Является ли строительство пожарного резервуара объектом капитального строительства

Содержание

Является ли искусственно созданный пожарный водоем водным объектом?

Вид документа:
Консультация

Принявший орган: Эксперт

Тип документа: Ответ на частный запрос
Дата начала действия: None
Опубликован:

    Кодекс РФ Постановление Правительства РФ

Является ли искусственно созданный пожарный водоем водным объектом?

Является ли искусственно созданный пожарный водоем водным объектом? Распространяются ли на него требования водного кодекса, в том числе и в отношении прибрежных защитных полос и водоохранных зон?

Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водный режим — изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте.

Кроме того, в соответствии со ст.31 Водного кодекса РФ и п.п.5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282, все сведения о водных объектах учитываются в государственном водном реестре, который находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы).

Строительство пожарного резервуара с применением добавки Д-5

Следовательно, для отнесения объекта к водному объекту необходимо наличие следующих условий:

  • постоянное или временное сосредоточение вод;
  • наличие форм и признаков водного режима;
  • учет в государственном водном реестре.

При наличии таких условий искусственно созданный пожарный водоем является водным объектом, и требования Водного кодекса РФ на него распространяются в полной мере.

По схожему вопросу найдено судебное решение, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2011 г. № А57-902/2011 , в котором искусственный пруд судом признан нежилым сооружением:

«Из сообщения отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления в Саратовской области следует, что водоем не является поверхностным водным объектом , и в государственный водный реестр не вносился .

Согласно сообщению отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления в Саратовской области от 17.02.2011 N 201 указанное нежилое сооружение водоема не является водным объектом , так как не имеет признаков водного объекта , отраженных в ст. 1 Водного кодекса РФ. Данное сооружение по своей сути является бассейном «.

Источник: library.fsetan.ru

Пожарный резервуар

Несомненно, что одним из условий успешного тушения огня является достаточный объем воды. Что же делать, если жилые и производственные строения располагаются далеко от рек, прудов, ручьев, воды в трубопроводе недостаточно или трубопровод не существует? Ответ один: устанавливать пожарный резервуар.

Пожарный резервуар

Основные понятия

Пожарный резервуар это инженерное сооружение, представляющее собой емкость, в которой накапливается и хранится необходимый запас воды для тушения пожара. Емкости входят в состав системы противопожарной защиты производственных предприятий, дачных поселков, районных центров. Они используются в следующих случаях:

  • Возможны перебои в подаче воды или недостаточный напор системы водоснабжения.
  • Источник воды (водоем) находится на значительном расстоянии от объектов пожара.
  • Большое количество строений из древесины. В этом случае источник горения плюс сильный ветер могут спровоцировать распространение пожара на несколько строений, высокую скорость появления новых объектов горения.
  • Для наполнения спринклерных и дренчерных систем пожаротушения.

Участок расположения пожарных запасов, их объем, конструкции, расход воды определяются в соответствии со строительными нормами и правилами, а каждое новое строительство еще на стадии проекта проходит пожарную экспертизу.

Где устанавливается?

Существуют территории, на которых пожарный резервуар не устанавливается:

  1. На предприятиях, производящих или использующих взрывчатые материалы;
  2. Объекты нефтяной, газовой промышленности, а также станции автозаправки;
  3. Транспортные предприятия;
  4. Сельскохозяйственные здания для переработки, хранения зерна;
  5. Электростанции, объекты теплоснабжения;
  6. Другие объекты, специального назначения.

Противопожарные емкости отсутствуют на предприятиях, на которых применяется не вода, а другие тушащие вещества: пенные, газовые, порошковые.

Классификация

По месту расположения емкости подразделяются на:

  • подземные пожарные резервуары;
  • надземные.

Подземные сооружения основательны и трудоемки в изготовлении. Но с другой стороны, такое расположение предпочтительнее с точки зрения ландшафтного дизайна. Кроме того, вода не испаряется, уровень жидкости остается на прежнем уровне. При отрицательной температуре наружного воздуха она не замерзает, так как грунтовая засыпка является природным утеплителем.

В зависимости от используемых материалов бывают:

  • Железобетонные.
  • Каменные;
  • Металлические;
  • Деревянные;
  • Из стеклопластика.

Железобетонные конструкции

Такие сооружения прочные и долговечные. Они требуют длительный период строительства, зато само сооружение будет служить очень долго с минимальными расходами по эксплуатации конструкции. Железобетонный резервуар противопожарного запаса воды бывает монолитным или сборным.

Как правило, такие сооружения типовые. Сборные сооружения устанавливаются из готовых типовых изделий: днища, колец, плиты перекрытия. При монтаже необходимо тщательно заделывать стыки и примыкания. При монтаже монолитных конструкций сначала устанавливается опалубка, арматурные сетки и каркасы, загружается бетонная смесь для каждой отдельной конструкции: днище, стены, перекрытие.

Железобетонные резервуары

Железобетонные резервуары

Чаще всего железобетонные сооружения используются как подземные и частично заглубленные. Это обусловлено конструктивными свойствами бетона. Он намного эффективнее работает на сжимающие нагрузки. В наполненном пожарном резервуаре вода давит на стенки, заставляя их работать на растяжение. При подземном расположении на стены емкости с обратной стороны давит грунт, уравновешивая нагрузку.

Каменные конструкции

Каменные противопожарные резервуары изготавливаются из камня или кирпича, прямоугольной или круглой формы. По степени заглубления бывает подземным, наземным, полуподземным. Форма стен – ступенчатая с широкой частью в основании. Днище – бетонное толщиной 20 см с асфальтовым покрытием в качестве изоляционного слоя толщиной 30 мм. Поверх асфальтового слоя выполняется железнение.

Внутренняя поверхность емкости отделывается штукатуркой с обмазкой битумом. Наружная поверхность также штукатурится и обмазывается битумом при условии высокого уровня грунтовых вод.

Стальные емкости

Стальные резервуары

Стальные резервуары

Стальные емкости бывают двух видов:

  • РВС (вертикальный стальной);
  • РГС (горизонтальный стальной).

Они также используются в наземном и подземном исполнении. Надземные сооружения иногда устанавливают на возвышенность, тогда они дополнительно выполняют функцию водонапорной башни. Стальные конструкции значительно легче каменных и железобетонных, поэтому их можно применять как мобильные устройства, на автомобильном шасси. Объем таких емкостей небольшой – до 25 м3.

Стальные пожарные резервуары устанавливаются на бетонное основание толщиной 300 мм. Оно может быть монолитным или сборным из железобетонных плит. Если основание сборное, то под плиты предусматривается подстилающий слой из песка, щебня, ПГС.

Горизонтальный стальной резервуар (РГС)

Горизонтальный стальной резервуар (РГС)

Поземные резервуары имеют форму РГС. Их объем – 10 – 200 м3. Часто в этом качестве применяются списанные железнодорожные цистерны – конструкции эконом класса. Емкости закрепляются на основании с помощью тросов для предотвращения всплытия при существенном подъеме грунтовых вод.

Наполнять цистерну начинают сразу после установки на основании до обратной засыпки котлована. Это дает возможность определить степень усадки. Наружная поверхность цистерны нуждается в качественном антикоррозийном покрытии. Оно может быть двухслойным из грунтовки и битума или полимерным.

Большой запас воды позволяют хранить надземные промышленные резервуары – РВС. Их объем от 30 до 20 000 м3. Конструкция РВС состоит из гнутых стальных листов, которые крепятся друг к другу с помощью заклепок. С внутренней стороны емкости утепляются теплоизоляционным материалом, например, пенополистирольными плитами. Во избежание намокания утеплителя, внутри устанавливается цельная полимерная мембрана.

РВС дополнительно комплектуются нагревателем, при отрицательной температуре наружного воздуха температура воды составляет +1…3 о С.

Деревянные емкости

Конструкции из древесины также имеют право на существование. Стоит отметить, что это скорее колодец, чем резервуар в классическом понимании. Его можно применять на территории с высоким уровнем грунтовых вод, но проектные организации при расчете пожарной безопасности такие конструкции не используют. У дерева много недостатков:

  • Большинство сортов дерева гниет в условиях повышенной влажности.
  • Средний срок эксплуатации – 5-10 лет.
  • Длина материала ограничена, что не позволяет строить емкости большого объема.

Стеклопластик

Такая пожарная емкость, как пожарный резервуар из стеклопластика является прогрессивным новым продуктом. Свойства материала обнадеживают:

  1. Он очень легкий. Объемный вес стеклопластика меньше объемного веса стали более, чем в 5 раз. Поэтому на сегодня это самый мобильный продукт.
  2. Диэлектрик (не проводит электрический ток).
  3. Высокая стойкость к коррозии и агрессивным веществам. Изделия могут применяться в качестве подземных емкостей при высоком уровне грунтовых вод, в агрессивной среде.
  4. Прочность материала. Он успешно сопротивляется любым механическим воздействиям.
  5. Низкая теплопроводность. Для усиления теплоизоляции выпускается материал типа «сэндвич» с прослойкой из пенопласта.

К выдающимся свойствам можно отнести способность сохранять окраску. Срок эксплуатации такой конструкции – до 50 лет. Этот срок, скорее всего, расчетный, пока нет практических данных о долговечности нового материала.

Проектирование и расчет противопожарных емкостей

Пожарные резервуары нормы проектирования указаны в СП 8.13130.2009 (актуализированная версия СНИП). При проектировании пожарного водоснабжения учитываются следующие показатели:

  • Количество человек, проживающих на территории.
  • Характеристика строений.
  • Расчетное количество пожаров одновременно.
  • Необходимый расход воды (литров в секунду) при тушении наружного и внутреннего пожара.

Если пожарный водопровод объединен с производственным и хозяйственно-питьевым водопроводом, производится общий расчет на тушение при условии бытовых и производственных расходов. Если напор и расход воды не соответствует требованиям, принимается решение о строительстве резервуара.

Нормируемое количество емкостей на одном узле – не менее 2. Если один резервуар пустой, то в остальных должно содержаться не менее 50 % пожарного объема. Они должны располагаться в определенном радиусе от зданий и сооружений, для тушения которых они предназначены:

  • 200 м при оборудовании насосом;
  • 100-150 м при мотопомпе.

Кроме того, емкости должны находиться на расстоянии 400 м от водоемов для их пополнения. Запасы воды необходимо восполнить в течение 2-3 суток.

Заключение

Емкости на крыше

Емкости на крыше

Есть такой старый зарубежный фильм-катастрофа 1974 года «Ад в поднебесье», в основе сюжета пожар в небоскребе. В фильме затронуто много проблем: недобросовестные подрядчики, халатность, конструктивные ошибки, но интересна сама идея установки пожарного резервуара на крыше. Он решает проблему тушения на верхних этажах,

И хотя в нашей стране постоянно идет многоэтажное строительство, емкость на крыше встречается достаточно редко. Возможно, это связано с вероятностью появления протечек из резервуара, затопления жилых помещений. Однако, запас воды на кровле позволяет эффективно выполнить тушение возгорания независимо от напора воды в водопроводе.

Источник: pozharanet.com

ПОДГОТОВКА СВЕДЕНИЙ О БЕСХОЗЯЙНОЙ НЕДВИЖИМОЙ ВЕЩИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ СООРУЖЕНИЯ «ПОЖАРНЫЙ РЕЗЕРВУАР» В С. БАКРЯЖ, АЧИТСКОГО ГО, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая классификация объектов капитального строительства.

2.2 Классификация пожарных резервуаров.

2.2 Сведения о местоположении исследуемого пожарного резервуара.

  1. ПОДГОТОВКА СВЕДЕНИЙ О БЕСХОЗЯЙНОЙ НЕДВИЖИМОЙ ВЕЩИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ СООРУЖЕНИЯ «ПОЖАРНЫЙ РЕЗЕРВУАР» В С. БАКРЯЖ, АЧИТСКОГО ГО, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ…

3.1 Порядок действий органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов.

3.2 Государственный кадастровый учет.

3.3 Процедура подготовки технического плана для постановки на государственный кадастровый учет бесхозяйного пожарного резервуара

3.4 Процедура постановки на государственный кадастровый учет.

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТАНОВКИ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ СООРУЖЕНИЯ «ПОЖАРНЫЙ РЕЗЕРВУАР», КАК БЕСХОЗЯЙНОЙ ВЕЩИ

4.1 Эффективность и ее виды…

4.2 Особенности постановки на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости..

4.3 Решение о постановки на государственный кадастровый учет и эксплуатации пожарного резервуара..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У большинства из них нет хозяев, соответственно некому платить за эти объекты налоги. Недвижимость есть, а пользы от неё нет, а в отдельных случаях такая собственность угрожает безопасности населения, а также добросовестным собственникам-соседям.

Органы местного самоуправления также не имеют на такие объекты никаких прав, поэтому они ничего не могу с ней сделать. Снести, реконструировать нельзя и использовать по какому-либо назначению тоже. Министерство экономического развития РФ издало приказ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», который регулирует единый механизм для Российской Федерации по порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Ранее порядок принятия бесхозяйной недвижимости существовал, указанный документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, сооружений, помещений.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процедура признания объекта недвижимости, как «Бесхозяйной» и учитывая предусмотренный законом длительный и ограничительный срок в один год, во взаимосвязи своей вызывает в настоящее время немало судебных споров. Это связано с теми ситуациями в основном, когда ранее, более десяти лет назад между продавцом и покупателем был заключён договор купли-продажи объекта недвижимости, а впоследствии покупатель так и не зарегистрировал данное право в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, впрочем, осуществлял все права законного владельца.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Если объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, то законом указано, что дополнительными документами, подтверждающими данный факт являются документы, в которых указано, что регистрируемый объект недвижимого имущества, который предположительно является «Бесхозяйным» не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также что выданные соответствующими государственными органами, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Читайте также:  Конкурсная документация строительства пример

В данной выпускной квалификационной работе будет рассматриваться возможность поставить бесхозяйный пожарный резервуар на кадастровый учет, и в дальнейшем признать права муниципальной собственности на такой объект.

Объектом исследования является пожарный резервуар объемом 100 куб. м., расположенный по адресу: Свердловская область, Ачитский ГО, с. Бакряж, ул. Заречная, 2А.

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение процедуры постановки на кадастровый учет бесхозяйного пожарного резервуара.

Для выполнения заданной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучение правовых и теоретических основ, осуществления государственного кадастрового учета;
  • изучение характеристик сооружения;
  • рассмотреть порядок действий органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов;
  • сбор необходимых исходных документов, используемых при подготовке технического плана;
  • оформление технического плана объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 № 953;
  • изучение процедуры и этапов постановки на государственный кадастровый учет;
  • рассмотреть вопросы, связанные с появлением и выявлением бесхозяйных объектов недвижимости.

Первая часть данной дипломной работы посвящена аналитическому обзору нормативных правовых актов и нормативно-технических, инструктивных и методических документов, учебно-методической литературы, научных статей, на основе которых ведется кадастровый учет. Вторая часть дипломной работы содержит характеристику исследуемого объекта. Третья глава посвящена разработке технического плана сооружения с рассмотрением основных частей технического плана, а также пути решения при отсутствии проектной и разрешительной документации для создания технического плана. В заключительной – четвертой части освещается регулирование вопросов выявления, учета и приобретения в собственность бесхозяйного имущества, правовой режим бесхозяйного имущества и право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость.

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это множество нормативных правовых актов во всех их многообразии и динамике.

Основным источником права в Российской Федерации считается нормативно-правовой акт. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В связи с этим все нормативные правовые акты условно можно разделить:

  • на основные (прямого регулирования кадастровой деятельности);
  • на опосредованные (косвенно регулирующие кадастровую деятельность).

Нормативные правовые акты создаются в основном государственными органами, в пределах своей компетенции. При этом они выражают волю государства. Отсюда вытекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Основы регулирования содержатся в Конституции Российской Федерации. Понятие, режим и особенности регулирования различных видов недвижимого имущества определены в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ. Специальные нормы в отношении именно кадастровых отношений – в комментируемом Законе, других федеральных законах (далее — ФЗ) и, наконец, специальных нормативных правовых актах, уже принятых, и тех, которые еще планируется принять.

Требования, предъявляемые нормативным правовым актам (далее НПА), могут быть разделены на две группы:

  • требования, предъявляемые к содержанию акта;
  • требования, предъявляемые к форме, внешнему его оформлению.

Требования, предъявляемые к содержанию акта, являются следующими:

Внешнее оформление нормативного правового акта должно соответствовать следующим требованиям:

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти (рисунок 4).

Градостроительный кодекс РФ т 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.04.2021) также занимает не маловажную составляющую в сфере кадастровых отношений. Градостроительный кодекс РФ регулирует кадастровые отношения, прежде всего в части определения требований к территориальному планированию и зонированию территории Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, градостроительным регламентам, к порядку получения разрешения на завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию.

Территориальное планирование в свою очередь направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН осуществляется согласно ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 (ред. от 30.04.2021), (далее ФЗ № 218-ФЗ).

Работу с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров регулирует Федеральный закон «О кадастровой деятельности» № 221-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 30.04.2021).

Правовой режим бесхозяйных вещей, а также правила их присвоения закреплены в ГК РФ ст. 225 «Бесхозяйные вещи». Процессуальный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен п. 3 ст. 225 ГК РФ, ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ст.

292, ч. 2 ст. 293 ГПК. Прежде чем муниципальный орган (комитет по управлению муниципальным имуществом) обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В свою очередь с федеральным законодательством по вопросам бесхозяйного имущества могут приниматься нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления. Акты муниципалитетов регулируют порядок организации работы администраций с бесхозяйным имуществом, находящимся на территории муниципального образования. Перечисленные законодательные акты и принимаемые в соответствии с ними муниципальные правовые акты создают своего рода механизм работы с бесхозяйным имуществом на территории того или иного муниципального образования и позволяют систематизировать деятельность муниципалитетов по данному направлению. Активная деятельность муниципальных образований по признанию муниципальной собственности на бесхозяйное имущество наблюдается с принятием Федерального закона от 21.12.2001 № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» и началом разграничения собственности.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ выделяют три случая, когда имущество является бесхозяйным, представлено на рисунке 5.

Таким образом, законодатель четко определил случаи, при которых вещь считается бесхозяйной.

Министерство экономического развития издало приказ от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, указанный документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, сооружений и помещений.

В данной работе объектом исследования является пожарный резервуар объемом 100 куб.м. Пожарную безопасность регулируют: Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.12.2020), данный ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018), данный ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Основным сводом правил системы противопожарной защиты является СП 8.13130.2020 «Наружное противопожарное водоснабжение» (дата принятия 30.09.2020). Настоящий свод правил устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.

Основанием для принятия на учет бесхозяйного объекта является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника и технический план объекта. Форма заявления о государственном кадастровом учете утверждена приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 «Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме».

Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений устанавливают Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от 18.12.2015 № 953 (ред. от 25.09.2019).

Раздел технического плана «Описание местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке» регулируется приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места». В данном приказе приведены требования к точности и методу определения координат характерных точек границ объектов недвижимости.

В целях вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, и повышения производительности промышленного и сельскохозяйственного производства в Свердловской области издано распоряжение Правительства Свердловской области от 23 января 2006 года N 30-РП г. Екатеринбурга «Об использовании бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области».

2.1 Общая классификация объектов капитального строительства

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В Градостроительном кодексе РФ дано определение «объект капитального строительства» — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

B соответствии с Постановлением Правительства № 87 от 16.02.2008 г. (ред. от 09.04.2021) объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на несколько видов (рисунок 6).

В ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приведено основное понятие термина «сооружение».

Сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дано понятие: инженерная защита — комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера. Данное понятие можно использовать при определении линейного объекта.

В СП 8.13130.2020 термин пожарный резервуар — это инженерное сооружение емкостного типа с необходимым запасом воды для тушения пожаров и обустроенное для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами).

Таким образом, с учетом описанных в законе признаков пожарный резервуар, рассмотренный в данной работе, фактически является результатом строительства, представляющим из себя объемную строительную систему, имеющую подземную часть, состоящую из железобетонных ограждающих конструкций, предназначенный для выполнения требований пожарной безопасности.

2.2 Классификация пожарных резервуаров

В СП 8.13130.2020 термин пожарный резервуар — это инженерное сооружение емкостного типа с необходимым запасом воды для тушения пожаров и обустроенное для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами).

Пожарные резервуары различаются по материалу, они могут быть не только изготовлены из стали, железобетона, камня, кирпича, но и стеклопластик, пластик, полимеры, дерево с необходимыми параметрами прочности. Также резервуары различаются по 3 критериям, представлено на рисунке 7.

При проектировании рассчитывают объем пожарного резервуара, выбирают способ размещения. Важно соблюсти расстояния к объектам. Основные требования к резервуарам по запасам пожарного объема воды определяется исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара согласно требованиям, п.5 СП 8.13130.2020 из условия обеспечения пожаротушения из пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов; специальных средств пожаротушения (спринклеров, дренчеров и др.), не имеющих собственных резервуаров. Важно отметить, при определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий.

К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Требования пожарной безопасности к размещению пожарных резервуаров под землей:

  • от стенки котлована до пожарного резервуара до 100 – 250 мм;
  • бетонное основание – до 300 мм поверх утрамбованной отсыпки из щебня и песчано-цементной подготовки (5:1, от 10 см);
  • стальной противопожарный резервуар ставят на ножки, крепят тросами («якорение»);
  • первое заполнение: постепенное, одновременно с засыпкой;
  • кромка воды не должна превышать 0,4 – 0,5 м уровня трамбовки и не должна лежать ниже его.
Читайте также:  Как используют электроэнергию в строительстве

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

  • при заборе воды насосами пожарных автомобилей — 200 м;
  • при заборе воды мотопомпами — 100 — 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев.

2.2 Сведения о местоположении исследуемого пожарного резервуара

Объектом исследования является пожарный резервуар, расположенный на территории Российской Федерации в Свердловской области, Арчитском городском округе, с. Бакряж, ул. Заречная, 2 А (рисунок 9).

Пожарный резервуар, изготовленный из железобетонных плит используемый для долговременного хранения воды, предназначенной для тушения возгораний.

Конструкционно пожарный резервуар представляет собой горизонтальную емкость прямоугольной формы. Для закачивания и выкачивания воды предусмотрен специальный люк. Процесс заполнения пожарного резервуара происходит с применением пожарных рукавов до 250 м., для заполнения допускается вода из скважин, близлежащих рек, озер, прудов. Возможны также другие способы запыления пожарного резервуара при необходимости. Срок пополнения запасов не должен превышать 1 суток.

По размещению в пространстве, пожарный резервуар размещен ниже основания грунта, т.е. полностью подземный. Основным преимуществом подземного размещения является то, что не занимает наружные площади; функции теплоизоляции выполняет грунт, что является преимуществом в зимний период времени. Недостатком является – трудоемкая гидроизоляция, антикоррозионные меры.

В первую очередь пожарный резервуар предусмотрен на близлежащие социально-значимые объекты, это объект культуры (клуб), объект здравоохранения (фельдшерский пункт). Обусловлено его тем, что расположение пожарного резервуара находится между этими объектами, безусловно может использоваться в других чрезвычайных ситуациях, произошедших в с. Бакряж.

Село Бакряж располагается в верхнем течении реки Бакряж в 15 километрах на северо-запад от посёлка городского типа Ачит, село разделено на 7 улиц. Численность населения на 2010 год составляло 669 чел. В селе есть школа, дом культуры, сельскохозяйственный производственный кооператив, сельская управа, фельдшерский пункт.

Объект исследования (выделен красным цветом) располагается в кадастровом квартале 66:04:1401002. Слева от пожарного резервуара расположен объект здравоохранения (фельдшерский пункт). Справа расположен объект культуры (клуб).

Объект расположен между опорами линий электропередач, внесенного в ЕГРН, сооружения электроэнергетики с кадастровым номером 66:04:0000000:2322.

Расположение на публичной кадастровой карте пожарного резервуара предоставлено на рисунке 12.

Объектом исследования в данной работе является бесхозяйный объект недвижимости и на него отсутствуют сведения, которые указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ разрешительной, проектной документации такого сооружения ввиду отсутствия и (или) утере данной документации.

В связи с отсутствием разрешительной и проектной документации, сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, на котором расположен такой объект недвижимости. Правообладателем и заказчиком является Администрация Ачитского городского округа.

В данном случае имеется следующая информация: местоположение сооружения на земельном участке, определенная в результате кадастровых работ.

Год постройки 2003г. и объем пожарного резервуара (100 кум. м.), было предоставлено Администрацией Ачитского городского округа при заполнении декларации.

Описание местоположения сооружения, в дальнейшем указанная в техническом плане, определена в результате проведения кадастровых работ.

3.1 Порядок действий органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов

Согласно ГК РФ, можно сформулировать: вещь признается бесхозяйной, в том случае, когда у нее нет владельца (хозяина). ГК РФ также определяет порядок по признанию вещи бесхозяйной и ориентируется, исходя из качества вещи, а именно признания бесхозяйного объекта недвижимости либо движимого имущества. В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ признать вещь бесхозяйной можно только при определенных условиях, данные условия были рассмотрены в гл. 1 данной работы. Вместе с тем трактовка п. 1 ст. 225 ГК РФ «вещь не имеет собственника» требует отдельного разъяснения. К примеру, если собственник недвижимого имущества умер, имущество не может быть признано бесхозяйным т.к.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

Следует также отметить, что отказ собственника от вещи (п. 3 ст. 225 ГК РФ) должен выражаться в совершении определенных действий, заключающихся в устранение от владения, пользования и распоряжения этой вещью без дальнейшего сохранения прав на нее. В то же время отказ от собственности сам по себе не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом.

В Приказе от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», при наступлении одного из трех случаев, прописан порядок принятия бесхозяйных вещей на учет, представлено на рисунке 13.

Единый государственный реестр недвижимости – это свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) об объектах недвижимости на территории Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Свердловской области от 23.01.2006 № 30-РП «Об использовании бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области» регламентирует, что по истечению года со дня регистрации такой вещи, орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом должен обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь., в случае если за данный год не нашелся настоящий владелиц и не вернул собственность.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с Положением «Об организации выявления, эксплуатации (содержания) бесхозяйных объектов недвижимого имущества, постановки их на учет и государственной регистрации права муниципальной собственности Ачитского городского округа» принятым Решением Думы Ачитского ГО от 03 декабря 2018 года № 16/86, утвержден порядок оформления в муниципальную собственность Ачитского ГО бесхозяйных объектов, следующая процедура представлена на рисунке 14.

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету. Такое условие закрепляется на законодательном уровне. Поэтому в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ и по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся такие объекты, они должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Далее рассмотрим детально процедуру постановки на государственный кадастровый учет на примере бесхозяйного сооружения «пожарный резервуар» расположенного в Свердловской области, Ачитском ГО, с. Бакряж, ул. Заречная, 2А.

3.2 Государственный кадастровый учет

Кадастровый учет проводится в отношении любого объекта, признанного недвижимостью в соответствии со ст. 130 ГК РФ. Так называют имущество, прочно связанное с землей, если его перемещение нанесет несоразмерный ущерб целевому использованию. Также в п.7 ст.1 Закона № 218-ФЗ указаны виды недвижимого имущества, которые подлежат кадастровому учету. Виды недвижимого имущества предоставлены на рисунке 16.

Вид права собственности не влияет на необходимость постановки объекта на учет. Можно регистрировать объекты с правом пользования (бессрочного, безвозмездного, ограниченного, аренды) и находящиеся в собственности. И все же документы на регистрацию должен подавать владелец или лицо по нотариальной доверенности.

Цель кадастрового учета заключается в закреплении права собственности. Если информация об объекте недвижимого имущества занесена в ЕГРН, то государство выступает свидетелем, подтверждающим наличие права собственности на точно определенный объект.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ основанием для принятия на государственный кадастровый учет является заявление и следующие документы, предоставленные на рисунке 16.
В данной работе для основания ГКУ бесхозяйственного объекта будет документ, подготовленный в результате кадастровой деятельности.

Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления ГКУ недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает физическое лицо, являющимся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, далее – кадастровый инженер. Кадастровый инженер может состоять только в одной саморегулируемой организации.

Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:

ПОДГОТОВКА СВЕДЕНИЙ О БЕСХОЗЯЙНОЙ НЕДВИЖИМОЙ ВЕЩИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ СООРУЖЕНИЯ «ПОЖАРНЫЙ РЕЗЕРВУАР» В С. БАКРЯЖ, АЧИТСКОГО ГО, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

Источник: xn--d1aux.xn--p1ai

Является ли строительство пожарного резервуара объектом капитального строительства

Пожарный водоем, классификация и расчеты

Пожарный водоём относится к гидротехническим сооружениям для пожарного водоснабжения. Он может быть естественным или искусственным. Обычно его строительство выполняется в том случае, когда нецелесообразно или экономически невыгодно использовать обычный источник водоснабжения. В число объектов, на территории которых желательно наличие пожарного водоёма, входят посёлки, товарищества, сельскохозяйственные предприятия, электростанции и т. д. Экономически целесообразно использовать пожарный водоём ввиду минимальной стоимости воды в качестве первичного пожарного средства для ликвидации огня.

Основные принципы планирования пожарного водоёма и их виды

На территории населённого пункта или промышленного объекта обычно выполняют устройство двух пожарных водоёмов, рассчитывая их объем таким образом, чтобы запасы воды в них были равны. К пожарному водоёму обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей. Обычно к ним прокладывают пожарные рукава длиной 250 – 500 м, если нет возможности осуществить наполнение пруда естественным путём.

При строительстве пожарного водоёма учитывают необходимый объем воды для тушения пожара на территории населённого пункта, географическое расположение водоёма и его близость к объектам защиты, особенности рельефа для формирования безопасных уклонов, а при необходимости – возможность установки насосной станции. На территории населённых пунктов следует учесть тот фактор, что пожарный водоём часто становится зоной отдыха для жителей. Поэтому, исходя из этих причин, лучше разрабатывать такую конструкцию водоёма, чтобы он мог быть использован в качестве декоративного озера или плавательного бассейна, быть закрытого или открытого типа.

Отличительными характеристиками открытого водоёма является использование глины в качестве гидроизолирующего слоя на дне, бетонных плит, которые требуют периодического проведения капитального ремонта во избежание потери герметичности конструкции и необходимости постоянного пополнения водой из внешних источников. Закрытые пожарные водоёмы представляют собой стальные резервуары, имеющие ёмкость до 100 м 3 . Если их эксплуатировать на протяжении длительного времени без проведения технических осмотров и выполнения своевременного ремонта, они также подвергаются действию коррозии и теряют свою герметичность.

Этапы работ при строительстве водоёма

В настоящее время для строительства пожарных водоёмов используют гидроизоляционный слой, выполненный из синтетической каучуковой мембраны. Она имеет высокую устойчивость к воздействию температур и радиации, окислению, эластична, отличается нетоксичностью, что позволяет создать здоровую экосистему в пруду. Это является последним инновационным решением в области строительства пожарных водоёмов.

Проектирование пожарного водоёма включает в себя несколько этапов. Перед рытьём котлована выполняют разметку и снимают верхний слой почвы. Если планируется строительство большого водоёма, обязательно осуществляется геодезическая проверка почвы, во избежание разрушения грунта волнами. Необходимо также предусмотреть дренажную систему, которая бы обеспечивала сток лишнего количества воды с прилегающей к водоёму территории. В процессе рытья котлована возле него обязательно следует формировать террасы для растительности.

Очищенную от корней и острых частей поверхность водоёма накрывают гидроизолирующими слоями, в число которых входят песочная подушка, стеклоткань или нетканый материал, затем – гидроизолирующая мембрана. По периметру пруда мембрану фиксируют в траншее, которую засыпают затем грунтом. Вначале выполняют заполнение водоёма на 1/3 водой, затем – полное, во избежание создания неровностей на дне водоёма.

Вблизи пожарного водоёма обязательно должен быть пирс, имеющий размеры 12х12 м, для того, чтобы в любое время года пожарные автомобили могли подъезжать для набора воды. Расчёт объёма пожарного водоёма определяется согласно ориентировочному расходу воды во время тушения пожара, исходя из интенсивности и продолжительности горения. Но при этом в расчётные данные необходимо ввести поправочные коэффициенты потерь воды при образовании ледяной корки в зимний период и в процессах естественного испарения. Так, для средней полосы России кромка льда на поверхности водоёма в зимний период составляет 120 см. Поэтому следует учесть этот фактор при расчёте полезного объёма пожарного водоёма, так как объём воды в пожарном водоёме не может быть меньше необходимого количества.

Расчёты при проведении работ и дополнительное оборудование пожарных водоёмов

Искусственные водоёмы размещают на расстоянии 100 – 150 м от зданий при условии их оснащения мотопомпами, 200 м – при установке автонасосов. Если есть необходимость увеличения радиуса обслуживания объектов, прокладывают тупиковые трубопроводы длиной до 200 м. В зависимости от степени огнестойкости здания, от точки забора воды до объекта должно быть расстояние 10 м для зданий I и II уровня огнестойкости, и 30 м – до зданий с уровнем огнестойкости III, IV и V. Подача воды осуществляется при помощи пожарных кранов. Если забор воды мотопомпами или насосами невозможен, между водоёмом и объектом должен быть расположен приёмный колодец, который вмещал бы 3 – 5 м3 воды.

Читайте также:  Перечень документов для строительства нежилых помещений

Пожарные водоёмы не стоит оборудовать спускными и переливными трубопроводами. За пределами водоёма необходимо установить устройство, которое облегчало бы отбор воды пожарными автомобилями. Водонапорная башня, как и подземный резервуар, относится к закрытым пожарным водоёмам. Поэтому оборудование в ней, как и прочих искусственных источниках пожарного водоснабжения, необходимо защищать от замерзания, предусматривая, при необходимости, их подогрев системами централизованного отопления.

Объем пожарного водоёма рассчитывается по формуле, в которой время тушения пожара в секундах умножается на расход воды в литрах применительно к данным условиям. Так, например, для населённого пункта численностью до 5 тысяч человек на 1 пожар расходуется 5 л воды в секунду. При средней продолжительности пожара 3 часа или 10,8 тыс. сек, необходимое количество воды составит 54 м 3 .

В зависимости от количества жителей и зданий высотой до двух и свыше 3 этажей включительно, рассчитываются градации расхода воды. Так, в населённых пунктах, где проживает от 10 тыс. человек, одновременно предусматривается вероятность возникновения двух пожаров, при этом максимальный расход воды достигает 35 м 3 в секунду. Так, для города, где проживает 100 тыс. человек, имеются здания с этажностью от 3 этажей, в пожарных резервуарах должно храниться 756 м 3 воды.

Восстановление пожарных водоёмов особо важно в свете последних событий, когда в средней зоне России постоянно возникают торфяные, лесные пожары. Поэтому этот вопрос на совещаниях с чиновниками МЧС неоднократно рассматривал Президент РФ, делая акцент на необходимости их обязательного функционирования, будь то расчистка старых заброшенных источников или строительство новых.

Источник: pojarunet.ru

Пожарная безопасность резервуарных парков

Обеспечение пожарной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса — одна из важнейших задач, от ее решения зависит успешное развитие и функционирование экономики государства. При этом необходимые мероприятия должны способствовать достижению требуемого уровня безопасности с минимальными экономическими издержками. Реализация такого подхода оптимальными средствами, с учетом основных принципов законодательства о техническом регулировании, возможна при переходе к объектно-ориентированным технологиям, в том числе с использованием расчетных методов [1, 2]

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Основополагающая ст. 6 федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2] определяет условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, которая считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  1. если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом;
  2. если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

По сути, вышеуказанная статья регламентирует возможность применения как вероятностного (на основе понятия пожарного риска), так и детерминированного (на основе нормативных документов по пожарной безопасности) подходов, отдавая приоритет первому. А что же происходит на самом деле? Какими принципами руководствуются хозяйственники
и проектировщики при организации системы противопожарной защиты объекта? В любом случае формирование принципов защиты должно осуществляться исходя из степени угрозы персоналу, инфраструктуре населенного пункта, окружающей среде.

foto

Уровни развития пожаров

Защита объектов добычи, хранения, транспортировки и переработки углеводородных жидкостей остается одной из самых сложных задач, актуальной и в наше время. Наибольшую пожарную опасность представляют резервуарные парки, где концентрируются большие массы горючих жидкостей на ограниченных территориях.

Развитие пожаров условно можно разделить на следующие уровни [3]:

  • первый (А) – возникновение и развитие пожара в пределах одного резервуара без влияния на смежные. Статистика показывает, что с таким сценарием было зарегистрировано около 78% пожаров;
  • второй (Б) – распространение пожара с одного резервуара на резервуарную группу (около 15% пожаров);
  • третий (В) – развитие пожара с возможным разделением смежных резервуаров, зданий и сооружений на территории предприятия и за его пределами, а также поражение опасными факторами пожара персонала предприятий и населения близлежащих районов (около 6%). Для тушения таких пожаров привлекается большое количество сил и
    средств, а продолжительность тушения составляет сутки и более.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: присоединяйтесь к проекту!

ris1

Актуальная нормативная база

На основе анализа пожаров и аварий, происшедших у нас в стране и за рубежом [3], а также материалов научных исследований развития пожаров горючих жидкостей [4–8] разработан и актуализирован ряд нормативных документов [9–16], регламентирующих требования противопожарной защиты резервуарных парков. После принятия федеральных законов [1, 2] их количество значительно сокращено (рис. 1). В настоящее время действуют два основных документа:

  1. СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности» [17];
  2. приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» [18].

Рассмотрим более детально свод правил СП 155.13130.2014, который, по сути, явился результатом обобщения норм СНиП 2.11.03-93 [11], ВУПП-88 [10], ВНТП 5-95 [12], ВУП СНЭ 87 [16] и других документов [13–15]. При этом в его разработке не принимали участие ведущие нефтяные компании, проектные и исследовательские институты, кроме ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Основными участниками стали ООО «ПОЖОБОРОНПРОМ», ЗАО «АРТСОК» и ООО «Каланча», которые в основном отстаивали свои интересы и разработки. Очень важно при актуализации данного свода правил в число разработчиков привлечь соответствующие профильные организации, особенно к переработке тех требований, где регламентируются вопросы технологических процессов.

tabl 1

При анализе свода правил прежде всего возникает вопрос к категорированию складов нефти и нефтепродуктов в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара (табл. 1). Несмотря на внедрение новых технологий, систем противопожарной защиты, методов контроля и автоматизацию процессов, это требование остается практически неизменным уже более 40 лет.

Выступить на онлайн-конференции | представить свои решения

Предложения по изменению параметров категорий резервуарных парков

Важно предусмотреть корректировку расстояний от наземных резервуаров для нефти и нефтепродуктов до зданий, сооружений и наружных установок склада. Это позволит значительно уменьшить площади территорий объектов защиты, а также снизить протяженность технических коммуникационных связей между различными зданиями и сооружениями. Возможны и другие варианты, разработанные соответствующими специалистами нефтяных компаний и проектных институтов.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте

В резервуарных парках нефти и нефтепродуктов могут использоваться резервуары различных типов, не только в соответствии с требованиями ГОСТ 31385 и ГОСТ 17032. Ведь много резервуаров построено по зарубежным нормам (например, резервуары КТК), а данное требование ограничивает применение других типов. Иными словами, надо разрабатывать СТУ, что связано с дополнительными финансовыми затратами и увеличением времени строительства от шести месяцев до года. Кроме того, необходима разработка СТУ для определения расстояния, если вместимость расходного склада горючих нефтепродуктов, предусматриваемого в составе котельных, дизельных электростанций и других энергообъектов, обслуживающих жилые и общественные здания, составляет более 2 тыс. куб. м.

foto2

Возможно, следует провести корректировку количества нефтепродуктов расходных складов, размещаемых в производственных зданиях I и II степеней огнестойкости, а также в одноэтажных зданиях III и IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0.

Абсолютно непонятно, почему на складах I категории сливо-наливные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть раздельными. В каждую группу наземных вертикальных резервуаров, располагаемых в два ряда и более, для передвижной пожарной техники допускаются заезды внутрь обвалования.

В настоящее время выпускается множество различных мониторов, которые обеспечивают подачу пенных средств с расходами более 100 л/с и на расстояния свыше 70 м. Резонно встает вопрос: зачем рисковать людьми и техникой? Надо составить требование, чтобы на объектах с резервуарами вместимостью 10 тыс. куб. м и более была такая техника.

Из семи случаев, когда резервуары и нефтехранилища были оборудованы (тушились) УПТ, в трех случаях УПТ сработали, но пожар не потушили, в четырех случаях не сработали (были неисправны или отключены)

Данным сводом правил СП 155 предусматривается система противопожарной защиты, включающая в себя пожарную сигнализацию, оповещение персонала объекта, тушение
пожара, охлаждение горящего сооружения и защиту соседних.
Система пожарной сигнализации и оповещения, как правило, выполняет свои функции. В работе систем пожаротушения и охлаждения остается немало нерешенных вопросов.

Срабатывание систем пожаротушения «в боевых условиях»

За предыдущие 10 лет в РФ официально зарегистрировано девять пожаров в нефтяных резервуарах и нефтехранилищах. В табл. 2 показано распределение значений показателей обстановки с пожарами, произошедшими в нефтяных резервуарах и нефтехранилищах в РФ в 2009–2018 гг., по видам установок (модулей) пожаротушения и результатам их
работы.

Следует отметить, что столь незначительное количество пожаров произошло благодаря разработанной системе нормирования (в том числе СП 155) в сочетании с Правилами противопожарного режима, документами по обучению персонала объектов требованиям пожарной безопасности.

Однако последствия от таких пожаров довольно часто сопровождаются гибелью и травматизмом людей, уничтожением пожарной техники и оборудования. Так, при пожаре, произошедшем 22 августа 2009 г. в резервуарном парке ЛПДС «Конда» в п.г.т. Междуреченский Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, УПТ сработала, но пожар не потушила. В результате пожара три сотрудника пожарной охраны, осуществлявших тушение пожара, погибли и пять работников ПО получили травмы. Уничтожено две единицы
техники, полностью разрушены три РВС-20000 и три повреждены. Максимальная площадь пожара составила 40 тыс. кв. м. В одном случае пожар в РВС-5000, находящемся в ремонте, тушился водяной установкой пожаротушения, затем была задействована система пенного пожаротушения, но эффект не был достигнут. Данный пожар произошел 30 октября 2018 г. в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На пожаре два человека получили травмы.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Кроме этого пожара, еще в четырех случаях объекты пожара были оборудованы (тушились) пенными УПТ. На пожарах, произошедших 9 сентября 2013 г. в Нижегородской области в РВС-20000 № 1579, принадлежащем ООО «ЛУКОЙЛ Нижегород-нефтеоргсинтез», 17 июня 2014 г. в Николаевске-на-Амуре Хабаровского края в резервуаре хранения мазута ТЭЦ и 19 июня 2018 в Братске Иркутской области в резервуаре масло-скипидарной ловушки, пенные УПТ не сработали (были неисправны) или сработали вне зоны действия пожарных извещателей.

При пожаре 21 октября 2015 г. в РВС-10000 ООО «РН-Юганскнефтегаз» была отключена система пенного пожаротушения. В результате пожара погиб один человек, травмированы два человека. Из семи случаев, когда резервуары и нефтехранилища были оборудованы (тушились) УПТ, в трех случаях УПТ сработали, но пожар не потушили, в четырех случаях не сработали (были неисправны или отключены).

Анализ функционирования систем пожаротушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках, проводимый ранее во ВНИИПО, АГПС и ГУПО [3, 4], также не выявил ни одной успешной сработки пенных систем пожаротушения, а в отдельных случаях стационарно установленные пенные камеры способствовали дальнейшему развитию пожара.

foto3

Способ тушения в зависимости от типа резервуаров

Для тушения пожаров резервуаров могут применяться системы пожаротушения, приведенные в приложениях А, Б, В и Г [17]:
l для любых типов резервуаров допустима воздушно-механическая пена низкой и/или средней кратности, подаваемая сверху;

  • для наземных вертикальных резервуаров со стационарной крышей (кроме резервуаров, предназначенных для хранения масел и мазутов) допускается применять подслойный способ пожаротушения пеной низкой кратности;
  • для вертикальных стальных резервуаров емкостью до 10 тыс. куб. м включительно допускается применять установки газового пожаротушения с использованием модулей изотермических для жидкой двуокиси углерода;
  • для вертикальных стальных резервуаров емкостью до 10 тыс. куб. м включительно допускается применение автоматических систем газопорошкового пожаротушения
    (АУГПП);
  • для резервуаров с нефтью и нефтепродуктами объемом до 20 тыс. куб. м включительно допускается применять автоматические и передвижные УИП для подачи самовспенивающейся газоаэрозоленаполненной пены.

При этом независимо от типа установки пожаротушения нормативный запас пенообразователя и воды для приготовления раствора следует принимать из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар (табл. 3).

tabl 3

Качество пенообразователей

Рассматривая вопросы пенного пожаротушения, необходимо обратить внимание на немаловажную проблему, от решения которой в большой степени зависит эффективность тушения. Это качество используемых пенообразователей. В последние годы участились случаи поставки некачественных продуктов отдельными производителями, например синтетических и фторсинтетических пенообразователей, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50588–2012 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний» [19] по отдельным показателям (кратность пены, огнетушащая эффективность, температуры застывания, поверхностное натяжение, невозможность использовать жесткую и морскую воды для получения пены, поставка синтетических пенообразователей вместо фторсинтетических и др.).

К сожалению, полные испытания поставленных пенообразователей может провести только крупная организация при закупке больших объемов. Это связано с тем, что испытания на соответствие требованиям действующего ГОСТа стоят очень дорого из-за высокой цены на н-гептан, который используется в качестве горючей жидкости в значительных количествах.

Принимая во внимание участившиеся случаи поставки некачественного пенообразователя и судебные разбирательства, МЧС России было вынуждено направить в территориальные органы МЧС по субъектам РФ информационное письмо по недопущению оборота, хранения и применения на объектах защиты пенообразователей (смачивателей), не соответствующих установленным требованиям пожарной безопасности, с решениями арбитражных судов.

С целью исключения случаев поставки некачественного пенообразователя на объекты ТЭК необходимо иметь доступные экспресс-методы для проверки качества поставляемых продуктов без высоких финансовых затрат. В настоящее время разрабатывается новая редакция ГОСТ Р [19] и имеется возможность внести в него соответствующие дополнения по проверке качества пенообразователя. Есть и другие предложения по совершенствованию системы противопожарного нормирования складов нефти и нефтепродуктов. Наличие избыточных требований и отсутствие гибкого дифференцированного подхода к выбору систем противопожарной защиты не позволяют проектировщику выбрать наиболее приемлемый и эффективно безопасный способ противопожарной защиты складов нефти и нефтепродуктов.

Источник: www.secuteck.ru

Рейтинг
Загрузка ...