Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Цветкова, Кристина Евгеньевна
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цветкова, Кристина Евгеньевна
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
1.1 Вариативная образовательная программа как научно-методическая основа формирования инженерной компетентности.
1.2 Конструирование как результирующий этап разработки вариативных образовательных программ инженерной подготовки.
1.3 Модель конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ВАРИАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА.
2.1 Логика и задачи опытно-поисковой работы.
Образовательная программа для подготовки полуфиналистов к участию в конкурсе «УМНИК»
2.2 Реализация организационно-педагогических условий конструирования вариативных образовательных программ.
2.3 Ход и результаты экспериментальной проверки педагогический модели конструирования вариативной образовательной программы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Инновационные задачи ресурсосбережения как средство формирования инженерной компетентности будущего бакалавра 2014 год, кандидат наук Манакова, Ольга Сергеевна
Педагогические основы реализации компетентностного подхода в инженерном образовании 2012 год, доктор педагогических наук Алисултанова, Эсмира Докуевна
Решение аэрокосмических задач как средство формирования инженерной компетентности будущих специалистов 2007 год, кандидат педагогических наук Онищенко, Наталия Александровна
Организация системы кредитного обучения в техническом вузе 2007 год, кандидат педагогических наук Тищенко, Евгения Анатольевна
Совершенствование подготовки специалистов технического профиля на основе моделирования ее иноязычной составляющей в условиях уровневого высшего профессионального образования 2010 год, доктор педагогических наук Леушина, Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса»
Разработка вариативных образовательных программ в высшем профессиональном образовании составляет одно из требований Федеральной целевой программы развития образования. Работу в данном направлении определяют также «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений», проекты Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения.
В соответствии с данной нормативной базой вариативные программы конструируются вузами самостоятельно на базе основной образовательной программы (ООП) вуза по данному направлению (специальности) подготовки в рамках одного уровня образования. Фрагментарность педагогического анализа и научно-обоснованных классификаций таких программ существенно затрудняет разработку универсальных и специфичных методик их конструирования.
Разработка и реализация в вузе вариативных программ инженерной подготовки осложняется потребностью в значительных научно-методических, кадровых, материально-технических, научно-производственных и других ресурсах.
Новые возможности в обеспечении вариативности образовательных программ инженерной подготовки создают региональные университетские колтлексы, рассматриваемые в приоритетном национальном проекте «Образование» как перспектива высокотехнологичной среды непрерывного инженерно-технического образования, интеграции с научными и производственными структурами, взаимодействия научных школ и направлений, концентрации информационных источников, многообразия инновационных форм и технологий обучения.
Проблематика конструирования дополняется ориентацией на компетентный подход, так как запланированное на 2011г. внедрение федеральных образовательных стандартов третьего поколения создало ситуацию переходного этапа, когда в период действия стандартов второго поколения вузам уже необходимо апробировать инновационные методики конструирования новых вариативных программ взаимодействия будущих субъектов конструирования.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий:
— между разнообразием социально-экономических, научно-производственных, региональных и личностных условий профессионального образования инженеров и недостаточной готовностью вузов к обеспечению вариативности программ инженерной подготовки;
— между необходимостью конструировать вариативные программы инженерной подготовки на основе компетентностного подхода и недостаточностью апробированных методик конструирования, учитывающих реалии и перспективы значимых субъектов данного процесса;
— между значительными возможностями университетского комплекса в обеспечении вариативности программ инженерной подготовки и недостаточной разработанностью методов оптимальной реализации этих ресурсов в вариативных программах инженерной подготовки.
В педагогической науке имеются предпосылки для научного решения проблемы конструирования вариативных образовательных программ в различных условиях.
Отдельные аспекты проблемы вариативности в общем образовании и профессионально-педагогической подготовке рассматриваются A.C. Асмоловым, Б.С. Гершунским, O.A. Кочергиной, JI.A.
Липской.
Проблемы педагогического конструирования и проектирования рассмотрены С.А. Архангельским, В.А. Беликовым, A.A. Вербицким, В.В. Краевским, И.И. Соколовой, А.П. Тряпицыной, A.B.
Хуторским.
Реализация компетентностного подхода в профессиональных образовательных программах инженерной подготовки представлена в работах М.И Иголкиной, В.В. Кольги, JI.B. Львова, А.Ю. Петрова, З.С. Сазоновой, Н.П.
Чурляевой.
Методологией инженерного образования, разработкой его содержания, методик и технологий реализаций занимались H.H. Бу-лынский, Г.Д.Бухарова, К.Я. Вазина, В.М. Жураковский, Н.И. Наумкин, Ю.П.
Похолков, В.М. Приходько, И.В. Федоров, Ю.Г. Фокин, А.И. Чучалин.
Инноватика университетских комплексов и региональных вузов отражена в работах И.Д. Белоновской, В.В. Дьячковой, В.П. Ковалевского, Е.В.Максимовой, В.Е.Шукшунова.
Ресурсный подход в образовании рассмотрен в работах Т.П. Зинченко, A.M. Кондакова.
Вместе с тем, в теории и методике профессионального образования данная проблема представлена фрагментарно, не проведены исследования, создающие целостное научное представление о конструировании вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетских комплексов, не определены и специфические методики, обеспечивающие данный процесс.
Таким образом, актуальность исследования и значимость разрешения отмеченных противоречий определили тему диссертации: «Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия эффективного конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки.
Объект исследования: вариативные образовательные программы инженерной подготовки.
Предмет исследования: специфика конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса. В исследовании введено ограничение -рассматривается подготовка инженеров-машиностроителей.
Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки представляет собой конкретизацию содержания и структуры основной образовательной программы, а также разработку форм и технологий ее реализации в актуальных условиях в целях успешного формирования инженерной компетентности обучающихся.
Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в университетском комплексе эффективно, если обеспечиваются следующие условия:
— реализуется педагогическая модель конструирования, учитывающая разнообразие процессов и результатов формирования инженерной компетентности;
— создается ресурсная профессионально-ориентированная среда, обеспечивающая вариативность инженерного образования;
— активизируется субъектная позиция обучающихся на основе ценностного выбора траекторий получения инженерной квалификации при педагогическом сопровождении;
— осуществляется взаимодействие субъектов конструирования в региональном образовательном пространстве;
В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
2. Определить специфику конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки в университетском комплексе для различных субъектов данного процесса.
3. Разработать педагогическую модель конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки.
4. Разработать методическое и диагностическое обеспечение исследуемого процесса.
5. Апробировать педагогическую модель и методики конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса Оренбургского государственного университета.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
— современные концепции инженерного образования (Н.Г. Ба-гдасарьян, Л.И. Гурье, В.М. Жураковский, В.В. Кольга, P.M.
Петру-нева, З.С.Сазонова, И.В. Федоров, Ю.Г. Фокин, А.И. Чучалин, В.Д. Шадриков, С. Brody, М. Kogan, D. Inwood, D. Von Hoyningen-Huene);
— психолого-педагогические теории развития профессионально-важных качеств специалиста (Б.С.Гершунский, Э.В. Гирусов, В.И. Данилова-Данильян, A.A. Добряков, В.И.
Загвязинский, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.В.Кузнецов, А.К. Маркова, А.Д. Урсул, В.Д. Шадриков, C.Grane);
— основные положения теории и методики профессионального образования (С.Я.Батышев, Г.Д.Бухарова, К.Я.Вазина, Г.И.Крутиков, П.Ф.Кубрушко, Г.М.Романцев, В.А.Скакун, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко, Н.Е. Эрганова);
— исследования в области деятельности инновационных учреждений общего и профессионального образования (H.H. Булынский, A.C. Гаязов, В.Г. Гладких, А.Т. Глазунов, В.Г. Рындак); исследования, посвященные аксиологии образования (К.А. Абульханова-Славская, В.П.
Бездухов, Е.В. Бондаревская, A.B. Кирьякова, Г.А.Мелекесов, В.А. Сластенин, G.P. Guilford.);
— идеи компетентностного подхода и концепции формирования профессиональной компетентности (В.И.Байденко, И.Д.Белоновская,
И.А.Зимняя, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Г.М. Романцев, Т.И. Руднева, Н.С. Сахарова, H.A. Селезнева, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына).
Методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов; обобщение и систематизация научного и практического педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа); методы опытно-поисковой работы и статистические методы обработки полученных результатов.
Исследование проводилось поэтапно.
Первый этап (2004 — 2005 гг.). Изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по теме исследования, была выявлена проблема, определены объект, предмет, цели, задачи исследования, изучена сложившаяся в России и за рубежом система подготовки специалистов в машиностроительной отрасли, сформулирована рабочая гипотеза и разработана модель конструирования вариативной образовательной программы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение, беседа, интервью, анализ документов, анкетирование, тестирование.
Второй этап (2005 — 2007 гг.). Был проведен формирующий этап опытно-поисковой работы, заключающийся в апробации и внедрении в университетском комплексе педагогической модели исследуемого процесса; уточнении методик конструирования. Основные методы — теоретический анализ, моделирование, анализ и синтез эмпирических данных; методы опроса (решение задач, анкетирование, беседа, тестирование); метод экспертных оценок, наблюдение.
Третий этап (2007 — 2009 гг.). Уточнялись результаты исследования, осуществлялось его литературное и техническое оформление. По результатам проведенного исследования были сделаны выводы и разработаны научно-методические рекомендации, опубликованы статьи, методическое пособие, проведена презентация на Федеральной экспериментальной площадке Минобрнауки РФ.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в Оренбургском государственном университете (Аэрокосмический институт), Орском гуманитарно-технологическом институт (филиале ОГУ), а также в рамках деятельности Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ «Разработка модели единого образовательного пространства Оренбургской области».
Научная новизна исследования:
2. Определена педагогическая сущность конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки как процесса ее конкретизации в актуальных социально-экономических, научно-производственных и образовательных условиях, установлена его специфика в университетском комплексе.
3. Охарактеризованы образовательные цели, ресурсы, функции и основные субъекты конструирования вариативной образовательной программы в университетском комплексе.
4. Разработана педагогическая модель конструирования вариативной образовательной программы, основанная на компетентност-ном подходе, представляющая логику, организационно-педагогические условия, комплекс методик и результат конструирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— профессиональная педагогика уточняется включением представлений о конструировании вариативных образовательных программ в систему знаний о педагогической деятельности;
— теория и методика профессионального образования дополняется знаниями о функциях и образовательных возможностях субъектов конструирования инженерных программ;
— дидактика уточняется классификацией вариативных образовательных программ, что может стать основой унификации процедур их конструирования;
— компетентностный подход дополняется анализом образовательных ресурсов, профессионально-ориентированных сред, образовательных рисков и оперативной диагностикой результата, что открывает новые возможности формирования заданных инженерных компетенций.
Практическая значимость исследования:
— разработанный критериально-диагностический инструментарий оперативной оценки инженерной компетентности студента может быть использован при анализе педагогических конструктов, в программах и материалах аттестации выпускников-инженеров, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов;
— разработанное учебно-методическое пособие «Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки на основе ресурсов университетского комплекса» может быть использовано в территориально-распределенном профессиональном образовании;
— методики конструирования исследуемых программ применимы в практике инженерного образования, в системе повышения квалификации преподавателей и руководителей структурных подразделений университетских комплексов и региональных вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются объективностью исходных методологических позиций, комплексным системным использованием различных методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; опорой на практические данные, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого предмета и объекта; завершенностью опытно-экспериментальной работы, подтвердившей первоначально выдвинутую гипотезу; статистической обработкой экспериментального материала, положительными результатами педагогического эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вариативная образовательная программа профессионального образования — разновидность основной образовательной программы, обладающая свойством изменения в рамках государственного образовательного стандарта по определенному профилю и уровню подготовки. Она представляет собой совокупность документов, конкретизирующих основную образовательную программу и определяющих разнообразие содержания, форм, методов и технологий реализации профессионального образования, обеспечивающая населению равенство доступности к качественным образовательным услугам, достаточность полноценных, специфичных и привлекательных образовательных траекторий; спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) выбора такой траектории, оптимизацию ресурсов сети образовательных учреждений.
2. Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки (в рамках данного направления, специальности и уровня) представляет собой конкретизацию содержания, структуры, форм и технологий реализации основной образовательной программы в актуальных социально-экономических, научно-производственных и образовательных условиях в целях успешного формирования инженерной компетентности обучающихся.
Педагогическая модель конструирования представляет его основные этапы (целевой, методологический, факторный, структурный, функциональный, дефицитарный, ресурсный, процессуальный, прогностический, результативный) на основе компетентностного подхода.
Ресурсная профессионально-ориентированная среда университетского комплекса обеспечивает: концентрацию образовательных ресурсов; качественное разнообразие траекторий и результатов формирования инженерной компетентности; равную доступность инженерной подготовки обучающимся; полифункциональное взаимодействие субъектов процесса; ориентацию содержания, форм и технологий инженерной подготовки на интеграцию науки, образования и производства в условиях университетского комплекса.
Субъектная позиция обучающихся активизируется в процессе конструирования при педагогической, информационной и организационной поддержке на основных этапах профессионального самоопределения и обучения (абитуриент, студент, практикант, исследователь, проектант, выпускник).
Субъекты конструирования (сообщество преподавателей уни-верситетского^комплекса и структурных подразделений, студенты и абитуриенты, работодатели, академическое сообщество и социальные партнеры) коллегиально выполняют следующие функции: установление специальных инженерных компетенций, оценка факторов, определение стратегий вуза, оценка образовательных ресурсов и рисков; выбор образовательного маршрута, отбор вариативного содержания инженерного образования, разработка технологий и методик освоения инженерных компетенций и квалификаций, экспертиза программ и оценка компетентностного результата.
Совокупность методик конструирования («Этапы конструирования», «Факторы конструирования», «Ограничения», «Востребованные компетенции», «Субъекты конструирования», «Функции конструирования», «Взаимодействие субъектов конструирования», «Оценка образовательных ресурсов и дефицитов», «Оценка рисков», «Оценка процесса и результата конструирования») определяет значимые характеристики научно- и учебно-методического обеспечения вариативных программ инженерной подготовки — комплексность, перспективность, ресурсность, многоуровневость, региональность, открытость, мультифункциональность.
Результат конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки оценивается поэтапно, покомпонентно и интегративно по уровню сформированности инженерной компетентности выпускника вариативной программы.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись на Федеральной экспериментальной площадке (ФЭП) Министерства образования и науки Российской Федерации по проекту «Разработка модели образовательной системы Оренбургской области» на базе Оренбургского государственного университета. Отчеты по основным этапам научно-исследовательской и опытно-поисковой работы прошли очную экспертизу Совета Сети Федеральных экспериментальных площадок и утверждены приказами Минобрнауки РФ от 08.04.2004 г.№1540 от 10.1 1.2005 г. № 272, от 15.02.2007 № 1/ФЭП).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в рамках госбюджетной научно-исследовательской работы «Интегрированная образовательная система «колледж-вуз» на кафедре технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов ГОУ ОГУ и представлено в отчетах НИР «Разработка структуры комплексного обеспечения интегрированной образовательной системы».
Результаты исследования обсуждались на международных (Москва — 2008), Всероссийских (Оренбург, Москва, Уфа, Челябинск 2004-2009 годы) и региональных конференциях.
Личный вклад автора заключается в теоретическом анализе состояния вопроса, в разработке основных понятий исследования, его основных положений и модели, в проведении опытно-поисковой работы, получении, теоретическом обобщении и интерпретации экспериментальных данных.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ИсточникПрограмма дополнительного профессионального образования «Основы инженерной графики»
рабочая программа на тему
Программа ДПО «Основы инженерной графики» предназначена для студентов, обучающихся по дополнительной программе и получающих начальные знания по дисциплине «Инженерная графика».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Директор ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
«_______» ___________________ 201___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
« ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ »
Программа повышения квалификации «Основы инженерной графики» разработана с использованием квалификационных характеристик, приведённых в федеральном государственном образовательном стандарте по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения базовой подготовки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (частей 2-6 статьи 76) и Приказа Министерства образования и науки от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, локального акта ГАПОУ СО «САСК» №7/од от 15 января 2014 г. «Об оказании платных образовательных услуг».
ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно- строительный колледж»
преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «САСК» И.К. Карамышева
Одобрено методическим советом колледжа
«_____» _________ 201__ г. протокол №__ от
Заместитель директора по учебной работе Е.Н. Князева
Заместитель директора по методической работе И.И. Ботова
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ »
1.1. Область применения программы
Программа «Основы инженерной графики» предназначена для повышения квалификации.
Реализация программы повышения квалификации «Основы инженерной графики» направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.
ПК 1.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления.
К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Основы инженерной графики» допускаются лица, имеющие основное общее образование.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения
В результате освоения программы повышения квалификации «Основы инженерной графики» слушатель должен:
иметь практический опыт:
— чтения чертежей рабочих проектов;
— выполнения замеров, составления эскизов и проектирования элементов систем газораспределения и газопотребления;
— составления спецификаций материалов и оборудования систем газораспределения и газопотребления;
— пользоваться нормативной документацией при выполнении графических работ ;
— законы, методы и приемы проекционного черчения;
— требования государственных стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства по оформлению и составлению строительных и сантехнических чертежей.
1.3. Количество часов на освоение программы повышения квалификации «Основы инженерной графики»:
всего – 16 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки слушателя – 2 часа;
учебная практика – 14 часов .
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения программы повышения квалификации «Основы инженерной графики» является совершенствование профессиональных компетенций:
Наименование результата обучения
Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления
Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ »
2.1. Тематический план программы
Наименования разделов программы профессиональной подготовки
(макс. учебная нагрузка и практика)
Объем времени, отведенный на освоение теоретической части программы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка слушателя
Раздел 1. Изучение основ инженерной графики
2.2. Содержание обучения программе повышения квалификации «Основы инженерной графики»
разделов и тем программы
Содержание учебного материала
и квалификационная работа
Раздел 1. Изучение основ инженерной графики
Тема 1.1. Правила оформления чертежей
Краткие исторические сведения о развитии графики. Современные методы разработки и получения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей в технике ручной графики.
Понятие ЕСКД. Государственные стандарты. Общие требования к чертежам. Линии чертежа.
Значение линий для прочтения чертежа. Правила построения линий.
Форматы. Масштабы. Нанесение размеров. Основная надпись. Форматы. Масштабы. Размерные и выносные линии.
Форма стрелок. Основная надпись. Общие требования.
Шрифты чертежные. Типы шрифтов, их отличительные и общие свойства. Номер шрифта, параметры шрифта.
Шрифты чертежные.
Конструкции прописных, строчных букв и цифр.
Графические приемы деления окружностей, отрезков циркулем. Построение многоугольников с равными сторонами. Сопряжение.
Основы проекционного черчения. Составление спецификаций оборудования, изделий и материалов.
Линии чертежа. Графическая композиция, составленная на основе линий чертежа.
Выполнение надписей чертежными шрифтами; написание алфавита и словосочетаний заданным номером шрифта
Выполнение построения на деление окружности
Выполнение построения многоугольников с равными сторонами
Выполнение построения плоских контуров на сопряжение
Выполнение индивидуального практического задания
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- Изучение инженерной графики проводится на базе образовательного учреждения в учебном кабинете.
- Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- учебные чертёжные столы;
- плакаты: «Шрифты», «Линии чертежа», «Геометрические построения»,
- учебные модели деталей;
- варианты заданий для выполнения графической работы;
- методические пособия по выполнению графических работ
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
- Боголюбов С.К. «Инженерная графика» — М.: Машиностроение, 2010.
- Государственные стандарты Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД) и Системы Проектной Документации для Строительства (СПДС) – М. 2010
- Каминский В.П., Георгиевский О.В., Будасов Б.В. Строительное черчение – М.: Архитектура – С, 2010.
- Короев Ю.И. Начертательная геометрия. – М.: Архитектура – С, 2010.
- Лагерь А.И. «Инженерная графика» учебник для вузов, М: Высшая школа, 2010.
- Георгиевский О.В. Единые требования по выполнению строительных чертежей. Справочное пособие – М: Стройидат, 2010.
- Короев Ю.И. Черчение для строителей. – М.: Высшая школа, 2011.
- Полежаев Ю.О., Кондратьев Т.М. Начертательная геометрия (проекционная геометрия с элементами компьютеризации) – М.: ACB, 2010.
1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
- Программа повышения квалификации «Основы инженерной графики » обеспечивается учебно-методической документацией.
Каждому слушателю обеспечен доступ к базам данных и библиотечным фондам.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
- Лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации «Основы инженерной графики» и прошедшим итоговую аттестацию выдаётся удостоверение о повышении квалификации.
- Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы повышения квалификации «Основы инженерной графики» и (или) отчисленным из группы обучения, выдаётся справка об обучении или о периоде обучения установленного образца.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю программы.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой. Инженерно-педагогический состав:
-педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное образование строительного профиля, с наличием опыта работы;
Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.
ПК 1.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления
Выполнение графических построений в соответствии с ГОСТ и ЕСКД.
выполнение индивидуальных практических заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Основы инженерной графики
Рабочая программа учебной дисциплиныОсновы инженерной графики Программы подготовки квалифицированных рабочих ,служащих по профессии 35.01.11. Мастер сельскохозяйствен.
Внеаудиторное занятие по дисциплине профессионального цикла Инженерная графика на тему «Занимательная инженерная графика»
Цели:Мотивация обучающихся к познавательной деятельности.Повторение и обобщение знаний.Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.Формирование общеобразовательных и общек.
Рабочая программа по ОП. 01 Инженерная графика для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
Рабочая программа по ОП. 01 Инженерная графика для специальности 15.02.08 Технология машиностроения на 160 часов для преподавателей специальных дисциплин 2012г.
Аннотация к рабочей программе дисциплины ОП.01. Инженерная графика
Аннотация к рабочей программе дисциплины ОП.01. Инженерная графика Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
рабочая программа ОП 01 «Основы инженерной графики»
ОП 01 «Основы инженерной графики».
«Методические указания к практическим работам в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика» для студентов специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих практические работы в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика», обучающихся по специальности 08.02.05 «Стро.
Учебная программа по ОП.01 Инженерная графика по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная программа по ОП.01 Инженерная графика по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Источник10 образовательных программ для технологических кружков
В открытом доступе опубликованы образовательные программы для дополнительного обучения школьников в кружках по робототехнике и другим технологиям. Они разработаны по профилям Национальной технологической олимпиады (НТО) в Кружковом движении НТИ.
Программы предназначены для дополнительного обучения школьников в кружках и призваны познакомить учащихся с современными технологиями, практическими сферами их применения, углубить фундаментальные знания и развить инженерно-технические компетенции, а также подготовить школьников к всероссийской командной инженерной олимпиаде – НТО (прежнее название – Олимпиада Кружкового движения НТИ).
Как сообщили в проектном офисе олимпиады, в разработке программ приняли участие методисты НТО и разработчики профилей – представители технологических компаний, вузов, образовательных центров, выступающих партнерами Национальной технологической олимпиады. Каждая образовательная программа содержит пакет методических материалов для проведения занятий, набор практических заданий на основе задач олимпиады разных лет, а также рекомендации по материально-техническому обеспечению кружка, формированию команд и т.д.
Запуском образовательных программ мы решаем одну из ключевых задач развития олимпиады – переход от соревновательной логики к логике непрерывного образовательного процесса вокруг технологических направлений, которым посвящена НТО. В первую очередь, эти программы будут полезны технологическим кружкам, школам, центрами довузовской подготовки, кружкам НТИ и другим центрам дополнительного образования, которые собираются или уже ведут подготовку школьников к олимпиаде, – подчеркнул лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.
– Мы начали с десяти методически сильных профилей НТО, по которым накоплен значительный массив теоретических материалов и практических задач. В течение 2021/2022 учебного года совместно с партнерами планируем запустить образовательные программы и по многим другим профилям НТО.
Национальная технологическая олимпиада стартовала в новом статусе в рамках Года науки и технологий в России. Одна из важнейших задач “года” – вовлечь как можно больше молодежи в научно-технологическую сферу. Национальная технологическая олимпиада – как уникальные командные инженерные соревнования – и создаваемая вокруг НТО образовательная среда не только поддержат стремление технологически ориентированных школьников узнавать новое, но и помогут им выбрать профессиональную траекторию, связанную с развитием новых рынков и технологий, – отметил заместитель Министра науки и высшего образования России Григорий Гуров.
Общее собрание посвященное началу нового учебного года в СПбГУПТД
Все образовательные программы опубликованы в открытом доступе на сайте Национальной технологической олимпиады. Апробация программ проводится на площадках подготовки НТО и методических площадках Кружкового движения в разных регионах страны.
Национальная технологическая олимпиада (НТО) — это всероссийские технологические игры для школьников по широкому спектру направлений от искусственного интеллекта до геномного редактирования, космических технологий, разработки компьютерных игры. В 2021/2022 учебном году НТО проходит в рамках Года науки и технологий, прием заявок от учащихся 8-11 классов продолжается до 27 октября. Олимпиада проводится при координации Министерства науки и высшего образования РФ совместно с Кружковым движением НТИ при поддержке АНО «Россия – страна возможностей», Агентства стратегических инициатив и АНО «Платформа НТИ».
В основе НТО — опыт Олимпиады Кружкового движения НТИ, которая проводилась с 2015 года. За шесть лет развития проекта более 4 000 школьников стали финалистами, победителями и призерами, получили право на льготы при поступлении в ведущие технологические вузы страны. В 2020/2021 учебном году на олимпиаду зарегистрировались более 110 000 школьников из 85 регионов, а общий охват соревнований с 2015 года превысил 250 000 человек.
В 2021/2022 учебном году соревнования пройдут по 31 инженерному профилю — все они посвящены решению актуальных отраслевых задач и погружают школьников в мир передовых технологий: от искусственного интеллекта и машинного обучения до «умной» и ядерной энергетики, геномного редактирования и робототехники. По итогам экспертизы Российского совета олимпиад школьников 26 профилей НТО включены в проект приказа Министерства науки и высшего образования РФ – их победители и призеры получат льготы при поступлении в вузы.
Источник