Отрывка окопа норматив по инженерной подготовке

Назначение окопов и порядок их оборудования

Для ведения огня, наблюдения и зашиты от средств поражения личный состав подразделений на занимаемых позициях в первую очередь устраивает одиночные окопы для стрельбы из автоматов, пулеметов, ручных противотанковых гранатометов, окопы для гранатометов АГС-17, БМП (БТР).

Место для окопа необходимо выбрать так, чтобы иметь хороший обзор и обстрел в заданном секторе и не быть заметным противнику.

Перед отрывкой окопа каждый боец примеряется к местности, располагаясь так, чтобы иметь хороший обзор и обстрел в заданном секторе и не быть заметным противнику. Затем солдат отрывает одиночный окоп для стрельбы лежа и расчищает себе обзор и обстрел, если ему мешают местные предметы.

Одиночный окоп для стрельбы лежа представляет собой выемку в грунте глубиной 30 см., длиной 170 см., шириной 60 см., и высотой бруствера 30 см. В передней часта выемки оставляется выемка оставляется ступенька шириной 40-50 см. и высотой 10 см. Между краем выемки и бруствером оставляется ступенька шириной 30-40 см., с боков окопа 20-30 см. В бруствере оборудуется сектор обстрела высотой 10 см.

отрывка окопа для стрельбы сидя

Для стрельбы из пулемета в передней части бермы оборудуется выемка для пулемета (10x10x50). Объем вынутого грунта 0.3 м. На устройство окопа пехотной лопатой требуется 0.5 чел./час. Одиночный окоп для стрельбы из автомата (пулемета) (рис. 9.1) устраивают сначала для стрельбы лежа (рис. 9.1), затем его углубляют для стрельбы с колена, стоя (рис.

9.2 и рис. 9.3).

Одиночные окопы для стрельбы с колена и стоя имеют глубину соответственно 60 и 110 см., высота бруствера 50-60 см. В секторе обстрела высота бруствера до 30 см. (для пулемета 20 см.). Ширина окопа по дну 50 см., длина 150 см. (для пулемета 150-160 см.). Окопы имеют ниши для боеприпасов высотой 20 см., шириной 25 см. (для пулемета 40 см.), длиной 40 см. и ступень для ведения огня во фланги и тыл (30x30x50).

Окопы для стрельбы из пулемета с колена и стоя имеют ломаные очертания в плане.

На устройство окопов требуется:

1. для стрельбы из автомата: с колена — 1.2 чел./час и объем вынутого грунта 0.8 м 3 стоя — пехотной лопатой — 2.5 чел./час и объем вынутого грунта 1.4 м 3 стоя — саперной лопатой — 1.5 чел./час и объем вынутого грунта 1.4 м 3 для стрельбы из пулемета:

с колена — 1.5 чел./час и объем вынутого грунта 1.6 м 3

стоя — пехотной лопатой — 4 чел./час и объем вынутого грунта 2.3 м 3

стоя — саперной лопатой — 2.5 чел./час и объем вынутого грунта 2.3 м 3

Окоп для гранатомета устраивается так же, как и одиночный окоп для стрелка. Отличие его состоит в том, что с противоположной стороны гранатомету обеспечен сектор обстрела. Длина окопа 3-5 м., высота бруствера 10 см., ниша для боеприпасов 40x40x80

Отрыв переднюю часть окопа на глубину примерно 20 см, солдат отодвигается немного назад и продолжает отрывку остальной части. По окончании бруствер маскируется.

Норматив № 1 по инженерной подготовке

Прилёт в окоп по Азову.

«Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из АК»

Оборудование окопа на отделение начинается с выбора позиции. В условиях непосредственного соприкосновения с противником, на позиции отделения в первую очередь отрываются одиночные (парные) окопы и окоп для БТР на основной позиции, затем одиночные окопы соединяются между собой в окоп на отделение.

Для личного состава оборудуется перекрытая щель (блиндаж), отрываются ниши для боеприпасов и окоп на запасной огневой позиции для БТР.

Устройство окопа на отделение производится в следующей последовательности:

Устройство одиночных окопов для стрельбы лежа, маскировка БТР.

Углубление окопа до 1.1 м., устройство парных окопов, начало отрывки окопа на БТР.

Соединение одиночных и парных окопов ходом сообщения глубиной

0. 6 м. в окоп на отделение и оборудование его запасными ячейками и площадками для стрелкового оружия, окончание отрывки окопа на БТР.

Углубление окопа на отделение до 1.1 м., устройство перекрытой щели (блиндажа), бойниц, ниш для боеприпасов, отрывка и маскировка местными предметами запасного окопа для БТР. На устройство окопа пехотной лопатой требуется 100-150 чел./часов. При отсутствии непосредственного соприкосновения с противником окоп на отделение

вручную устраивается в той же последовательности и отрывку начинают с трассировки элементов окопа.

В настоящее время одним из основных способов защиты личного состава от оружия вероятного противника является укрытие его в подготовленных фортификационных сооружениях. Зная основные правила их возведения, временной интервал опытный командир сумеет обезопасить свой личный состав и выполнить поставленные задачи.

Источник

Отрывка, оборудование и маскировка окопа на отделение

Занятие по отрывке, оборудованию и маскировке окопа на отделение следует проводить перед отработкой темы «Стрелковое отделение в обороне» с таким расчетом, чтобы действиям в оборонительном бою отделение обучалось в окопах, отрытых на занятиях по инженерной подготовке.

Обучение солдат отделения отрывке, оборудованию и маскировке окопа обычно проводится командиром отделения на занятиях в составе взвода. Командир взвода указывает командиру отделения место проведения занятия и порядок отработки учебных вопросов в составе взвода и по отделениям.

Когда занятие проводит командир отделения самостоятельно, он должен сам проделать всю работу по его подготовке и организации.

Рассмотрим подготовку и организацию командиром отделения занятий по теме «Отрывка, оборудование и маскировка окопа».

Например, ротным расписанием установлена цель занятия — обучить солдат выполнению работ в составе отделения по устройству, оборудованию и маскировке окопов, а также отработать следующие учебные вопросы:

1. Элементы и размеры окопа.

2. Ознакомление с оборудованием окопа бойницами, нишами, укрытиями для личного состава и вооружения; ознакомление с устройством и оборудованием траншей и ходов сообщения.

3. Выполнение работ по устройству окопа.

4. Маскировка окопа.

Как видно из порядка постановки учебных вопросов, часть из них носит познавательный характер (изучение элементов и размеров окопа, ознакомление с его оборудованием, устройством траншей и ходов сообщения), а другая часть, практическая, заключается в выполнении работ по устройству окопа и его маскировке. Исходя из этого и нужно подготовить и организовать занятие.

Первую часть вопросов следует отрабатывать в инженерном городке или на образцово оборудованном в инженерном отношении учебном поле, вторую часть — на местности, где будет проводиться тактико-строевое занятие с отделением по теме «Стрелковое отделение в обороне». При этом большую часть времени следует отводить на обучение солдат практическому выполнению работ по отрывке и оборудованию окопа.

Готовясь к проведению первой части занятия, командиру отделения необходимо самому повторить, из каких элементов состоит окоп, каковы их размеры, а также какова последовательность окапывания, устройства и оборудования окопов, траншей и ходов сообщения в боевом отношении.

Читайте также:  Инженерная подготовка застроенных территорий

Для этого командир отделения, выходя в инженерный городок или на учебное поле, должен иметь с собой руководящую литературу по военно-инженерному делу. Здесь он подбирает место для занятия.

Желательно, чтобы на нем были окопы для стрельбы лежа, с колена, обязательно окопы для стрельбы стоя на дне рва и участок траншеи (окоп) полного профиля с примкнутыми и выносными ячейками, полностью оборудованный в боевом отношении. Неплохо, если командир отделения подготовит себе карточку последовательности окапывания стрелковых подразделений.

Эта карточка будет частью плана-конспекта занятия (рис. 1).

Рис. 1. Карточка последовательности окапывания стрелковых подразделений

Находясь около готовых окопов, командир отделения повторяет последовательность инженерных работ при окапывании стрелковых подразделений, называет потребное для этого время, вспоминает размеры элементов окопа и оборудование окопов в боевом отношении.

После этого командир отделения подбирает место для проведения второй части занятия — практической. По возможности оно должно находиться на незначительном удалении от места проведения первой части занятия, чтобы не тратить учебного времени на переход с одного места на другое, а также иметь условия для тактически правильного расположения оборонительной позиции отделения.

Возвратившись в расположение подразделения, командир отделения составляет план-конспект занятия и дает заявку старшине роты на средства материального обеспечения. Для проведения такого занятия потребуется пехотных и саперных лопат по( одной на каждого солдата, 1–2 киркомотыги, 1–2 лома, один топор, трассировочный шнур, 12 разбивочных кольев и 40–45 колышков для разбивки окопа.

Полезно накануне занятия провести с солдатами беседу и показать важность соблюдения правильной последовательности работ по инженерному оборудованию позиции отделением в зависимости от тактической обстановки.

Выйдя с отделением на место для занятия, командир отделения объявляет тему, цель и учебные вопросы занятия.

Сначала командир отделения показывает развитие окопа под огнем противника. Для этого он переходит от окопа к окопу, показывает последовательность его развития, называет элементы окопа, их размеры и время на отрывку. Пехотной лопатой окоп для стрельбы лежа должен отрываться за 10–15 минут, для стрельбы с колена за 30 минут, для стрельбы стоя на дне рва за 1 час.

При глубине снежного покрова 50–60 см он показывает одиночный окоп, отрытый частично в снегу, а частично в грунте (рис. 2); на отрывку такого окопа затрачивается 3,5–4 часа.

Рис. 2. Одиночный стрелковый окоп, отрытый частично в снегу, частично в грунте

Показав солдатам отрытые одиночные окопы, сержант указывает, что при заблаговременном занятии обороны окоп на отделение отрывается после трассировки сразу по всей длине. Затем он переводит отделение к готовому окопу на стрелковое отделение, показывает и называет его элементы (примкнутые и выносные ячейки, траншею, ход сообщения, блиндаж, перекрытый участок) и поясняет, что саперными лопатами стрелковое отделение отрывает окопы для стрельбы стоя, соединенные между собой траншеей для переползания (глубина 60 см), за 4–5 часов, траншеей для движения согнувшись (глубина 110 см) — за 6–7 часов; участок траншеи на отделение полного профиля с примкнутыми ячейками отделение отрывает за 8—10 часов.

Командир отделения поясняет, что эта норма времени рассчитана на работу в грунтах средней твердости. В твердых или размокших грунтах (например, глине), в большую жару или сильный мороз время на отрывку инженерных сооружений увеличивается в два раза. Медленнее выполняются инженерные работы и в тех случаях, когда подразделения окапываются при ведении боя в непосредственном соприкосновении с противником и под его огнем, а также при большой усталости личного состава от предыдущих боев.

Сержант обращает внимание на способ разработки мерзлого грунта. Мерзлый грунт разрабатывают уступами. Сначала отрывают короткий участок на полную глубину, потом, последовательно подрезая киркой с боков и снизу слои толщиной 20–25 см, откалывают комья при помощи ломов и клиньев, используя их как рычаги.

Зимой работы ведутся непрерывно, сменами, чтобы не промерзал вскрытый талый грунт.

Далее командир отделения показывает приспособления для ведения стоя и для выхода из траншеи (ступени для ведения залпового огня, уступы, горизонтальные жерди, скамьи, бойницы, ниши различных типов для боеприпасов) и простейшие укрытия (нишу для укрытия одного солдата, перекрытый участок траншеи, блиндаж). Одновременно с показом обучаемым сообщается назначение всех этих элементов, их размеры и время, потребное для их изготовления.

В заключение этой части занятия командир отделения должен рассказать о значении в обороне траншей и ходов сообщения, которые представляют собой по сути дела непрерывно продолжающийся окоп. Такой окоп на всем своем протяжении является огневой позицией для автоматчиков, пулеметчиков и гранатометчиков, хорошим укрытым путем сообщения для маневра, связи и управления, надежным укрытием при воздушном нападении противника, артиллерийско-минометном огне и применении им атомного оружия.

Так, по данным иностранной печати, при воздушном атомном взрыве траншеи и другие оборонительные сооружения в земле, удаленные на несколько сот метров от эпицентра взрыва, совершенно не повреждаются. Потери же в личном составе, находящемся в этих сооружениях, снижаются в 2,5 раза по сравнению с потерями в личном составе, расположенном на необорудованной позиции.

Необходимо, чтобы первая часть занятия занимала не более одного часа учебного времени.

Перед началом второй части занятия — практической отрывки окопа — командир отделения напоминает обучаемым основные правила пользования шанцевым инструментом, при этом он должен сказать, что лопатой не следует рубить камни, использовать ее в качестве рычага для вытаскивания камней (для этого есть лом и киркомотыга) или рубить толстые корни (для этого есть топор). Топором же нельзя разрыхлять твердый или мерзлый грунт, рубить проволоку. Каждый инструмент следует использовать только по назначению, содержать его в исправности, остро отточенным и заправленным.

Занятия по отрывке окопа на отделение в любом случае следует проводить на фоне тактической обстановки даже и тогда, когда работы производятся при заблаговременном занятии обороны.

Рассмотрим пример проведения занятия в зимних условиях.

Командир отделения вывел подчиненных на северные скаты высоты «Овражная» и ввел их в тактическую обстановку (рис. 3).

Рис. 3. Примерная схема обстановки к занятию по отрывке, оборудованию и маскировке стрелкового окопа на отделение

«Ориентиры: 1 —перекресток дорог, 2 — холм с пнем, 3 — юго-восточный угол леса.

В 3 км впереди на высоте «Груздевая» обороняются наши подразделения.

Нашему взводу приказано занять оборону на высоте «Овражная» с задачей не допустить прорыва противника в направлении высота «Овражная» — лес «Грибной».

Отделение обороняет позицию: справа — камень, слева — пень. Полоса огня: справа — камень, ориентир — 1; слева — пень, ориентир — 3.

Наблюдатель — рядовой Степин. Позиция в 5 м левее камня. Сектор наблюдения: справа — ориентир 1; слева — ориентир 3. О появлении танков, самолетов и химическом нападении противника докладывать мне голосом.

Ручному пулемету — основная огневая позиция здесь (показывает на местности), запасная — у пня. Основной сектор обстрела: справа — ориентир 1, слева — ориентир 3; дополнительный — ориентир 3, отдельное дерево.

Читайте также:  Инженерная подготовка площадки к строительству кратко

Гранатометчику — оборудовать основную ячейку здесь (показывает на местности), запасную — там (показывает на местности). Быть в готовности к уничтожению танков противника в полосе огня отделения.

Автоматчику Королеву — оборудовать основную ячейку здесь (показывает на местности), запасную — там (показывает на местности). Быть в готовности уничтожить противника в полосе огня отделения (таким же образом он поставил задачи всем автоматчикам отделения).

Дежурные огневые средства — ручной пулемет, а также автоматчик Серебряков.

Готовность окопов для стрельбы стоя, соединенных между собой траншеей для переползания в снегу, — через 5 часов.

Сигналы: появление противника — голосом «Противник с фронта (с левого, правого фланга, с тыла)»; об опасности атомного нападения — голосом «Атомная тревога»; химического нападения противника — голосом «Газы».

Проверив, как солдаты поняли поставленные задачи, командир отделения на выбранном месте произвел разбивку окопа (рис. 4).

Рис. 4. Разбивка и трассировка окопа на отделение с примкнутыми ячейками

Для этого обозначается общее направление окопа и его начертание в плане. На всех углах окопа и в центре стрелковых ячеек и пулеметной площадки забивают колья длиной 1–1,5 м. Небольшими колышками обозначают ширину рва, углы ячеек, пулеметных площадок и блиндажа. Затем производится трассировка.

Между колышками натягивается трассировочный шнур, вдоль которого солдаты делают неглубокие бороздки, обозначающие границы рва, ячеек, пулеметной площадки. Для того чтобы обеспечить правильный уклон крутостей (заложение), трассируют окоп, сообразуясь с шириной рва по его дну. Во время производства работ автоматы находятся з положении «за спину», ручной пулемет установлен на позиции в полной готовности к ведению огня.

По окончании разбивки и трассировки солдаты приступили к отрывке. Сначала они углубились в грунт в пределах внутренней трассировки, а затем срезали крутости окопа для создания правильного уклона крутостей. Окоп отрывается сразу по всей длине, сначала в местах, которые необходимы для ведения боя, а затем в стороны соседей. Если снежный покров менее 30–40 см, окоп роют в земле; если глубина его достигает 50–60 см, увеличивают высоту снегового бруствера или углубляют окоп за счет отрывки грунта; при глубине снежного покрова 80 см и более — окоп отрывают полностью в снегу со снеговым бруствером, защитная толща которого должна составлять не менее 4 м.

С началом работ командир отделения переходил от одного солдата к другому, проверял правильность действий при окапывании, указывал на ошибки, показывал, как делать правильно.

Основные ошибки при отрывке окопа в снегу: солдаты берут снег перед сооружением; насыпи делают крутыми, выделяющимися на поверхности; откосы выемок делают отвесными; не выдерживают размеры элементов окопа; бруствер по своей защитной толще делают недостаточным (1–2 м).

В ходе работ командир отделения следил за тем, чтобы брустверы и тыльные траверсы у ячеек и площадки для пулемета создавались из снега, собираемого с тыльной стороны. Особое внимание он обращал на выдерживание размеров отрываемых окопов и их элементов.

Назначенного наблюдателя командир отделения периодически менял с таким расчетом, чтобы все солдаты отделения за время работы несли службу наблюдателя в обороне.

За 30–40 минут до конца занятия командир отделения приказал подчиненным замаскировать сделанные сооружения. Солдаты должны тщательно убрать с позиции мусор, засыпать снегом вытоптанные места и следы. Брустверы и другие насыпи засыпаются свежим снегом.

За 10 минут до конца занятия сержант выстроил отделение, отвел его на 100–150 м в сторону «противника» и показал солдатам результаты маскировки проделанной работы.

После этого командир отделения произвел разбор занятия и определил степень достижения учебной цели, отметил старательность и правильные действия отдельных солдат при работе, а также допущенные недостатки, указав способы их устранения, и дал оценку работы каждого солдата.

Закончив разбор, командир отделения проверил наличие оружия, снаряжения и средств материального обеспечения.

Маскировка

Маскировка Средства оптической маскировки, обычно состоящие на вооружении армии, включают маскировочную одежду, маскировочные комплекты, комплекты масок, макеты и их комплекты. Десантнику необходимо знать самые распространенные приемы и способы маскировки для того,

86. Маскировка

86. Маскировка Если хорошо спрятать свои слабые места, противник не будет знать, где нападать.Если хорошо спрятать свои сильные места, противник не будет знать, как уберечься от нападения.Если хорошо спрятать регулярные и нерегулярные приемы, противник не будет знать, что

В Кораблестроительное отделение Морского Технического комитета РАПОРТ

В Кораблестроительное отделение Морского Технического комитета РАПОРТ От 21 октября 1885 г. Сего числа в 12 часов пополудни со стапеля Балтийского завода в присутствии Его Императорского Высочества Государя императора спущен благополучно на воду броненосный крейсер

Ошибочная маскировка

Ошибочная маскировка Другой прием маскировки от авиации противника, который также ударил по самим иракцам в ходе ночных наземных боев. Чтобы избежать обнаружения по тепловому излучению с американских самолетов ночью, иракские танкисты держали машины выключенными.

Маскировка

Маскировка Здесь лишь отметим, что помимо маскировки по принципу «сокрытия от обнаружения» распространение получает маскировка «под уничтоженные объекты». Второй тип маскировки работает по принципу перенасыщения местности потенциальными целями. То есть противник в

Дозорное отделение (танк) в разведке

Дозорное отделение (танк) в разведке Боевой разведывательный дозор высылается от батальона (роты) первого эшелона в составе мотострелкового (танкового) взвода. Он действует перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты) на удалении, обеспечивающем наблюдение за

5.1. Маскировка

5.1. Маскировка Средства оптической маскировки, обычно состоящие на вооружении армии, включают маскировочную одежду, маскировочные комплекты, комплекты масок, макеты и их комплекты. Маскировка осуществляется с целью ввести противника в заблуждение относительно наличия

Маскировка следов

Маскировка следов Действуя в тылу противника, разведчики должны постоянно заботиться о маскировке своей деятельности и следов своего передвижения, уделяя основное внимание выбору пути движения. Например, на каменистой тропе, песчаном дне в проточной воде, гальке,

Ночная маскировка

Ночная маскировка Локальные военные конфликты высветили проблему подготовки войск к действиям в ночных условиях, когда снайперы противника широко применяют прицелы ночного видения (ПНВ). Прежде внимание обращалось лишь на соблюдение светомаскировки (причем все

Маскировка

Маскировка Средства оптической маскировки, обычно состоящие на вооружении армии, включают маскировочную одежду, маскировочные комплекты, комплекты масок, макеты и их

Стрелковое отделение в атаке

Стрелковое отделение в атаке Организация и подготовка занятия Тактико-строевое занятие по обучению стрелкового отделения действиям в атаке проводится в составе взвода каждым командиром отделения со своим отделением. Занятие проводится на учебном поле, оборудованном

Замполиты. Взгляд из окопа

Замполиты. Взгляд из окопа Мы ехали в Москву на 50-летие Победы. В купе нас было четверо.

Все из разных городов России и Украины. Случилось так, что мы представляли и разные рода войск: летчик, танкист, пехотинец и артиллерист. Жалели, что не было среди нас моряка: вот кого

Маскировка

Маскировка Средства оптической маскировки, обычно состоящие на вооружении армии, включают маскировочную одежду, маскировочные комплекты, комплекты масок, макеты и их

МАСКИРОВКА

МАСКИРОВКА После того как Советы успешно запустили свой спутник, разведывательные службы США решили было, что между двумя странами существует разрыв по ракетам или, говоря другими словами, Соединенные Штаты значительно отстают по общему количеству боеготовых МБР. По

Читайте также:  Инженерная подготовка строительства в москве
Источник

Отрывка окопа норматив по инженерной подготовке

Обучение действиям в оборонительном бою - i_001.jpg

Высокая полевая выучка войск является важнейшим условием достижения успеха при ведении современного боя. В общей системе тактической подготовки частей и подразделений большое место занимает подготовка мелких подразделений. В современном бою с применением средств массового поражения умелые действия мелких подразделений значительно способствуют достижению общего успеха.

Полевые занятия по существу являются той школой, где вырабатывается воинское мастерство личного состава, воспитываются высокие морально-боевые качества, происходит слаживание отделения и приобретается необходимая для боя полевая выучка.

Командир отделения всегда должен помнить, что высокие боевые качества и крепкая физическая закалка подчиненных ему солдат вырабатываются в процессе повседневного преодоления трудностей. На тактических занятиях и учениях воин учится стойко и мужественно выдерживать суровые испытания, характерные для современного боя, умело применять оружие и использовать боевую технику.

В ходе полевых занятий у воинов развиваются активность, инициатива, смелость и решительность, закаляется воля. Выработка всех этих качеств происходит тем быстрее, чем требовательнее командиры в борьбе с послаблениями и упрощениями.

Учить — это значит не только объяснять, показывать и тренировать, но и воспитывать. Вся работа по обучению подчиненных должна быть построена на основе суровой, но справедливой командирской требовательности.

В ходе любого занятия командир должен внимательно следить, как обучаемые выполняют воинские приемы, используют оружие и боевую технику для достижения успеха в бою, как умеют ориентироваться в обстановке и на местности, вести наблюдение, обнаруживать цели, определять расстояния до них и вести прицельный огонь.

Обучая воинов в поле, командир обязан внимательно присматриваться к действиям подчиненных, вдумчиво оценивать каждый их шаг, правильно и своевременно подмечать и устранять недочеты. Ошибок, если они не являются следствием нерадивости, бояться не следует; они неизбежны. Важно лишь вовремя заметить их, понять причину и тут же устранить.

В этом могут помочь сержанту частные разборы в ходе занятия и общий разбор в конце его. Разбор необходимо проводить поучительно, делая ясные выводы и обобщения. Это будет способствовать устранению недостатков.

Подготовка солдата и отделения к действиям в обороне проводится на занятиях по тактической, огневой, инженерной и противохимической подготовке.

На тактических занятиях с солдатами отрабатывается тема «Действия солдата в составе отделения в обороне днем и ночью». Но этим не исчерпывается подготовка солдата и отделения к действиям в обороне.

Так, на занятиях по огневой подготовке при выполнении одиночных стрельб из автомата, ротного и ручного пулеметов, ручного противотанкового гранатомета солдаты обучаются самостоятельному обнаружению и уверенному поражению появляющихся и движущихся целей днем и ночью; при выполнении упражнений в метании ручных гранат учатся метать гранаты на дальность и меткость из окопа; при выполнении упражнений по наблюдению и определению расстояний приобретают навыки в быстром обнаружении целей и определении расстояний до них днем и ночью. На занятиях по инженерной подготовке солдаты приобретают умение окапываться в ходе боя, отрывать и оборудовать окопы и траншеи, устраивать противотанковые и противопехотные заграждения. На занятиях по противохимической подготовке солдаты учатся вести радиационную и химическую разведку, производить санитарную и специальную обработку, дегазацию и дезактивацию оборонительных сооружений и местности.

Специальных тактических занятий по обучению солдата и отделения действиям в оборонительном бою недостаточно для приобретения прочных навыков. Эти занятия дают лишь основы умелых действий в обороне. Дальнейшее совершенствование навыков солдат и отделений проводится на ротных, батальонных и войсковых тактических учениях и включает слаживание отделения, обучение командира отделения, совершенствование одиночной подготовки солдат.

Поэтому при подготовке солдата и отделения к действиям в обороне резко возрастает роль командира отделения как основного учителя солдат, обучающего их умелым, тактически грамотным боевым действиям.

Методика обучения солдата и отделения в ходе тактических учений зависит от многих условий и поэтому отличается большим разнообразием. На нее влияют: наличие времени на подготовку и отработку тех или иных вопросов в ходе учения; степень обученности личного состава; характер местности, на которой проводятся тактические учения; методическое мастерство офицеров и командира отделения.

Умело организованные и методически правильно проведенные тактические занятия и учения воспитывают у воинов активность и инициативу, стремление с полным напряжением сил выполнить поставленную боевую задачу.

На полях тактических учений советские воины изо дня в день совершенствуют боевое мастерство, учатся умело, со знанием дела действовать на поле боя в условиях применения атомного оружия и других средств массового поражения.

Данные в брошюре методические советы и примеры обучения солдат и отделения действиям в обороне не исчерпывают всего многообразия учебной практики и тем более не являются шаблоном.

В любом деле, а в военном особенно, нельзя довольствоваться достигнутым, останавливаться на месте. Остановиться— значит отстать. А отсталых, как известно, бьют.

Вот поэтому каждый сержант должен стремиться постоянно совершенствовать свои знания, свое методическое мастерство, приемы и способы обучения подчиненных, не допускать никаких послаблений и упрощений, настойчиво и старательно учить воинов тому, что необходимо на войне.

Дело чести каждого сержанта — командира отделения постоянно изучать и своевременно использовать передовой опыт обучения солдат с целью воспитания у них твердых боевых навыков, высоких морально-боевых качеств — отваги, решительности, непреклонной воли к победе, постоянной готовности к преодолению любых преград для полного и успешного выполнения поставленной боевой задачи.

Обучение отделения действиям в обороне днем

В современных условиях успешное ведение оборонительных действий немыслимо без инженерного оборудования местности. Окопы, траншеи, ходы сообщения позволяют меньшими силами вести успешную борьбу с численно превосходящими силами противника, избежать больших потерь в личном составе и боевой технике, сохранить физические и моральные силы людей. Инженерные оборонительные сооружения являются основным и надежным средством защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов атомного взрыва — ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения местности.

В ходе боевых действий солдатам придется выполнять инженерные работы: отрывать окопы, траншеи, ходы сообщения, щели, оборудовать ниши, блиндажи, убежища, укрытия для людей и боевой техники, непрерывно маскировать производимые работы и готовые инженерные сооружения. При современной большой подвижности и маневренности войск, а также при наличии на вооружении армий средств массового поражения личный состав обязан уметь выполнять инженерные работы в ограниченные сроки. Нужно помнить, что хорошо, правильно и быстро сделанные оборонительные сооружения сохранят солдату в бою жизнь, защитят его от поражения атомным оружием и будут иметь решающее значение в успешном выполнении поставленной боевой задачи.

Поэтому начинать обучение подразделений действиям в оборонительном бою нужно именно с изучения приемов и правил отрывки, оборудования и маскировки окопов. Совершенствование знаний солдат по оборудованию окопов и траншей производится на протяжении всего учебного года в ходе тактических учений и на специальных занятиях по инженерной подготовке.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...