Общие сведения об инженерных заграждениях
· воспитывать дисциплинированность и прививать чувство гордости за принадлежность к ВС РФ.
Время:2 учебных часа.
Вид занятий:групповое.
Место проведения: аудитория.
Учебно-материальное обеспечение:
а) Литература:
[1]. Боевой устав сухопутных войск, часть 2. Воениздат. 2004.
[2]. Наставление по ВИД для Советской Армии. М.; Воениздат.
б) Наглядные пособия:
3. электронная версия занятия в Power Point;
5. мины учебные и разрезные.
Расчёт учебного времени:
Содержание занятия | Время, мин |
Вступительная часть Основная часть: 1. Общие сведения об инженерных заграждениях. Требования безопасности при обнаружении, обезвреживании и уничтожении мин (взрывоопасных предметов). 2. Противотанковые и противопехотные мины, стоящие на вооружении ВС РА. Назначение, устройство, ТТХ и порядок их установки. 3. Средства разведки и обнаружения мин. Способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях. Заключительная часть |
Проектирование и документирование инженерных систем с использованием технологии BIM
Методические указания:
А) Методика проведения вступительной части.
Преподаватель принимает рапорт дежурного по взводу, проверяет наличие обучаемых по журналу и их готовность к занятию. Выясняет, какие вопросы возникли при самостоятельной работе, и отвечает на них. Проверяет глубину и качество усвоения материала предыдущего занятия путем контрольного опроса.
Преподаватель анализирует ответы обучаемых и выставляет оценки в журнал, объявляет тему занятия, записывает ее на доске, формулирует цель занятия.
Б) Методика проведения основной части.
Преподаватель объявляет первый вопрос занятия, записывает его на доске, с помощью дежурного раздает обучаемым раздаточный материал и приступает к изложению темы.
При рассмотрении первого вопроса довести до обучаемых общие сведения об инженерных заграждениях, а также какие правила необходимо выполнять при обнаружении, обезвреживание и уничтожении мин (взрывоопасных предметах).
После изложения учебного материала преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.
Затем преподаватель объявляет второй вопрос занятия и приступает к его изложению в следующей последовательности:
× противотанковые мины, стоящие на вооружении ВС РА: назначение, устройство, ТТХ и порядок;
× противопехотные мины, стоящие на вооружении ВС РА: назначение, устройство, ТТХ и порядок.
После изложения второго учебного вопроса преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.
Затем преподаватель объявляет третий вопрос занятия и приступает к его изложению в следующей последовательности:
× средства разведки и обнаружения мин;
RSOTM, Владлен и Ильич | Капля: минные заграждения
× способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях.
После изложения третьего учебного вопроса преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.
В) Методика проведения заключительной части.
В заключении преподавателю необходимо подвести итог рассматриваемому учебному материалу путем доведения общих наиболее значимых выводов, которые должны нацеливать студентов на дальнейшую самостоятельную работу и в процессе будущей учебной деятельности.
Отметить работу студентов на занятии, особенно активно участвовавших в обсуждении проблем, а также недостаточно усвоивших изучаемый материал.
Довести перечень литературы для самостоятельной работы студентов и задание по подготовке к нему. Ответить на вопросы. Даёт команду дежурному закончить занятие.
Учебные вопросы
Введение
С давних времен русские люди для борьбы с врагом создавали с большим искусством различного рода заграждения. Об этом свидетельствуют, например, данные о характере оборонительной системы Киевской Руси. Эта оборонительная система состояла из ряда городков-крепостей и значительных по протяженности оборонительных линий, так называемых «змиевых валов».
Валы эти, являясь не только заграждениями, но и укреплениями, устраивались обычно вдоль рек или же имели с наружной стороны ров. Высота вала достигала 6—8 м, а ширина— 16—17 м.
Эта система сыграла важную роль в борьбе с кочевниками в X—XI вв.
Создавая оборону и умело, используя естественные свойства местности, русские войска в то же время хорошо применяли и искусственные полевые укрепления: плетни, колья, вбитые в землю, — и умели в случае надобности «заложиться» лесом, т. е. устроить засеку.
Засеки были одним из самых распространенных заграждений, применявшихся русскими еще в начале XII в.
В XVI в. засека (или так называемая засечная черта) состояла не из одних лесных завалов, а представляла собой сложную систему укреплений, в которой лесные завалы-засеки чередовались с естественными препятствиями на местности (реками, озерами, болотами, оврагами и т. д.) и искусственными (частоколами, надолбами, земляными валами и рвами, возводимыми в безлесных промежутках, т. е. там, где не из чего было соорудить засеку в собственном смысле этого слова).
Большое применение заграждения получили при организации Севастопольской обороны 1854—1855 гг. Здесь в системе обороны перед главной оборонительной линией были устроены различного рода заграждения (рвы, волчьи ямы, фугасы, засеки).
В боевых действиях Советской Армии заграждения, создаваемые нашими войсками, нашли наиболее широкое применение в ходе Великой Отечественной войны.
Уже в самом начале войны Советское Верховное Главнокомандование потребовало, чтобы войска широко практиковали устройство рвов, завалов и других заграждений, всемерно используя для этого местные материалы и средства.
В последнее время конструкции инженерных заграждений, а также приемы их применения получили свое дальнейшее более совершенное развитие, еще больше обеспечивающее обороноспособность Российской Федерации.
ИсточникУчительские университеты
«Утверждаю»
Директор КГУ «СОШ№11»
________Айтказина К.М.
План-конспект
открытого урока по НВП В 10 «б» классе 10.12.2015г.
Тема урока: «Инженерные заграждения, основные противопехотные и противотанковые мины
Цель урока: 1. Дать понятия об основных инженерных заграждениях и
противотанковых, противопехотных минах.
2. Воспитание ответственности за свою жизнь и за жизнь
окружающих, за успех в выполнении поставленной задачи
3. Воспитание взаимопонимания, дружбы в коллективе
Место: Библиотека.
Оборудование: Диапроектор, компьютер,плакаты.
Ход урока:
1. Вводная часть: (5 мин.) Построение, рапорт,осмотр внешнего вида, строевые приемы.
2. Основная часть: -Проверка домашнего задания: Вопросы, работа по карточкам.
-Новая тема: Объявляю новую тему. Рассказ, беседа.
В современном бою инженерные заграждения будут играть, как и прежде, важную роль в обеспечении боевых действий подразделений. Они устраиваются на местности (в воде или в воздухе) с целью нанести противнику поражение, замедлить его продвижение и затруднить маневр.
По характеру воздействия на противника инженерные заграждения подразделяются на минно-взрывные, невзрывные и комбинированные (сочетание двух первых). Основным видом инженерных заграждений являются минно-взрывные. В годы Великой Отечественной войны на минно-взрывных заграждениях, установленных воинами Советской Армии, было уничтожено около 10 тысяч вражеских танков.
Особенно большие потери танков противник имел в битвах под Москвой и на Курской дуге. Для устройства минно-взрывных заграждений применяются мины. По своему назначению они подразделяются на противотанковые и противопехотные.
Противотанковые мины
Эти мины применяются для поражения танков и другой боевой техники. Они бывают противогусеничные, взрывающиеся при непосредственном наезде на них танка, и противоднищевые, взрывающиеся под проекцией танка при срабатывании специального взрывателя. Противотанковая мина ТМ-57:
а — общий вид; б — разрез; 1— корпус; 2 — заряд ВВ; 3 — центральный промежуточный детонатор; 4 — боковой промежуточный детонатор; 5 — запальное гнездо бокового промежуточного детонатора; 6 — взрыватель МВ-57 в боевом положении; 7 — щиток;
8 — крышка
Первая противотанковая мина заводского изготовления была предложена в 1924 году советским военным инженером Д.М. Карбышевым.
Общее устройство. Мина (рис. 13) состоит из корпуса (металл, дерево, пластмасса), заряда взрывчатого вещества, взрывателя и промежуточного детонатора.
На дне и на боковой поверхности некоторых противотанковых мин могут быть запальные гнезда с резьбой для взрывателя при установке мин в неизвлекаемое положение. Принцип действия. При наезде гусеницей (колесом) на мину ее крышка сминается и опускается вместе с взрывателем до упора его в промежуточный детонатор.
При дальнейшем смятии нажимной крышки корпус взрывателя останавливается, а ударный механизм продолжает опускаться вниз. При этом сначала перерезается чека, затем освободившийся ударник под действием пружины накалывает запал, вызывая взрыв мины.
Противотанковые мины поражают фугасным действием заряда и кумулятивной струей.
Эти мины применяются для поражения живой силы противника. Они бывают фугасные и осколочные.
Противопехотные мины
Общее устройство. Мина (рис. 14) состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества и взрывателя с предохранительным устройством для безопасности установки. В комплект некоторых мин входят специальные приспособления для их установки.
Тактико-технические характеристики противопехотных мин приведены в табл. 4.
Принцип действия. Мина приводится в боевое положение через 2,5 минуты после выдергивания чеки и перерезания металлоэлемента (временного предохранителя). При наступании на мину, находящуюся в боевом положении, ее крышка опускается и выталкивает Т-образную чеку из взрывателя.
Ударник освобождается и под действием боевой пружины накалывает запал, вызывая взрыв. Противопехотная мина ПМД-6М:
а — общий вид; б — разрез; в — взрыватель МУВ-2; 1 — взрыватель; 2 — крышка; 3 — корпус мины; 4 — заряд ВВ; 5 — запал; 6 — металлическая пластинка; 7 — предохрани тельная чека; 8 — Т-образная боевая чека;
9 — боевая пружина; 10 — резак; 11 — рези новый колпачок; 12 — металлоэлемент; 13 — ударник; 14 — корпус взрывателя
При взрыве противопехотные мины поражают фугасным действием или осколками. Фугасные мины при взрыве поражают, как правило, одного человека. Осколочные мины могут поразить одновременно несколько человек.
Установка мин
Противотанковые и противопехотные мины устанавливаются на путях движения танков и пехоты противника. В обороне они устанавливаются перед передним краем, особенно для прикрытия флангов и промежутков, и в глубине, а в наступлении — перед рубежом отражения контратаки противника.
Противотанковые мины устанавливаются на местности вручную, с помощью минных заградителей и вертолетов, оснащенных специальным оборудованием, а противопехотные вручную.
Для установки мины вручную необходимо отрыть лунку по ее размерам с таким расчетом, чтобы установленная мина несколько выступала над поверхностью грунта, и положить в нее мину, ввернуть (вставить) взрыватель, перевести взрыватель в боевое положение (выдернуть предохранительную чеку) и замаскировать мину. Противотанковые мины маскируются слоем грунта в 5–8 см, противопехотные — слоем в 1–2 см. Снимать противопехотные мины запрещается, они уничтожаются подрывом заряда взрывчатого вещества или другим способом.
Мины, установленные на определенном участке местности, образуют минные поля. Минные поля бывают противотанковые, противопехотные и смешанные.
Демаскирующими признаками мин являются наличие бугорков над ними, не убранная при их установке земля, зимой утоптанный снег, осадка грунта, забытая укупорка от мин и взрывателей, брошенный инструмент и принадлежности для минирования, следы машин, людей, указки и ограждения.
—Закрепление нового материала:
1. Виды инженерных заграждений.
2. Назовите тактико-технические характеристики противотанковых и противопехотных мин. 2. Расскажите о назначении, общем устройстве и принципе действия противотанковой и противопехотной мин.
3. Способы преодоления комбинированных заграждений.
3.Подведение итогов, оценки, домашнее задание $ 5 стр.112