ГрК РФ Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации,…
Приказ Ростехнадзора от 12.03.2020 N 107 Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора
На основании пункта 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2008, N 8, ст. 744; 2009, N 11, ст. 1304; 2011, N 7, ст. 979; N 18, ст. 2645; 2012, N 7, ст. 864; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4119; 2014, N 19, ст. 2421; 2016, N 48, ст. 1514; 2017, N 45, ст. 6660; 2018, N 8, ст. 1222; N 10, ст. 1514; 2019, N 8, ст. 780; N 30, ст. 4311), приказываю:
1. Утвердить формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, согласно приложениям N 1 — 11 к настоящему приказу.
2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2007 г., регистрационный N 9053) признать утратившим силу.
3. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 июля 2015 г. N 273 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2015 г., регистрационный N 39707) признать утратившим силу.
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 марта 2020 г. N 107
«__» _______________ 20__ г.
(представитель застройщика или технического заказчика)
Указывается при наличии.
За исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства не требуется.
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 марта 2020 г. N 107
(наименование органа государственного строительного надзора)
«__» _____________ 20__ г.
О назначении должностных лиц для осуществления государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства (наименование в соответствии с разрешением на строительство) по адресу:
(почтовый или строительный адрес объекта капитального строительства)
В целях осуществления государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства (наименование в соответствии с разрешением на строительство) по адресу:
(почтовый или строительный адрес объекта капитального строительства)
1. Назначить следующих должностных лиц (должность, Ф.И.О.) ответственными за осуществление государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с разрешением на строительство) по адресу:
(почтовый или строительный адрес объекта капитального строительства)
2. (Должность, Ф.И.О.) разработать программу проведения проверок при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства (п. 1 приказа (распоряжения).
3. (Должность, Ф.И.О.) проводить проверки в случаях, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
получения от застройщика, технического заказчика или лица, осуществляющего строительство, извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также об устранении нарушений, об окончании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства;
на основании программы проверок;
получения от застройщика, технического заказчика или лица, осуществляющего строительство, извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
получения от лица, осуществляющего строительство, извещения о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
наличия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. После получения извещения застройщика или технического заказчика об окончании (реконструкции) объекта капитального строительства
провести проверку законченного строительством объекта капитального строительства и подготовить заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, или решение об отказе в выдаче такого заключения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа (распоряжения) возложить на
Реестр объектов капитального строительства . Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Нормативные правовые документы. Порядок исполнения государственной функции. … Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно- строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
Заявление о начале строительства объекта капитального строительства
ГрК РФ Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 51.1 ГрК РФ
1. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также — уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
1.1. Уведомление о планируемом строительстве, в том числе с приложением к нему предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов, наряду со способами, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, может быть подано:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
2. Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
3. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
4. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
5. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.
6. В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 — 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.
7. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
8. Если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:
1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;
2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;
3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
9. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае ненаправления в указанный срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства.
10. Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
11. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке — установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в части 7 или пункте 3 части 8 настоящей статьи, также направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке:
1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае направления указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 10 настоящей статьи;
2) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, в случае направления указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 10 настоящей статьи;
3) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в случае направления указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи.
13. Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.
14. В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 — 13 настоящей статьи. Форма указанного уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
15. В случае получения застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправления указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в связи с признанием таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома самовольной постройкой вследствие несоответствия их параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо вследствие недопустимости размещения таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, в полном объеме подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования при условии, что судом будет установлена вина должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо не исполнившего обязанности по направлению в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Извещение о начале строительства , рекострукции объекта капитального строительства (оригинал, 1 шт.) Копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий. (копия, 1 шт.) Сроки предоставления услуги. 7 рабочих дней. Результат оказания услуги. Выдача программы проверок. Формы получения. Лично.
Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома
Обязательно ли уведомлять власти о намерении строиться, какой объект ИЖС допускается строить на частном земельном участке, где взять шаблон уведомления о предстоящем строительстве, какие документы нужны для одобрения застройки земли для ИЖС, какие причины отказа в строительстве жилого малоэтажного дома
Вопросы об уведомлении муниципалитета о строительстве дома:
Если раньше при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было получить разрешение на строительство, то теперь согласно статье 51.1, Градостроительного кодекса перед началом строительства собственник или арендатор земельного участка обязан уведомить Администрацию о планируем строительстве.
Норма об уведомлении по предстоящему возведению объекта ИЖС действует в России с конца лета 2018-го. Прежде для такого жилья необходимо было сперва получить строительное разрешение, затем разрешение эксплуатационного ввода в БТИ (после постройки). А на садовые домики раньше разрешения на строительство не требовалось.
Теперь же, если землевладелец намеревается строить на участке жилой коттедж или садовый дом – муниципальную администрацию полагается уведомить. Кстати, для новостроечно-садовой недвижимости схожий уведомительный порядок действует с весны 2019-го.
Расскажем, как правильно уведомлять администрацию населенного пункта о предстоящей закладке фундамента под индивидуальный коттедж.
Зачем собственнику уведомлять местные власти о планируемом строительстве
Возводить дом самовольно, без ведома муниципалитета, с последующим узакониванием постройки в судебном порядке – это возможно, но лишь если не будет нарушений параметров и обоснованных возражений от собственников недвижимости по соседству.
В некоторых случаях узаконивать объект ИЖС в суде несколько проще, чем хлопотать с документами. Однако суд может в регистрации отказать, да и госпошлину придется платить довольно высокую, «имущественную» (ст.333.19, ч.1, п.1 Налогового кодекса). Поэтому лучше все же обратиться к администрации с уведомлением.
Следует заметить, что периодически продлеваемая «дачная амнистия» (ее новый «крайний» срок – 1 марта 2026 г.) позволяет собственнику оформить новостройку, соответствующую стандартам ИЖС, только лишь на основании подтвержденных прав владения землей под коттеджем и его технического плана. Т.е. подтверждать факт уведомления муниципалитета при этом порядке регистрации права собственности не нужно.
Тем не менее, норму уведомительного порядка строительства домов (жилых, садовых), установленную первой статьей закона за №340-ФЗ от 03.08.2018 г., никто не отменял. А значит собственнику земельного участка, намеревающемуся строиться и неуверенному в точной дате завершения постройки дома – в том плане, чтобы успеть до весны 2016-го – рациональнее будет документально закрепить факт уведомления, подготовив и направив в муниципальную администрацию соответствующий документ (об этом см. далее).
Какое частное жилье можно построить
На землях ИЖС допускается выстраивать отдельно стоящие здания жилого назначения, отвечающие основным условиям (п.39, ст.1 Градостроительного кодекса):
- высота – до 20 м;
- этажность – до 3 уровней (надземных).
Частная постройка ИЖС, включающая жилые и вспомогательные помещения, предназначена исключительно для удовлетворения бытовых и иных потребностей проживание граждан. Раздел на самостоятельные недвижимые объекты здания индивидуального жилстроительства не допускается. Условия проектирования и строительства коттеджа ИЖС должны соответствовать действующим правилам (к примеру, СП 30-102-99).
Как составить уведомление о планировании строительства
Содержание уведомительного документа, а также порядок обращения с ним определены Градостроительным кодексом (пп.1 п.1 ст. 51.1).
Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции
Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 19 сентября 2018 г. N 591/пр
Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
1. Сведения о застройщике
Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Реквизиты документа, удостоверяющего личность
Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком является юридическое лицо:
Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо
Идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо
2. Сведения о земельном участке
Кадастровый номер земельного участка (при наличии)
Адрес или описание местоположения земельного участка
Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)
Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии)
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка
3. Сведения об объекте капитального строительства
Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом)
Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция)
Сведения о планируемых параметрах:
Количество надземных этажей
Сведения об отступах от границ земельного участка
Сведения о решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при наличии)
Сведения о типовом архитектурном решении объекта капитального строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения
4. Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке
В бланке формы уведомления о строительстве необходимо указать:
-
сведения о собственнике (подробно);
сведения о земельном участке (требуется ЕГРН-выписка);
сведения об объекте ИЖС, которое планируется выстроить;
план земельного участка с обозначением контуров планируемого дома***.
***Контуры здания – геометрия, линейные размеры, позиционирование по отношению к границам участка – важны особенно. Именно план-схема запланированного жилого коттеджа позволит муниципальным чиновникам определить, будет ли будущий дом соответствовать законодательным нормам. На этом плане следует изобразить схематично границы участка, внутри них – контуры здания. Также требуется указать дистанцию в метрах от каждой «контурной» стороны дома до границы участка.
Важно: участок будущего жилстроительства должен иметь установленные границы, т.е. пройти межевание.
Проверить наличие уточненных или декларированных границы своего земельного участка можно через сервис публичной кадастровой карты (сервис pkk.rosreestr.ru), указав номер участка по кадастру. При отсутствии межевания, следует нанять кадастрового специалиста для выполнения межевого плана. Иначе власти могут не одобрить будущую застройку участка.
Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся
Адресатом уведомительного документа будет муниципальный орган власти, соответствующий территориальной принадлежности земельного участка. Достаточно созвониться с муниципалитетом и уточнить получателя. Заметим, что по многих муниципальных образованиях установлен определенный порядок обращения с уведомлением о строительстве, описываемый в постановлениях и нормативных документах местных властей.
Документы, которые следует направить властям вместе с уведомлением о строительстве:
-
гражданский паспорт (копия). Если уведомление направляется по доверенности, необходима ее копия**;
кадастровый номер участка, принадлежащего собственнику-застройщику***;
подтверждение права собственности по земельному участку, либо договор на него (копии). Эти сведения потребуются, если по каким-либо причинам они отсутствуют в ЕГРН.
**При личной подаче строительного уведомления необходимы как копии, так и оригиналы названных здесь и далее документов.
***При потребности узнать кадастровый номер участка земли можно через сервис публичной кадастровой карты (его эл. адрес указан выше) – по адресу участка, либо указав его местонахождение на названной карте.
Подача уведомления выполняется через МФЦ, сайт госуслуг или нарочно, лично прибыв в отдел архитектуры местного муниципалитета.
Описанный выше порядок уведомления о намерении строиться на собственном участке отражает наиболее простую ситуацию – предназначение данной территории изначально под ИЖС или садоводство. Если же имеются ограничения, к примеру, охраняемая зона объекта культурного наследия или территориальная зона с особыми условиями, то потребуются дополнительные документы.
Для строительства коттеджа, например, в охранной зоне (объекты «Водоканала» или, скажем, близость аэродрома и т.п.) нужны будут письменные разрешения от данных учреждений.
Подача уведомления по строительству бесплатна, но, чтобы не столкнуться с отказом, рациональнее показать документы риэлт-специалистам, специализирующимся на земельных участках и частной малоэтажной недвижимости.
Сколько ждать ответа администрации
Предварительная проверка сведений в присланном (поданном) уведомлении о строительстве занимает 3 дня (рабочих). Если данных недостаточно – часть сведений не указана или отсутствуют некоторые копии обязательных документов – уведомление с приложениями будет переслано заявителю с указанием причин возврата.
При достаточной комплектации документов рассмотрение уведомления будет происходить в двадцатидневный срок (обычно быстрее, за неделю примерно). После землевладельцу будет прислан ответ, озаглавленный «Уведомление о соответствии… строительных параметров объекта ИЖС… и допустимости размещения объекта ИЖС на участке», что означает разрешение строиться.
Причины возможного отказа в начале строительства
-
несоответствие «пограничным» отступам и иным параметрам коттеджа (высота, этажность, разбивка на квартиры);
недопустимость возведения дома на данном участка из-за его иного целевого назначения (сельхозземля, земля промобъекта и т.п.);
отсутствие правообладания участком, застройка которого заявлена в уведомлении (очевидно, что на чужой земле строиться нельзя);
намерение строиться в историческом поселении, либо в охранной зоне при несоответствии облика будущего коттеджа существующим архитектурным объектам вокруг.
Согласно 13 пункта статьи 51.1 ГрК, одобрение муниципальной администрацией будущего строительства жилого дома действует десятилетний срок. Т.е. «одобренное» уведомление о намерении строиться позволяет начинать работы в любое время за эти 10 лет, но только в контуре, указанном в уведомительном заявлении.
Следует подчеркнуть, что затягивать стройку на весь десятилетний срок или дольше, считая, что раз было позволено прежде, значит и после власти вновь разрешат строиться – это неправильно. К примеру, через пустующий участок собственника или вблизи него может возникнуть, скажем, линейный объект (газопровод или ЛЭП) с вновь организованной охранной зоной. Тогда не только построиться, но даже зарегистрировать завершенное жилье муниципалитет может не позволить.
Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС
Нередко собственник участка, спустя некоторое время, решает изменить конфигурацию будущего дома. Например, потребуется более просторный коттедж или возникнет потребность «передвинуть» будущую стройку на пару метров вправо. Но весь в одобренном властями уведомлении указывалась первоначальная конфигурация – что же делать?
На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.
Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.
Вопрос-ответ (5)
можно ли подать уведомление во время стройки?
Добрый день
(Земли населённых пунктов)
Получил отказ на строительство второго дома в параметрах пятна застройки. Правомерен ли отказ, общий процент застройки на участке менее 40 % ?
Администрация города на уведомление о планировании строительства ИЖС ответила отказом о приеме уведомления о аюпланируемом строительстве, указав причину- предоставлен неполный комплект документов. Раз’яснение- отсутствует уведомление о планируемом строительстве, оформленное в соответствии с приказом Министерства строительства от 19.09.2018 номер 591/пр Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства но форма заполнения была предложена в МФЦ
Как дальше действовать?
День добрый.Хотел бы узнать как можно написать заявление на главу Администрации города,на переоформление дома и участка на мою имя.Я сам Инв.2 гр.не могу ходить по решению вопроса.Уже лет 8.Буду благодарен если подскажете . Спасибо Вам
Добрый день! На земельный участок от Исполкома было получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта. После этого земля оформлено на другое физическое лицо. При этом требуется уведомлять Исполком о внесении изменений застройщика в уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства? Спасибо!
4. Разрешение на строительство объекта капитального строительства . (номер и дата выдачи, орган или организация, его выдавшие, срок действия). 5. Положительное заключение экспертизы проектной документации. (номер и дата выдачи, орган или организация, его утвердившие). 6. Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе. (номер и дата выдачи, орган исполнительной власти, его утвердивший, срок действия). 7. Начало строительства , реконструкции. (дата начала работ). 8. Окончание строительства , реконструкции. (дата окончания работ).
- https://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-12032020-n-107-ob-utverzhdenii-form/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/fe0cad704c69e3b97bf615f0437ecf1996a57677/
- https://avprrb.ru/articles/poleznaya-informatsiya/kak-uvedomit-munitsipalitet-o-nachale-stroitelstva-zhilogo-doma/