Инженерная подготовка в вузе

«Инженерное
образование требует системных изменений»

О будущем инженерного образования в России мы поговорили с ректором Университета машиностроения (МАМИ) Андреем Николаенко.

Инженерия сегодня

На мой взгляд, российское инженерное образование переживает непростые времена. Тот запас, который был в советской высшей школе, исчерпан. Давно назрела необходимость перевести инженерное образование на новые рельсы.

Сеть технических вузов, которая существует сегодня, — преемница советской системы. Она выстраивалась преимущественно вокруг мегапроектов — по созданию химической и ядерной промышленности, автопрома. Всё это происходило во всесоюзном контексте необходимости модернизации: так возникла большая часть инженерных вузов, которые работают в современной России.

Сегодня индустрия очень изменилась. Например, в 90-е годы из Москвы ушли крупнейшие предприятия национального автопрома. При этом на данный момент остается большое количество вузов, которые в прежних объемах и по прежним стандартам готовят кадры для изменившихся отраслей.

Как успешно сдать вступительные испытания?

Возникает вопрос несоответствия образовательной сети и индустрии.

Когда мы пытаемся ответить на вопрос «в каком состоянии находится российское инженерное образование?», мы, во-первых, обращаемся к главному заказчику, то есть к индустрии. Как правило, представители бизнеса отвечают, что оно в критическом состоянии.

Отчасти это действительно так: большинство программ и методов, которые используют в инженерных вузах, пришли из советского опыта, в котором было много хорошего, но который был нацелен на формирование инженеров, способных встроиться в индустриальные мегапроекты. Сейчас государственных инженерных мегапроектов практически нет, но есть развивающийся частный бизнес и новые технологии — для которых мы не готовим кадры.

Один из наиболее востребованных у работодателя навыков сегодня— так называемые надпрофессиональные компетенции, «softskills» — умение работать в команде, правильно ставить цели и добиваться их, умение работать в мультидисциплинарной среде. Раньше это было не так нужно, такие компетенции не ставились перед образованием в качестве целевых. Сейчас они востребованы, но мало вузов, способных системно такие компетенции ставить.

Один из наиболее востребованных у работодателя навыков сегодня— так называемые надпрофессиональные компетенции, «softskills» — умение работать в команде, правильно ставить цели и добиваться их, умение работать в мультидисциплинарной среде.

Командный дух в инженерии — это не просто умение друг друга уважать и понимать; это и сквозное проектирование, командные дедлайны, разделение труда, конкуренция. Только в конкурентной среде можно вырастить настоящего инженера, который сможет создавать продукт. Только в глобальных соревнованиях инженер может состояться как профессионал.

Причём эти конкурсы должны быть не имитацией, а частью международных инженерных состязаний, которых в мире очень много. Наш университет активно внедряет в учебный процесс формат международных инженерных соревнований, который позволяет вырастить целые команды современных инженеров.

Как выбрать вуз? | трушин ответит #025 | Борис Трушин +

Один из самых ярких проектов — «Формула Студент». Это международный проект, который имеет давнюю историю. Команда студентов без участия преподавателей должна за год спроектировать и построить прототип гоночного болида, который будет участвовать в международных соревнованиях.

Результаты оцениваются международным жюри, состоящим из представителей крупнейших автомобильных компаний, по целому ряду критериев. Важной частью конкурса является испытание созданных студентами прототипов в динамике, то есть это не соревнование отчётов и презентаций. В подобных состязаниях, где есть конкуренция, где результат объективен, как раз и можно судить о том, способен ли студент технического вуза стать полноценным инженером.

Университет машиностроения участвует в пяти различных сериях таких международно значимых проектов, и в этот процесс вовлечены десятки студентов вуза. Задача, которая была поставлена нами с начала этого учебного года, — вовлечь всех поступивших в вуз студентов технических специальностей и направлений подготовки в тот или иной проект.

Зачем идти в инженеры

Университет машиностроения готовит разных инженеров: и линейных специалистов для компаний, и инженеров, способных создавать что-то принципиально новое.

Часто говорят, что студент на выходе из вуза должен получить хороший набор знаний. Это заблуждение — на выходе нужно приобретать не только набор знаний, но и пакет компетенций — профессиональных и надпрофессиональных. С набором компетенций выпускник получает и разнообразие карьерных траекторий.

Инженерное мышление — не просто знание специфических дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и управлять ими. Человек, который «упакован» такими компетенциями, обладает серьезными инструментами для развития своей карьеры.

Во всем мире люди, получившие инженерное образование, становятся успешными бизнесменами, руководят крупными компаниями.

Инженерное мышление — не просто знание специфических дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и управлять ими.

В Университете машиностроения мы создаем такую среду, в которой получений этих компетенций технологизируется. Выпускник может пойти работать по специальности—например, в Москве серьезная инженерная инфраструктура, здесь сохранились высокотехнологичные отрасли, связанные с оборонным комплексом, IT-технологиями, транспортом. Грамотные кадры в столице всегда востребованы.

С другой стороны, студент может выбрать для построения карьеры и неинженерное направление — например, за четыре года окончить инженерный бакалавриат, а затем поступить в экономическую магистратуру. На выходе после шести лет он становится хорошим инженером и хорошим управленцем. Такой человек может встроиться в крупную международную компанию или создать новый бизнес.

В Университете машиностроения мы ведём активную работу по налаживанию связей с бизнесом. Студент, начиная с первого курса, общается с работодателем — для этого есть интерактивные онлайн-системы и очные мероприятия.

Работодатели вуза получают возможность селекции специалистов, отбирая их и привлекая к различным корпоративным активностям внутри вуза — учебным проектам и спецкурсам, конкурсам и так далее. Активные студенты Университета машиностроения, находясь в этой среде, после выпуска не задаются вопросом «куда пойти работать?». Они уже знают ответ, и при поддержке сотрудников отдела практики и трудоустройства вуза получают доступ к широким возможностям построения карьеры в крупнейших компаниях профильных отраслей.

Читайте также:  2 инженерная подготовка строительной площадки

Особые направления

Мы готовим инженеров по разным направлениям, одни из самых востребованных — «Информационные системы и технологии» и « Управление в технических системах». Для обеспечения высокого качества подготовки студентов по этим направлениям мы привлекли молодую управленческую команду из ведущих технических вузов страны. Проекты студентов здесь построены на стыке дисциплин.

К примеру, студенты создают роботизированный автомобиль, который передвигается без участия человека; в команде совместно работаютстуденты автомобильных и IT направлений, которые программируют «мозги» автомобиля. К слову, этот конкретный проект в прошлом году получил премию NASA. IT является одним из приоритетных направлений для нас.

Сегодня на направление идут ребята с высоким баллом ЕГЭ, но здесь и соответствующие ожидания по заработной плате выпускника.

Также в Университете машиностроения мы открыли академию CISCO: для студентов это означает, что, пройдя дополнительный модуль по ходу обучения в вузе практически бесплатно, они получат сертификаты CISCO. Человек с таким сертификатом имеет значительную прибавку к зарплате. Почему работодатель на это идёт?

Ему нужно, во-первых, расширять круг людей, которые владеют их программным обеспечением. Во-вторых, это маркетинг. Похожие проекты есть и с автомобилестроением.

Понятно, что наш автопром не ругает только ленивый, но также очевидно, что автотранспорт остаётся стратегическим направлением, и в будущем в него будут направляться инвестиции.

Конкурентные преимущества

Мы не имитируем проектную деятельность: в учебном процессе Университета машиностроения нормативно заложена большая часть времени на проектную работу в командах. Речь идет в том числе о международных проектах и проектах по заказу работодателя.

Мы изначально выстраиваем связи с работодателями таким образом, чтобы получать базы актуальных задач и создавать на их основе учебные кейсы. Безусловно, получая от компании ту или иную инженерную задачу, нет уверенности, что студент выполнит её на должном уровне, но он в любом случае приобретет опыт работы в реальном проекте.

Особую ставку наш вуз делает на академическую мобильность учащихся. Студенты Университета машиностроения проходят обучение и практику в дружественных организациях и вузах Германии, Франции, Италии, Южной Кореи. Одним из наиболее ярких примеров международного сотрудничества является совместная работа с Хендэ Мотор СНГ.

В рамках сотрудничества с компанией мы ежегодно отправляем студентов на учебный семестр в Ульсанский университет (Южная Корея). Сегодня это одно из самых современных учебных заведений мира. Для российских вузов, пожалуй, это ориентир, к которому надо стремиться.

Кстати, за последние годы учебные заведения Китая и Южной Кореи сделали огромный рывок вперед. В Южной Корее за одно поколение появилась индустрия и соответствующая ей образовательная система.

Этот путь ускоренного развития нам очень интересен и даже более близок, чем опыт западных стран, поскольку многие университеты Европы были образованы несколько сотен лет назад и имеют очень консервативные устои. Опыт азиатских стран подтверждает, что акцент в высшем инженерном образовании необходимо делать на практическом обучении и развитии механизмов международного сотрудничества. В Университете машиностроения мы действуем именно в этом направлении и нацелены на международную конкурентоспособность.

Источник

Инженерные вузы России 2022

Подготовке высококвалифицированных технических специалистов для всех отраслей промышленности в России всегда уделялось большое внимание, поэтому неудивительно, что в стране и после массовых сокращений, проведенных Рособрнадзором, насчитывается без малого 130 инженерных вузов (узкопрофильных технических университетов). Среди них есть и относительно молодые, основанные в 30–40-х годах 20 века, но уже ставшие брендами на международном рынке высшего образования, и вузы с двухсотлетней историей, в стенах которых зародились целые отрасли современной науки и техники. Открытый в 1946 году МФТИ (знаменитый «Физтех») сегодня называют русским MIT, а учрежденный в 1899 году Санкт-Петербургский политех Петра Великого (СПбПУ) известен миру как альма-матер создателя танка Т-34 Михаила Кошкина, авиаконструктора Олега Антонова, лауреата Нобелевской премии инженера-физика Петра Капицы, который стал одним из основателей МФТИ.

Список инженерных институтов России

Сегодня в двадцатку самых известных в России инженерных вузов входят:

    . . (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики). (Санкт-Петербургский политехнический университет). (Санкт-Петербургский электротехнический университет). . (Петербургский университет путей сообщения Императора Александра I). . (Томский политех). . . (Московский институт электронной техники). (Новосибирский технический университет). (Московский авиационный институт). (Нижегородский технический университет). (Российский технологический университет, РТУ). (Казанский технологический университет). (Балтийский технический университет). (Российский университет транспорта, РУТ (МИИТ).

Все эти вузы готовят инженеров разных профилей. Например, МФТИ «специализируется» на прикладных физиках и математиках, биотехнологах, системных аналитиках; МИФИ – на энергетиках-атомщиках, кибернетиках, нанотехнологах. «Бауманка» выпускает машиностроителей, конструкторов роботов, радиоэлектронщиков; СТАНКИН – приборостроителей, метрологов, проектировщиков автоматических систем управления. Сфера академической ответственности ИТМО – подготовка специалистов по фотонным и информационным технологиям; МЭИ – обучение инженеров энергетического машиностроения, электротехники.

Отличных и востребованных на рынке труда конструкторов, айтишников, машиностроителей готовят не только специализированные инженерные институты, но и технические факультеты таких известных в России и за рубежом многопрофильных университетов, как МГУ, СПбГУ, НГУ (Новосибирск), КФУ (Казань).

Факультеты и специальности

Поскольку у каждого инженерного вуза своя специализация, факультетов, стандартных для всех университетов, немного. К современному must-have относятся:

  • IT, ИКТ;
  • инновационные производственные технологии;
  • автоматизация и управление.

В остальном технические университеты по понятным причинам не придерживаются принципа единообразия и предлагают учиться на факультетах самых разных профилей: от ядерной физики и нанотехнологий до биомедицинских систем, урбанистики и социального инжиниринга. Соответственно, список технических специальностей, которые можно получить в российских инженерных вузах, довольно обширный: от связанных с металлургией или обогащением полезных ископаемых до относящихся к медицинской кибернетике и интеллектуальным системам в гуманитарной сфере.

Популярные инженерные профессии

Санкции послужили стимулом для экономики России развивать собственное производство в абсолютно всех отраслях – от тяжелого машиностроения до пищепрома. Поэтому инженеров уже сейчас ищут и приглашают на работу и крупные, и небольшие частные и государственные компании.

В представителях технических профессий нуждаются, в первую очередь, научно-производственные объединения, разрабатывающие и выпускающие оборудование и промышленные машины, и развивающиеся компании (строительные, пищевые, текстильные и т. д.). По прогнозам аналитиков рынка труда, основанным на изучении вакансий, имеющихся в службах занятости и на порталах по поиску работы, спрос на инженеров разных профилей в ближайшие годы будет только расти – сейчас по востребованности технологи, строители, специалисты по телекоммуникациям уступают только айтишникам.

Читайте также:  Нормативы по инженерной подготовке для военнослужащих по контракту

Условия поступления

Как и в остальные вузы, поступление в инженерные институты и университеты проходит по результатам ЕГЭ. Большинство учебных заведений интересуют оценки по двум основным предметам (математике и русскому) и физике. Но определиться со специализацией надо заранее, так как, например, для поступления на «биотехнические системы и технологии» нужен высокий результат ЕГЭ по биологии.

Топовые вузы проводят дополнительные внутренние вступительные экзамены – какие именно, надо уточнять на сайтах учебных заведений. Проходной балл находится в широком диапазоне от 55 до 95.

Средний проходной балл в лучшие технические университеты

Вузы Средний балл для поступления на бюджет
НИУ ядерный университет «МИФИ» 80,2
ИТМО 94,1
«ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) 76,3
МФТИ 95,0
МИСиС 86,7
МГТУ им. Н. Э. Баумана 88,9
Пермский политехнический университет 72,3

Рейтинги

Списки лучших инженерных вузов составляют различные рейтинговые и информационные агентства. Позиции учебных заведений в них различаются незначительно – многое зависит от того, какому критерию ранжирования отдается приоритет. В целом среднестатистический топ вузов – узкоспециализированных и имеющих инженерные факультеты – выглядит так:

  1. МФТИ.
  2. МИФИ.
  3. ИТМО.
  4. МГТУ им. Баумана.
  5. МГУ.

Топ-5 «Социального навигатора» РИА «Россия сегодня»

Топ-5 Социального навигатора

Версия «Эксперт РА»

Версия «Эксперт РА»

Статистика аналитического центра SuperJob

Статистика SuperJob

Где работать после окончания инженерного института

Выпускники инженерных вузов специализируются на производственной или изобретальско-конструкторской деятельности, поэтому могут работать и в НИИ, и на заводах, транспортных предприятиях, в строительных организациях. Отечественное техническое образование всегда ценилось за границей, поэтому западные компании с удовольствием пополняют штат обладателями дипломов инженерных вузов России.

Источник

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Воробьева, И. М. Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе / И. М. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1304-1307. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19565/ (дата обращения: 05.09.2022).

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современного времени и приводит примеры региональных, национальных и международных инициатив, предлагаемых для реализации поставленных задач.

Ключевые слова:инженерное образование, прикладной вуз, образовательная программа, STEM, WorldSkills, CDIO, инженерные компетенции

Если проследить за количеством открытий в любой области фундаментальных исследований за последние триста лет, например, в области химии, то мы увидим последовательное возрастание количества таких открытий вплоть до середины прошлого века. В это время достигается максимум, за которым происходит резкое снижение числа открытий до значений близких к нулевым.

Дальнейшее продвижение по этому пути требует огромных усилий и концентрации финансовых, людских и временных ресурсов. Все это указывает на то, что эпоха поиска и открытий фундаментальных закономерностей природы заканчивается и ей на смену приходит эпоха практического освоения уже найденных закономерностей. Иначе, главным действующим лицом XXI века становится инженер.

Эта тенденция также уже просматривается в системе образования, в усилении роли инженерного образования и прикладной, практической составляющей образовательных программ.

Несложно представить новую роль инженера в будущем общественном устройстве.

— Именно инженер будет призван к решению принципиальных вопросов организации жизненного уклада общества.

— Именно инженер будет выбирать безопасные и устойчивые стратегии развития общества из множества возможных вариантов, многие из которых несут угрозы, риски и катастрофы.

— Именно инженер будет нести ответственность за принимаемые решения и отвечать на глобальные вызовы и угрозы.

В таких реалиях, задачами и обязанностями вузов становится возможность подготовить выпускников с квалификацией, соответствующей заказу бизнеса и времени, реагируя на динамику изменений запроса во временных рамках процесса подготовки; гарантировать качество подготовки выпускников в соответствии со спросом, в установленные сроки. [1]

В последнее время все чаще можно услышать о так называемых «университетах прикладных наук», которые планируется создавать на базе существующих. Такие вузы уже стали правилом в Европе, даже в Китае, где люди помимо изучения «общекультурных» вузовских предметов, обязательно получают реальную профессию, на которую есть высокий спрос на рынке труда — то, что называют «прикладным бакалавриатом».

Ранее у нас этим занимались техникумы, но техникум не престижен. 85 % родителей не видят для своего ребенка будущего без высшего образования.

В мае 2014 г. в городе Омск состоялся III Съезд инженеров Сибири. Съезд был проведен под девизом «Инженерное дело — основа развития России». Основной целью Съезда стало обобщение лучших практик регионов России в сфере промышленного развития, подготовки инженерно-технических кадров, повышения эффективности инженерной деятельности, направленной на обеспечение ускоренного экономического развития России.

В проекте Концепции программы развития инженерного потенциала Сибири представлена оценка текущей ситуации и основные проблемы развития инженерного потенциала Сибири, среди которых выделены несколько блоков проблем, а именно экономические проблемы, отсутствие федеральной стратегии (политики) развития инженерного потенциала России, низкая конкурентоспособность российского инженерного продукта и дефицит высококвалифицированных кадров. Дефицит высококвалифицированных кадров объясняется неготовностью выпускников к началу практической инженерной деятельности сразу после окончания вуза: хороший уровень фундаментальной подготовки, при этом недостаточный опыт практической деятельности и уровень знания современных технологий производства. [2] Кроме того, также сказывается отсутствие профессионального стандарта для инженеров: не определен набор компетенций, которыми должны обладать инженеры будущего, вузы по-прежнему готовят инженеров для индустриальной экономики (теоретические знания, стандартные методы решения задач, готовность осуществлять только определенные этапы жизненного цикла продукции и т. д.).

Инженер «нового типа» должен демонстрировать следующие компетенции:

— способность поиска, анализа и интеграции знаний, творческого, нестандартного мышления;

— умение планировать жизненный цикл продукта и готовность управлять проектом от идеи до вывода на рынок;

— умение увязывать высокотехнологичные процессы разных отраслей;

— системное инженерное мышление, способность создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения;

— умение применять цифровое моделирование как основу проектирования и инжиниринга;

— экономическая и финансовая компетентность;

— универсальные (надпредметные) компетенции, такие как коммуникативные навыки, включая владение иностранными языками, умение работать в команде и руководить ей, знание мировых тенденций развития и т. д.

Читайте также:  Специальная инженерная подготовка войск

Регионам для ускорения инновационного развития необходимо:

— восстановление сбалансированного потенциала основных звеньев инженерной деятельности «наука — технологические разработки — промышленное освоение»;

— принятие действенных мер по привлечению в науку молодых исследователей;

— создание сети инжиниринговых центров по системному освоению нововведений.

При этом важно не только импортировать новые технологии, но и комплексно осваивать их потенциал. А для этого необходимы высококвалифицированные инженерные кадры. Их нехватка может быть компенсирована за счет создания совместно с ведущими отечественными и зарубежными компаниями центров подготовки и обучения новым технологиям. [3]

Для повышения имиджа инженерной профессии регионами предлагается комплекс мер поддержки субъектов промышленной и инженерной деятельности в области профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников. Такие мероприятия, как целевая подготовка студентов, их материальное стимулирование, принятие закона об инженерной деятельности и высокая зарплата инженеров в результате положительно скажутся на престиже инженерного образования и профессии. Также можно выделить следующие масштабные инициативы:

1. STEM-игры (S (Science) — наука, T (Technology) — технология, E (Engineering) — инженерное дело, M (Math) — математика) — это особый тип образовательных игр, который позволяет не только познакомить будущих специалистов с сутью работы ученого и инженера, но также дает возможность поставить технических специалистов в позицию управленца, ответственного за развитие отрасли и страны, а значит и подготовить будущих генеральных конструкторов, создателей новых рынков и отраслей. Внедрение STEM-игр в общеобразовательные учреждения позволит сформировать у детей представление о будущей профессии ученого и инженера.

Применение STEM-игр в специализированных школах, центрах дополнительного образования и младших курсах вузов позволит сформировать ключевые компетенции, характерные для исследовательской и конструкторской деятельности. В свою очередь такие STEM-игры для состоявшихся специалистов (бакалавров) позволят нарастить социальные компетенции и понять роль инженера/ученого в современном обществе, помочь начать свой проект по применению технологий.

В современном мире с огромным количеством источников знаний и массовыми открытыми онлайн курсами такие методики позволяют связать теорию с реальной практикой. При этом игровая среда позволяет с принципиально меньшими рисками проработать те вопросы, которые традиционно решались научной практикой.

2. Чемпионаты по профессиональному мастерству национального и международного уровня.

WorldSkills International — международная некоммерческая ассоциация, созданная в 1946 году. Ее цель — повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру и популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру.

Российская Федерация активно подключилась к данному движению, она официально стала 60-м членом WorldSkills International в 2012 году. С этого момента заявки на участие в движении WorldSkills Russia подали 60 российских регионов, из них 19 уже приняты в ряды официальных участников WSR. В рамках WorldSkills Russia были проведены 15 региональных чемпионатов, в которых приняли участие более 900 конкурсантов.

По распоряжению правительства РФ от 8 октября 2014 года создан союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», который уполномочен представлять Россию при подаче заявки на проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в 2019 году.

3. Всемирная инициатива подготовки инженеров CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate), которая позволяет сформировать практико-ориентированный образовательный процесс через внедрение её в учебный процесс.

CDIO — крупный международный проект по реформированию базового инженерного образования, начатый в октябре 2000 года в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности. Цель инициативы — приведение содержания и результативности инженерных образовательных программ в соответствие с уровнем развития современных технологий и ожиданиями работодателей.

Обучение студентов должно строиться на основе освоения ими инженерной деятельности в соответствии c моделью «Планировать — Проектировать — Производить — Применять» высокотехнологичные реальные системы, процессы и продукты на глобальном рынке. [4] В Стандартах CDIO определены специальные требования к программам CDIO, которые могут выступать руководством для реформирования и оценки образовательных программ в области техники и технологий, создавать условия для их непрерывного улучшения. В настоящее время к проекту присоединились около 90 высших учебных заведений из 25 стран мира.

Реализация в ТПУ подхода CDIO к подготовке инженеров начата в октябре 2011 г. и уже стала неотъемлемой частью масштабной модернизации образовательной деятельности университета, направленной на создание в университете личностно-ориентированной образовательной среды, разработку образовательных программ нового поколения, развитие академической самостоятельности и ответственности студентов, повышение квалификации преподавателей и научно-педагогических работников. Основной целью присоединения ТПУ к «клубу CDIO» является повышение качества и результативности инженерных образовательных программ, приведение их в соответствие с требованиями современного производства.

Участие в таких ассоциациях и международных мероприятиях способствует формированию механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов, включая механизмы профессиональной ориентации, подготовки кадров, формирования экспертных сообществ и повышения производительности труда. В рамках взаимодействия экспертных сообществ обеспечивается более эффективная работа по разработке национальных профессиональных и образовательных стандартов на основе международных стандартов WorldSkills International по сквозным и наиболее востребованным профессиям в отраслях экономики России.

Кадры являются главным связующим звеном между наукой и промышленностью, и основным ресурсом для развития современной инжиниринговой отрасли. Развитие инженерного кадрового потенциала, отвечающего требованиям постиндустриальной экономики, таким как переход к интеллектуальной технологии, инновационное производство, высокая производительность труда, гуманизация и экологизация технологического прогресса и глобализация требуют разработки образовательных программ на основе профессионального стандарта с опорой на компетентностный подход, включая использование практико-ориентированных образовательных технологий.

1. Всероссийский инженерный конкурс как фактор развития инженерного образования в России — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=91212#.VH_wdnslJKo (дата обращения 04.05.2015).

2. Опрос работодателей, Социологический центр ТПУ, 2013 г.

3. Резолюция III Съезда инженеров Сибири, 28–30 мая 2014, г. Омск

4. Портал http://www.cdio.org/

5. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.

6. Улановский А. М. Конструктивистская парадигма в гуманитарных науках // Эпистемология & философия науки — 2006 — т. Х., № 4 — С.129–141.

Основные термины (генерируются автоматически): CDIO, инженерная деятельность, инженер, инженерное образование, программа, Россия, стандарт, инженерная профессия, профессиональное мастерство, профессиональный стандарт.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...