Самоокапывание и разминирование — важные элементы боевой подготовки
Опыт второй мировой войны подтвердил, что инженерные заграждения в сочетании с хорошо организованной системой огня являются серьезным препятствием для наступающего, способным не только задержать его продвижение, но и принести ему значительные потери, а следовательно, снизить его ударную силу и наступательный порыв.
Только хорошо подготовленные в инженерном отношении войска способны быстро и с минимальными потерями устранить или преодолеть препятствия противника, сохраняя начальную наступательную силу.
При подготовке прорыва обороны противника инженерным обеспечением наступающих войск в основном занимаются инженерно-саперные подразделения, которые действуют в роли исполнителей или инструкторов. Однако с прорывом первой позиции; особенно с развитием боя в глубине обороны противника, саперные подразделения не смогут обеспечить в инженерном отношении стрелковые войска.
К тому же значительный рост бронетанковых и механизированных войск потребовал для обеспечения их действий привлечения основной части инженерных войск. С развитием наступательного боя большинство инженерно-саперных подразделений привлекается для сопровождения этих родов войск, а также для восстановления разрушенных и строительства новых дорог и мостов.
Строевая подготовка. Учебный фильм
Стрелковым войскам, которые способны наступать на любой местности и в любых условиях, приходится самим прокладывать путь через инженерные заграждения противника не только для себя, но и для сопровождающих средств.
Успех, наступательного боя во многом зависит от того, насколько быстро стрелковые войска сумеют обеспечить себя и сопровождающие их танки и артиллерию проходами в заграждениях. А это приводит к следующему выводу — пехотинец, отлично знающий и владеющий своим оружием, умеющий вести ближний бой, должен хорошо знать и саперное дело.
Речь идет не о полном превращении стрелка в сапера, не о так называемом полном «осаперивании» пехоты, а об обучении стрелка саперному делу в таком объеме, в каком это требуется в боевых условиях. Необходимо, чтобы стрелковые войска в наступлении могли самостоятельно проложить себе и сопровождающим их средствам путь во всех препятствиях противника, а при переходе к обороне — быстро привести занимаемый рубеж в оборонительное состояние.
Обучать стрелковые войска саперному делу следует исходя из требований решаемых ими задач. Саперная подготовка не должна обременять пехоту и осложнять ее действия, а, наоборот, должна повышать ее подвижность в наступлении и устойчивость в обороне.
Например, нет никакой надобности тратить дорогое учебное время и обучать пехоту строительству капитальных мостов или железобетонных сооружений. Для выполнения этих работ пехота может быть привлечена лишь как вспомогательная рабочая сила, но пехота должна в совершенстве уметь преодолевать водные, преграды на подручных средствах.
Солдата необходимо научить переправляться на любых имеющихся в его распоряжении средствах (на бревнах, досках и т. п.), а также самостоятельно изготовлять из подручных материалов плотики, устанавливать и переправлять на них тяжелые огневые средства (пулеметы, ПТР, минометы, орудия).
АРМЕЙСКАЯ ТРЕНИРОВКА ВДВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Отводимые программой часы на саперную подготовку стрелковых войск достаточны лишь для теоретического ознакомления с основными элементами саперного дела и для показных тренировок. Свою саперную подготовку в дальнейшем войска должны совершенствовать путем повседневных тренировок на тактических учениях.
Увязывая саперную подготовку с тактической, мы придаем ей тактическую целеустремленность. В процессе учений следует преподать те элементы саперного дела, которые в данной конкретной обстановке или виде боя потребуются.
Только в комплексе с тактической подготовкой можно добиться требуемых результатов в обучении пехоты саперному делу.
Проверяя одно из подразделений, я спросил командира: «Почему бойцы медленно окапываются?»
«Видите ли, это дело полкового инженера. Мы пехотинцы, и наше дело — общевойсковое», — не задумываясь ответил он мне.
Такие взгляды на саперную подготовку пехоты, кроме вреда, ничего не принесут.
Перейдем к отдельным элементам саперной подготовки.
Самоокапывание и маскировка
Опыт боев Советской Армии учит, что чем быстрее и глубже стрелковые войска зароются в землю, тем устойчивее и дольше сохранят они свою живучесть и боеспособность.
Изучение боев, в которых мне приходилось участвовать, приводит к выводу, что в среднем потери пехоты от 10-минутного массированного огневого удара артиллерии и минометов противника, в зависимости от степени укрытия ее, при относительно равных условиях составляют:
Из этих данных видно, что лишь окоп и траншея полного профиля являются надежным укрытием на современном поле боя.
В боевой практике имеются случаи, когда небрежное отношение к самоокапыванию в бою приводило к излишним потерям, а иногда к невыполнению боевых задач.
В январе 1945 г. одно соединение перешло в наступление с задачей прорвать оборону немцев в районе г. Пилькаллен (Восточная Пруссия). Ценою больших усилий к исходу дня соединение своим левым флангом сильно вклинилось в оборону противника.
Батальон капитана Шифер в составе трех стрелковых и одной пулеметyой роты вырвался дальше других и вышел к опорному пункту, прикрывавшему узел грунтовых дорог. Противник оказал сильной огневое сопротивление. Атака с хода успеха не имела.
Командир батальона приказал ротам закрепиться, привести себя в порядок и подготовиться к повторной атаке опорного пункта.
Через 45 минут немцы открыли по батальону сильный сосредоточенный огонь из шестиствольных минометов и артиллерийских орудий.
В ходе боя 3-я рота, хорошо натренированная в самоокапывании, сумела за 45 минут укрыться в стрелковых ячейках полного профиля и потерь почти не имела; 2-я рота отрыла стрелковые ячейки неполного профиля и имела некоторые потери; но 1-я рота, командир которой решил отрыть лишь стрелковые и пулеметные ячейки для стрельбы лежа, а оставшееся до атаки время использовать для отдыха, имела значительные потери, и атака батальона задержалась.
Этот пример ярко показывает, к чему может привести пренебрежение к самоокапыванию на поле боя, и еще раз подтверждает, что в полевых условиях надежным прикрытием от огня артиллерии, минометов, авиации и танков является лишь окоп и траншея полной глубины.
Ячейка для стрельбы лежа может служить лишь временным укрытием от ружейно-пулеметного огня. Сводить все обучение лишь к тренировке в отрывке стрелковых ячеек для стрельбы лежа и даже с колена, проявлять излишнюю и вредную «жалость» к обучаемому, допуская в учебе условности и упрощенность, — значит давать ему неправильные понятия о требованиях к самоокапыванию,
Понятно, что обучение самоокапыванию должно начинаться с отрывки стрелковой ячейки для стрельбы лежа, с колена, но обучаемый должен понять, что ячейка для стрельбы лежа отрывается лишь при недостатке времени и что надежным укрытием в полевых условиях может быть только окоп полного профиля.
Серьезное значение в современной войне приобретает умение бойца совершенствовать свой окоп в боевом и хозяйственном отношении. Пехотинец должен уметь устроить бойницу, нишу для боеприпасов, правильно расчистить сектор обстрела, построить блиндаж, отхожее место, перекрыть и хорошо замаскировать свой окоп.
Стрелковые войска должны отрабатывать и совершенствовать свои знания по самоокапыванию во время полевых выходов частей и подразделений.
В этом отношении поучительны занятия, проведенные командиром батальона майором Базыревым.
Планируя трехдневный выход в поле, командир батальона решил провести тактические учения, на которых отрабатывалась тема «Марш и встречный бой усиленного стрелкового батальона».
В районе учений занятия были организованы следующим образом: 1-я и 2-я роты действовали как свои войска (занятиями их руководил сам командир батальона), 3-я стрелковая рота обозначала противника (занятиями руководил заместитель командира батальона).
В течение двух суток стрелковые роты с подразделениями усиления работали по оборудованию своих районов и позиций под огнем «противника».
К исходу вторых суток все роты получили приказание подготовить занимаемый рубеж как исходный для атаки и быть готовыми с утра начать атаку. В течение ночи роты устроили выходы из траншеи, отрыли ходы сообщения в сторону «противника» и проделали проходы в заграждениях.
С утра 1-я и 2-я стрелковые роты начали атаку, упредив роты «противника». Но в глубине обороны они встретили сильное сопротивление. Ротам было приказано закрепиться на достигнутом рубеже, привести себя в порядок, подтянуть огневые средства и подготовиться к новой атаке.
Роты снова приступили к самоокапыванию.
До ввода батальона в «бой» его командир провел еще два-три таких выхода в этот же район, каждый раз дополняя и усложняя обстановку.
В это же время велись работы по дооборудованию района учений в боевом и хозяйственном отношении.
Так было создано прекрасное учебное поле, причем личный состав батальона не только отработал запланированные темы по тактике, но научился технически грамотно, быстро и последовательно окапываться, а в процессе решения тактических задач — совершенствовать свои окопы в боевом и хозяйственном отношении.
Боевые действия показывают, что пехоте, как правило, приходится окапываться в непосредственной близости от противника, под воздействием его огневых средств. Это требует большого напряжения физических и моральных сил бойца.
Научить войска быстро, с наименьшей затратой сил, окапываться в сложной боевой обстановке — задача, над которой должны работать все командиры.
Наряду с этим стрелковые войска необходимо учить хорошо маскироваться от наземного и воздушного наблюдения. В ходе боя войскам почти не приходится пользоваться табельными маскировочными средствами. Маской для пехотинца должно служить любое подручное средство (кусты, трава, ветки, солома).
Отрыв ячейку, солдат, должен тщательно замаскироваться под общий фон местности.
Малейшее пренебрежение к маскировке и самоокапыванию в период учебы, допущение условностей при отработке этих вопросов чревато тяжелыми последствиями.
Минирование и разминирование
На поле боя наступающей пехоте приходится встречать и преодолевать главным образом взрывные препятствия.
Разминировать или подорвать минное поле может только достаточно подготовленный и натренированный боец, хладнокровный, смелый, сообразительный и находчивый.
Необходимость инженерного сопровождения стрелковых, войск на всю глубину боя потребовала в ходе войны обучения некоторой части стрелковых подразделений саперному делу, в первую очередь — разминированию и минированию. Сжатые сроки обучения не позволяли в ходе войны учить всю пехоту этому делу. Поэтому, как правило, обучали лишь одно-два стрелковых отделения на роту.
В период подготовки операции по ликвидации немецких войск на Земландском полуострове в каждой стрелковой роте саперному делу обучалось одно стрелковое отделение. На него возлагалась задача: действуя в боевых порядках, обеспечивать роту проходами в минных полях и проволочных заграждениях противника, а при переходе к временной обороне — устанавливать заграждения. Часто эти отделения действовали как саперы в составе штурмовых групп.
Такая организация саперной подготовки пехоты в ходе войны вполне себя оправдала.
Обучение минно-подрывному делу является одним из самых трудных вопросов саперной подготовки войск.
Качество подготовки войск инженерному делу зависит не только от наличия оборудованного учебного инженерного городка, но прежде всего — от хорошего обеспечения практических занятий учебными противотанковыми и противопехотными минами.
В этом залог правильного и успешного обучения. Занятия по минно-взрывному делу не терпят условностей. Обучение преодолению препятствий на условно обозначенных минных полях или на так называемых «мертвых» пассивных минах приносит лишь вред обучаемым.
На самом деле, какую пользу может принести обучение на минном поле, обозначенном чурками или дернинами?
Это даст ложное представление о настоящем минном поле и у обучаемых не выработаются все качества, нужные при установке боевых мин или разграждении. Не может принести пользы и имитация минных заграждений управляемыми фугасами.
Чтобы полно и правильно обучить пехотинца минированию и разминированию, необходимо прежде всего иметь учебные мины.
Для проделывания проходов в взрывных заграждениях войска могут с успехом применить ручные и даже противотанковые гранаты. Показательными в этом отношении являются занятия, проведенные в одной из частей.
Для занятия было создано учебное минное поле с применением активно действующих «мин».
Вначале наступающая рота преодолела «минное поле» без предварительного «разминирования». «Потери» роты составили 25% ее личного состава. Во второй раз проходы в «минном поле» были проделаны с помощью ручных гранат. В этом случае рота «потеряла» лишь 2,5% своего состава.
В третий раз для проделывания проходов были использованы противотанковые гранаты. Это снизило «потери» по сравнению со вторым разом втрое.
Эти примеры подтверждают эффективность ручных и особенно, противотанковых гранат в борьбе с взрывными препятствиями противника. Вполне понятно, что применение гранат в каждом отдельном случае будет определяться обстановкой и другими условиями. Они могут быть применены для проделывания проходов в том случае, если это не нарушит элемента внезапности и скрытности действий наших войск (при бое в глубине обороны противника), когда ввиду ограниченности времени исключена возможность применения других способов и средств.
Все эти примеры мы приводим для того, чтобы показать, что солдат должен уметь преодолевать или уничтожать препятствия противника, особенно взрывные, любыми средствами и способами, в первую очередь теми, которые для него являются более сподручными в данной обстановке.
Организуя обучение минированию и разминированию, командир должен всегда учитывать воздействие вражеского огня.
Как правило, все инженерные и особенно взрывные препятствия противника хорошо увязываются с системой огня всех огневых средств. Поэтому пехота должна быстро и по возможности безостановочно преодолевать полосу препятствий противника. Малейшая задержка у заграждений только увеличивает потери.
Командир обязан для проделывания проходов в препятствиях выделить лишь часть обученной пехоты, а основными силами продолжать выполнять основную задачу.
Организованно преодолеть препятствие можно лишь тогда, когда оно не явится неожиданным для командиров и войск, а для этого требуется умение в ходе боя постоянно вести инженерную разведку.
За годы войны Советская Армия накопила богатый опыт саперной подготовки войск. Такие работы, как подготовка переправочных средств из подручных материалов или прокладка колонного пути выполнялись войсками самостоятельно. Теперь задача состоит в том, чтобы, используя опыт войны, правильно учить саперному делу не только стрелковые, но и все другие рода войск.
Инженерная подготовка войск должна стать неотрывной частью их общей тактической подготовки.
ИсточникНормальное боевое слаживание пехотного подразделения — в понимании гражданского человека
Критикуешь — предлагай. Специально акцентирую на том, что давно гражданский человек и могу себе позволить роскошь в виде разгулявшегося воображения и хотелок. А также возможность опираться на лучшие примеры из военной литературы и практики вместо того, чтобы грустно прикидывать кол-во исписанной бумаги на каждое из перечисленных ниже упражнений.
Итак, я отталкиваюсь от следующих данных, сообщённых мне подписчиками, плюс, известных из открытой печати. Имеем следующее:
1) Москва, военкомат.
Обратившемуся в поисках краткосрочного контракта честно сказали, что набирают только в пехоту, пулемётчиков и гранатомётчиков. Срок подготовки в лучшем случае 1 неделя, но могут закинуть сразу на передовую. Оплата до 300 000, но без конкретики, при этом в РФ платят только оклад, все надбавки только за активные боевые действия.
Наконец, есть части, где кидают, а где платят честно.
2) Питер, военкомат.
Условия примерно те же, что и в Москве. Человек 49 лет от роду, отслуживший очень давно наводчиком-оператором на БМП-2, развернулся и ушёл. Записался в «оркестр», там прошёл доподготовку в течении 1 месяца.
Уже кое-что.
3) Курск, военкомат.
Выбор: 3 месяца краткосрочки в пехоте, срок подготовки в пределах 1 недели. Либо автомобильный батальон, контракт от 6 месяцев, срок подготовки неизвестен.
4) Репортаж из Приморья, подготовка батальона добровольцев.
Подготовка проходила на базе 155-й отдельной бригады морской пехоты, в репортаже военнослужащий в больших погонах озвучивает позицию: 2 недель якобы достаточно.
5) Репортаж из Заполярья, подготовка батальона добровольцев, набранных не с гражданки, а с кораблей Северного Флота и других силовых, и гражданских экстренных служб.
Срок подготовки 1 месяц, ну более-менее.
6) Рассказ в личку про добровольческий батальон откуда-то с Урала.
Срок подготовки 2 дня с момента сбора личного состава. Два маршброска на 14 км, 2 захода на стрельбы, и всё. Ноги в мясо у личного состава, ибо к берцам непривычны.
Пока это худшее, что было, на уровне проваленной мобилизации в ДНР/ЛНР.
7) Рассказ в личку, батальон БАРС (РФ).
Срок подготовки 4 дня, из них с пехотой вообще ничем не занимались, занятия проводились с миномётчиками. Как результат, в процессе СВО от штатной численности 50% отказников, разорвавших контракт.
Как вы понимаете, люди рассказывают сами, потому что их прорвало, а не потому что мне так уж интересно собирать негатив — я бы и рад публиковать истории, как у спецназовца из ДНР, где в подразделении более-менее всё оказалось в порядке, и это заценил на своей шкуре противник.
____________
Объективно картина похожа на воплощённый в жизнь сериал «Штрафбат». Или «Утомлённые солнцем». Поэтому захотелось изложить взгляд на то, как в моём понимании (в понимании гражданского человека, начитанного примерами лучших) должно выглядеть боевое слаживание — чтобы было понятно, чего можно вообще хотеть и от чего отталкиваться.
Что такое боевое слаживание? Воспользуюсь официальным источником:
> Боевое слаживание. Заблаговременно подготовленный процесс ускоренного обучения личного состава вновь формируемых и развертываемых на военное время воинских частей (подразделений) выполнению обязанностей в бою, а также согласованным действиям в составе подразделения (формирования), воинской части при выполнении задач по предназначению.
(с сайта МО РФ: Лит.: Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга 1. Организация боевой подготовки. — М.: Воениздат, 2003.)
Переводя на разговорный: в подразделении (например, взводе или роте) должна возникнуть привычка к командной работе + должны быть выполнены в учебной обстановке, на полигоне, основные типы задач, которые затем подразделение будет выполнять в зоне СВО.
В моём понимании, важно соблюдать следующие принципы в обучении:
1. Учёт психики и физиологии. Привычка формируется от 21 до 45 дней. К любой деятельности.
Поэтому выполнение учебно-боевых задач должно быть не только насыщенным, но и продолжительным по времени в течении указанного срока.
2. Разъяснительная работа. Военнослужащие тем быстрее входят в форму и в командную работу, чем полнее разъяснительная работа со стороны командиров. К сожалению, во многих случаях командиры не поясняют бойцам замысла тех или иных действий — для чего создаётся система огня на взводном опорнике?
Каковы принципы организации огня (фронтальный, перекрёстный, фланкирующий, перекрёстный или односторонний огонь с тыла)? Как устроен рывок к окопам противника за огневым валом? Часто на это не даются ответы, просто отдаются приказы — и личный состав выполняет то, что плохо осознаёт.
3. Последовательность от простого к сложному + ставка на постановку правильной техники выполнения упражнения, а не на развитие рекордных показателей в скорости. Проще говоря, все операции отрабатываются неторопливо, спокойной, с требовательностью к правильному выполнения как индивидуальных, так и групповых действий — потому что скорость их выполнения развивается сама собой в ходе УСВОЕНИЯ наиболее рациональной, правильной техники выполнения.
Ещё проще говоря: можно неторопливо, шагом для первого раза, сходить в атаку, постоянно объясняя и показывая бойцам укрытия, подсказывая виды огня (с определённого расстояния одиночный, с ближнего автоматический, с 20-25 метров дистанция гранатного боя и пр.). И это поможет быстрее поставить правильные навыки и понимание вместо того, чтобы постоянно гонять в режиме «яйца в руку и взять высоту. ». Без дурацкой штурмовщины.
Виды упражнений для слаживания взвода
Вроде достаточно очевидная вещь: берём в одну руку Боевой Устав Сухопутных Войск, а в другую мышку от компа, смотрим типы задач, которые пехота решала или должна была решать на Украине (по видео и статьям), а также типовые виды занятости (задач) взвода по уставу.
После чего составляем список и последовательно их решаем на полигоне, в условиях, максимально похожих на боевые. Вот давайте рассмотрим несколько примеров ниже. Попутно подсчитаем, сколько дней нужно для выполнения всех задач, с учётом перерывов на отдых.
Оборона
1) Организуем взводный опорный пункт с окопами и укрытиями полного профиля.
Выезжаем всем взводом (а то и ротой) на полигон, находим местечко, выгодное для организации ВОПа в тактическом отношении, и приступаем. Командир взвода ходит вместе с сержантами, определяет отделениям участки обороны, проводит разметку окопов, траншей и позиции, следя за тем, чтобы окопы копались с изгибом, чтобы позиции позволяли бойцам вести обстрел. Привязывает ориентиры для основного оружия.
После этого взвод начинает копать) Всё, как полагается: одиночные окопы и укрытия для БМП/БТРов, затем система траншей, затем перекрытые щели и ниши для боеприпасов, для сбора раненых, запасные капониры для БМП/БТРов, позиции для приданных АГСников или миномётчиков.
Допустим, на всё это без спешки, с постоянной разъяснительной работой, уйдёт дней 5.
После этого проводим 1-2 дня тактических занятий в обороне со стрельбами и без них. Эвакуация раненых из окопов и ячеек, манёвр резервным отделением с фланга на фланг, поиск ориентиров, вводные по организации обороны в случае гибели командира взвода и т.д.
Нам привозят хотя бы немного мишеней, мы организуем отражение атаки в условиях и при вводных, приближенных к боевым — нас «обстреливает арта» (поэтому все в укрытиях, кроме наблюдателей), мы теряем боевые машины из-за арт.огня, отражаем атаку стрелковкой и наведением своих миномётов. И так далее.
Всего у нас уйдёт 6-7 дней на это упражнение.
После этого 1-2 дня отдыха и стирки униформы. Итого прошло 8-9 дней.
Наступление
2) Теперь нам нужно свой же выкопанный ВОП взять по всем правилам. Это тоже частая задача на Украине.
Как положено, ротой из 3 взводов штурмуем ВОП. С привлечением положенных сил поддержки. Нам дают миномётную батарею, мы проводим визуальную разведку, личный состав и техника укрыты от противника. У нас есть АГСы, ПТУРы, 1-3 танка.
Мы наводим миномёты с помощью квадрокоптера (я надеюсь!), добиваясь попаданий в габариты укрытий для бронетехники и найденных позиций противника на направлении атаки. Наши БМПшки (если у нас БМПшки) фигачат по навесной траектории с закрытых позиций из 30-мм автоматических пушек по вражеским окопам, с корректировкой — пусть мишени понервничают, а наводчики-операторы и наблюдатели попрактикуются.
Дальше возможны вариации, в зависимости от местности. Например, танчики нас поддерживают огнём по окопам противника издалека, мы, пехотинцы, ползём вперёд за инженерами, которые проделывают для нас проходы в минных полях. Подползли, долго, нудно, иногда перебежками.
Совершили рывок до окопов, после чего устраиваем там зачистку в стиле 4-й бригады НМ ЛНР: крадёмся, за каждый угол по гранате, стреляем за угол одиночными и очередями, в щепки разносим мишени.
Допустим, нам на это упражнение нужен 1 день, от рассвета до заката. После чего 1-2 дня отдыха.
Итого, прошло 11-12 дней.
Перемещение по территории враждебного государства
3) Пришло время отработать марш в колонне техники, остановку с рассредоточением машин, выставление охраны колонны, отработку отражения засад.
Соответственно, совершаем марш на машинах на какое-нибудь расстояние, вроде 40 км по дорогам, с полным соблюдением всего и вся. Между взводами дистанция по 200 метров, например, между машинами по 60-80 метров. Каждый мехвод и старший машины знает маршрут. Отработка вводных на уход от артиллерийского удара.
Противозасадные манёвры и т.д. Головной дозор, тыловой дозор, остановка для разведки проблемных мест с возможными засадами и всё в таком духе.
1 день на это упражнение, с утра и до вечера. Плюс, сутки отдыха сверху.
Итого, прошло 13-14 дней.
4) Выполняем типичную пехотную задачу для войны в лесной, городской или горной местности — суточный марш в пешем порядке, со всем имеющимся вооружением, запасом воды и пищи.
Варианты:
— Скрытый марш взвода для просачивания сквозь вражеские боевые порядки. Например, если мы с вами копали всей ротой 3 ВОПа на местности, где возможно просочиться, то пробуем это сделать между ними или в обход флангового ВОПа по всяким лесополосам и оврагам.
— Марш после уничтожения своей боевой техники, с отрывом от места обстрела бегом, в районе 1-2 км.
— Марш с выходом в район засады, которую наш взвод устраивает на противника.
Расстояния могут варьироваться от 7-15 км до 30 км, в зависимости от варианта задачи. Совершаем марш в течении 1 дня.
Итого, прошло уже 14-15 дней.
5) Взвод в засаде.
Как продолжение того варианта пешего марша, что совершался в район засады. На следующие сутки после выхода в район засады на полигоне мы её устраиваем по всем правилам и устраиваем тактическое занятие с боевой стрельбой: фигачим по мишеням со всей злобой, ставим учебные мины, маскируем свои позиции, практикуемся в кинжальном огне и залповом огне из гранатомётов. И так далее.
Во всю фантазию.
После чего марш-бросок на 3-4 км в качестве отрыва от противника, посадка на БМП/БТР нашего взвода, отъезд в полевой лагерь или ППД.
До 0,5 суток на эту задачу.
После этого нам нужно 2-3 дня отдыха.
Итого, прошло уже 17,5-18 дней занятий на полигоне.
Охрана и патрулирование территории
6) Оборудование блокпоста и участие в патрулировании вдоль охраняемой дороги.
Опять же, возвращаемся к инженерной подготовке. Получаем от командира батальона или роты место для оборудования блокпоста. Выезжаем всем взводом на место, начинаем копать и организовывать местечко. Создаём систему огня, капониры для БМП/БТР, зарываемся в землю на блокпосте, выставляем маршруты патрулирования вокруг блокпоста и вдоль дороги от блока к блоку.
Минируем подходы и всё такое прочее.
Думаю, ещё дня 3-4 у нас уйдёт на это упражнение, плюс, 2 дня отдыха после.
Итого, прошло уже до 26 дней.
__________________________
Примерно так я себе представляю нормальное боевое слаживание взвода/роты, как гражданский человек со срочкой за плечами, на которой общевойсковой подготовки у меня практически не было. Но я читал такие замечательные книги, как «Спецназ ГРУ: 50 лет истории, 20 лет войны» Сергея Козлова, смотрел лекции по военной истории Советско-Финской войны (включая ту, про успешные действия 122-й стрелковой дивизии) Олега Киселёва и Баира Иринчеева, изучал немного историю образцовых частей РККА той поры, вроде 1-й Московской Пролетарской дивизии, читал «Чапаева» Д. Фурманова и много-много литературы, и документов по Второй Мировой, в т.ч. всякие сборники тактики в боевых примерах.
Да и по Первой Мировой, про генерала Брусилова. И смотрел лекции «Ерша в болоте истории» на Ютубе. И играл в «Противостояние III», как симулятор ротного уровня, и в Sudden Strike 4, как симулятор взводного уровня/штурмовой группы.
И за годы редакторской деятельности немного изучил систему подготовки в Армии США/Корпусе Морской Пехоты США и армии Великобритании.
На всё боевое слаживание добавим ещё до 7 дней, на всякие неурядицы, нестыковки, поправки.
В итоге выходит тот самый 1 месяц и несколько дней интенсивных занятий на полигоне. Без учёта времени на индивидуальную подготовку добровольцев, на которую я бы потратил до начала слаживания от 20 до 30 дней, хотя бы.
ИсточникГлава II боевая подготовка
Общие положения.Тактические действия — организованные действия подразделений, частей и соединений при выполнении поставленных задач.
Основные виды тактических действий: оборона, наступление, передвижение, расположение на месте. Основные формы тактических действий: бой, удар и маневр.
Бой— организованные и согласованные действия подразделений, частей и соединений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других задач в ограниченном районе в течение короткого времени. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным) огневым, противовоздушным, воздушным и морским.
Удар — одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.
Маневр— организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) при выполнении поставленных задач в целях занятия выгодного положения для ведения огня по наиболее уязвимому месту в боевом порядке противника, особенно во фланг и в тыл, а также для вывода подразделений из-под удара противника. Маневр осуществляется подразделениями (огневыми средствами) и огнем.
Видами маневра подразделениями (огневыми средствами) являются: охват, обход, отход и смена района (позиций).
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Успех в современном бою достигается совместными усилиями подразделений всех родов войск, специальных войск и тыла, а также всесторонним обеспечением боевых действий. Одним из важнейших видов боевого обеспечения является инженерное обеспечение.
Инженерное обеспечениеесть комплекс инженерных задач (мероприятий), проводимых в мирное и военное время с целью создания благоприятных условий для своевременного и скрытного развертывания подразделений (частей), проведения ими маневра и выполнения поставленных задач, повышения их защиты и устойчивости от всех средств поражений, а также нанесения потерь противнику и затруднения его действий, применением инженерных боеприпасов.
Подразделения (части) инженерных войск предназначены для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий (передвижения) подразделений (частей) родов войск, других специальных войск видов вооруженных сил и тыла. Они выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов.
Основные задачи инженерного обеспечения.
1). Инженерная разведка противника, местности и объектов.
2). Фортификационное оборудование оборонительных позиций опорных пунктов и районов обороны (районов развертывания пунктов управления, исходных районов, районов сосредоточения).
4). Подготовка (производство) разрушений.
6). Разминирование местности и объектов,
10). Полевое электроэнергетическое обеспечение войск.
11). Участие в противодействии системам разведки и наведения оружия противника, скрытии (маскировке), имитации подразделений (частей) и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действий.
12). Ликвидация последствий воздействия различных видов оружия противника и опасных факторов природного и техногенного характера.
Подразделения (части) родов войск, специальных войск, технического обеспечения и тыла самостоятельно осуществляют фортификационное оборудование занимаемых позиций и районов с возведением в них сооружений для ведения огня и наблюдения, укрытий для личного состава, вооружения, техники и запасов материальных средств. Они прикрывают заграждениями и маскируют занимаемые позиции и районы, преодолевают заграждения, разрушения и препятствия, оборудуют переправы через водные преграды вброд, по льду и под водой, десантные переправы на плавающей боевой технике, оборудуют и содержат пункты водообеспечения. Для выполнения задач ими используется инженерная техника, навесное бульдозерное и другое оборудование, табельные и типовые конструкции фортификационных сооружений, инженерные боеприпасы, табельные средства маскировки, минные тралы, средства добычи и очистки воды, шанцевый инструмент, Другое имущество и местные материалы.
Источник