрируется на выставках вооружения и техники и который вызывает острую зависть американцев, уже много лет пытающихся создать подобную, но превосходящую по своим качествам машину под названием «Гризли».

Не спорю, возможно это у них получится. И уже возможно получается. Это сегодня не столь уж и сложно, имея огромные деньги, крупнейшую в мире экономику и соревнуясь с нищей Россией, в которой ее министр обороны, крышуемый председателем правительства, озабочен одним — как бы украсть если не все деньги, выделяемые на оборону, то большую из них часть.

Я имею в виду маршала Табуреткина, казнокрадство которого стало столь очевидным и вызывающим, что спасти его от отставки не сумел даже президент страны.
Но прошу помнить, что ИМР Советская Армия получила в далеком 1969, а армия США не имела ничего равного даже в 2005.

Тактико-технические характеристики ИМР.

Тип машины. инженерная дорожно-землеройная гусеничная бронированная не плавающая
База. танк Т-55 без башни и вооружения.
Экипаж. 2 чел.
Снаряженный вес. 37.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном положении)
-длина. 8.95м.
-ширина . 3.56м.
-высота. 3.36м.
Максимальная транспортная скорость. 50 км/ч.
Средняя скорость по бездорожью. 22-27 км/ч.
Удельное давление на грунт. 0.89 кг./кв.см.
Колея. 2.64м.
Клиренс. 0.42м.
Запас хода по топливу. 500 км.
Максимальный угол подъема. 32 градуса
Максимальный угол крена. 30 градусов
Преодолеваемый ров. 2.7м.
Преодолеваяемая вертикальная стенка. 0.8м.
Брод. 1.4 м.
Движение под водой. до глубины преграды до 5 м.
Двигатель. дизельный четырехтактный V-образный В-55 жидкостного охлаждения
-мощность. 427 квт. (580 л.с.)
Запас топлива. 1100 литров
Средства связи. -радиостанция Р-123
-переговорное устройство Р-124
Специальные средства.
-система дымопуска ТДА
-противопожарное оборудование УАППО
— система противоатомной защиты КЗ
-фильтровентиляционная система с нагнетателем воздуха с фильтром ФПТ-100М
Бульдозерное рабочее оборудование.
-высота отвала. 1.1 м.
-ширина отвала в двухотвальном пол.. 3.56м.
-ширина отвала в бульдозерном пол.. 4.15 м.
-ширина отвала в грейдерном полож. 3.4 м.
-макс. угол перекоса. 10 градусов
Телескопический стреловой рабочий орган. полноповоротная телескопическая стрела
-грузоподъемность при максимальном вылете стрелы. 2 тонны
-максимальная высота подъема груза. 11м.
-максимальный вылет стрелы. 8.84м.
-телескопичность стрелы. 3м.
-максимальная скорость подъема стрелы. 6.2 град/сек.
-максимальная скорость поворота башни. 360 град/мин.
-емкость скребка. 0.2 куб.м.

Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, радиометром-рентгенометром ДП-3Б, прибором химической разведки ВПХР, Коэффициент снижения дозы облучения равен 10. Машина оснащена системой дымопуска ( дизельное топливо впрыскивается через форсунку в выхлопную трубу двигателя, благодаря чему образуется очень плотная и значительная по размерам дымовая завеса.

Машина проделывает проход в сплошном лесном завале со скоростью до 200-300м. в час, в городских завалах 160-200м. в час. Машина может проделывать колонный путь по среднепересеченной местности со скоростью 5-8 км. в час.

Вооружение машины: автомат АКМС (АКС-74У) с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт..

Состоит на вооружении в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии -3 машины, инженерных батальонах штурма и разграждения, батальонах ликвидации аварий на ядерных объектах.

Идея ИМР и ее осуществление оказались столь удачны, что в последующие годы машина получила дальнейшее развитие. Известны вариации:

ИМР-2 – на базе танка Т-72. Принята на вооружение в 1980г. Кроме обычного оборудования была оснащена колейным ножевым минным тралом типа КМТ-6 с устройством траления мин со штыревыми взрывателями, электромагнитной приставкой ЭМТ и установкой разминирования в кормовой части машины типа УР-83П, пулеметом ПКТ в башне оператора.

ИМР-2М — модернизированный вариант, который выпускался в модификациях ИМР-2МА (переходный вариант, выпускалась с 1987 по 1990 гг.) и ИМР-2М2. От базового варианта отличается отсутствием комплекта пусковых установок удлиненного заряда разминирования, дальномером и пулемета ПКТ, усиленной броневой защитой гидрооборудования. Стреловое оборудование с 1990 г. вместо клещевого захвата-манипулятора оснащено универсальным рабочим органом (УРО) грейферного типа.

ИМР-3 — на базе танка Т-90. Поступила на вооружение в 1999г. Кроме оборудования, аналогичного ИМР-2, оснащена крупнокалиберным пулеметом НСВТ. Возвращен колейный ножевой минный трал КМТ-6 с электромагнитной приставкой ЭМТ.

Экипаж может выполнять боевые задачи в течение трех суток не выходя из машины. Для этой цели машина снабжена системой жизнеобеспечения экипажа, включающей в себя кондиционер воздуха (только для экспортных машин) устройство кипячения воды и разогрева пищи, а также сбора отходов жизнедеятельности. Однако, вес машины возрос до 51 тонны.

Читайте также:  Инженерная подготовка нормативы окопы

ИМР-3М — на базе танка Т-90

Источники и литература

1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации инженерной машины разграждения (ИМР). Военное издательство. Москва.

1972г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3. Сайт «Российская военная техника» (russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=648).

От автора. С опытным экземпляром этой машины автор встретился летом 1969 года в Калининградском высшем военно-инженерном училище, где она проходила войсковые испытания. Тогда она именовалась АСМ (аварийно — спасательная машина).

В войсках машину встретили настороженно. Все же она была дороговата, моторесурс тоже стоил дорого. Использовать ее в повседневности так, как использовали БАТ-М, не решались, опасались за прочность гидрозамков бульдозерного оборудования.

По большей части использовали телескопическую стрелу. Она оказалась незаменима для выполнения грузоподъемных работ, когда требовалась высокая точность(например, опускание обсадных труб в скважину, установка бетонных плит ограждения). Опытные операторы могли захватом стрелы закрывать коробок со спичками, лежащий на земле.

В нашем батальоне два прапорщика изощрялись передавать от машины к машине сигарету, причем тот, кто принимал сигарету, принимал ее ртом.

Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной способной работать возле разрушенного ядерного реактора.

Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стрежней с ядрным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.

Инженерные машины разграждения: описание, характеристики, особенности, фото

Инженерная машина разграждения или просто ИМР — это техника, которая была создана на базе среднего танка. Основой послужил Т-55. Главное предназначение такого агрегата — прокладка дорог по пересеченной местности.

Кроме того, его можно использовать для оборудования колонного пути после применения ядерного оружия, к примеру.

Общее описание

Инженерная машина разграждения имеет оборудование бульдозерного типа, которое отличается огромной мощностью. Кроме того, имеется в наличии также телескопическая стрела с манипулятором. Помимо этого, стоит отметить, что машина имеет герметичную структуру и обладает противоатомной защитой.

Еще одна отличительная особенность инженерной машины разграждения, которая сильно выделяет ее на фоне другой техники, — это возможность передвижения под водой. ИМР способна находиться на глубине до 5 метров.

Помимо перечисленных преимуществ, указанный агрегат обладает еще несколькими. Сюда можно отнести радиостанцию модели Р-113 или Р-123, систему пожаротушения, а также прибор химической разведки. К описанию стоит добавить, что ИМР имеет фильтро-вентиляционную установку. Она позволяет эксплуатировать технику в тех местах, где наблюдается заражение радиоактивными веществами.

К тому же этот защитный механизм считается достаточно надежным и качественным, а потому весь экипаж, находящийся внутри, может обходиться без средств индивидуальной защиты, если никто не планирует покидать кабину.

Основные отличия ИМР от Т-55

Как говорилось ранее, инженерная машина разграждения была сконструирована на базе среднего танка Т-55. Для этого пришлось определенным образом изменить конструкцию. Были внесены следующие изменения:

  • к днищу ИМР были приварены специальные листы усиления, а также изменилась конструкция подбашенного пласта;
  • к верхнему листу корпуса бывшего танка была приварена башня, в которой теперь располагается механик-водитель;
  • в трансмиссии также появились некоторые изменения — была установлена «Гитара» от БТС-2;
  • все приборы наблюдения, которым оснащался танк, были заменены на небольшие смотровые окна;
  • подвергся замене и прибор ночного видения — с ТВН-2 на ПНВ-57.

Что касается рабочих частей инженерной машины разграждения, то к ним можно отнести бульдозерное и стреловое оборудование, а также скребок-разрыхлитель, механизм отбора мощности и гидропривода.

Описание устройства техники

Что касается стрелового оборудования, то его основное предназначение заключено в следующем.

  • Транспортировка балок, плит, обломков и других крупногабаритных предметов.
  • Отлично подходит для обустройства проходов среди лесных или горных завалов.
  • Хорошо подходит для откапывания входов в заваленные укрытия.

Помимо перечисленных видов работ, инженерная машина разграждения ИМР при помощи стрелового оборудования может успешно выполнять погрузочно-разгрузочные и другие виды работ.

Если говорить о конструкции, то стреловое оборудование представляет собой поворотную телескопическую стрелу с захватчиком-манипулятором. Если обсуждать ее характеристики, то они следующие:

  • На предельном вылете стрелы ее грузоподъемность составляет 2 тонны.
  • Максимальная высота, на которую ИМР способна поднимать груз, составляет 11 метров, а вылет стрелы ограничивается 8,835 метрами.

Конструкционные элементы

На крыше корпуса данной машины устанавливается поворотная платформа. Здесь имеется подбашенное место, к которому крепится внутреннее кольцо поворотного круга, а основными крепежными элементами выступают болты. Внешнее кольцо соединяется с платформой также при помощи болтовых соединений.

Для обеспечения свободного вращения башни вокруг вертикальной оси на поворотных кольцах, устанавливается редуктор механизма поворота платформы.

Что касается конструкции самой башни оператора, то она относится к сварным элементам и прикреплена к поворотной платформе. Инженерная машина разграждения ИМР-1 имеет два кронштейна. Один из них приваривается к передней стенке башни, другой к задней.

К переднему кронштейну крепится гидравлический цилиндр подъема и опускания стрелы. Для крепления используют шарнирный тип соединения. Задний кронштейн применяется для фиксации стрелы таким же образом.

Читайте также:  Инженерная подготовка инженерное оборудование и маскировка позиций

Сама по себе башня оператора снабжена такими устройствами, как переговорное, верхний люк, пульт-управления, фара-искатель, а также сидением. Чтобы создать максимально возможный обзор водителю, кабина имеет 6 окон.

Бульдозерное оснащение

Помимо стрелового, инженерная машина разграждения, фото которой представлено в статье, обладает еще и бульдозерной частью. В данном случае основное предназначение такое же, как и у обычной техники. Другими словами, используется для рыхления и транспортировки грунта, расчистки местности, валки деревьев и т. д.

Данное оснащение делится на более мелкие части. Один из таких элементов — центральный отвал. Это полностью сварная конструкция, которая прикрепляется к обойме рамы. Кроме этого, отвал способен вращаться на поворотной цапфе влево и вправо, однако довольно слабо, всего на 10 градусов в любую из указанных сторон.

Конструкция крыльев построена по аналогичному принципу.

Стоит отметить, что бульдозерное оборудование ИМР может работать в трех положениях. Первое называется двоотвальным и при его активации ширина составляет 3 560 мм. Второе положение — бульдозерное, с шириной 4 150 мм.

Последнее — грейдерное положение, ширина которого составляет 3 395 мм.

Скребок и привод машины

Еще одна важная часть инженерной машины — это скребок-разрыхлитель. Здесь все достаточно просто и, кроме двух основных элементов, скребка и разрыхлителя, сюда входит лишь центральная часть, представленная двумя балками. Важна также механическая часть, отвечающая за выдачу скребка.

Она включает в себя такие небольшие детали, как рамка, коромысло, кривошип, гидроцилиндр и кронштейны. На конце рамки имеется специальный наконечник. Именно на него и надевается скребок-разрыхлитель.

В таком случае считается, что он находится в транспортном положении.

Одна из важнейших частей — гидропривод. Он используется для того, чтобы перевести как стрелочное, так и бульдозерное оборудование ИМР из транспортного в рабочее положение. Кроме этого, гидропривод обеспечивает управление этими элементами во время работы, обеспечивает нормальную деятельность механизма, отвечающего за поворот башни.

Другими словами, гидропривод обеспечивает практически все возможные движения тяжелых механических деталей инженерной машины.

Отличие ИМР от ИМР-2

Стоит сказать о том, что гидропривод ИМР имеет существенные отличия от инженерной машины разграждения ИМР-2. Заключается эта разница в следующем:

  • На ИМР установлены 5 шестеренчатых насосов типа НШ-46д. Такая конструкция в сумме снижает общую мощность источников гидроэнергии.
  • ИМР потребляет меньше гидроэнергии за счет того, что в ее конструкции отсутствуют пять дополнительных гидроцилиндров.
  • Производительность гидрофильтров также снижена, так как их количество равно всего двум деталям.
  • В гидробаке у ИМР отсутствует датчик температуры, а также нет ограничителя рабочей жидкости.
  • На машину обычно устанавливаются предохранительные клапаны типа БГ-52-14, но при этом они не имеют полной конструктивной доработки.

Стоит отметить, что количество масла в системе смазки двигателя инженерной машины разграждения любого типа всегда поддерживается на очень высоком уровне.

Технические характеристики машины

У данной машины есть ряд определенных технических характеристик.

  1. Важным параметром является скорость обустройства прохода в лесных и каменных завалах. В данном случае скорость составляет 300-400 м/ ч и 200-300 м/ ч соответственно.
  2. Скорость при прокладке колонных путей, к примеру, намного больше и составляет 6-10 км/ ч.
  3. Эксплуатационная производительность машины при транспортировке грунта составляет 200-250 м 3 .
  4. Обычная транспортная скорость составляет 50 км/ ч.
  5. По грунтовым дорогам скорость уменьшается примерно наполовину и составляет от 22 до 27 км/ ч.
  6. Масса машины разграждения составляет 37,5 тонн.

Кроме эксплуатационных характеристик, стоит отметить, что обычный расчет для такой техники состоит всего из двух человек.

Третья модель ИМР

Кроме ИМР-1 и ИМР-2, была создана еще одна модель — инженерная машина разграждения ИМР-3М. Основное отличие от предыдущих двух моделей заключается в том, что в данном случае в качестве базы использовалось основание танка Т-90, а не Т-55.

Кроме сильного отличия в конструкции, значительно отличаются и задачи, которые ставятся перед машиной. ИМР-3М предназначена для обеспечения продвижения войсковых колонн, а не для гражданского применения. Она отлично справляется с расчисткой противотанковых минных полей, а также способна прокладывать пути сквозь них.

Вес данной машины значительно больше и составляет 50,8 тонн, а максимальная скорость движения при этом составляет 60 км/ ч, но только по шоссе. Что касается двигателя, то на него устанавливают четырехтактные многотопливные дизели В-84МС, мощность которых составляет 840 л. с.

Небольшая схожесть с гражданскими моделями заключается в том, что у ИМР-3М имеется бульдозерная часть и стрелочная. Однако второй тип оборудования дополнительно оснащен таким устройством, как УРО — универсальный рабочий орган или манипулятор. Максимальный вылет стрелы и грузоподъемность также аналогичны и составляют 8 метров и 2 тонны соответственно.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сказать следующее. Во-первых, технические данные машины сильно отличаются от обычных тем, что сделаны они на базе танков. Во-вторых, особенность заключается и в том, что у ИМР имеется и бульдозерное, и стрелочное оборудование.

Кроме того, выделяет инженерную машину из общей массы встроенный механизм защиты от радиоактивных веществ, что сильно расширяет возможности ее эксплуатации.

Можно добавить, что тарифный разряд механика-водителя инженерной машины разграждения — третий.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...